Научная статья на тему 'Изучение проблемы психологических особенностей преступности несовершеннолетних'

Изучение проблемы психологических особенностей преступности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1558
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ANTISOCIAL BEHAVIOR / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / CHARACTER ACCENTUATION / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сергеева А.И., Петрова Е.Г.

В статье рассматриваются особенности подросткового возраста, психологические характеристики отклоняющегося поведения. Подведены итоги проведенного исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сергеева А.И., Петрова Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF CRIMES OF CRIMINAL JEWS

In the article features of adolescence, psychological characteristics of deviant behavior are considered. The results of the conducted research are summarized

Текст научной работы на тему «Изучение проблемы психологических особенностей преступности несовершеннолетних»

Рис.4. Демонстрация сигнала самодельного микрофона.

Если микрофон поместить на динамик работающего звуковоспроизводящего устройства (плеер, сотовый телефон, работающий в режиме радиоприемника и др.), то при подключении его выходов к усилителю низкой частоты (рис.5) можно услышать звуковой сигнал от такого самодельного микрофона.

Рис.5. Схема демонстрации преобразования звуковых колебаний в электрические с помощью самодельного микрофона. Таким образом, даже при отсутствии промышленно изготовленного капсюля угольного микрофона, можно провести демонстрацию принципа работы угольного микрофона. Важным фактором является то, что учащиеся могут самостоятельно в домашних условиях изготовить такого рода модель микрофона

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6 - 7 классах средней школы. Кн. для учителя.2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, -. 1985.- 175 с.

2. Мамзелев И. А., Капелин Г.Г. Основы радиоэлектроники. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 7 -8 классов. - М.: Просвещение, - 1978. - 156 с.

3. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика 11. - М.: Просвещение, -2014.- 400с.

4. Пестриков В.М. Основы схемотехники и секреты электрических схем - М.: Наука и Техника, - 2001 - 430 с.

5. Сёмин В.Н., Донских С.А., Котов В.Н. Методические аспекты темы: «Принципы радиосвязи и телевидения» в школьном учебном процессе // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2017.- № 2. - С. 236 - 241.

6. Симоненко В.Д. «Технология 9 класс». Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. М: Вентана-Граф, 2006. - .272 с.

7. Стандарт основного образования по физике :http://edu54.ru>sites/default/files/userfiles/ 18.doc.

А.И. Сергеева, Е.Г. Петрова

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕСТУПНОСТИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности подросткового возраста, психологические характеристики отклоняющегося поведения. Подведены итоги проведенного исследования.

Ключевые слова: Антисоциальное поведение, акцентуации характера, подростковый возраст.

A.L Sergeeva, E.G. Petrova

STUDY OF THE PROBLEM OF PSYCHOLOGLCAL PECULLARLTLES OF CRIMES

OF CRLMLNAL JEWS

Annotation. In the article features of adolescence, psychological characteristics of deviant behavior are considered. The results of the conducted research are summarized.

Key words: Anti-social behavior, character accentuation, adolescence.

За последние годы в средствах массовой информации все чаще придаются огласке ситуации, демонстрирующие подростковую жестокость и антисоциальное поведение.

В юридической психологии особое внимание уделяется преступности несовершеннолетних. Связанно это прежде всего с тем, что от решения данной проблемы зависит охрана жизни и здоровья граждан, формирование и развитие подрастающего поколения, а значит и судьба государства в целом. Большая роль в борьбе с первичной преступностью отводится профилактической работе с несовершеннолетними, она составляет около 70% всего объема работы.

Несмотря на то, что преступность несовершеннолетних считается составной частью преступности вообще, она имеет свои специфические особенности и черты и требует рассмотрения в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения.

Для преступности несовершеннолетних, в сравнении со взрослой, характерна более интенсивная динамика. Рассматриваемая нами криминогенно активная часть населения зачастую даже после достижения совершеннолетия продолжает свою преступную деятельность.

