Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ПРИ ОСВОЕНИИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМБИНАТАХ'

ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ПРИ ОСВОЕНИИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМБИНАТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.М. Мешков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ПРИ ОСВОЕНИИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМБИНАТАХ»

изменений в состоянии их здоровья и умственного развития, обеспечивая в то же время и необходимую успешность самих видов деятельности.

Таким образом, практическое внедрение системно-комплексного подхода в гигиенические исследования, направленные на решение вопросов регламентации различных видов деятельности школьников, может, по нашему мнению, не только повысить теоретико-практическую эффективность соответствующих работ и вытекающих из них рекомендаций, но и использовать все преимущества индивидуально-формирующего подхода в воспитании здорового, интеллектуально развитого и способного к различным видам человеческой деятельности подрастающего поколения.

В связи с этим, нам кажется, основной целью школьной гигиены должно являться всемерное содействие такому сочетанию индивидуально-личностных особенностей учащихся и сре-дово-социальных факторов, которое бы обеспечивало гармоничность биологического развития конкретного индивида на каждом этапе его развития и соответствующую успешность всех видов деятельности не только в настоящей социальной ситуации развития, но и в будущем.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.— Л., 1968.

2. Анохин П. К. Избранные труды: Философские аспекты теории фундаментальной системы.— М., 1978.

3. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности,— М., 1968.

4. Богданов А. А. Всеобщая организационная наука (Тектология).—СПб, 1912,— Ч. 1.

5. Боярский А. П. Гигиенические аспекты свободного вре-

мени школьников: Автореф. дис.... д-ра мед. наук.— М„ 1983.

6. Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей / Под ред. Г. Н. Сердюковской, А. Г. Сухарева.— М., 1986.

7. Данилина Л. Н. Возрастные особенности развития некоторых психических функций у школьников в связи с занятиями спортом: Дис. ... канд. пед. наук,— М., 1968.

8. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения,— М„ 1983.— Т. 1,— С. 285—286.

9. Мерлинг В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности,— Пермь, 1970,— С. 52.

10. Оганесян М. С. Гигиеническое обоснование нормирования циклических нагрузок для младших школьников: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— М., 1985.

11. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ,— М„ 1989.

12. Пономарев Я- А. 11 Системный подход к психофизиологической проблеме,— М., 1982,— С. 5—10.

13. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского.— М., 1987.

14. Работникова Л. В. // Гиг. и сан,—1987.—№ 5 — С. 88-89.

15. Сергета В. Н. Гигиенические основы оптимизации окружающей среды в детских внешкольных учреждениях: Автореф. дис. ...д-ра мед. наук.—Л., 1985.

16. Славин М. Б. Методы системного анализа в медицинских исследованиях.— М., 1989.

17. Солнцева Л. С. Влияние занятий некоторыми видами спорта на возрастную динамику объема внимания: Автореф. дис. ... канд. психол. наук.— М., 1973.

18. Тынтс М. Э. Изучение параметров внимания, памяти и психомоторики с учетом физической подготовленности и пола испытуемых: Автореф. дис. ... канд. пед. наук,— Тарту, 1975.

19. Фресс П., Пиаже Ж■ Экспериментальная психология: Пер. с франц.— М., 1966.— С. 325—428.

20. Цетлин В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение,— М., 1977.

21. Яппо Т. А. Гигиенические принципы организации вне-учебной деятельности учащихся: Автореф. дис.... канд. мед. наук,— М., 1969.

Поступила 21.06.90

© В. М. МЕШКОВ. 1991 УДК 371.7:371.381-621.3

В. М. Мешков

ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ПРИ ОСВОЕНИИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМБИНАТАХ

Киевский медицинский институт им. акад. А. А. Богомольца

Известно, что здоровье взрослого человека формируется в значительной степени в детском возрасте. Взгляд на подростков как на здоровый контингент неверен, поскольку среди них регистрируется большое количество отклонений в состоянии здоровья [3, 7].

В научной литературе представлены исследования, посвященные различным аспектам влияния профессионального обучения на организм подростков при освоении радио- и электротехнических профессий в условиях УПК, ПТУ и техникумов [1, 5, 9, 10]. Имеются единичные работы по

гигиеническому и физиологическому нормированию производительного труда здоровых подростков [2, 4, 6].

Целью настоящего исследования являлось изучение состояния здоровья старшеклассников при освоении электротехнических профессий в УПК и некоторых аспектов нормирования производительного труда подростков с отклонениями в состоянии здоровья в указанных профессиях.

В течение ряда лет мы анализировали состояние здоровья девушек-подростков 15—16 лет в процессе обучения в УПК. Санитарно-гигиенические

параметры в электротехнических цехах комбината находились на оптимальном уровне. При освоении электротехнической профессии девушки были заняты сборкой и намоткой катушек трансформаторов. Данная деятельность протекала в условиях монотонного технологического процесса и гипокинезии.

