Научная статья на тему 'Изучение правомерного воздействия в деятельности сотрудников органов внутренних дел: дидактический потенциал междисциплинарного подхода'

Изучение правомерного воздействия в деятельности сотрудников органов внутренних дел: дидактический потенциал междисциплинарного подхода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
междисциплинарный подход / междисциплинарная интеграция / дидактические функции / междисциплинарное интегрированное занятие / an interdisciplinary approach / interdisciplinary integration / didactic functions / interdisciplinary integrated lesson

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ляля Гильвановна Бикчинтаева

Цель настоящей статьи — обоснование актуальных дидактических задач изучения исходных теоретических понятий правомерного воздействия в деятельности сотрудников органов внутренних дел. В статье анализируется междисциплинарное содержание понятия воздействия, представляющего значимые предпосылки для установления межпредметных связей. Выделены значимые дидактические функции междисциплинарных интегрированных занятий, актуальные в процессе изучения темы правомерного воздействия сотрудниками органов внутренних дел. Формулируется вывод, что актуализация межпредметных связей при проведении междисциплинарного интегрированного занятия является оптимальным решением, способствующим формированию у обучающихся системного представления о воздействии в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ляля Гильвановна Бикчинтаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the Lawful Influence in the Activities of Employees of Internal Affairs Bodies: Didactic Potential of an Interdisciplinary Approach

The purpose of this article is to justify actual didactic tasks of studying the initial theoretical concepts of influence in the activity of internal affairs agencies' employees. The article analyzes the interdisciplinary content of the concept of influence, representing significant prerequisites for the establishment of the interdisciplinary connection. The significant didactic functions of interdisciplinary integrated lessons, actual in studying the topic of the lawful influence of the internal affairs agencies' employees are highlighted. It is concluded that the interdisciplinary connections actualization in interdisciplinary integrated lesson conduction is the optimal solution that contributes to forming students systematic representation of the influence in professional activity.

Текст научной работы на тему «Изучение правомерного воздействия в деятельности сотрудников органов внутренних дел: дидактический потенциал междисциплинарного подхода»

УДК 378.016: [159.9:351.74] (470) ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10250

Изучение правомерного воздействия в деятельности сотрудников органов внутренних дел: дидактический потенциал междисциплинарного подхода

Study of the Lawful Influence in the Activities of Employees of Internal Affairs Bodies: Didactic Potential of an Interdisciplinary Approach

Ляля Гильвановна БИКЧИНТАЕВА,

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России

E-mail: anver2903@mail.ru

Аннотация. Цель настоящей статьи — обоснование актуальных дидактических задач изучения исходных теоретических понятий правомерного воздействия в деятельности сотрудников органов внутренних дел. В статье анализируется междисциплинарное содержание понятия воздействия, представляющего значимые предпосылки для установления межпредметных связей. Выделены значимые дидактические функции междисциплинарных интегрированных занятий, актуальные в процессе изучения темы правомерного воздействия сотрудниками органов внутренних дел. Формулируется вывод, что актуализация межпредметных связей при проведении междисциплинарного интегрированного занятия является оптимальным решением, способствующим формированию у обучающихся системного представления о воздействии в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: междисциплинарный подход; междисциплинарная интеграция; дидактические функции; междисциплинарное интегрированное занятие.

Abstract. The purpose of this article is to justify actual didactic tasks of studying the initial theoretical concepts of influence in the activity of internal affairs agencies' employees. The article analyzes the interdisciplinary content of the concept of influence, representing significant prerequisites for the establishment of the interdisciplinary connection. The significant didactic functions of interdisciplinary integrated lessons, actual in studying the topic of the lawful influence of the internal affairs agencies' employees are highlighted. It is concluded that the interdisciplinary connections actualization in interdisciplinary integrated lesson conduction is the optimal solution that contributes to forming students systematic representation of the influence in professional activity.

Keywords: an interdisciplinary approach; interdisciplinary integration; didactic functions; interdisciplinary integrated lesson.

