Научная статья на тему 'К вопросу об организации межпредметных связей в специальной и физической подготовке курсантов высших учебных заведений Федеральной службы исполнения наказаний России'

К вопросу об организации межпредметных связей в специальной и физической подготовке курсантов высших учебных заведений Федеральной службы исполнения наказаний России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ ВУЗА ФСИН РОССИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ПРАВОМЕРНОСТЬ / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION / SPECIAL AND PHYSICAL TRAINING / CADETS OF THE UNIVERSITY FSIN OF RUSSIA / PHYSICAL TRAINING / SPECIAL MEANS / FIREARMS / LEGALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варинов Владислав Владимирович

Статья посвящена актуальному вопросу междисциплинарной интеграции в служебно-боевой подготовке курсантов ведомственных вузов правоохранительных органов России. Автор обращает внимание на противоречие между наличием научных разработок по этому вопросу и мнением практических работников о низком уровне сформированности у выпускников ведомственных вузов правоохранительной деятельности способности правомерно и эффективно применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Для разрешения данного противоречия автор провёл исследование мнения преподавателей по специальной и физической подготовке на предмет использования ими различных видов межпредметных связей. На основе полученных данных автор пришёл к выводу что в существующей организации межпредметных связей имеются такие виды, на которые необходимо обратить дополнительное внимание. Во-первых, преподавателям этих дисциплин не следует забывать о значимости философских и идеологических видов содержательно-информационных межпредметных связей в обучении правомерному и эффективному применений физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Для этого необходимо определить круг философских и идеологических понятий, которые могут рассматриваться в специальной и физической подготовке. Во-вторых, преподавателям специальной и физической подготовки требуется обратить внимание на необходимость организации ценностно-ориентационных видов операционно-деятельностных межпредметных связей. В-третьих, необходимо равномернее применять репродуктивые, поисковые и творческие способы усвоения учебного материала. Для этого требуется адаптировать активные и интерактивные педагогические технологий с учетом установленных в специальной и физической подготовке требований безопасности. В-четвёртых, для обеспечения широты организационно-методических межпредметных связей преподавателям специальной и физической подготовки требуется повышать свой уровень грамотности в юридической, психологической и медицинской области, а также в дисциплинах ведомственной специализации, в части касающейся правомерного применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В-пятых, при планировании обучения правомерному и эффективному применению крайних мер административного принуждения следует составлять сетевой график, в котором требуется указывать связи разных учебных тем смежных дисциплин, показывать «узловые» темы с наибольшим числом связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варинов Владислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the organization of interdisciplinary relations in the special and physical training of cadets of higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia

The article is devoted to the topical issue of interdisciplinary integration in the service and combat training of cadets of departmental universities of law enforcement bodies of Russia. The author draws attention to the contradiction between the availability of scientific research on this issue and the opinion of practitioners about the low level of formation of the ability of law enforcement graduates of departmental universities to lawfully and effectively use physical force, special means and firearms. To resolve this contradiction, the author conducted a study of the opinions of teachers on special and physical training for the use of various types of interdisciplinary connections. On the basis of the data obtained, the author came to the conclusion that in the existing organization of interdisciplinary connections there are such species that need additional attention. First, the teachers of these disciplines should not forget about the importance of philosophical and ideological types of informative and interdisciplinary connections in teaching lawful and effective applications of physical force, special means and firearms. For this it is necessary to determine the range of philosophical and ideological concepts that can be considered in special and physical training. Secondly, teachers of special and physical training need to pay attention to the need to organize value-oriented types of operational and activity interdisciplinary connections. Thirdly, it is necessary to use reproductive, searching and creative ways of learning the material more evenly. To do this, it is necessary to adapt active and interactive pedagogical technologies taking into account the safety requirements established in special and physical training. Fourth, to ensure the breadth of organizational and methodological interdisciplinary connections, teachers of special and physical training need to increase their level of literacy in the legal, psychological and medical field, as well as in the disciplines of departmental specialization, in terms of the legitimate use of physical force, special means and firearms. Fifth, when planning training for the legitimate and effective application of extreme measures of administrative coercion, you should make a network schedule in which you need to indicate the connections of various educational topics of related disciplines, show the “nodal” topics with the largest number of connections.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации межпредметных связей в специальной и физической подготовке курсантов высших учебных заведений Федеральной службы исполнения наказаний России»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com

2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html

URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/36PDMN119.pdf

Статья поступила в редакцию 22.01.2019; опубликована 12.03.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Варинов В.В. К вопросу об организации межпредметных связей в специальной и физической подготовке курсантов высших учебных заведений Федеральной службы исполнения наказаний России // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/36PDMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Varinov V.V. (2019). On the organization of interdisciplinary relations in the special and physical training of cadets of higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/36PDMN119.pdf (in Russian)

УДК 377 ГРНТИ 14.35.07

Варинов Владислав Владимирович

ФКОУ ВО «Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России», Новокузнецк, Россия

Начальник кафедры «Боевой, тактико-специальной и физической подготовки»

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: Vladvarin@mail.ru

К вопросу об организации межпредметных связей в специальной и физической подготовке курсантов высших учебных заведений Федеральной службы исполнения наказаний России

Аннотация. Статья посвящена актуальному вопросу междисциплинарной интеграции в служебно-боевой подготовке курсантов ведомственных вузов правоохранительных органов России. Автор обращает внимание на противоречие между наличием научных разработок по этому вопросу и мнением практических работников о низком уровне сформированности у выпускников ведомственных вузов правоохранительной деятельности способности правомерно и эффективно применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Для разрешения данного противоречия автор провёл исследование мнения преподавателей по специальной и физической подготовке на предмет использования ими различных видов межпредметных связей. На основе полученных данных автор пришёл к выводу что в существующей организации межпредметных связей имеются такие виды, на которые необходимо обратить дополнительное внимание. Во-первых, преподавателям этих дисциплин не следует забывать о значимости философских и идеологических видов содержательно-информационных межпредметных связей в обучении правомерному и эффективному применений физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Для этого необходимо определить круг философских и идеологических понятий, которые могут рассматриваться в специальной и физической подготовке. Во-вторых, преподавателям специальной и физической подготовки требуется обратить внимание на необходимость организации ценностно-ориентационных видов операционно-деятельностных межпредметных связей. В-третьих, необходимо равномернее применять репродуктивые, поисковые и творческие способы усвоения учебного материала. Для этого требуется адаптировать активные и интерактивные педагогические технологий с учетом установленных в специальной и

https://mir-nauki.com

физической подготовке требований безопасности. В-четвёртых, для обеспечения широты организационно-методических межпредметных связей преподавателям специальной и физической подготовки требуется повышать свой уровень грамотности в юридической, психологической и медицинской области, а также в дисциплинах ведомственной специализации, в части касающейся правомерного применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В-пятых, при планировании обучения правомерному и эффективному применению крайних мер административного принуждения следует составлять сетевой график, в котором требуется указывать связи разных учебных тем смежных дисциплин, показывать «узловые» темы с наибольшим числом связей.

Ключевые слова: межпредметные связи; специальная и физическая подготовка; курсанты вуза ФСИН России; физическая подготовка; специальные средства; огнестрельное оружие; правомерность

В настоящий момент ключевой задачей профессионального образования становится обучение междисциплинарному мышлению. Для сотрудников правоохранительных органов данная образовательная тенденция является особенно актуальной. Это обусловлено тем, что в опасной ситуации на человека действуют комплексные раздражители биологической и психологической природы, а это нередко приводит к нарушению интеграции знаний, умений и навыков из различных областей знаний и воплощения их в адекватном действии.

В нашей стране на необходимость применения системного подхода к учебным дисциплинам служебно-боевой подготовки одним из первых обратил внимание Подлипняк Ю.Ф [1, с. 9]. В своих работах он раскрыл сущность понятия «служебно-боевая подготовка сотрудников ОВД» и разработал соответствующую модель. Его научные идеи были реализованы в учебном процессе Московского университета МВД. В этом учебном заведении впервые в нашей стране был создан учебно-научный комплекс учебных дисциплин служебно-боевой подготовки. Это структурное подразделение занимается вопросами координации совместной деятельности кафедр тактико-специальной, огневой и физической подготовки, разработкой и апробацией педагогических технологий комплексного формирования профессионально-прикладных качеств у будущих сотрудников ОВД [2, с. 5; 3, с. 9].

Позже подобный учебно-научный комплекс был создан в Омской академии Министерства внутренних дел Российской Федерации. Ведущими учеными этого вуза, занимающимися вопросами междисциплинарной интеграции учебных дисциплин, относящихся к служебно-боевой подготовке, являются Кузнецов А.Ф., Лупырь В.Г, Литвин Д.В. и другие.