Подростки в УПК занимались один раз в неделю.

Политехнический практикум был построен по двухсменному принципу: с 9 до 14 ч 45 мин и с 15 до 20 ч.

Изучение состояния школьниц осуществляли по методу «копия-пара», т. е. по методу парных сочетаний уравновешенных групп (по 208 человек), состоящих из девушек 1 и 2 лет обучения в УПК, при освоении электротехнической профессии и швейного дела (контрольная группа).

Программа изучения состояния здоровья подростков включала в себя выкопировку данных из индивидуальной амбулаторной карты (формы 024/у, 025-1/у, 030/у), справок об освобождении от занятий, а также врачебных профессионально-консультативных заключений о пригодности к освоению электротехнической профессии.

Группировку данных о заболеваемости проводили в соответствии с Международной классификацией болезней (IX пересмотра) и методическими рекомендациями Минздрава СССР по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах.

Анализ хронической заболеваемости у школьниц по классам болезней свидетельствует о том, что первое место у будущих электромонтажниц и швей занимали болезни нервной системы и органов чувств (VI класс). Вместе с тем если у электромонтажниц она составляла 300 °/оо, то у швей была значительно ниже — 254 °/оо (р<0,001). По годам обучения особых различий в заболеваемости не наблюдалось. По удельному весу в данном классе заболеваний доминирующее положение занимали патология органов зрения, вегетососудистые дистопии, хронические отиты.

Второе ранговое место в обеих группах учащихся занимали болезни органов дыхания (VIII класс). Однако если у школьниц, осваивающих электротехническую специальность, эта заболеваемость была на уровне 196 °/оо, то у швей несколько выше — 239 % (р<0,05).. Значительный удельный вес в данном классе болезней з обеих группах приходился на хронический тонзиллит (соответственно 45,1 и 36,6%).

На третьем ранговом месте у будущих электромонтажниц находились болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (XIII класс) — 120 °/оо- При этом доминирующее положение здесь составляли сколиозы — 94,7 °/оо- У школьниц, осваивающих швейное дело, на третьем месте были болезни органов пищеварения (IX класс) — 194 °/оо. Удельный вес в структуре заболеваний данного класса занимали хронический холецис-

тит— 61,5% и хронический гастродуоденит — 15,4 %.

При анализе распределения диагнозов острой заболеваемости нами были получены следующие результаты. У девушек-подростков, осваивающих швейное дело и электротехническую профессию, преобладали ОРЗ, которые составляли соответственно 72,8 и 73,8 % (р>0,05). Далее следовали заболевания верхних дыхательных путей (фарингиты, ларингиты, ангины) — 10,3 и 15,4 % (р> >0,05). Обращает на себя внимание тот факт, что у будущих швей острых заболеваний глаз (конъюнктивиты) не было, а у электромонтажниц этот показатель составлял 2,4 %.

Анализ частоты острых заболеваний у девушек-подростков в обеих группах особых различий не выявил. Школьницы, которые болели не более 1 раза, составили 64,3—66,6 % (р>0,05), 2 раза— 26—30 %. Девушек-подростков, которые болели 3 раза, среди будущих электромонтажниц было в 2 раза больше, чем среди швей (р<0,001).

При изучении заболеваемости по справкам об освобождении от занятий было установлено, что число дней нетрудоспособности в период занятий в динамике двухлетнего обучения у электромонтажниц составил 568,9, а у швей — 554,0, средняя продолжительность одного случая — 74,6 и 71,6 дня соответственно.

По результатам анализа заболеваемости по количеству пропусков занятий у девушек обеих профессиональных групп особых различий не выявлено. Ведущее место среди заболеваний занимали ОРЗ и грипп, далее следовали заболевания органов дыхания, травмы.

Немаловажное значение при изучении уровня здоровья подростков в процессе профессионального обучения в УПК имеет распределение школьниц по группам здоровья.

Комплексная оценка состояния здоровья подростков показала, что в I группу здоровья входило 54 % будущих электромонтажниц и 58,6 % швей (/?>0,05). При анализе по годам обучения достоверных различий не установлено. Во II группе здоровья количество девушек-электромонтажниц составляло 16,7%, а швей — несколько меньше (р<0,05). К III группе здоровья относилось 24,5—25,5 % девушек и той, и другой профессии (р>0,05). Среди вошедших в IV группу здоровья девушек, осваивающих электротехническую специальность, было 5,4 %, школьниц, готовящихся стать швеями,— 8,6% (/?<0,05). Приведенный анализ структуры заболеваемости позволяет высказывать мнение о том, что у девушек-под-ростков, осваивающих электротехническую специальность, доминирующее положение занимали болезни нервной системы и органов чувств, затем следовали болезни органов дыхания и пищеварения. Вместе с тем у будущих швей (контрольная группа) ранговое распределение было несколько иным, что в определенной степени связано с механизмом комплектования учебных групп в

УПК. В структуре острой заболеваемости, показателях ее частоты и пропусков занятий особых различий не было. Комплексная оценка состояния здоровья девушек выявила, что около 30 % школьниц, осваивающих электротехническую профессию, имеют хроническую патологию в состоянии компенсации и снижение функциональных возможностей.