Имеющиеся у подростка недопонимание с родителями, проблемы в школе, отсутствие социально полезного окружения и досуга влекут за собой тенденцию к усилению влияния криминального авторитета. Почвой для роста подростковой преступности является семейная деприва-ция, педагогическая запущенность, безнаказанность и упущения правоохранительных органов в работе по предупреждению правонарушений среди подростков.

Диагностика личностных особенностей несовершеннолетних носит крайне важный характер. Подростковый возраст является фундаментом в становлении и развитии личности и от того, какие личностные особенности несовершеннолетних сформируются в данном периоде, будет зависеть то, каким он станет человеком и какое будущее его ждет. Мы предполагаем, что, зная и учитывая личностные особенности несовершеннолетних, можно предотвращать возникновение у них антисоциального поведения.

Активные противоправные и криминальные деяния несовершеннолетних представляют серьезную опасность для социума. Преступления подростков редко бывают случайными, в основном подобные деяния сводятся к склонностям и устойчивым позициям антиобщественного поведения.

В связи с тенденцией к омоложению преступности особое внимание должно уделяться так называемой группе риска. В данный спектр попадают молодые люди, для которых характерны следующие поведенческие особенности:

• демонстрация непринятия общепринятых норм поведения;

• пристрастие к пагубным привычкам и азартным играм;

• систематические побеги из дома и учебно-воспитательных учреждений и бродяжничество;

• половая распущенность и ранние связи;

• регулярное проявление мстительности, грубости и агрессии, даже в бесконфликтной ситуации;

• культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся успехами в учебе, дисциплинированным поведением;

• присвоение всего, «что плохо лежит», что можно безнаказанно отнять у слабого [2].

Расширяется социальная база для пополнения групп риска за счет безработных, подростков,

занимающихся мелким бизнесом, несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, юношей, демобилизованных из армии и не нашедших себе места в жизни, подростков из малообеспеченных и обнищавших семей.

В своих трудах М.А. Соловьева, анализируя результаты исследования преступности несовершеннолетних, акцентирует внимание на том, что существенная часть преступлений подростков осуществляется в соучастии со взрослыми преступниками. Получается, что происходит своего рода обучение подрастающего поколения и передача преступного опыта. Являясь составной частью преступности, преступность несовершеннолетних имеет свои специфические особенности и рассматривается как автономный объект криминологического изучения [5].

В криминологии наиболее часто применяется структурный анализ преступности подростков, который используют применительно к следующим видам преступлений:

• умышленное убийство;

• причинение тяжких телесных повреждений;

• изнасилование;

• разбой;

• грабеж;

• кража личного имущества;

• хулиганство;

• кража государственного и общественного имущества.

В данной возрастной категории проявляется чрезмерная категоричность суждений, эмоциональная неустойчивость, неумение спрогнозировать ситуацию и последствия с учетом всех обстоятельств. Преступные деяния совершаются с особой озлобленностью и жестокостью по отношению к своим жертвам [1].

Важную роль в формировании социального поведения играют воспитание подростка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку. Согласно наблюдениям М. Мид, на уровень агрессивной предрасположенности оказывают влияние определенные факторы. Один из самых важных - поведение родителей и отношения в семье. Согласно психологическим исследованиям, стимулирующим фактором развития черствости и жестокости является наличие глобальных проблем в межличностных взаимоотношениях подростка со взрослыми, в первую очередь, с родителями. Недоброжелательность или неприязнь со стороны родителей порождает неосознаваемую враждебность у детей [4].

Отсутствие эмоционального комфорта в семье и образовательной среде формирует желание восполнить нехватку полноценного личностного контакта. Большая роль в этом случае отводится товарищеской группе, в которой происходит социализация подростка. Риск формирования криминальной личности возникает в случае попадания индивида под дурное влияние окружающих, проповедующих деморализованный образ жизни. Ощущая себя «принятыми» в такой группе, подростки чувствуют себя в ней комфортно и в большинстве случаев не желают ее покидать. Они закрепляются в ней и стараются не придавать значения безнравственному, а иногда даже и противоправному поведению, которое пока еще противоречит их личным взглядам и убеждениям [1].

