Научная статья на тему 'Индивидуальные особенности и типология студентов с разным уровнем самоотношения и социального интеллекта'

Индивидуальные особенности и типология студентов с разным уровнем самоотношения и социального интеллекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
639
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / САМООТНОШЕНИЕ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ТИПОЛОГИЯ СТУДЕНТОВ / SOCIAL INTELLIGENCE / SELF-ATTITUDE / UNIVERSITY STUDENTS / INDIVIDUAL CHARACTERISTICS / TYPOLOGY OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нижегородцева Надежда Викторовна

В статье рассматриваются понятия социального интеллекта и самоотношения в работах отечественных и зарубежных авторов, дано описание индивидуальных и типологических особенностей поведения и деятельности студентов с разным уровнем социального интеллекта и самоотношения, психологические портреты студентов с низким и высоким уровнем самоотношения, высоким и низким уровнем социального интеллекта. Разработана типология студентов с разным уровнем самоотношения и социального интеллекта. Выделены и описаны пять типов: студенты с высокими показателями самоотношения и высокими показателями социального интеллекта, студенты с низкими показателями самоотношения и низкими показателями социального интеллекта, студенты с высокими показателями самоотношения и низкими показателями социального интеллекта, студенты с низкими показателями самоотношения и высокими показателями социального интеллекта, студенты, у которых показатели самоотношения и социального интеллекта на среднем уровне. Сделан вывод о том, что знание индивидуальных и типологических особенностей поведения студентов с разным уровнем социального интеллекта и самоотношения позволяет создать оптимальные условия для личностного и профессионального развития в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нижегородцева Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual Features and Typology of Students with Different Levels of Self-Relationship and Social Intelligence

The article deals with the concepts of social intelligence and self-relationship in the works of Rusian and foreign authors, describes individual and typological features of behaviour and activity of students with different levels of social intelligence and self-relationship, psychological portraits of students with a low and high level of self-relationship, a high and low level of social intelligence. A typology of students with different levels of self-relationship and social intelligence was developed. Five types were identified and described: students with high self-esteem and high social intelligence, students with low self-esteem and low social intelligence, students with high self-esteem and low social intelligence, students with low self-esteem and high social intelligence, students who have self-esteem and social intelligence at the middle level. The conclusion is made that the knowledge of individual and typological features of students' behaviour with different levels of social intelligence and self-relations make it possible to create optimal conditions for personal and professional development in the educational process.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные особенности и типология студентов с разным уровнем самоотношения и социального интеллекта»

УДК 159.99

Н. В. Нижегородцева

Индивидуальные особенности и типология студентов с разным уровнем самоотношения и социального интеллекта

В статье рассматриваются понятия социального интеллекта и самоотношения в работах отечественных и зарубежных авторов, дано описание индивидуальных и типологических особенностей поведения и деятельности студентов с разным уровнем социального интеллекта и самоотношения, психологические портреты студентов с низким и высоким уровнем самоотношения, высоким и низким уровнем социального интеллекта. Разработана типология студентов с разным уровнем самоотношения и социального интеллекта. Выделены и описаны пять типов: студенты с высокими показателями самоотношения и высокими показателями социального интеллекта, студенты с низкими показателями самоотношения и низкими показателями социального интеллекта, студенты с высокими показателями самоотношения и низкими показателями социального интеллекта, студенты с низкими показателями самоотношения и высокими показателями социального интеллекта, студенты, у которых показатели самоотношения и социального интеллекта на среднем уровне. Сделан вывод о том, что знание индивидуальных и типологических особенностей поведения студентов с разным уровнем социального интеллекта и самоотношения позволяет создать оптимальные условия для личностного и профессионального развития в учебном процессе.

Ключевые слова: социальный интеллект, самоотношение, студенты вуза, индивидуальные особенности, типология студентов.

N. V. Nizhegorodtseva

Individual Features and Typology of Students with Different Levels of Self-Relationship and Social Intelligence

The article deals with the concepts of social intelligence and self-relationship in the works of Rusian and foreign authors, describes individual and typological features of behaviour and activity of students with different levels of social intelligence and self-relationship, psychological portraits of students with a low and high level of self-relationship, a high and low level of social intelligence. A typology of students with different levels of self-relationship and social intelligence was developed. Five types were identified and described: students with high self-esteem and high social intelligence, students with low self-esteem and low social intelligence, students with high self-esteem and low social intelligence, students with low self-esteem and high social intelligence, students who have self-esteem and social intelligence at the middle level. The conclusion is made that the knowledge of individual and typological features of students' behaviour with different levels of social intelligence and self-relations make it possible to create optimal conditions for personal and professional development in the educational process.

