Научная статья на тему 'ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

рию «пригодных». «Непригодным» рекомендуется избрать себе другую профессию, не связанную со спецификой подземного труда в угольной шахте. Предлагаемые критерии апробированы в одном из горных училищ Донецка. Дифференцированный прием подростков в СПТУ для обучения профессии МПУ повышает эффективность обучения, уменьшает отсев их из училищ, улучшает состояние здоровья.

Литература

1. Абросимова Л. И., Юрко Г. П. // Охрана здоровья детей,— М., 1979.— Вып. 7,— С. 73—90.

2. Антонова Л. Т. // Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте.— М., 1979.— С. 19—44.

3. Бебых В. П. Условия труда и психофизиологические критерии профессиональной надежности машинистов шахтных подъемных машин: Автоэеф. дис. ... канд. биол. наук.— 1986.

4. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок.— М., 1980.

5. Горелова Б. Л. Рабочая книга по прогнозированию.— М.. 1982,— С. 180-195.

6. Карцев И. Л., Халдеева Л. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям.— М., 1977.

7. Коваль В. И., Павлович К■ Э. Совершенствование профориентации и профотбора молодежи на рабочие профессии. - Л., 1986,— С. 45—52.

8. Круглова И. И. Влияние комплекса производственных факторов малой интенсивности и монотонин на организм учащихся ТУ, осваивающих профессию химического профиля: Автореф. дис. ... канд. биол. наук.— М., 1985.

9. Методические рекомендации по определению санитарных характеристик основных рабочих профессий угольных шахт.— Донецк, 1983.

10. Перечень медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков профессиям угольной и др. отраслей промышленности.— М.. 1988.— Сб. 2, вып. 4.

11. Родионова Т. А. Физиологические и гигиенические предпосылки адаптации подростков к профессиям текстильной промышленности: Автореф. дис. ... канд. биол. наук.— М„ 1985.

12. Сухарева Л. М. // Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков.— М., 1984.— С. 38—40.

Поступила 29.08.90

Summary. Professiographic analysis of the labour in coal mining resulted in the model for forecast of successful vocational education for the machinists of underground instolations and allowed the differential admission to mining special vocational schools to carry out.

© В. И. ИВЛЕВ, 1991 УДК 371.7

В. И. И елее

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ школьников

Карагандинский педагогический институт

Проблема организации и нормирования различных видов деятельности школьников — одна из центральных в системе воспитания гармонично развитого подрастающего поколения, и ее решению посвящено значительное число гигиенических исследований. Вместе с тем в ней имеется, на наш взгляд, ряд методологических аспектов, которые в значительной мере определяют теоретико-практическую эффективность соответствующих рекомендаций и поэтому нуждаются в дальнейшем обсуждении и совершенствовании. Привлечь внимание к этим аспектам и было целью настоящей работы.

Вся жизнь человека представляет собой чередование различных видов деятельности [8]. При этом на каждом этапе онтогенеза человека можно и нужно выделять основной, ведущий вид деятельности, который обусловливает главнейшие изменения личности на данной стадии ее развития. В этом плане общеизвестно, что на этапе школьной зрелости человека основным видом его деятельности является учение. Оно не только обусловливает формирование школьников, требует наибольших затрат времени, но и определяет значимость каждого учащегося в конкретной социаль-

ной ситуации его развития. Последнее играет настолько важную роль, что ряд психологов называют учение основной социальной функцией школьников.

Оценка этого вида деятельности школьников осуществляется по степени успешности учения, которая представляет собой конечный результат сложного взаимодействия большого числа психо-лого-педагогических, медико-биологических, социальных и других факторов. Значительное влияние на нее оказывают и различные виды вне-учебной деятельности [14, 15].

Именно поэтому гигиеническая оценка и нормирование внеучебной деятельности школьников должны непременно осуществляться при контроле за успешностью их учения. Следует отметить при этом, что бюджет внеучебного времени отдельных школьников распределяется по-разному. Одни занимаются физической культурой и спортом, другие продолжают учение в музыкальных, художественных и других школах, третьи посещают факультативные занятия по школьным предметам, четвертые — кружки по интересам при Дворцах пионеров, домоуправлениях и пр. Немалая часть школьников вообще не имеют в бюджете своего

внеучебного времени каких-либо организованных форм деятельности. Но абсолютно все школьники имеют еще один вид внеучебной деятельности, имманентно связанный с учением,— это подготовка домашних заданий.

Все указанные виды деятельности школьников настолько структурно и функционально связаны между собой, что их изучение и нормирование в отрыве друг от друга, по нашему мнению, могут иметь место лишь при решении локальных задач. Решение же проблемы нормирования режимов деятельности школьников в силу их органического единстза должно проводиться комплексно с учетом их взаимовлияния, взаимозаменяемости и обусловленности.

Вместе с тем только так понимать комплексность организации исследований в обсуждаемой области науки было бы слишком просто. Комплексный подход к нормированию основных видов деятельности школьников должен предусматривать также и комплексное изучение самого субъекта исследования. Сам по себе школьник представляет собой сложнейшую систему взаимодействия его многочисленных качеств и свойств. Целостность человеческого организма является его специфическим качеством [1].

Однако данное положение до сих пор практически не выполняется. Большинство, гигиенических рекомендаций основано не на закономерностях функционирования такой системы, как «школьник», а на поведенческих реакциях его отдельных, органов и систем, отражающих ту или иную сторону индивида.

Касаясь этого вопроса, необходимо отметить, что все свойства и качества человека в той или иной степени предопределены генетически, но формируются только в деятельности и различных условиях окружающей среды [6, 9]. Формируясь в деятельности, они в свою очередь обеспечивают и ее успешность. Но, как отмечается в [13], всестороннее и гармоничное развитие личности на разных этапах ее существования не может определяться лишь одним «ведущим» видом деятельности. Любой отдельно взятый вид деятельности оказывает влияние не только на наиболее связанные с ним функциональные параметры («профессионально значимые качества»), но и на уровни развития функций других органов и систем человека, которые находятся также в постоянном взаимодействии и обусловленности. В связи с этим неизбежно и то, что успешность любого вида деятельности школьника, в том числе и его основной социальной функции, определяется достигнутым уровнем развития не только профессионально значимых качеств, но и всех других свойств и качеств индивида и личности. Насколько данное положение правомерно в отношении различных видов деятельности школьников, еще предстоит решить.

Однако, рассматривая данный вопрос с пози-

ций научного анализа, уже в настоящее время следует отметить следующее.

Нормирование, в частности, времени подготовки школьниками домашних заданий [3] базировалось в основном на физиологии умственного утомления и работоспособности учащихся. Поэтому рекомендуемые параметры не являются нормами как таковыми. Они представляют собой однократно допустимое время подготовки домашних заданий, затраты которого еще не будут приводить к явлениям умственного утомления. Но это, на наш взгляд, совсем не означает, что рекомендуемые параметры отражают и общее допустимое время подготовки домашних заданий. Общеизвестно, что величины этого времени, обеспечивающие успешность этого и учебного видов деятельности, зависят от многих факторов и далеко не последнюю роль среди них играют достигнутые в этот период жизни уровни развития психических качеств учащихся, состояние здоровья и уровни «тренированности», степень предыдущей подготовки и подготовленности вообще, мотивации, способы их разрешения и проч. Поэтому в каждом конкретном случае время подготовки школьниками домашних заданий должно устанавливаться индивидуально и для целей достижения успеха вполне может, по нашему мнению, превышать существующие рекомендации. При этом, естественно, с учетом известных закономерностей динамики умственной работоспособности необходимо вносить в это время достаточно длительные перерывы в работе, которые следует заполнять другими видами деятельности.

Насколько это приемлемо и какую роль в этом могут и должны играть занятия физической культурой и спортом, а также другие указанные выше организованные виды внеучебной деятельности школьников, еще предстоит выяснить.

Касаясь вопросов нормирования этих видов деятельности [5, 10, 21], нельзя не отметить также, что их решение осуществлялось без достаточного учета взаимоотношений, влияния на учебную деятельность и развитие психических качеств учащихся, обеспечивающих ее успешность. По данным [19, 20], к этим качествам прежде всего относятся различные свойства внимания, особенности мышл'ения и памяти, степень интеллектуального развития. Данный вопрос приобретает особую важность потому, что формирование этих психических качеств происходит в той или иной степени под влиянием практически всех видов деятельности, а уровни их развития оказывают влияние на успешность не только учения школьников, но и всех других видов деятельности. В частности, авторы [7, 17] обнаружили влияние ряда психических качеств на успешность формирования двигательных навыков и поэтому М. Э. Тынтс [18] считает необходимым при организации физкультурно-спортивной деятельности человека уделять внимание не только вопросам функциональной и технической подготов-

ленности занимающихся, но и целенаправленному развитию у них внимания и памяти.