Изучение состояния здоровья работающих подростков, проведенное НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР [8], показало, что у 30,2 % подростков, работающих на предприятиях электротехнической промышленности, при медицинских осмотрах были обнаружены хронические заболевания.

Все изложенное выше диктует необходимость разработки профилактических мероприятий, направленных на оптимизацию профессионального обучения подростков данной категории.

Исследование характера производительного труда девушек-подростков при освоении электротехнических профессий, принципов нормирования труда позволило установить, что время, отводимое на учебно-производительную деятельность учащихся, устанавливается по нормочасам квалифицированного рабочего, по периодам обучения школьников. В настоящее время используется метод переводных коэффициентов. Расчет показывает, что из 219 ч, отведенных программой на практическое обучение, экскурсии и производительный труд на первом году обучения по электротехническому профилю, 77 % составляет время, которое каждый школьник использует на производительный труд, а 81,9 ч — это расчетное время, в течение которого эту работу смог бы осуществить рабочий II разряда при 100 % выполнении норм за 10,5 рабочего дня.

На основании шкалы поправочных коэффициентов мастера производственного обучения ставят учащимся оценку. В начале обучения (начало первого года обучения) норма времени учащегося превышает рабочее в 3,5 раза и постепенно снижается до 1. Переводной коэффициент, равный 1, показывает, что учащиеся к концу обучения должны выполнять норму взрослого рабочего базового предприятия.

При нормировании производительного труда используются также условные единицы [6].

Однако такой подход к нормированию производительного труда подростков не учитывает состояния здоровья школьников III—IV групп здоровья, когда имеет место снижение функциональных и компенсаторных возможностей организма [12].

Процессу трудового обучения старшеклассников свойственны определенные колебания продуктивности, обусловленные многообразными факторами, среди которых наибольшее значение имеют упражнения, врабатываемость, интенсивность волевых усилий, утомление. Такие колебания, присущие норме, отражают естественную пластич-

ность растущего организма. В отличие от этого в условиях хронической патологии наблюдается неадекватная лабильность, проявляющаяся либо в быстром угасании усилий, либо в резких и частых колебаниях их интенсивности.

Любая хроническая болезнь независимо от того, какова ее биологическая природа, приводит к снижению трудоспособности, ставит человека в психологически особые жизненные обстоятельства или, иначе говоря, создает особую социальную ситуацию для развивающейся психики подростка, обусловливает его социальную незащищенность. Это находит свое выражение в классической формуле «В здоровом теле — здоровый дух».

Результаты, полученные М. М. Орловой [11] при изучении психической деятельности больных с заболеваниями дыхательной системы, показали, что кратковременная память при обострении хронических заболеваний более чем на 50 % становится слабее в контрольной группе.

Поэтому при решении вопросов трудового воспитания необходим комплексный подход с учетом медицинского и психологического аспектов. Медицинский аспект включает в себя определение степени выраженности комплексной приспособляемости организма подростков; предсказание последствий возможного неблагоприятного влияния напряженности производительного труда, психологический аспект — определение функциональных резервов нервной системы, профессиональный интерес, уровень развития психомоторных, эмоционально-волевых особенностей (индивидуальных свойств личности).

В связи с вышеизложенным нормирование производительного труда подростков в условиях УПК можно представить схематической моделью математической зависимости, отражающей строго регламентированное увеличение количества производимой продукции с постепенным усложнением ее качества и четкой организацией обратной связи преподаватель — ученик с учетом функционального состояния организма и здоровья на всех этапах обучения:

3=Ф+Ну,

где 3 — уровень функционального состояния организма подростка, группа здоровья, коэффициенты; Ф и Н — описывают взаимосвязь в изучаемой системе функция — нагрузка; у — количество произведенной продукции.

При нормировании производительного труда подростков III и IV групп здоровья, на наш взгляд, возникла необходимость проведения коррекции ученической нормы в сторону ее снижения в пределах 10—20 %. Это позволит учитывать компенсаторные и функциональные возможности школьников и щадяще относиться к их здоровью, снизить психотравматизацию.

Таким образом, изложенное выше позволяет заключить, что изучение состояния здоровья де-

L

вушек-подростков, осваивающих электротехническую профессию, имеет существенное значение для разработки профилактических мероприятий и решения вопросов нормирования производительного труда, направленных на оптимизацию процессов адаптации к условиям обучения в УПК, особенно для школьников с отклонениями в состоянии здоровья.