Keywords: social intelligence, self-attitude, university students, individual characteristics, typology of students.

Для успешного становления, развития и реализации личности необходима способность эффективно взаимодействовать с окружающим миром, прежде всего - социальным. Способность к познанию и интерпретации социальных явлений и отношений между людьми выделяется как особая сторона психической деятельности, которая может не коррелировать со способностью к познанию явлений физического мира и уровнем общего интеллекта (К. Спирмен). Способность правильно понимать поведение людей, «дальновидность в межличностных отношениях» как основа эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации обозначена в психологии понятием «социальный интеллект» (Э. Торндайк). Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, - особый «социальный дар», обеспечивающий «гладкость» в от-

ношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. С этой точки зрения социальный интеллект рассматривается как личностная черта, определяющая успешность социального взаимодействия, а показателем высокого социального интеллекта являются не когнитивные способности, а личностные характеристики [7]. Существенный вклад в исследование социального интеллекта внес Дж. Гилфорд, предложивший факторно-аналитическую модель интеллекта, где особое внимание уделялось социальному интеллекту, и разработавший тест для измерения уровня социального интеллекта [2].

В работах отечественных авторов (М. И. Бобнева, В. Н. Дружинин, Е.

С. Михайлова, Ю. Н. Емельянов,

Н. А. Кудрявцева, Л. И. Уманский,

© Нижегородцева Н. В., 2017

А. Л. Южанинова, Д. В. Ушаков и др.) социальный интеллект рассматривается как информационный процесс, направленный на получение и переработку информации, способность улавливать сложные зависимости в социальной среде, основа социализации, социального развития личности [4, 8, 9 и др.].

Таким образом, социальный интеллект в наиболее общем виде в психологии понимается как способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия. При этом предполагается психологическая автономность и независимость субъекта, позволяющая противостоять давлению людей и обстоятельств. Такое понимание сущности феномена социального интеллекта позволяет предположить наличие значимой взаимосвязи показателей уровня социального интеллекта и самоотношения.

По мнению И. С. Кона, самоотношение выражается через установки, включающие познавательный (представления о своих качествах и сущности), эмоционально-аффективный (самолюбие) и оценочно-волевой (самооценка, самоуважение) компоненты [3]. Известно, что отношение к себе (самоотношение) формируется под влиянием отношения окружающих, для того, чтобы адекватно анализировать мнение других о себе, человек должен уметь «читать текст» социального взаимодействия, обладать достаточным уровнем социального интеллекта. Наличие взаимосвязи показателей развития социального интеллекта и самоотношения у студентов доказано в ходе эмпирического исследования и статистического анализа [5]. Полученные результаты позволили выявить и описать индивидуальные особенности и типологию студентов с разным уровнем самоотношения и социального интеллекта.

Психологический портрет студента с низким уровнем самоотношения

Студенты с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что затрагивает их самооценку. Таких студентов можно охарактеризовать как особо ранимых и чувствительных. Они болезненно реагируют на критику, смех, порицание, остро переживают, если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Их больше, чем других, беспокоит плохое мнение о них окружающих. Многим из них свойственна застенчивость, склонность к психической изоляции, к уходу от действительности в мир мечты.

В общении такие люди чувствуют себя неловко, заранее уверены, что окружающие о них плохого мнения. Пониженное самоуважение и коммуникативные трудности снижают и социальную активность личности. Люди с низким самоуважением и аутосимпатией принимают значительно меньшее участие в общественной жизни, реже занимают выборные должности. При выборе профессии они избегают специальностей, связанных с необходимостью руководить, а также предполагающих дух соревнования. Даже поставив перед собой определенную цель, они не особенно надеются на успех, считая, что у них нет для этого необходимых данных.

Низкое самоуважение предполагает чувство неполноценности, ущербности, что оказывает отрицательное воздействие на психическое самочувствие и социальное поведение личности. Для юношей и взрослых с пониженным самоуважением характерна общая неустойчивость «образов Я» и мнений о себе. Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо», «представляемое Я». Низкое самоуважение - один из характерных спутников депрессии.

Американский психолог Г. Каплан на основе обобщения научных данных и собственного 10-летнего лонгитюдного исследования 9 300 семиклассников пришел к выводу, что пониженное самоуважение положительно коррелирует едва ли не со всеми видами отклоняющегося от нормы поведения: нечестностью, членством в криминальных группах и совершением правонарушений, наркоманией, алкоголизмом, агрессивным поведением и различными психическими расстройствами.