Постоянное пребывание деморализованных подростков в криминогенной группе приводит к тому, что она становится для них специфической средой, которая, будучи в значительной мере изолированной от воспитательного воздействия общественных институтов (семья, школа), дает возможность подросткам беспрепятственно прибегать к курению, алкоголю и наркотикам, проводить время в соответствии со сложившейся искаженной системой нравственных убеждений и интересов, самоутверждаться за счет антисоциальных действий.

А.Е. Личко описал ряд психологических особенностей, характерные для каждой возрастной группы.

1. Реакции группирования со сверстниками - инстинктивное тяготение подростков к объединению со сверстниками. Для подростковых групп характерна однородная направленность, территориальная общность, наличие элементарной символики (понятный только им «язык», клички, особые отметки). Большое значение имеет влияние, которое оказывают друг на друга участники группы.

2. Реакция оппозиции, заключающаяся в активном протесте против чрезмерных требований, предъявляемых к подростку. Также данное проявление наблюдается у подростков при резком снижении привычного внимания со стороны родителей или близких лиц. Диапазон проявления весьма обширный: от прогулов школы и побегов из дома до правонарушений и самоубийства.

3. Реакция имитации понимается как подражание конкретному лицу или образу. Далеко не всегда объектом подражания является положительная личность, это может быть и отрицательный «герой», преуспевающий в сфере преступности.

4. Реакция компенсации может проявиться у подростка в желании компенсировать свои слабости за счет проявления других сильных сторон. К сожалению, нередки случаи, когда данная компенсация восполняется озорными, а то и безрассудными действиями, граничащими с хулиганством [3].

На формирование отклоняющегося поведения подростков влияют определенные личностные особенности несовершеннолетних. Фиксируется высокая готовность к асоциальному реагированию на неблагоприятные условия у подростков с акцентуациями характера. Под акцентуацией характера несовершеннолетних понимается крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

А.Е. Личко в своих исследованиях приводит следующую статистику частоты вовлечения вышеперечисленных типов акцентуации в девиантное поведение:

• неустойчивый тип 76 % ;

• эпилептоидный - 61 %;

• истероидный - 52 %;

• шизоидный - 44 %;

• гипертимный - 36 % ;

• лабильный - 36 % [3].

Каждый перечисленный нами тип акцентуаций характера имеет свои особенности проявления делинквентного поведения. Например, у неустойчивых обнаруживается два возрастных пика отклоняющегося поведения: первый совпадает с переходом в 4 - 5 классы школы (смена системы обучения), другой связан с окончанием девятилетнего образования и переходом в следующее звено образования. Делинквентность неустойчивых в 90 % случаев сочетается с ранней алкоголизацией. У гипертимов начало делинквентности в 50 % случаев падает на предподростковый возраст - 10 - 12 лет. Период отклоняющегося поведения у истероидного типа варьируется от 10 до 15 лет: проявляется склонность к воровству, мошенничеству, хулиганским поступкам. У эпилептоидов начало проявления делинквентности сходно с таковыми у неустойчивых, однако для них более типичны драки, жестокие избиения. Начало отклоняющегося поведения у шизоидов в 60 % случаев относилось к более старшему подростковому возрасту - к 15 - 16 годам. Они более склонны к сексуальным правонарушениям [3].

Рассматривая причины подростковых правонарушений, необходимо ознакомиться с существующими мотивами данных деяний.

Согласно научным трудам А.Е. Личко, мотивы одинаковых правонарушений рассмотренных ранее акцентуантов могут быть совершенно разными. Рассмотрим такое правонарушение, как кража:

• неустойчивый подросток - для такого типа акцентуации кража - это способ раздобыть средства для удовольствий и развлечений;

• кража гипертимного подростка - возможность продемонстрировать сверстникам свою смелость и превосходство;

• воровство у эпилептоида - в первую очередь присвоение материальной ценности, но иногда и сам риск, так называемые острые ощущения в процессе совершения кражи, доставляющие им наслаждение.

• для шизоидов характерны "символические" кражи, к ним можно отнести: присвоение предметов, принадлежащих объекту тайного обожания, кражи во имя "восстановления справедливости" или в целях пополнения собираемой коллекции.

