Научная статья на тему 'Изучение особенностей социального интеллекта в условиях современного общества: актуальность и проблемы'

Изучение особенностей социального интеллекта в условиях современного общества: актуальность и проблемы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
627
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макарова Н. Г.

Статья посвящена проблеме интеллекта, расставлены акценты на особенностях социального интеллекта, представлены некоторые определения социального интеллекта ученых, занимающихся рассматриваемым вопросом. Обозначены актуальность поднятой темы и главенствующие проблемы, возникающие в ходе ее изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение особенностей социального интеллекта в условиях современного общества: актуальность и проблемы»

организма, с причинами болезней и приучимся свободнее располагать его силами. Это еще поле, далеко не вполне разработанное человечеством» [там же]. По мнению Ушинского, «пределы изменений, которые человек может своей волей внести в собственный организм, скрыты даже от самого сильного взора» [там же].

Ушинский К.Д. подчеркивал значение влияния воли на здоровье и роль воспитания привычек и навыков в формировании психического склада личности. Анализируя влияние физического и волевого воспитания на здоровье, К.Д. Ушинский был убежден в то, что медицина может найти «в воле человека живую воду если не против всех, то против многих болезней и в той же воле человека - упорнейшую соперницу своих внешних лечебных средств» [2, с. 388]. Поэтому одну из главных целей воспитания он видел в том, чтобы подчинить силы и способности нервного организма сознанию и свободной воле человека.

Список литературы:

1. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ppt.ru.

2. Тхостов А.Ш. Психология телесности. - М.: Смысл, 2002. - 287 с.

3. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 2. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1948-1952. - 580 с.

4. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 3. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1948-1952. - 580 с.

5. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 8. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1948-1952. - 620 с.

6. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 10. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1948-1952. - 620 с.

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ

© Макарова Н.Г.*

Российский университет дружбы народов, г. Москва

Статья посвящена проблеме интеллекта, расставлены акценты на особенностях социального интеллекта, представлены некоторые определения социального интеллекта ученых, занимающихся рассматриваемым вопросом. Обозначены актуальность поднятой темы и главенствующие проблемы, возникающие в ходе ее изучения.

* Доцент кафедры Психологии и педагогики, кандидат психологических наук.

Проблемой интеллекта занимались многие ученые (Гальтон, Дж. Кэтелл, Бине и Симон, Л.Л. Терстоун, Ж. Пиаже), однако на определенном этапе развития психологической науки появилось понятие социального интеллекта.

Понятие интеллекта когнитивные психологи (Р. Стернберг, Дж. Келли, Ф. Франсел) рассматривают как систему познавательных процессов, способствующих решению поставленных задач. В большинстве других определений в психологической науке, интеллект трактуется как способность человека приспосабливаться к окружающей среде. И действительно, следует отметить, что способность к интеллекту дает возможность раскрыть человеку его потенциальные возможности, на основе которых он либо успешно адаптируется в окружающем мире, либо с переменным успехом. Тем ни менее, помимо адаптации к окружающей действительности актуальным является вопрос взаимодействия людей между собой, находящимися в социуме. Однако только от человека зависит, насколько ему удастся выстроить адекватные взаимоотношения с людьми микро- и макромира. Для лучшего взаимодействия необходимо уметь распознавать поведенческие особенности, мысли и чувства собеседника, быть способным встать на его место, чтобы понять ощущения внутреннего мира «другого».

В условиях современного общества, при которых люди максимально закрыты друг от друга, достаточно сложно выстраивать взаимоотношения с окружающими, не говоря уже о взаимном понимании. Современное общение людей сводится к новым его формам, проявляясь в виде различных сетевых программ как sкypе, team viewer и других, значительно упрощающих жизнь собеседников, сокращая мимолетно бегущее время, с одной стороны, однако избавляя людей от привычных ранее форм взаимодействия, при которых человек может посмотреть «глаза в глаза», прибегнуть к телесному контакту, что безусловно важно для удовлетворения эмоциональной потребности в общении человека, - с другой. Более того, большинство людей, поглощенных новыми технологиями компьютерных кампаний (iphone, ipad, smartphone, планшет) вовсе разучились налаживать коммуникативные навыки с собеседником, а как следствие - неверное распознавание поведенческих особенностей, чувств, мыслей, настроений другого человека.