Для студентов с низким уровнем самоотношения также характерны пессимистические тенденции в объяснении причин как благоприятных, так и неблагоприятных ситуаций. Молодым людям присуща вера в постоянство причин неприятностей в жизненных ситуациях, приписывание неудач себе как постоянно действующего фактора и закономерности. Причины успехов и хороших событий истолковываются как временные, случайные: настроения, попытки, удачное стечение обстоятельств.

Также для таких студентов характерна склонность недооценивать собственное Я, они видят в себе преимущественно недостатков, что проявляется во внутренней непоследовательности, неуверенности в себе, непонимании себя и низкой оценке своих возможностей. Вследствие этого

возникает ожидание негативного отношения к себе, ощущение непринятия себя и своей личности окружающими, сомнения в способности вызывать уважение. Таким студентам присущ недостаток самопринятия и самопонимания, предъявление самообвинения в кризисных ситуациях.

Таким образом, студент с низким самоуважением - это человек с устойчивым чувством неполноценности, ущербности, отличающийся ранимостью, чувствительностью к внешним воздействиям, оторванностью от реального взаимодействия с другими людьми. В сфере деятельности такое отношение к себе может проявляться в непоследовательности и нерешительности. Личность с пониженным самоуважением отличается неустойчивым внутренним миром, не обладает твердой и последовательной линией поведения в общении, во взаимоотношениях с другими людьми.

Психологический портрет студента с высоким уровнем самоотношения

Высокое самоуважение не синоним зазнайства, высокомерия или несамокритичности. Человек с высоким самоуважением не считает себя лучше других, а просто верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки.

Студенты, являющиеся лидерами в своих группах, обычно обладают более высоким самоуважением и чувством уверенности в себе. Студенты с высоким самоуважением более самостоятельны и менее внушаемы. Положительно относясь к себе, они обычно «принимают» и окружающих, тогда как отрицательное отношение к себе часто сочетается с недоверчивым или недоброжелательным отношением к другим людям.

Люди с высоким самоуважением значительно больше удовлетворены своей жизнью.

Студентам с высоким уровнем самоотношения свойственно гармоничное, целостное восприятие себя, критическим отношением к некоторым недостаткам и предъявлением обвинения себе в кризисных ситуациях, уверенность в себе, волевой контроль и целеполагание. Им присуща средняя выраженность веры в свои силы, способности, принятие и одобрение себя в целом и в существенных частностях. Такие студенты характеризуются ожиданием положительного отношения к себе вне зависимости от ситуации, собственного поведения, каких-то других внешних обстоятельств.

Студентам присуще присутствие интереса к себе и своим личностным особенностям в сочетании с пониманием себя, своих действий, отсут-204

ствием противоречий и сомнений в правильности совершенных поступков. Такие студенты характеризуются высокой диспозиционной надеждой, проявляющейся в чувствах решимости и включенности, веры в свои силы, ожидании благоприятного исхода событий, готовности осуществлять задуманное. Также данным студентам присуща высокая оценка собственной жизни, выражающаяся в наличии приподнятого настроения, ощущения счастья, удовлетворенности своей жизнью, материальным и социальным положением.

Также для студентов с высоким уровнем самоотношения характерна вера в то, что успех в любом деле обеспечивается желанием и активностью. Им свойственно целостное, гармоничное восприятие себя, отсутствие внутриличностных конфликтов, проявление интереса к себе.

Таким образом, студент с высоким самоуважением верит в себя, считает, что может преодолеть свои недостатки. Развитое позитивное чувство в адрес «Я» как устойчивая личностная черта является центральным звеном внутреннего психического мира человека, оно лежит в основе единства и целостности его личности, согласовывает и упорядочивает внутренние ценности, завершает структуру характера.

Психологический портрет студента с низким уровнем социального интеллекта

Студенты с низким уровнем социального интеллекта плохо понимают связь между поведением и его последствиями. Такие люди могут часто совершать ошибки (в том числе и противоправные действия), попадать в конфликтные, а возможно, и в опасные ситуации, потому что неверно представляют себе результаты своих действий или поступков других. Они плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения.

Такие люди плохо владеют языком телодвижений, взглядов и жестов, который раньше осваивается в онтогенезе и вызывает больше доверия, чем вербальный язык. В общении они в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. И они могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника, потому что не учитывают (или неправильно учитывают) сопровождающие их невербальные реакции.

Студенты с низким уровнем социального интеллекта плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации об-

щения. Такие люди часто говорят невпопад и ошибаются в интерпретации слов собеседника.