Кузнецовым А.Ф. была разработана научная концепция, модель, модульная технология, критерии и показатели, позволяющие диагностировать эффективность профильно-ориентированного физического воспитания, в основе которых лежит интеграция дисциплин, составляющих служебно-боевую подготовку курсантов вузов МВД России. Кроме того, Анатолием Федоровичем были сформулированы и обоснованы принципы организации и проведения служебно-боевой подготовки курсантов, опираясь на которые, можно эффективно применять положения теории интегративного обучения [4, с. 7].

Лупырь В.Г. на основе глубокого теоретико-методологического обоснования разработал педагогическую систему интеграции учебных дисциплин, относящихся к служебно-боевой подготовке курсантов МВД России, сконструировал доступные для понимания способы и формы реализации такой интеграции [5, с. 9].

Актуальность

https://mir-nauki.com

Проблема интеграции дисциплин, относящихся к служебно-боевой подготовке, рассматривалась не только в Московском университете МВД России и Омской академии МВД России, но и во многих других ведомственных вузах правоохранительных органов.

Весомый вклад в этом направлении научного поиска принадлежит представителю Санкт-Петербургского университета МВД Узуну Леониду Спиридоновичу. В своих работах он подготовил модель системы профессиональной подготовки курсантов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях, разработал методику моделирования процесса тактической и тактико-специальной подготовки, обосновал содержание, направленность и методику тактико-специальной и физической подготовки, нацеленную на формирование важных для преодоления экстремальных ситуаций качеств курсантов [6, с. 40].

В Дальневосточном юридическом институте МВД России Михаил Вячеславович Крысин занимался исследованием вопросом организация межпредметных связей дисциплин боевой подготовки в вузах МВД России [7, с. 83-88].

На целесообразность использования межпредметных связей в процессе преподавания цикла специальных дисциплин боевой подготовки в системе высшего образования ведомственных вузов правоохранительных органов указывали и такие учёные, как Буданов А.В., Вдовиченко В.П., Колюхов В.Г., Майданов А.Ф., Мельничук Б.И., Мороз М.В.

Не умаляя ценности вклада учёных, посвятивших свои исследования вопросу комплексной подготовки курсантов ведомственных вузов правоохранительных органов к осуществлению действий по силовому пресечению правонарушений, все же следует отметить при их поступлении на службу в территориальные органы практические работники отмечают у них низкий уровень сформированности этой способности. В научной и методической литературе этот феномен получил название «выученная беспомощность». Его суть заключается в следующем: «Теоретически всё знают, по частям с трудом выполняют, а реально действовать не могут [8, с. 28-31].

Такое положение дел даёт основание полагать, что многие из научных разработок либо частично, либо совсем не реализуются в образовательном процессе вузов правоохранительных органов. Это определило цель нашего исследования - изучить реальную ситуацию с организацией межпредметных связей, используемых при обучении курсантов ведомственных вузов ФСИН России правомерному и эффективному применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Исследование проходило в Федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования «Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России). Изучалось мнение преподавателей специальной и физической подготовки о частоте использования различных видов межпредметных связей (МПС) при обучении правомерному и эффективному применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В педагогической науке все межпредметные связи можно отнести к одной из трёх групп: содержательно-информационные, оперативно-деятельностные, организационно-методические

Содержательно-информационные связи представляют собой смысловое соотнесение знаний, входящих в состав двух и более учебных предметов.

Организация и методы исследования

[9; 10, с. 24].

В зависимости от видов знаний выделяют такие виды содержательно-информационных связей, как фактические, понятийные, теоретические, философские, идеологические.

Группа операционно-деятельностных МПС представляют собой смысловое соотнесение умений, входящих в состав двух и более учебных предметов. В зависимости от вида умений операционно-деятельностные МПС подразделяются на познавательные, практические, ценностно-ориентационные.

Организационно-методическая группа МПС представляет собой способы их реализации в образовательном процессе. В отличие от других групп в этой группе имеется не один, а целых шесть критериев для классифицирования: по способу усвоения, по широте осуществления, по хронологии реализации, по способу установления, по постоянству реализации, по способам планирования.

По способам усвоения выделяют такие виды организационно-методических МПС, как репродуктивный, поисковый, творческий.

По широте осуществления выделяют такие виды организационно-методических МПС как внутрицикловые и межцикловые.