В освоении темы правомерного воздействия сотрудниками органов внутренних дел имеет место ряд нерешенных проблем, из которых на сегодняшний день актуальна проблема междисциплинарности. Педагогическая ситуация, когда отдельные преподаватели готовят обучающихся по своим предметам изолированно от других учебных дисциплин, не способствует комплексному применению знаний при

решении профессиональных задач сотрудниками органов внутренних дел. Следовательно, возникает необходимость внедрения современных методов в обучение: таких, например, как междисциплинарная интеграция (от лат. 1^е§га'Ыо — соединение, восстановление) — действие, в результате которого объединяется целостность и восстанавливается единство [13, с. 102]. Междисциплинарная интеграция имеет дидактичес-

кую цель усилить междисциплинарные связи, сохранив теоретическую и практическую целостность преподаваемых учебных дисциплин. В результате контекстного обучения учебная и будущая профессиональная деятельность обучающихся сближается, что способствует формированию их профессиональной компетентности. Реализация междисциплинарной интеграции в образовательном процессе основана на общедидактическом принципе междисциплинарных (межпредметных) связей в обучении [21, с. 201].

В основе междисциплинарного подхода лежит осмысление понятий вне рамок определенной конкретной дисциплины, при сотрудничестве двух или более конкретных областей, «соглашение о знаниях». В образовательной сфере материалы двух и более учебных дисциплин трансформируются с целью приемлемого решения определенной профессиональной проблемы [12, с. 14]. Таким образом, реализация междисциплинарной интеграции напрямую связана с формированием определенных профессиональных компетенций.

Дидактические аспекты проблемы междисциплинарного обучения раскрыты в трудах многих ученых, среди них Г. Бергер, Н.В. Борисов, В.Г. Буданов, A.A. Вербицкий, В.И. Вершинин, В. Каган, В.Н. Максимова, Э.М. Мирская, В.Т. Тенищева, Н. Чебышев, Б. Чендов и др. В настоящее время междисциплинарный подход в преподавании признан основой формирования профессиональных компетенций обучающихся, его положительное влияние на качество знаний общепризнано. Междисциплинарный подход имеет потенциал и дает возможность углубления взаимосвязей между отдельными учебными дисциплинами, отраслями знаний, научными знаниями и практической, профессиональной деятельностью, тем самым обеспечивая целостность учебного процесса [8, с. 125].

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел относится к таким видам деятельности, где воздействию отводится значимая роль, так как в ней нередки конфронтации, противостояния и конфликты [4, с. 117]. Более того, в исследованиях подчеркивается тот факт, что в каждом акте профессионального общения сотрудника присутствует та или иная доля воздействия: так, даже такое законное действие, как озвучивание подозреваемому (обвиняемому) максимально возможных негативных последствий отказа в признании вины, является «мощным средством» воздействия, которое может быть воспринято в качестве требования признать вину [18, с. 211]. Границы правомерности в примене-

нии мер воздействия сотрудниками органов внутренних дел могут нарушаться и неосознанно, но часто это происходит целенаправленно, по причине нежелания и отсутствия знаний по реализации правомерного воздействия [6, с. 33]. Мы считаем, что изучение проблемы психологического воздействия в деятельности сотрудников органов внутренних дел позволяет выявить и усилить те междисциплинарные связи и отношения, которые способствуют формированию профессиональной компетентности обучающихся в применении арсенала средств правомерного воздействия.

Действенность воздействия обусловлена наличием у сотрудника органов внутренних дел определенных знаний, умений и навыков использования приемов, методов, психотехник правомерного воздействия при выполнении профессиональных задач. В свою очередь, практическая реализация рекомендаций по применению воздействия неразрывно связана с теоретическим изучением научных критериев правомерного воздействия, пределов его допустимости в различных ситуациях профессиональной деятельности. В этой связи актуальность и значимость приобретают дидактические аспекты изучения проблемы психологического воздействия в рамках изучения учебной дисциплины «Юридическая психология».

Изучение проблемы воздействия в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел показало, что в первую очередь необходимо выделить конкретные междисциплинарные связи между научными областями знания, изучающими разнообразные аспекты данной проблемы. Научно обоснованный отбор материала на основе логического анализа и выделения основного инвариантного содержания, подлежащего усвоению обучающимися, является задачей повышения эффективности изучения проблемы и повышения познавательной активности обучающихся, так как сложность восприятия предмета определяется в первую очередь непростым соотношением понятия воздействия и принуждения в разных научных дисциплинах.

Применение междисциплинарного подхода к проблеме воздействия позволило выявить основные аспекты, актуальные «точки соприкосновения» юридического и психологического понимания данного специфического феномена. Соотношение научных категорий и понятий «проблемного поля» воздействия предполагает его рассмотрение в общем, более широком юридическом контексте психического принуждения.