Следовательно, все основные виды деятельности школьников (они же являются и мощными авторами среды) и сам школьник во всем многообразии его качеств и свойств настолько тесно увязаны между собой, что их раздельный анализ не может дать истинную картину поведения всей системы, а это в свою очередь обусловливает необходимость системного подхода к интерпретации результатов комплексных исследований. Следует отметить при этом, что практическое внедрение системного анализа в медицинские исследования значительно облегчается в связи с выходом монографии [16].

Преимущества системного анализа результатов исследований неоспоримы, так как поведение любой функциональной системы не может быть сведено к свойствам отдельных входящих в нее элементов [4]. Случаи же, когда та или иная система представляет собой «сумму» своих составляющих частей, есть редчайшее исключение [11]. Системный подход по своей сути является прежде всего деятельностным. Он не только предъявляет совершенно новые требования к методологии науки [12], но и позволяет установить истинную картину функционирования любой системы, прогнозировать динамику ее поведения, а также, целенаправленно изменяя степень выраженности отдельных элементов, добиваться их гармоничного взаимосодействия и развития во всей рассматриваемой системе.

Практически, чтобы получить определенную модель какой-либо функциональной системы, необходимо придать ей конкретное содержание, т. е. наполнить необходимыми элементами системы. При этом, как отмечает П. К. Анохин [2], все функциональные системы независимо от уровня своей организации и количества составляющих компонентов имеют принципиально одну и ту же функциональную архитектуру, в которой результат служит доминирующим фактором, стабилизирующим организацию системы. Именно поэтому поиск и формулировка системообразующего фактора является ключевой проблемой системного подхода.

Рассматривая данные положения с позиций гигиенического нормирования различных видов деятельности школьников, следует отметить, что в качестве системообразующих факторов могут быть приняты, по нашему мнению, такие элементы системы школьник—режимы деятельности, как время занятий физической культурой и спортом, любыми другими организованными видами внеучебной деятельности, а также время подготовки домашних заданий. При наполнении содержания данных систем необходимо неукоснительно выполнять лишь одно требование — системообразующий фактор должен иметь функциональные связи со всеми существенными для анализа элементами системы. Данный путь нормиро-

вания, по нашему мнению, является более экономичным и эффективным, так как не требует анализа поведения отдельных признаков и позволяет установить необходимые границы системообразующего фактора при оптимальных значениях и сочетании всех элементов системы.

Однако следует обратить внимание на то, что любое нормирование основано на проведении массовых исследований и поэтому любые нормативы и рекомендации имеют прежде всего общественный характер и рассчитаны на среднестатистического человека — школьника. И то, что они оптимальны для большинства школьников, входящих в диапазон принятых статистических отклонений, совершенно не означает, что они в той же мере приемлемы и для других. Гетерохронизм является не только общей закономерностью роста и развития детей и подростков, но и частной особенностью каждого конкретного индивида по отношению к остальным. Поэтому разрабатываемые нормативы могут быть для определенной части учащихся лишь допустимыми, а для некоторых из них, имеющих различную степень развития жизнеобеспечивающих функций, проживающих в различных условиях природной и социальной среды и проч.,— даже и приемлемыми вообще.

В связи с этим усилия специалистов в области регламентирования различных видов деятельности школьников надлежит направить на разработку не только эффективных форм, методов и путей оптимизации использования в научных исследованиях широкого системно-комплексного подхода, но и на основе такого подхода способов, позволяющих вносить научно обоснованные коррективы в соответствующие рекомендации, исходя из индивидуально-личностных особенностей школьника. Это возможно, на наш взгляд, только на основании выявленных закономерностей поведения и функционирования всей системы школьник — режимы деятельности на каждом возрастном этапе развития. При этом в качестве системообразующего фактора, на наш взгляд, должна быть принята успешность учения школьников, а в качестве элементов системы — основные виды его деятельности, здоровье, умственное развитие и наиболее важные личностные качества. Уровни успешности учения при этом могут служить критериями оценки гармоничности функционирования всей рассматриваемой системы.

Знание общих закономерностей поведения данной системы позволит школьным психологу и врачу, а в средних и старших классах и самим учащимся при помощи родителей проводить контроль за степенью гармоничности сочетания у каждого школьника индивидуально-личностных качеств и основных видов деятельности, вносить при необходимости соответствующие, коррективы в эту деятельность и тем самым добиваться при активном участии школьников желательных

изменений в состоянии их здоровья и умственного развития, обеспечивая в то же время и необходимую успешность самих видов деятельности.