В большинстве случаев подростки совершают преступления под давлением «морали» группы или давлением ее участников. Стремясь получить одобрение друзей и заслужить «авторитет» среди своих, подросток готов на самые разные, даже несвойственные ему поступки [3].

В криминогенной группе многостороннее влияние на ее членов оказывается за счет специфических механизмов. Именно сообщество формирует основные взгляды и установки, сводящиеся к зарождению преступного поведения. Происходит это не столько при помощи определенного целенаправленного воздействия, сколько путем " навязывания" безнравственных и преступных норм поведения. Даже если подросток, попавший в такую группу, придерживается другой системы ценностей и нравов, преступление он может совершить вопреки им, находясь под групповым давлением. Психологическим механизмом, с помощью которого группа оказывает давление на своего члена, является конформизм. Группы, имеющую ярко выраженную антисоциальную направленность, характеризуются более жестким конформизмом в ней. Посредством конформизма вначале осуществляется частичная идентификация подростка с криминогенной группой, при которой он только внешне подчиняется нормам группы. Впоследствии она переходит в полную, жесткую идентификацию, при которой подросток усваивает ценности, взгляды, нормы группы. Идентификация несовершеннолетнего с вышеупомянутой группой влечет за собой ослабление внутреннего самоконтроля и снижение чувства ответственности. В основе этого явления лежат так называемые механизмы психологической защиты, которые снижают, нейтрализуют или вовсе снимают социальный контроль, его барьерное, тормозящее действие. Именно на этой основе происходит самоопределение и внутреннее высвобождение от ответственности за совершаемое и совершенное преступление [4, 5].

В случае демонстрации антисоциального и преступного поведения к конформизму добавляется подражание, предполагающее принятие манеры поведения, действий и поступков, характерных для представителей криминальной группы.

Для насильственной мотивации несовершеннолетних характерна высокая эмоциональность и ситуативность. В структуре побуждений этой мотивации доминирует потребность к самоутвер-

ждению. Типичной мотивацией для подростка является самоутверждение через насилие, которое нередко сочетается с особой жестокостью [6,7].

Потребность в самоутверждении свойственна каждому человеку, однако именно в подростковом возрасте она проявляется наиболее ярко. Она может проявляться во внешних, иногда нелепых формах, таких как экстравагантность в одежде и манере поведения, бравада по отношению к общепринятым нормам. К сожалению, удовлетворение вышеупомянутой потребности у социально запущенных подростков затруднено, а в некоторых случаях и вовсе невозможно, поэтому они осуществляют это путем совершения противоправных преступлений.

Если трудновоспитуемый подросток не может добиться утверждения своей личности адекватным способом (признание в семье, достижение успехов в школе, среди одноклассников), у него возникает фрустрация. Появившееся нервно - психическое напряжение требует разрядки и проявляется, как правило, в виде агрессивных реакций, в момент которых происходит:

• вымещение агрессии, озлобленности на посторонних лицах;

• снятие напряжения;

• утверждение себя путем унижения, подавления личности других, насилия над ними. В данном случае проявляется и механизм гиперкомпенсации.

Мотивы, в основе которых лежат корыстные побуждения, можно распределить на следующие группы:

а) преступления с корыстно-потребительской ориентацией (доминируют устойчивые потребительские стремления). Отсутствует возможность удовлетворить возникшие материальные запросы, при этом в ряде случаев стремление к обладанию желаемым у них может быть выше, чем у взрослых. В данном случае объектом хищения становятся наиболее ценные предметы;

б) мотивы, цель которых направлена на обогащение денежными средствами для покупки спиртного, сладостей, для приобретения вещей. Пристрастие несовершеннолетних к алкоголю и наркотическим веществам толкает их не только на хищение, но и приводит к неконтролируемому и неосознанному поведению;

в) корыстные мотивы преступления с сомотивами ложного товарищества [1].