В общей теории права психическое принуждение, наряду с физическим принуждением, рассматривается как форма государственного принуждения и метод противодействия преступности, состоящий из ряда принудительных мер. Согласно данному подходу в психическом принуждении имеются два аспекта: угроза применения принудительного потенциала права, а также непосредственное применение мер принуждения по отношению к конкретному субъекту [16, с. 244]. Общими принципами юридической регламентации государственного принуждения названы: законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, справедливость, демократизм и гуманизм. Совершенно обоснованно выделены также принцип целесообразности и принцип профессионализма, заключающиеся в том, что осуществление государственного принуждения должно осуществляться только профессионалами, обладающими необходимыми компетенциями его применения, основанными на образовательной и практической подготовке [15, с. 125].

В исследованиях утверждается, что в настоящее время единого мнения ученых в отношении содержания понятия «принуждение» не существует: оно в целом, как самостоятельное явление, полноценно не исследовано, данная категория применяется в качестве обыденной, заранее определенной, не требующей дополнительного осмысления, при изучении отдельных видов принуждения: правового, государственного, общественного, процессуального и т.д. Отмечается, что в теории российского уголовного права отсутствует однозначная правовая оценка принуждения, часто наблюдается смешение понятий «принуждение», «насилие», «понуждение» [7, с. 126]. В исследованиях, анализирующих спорные вопросы допустимости принуждения при производстве процессуальных действий, указывается на необходимость категории «принуждение» не только науке, но и в праве, так как правовая определенность позволит усилить гарантии личности от необоснованного ограничения ее прав и свобод [19, с. 184].

Вместе с тем существует разделение принуждения на правомерное и неправомерное. Также выделено «завуалированное» психическое принуждение, подчеркнута его недопустимость [5, с. 78]. При выделении процессуального принуждения как разновидности государственного принуждения и как деятельности, призванной обеспечить функционирование процессуальных отношений, называются его ведущие признаки: во-первых, оно является способом психического или

физического воздействия; во-вторых, оно осуществляется в форме правоприменения; в-третьих, основанием для его применения служит факт поведения, противоречащий порядку процессуальных отношений; в-четвертых, меры процессуального принуждения содержатся в диспозиции и в санкции правовой нормы; и, в-пятых, его процедура четко определена в законе [17, с. 43—44].

С точки зрения гражданского права также констатируется отсутствие единого подхода в понимании принуждения; основополагающим принципом, регламентирующим гражданско-правовые отношения, выступает принцип автономии воли; принуждение также подразделяется на правомерное и неправомерное, индивидуальное и социальное, государственное и негосударственное [10, с. 148].

Таким образом, несмотря на многочисленные исследования, четкий понятийный аппарат понятий принуждения и воздействия, а также их видов, в юриспруденции отсутствует (и по этой причине они часто отождествляются) единый подход в их понимании, что вызывает определенные трудности в освоении обучающимися темы воздействия в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

При изучении проблемы междисциплинарного взаимодействия социальной и юридической психологии с юриспруденцией учеными утверждается методологическая позиция: «психологическое воздействие» — это «пограничное» для юриспруденции и психологии научное понятие

Проблема правомерности психологического воздействия является одной из наиболее актуальных в юридической психологии, где под психологическим воздействием понимается «сознательное, целенаправленное воздействие на психические состояния и процессы лиц, вступающих в контакт с сотрудниками полиции, реализуемое с учетом определенных условий и тактических особенностей ситуации в пределах закона и не влекущее нарушения законных прав и интересов граждан, в целях решения оперативно-служебных задач» [19, с. 206].

В криминалистической литературе, посвященной допустимости оказания воздействия при проведении следственных действий, перечислен ряд критериев (требований) к правомерности психологического воздействия: правовой (соблюдение принципов уголовного судопроизводства); познавательный (единственная цель воздействия — получение показаний); информационный (воздействие выражается исключительно как форма пе-

редачи информации); этический (выполнение требования уважения чести и достоинства личности, недопустимость злоупотребления процессуальными правами); тактический (выполнение рекомендаций криминалистической тактики) [11, с. 60].

При анализе различных видов уголовно-процессуального воздействия и критериев правомерности психологического воздействия, ставится вопрос четкого понятийного разграничения психического и психологического воздействия, вводится понятие «психическое принуждение отрицательного характера». Психическое воздействие, направленное на изменение психического состояния допрашиваемого в виде различных нарушений сознания, реактивных состояний и т.д., так же как и физическое воздействие в форме пыток, истязаний, побоев, резонно оценивается как неправомерные методы уголовно-процессуального воздействия. Психологическое же воздействие разделяется на правомерное и неправомерное [6, с. 32].

В научных исследованиях подчеркивается дискуссионность проблемы допустимости и правомерности тактических приемов производства допроса как способа речевого и неречевого воздействия. Более того, исследователями фиксируется своеобразная оппозиция как противоречие между так называемым криминалистическим и процессуальным образом мышления специалистов, занимающихся проблемой психологического воздействия при проведении процессуальных действий. Отмечается, что криминалисты и специалисты по юридической психологии, в отличие от «чистых процессуалистов», имеют установку и задачу изобличения подозреваемого или обвиняемого, который занимает конфронтационную позицию, в совершении преступления и, следовательно, исходят из интересов следствия. Резюмируется, что необходимо стимулировать научную разработку и профессиональное использование таких правомерных тактических приемов психологического воздействия, которые принесут реальную помощь в получении необходимой доказательственной информации по уголовным делам в сложных следственных ситуациях [1, с. 83].

В криминалистической науке признается необходимость психологического воздействия как важнейшего средства преодоления конфронтаци-онной позиции подследственного в ходе предварительного расследования, и научные представления о данном феномене, имеющем специфический характер психологической борьбы, признаются фундаментальным направлением разви-

тия учения о криминалистической тактике [2, с. 114].

Основные положения научной разработки проблемы психологического воздействия имеют больше отношение к следственным органам, и по этой причине они не отражают всех особенностей психологического воздеиствия, осуществляемого в других видах правоохранительной деятельности. В.В. Аврамцев рассмотрел как самостоятельную проблему вопрос пределов допустимости психологического воздействия в оперативно-розыскной деятельности, связав ее с проблемой правомерности оперативно-розыскной деятельности в целом [3, с. 69]. Методы психологического воздействия, применяемые в оперативно-розыскной деятельности, часто балансируют на грани правовых и этических норм. Такие приемы психологического воздействия, как введение в заблуждение, «обман» и «хитрость» в отношении преступников, в данной концепции считаются вполне этичными и часто даже единственно возможными средствами в борьбе с особо опасными проявлениями преступности. Однако при проведении подобных мероприятий, по мнению автора, должны соблюдаться определенные рамки профессиональной этики. Очевидно, что применение психологического воздействия в условиях искусственно создаваемых ситуаций с целью дезинформации преступника (добродетельный обман) предполагает достижение и других, самых разнообразных целей оперативно-розыскной деятельности.

Исследование правомерных приемов и средств психологического воздействия — пограничная сфера между юридической наукой и психологией, актуальное направление юридической психологии, к рассмотрению которого обращались В.Л. Васильев, А.В. Дулов, М.В. Костиц-кий, А.Р. Ратинов, В.И. Черненилов, В.В. Юс-тицкий и др.). В настоящий момент констатируется, что вопрос возможностей использования общих, универсальных, а также специфических (наиболее острых) приемов психологического воздействия, а также их допустимости нуждается во всесторонней и детальной проработке, поскольку единого мнения по всем его аспектам нет ни в практике, ни в теории. Утверждается, что «пределы вмешательства» сотрудников органов внутренних дел в психическую сферу личности должны иметь четкую правовую регламентацию в каждом случае юридически значимого поведения личности, являющегося главным основанием ее взаимодействия с правоохранительной сферой государства. Правовая регламентация, в свою очередь, предполагает высокий уро-

вень разработанности психологических критериев правомерности и допустимости использования психологического воздействия при решении правоохранительных задач [20, с. 97]. Констатируется также, что и нормативно-правовая база, которая способствовала бы эффективному применению средств психологического воздействия в деятельности сотрудников органов внутренних дел, в законодательстве Российской Федерации в настоящее время не разработана в достаточной степени глубоко и дифференцированно.

Таким образом, научное освещение проблемы правомерности воздействия в деятельности сотрудников органов внутренних дел признается на сегодняшний день особенно острым: данная проблема не имеет однозначной и развернутой трактовки в современной правовой и психологической литературе [1, с. 85]. Для юридической психологии, призванной раскрыть сущность психологического правомерного воздействия, вызывает затруднение тот факт, что психологические действия в юриспруденции не получили правового определения, операционализации и статуса.

Как следует из всего изложенного, изучение в учебном процессе исходных теоретических понятий, определяющих феномен воздействия, следует рассматривать как сложную проблему со значительной неопределенностью, для решения которой необходимо объединение различных научных областей знания. Сложность, многоас-пектность, неоднозначность, теоретические разночтения рассматриваемого понятия остаются ключевым моментом, препятствующим эффективному освоению темы обучающимися с целью приобретения умений и навыков правомерного психологического воздействия в профессиональной деятельности.

Проблема правомерного воздействия как учебная тема обладает значительным потенциалом для установления межпредметных связей. В процессе ее преподавания мы пришли к выводу, что междисциплинарный подход к отбору учебного материала является наиболее предпочтительным при изучении мер воздействия в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Исходя из опыта проведения занятий, можно утверждать, что выбор особого педагогического подхода в форме междисциплинарного интегрированного занятия даст очевидные преимущества при изучении научных понятий, характеризующих правомерное воздействие, поскольку совместное использование различных областей знания способствует более глубокому пониманию обучающимися данного феномена.

В заключение выделим ведущие дидактические функции междисциплинарного интегрированного занятия для изучения правомерного воздействия, а также педагогические действия, которые необходимо включить в процесс подготовки обучающихся. Междисциплинарное интегрированное занятие — это своеобразный тип занятий, при проведении которого одновременно объединяются несколько учебных дисциплин в целях изучения актуальной профессиональной проблемы. К ведущим функциям интегрированного занятия при изучении проблемы воздействия в профессиональной деятельности, на наш взгляд, относятся: мировоззренческая, мотивационная, развивающая и общекультурная функции.

Мировоззренческая функция междисциплинарного интегрированного занятия заключается в том, что оно способствует формированию целостного взгляда обучающихся на проблему воздействия в профессиональной деятельности, пониманию сущностных взаимосвязей между принуждением, психическим принуждением, психическим воздействием, психологическим воздействием и т.д. Понимание проблемы воздействия формируется не односторонне, как при изучении каждой дисциплины в отдельности, а системно и адекватно современному уровню знаний и уровню образовательной программы научной картины мира. Мотивационная функция характеризуется тем, что в учебно-познавательном процессе активизируется и стимулируется профессиональный интерес обучающихся к научной проблеме воздействия с ее практическим приложением в профессиональной сфере. Проявлением развивающей функции служит ее содействие развитию креативных способностей обучающихся на основе организации проблемного обучения, так как проблема воздействия не имеет однозначной и развернутой трактовки в современной правовой и психологической литературе. Общекультурная функция междисциплинарного интегра-тивного занятия состоит в том, чтобы служить формированию у обучающихся представлений о психологической науке как части общечеловеческой культуры, что должно содействовать повышению общей и профессиональной культуры обучающихся. Реализация указанных дидактических функций способствует успешному формированию компетентности применения психологических знаний при решении профессиональных задач, в частности, при выборе правомерных приемов психологического воздействия в профессиональной деятельности.

В процесс подготовки междисциплинарного интегрированного занятия изучения проблемы

воздействия в деятельности сотрудников органов внутренних дел мы включили следующие методические действия преподавателя:

(1) выделили актуальную проблему в обучении, которую можно эффективнее всего решать путем включения в процесс обучения интегрированных занятий. Проанализированная нами проблема правомерного воздействия по причине многоаспек-тности и сложности профессиональных задач остается сферой деятельности сотрудников органов внутренних дел, находящейся в области значительной неопределенности;

(2) исходя из выделенных проблем, а также в соответствии с целями образования и целями конкретного занятия, выбрали ведущую и вспомогательные дисциплины. В качестве ведущей дисциплины, выступающей интегратором, взяли «Юридическую психологию», к вспомогательным отнесли «Теорию государства и права», «Криминалистику», «Уголовный процесс»;

(3) совместно с преподавателями вспомогательных дисциплин предстоит конкретизировать актуальное содержание занятия, выбрать наиболее эффективные формы проведения межпредметных интегрированных занятий и формы контроля достижения поставленных целей.

