Научная статья на тему 'Изучение покупательских предпочтений жителей Москвы и Санкт-Петербурга при выборе аптеки'

Изучение покупательских предпочтений жителей Москвы и Санкт-Петербурга при выборе аптеки Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
142
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение покупательских предпочтений жителей Москвы и Санкт-Петербурга при выборе аптеки»

ИЗУЧЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПРИ ВЫБОРЕ АПТЕКИ

Степанова М.Ю.

Российский университет дружбы народов,

Кафедра управления и экономики фармации, г. Москва

С начала 90-х в РФ началось стремительное развитие аптечных сетей нового типа и к настоящему времени сетевая форма организации аптечного бизнеса занимает более 60% розничного фармацевтического рынка. За последние 15 лет появились аптечные сети с разнообразными форматами торговли и оригинальными маркетинговыми стратегиями, что предоставляет потребителю большую свободу выбора. Авторами настоящего исследования было проведено социологическое исследование покупателей аптечных учреждений и их предпочтений при выборе «своей» аптеки. Для опроса покупателей аптек была разработана анкета, включающая 33 вопроса. В опросе приняли участие 200 посетителей аптек Москвы и Санкт - Петербурга, средний возраст опрашиваемых составил 41 год, 75% женщины, 55% респондентов имеют в составе семьи лиц с хроническими заболеваниями. Более 81% опрошенных отдают предпочтение аптекам, входящим в аптечные сети, 12% покупателей остались верны самостоятельным аптекам, а для 7% покупателей не имеет значения в сетевой или не сетевой аптеке совершить покупку. Около 71% опрошенных совершают покупки в аптеках, расположенных рядом с домом и 37% респондентов пользуются аптеками, расположенными рядом с работой, большинство из них работают без выходных дней - 90% . Важность цены на товар при совершении покупки отметили более 70% респондентов, в зависимости от готовности совершить покупку в другой аптеке было выделено 6 групп покупателей. Показано, что сформировалась прослойка покупателей (26%), для которых разница менее чем в 500 руб. не является существенной. Ответы на вопросы, связанные с интерьером аптек (он важен для 80% респондентов) и организации торгового зала (более 75% покупателей согласны с тем, что открытая форма торговли более удобна для покупателя, чем традиционная) свидетельствуют о том, что в крупных городах население привыкло и приняло западные стандарты торговли. Дополнительные сервисные услуги важны для 60% покупателей, в первую очередь посетители отметили возможность получения консультации врача в торговом зале и экспресс - диагностику. Чаще всего респонденты приобретают в аптеках лекарственные средства - 92%, предметы личной гигиены - 63%, лечебное, детское, диетическое питание и косметические средства получили по 40%. Следует отметить, что только 3% опрошенных высказали свои пожелания по введению в ассортимент аптек новых товарных групп, что свидетельствует о том, что в настоящий момент аптеки полностью удовлетворяют ожидания потребителей. Данные, полученные авторами, позволяют говорить о том, что сетевая форма торговли доминирует на розничном фармацевтическом рынке крупных городов. Успешно адаптировав западные стандарты работы к российским условиям, сетевые структуры практически полностью удовлетворяют запросы покупателей. Решающим фактором при совершении покупки продолжают оставаться цены.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

Стр. [638]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.