В структуре преступности молодого поколения две трети приходится на корыстные и корыстно-насильственные преступления, осуществляемые путем разбоя, грабежа или кражи (см. рис.1). Причем отмечается, что за последние 10-15 лет вышеуказанные преступления стали отличаться особой агрессивностью и жестокостью. Отмечается существенный рост вымогательства и мошенничества в сфере преступности подростков, прогрессируют случаи завладения огнестрельным оружием и его применения. Увеличивается участие несовершеннолетних в межнациональных конфликтах, что используется в деятельности экстремистских объединений и шовинистически настроенных организаций [1].

Рис. 1. Структура преступлений, совершаемых несовершеннолетними

Желание выделиться среди окружающих может в некоторых случаях толкнуть несовершеннолетнего на кражу, грабеж. Такие подростки за счет дорогих и модных вещей пытаются утвердить себя в глазах сверстников, повысить свой статус в их глазах. Отсюда возникает стремление любыми путями приобрести такие вещи, не останавливаясь и перед совершением преступления. В

основе престижного, потребительского отношения к вещам лежат, в первую очередь, недостатки семейного воспитания, влияние родителей и других взрослых [1].

Причина хищения государственного и общественного имущества также может быть связана с ложным ореолом преступной «романтики», желанием проявить смелость и «взрослость», добиться авторитета и признания.

Для того, чтобы тенденция спада подростковой преступности продолжалась, необходимо создавать мощную профилактическую работу с несовершеннолетними, находящимися в зоне риска, вовлекать их в социально полезную деятельность, корректировать нравственно-психологическую атмосферу семьи и методы воспитания.

Таким образом, решающим фактором для формирования криминогенной ориентации у подростков может стать как негативное отношение к общепринятым нормам и ценностям, искаженные потребности, приобретенные в семье, так и сближение с антисоциальной группой. Истоки подростковой жестокости таятся в социальных условиях развития индивидуума, в притязаниях и возможностях их удовлетворения, в фактах социальной несправедливости. Все это накладывает отпечаток на подрастающее поколение и становится причиной формирования хулиганских побуждений у несовершеннолетних, накопления озлобленности и мести, толкающей подростка на преступление против личности и общественного порядка.

Целью нашего экспериментального исследования является определение взаимосвязи проявления агрессивных реакций с экспериментально констатируемым типом акцентуации.

Экспериментальная часть работы проводилась в 9-х классах МОБУ СОШ №6, 22 и 24 (г. Таганрог) в сентябре 2017 года. В исследовании приняла участие группа школьников в составе 67 человек в возрасте 14-15 лет.

Для экспериментального выявления взаимосвязи проявляющегося вида агрессии с преобладающей у подростков акцентуацией воспитанники приняли участие в ряде исследований.

Данная работа включает в себя следующие этапы:

1. Выявление отдельных типов акцентуации характера при помощи методики исследования: «Опросник Шмишека».

Учащимся было предложено 88 утверждений, касающихся характера. Необходимо было, не раздумывая, выбрать один из двух вариантов: «да» или «нет», далее в соответствии с этим заполняется бланк.

Согласно результатам тестирования, представители школьной группы имеют 6 ярко выраженных типов акцентуации, это позволит нам более детально рассмотреть их специфику и сопоставить с проявлениями негативных реакций личности.

2. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы предложили подросткам принять участие в определении форм проявления агрессивных реакций, свойственных им. Осуществлялось это при помощи использования опросника Басса-Дарки.

Математическая обработка экспериментальных данных осуществлялась при помощи метода ранговой корреляции Спирмена. Рассматривались два признака, измеренные в одной и той же группе испытуемых: значениями первой выборки явились результаты, полученные при помощи опросника Шмишека (предрасположенность к агрессивным/враждебным реакциям - 0, не свойственность агрессивных/враждебных реакций - 1);

значениями второй выборки явились результаты, полученные при помощи опросника Бас-са-Дарки (отсутствие агрессивности/враждебности - 1, наличие агрессивности/враждебности - 0).

В результате математических вычислений было получено значение г8 = 1.

Критические значения для N = 10:

р

0.05 0.01

0 0.64 0.79

Полученный показатель корреляции отражает степень взаимосвязи между двумя признаками, обозначенными в исследовании.

