РАЗДЕЛ X
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 37.013
Ахвердова Яна Владимировна
Аспирант Ставропольского государственного университета, K-Psyho-Kpp@stavsu.ru, Ставрополь
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Ahverdova Yana Vladimirovna
The post-graduate student of the Stavropol state university, K-Psyho-Kpp@stavsu.ru, Stavropol
PROBLEM OF FORMATION DEVIATIONS OF BEHAVIOUR AT
TEENAGE AGE
Современное понимание поведения выходит далеко за рамки совокупности реакций на внешний стимул. Под внешней активностью человека понимаются любые внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции. Внутренними составляющими поведения считаются: мотивация и целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции.
В большинстве наук принято деление явлений на «нормальные» и «аномальные». По справедливому замечанию Ж. Годфруа, вопрос «Какое поведение можно считать нормальным?» является центральным для объяснения человеческого поведения, в том числе отклоняющегося. В строгом смысле определение понятий «нормальное» и «аномальное» поведение затруднено, а границы между ними весьма размыты [2, с. 89].
Так отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Данные феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы на оси «здоровье - предболезнь - болезнь». Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация - дезадаптация - изоляция». Очевидная сложность определения изучаемого понятия обусловлена, прежде всего, его междисциплинарным характером. В настоящее время термин используется в двух основных значениях. В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам». В значении «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически
сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» оно является предметом социологии, права, социальной и клинической психологии [1, с. 77].
Определение понятия предполагает выделение существенных признаков явления:
- отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам;
- девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей;
- особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям;
- рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся;
- для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности;
- особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы;
- особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации;
- в качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие [1; 2; 4; 5; 7].
Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение отклоняющегося (девиантного) поведения - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Что касается вопроса о классификации видов отклоняющегося поведения, он остается спорным.
Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности, на наш взгляд, принадлежит Ц. П. Короленко и Т. А. Донских. Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества. Примером нестандартного поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания. Данная группа не может быть признана отклоняющимся поведением в строгом смысле [4, с. 51-53].
Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных)
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ...
и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае - внут-ридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутридеструктивное поведение.
Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на аддиктив-ное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения.
В группе внутридеструктивного поведения Ц. П. Короленко и Т. А. Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение. Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийства. Конформистское - поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты. Нарциссическое - управляется чувством собственной грандиозности. Фанатическое - выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам. Аутистическое - проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий [5; 7].
Все перечисленные формы деструктивного поведения отвечают, по мнению ученых, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижение самооценки и эмоциональные нарушения. Наконец, они с большой вероятностью приводят к состоянию социальной дезадаптации личности вплоть до полной ее изоляции.
В психологической литературе можно встретить и другие подходы к классификации видов отклоняющегося поведения личности.
В соответствии с перечисленными критериями выделим три основные группы отклоняющегося поведения: асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение, антисоциальное (делинквентное) поведение.
Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.
Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость, фанатичес-
кое поведение, аутическое поведение, виктимное поведение, деятельность с выраженным риском для жизни.
Антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.
Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования в нашей работе. В психологической литературе понятие делинквентности скорее связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.
Для решения таких вопросов, как определение степени выраженности делинквентности и меры воздействия на личность, важное значение также имеет систематизация типов правонарушителей.
В 1932 г. Н. И. Озерецким была предложена актуальная и сегодня типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций: случайные, привычные, стойкие и профессиональные правонарушители. Среди подростков, совершивших правонарушения, А. И. Долгова, Е. Г. Горбатовская, В. А. Шумилкин и др. в свою очередь выделяют следующие три типа:
1) последовательно-криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;
2) ситуативно-криминогенный - нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе и в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициаторами правонарушения;
3) ситуативный тип - незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний [1; 3; 7].
Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей:
- во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности;
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ...
- во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами - законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами;
- в-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства - общественному порядку;
- в-четвертых, такое поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе;
- в-пятых, важно то, что противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом - между индивидуальными стремлениями и общественными интересами [4; 6].
Социальные условия играют определенную роль в происхождении противоправного поведения. К ним, прежде всего, относятся многоуровневые общественные процессы. Это, например, слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни.
Согласно Р. Мертону, некоторые люди не могут отказаться от делинквентного поведения, потому что в нынешнем обществе потребления подавляющее большинство любой ценой стремится к доходу, потреблению и успеху. Людям, так или иначе «отодвинутым в сторону» от общественных благ, трудно достичь желанных целей легальным путем.
