МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПО ОПТИМИЗАЦИИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Т. В. Махинова
Воронежский государственный университет,
кафедра управления и экономики фармации и фармакогнозии, г. Воронеж
Эффективная лекарственная политика является важным инструментом организации своевременной медицинской помощи населению. Показатели заболеваемости и демографическая ситуация в Воронежской области являются определяющим фактором для анализа состояния здоровья населения. Как свидетельствуют документы статистической отчетности, численность населения Воронежской области в целом сократилась с 2002 по 2007 год на 121,5 тысяч человек. Установлено, что болезни щитовидной железы в структуре эндокринной патологии составляют 15%. Наиболее быстрыми темпами увеличивается число больных многоузловым эндемическим зобом (за период с 2002 по 2007 год более, чем на 70%), в тот время как средний показатель заболеваемости щитовидной железы в области возрос на 1,9%. Маркетинговые исследования в области лекарственнвых средств (ЛС) имеют свою специфику, которая определяется отличительными особеностями ЛС по сравнению с другими товарами нородного потребления. Первая ступень предварительного этапа маркетинговых исследований - сбор достоверной, объективной информации о потреблении ЛС: текущей и ретроспективной, ее систематизация и подготовка к анализу. Исследуются основные тенденции и закономерности потребления ЛС, изменения качественных и количественных характеристик, выявляются факторы, оказывающие влияние на формирование потребления: медицинские, фармацевтические, демографические, социально - экономические и др. Составной частью предпрогнозного анализа является разработка рабочих гипотез - научных предположений о возможных изменениях тенденций в развитии потребления ЛС. Разработка гипотез базируется на плановых и прогнозных данных о социально-экономическом развитии региона. Прогнозирование предполагает количественную оценку основной характеристики рынка - спрос конкретных покупателей на отдельные товары на данной территории с учетом перспектив развития. Независимо от вида и метода порядок проведения прогноза должен включать следующие основные этапы:
• формулировка цели и задачи прогноза;
• сбор и обработка информации, необходимой для расчета прогноза;
• выбор метода прогнозирования;
• анализ и оценка точности и надежности результатов;
• оформление результатов прогноза.
Для прогнозирования потребности в экономической науке нашёл широкое применение ряд методов: нормативные, статистические (методы экстраполяции тенденций), экономико-математические, социологические исследования Эти методы могут использоваться как отдельно, так и в сочетании друг с другом. Каждый применяемый метод обладает определенными достоинствами и недостатками. По своей продолжительности прогнозы потребности ЛС делятся на текущие (до 1 года), краткосрочные (1-5 лет), среднесрочные (до 10 лет) и долгосрочные (свыше 10 лет). Широкое применение находят методы экспертных оценок потребности ЛС. Они применяются при:
• отсутствии достаточно представительной и достоверной информации;
• большой неопределенности в области прогнозирования;
• дефиците времени для проведения прогноза другими методами.
К достоинствам метода относятся простота получения прогнозных результатов, а недостатком является определенный субъективизм экспертов, что снижает достоверность прогнозов. Основной целбю маркетинговых исследований рынка ЛС для лечения и профилактики заболеваний щитовтдной железы являюется выявление оптимальной номенклатуры ЛС с учётом их эффективности и ценовой доступности, что позволит составить прогноз потребности в них и обосновать объемы финансовых ресурсов для выполнения государственных гарантий больным. Совершенствование фармацевтической помощи больным с заболеваниями щитовидеой железы должно основываться на системном анализе и региональном подходе. При проведении маркетинговых исследований на фармацевтическом рынке изучаются взаимосвязи между товаром (ЛС) и потребителями (врачами, аптечными работниками и больными).
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4
Материалы1 IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы1 IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва