Научная статья на тему 'Зависимость потребительского спроса на лекарственные средства от ценового фактора'

Зависимость потребительского спроса на лекарственные средства от ценового фактора Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
447
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зависимость потребительского спроса на лекарственные средства от ценового фактора»

ЗАВИСИМОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ОТ ЦЕНОВОГО ФАКТОРА

Леонтьева Ф.Р.

ГУП "Таттехмедфарм", г. Казань

Товарный ассортимент фармацевтической организации имеет важное социально-экономическое значение, так как его качество определяет полноту удовлетворения покупательского спроса и уровень торгового обслуживания участников рынка.

Согласно экономического закона спроса его объем зависит от цены потребляемого товара: при снижении цены — спрос на товар увеличивается, и, наоборот, спрос сокращается при увеличении цены. Данный закон действует и в сфере обращения лекарственных средств и для отдельных групп населения повышение цены делает невозможным приобретение ранее используемых медикаментов.

Непосредственное влияние на потребление лекарственных препаратов оказывает соотношение цены и качества. В этом случае важную роль играет возможность получения дополнительной информации о характеристиках товара. В случае препарата, имеющего хорошую рекламу увеличение цены никак не отразится на его спросе, а в случае отсутствия какой-либо дополнительной информации о лекарственном средстве — важную роль при выборе будет играть цена.

Нами проанализированы потребности населения Авиастроительного р-на г. Казани в лекарственных средствах в зависимости от их стоимости. Это район с населением более 109 тысяч человек, характеризующийся низким уровнем подушевого дохода.

Данные проведенного анкетного опроса показали, что порядка 60% респондентов заинтересованы в покупке лекарственного средства стоимостью до 100 рублей. Однако 50-70% опрошенных готовы изменить свое решение по рекомендации фармацевта и выбрать не самое дешевое лекарственное средство, а среднее по цене — стоимостью от 100 до 300 рублей. 10-20% респондентов готовы приобрести достаточно дорогие медикаменты (стоимостью более 300 рублей), считая нецелесообразным «экономить на здоровье».

Наличие на российском рынке препаратов-дженериков также оказывает большое влияние на потребителя при изменении цены. Чем больше у лекарственного средства синонимов, тем менее спрос на него. Немаловажную роль в этом случае будет играть реклама лекарственного средства. В то же время спрос практически не реагирует на изменение цены в любом направлении в случае жизненно-важных лекарственных средств, не имеющих дженериков, например, препаратов для лечения бронхиальной астмы и сахарного диабета. В случае, когда затраты на приобретение лекарственных средств почти не отражаются на семейном бюджете и покрываются третьей стороной, потребители мало чувствительны к цене (такая ситуация складывается в льготном обеспечении).

Таким образом, дорогостоящие лекарственные средства имеют стабильный спрос при отсутствии у них синонимов или аналогов либо в случае их отпуска бесплатно декретированным слоям населения.

Важными факторами, влияющим на потребление лекарственных средств являются доходы населения и доля в них затрат на приобретение медикаментов. Чем выше доходы на одного члена семьи, тем больше возможности у населения выбора более дорогого лекарственного средства. Изменение цены наиболее существенно отражается на уровне жизни групп населения, постоянно пользующихся лекарственными препаратами (диабетики, больные бронхиальной астмой и др.), чьи затраты на приобретение медикаментов составляют до 50% семейного бюджета. В меньшей степени изменение цены влияет на потребление лекарственных средств у групп населения со средним достатком. В то же время для людей с высокими доходами приобретение более дорогих медикаментов становится престижным.

С целью ускорения оборачиваемости товарной массы рекомендовано в районах с низким уровнем подушевого дохода формировать ассортимент лекарственных средств с учетом данных социологического исследования посетителей аптечного учреждения преимущественно (до 80%) из препаратов, наиболее востребованной ценовой категории.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.