Социальной причиной антиобщественного поведения конкретной личности также может быть склонность общества навешивать ярлыки.
Суммируя литературные данные, можно перечислить следующие мик-росоциальные факторы, вызывающие делинквентность:
- фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;
- физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье недостаточное влияние отца, затрудняющее нормальное развитие морального сознания;
- острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;
- потворствование ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;
- чрезмерная стимуляция ребенка - слишком интенсивные ранние любовные отношения к родителям, братьям и сестрам;
- несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;
- смена родителей (опекунов);
- хронически выраженные конфликты между родителями;
- нежелательные личностные особенности родителей;
- усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых) [6, с. 112-117].
Индивидуальные детерминанты противоправного поведения представляют особый интерес для психологического анализа.
Противоправные действия в подростковом возрасте (12-17 лет) являются еще более осознанными и произвольными. Наряду с «привычными» для данного возраста нарушениями, такими, как кражи и хулиганство - у мальчиков, кражи и проституция - у девочек, приобрели широкое распространение новые их формы: торговля наркотиками и оружием, рэкет, сутенерство, мошенничество, нападение на бизнесменов и иностранцев. В 1998 г. было зарегистрировано около 190 тыс. несовершеннолетних преступников (10% от общего числа нарушителей закона). По статистике большая часть преступлений, совершенных подростками, групповые.
В. Н. Кудрявцев считает, что преступная карьера, как правило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы (негативно-враждебного отношения к ней). Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания. Следующим шагом становится вхождение в преступную группировку и совершение преступления. На прохождение этого пути требуется в среднем два года [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема изучения делинквентного поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого человека в отдельности. Особенно важна данная проблема при изучении подростков, которые являются потенциальной группой риска. Такая психологическая реальность, как делинквентное поведение личности, содержит в себе как общие закономерности, так и выраженное индивидуальное своеобразие. Каждая черта человека представляет определенное отношение личности к окружающей действительности, к жизненным условиям развития. В зависимости от того, какие особенности выступают на первый план, взаимодействуют со средой, влияние среды может быть более ослабленным или же, наоборот, достаточно сильным, что в итоге приводит к качественно различным стереотипам поведения, начиная от социально-приемлемых и до асоциальных стереотипов.
Библиографический список
1. Башкатов, И. П. Психология асоциально - криминальных групп подростков и молодежи [Текст] / И. П. Башкатов - М., 2002.
2. Гилинский, Л. И. Социология девиантного поведения [Текст] / Л. И. Гилин-ский, В. С. Афанасьев - СПб., 1993.
3. Змановская, Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) [Текст] / Е. В. Змановская - М., 2003.
4. Клейбегр, Ю. А. Психология девиантного поведения [Текст] / Ю. А. Клей-берг - М., 2001.
5. Клейберг, Ю. А. Социальные нормы и отклонения [Текст] /Ю А. Клей-берг - М., 1997.
6. Социальные отклонения [Текст] / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М., 1989.
7. Чудновский, В. Э. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением [Текст] / А. Ю. Кржечковский, А. А. Можейко - Ставрополь, 1993.
УДК 364.44
Нургалеев Владимир Султанович
Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессиональной деятельности ГОУВПО «Сибирский государственный техноло-гическийуниверситет», sultanis@yandex.ru, Красноярск
Каскевич А. А.
Преподаватель кафедры иностранных языков Сибирского Государственного Университета, sultanis@yandex.ru, Красноярск
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НИВЕЛИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО БАРЬЕРА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Nurgaleev Vladimir Sultanovich
Doctor of Psychology, Head of Pedagogics and Professional Field Psychology Department of Federal Educational Establishment of Higher Education “Siberian State Technology University", sultanis@yandex.ru, Krasnoyarsk
Kaskevich A. A.
Teacher of the chair of foreign languages of the Siberian State Technological University, sultanis@yandex.ru, Krasnoyarsk
PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF OVERCOMING OF COMMUNICATIVE BARRIERS IN FOREIGN LANGUAGE
LEARNING
Английский язык уже долгое время является международным языком общения. В настоящее время существуют возможности для общения с представителями других стран, но, несмотря на это, немногие молодые люди настроены на общение с зарубежными сверстниками. Большинство из них избегает контакта с носителями иностранных зыков даже тогда, когда те являются инициаторами общения.
Данная работа посвящена исследованию психологического барьера, затрудняющего общение личности на иностранном языке, которое в лингвистической сфере деятельности получило название «языковой барьер». В этой связи мы поставили перед собой цель разработать психологическое