Таким образом, актуализация межпредметных связей при проведении междисциплинарного интегрированного занятия является оптимальным решением, способствующим формированию у обучающихся системного представления о воздействии в профессиональной деятельности, развитии креативного мышления при изучении исходных теоретических понятий правомерного воздействия и развитию профессиональной компетентности применения психологического воздействия при решении профессиональных задач. Материалы данной статьи, посвященные обоснованию междисциплинарной интеграции при освоении обучающимися правомерного воздействия в деятельности сотрудников органов внутренних дел, носят эскизный характер, поскольку такую сложную и многоаспектную проблему невозможно подробно осветить в рамках одной статьи.

Список литературы

1. Абросимов C.B. Правомерность и допустимость психологического воздействия при расследовании уголовных дел // Юристъ-Правоведъ. Ростовский юридический институт Министерства

внутренних дел Российской Федерации. 2008. № 5 (30). С. 83—85.

2. Абросимов C.B. Психологические механизмы тактико-психологического воздействия в ситуациях конфликтного следствия / / Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 14. С. 110—114.

3. Аврамцев B.B. Психология профессионального общения юриста: учеб. пособие. Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2018.

4. Аксенова Л.Ю. Тактические и психологические аспекты допроса // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24. № 1 (76). С. 111 — 117.

5. Бекетов ВА., Никонович СЛ. Критерии разграничения «завуалированных видов» психологического принуждения с тактическими приемами при допросе / / Таврический научный обозреватель. 2016. № 3 (8). С. 77—80.

6. Васкэ Е.Д. Психическое и психологическое воздействие в уголовном процессе — к определению понятий // Российский психологический журнал. 2010. Т. 10. № 1. С. 25—36.

7. Девятовская C.B. Понятие принуждения в российском уголовном праве / / Юристъ-Пра-воведъ. 2010. № 2 (39). С. 126—128.

8. Девяткина С.Н. Деловая игра на основе междисциплинарного подхода как педагогическое условие формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 1 (50). С. 123—130.

9. Душкин A.C., Сапарин O.E. Правомерное психологическое воздеиствие сотрудников полиции на граждан в процессе решения оперативно-служебных задач / / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 2 (66). № 2 С. 205—210.

10. Ефременко E.M., Березнев Р.Ю. Сущность принуждения в гражданском праве / / Вестник Барановичского государственного университета. Серия: Исторические науки и археология, экономические науки, юридические науки. 2017. № 5. С. 145—149.

11. Игнатенко ЕА. Критерии психологического воздействия на допрашиваемого в ходе производства допроса подозреваемого (обвиняемого) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 5 (19): в 2 ч. Ч. II. C. 59—61.

12. Машкова ЕА. Межпредметные связи как условие формирования профессиональной компетентности / / Педагогический журнал Башкортостана. 2007. № 5 (12). С. 87—94.

13. Петрова С.Н. Междисциплинарные задания как форма педагогической интеграции в процессе подготовки учителей технологии / / Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 3 (40). С. 97—102.

14. Саитова Л.Р. Междисциплинарный подход к формированию профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования / / Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 5 (36). С. 106—113.

15. Турицын И.В., Упоров И.В. Виды государственного принуждения, применяемого правоохранительными органами, и принципы его реализации // Право и практика. 2013. № 4. С. 21—28.

16. Упоров И.В. Особенности психического воздействия как формы государственного принуждения в сфере противодействия преступности // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 12 (42). С. 244—246.

17. Фролов М.В. К вопросу о понятии процессуального принуждения // Вектор науки То-льяттинского государственного университета.

Серия: Юридические науки. 2013. № 1 (12). С. 43—44.

18. Хамидуллин А.Р. О соблюдении баланса между процессуальным принуждением при производстве следственных действий и общими правилами их производства / / Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 7. С. 208—212.

19. Цховребова ИА. Проблема допустимости принуждения при производстве следственных и иных процессуальных действий // Публичное и частное право. 2015. № 4 (28). С. 174—186.

20. Черненилов В.И., Абросимов C.B. Психологическое воздействие в деятельности сотрудников правоохранительных органов: основные парадигмы / / Юрист-правоведъ. Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2009. № 1 (32). С. 94—97.

21. Шершнева ВА. Междисциплинарная интеграция и компетентностный подход / / Альманах современной науки и образования. 2008. № 10 (1). С. 201—202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.