В нынешний век все более остро встает вопрос рассмотрения социального интеллекта в условиях современного общества и взаимоотношений людей внутри него. Понятие социального интеллекта выкристаллизовывается из термина «социальное познание» как способность определять поведение, чувства и мысли окружающих людей, основываясь на собственные познания социального характера во взаимодействии с другими. Другими словами, степень развития интеллекта тесным образом связана с познавательными процессами. Такого мнения придерживались многие ученые в отечественной (Г.М. Андреева, К.Н. Богомолова) и в зарубежной (К. Левин, Л. Фестингер, М. Розенберг) психологии.

Вот какое определение социального интеллекта дает Н.А. Рождественская в своей работе «Способы межличностного познания»: «особая когнитивная способность, связанная с феноменом познания человеком различных социальных явлений (в первую очередь других людей» [2, с. 38].

Понятие социального интеллекта ввел Э. Торндайк и обозначил его как «способность понимать людей...и управлять ими, поступать мудро в человеческих отношениях» [6, p. 228].

С началом бунта в 20-е годы двадцатого столетия еще много ученых изучали понятие социального интеллекта и каждый по своему пытался трактовать, в зависимости от преломления изучаемого в нем аспекта.

На сегодняшний день, понятие социального интеллекта имеет многообразие трактовок: способность иметь дело с окружающими людьми (T. Hunt, 1928); знания о людях (R. Strang, 1930); способность легко сходится с другими, умение входить в их положение, ставить себя на место другого (P.E. Vernon, 1933); способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей (Wedeck J. 1947); как приспособленность индивида человеческому бытию (Vechsler D. 1958).

Как в своей работе «Концепция социального интеллекта» отмечает А.И. Савенков, что социальный интеллект включает в себя две составляющие: когнитивную, имеющую оценку перспективы, понимание окружающих, знание открытости в отношении с ними; поведенческую, выявляющую способность взаимодействовать с окружающими, социальную приспособляемость, теплоту во взаимоотношениях.

Социальный интеллект, по мнению Д.В. Ушакова: «способность не просто понимать людей и ситуации их взаимодействия, но и управлять ими или адаптироваться к ним» [3, с. 17].

Кроме всего прочего, Д.В. Ушаков относит социальный интеллект к высшему виду познавательной деятельности, дающий возможность человеку познавать окружающий мир и социальным образом приспосабливаться к нему.

Вот как точно описывает социальный интеллект О.Б. Хлебородова в своей статье: «способность понимать другого человека, учитывать интересы других людей, умение сопереживать, устанавливать контакты, прогнозировать развитие коммуникативных процессов, умение оценить социальную ситуацию и правильно понять свою роль в ней, понимание своих прав и обязанностей, морального долга. Социальный интеллект является основой социализации (усвоение общественных норм, правил, законов) [5, с. 139].

Как верно отмечает В.Д. Ушаков в своей работе «Социальный интеллект как вид интеллекта» [4, с. 18], что «умение взаимодействовать с людьми отнюдь не сводится к умению их понимать, подобно тому, как умение рубить дрова не сводится к пониманию их пространственной конфигурации (пространственному интеллекту); а требует еще сенсомоторной координации, мышечной силы и еще много других способностей и навыков. Соци-

альный интеллект - это способность к познанию социальных явлений, которая составляет лишь один из компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их». Другими словами, автор утверждает, что для полного понимания другого человека иметь только высокие показатели по социальному интеллекту - недостаточно, а необходимо, помимо этого, владеть и другими личностными особенностями, способствующими установлению межличностных отношений и сохранению их на достойном уровне в условиях современного общества.

Из вышеизложенного назревает проблема взаимоотношений современного человека в условиях компьютерных технологий, а самым актуальным и наиболее острым вопросом является то, что на сегодняшний день у людей нет потребности взаимодействовать друг с другом, мало того, в формате старого времени, кроме этого, отсутствует желание общаться вообще. Причиной этому может служить нескончаемый ежесекундно поступаемый поток новой информации, которую необходимо человеку переработать, что, безусловно, невозможно сделать без сознательной фильтрации получаемого материала. При подобном наличии разнообразия информационного потока у человека пропадает потребность в интимно-личностном общении, а появляется новая форма взаимодействия - «общение со всем миром» при помощи социальных сетей (face book, twitter, блоги, одноклассники), особенность которого заключается в презентации своей личной жизни бесконечно огромному количеству желающих, интересующихся ею. В таком случае «стираются границы» в общении между людьми, а познание внутреннего мира собеседника становится вовсе не нужным и обесценивается.

Для решения назревшей проблемы выкристаллизовывается условие, при котором взаимодействие между людьми видится эффективным. Подобное условие напрямую связано с индивидуально--личностными особенностями людей, заключающимися в наличии определенных в человеке психических процессов, свойств и состояний личности. На наш взгляд, для более эффективного взаимодействия между людьми в общении, помимо социального интеллекта, необходимо обладать высоко развитой наблюдательностью, хорошо развитым воображением и интуицией, дивергентным мышлением, высокой степенью мотивации, и внутренним опытом, включая желания и потребности.

Несмотря на явную потребность в изучении социального интеллекта современного человека в психологической науке, появляется еще одна актуальная проблема, проявляющаяся в его диагностировании. С одной стороны, на сей день, уже есть ряд психодиагностического инструментария, позволяющего измерить социальный интеллект, тем ни менее признанными, надежными и валидными тестами - ни один исследователь-психолог или практикующий психолог - не обладает. А существующий всем известный, созданный в свое время, тест на социальный интеллект Дж. Гилфорда признан как устарев-

ший, однако вошедший уже в классическую категорию тестов, и поэтому до сих пор пользуется популярностью среди людей, заинтересованных изучением социального интеллекта.

Из вышесказанного, можно заключить, что перспективой развития исследования социального интеллекта проявляется в выявлении четких сущностных признаков социального интеллекта и создания в соответствии с ними психодиагностического инструментария, согласно новому времени в условиях нано- и компьютерных технологий.

Список литературы:

1. Белова С.С. Социальный интеллект: сравнительной анализ методик измерения. - М., 2012. - С. 109-118.

2. Рождественская Н.А. в своей работе «Способы межличностного познания»: Психолого-педагогический аспект: монография. - 2012.

3. Савенков А.И. Концепция социального интеллекта. - М., 2012.

4. Ушаков В.Д. Социальный интеллект как вид интеллекта. - М., 2012.

5. Хлебородова О.Б. Научные подходы к изучению социального интеллекта в психологии / О.Б. Хлебородова // Молодой ученый. - 2011. - № 11, Т. 2. - С. 139-140.

6. Torndike E.L. 1920 Intelligence and its use // Harper's magazine. - 1920. -V 140. - P. 227-235.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

© Чумакова В.А.*

Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, г. Минск

Данная статья посвящена изучению особенностей интернет-коммуникации в социальных сетях. Выявлены основные характеристики интернет-коммуникации, основные цели общения, наиболее часто встречающиеся темы интернет-коммуникации, а также определена половая специфика ведения интернет-коммуникации.

Электронная коммуникация стала неотъемлемым элементом социальной активности современного человека. Рост популярности электронных сетей обусловил необходимость пересмотра феноменологии общения с учетом новых технологических возможностей. Внимание исследователей привлекают особенности общения в электронных сетях, а также влияние последних на пользователей [1, с. 40; 2, с. 315].

* Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.