Таким образом, полученный при математической обработке показатель корреляции позволил констатировать, что между возбудимым типом акцентуации и проявлением враждебных и агрессивных реакций существует некая взаимосвязь. Это позволяет сделать вывод, что данная особенность личности сказывается на всех сферах деятельности подрастающей личности. Одни и те же акцентуации могут стать причиной правонарушений при неблагоприятных условиях, а при правильном походе помогут добиться положительных результатов в том или ином деле.

Родителям и педагогам необходимо учитывать имеющиеся у подростков акцентуации и,

опираясь на это, корректировать применяемый стиль воспитания, помогать несовершеннолетнему

обрести достойные ценности и выбрать правильный жизненный путь.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агафонов Ю.А., Ильяшенко А.Н. Факторы семейного неблагополучия в генезисе преступного поведения несовершеннолетних.— Изд-во Краснодар, МВД России, 2007. — С. 11-17.

2. Кузнецова Н.Ф.Проблемы квалификации преступлений: лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений». - М.: Издательский Дом «Городец», 2007. - 336 с.

3. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М.: Медицина, 1983. — 256 с.

4. Макаренко И. А. Личность несовершеннолетнего обвиняемого как объект криминалистического исследования. - М.: Юрлитинформ, 2006. - 352 с.

5. Орлова Ю. Р. Особенности расследования и предупреждения преступлений несовершеннолетних. - М.: МУ МВД России: Щит-М, 2007. - 179 с.

6. Петрова Е.Г., Холина О. А. Исследование представлений студентов о межличностных конфликтах (на примере студентов русской и украинской национальностей)/ Психолог. - 2017. - № 6. - С. 1-10.

7. Петрова Е.Г. Особенности выбора стратегии поведения в конфликте в студенческой среде/ Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2015. - № 2. - С. 283-288.

И.С. Сергиенко, Т.Д. Молодцова

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ АУТИСТАМИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЬИ

Аннотация. Данная статья раскрывает понятие и признаки детского аутизма, а также раскрывается суть психологической помощи аутичным детям в форме индивидуальной работы. В статье уделяется внимание комплексной работе с семьёй аутичного ребёнка и приводится пример индивидуальной работы с аутичным ребенком в процессе психологического консультирования семьи.

Ключевые слова: аутизм, дети, индивидуальная работа, психологическое консультирование, адаптация, поддержка, семья.

I.S. Sergienko, T.D. Molodtsova

INDIVIDUAL WORK WITH CHILDREN AUUTIS IN THE PROCESS OF PSYCHOLOGICAL

CONSULTATION OF THE FAMILY

Abstract. This article reveals the concept and signs of child autism, and also reveals the essence of psychological assistance to autistic children in the form of individual work. The article pays attention to the complex work with the family of an autistic child and gives an example of individual work with an autistic child in the process of psychological counseling of the family.

Key words: autism, children, individual work, psychological counseling, adaptation, support,

family.

На сегодняшний день, в эпоху развития инклюзивного образования, не вызывает сомнений актуальность психологических исследований в области расстройств аутического спектра, в том числе раннего детского аутизма (РДА). По данным Всемирной организации здравоохранения, количество детей с диагнозом РДА увеличивается на 13 процентов каждый год. Данная проблема очень актуальна, ведь этот диагноз является одним из тяжелых нарушений развития. Так же, стоит сказать о том, что данная проблема охватывает самый всевозможный спектр проблем, таких как: навязчивые состояния, страхи, отклонения в развитии сенсорной сферы, нетерпимость перемен и трансформаций в окружающей обстановке и жизни, особенности в формировании влечений, соматические заболевания, характерные нарушения развития двигательной сферы и многое другое. Как считает М.К. Резников, в 75% случаев аутизм может сопровождаться умственной отсталостью, кроме того, одним из частых симптомов является агрессивное (аутоагрессивное) поведение.

Существует множество различных мнений о проблеме психологической работы с такими детьми, однако взгляд, что работа с аутичным ребенком должна осуществляться непрерывно, систематически и комплексно, существует у всех авторов. Из этого следует, что необходимо привлекать семью и работу вести внутри семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.