Также они испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим).

Лица с низким социальным интеллектом могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации. Низкий уровень социального интеллекта может в определенной степени компенсироваться другими психологическими характеристиками (например, развитой эмпатией, некоторыми чертами характера, стилем общения, коммуникативными навыками), а также может быть скорректирован в ходе активного социально-психологического обучения.

Психологический портрет студента с высоким уровнем социального интеллекта

Студенты с высоким показателем социального интеллекта умеют предвидеть последствия поведения. Они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Их прогнозы могут оказаться ошибочными, если они будут иметь дело с людьми, ведущими себя самым неожиданным, нетипичным образом.

Такие люди умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели. Высокий уровень развития социального интеллекта предполагает умение ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и знание нормо-ролевых моделей и правил, регулирующих поведение людей.

Студенты с высокими показателями социального интеллекта способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. Такие люди, скорее всего, придают большое значение невербальному общению, обращают много внимания на невербальные реакции участников коммуникации. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других. Способность читать невербальные сигналы другого человека, осознавать их и сравнивать с вербальными, по мнению А. Пиза, лежит в основе «шестого чувства» - интуиции. В психологии широко извест-

ны исследования, доказывающие большое значение невербальных средств общения. Так, Р. Бедсвилл обнаружил, что в беседе словесное общение занимает менее 35 %, а более 65 % информации передается невербально.

Также такие студенты обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений. Такие люди способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют большой репертуар ролевого поведения (то есть они проявляют ролевую пластичность).

Студенты с высоким уровнем развития социального интеллекта способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. Они умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Путем логических умозаключений они могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения. Все это предполагает способность адекватно отражать цели, намерения, потребности участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения. Кроме того, они умеют ориентироваться в невербальных реакциях человека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе.

Таким образом, лица с высоким социальным интеллектом способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации. Такие люди, как правило, бывают успешными коммуникаторами. Им свойственна контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденция к психологической близости в общении. Высокий социальный интеллект связан с интересом к социальным проблемам, наличием потребности воздействовать на других и часто сочетается с развитыми организаторскими способностями.

Люди с развитым социальным интеллектом обычно имеют выраженный интерес к познанию себя и развитую способность к рефлексии. Уровень развития социального интеллекта в большей степени определяет успешность адаптации при поступлении на работу, чем уровень развития общего интеллекта. Люди с высоким социальным интеллектом обычно легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе.

Типология студентов с разным уровнем самоотношения и социального интеллекта

Тип 1 - студенты с высокими показателями самоотношения и высокими показателями социального интеллекта

Положительно относясь к себе, такие студенты обычно «принимают» и окружающих. Им свойственно целостное, гармоничное восприятие себя, отсутствие внутриличностных конфликтов, проявление интереса к себе, также этому типу присуща контактность, открытость, тактичность, доброжелательность, тенденция к психологической близости в общении. Такие студенты обычно имеют выраженный интерес к познанию себя и развитую способность к рефлексии.

Тип 2 - студенты с низкими показателями самоотношения и низкими показателями социального интеллекта

Таких студентов можно охарактеризовать как особо ранимых и чувствительных. Их больше, чем других, беспокоит плохое мнение о них окружающих. В общении они чувствуют себя неловко, заранее уверены, что окружающие о них плохого мнения. Пониженное самоуважение и коммуникативные трудности снижают и социальную активность личности. Такие студенты могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации.

Тип 3 - студенты с высокими показателями самоотношения и низкими показателями социального интеллекта

Такие студенты не считают себя лучше других, а просто верят в себя и в то, что могут преодолеть свои недостатки. Они более самостоятельны и менее внушаемы. Такие студенты характеризуются ожиданием положительного отношения к себе вне зависимости от ситуации, собственного поведения, каких-то других внешних обстоятельств. Однако они испытывают не-

которые трудности в общении. Эти трудности могут возникать, если студент не непонимает связи между поведением и его последствиями; не владеет языком телодвижений, взглядов и жестов; не распознает различных смыслов, которые может передавать одно и то же вербальное сообщение в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения.

Тип 4 - студенты с низкими показателями самоотношения и высокими показателями социального интеллекта

Такие студенты болезненно реагируют на критику, смех, порицание, остро переживают, если у них что-то не получается или если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Также для таких студентов характерна склонность недооценивать собственное Я, видеть в себе преимущественно недостатки, что проявляется во внутренней непоследовательности, неуверенно -сти в себе, непонимании себя и низкой оценке своих возможностей.

Однако в общении такие студенты не испытывают серьезных затруднений. Они способны извлекать информацию о поведении людей, понимают язык невербального общения, могут высказывать достаточно точные суждения о людях и прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, также могут проявлять дальновидность в отношениях с другими. Студенты такого типа не склонны к рефлексии, однако хорошо понимают поведение других людей.

Тип 5 - студенты, у которых показатели самоотношения и социального интеллекта на среднем уровне

Студенты такого типа успешно функционируют в обществе и взаимодействуют с разными людьми. В целом они хорошо понимают и себя и других, однако не всегда понимают причины того или иного поведения. Они не склонны ни к глубокому самопознанию, ни к более глубокому познанию других людей: не только их поведения, но и причин такого поведения и его последствий. Таким студентам вполне достаточно того, что они не испытывают коммуникативных проблем.

Резюме. Образовательные стандарты современного высшего образования ориентируют на создание условий для всестороннего развития индивидуальных особенностей студентов, формирования компетенций, необходимых для решения задач профессиональной деятельности и эффективного взаимодействия. Понимание индивидуальных и типологических особенностей

поведения студентов с разным уровнем социального интеллекта и самоотношения позволяют создать оптимальные условия для личностного и профессионального развития в учебном процессе.

Библиографический список

1. Бодалев, А. А. О взаимосвязи общения и отношения [Текст] / А. А. Бодалев // Вопросы психологии. - 1994. - № 1. - 160 с.

2. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж. Гилфорд // Психология мышления / под ред А. М. Матюшкина. - М. , 1965. - 456 с.

3. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание [Текст] / И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1984. - 336 с.

4. Лужбина, Н. А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности [Текст] / Н. А. Лужбина. - М. : Барнаул, 2002. - 192 с.

5. Нижегородцева, Н. В., Долженко, О. В. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта, самоотношения и успеваемости у студентов вуза [Текст] / Н. В. Нижегородцева, О. В. Долженко // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. - 2017. - № 3. - С. 178-183.

6. Пантилеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система [Текст] / С. Р. Пантелеев. -М. : МГУ, 1991. - 110 с.

7. Практикум по социально-психологическому тренингу [Текст] / под ред. Б. Д. Парыгина. - СПб., 1994. - 160 с.

8. Савенков, А. И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества [Текст] / А. И. Савенков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - Т. 2. - № 4. - 101 с.

9. Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта [Текст] / Д. В. Ушаков // Социальный ин-

теллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М. : Институт психологии РАН, 2004. - 290 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Bodalev, A. A. O vzaimosvjazi obshhenija i otnoshenija [Tekst] / A. A. Bodalev // Voprosy psihologii. - 1994. - № 1. - 160 s.

2. Gilford, Dzh. Tri storony intellekta [Tekst] / Dzh. Gilford // Psihologija myshlenija / pod red A. M. Matjushkina. - M. , 1965. - 456 s.

3. Kon, I. S. V poiskah sebja: lichnost' i ee samosoz-nanie [Tekst] / I. S. Kon. - M. : Politizdat, 1984. - 336 s.

4. Luzhbina, N. A. Social'nyj intellekt kak siste-moobrazujushhij faktor psihologicheskoj kul'tury lichnos-ti [Tekst] / N. A. Luzhbina. - M. : Barnaul, 2002. - 192 s.

5. Nizhegorodceva, N. V., Dolzhenko, O. V. Vzaimosvjaz' urovnja razvitija social'nogo intel-lekta, samootnoshenija i uspevaemosti u studentov vuza [Tekst] / N. V Nizhegorodceva, O. V Dolzhenko // Jaro-slavskij pedagogicheskij vestnik: nauchnyj zhurnal. -2017. - № 3. - S. 178-183.

6. Pantileev, S. R. Samootnoshenie kak jemocion-al'no-ocenochnaja sistema [Tekst] / S. R. Panteleev. - M. : MGU, 1991. - 110 s.

7. Praktikum po social'no-psihologicheskomu tren-ingu [Tekst] / pod red. B. D. Parygina. - SPb., 1994. -160 s.

8. Savenkov, A. I. Social'nyj intellekt kak problema psihologii odarennosti i tvorchestva [Tekst] / A. I. Savenkov // Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki. - 2005. - T. 2. - № 4. - 101 s.

9. Ushakov D. V Social'nyj intellekt kak vid intellekta [Tekst] / D. V Ushakov // Social'nyj intellekt: teorija, iz-merenie, issledovanija / pod red. D. V. Ljusina, D. V. Ushakova. - M. : Institut psihologii RAN, 2004. -290 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.