По способу установления организационно-методических МПС выделяют такие виды, как односторонние, двухсторонние, многосторонние, прямые, обратные, восстановительные. Все эти типы связей могут быть прямыми (действовать в одном направлении), обратными и восстановительными, когда они будут действовать в двух направлениях: прямом и обратном.

По способу планирования все виды организационно-методических МПС условно подразделяются на поурочные, тематические, сквозные (курсовые), комплексные (сетевые).

На основании описанной выше классификации был составлен бланк для изучения мнения экспертов о частоте задействования различных видов связей при обучении правомерному и эффективному применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В исследовании приняли участие семь преподавателей по специальной и физической подготовке.

Таблица 1

Мнения экспертов о частоте задействования различных видов межпредметных связей при обучении правомерному и эффективному применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

№ п/п Виды связей Номер эксперта

1 2 3 4 5 6 7

Содержательно-информационные (по видам знаний)

1 Фактические 2 3 3 2 3 3 3

2 Понятийные 3 2 2 3 2 2 2

3 Теоретические 3 2 3 3 2 3 3

4 Философские 5 3 4 5 3 4 4

5 Идеологические 5 4 4 5 4 4 4

Операционно-деятельностные (по видам умений)

6 Познавательные 2 2 3 2 2 3 3

7 Практические 2 1 2 2 1 2 2

8 Ценностно-ориентационные 4 3 4 4 3 4 4

Организационно-методические (по способу усвоения)

9 Репродуктивные 1 1 2 1 1 2 2

10 Поисковые 5 4 3 5 4 3 3

11 Творческие 4 5 4 4 5 4 4

Организационно-методические (по широте осуществления)

12 Внутрицикловые 1 2 2 1 2 2 2

13 Межцикловые 5 3 3 5 3 3 3

№ п/п Виды связей Номер эксперта

1 2 3 4 5 6 7

Организационно-методические (по хронологии реализации)

14 Предшествующие 1 1 2 1 1 2 2

15 Сопутствующие 4 2 3 4 2 3 3

16 Перспективные 3 4 4 3 4 4 4

Организационно-методические (по способу установления)

17 Односторонние 2 1 4 2 1 4 4

18 Двусторонние 3 3 3 3 3 3 3

19 Многосторонние 4 4 2 4 4 2 2

20 Прямые 2 1 2 2 1 2 2

21 Обратные 2 1 4 2 1 4 4

22 В о сстановительные 2 3 3 2 3 3 3

Организационно-методические (по постоянству реализации)

23 Эпизодические 3 4 4 3 4 4 4

24 Периодические 3 2 2 3 2 2 2

25 Систематические 1 1 3 1 1 3 3

Организационно-методические (по способу планирования)

26 Поурочные 5 1 2 5 1 2 2

27 Тематические 3 1 4 3 1 4 4

28 Сквозные 3 1 4 3 1 4 4

29 Комплексные 5 2 5 5 2 5 5

Пояснение: при заполнении анкеты эксперты руководствовали следующей инструкцией: ответу «постоянно» соответствовала цифра 1, «часто» - 2, «иногда» - 3, «редко» - 4, «никогда» - 5

По полученным данным вычислялись:

• матрица преобразованных рангов;

• весовые коэффициенты (X), характеризующие значимость (важность) каждого из видов МПС;

• степень согласования мнений экспертов (коэффициент конкордации Кендела

ТО;

• значимость вычисленного коэффициента конкордации (критерий Хи-квадрат (X2)) [6, с. 42].

Результаты исследования мнения экспертов по поводу частоты использования различных видов МПС представлены в таблицах 2, 3, 4.

Таблица 2

Результаты математической обработки мнения экспертов по поводу частоты задействования различных видов содержательно-информационных МПС

Матрица преобразованных рангов

Виды связей Эксперты 1 Вес X W х2

1 2 3 4 5 6 7

Фактические 3 2 2 3 2 2 2 16 0,254 - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Понятийные 2 3 3 2 3 3 3 19 0,3016 - -

Теоретические 2 3 2 2 3 2 2 16 0,254 - -

Философские 0 2 1 0 2 1 1 7 0,1111 - -

Идеологические 0 1 1 0 1 1 1 5 0,07937 - -

Итого - - - - - - - 63 1 0,8 22,54

Из данных, представленных в табл. 2 следует, что мнения экспертов по поводу частоты задействования различных видов содержательно-информационных МПС при обучении правомерному и эффективному применению физической силы, специальных средств и

огнестрельного оружия имеет высокую степень согласованности ^ = 0.8) и значимо (X2 расчетный 22.54 > X2 табличного (9.48773).