Литература

1. Александрова Г. А. Гигиеническое обеспечение режима обучения девушек-подростков, осваивающих профессию сборщицы полупроводниковых приборов и микросхем: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— Ростов н/Д., 1983.

2. Антонов А. Ф. Нормирование производительного труда: Метод, рекомендации.— Ташкент, 1988.

3. Антонова А. Т., Левина Л. Г., Медицина Л. Б. и др. // Всероссийский съезд гигиенистов и санитарных врачей, 4-й: Материалы,— М., 1985,— С. 19—22.

4. Байбикова Л. С., Белякова Н. П., Карасик В. £., Фе-

тисова Л. А. // Гиг. и сан,— 1989,—№ 5,—С. 10—14.

5. Берзинь В. И., Татаренко К■ В. Санитарно-гигиенический контроль за организацией профессионального обучения в техникумах радиотехнического профиля: Метод, рекомендации.— Киев, 1986.

6. Дронов И. С., Жижин К. С., Сидоренко Ю. А. // Гиг. и сан,— 1990,— № 3.— С. 34—36.

7. Кардашенко В. Н., Суханова В. С. // Сов. здравоохр.— 1990.— № 1.— С. 55—56.

8. Клиника заболеваний, физиология и гигиена подросткового возраста // Под ред. Г. Н. Сердюковской и др.— М., 1979.

9. Мешков В. М., Сергета В. Н., Перейма В. Я• и др. // Гиг. и сан,— 1981.—№ 1,—С. 21—25.

10. Николаева М. А. Гигиеническая оценка условий труда и состояния здоровья работниц, занятых сборочными операциями в электронном приборостроении: Автореф. дис. ... канд. мед. наук,— Л., 1990.

11. Орлова М. М. Условия формирования изменения личности у больных с заболеваниями легких: Автореф. дис. ... канд. мед. наук,— М., 1983.

12. Физическая тренировка в группах здоровья / Ракнтн-на Р. И., Бованенко В. В., Буткевич Г. А., Воскресенский Б. М.— Киев, 1989.

Поступила 16.08.90

Радиационная гигиена

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1991 УДК 615.03:615.849.1.015.3.07

И. Э. Бронштейн, В. И. Фоминых, О. В. Лебедев, Р. Ф. Кононова, В. А. Алексеева,

С. А. Федина, Н. Д. Виллевальде

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕРМОЛЮМИНЕСЦЕНТНЫХ ДОЗИМЕТРОВ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ НИЗКОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЕНТГЕНОВСКОГО И ГАММА-ИЗЛУЧЕНИЯ

Ленинградский НИИ радиационной гигиены Минздрава РСФСР; ВНИИ метрологии им. Д. И. Менделеева

Вопрос о радиационной безопасности и дозиметрическом контроле источников длинноволнового рентгеновского излучения уже в течение ряда лет привлекает к себе внимание специалистов [2]. Со временем число таких источников в промышленности и научных учреждениях не сокращается, а применение их в коммунальной сфере растет [11].

Рентгеновские аналитические установки широко используются в научных исследовательских лабораториях и учебных учреждениях. В настоящее время они также применяются в промышленных лабораториях для контроля качества материалов и изделий. Типы установок и сам рабочий процесс могут быть чрезвычайно разнообразными в зависимости от специфики решаемых задач.

Наиболее сложно обеспечить радиационную безопасность персонала на установках рентгено-структурного и рентгеиоспектрального анализов, где такие операции, как юстировка и настройка, проводятся при снятой защите тракта пучка излучения [2, 9]. Имеется довольно большая статистика аварийных облучений на этих уста-

новках, при которых эквивалентные дозы облучения кожи составляют от единиц до десятков зиверт. Эквивалентные дозы облучения кистей рук персонала при обычных условиях работы зависят от частоты проведения юстировки и настройки, которая в зависимости от требуемой точности измерений варьирует от 1—2 раз в год до нескольких раз в день. При большой частоте этих операций величина эквивалентной дозы может приближаться к предельно допустимой, а в отдельных случаях превышать ее [2].

Воздействующее на кожу рук излучение — это в основном характеристическое излучение материала анода рентгеновской трубки и краев щели коллиматора, энергия которого при напряжении на аноде от 10 до 70 кВ может находиться в диапазоне от 5,4 (хром) до 22,1 кэВ (серебро). Более часто применяется медь с энергией излучения 8,04 кэВ. В аварийных ситуациях, связанных с попаданием рук в прямой пучок, помимо характеристического, на кожу воздействует тор-' мозное излучение, эффективная энергия которого в зависимости от анодного напряжения может со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.