Научная статья на тему 'Делинквентность как один из факторов социальных рисков'

Делинквентность как один из факторов социальных рисков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
564
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ / ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МИКРОСОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / АГРЕССИЯ / ПСИХОПАТИЯ / ПРОТИВОПРАВНОЕ BEHAVIOUR / МИКРОСОЦИАЛЬНАЯ SITUATION / AGGRESSION / PSYCHOPATHY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фатеев Иван Вячеславович

В публи каци и дается хар актери стик а дели нквентно го пов ед ения л ично сти, и сточни ко м его происхождения, а также особенностям генезиса этого явления в условиях экономических кризисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фатеев Иван Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Делинквентность как один из факторов социальных рисков»

Фатеев Иван Вячеславович

аспирант кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России (тел.: 88612584110)

Делинквентность как один из факторов социальных рисков

Аннотация

В публикации дается характеристика делинквентного поведения личности, источником его происхождения, а также особенностям генезиса этого явления в условиях экономических кризисов.

Annotation

In publications is given feature делинквентного behaviours to personalities, the source of his(its) origin, as well as particularity of the genesis of this phenomena in condition economic crisis.

Ключевые слова: делинквентность, противоправное поведение, микросоциальная ситуация, агрессия, психопатия.

Key words: делинквентность, противоправное behaviour, микросоциальная situation, aggression, psychopathy.

В

период всего существования человек пытался подавлять нежелательные формы своего же поведения. В качестве нежелательных на одном уровне оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили общественному балансу, что во все времена ценилась превыше всего. Проблема делинквентного (противоправного,

антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.

Понятие происходит от латинского delinquens -"проступок, провинность". Под этим термином мы понимаем противоправное поведение личности -действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия деликтами.

В специальной литературе рассматриваемый термин используется в различных значениях, введя в практику подростковой психиатрии понятие "делинквентность", ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за

собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мотоциклов [1, с. 52]. Ковалев В. В. возражает против такой трактовки

делинквентности, указывая, что делинквентное поведение является поведением преступным [2].

Для решения таких вопросов, как определение степени выраженности делинквентности и меры воздействия на личность, важное значение также имеет систематизация типов правонарушителей.

Среди подростков совершивших правонарушение Долгова А.И. выделяет следующие три типы:

последовательно-криминогенный -криминогенный "вклад" личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;

ситуативно-криминогенный - нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициаторами правонарушения;

ситуативный тип - незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2009 №4

2QQ

по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний [3].

В формировании противоправного поведения немаловажную роль играют сложные общественные процессы слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы, а также низкий уровень жизни.

Согласно РМертону, некоторые люди не могут отказаться от делинквентного поведения, потому что в нынешнем обществе потребления подавляющее большинство любой ценой стремится к доходу, потреблению и успеху. Людям, так или иначе, трудно достичь желанных целей легальным путем [4, с. 202].

Существенную роль в происхождении делинквентного поведения играет микросоциальная ситуация. Его формированию, способствуют: асоциальное окружение (алкоголизм родителей, антисоциальная семья или компания) безнадзорность, многодетная и неполная семья, внутрисемейные конфликты и так далее.

Ряд ученых указывает на состояние отчуждения преступника от своей среды, возникающее уже в раннем возрасте. Многие наиболие агрессивные преступники считали, что мать их не любила в детстве [5].

Изучая литературные данные можно классифицировать следующие микросоциальные факторы, формирующие делинквентность: фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;

физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний);

недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;

острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;

чрезмерная стимуляция ребенка - слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам [6, с. 61];

несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения; смена родителей (опекунов); хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);

нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);

Как правило, на первых порах, переживая фрустрацию, ребенок испытывает боль, которая при отсутствии понимания и смягчения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих целей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемого результата. Делинквентное поведение закрепляется.

Следует отметить, что социальноэкономический кризис в России способствовал росту делинквентного поведения, в том числе и в детской возрастной группе. Обнищание части населения, распад институтов общественного воспитания, изменение общественных установок - все это неизбежно приводит к тому, что асоциальный ребенок беспризорного вида становится привычным элементом городских улиц. Хулиганство младших школьников (кражи, хулиганство, вымогательство) сочетается с бродяжничеством, употреблением наркотических веществ и алкоголя. Очевидно, что в подобных случаях детское девиантное поведение закономерно переходит в делинквентное поведение в подростковом и взрослом возрасте. Противоправные действия в подростковом возрасте (12- 17 лет) являются еще более осознанными и произвольными. По статистике большая часть преступлений, подростками совершается в группе тем самым снижается страх наказания, резко усиливаются агрессия и жестокость, снижается критичность к происходящему и к себе. Наиболее показательным примером группового противоправного поведения является "разгул" болельщиков после футбольного матча, среди которых молодые люди составляют большинство.

Наиболее неблагоприятными прогнозами в плане дальнейшего формирования антиобщественного поведения можно считать: отсутствие совести и чувства вины, патологическую лживость, потребительское отношение к людям, равнодушие, неряшливость, выраженную психопатологию.

Влияние психопатологии (в любом возрасте) на делинквентное поведение личности остается спорным. "Проблема соотношения психических отклонений и антиобщественного поведения -одна из самых сложных и запутанных в

2Q1

существует не только как абстрактное социальное явление. Повседневная жизнь ставит перед каждым из нас непростые задачи: не поддаться влиянию криминогенной обстановки, избежать страха, защитить себя и свою семью, воспитать законопослушание в детях, и помочь людям (вставшим на путь нарушения закона) вернуться в общество. Поставленные задачи требуют огромных усилий со стороны государства и его граждан. Одновременно с этим решение проблемы преступности тесно связано с серьезным научным осмыслением противоправного поведения как отклоняющегося поведения личности.

Литература

1. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

2. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

3. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981.

4. Купер П. Современный психоанализ. СПБ

1997.

5. Кудрявцев В. Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования. М.,

1998.

6. Айхатов А. Трудный подросток. М., 2003.

7. Королев В. В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. М., 1992 г.

___________________________________202

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2009 №4

психиатрии", замечает В.В.Королев [7, с. 5]. В качестве наиболее распространенных аномалий, сочетающихся с делинквентным поведением, называются: психопатия; алкоголизм;

невротические расстройства; остаточные явления черепно-мозговых травм и органические заболевания головного мозга; интеллектуальная недостаточность. Люди, имеющие психические аномалии, проявляют сниженную способность осознавать и контролировать свои действия вследствие интеллектуальной или эмоциональноволевой патологии. В то же время отклонения от медицинской нормы нельзя считать конкретными причинами, вызывающими преступные действия, хотя в ряде случаев они сочетаются.

Побуждениями к противоправным действиям, могут выступать: стремление немедленно получить удовольствие, стремление самоутвердиться, стремление к комфорту или высокому социальному статусу, оппозиционное поведение (внутреннее стремление нарушать запреты), поведенческие стереотипы (опыт пребывания в криминальной среде), агрессия и садистические наклонности, следование социальным стереотипам и традициям, потребность чувствовать принадлежность к группе и получать ее одобрение, скука, стремление к риску и острым ощущениям, альтруизм (правонарушение ради других людей или высокой цели).

Проблема антиобщественного поведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.