При реализации учебного процесса преподаватели специальной и физической подготовки преимущественно используют такие виды содержательно-информационных МПС, как понятийные. Такими понятиями являются: преступление; применение физической силы; порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; специальные средства; необходимая оборона; превышение необходимой обороны; административное правонарушение; задержание; насилие опасное для жизни обороняющегося; угроза насилия, опасного для жизни; неповиновение; противодействие законным требованиям; физическое сопротивление; массовые беспорядки на объектах УИС; групповые нарушения, дезорганизующие деятельность УИС; насильственно удерживаемые лица; охрана; надзор; конвоирование; поведение, которое даёт основание полагать о подготовке к побегу; побег из под стражи; запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств; попытка завладения оружием; вооруженное нападение, вооруженное сопротивление; групповое нападение; попытка завладения транспортным средством сотрудника УИС; попытка насильственного освобождения. Реже понятийных МПС преподаватели специальной и физической подготовки применяют фактические и теоретические МПС. Крайне редко используются философские и идеологические МПС.

Таблица 3

Результаты математической обработки мнения по поводу частоты задействования различных видов операционно-деятельностных МПС

Матрица п реобразованных рангов W х2

Виды связей Эксперты 1 Вес X расчетный

1 2 3 4 5 6 7

Познавательные 2 2 1 2 2 1 1 11 0,3793 - -

Практические 2 3 2 2 3 2 2 16 0,5517 - -

Ценностно-ориентационные 0 1 0 0 1 0 0 2 0,06897 - -

Итого 29 1 0,95 13,23

По информации, представленной в табл. 3 следует, что мнения экспертов по поводу частоты задействования различных видов операционно-деятельностных МПС при обучении правомерному и эффективному применению физической силы, специальных средств и

огнестрельного оружия имеет высокую степень согласованности (W = 0.95) и значимо, так как

22

X расчетный = 13.23 > X = табличного (5.99146).

Преподаватели специальной и физической подготовки предпочитают реализовывать практические виды операционно-деятельностных МПС, в полтора раза реже организовывают познавательные МПС и крайне редко используют ценностно-ориентационные МПС. Такое отношение к организации операционно-деятельностных МПС может привести к тому, что выпускники вузов ФСИН России будут неспособны принимать адекватные решения в разнообразных жизненных ситуациях.

Таблица 4

Результаты математической обработки мнения по поводу частоты задействования различных видов организационно-методический МПС