Таким образом, практическое внедрение системно-комплексного подхода в гигиенические исследования, направленные на решение вопросов регламентации различных видов деятельности школьников, может, по нашему мнению, не только повысить теоретико-практическую эффективность соответствующих работ и вытекающих из них рекомендаций, но и использовать все преимущества индивидуально-формирующего подхода в воспитании здорового, интеллектуально развитого и способного к различным видам человеческой деятельности подрастающего поколения.

В связи с этим, нам кажется, основной целью школьной гигиены должно являться всемерное содействие такому сочетанию индивидуально-личностных особенностей учащихся и сре-дово-социальных факторов, которое бы обеспечивало гармоничность биологического развития конкретного индивида на каждом этапе его развития и соответствующую успешность всех видов деятельности не только в настоящей социальной ситуации развития, но и в будущем.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.— Л., 1968.

2. Анохин П. К. Избранные труды: Философские аспекты теории фундаментальной системы.— М., 1978.

3. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности,— М., 1968.

4. Богданов А. А. Всеобщая организационная наука (Тектология).—СПб, 1912,— Ч. 1.

5. Боярский А. П. Гигиенические аспекты свободного вре-

мени школьников: Автореф. дис.... д-ра мед. наук.— М„ 1983.

6. Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей / Под ред. Г. Н. Сердюковской, А. Г. Сухарева.— М., 1986.

7. Данилина Л. Н. Возрастные особенности развития некоторых психических функций у школьников в связи с занятиями спортом: Дис. ... канд. пед. наук,— М., 1968.

8. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения,— М„ 1983.— Т. 1,— С. 285—286.

9. Мерлинг В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности,— Пермь, 1970,— С. 52.

10. Оганесян М. С. Гигиеническое обоснование нормирования циклических нагрузок для младших школьников: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— М., 1985.

11. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ,— М„ 1989.

12. Пономарев Я- А. 11 Системный подход к психофизиологической проблеме,— М., 1982,— С. 5—10.

13. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского.— М., 1987.

14. Работникова Л. В. // Гиг. и сан,—1987.—№ 5,— С. 88-89.

15. Сергета В. Н. Гигиенические основы оптимизации окружающей среды в детских внешкольных учреждениях: Автореф. дис. ...д-ра мед. наук.—Л., 1985.

16. Славин М. Б. Методы системного анализа в медицинских исследованиях.— М., 1989.

17. Солнцева Л. С. Влияние занятий некоторыми видами спорта на возрастную динамику объема внимания: Автореф. дис. ... канд. психол. наук.— М., 1973.

18. Тынтс М. Э. Изучение параметров внимания, памяти и психомоторики с учетом физической подготовленности и пола испытуемых: Автореф. дис. ... канд. пед. наук,— Тарту, 1975.

19. Фресс П., Пиаже Ж■ Экспериментальная психология: Пер. с франц.— М., 1966.— С. 325—428.

20. Цетлин В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение,— М., 1977.

21. Яппо Т. А. Гигиенические принципы организации вне-учебной деятельности учащихся: Автореф. дис.... канд. мед. наук,— М., 1969.

Поступила 21.06.90

© В. М. МЕШКОВ, 1991 УДК 371.7:371.381-621.3

В. М. Мешков

ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ПРИ ОСВОЕНИИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМБИНАТАХ

Киевский медицинский институт им. акад. А. А. Богомольца

Известно, что здоровье взрослого человека формируется в значительной степени в детском возрасте. Взгляд на подростков как на здоровый контингент неверен, поскольку среди них регистрируется большое количество отклонений в состоянии здоровья [3, 7].

В научной литературе представлены исследования, посвященные различным аспектам влияния профессионального обучения на организм подростков при освоении радио- и электротехнических профессий в условиях УПК, ПТУ и техникумов [1, 5, 9, 10]. Имеются единичные работы по

гигиеническому и физиологическому нормированию производительного труда здоровых подростков [2, 4, 6].

Целью настоящего исследования являлось изучение состояния здоровья старшеклассников при освоении электротехнических профессий в УПК и некоторых аспектов нормирования производительного труда подростков с отклонениями в состоянии здоровья в указанных профессиях.

В течение ряда лет мы анализировали состояние здоровья девушек-подростков 15—16 лет в процессе обучения в УПК. Санитарно-гигиенические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.