Матрица преобразованных рангов х2

Виды связей Эксперт ы 1 Вес X W Расчетный

1 2 3 4 5 6 7

По способу усвоения

Репродуктивные 4 4 3 4 4 3 3 25 0,6579 - -

Поисковые 0 1 2 0 1 2 2 8 0,2105 - -

Матрица преобразованных рангов W х2

Виды связей Эксперты 1 Вес X Расчетный

1 2 3 4 5 6 7

Творческие 1 0 1 1 0 1 1 5 0,1316 - -

Итого - - - - - - - 38 1 0,79 11,14

По широте осуществления

В нутрицикло вые 4 3 3 4 3 3 3 23 0,697 - -

Межцикловые 0 2 2 0 2 2 2 10 0,303 - -

Итого - - - - - - - 33 1 1 7

По хронологии ■ зеализации

Предшествующие 3 3 2 3 3 2 2 18 0,6667 - -

Со путствующие 0 2 1 0 2 1 1 7 0,2593 - -

Перспективные 1 0 0 1 0 0 0 2 0,07407 - -

Итого - - - - - - - 27 1 0,79 11,14

По способу установления

Односторонние 2 3 0 2 3 0 0 10 0,4348 - -

Двусторонние 1 1 1 1 1 1 1 7 0,3043 - -

Мно го сторо нние 0 0 2 0 0 2 2 6 0,2609 - -

Итого - - - - - - - 23 1 0,02 0,29

Прямые 2 3 2 2 3 2 2 16 0,4571 - -

Обратные 2 3 0 2 3 0 0 10 0,2857 - -

Восстановительные 2 1 1 2 1 1 1 9 0,2571 - -

Итого - - - - - - - 35 1 0,38 5,33

По постоянству реализации

Эпизодические 1 0 0 1 0 0 0 2 0,06897 - -

Периодические 1 2 2 1 2 2 2 12 0,4138 - -

Систематические 3 3 1 3 3 1 1 15 0,5172 - -

Итого - - - - - - - 29 1 0,62 8,62

По способу планирования

Поурочные 0 4 3 0 4 3 3 17 0,3208 - -

Тематические 2 4 1 2 4 1 1 15 0,283 - -

Сквозные 2 4 1 2 4 1 1 15 0,283 - -

Комплексные 0 3 0 0 3 0 0 6 0,1132 - -

Итого 53 1 0,63 13,15

Из данных, представленных в таблице 4 следует, что мнения экспертов по вопросу частоты задействования различных способов усвоения при реализации организационно-методических МПС согласованы и достоверны, поскольку W = 0,79, а X2 расчетный = 11,14 > X2 табличного = 5,991.

Несмотря на то, что современная образовательная парадигма предполагает использования преимущественно активных и интерактивных форм обучения, преподаватели специальной и физической подготовки по-прежнему реализуют репродуктивный способ обучения. В три раза реже используются проблемно-поисковый способ, а творческий практически не применяется. Этот факт можно объяснить тем, что практические занятия по физической, огневой и тактико-специальной и подготовке сопряжены с высокой вероятностью получения травм и строго регламентированы соответствующими наставлениями, курсами и приказами.

Мнения экспертов по поводу широты осуществления организационно-методических МПС имеют высокую степень согласованности ^ = 1) и достоверны (X2 расчетный = 7 > X2 табличного = 3.84146). Несмотря на то, что действия по пресечению правонарушений требуют интеграции знаний, умений, навыков из юридической, психологической и медицинской областей, дисциплин ведомственной специализации, специальной и физической подготовки, эксперты используют преимущественно внутрицикловые МПС. Это объясняется тем, что

https://mir-nauki.com

многие из них сами слабо разбираются в вопросах правомерного применения крайних мер административного принуждения.

По хронологии реализации организационно-методических МПС преподаватели специальной и физической подготовки имеют достоверно значимую высокую степень согласованности. Коэффициент конкордации Кендела W = 0,796, при критерии Пирсона X2 расчетном = 11.14 > X2 табличного = 5,99. В большинстве случаев преподаватели этих дисциплин используют предшествующие организационно-методические МПС. Более чем в два раза реже задействуются сопутствующие и практически не реализуются перспективные организационно-методические МПС. Из этого следует, что преподаватели специальной и физической подготовки либо не представляют, как то, чему они учат курсантов, может быть использовано в дальнейшем обучении, либо не придают этому значения.

Мнения экспертов по способу установления организационно-методических МПС в организации учебного процесса имеют слабую степень согласованности, поэтому полученные в ходе исследования результаты не имеют смысла. По всей видимости, этот показатель зависит от методического мастерства и индивидуальных предпочтений преподавателей.

По постоянству реализации организационно-методических МПС мнения экспертов имеют среднюю степень согласованности (W = 0,62), но критерии Пирсона X2 расчетный = 8.62 > у} табличного = 5.99146, потому полученные результаты имеют смысл. В своей работе преподаватели специальной и физической подготовки примерно в равной степени используют периодические и систематические организационно-методические МПС, но практически не прибегают к эпизодическим.

При оценке мнений экспертов по вопросу частоты использования способов планирования организационно-методических МПС была выявлена средняя степень согласованности (W = 0,63), но даже эти данные значимы (у2 расчетный = 13.15 > X2 табличного 7.81473). Преподаватели специальной и физической подготовки реализуют преимущественно поурочный способ планирования организационно-методический МПС. Реже используют тематический и сквозные способы. Сетевое планирование практически не реализуется.

Обобщая данные, представленные в таблицах 2, 3, 4, можно заключить, что в существующей организации МПС преподавателей специальной и физической подготовки имеются такие стороны, на которые необходимо обратить дополнительное внимание.

Во-первых, преподавателям этих дисциплин не следует забывать о значимости философских и идеологических видов содержательно-информационных МПС в обучении правомерному и эффективному применений физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Для этого необходимо определить круг философских и идеологических понятий, входящих в специальную и физическую подготовку.

Во-вторых, преподавателям специальной и физической подготовки требуется обратить внимание на необходимость организации ценностно-ориентационных видов операционно-деятельностных МПС.

В-третьих, необходимо равномернее применять репродуктивные, поисковые и творческие способы усвоения учебного материала. Для этого требуется адаптировать активные и интерактивные педагогические технологий с учетом установленных в специальной и физической подготовке требований безопасности.

Заключение

В-четвёртых, для обеспечения широты организационно-методических МПС преподавателям специальной и физической подготовки требуется повышать свой уровень грамотности в юридической, психологической и медицинской области, а также в дисциплинах ведомственной специализации, в части, касающейся правомерного применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В-пятых, при планировании обучения правомерному и эффективному применению крайних мер административного принуждения следует составлять сетевой график, в котором требуется указывать связи разных учебных тем смежных дисциплин, показывать «узловые» темы с наибольшим числом связей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Подлипняк Ю.Ф. Физическая подготовка в вузах Министерства внутренних дел СССР. Тбилиси: Тбилисский государственный университет, 1985. С. 9.

2. Баркалов С.Н. Методика служебно-боевой подготовки курсантов вузов МВД России с учетом специфики профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. С. 5.

3. Полянский В.П. Теоретико-методические основы совершенствования прикладной физической культуры (её содержания и форм) в современном общества: автореф. дис. ... д-р пед. наук. Москва, 1999. С. 7.

4. Кузнецов А.Ф. Формирование профессионально-профилированной физической культуры курсантов образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2012. С. 7.

5. Лупырь В.Г. Междисциплинарная интеграция в служебно-боевой подготовке курсантов вузов МВД России: монография. Омск: Омская академия МВД России, 2013. С. 9.

6. Узун Л.С. Теория и практика профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях: автореф. дис. ... д-р пед. наук. Санкт-Петербург, 2012. С. 40.

7. Крысин М.В. К вопросу осуществления межпредметных связей в образовательных организациях МВД России / М.В. Крысин, Д.Г. Морев, А.И. Ткаченко // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 4. С. 83-88.

8. Кузьмин А.Н. Психологический детерминизм - концептуальная основа реформирования служебно-боевой подготовки сотрудников ОВД // Вестник Московского университета МВД. 2009. № 8. С. 28-31.

9. Зверев И.Д. Межпредметные связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. М., 1981. С. 24.

10. Крулехт М.В. Экспертные оценки в образовании: учеб. пособие / М.В. Крулехт, И.В. Тельнюк. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 58.

Varinov Vladislav Vladimirovich

Kuzbass institute of the federal penitentiary service, Novokuznetsk, Russia

E-mail: Vladvarin@mail.ru

On the organization of interdisciplinary relations in the special and physical training of cadets of higher educational institutions of the Federal Penitentiary

Service of Russia

Abstract. The article is devoted to the topical issue of interdisciplinary integration in the service and combat training of cadets of departmental universities of law enforcement bodies of Russia. The author draws attention to the contradiction between the availability of scientific research on this issue and the opinion of practitioners about the low level of formation of the ability of law enforcement graduates of departmental universities to lawfully and effectively use physical force, special means and firearms. To resolve this contradiction, the author conducted a study of the opinions of teachers on special and physical training for the use of various types of interdisciplinary connections. On the basis of the data obtained, the author came to the conclusion that in the existing organization of interdisciplinary connections there are such species that need additional attention. First, the teachers of these disciplines should not forget about the importance of philosophical and ideological types of informative and interdisciplinary connections in teaching lawful and effective applications of physical force, special means and firearms. For this it is necessary to determine the range of philosophical and ideological concepts that can be considered in special and physical training. Secondly, teachers of special and physical training need to pay attention to the need to organize value-oriented types of operational and activity interdisciplinary connections. Thirdly, it is necessary to use reproductive, searching and creative ways of learning the material more evenly. To do this, it is necessary to adapt active and interactive pedagogical technologies taking into account the safety requirements established in special and physical training. Fourth, to ensure the breadth of organizational and methodological interdisciplinary connections, teachers of special and physical training need to increase their level of literacy in the legal, psychological and medical field, as well as in the disciplines of departmental specialization, in terms of the legitimate use of physical force, special means and firearms. Fifth, when planning training for the legitimate and effective application of extreme measures of administrative coercion, you should make a network schedule in which you need to indicate the connections of various educational topics of related disciplines, show the "nodal" topics with the largest number of connections.

Keywords: interdisciplinary communication; special and physical training; cadets of the university FSIN of Russia; physical training; special means; firearms; legality

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.