© Вестник Военного университета. 2011. № 4 (27). С. 54 - 60.
Федоренко А. В.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Понятие «социальный интеллект» относительно ново для отечественной психологии, хотя оно стало активно употребляться за рубежом еще в начале ХХ в. Данное понятие ввел в научный оборот Э. Торндайк в 1920 г., определив его как одну из разновидностей интеллектуальных способностей, основная функция которой заключается в «понимании людей, что делает возможным управление ими и мудрое поведение» [20].
В работах Г. Айзенка социальный интеллект рассматривается как одна из трех относительно самостоятельных концепций интеллекта. К ним он относил биологический, психометрический и социальный интеллект [2]. Ученый считал, что социальный интеллект - это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации под воздействием социокультурных условий.
Д. Хебб, опираясь на концепцию Г. Айзенка, уточнил функциональное значение данной концепции интеллекта, которое, по его мнению, заключается в использовании психометрического интеллекта в целях адаптации к требованиям общества.
Значительную роль в становлении социального интеллекта как самостоятельного психологического феномена сыграли имплицитные теории интеллекта, основанные на изучении обыденных представлений об интеллекте, интеллектуальности, умном или мудром человеке (Дж. С. Брунер, Р. Тагинри, Д. Шапиро, 1959; Р. Стернберг, 1981; Дж. Барри, 1984; П. Дассен, 1985; Х. Азума и К. Кашиваги, 1987; Н.Л. Смирнова, 1993).
В целом, исследования, проведенные в разное время зарубежными и отечественными психологами, показали, что для описания умного человека используются две составляющие: предметный (проблемный) интеллект и социальный интеллект. Общим для имплицитных теорий интеллекта является понимание социального интеллекта как способности решать практические задачи в сфере межличностных взаимоотношений [17].
Многие авторы в своих работах используют понятия, тождественные, по своему содержанию, социальному интеллекту.
Часть из них отождествляет социальный интеллект с когнитивной способностью, принадлежащей к области познания социальной сферы. Так, Л.И. Уманский определяет социальный интеллект как относительно независимое праксеологическое образование - то, что нестрого можно определить как практически-психологический ум [22].
Х. Гарднер говорит о наличии семи видов интеллекта, среди которых он выделяет: межличностный интеллект, представляющий собой способность понимать других людей и налаживать с ними отношения; а также внутриличност-ный интеллект - способность понимать себя, свои чувства, стремления [20].
Дж. Гилфорд исходя из общей модели «структуры интеллекта (81)» определяет социальный интеллект как «интегральную интеллектуальную способность, определяющую успешность общения и социальной адаптации». Данная способность, считает ученый, основывается на познании человеческого поведения и включает такие компоненты, как способность предвидеть последствия поведения людей в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем; способность к выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека; способность понимать изменения значения сходных вербальных реакций человека; способность понимать логику развития ситуации взаимодействия, значения поведения людей в этих ситуациях. На основе выделенных компонентов Дж. Гилфорд в 60-е г. ХХ в. разработал тест, который в настоящее время используется для диагностики уровня развития когнитивного компонента социального интеллекта [7].
Р. Селман исследовал социальный интеллект в рамках теории социального познания. Им была разработана теория принятия социальной роли. В частности, он утверждает, что в процессе накопления опыта межличностного взаимодействия у человека развивается способность относиться и к себе, и к другим людям как к субъектам, реагировать на действия окружающих так же, как на свои собственные, и рассматривать свое поведение с точки зрения других людей. Значительным вкладом в развитие представлений о социальном интеллекте можно считать выделение ученым основных стадий развития социального интеллекта [20].
Понимание социального интеллекта как когнитивной способности характерно и для отечественных психологов. Так, например, О.Б. Чеснокова определя-
ет социальный интеллект как общую познавательную способность, обеспечивающую познание и ориентацию в реальных жизненных отношениях личности с социальной действительностью, формирующихся и проявляющихся в конкретных ситуациях.
М.А. Холодная выделяет шесть типов интеллектуального поведения, особого внимания среди которых заслуживает тип поведения, свойственный «мудрым» людям. Такое поведение обуславливается высокими интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей. В этом случае понятие «мудрость» по своему содержанию тождественно понятию «социальный интеллект» [26].
В.Н. Панферов выделяет социальный интеллект как когнитивную функцию, проявляющуюся во всеобщих функциях человеческой деятельности на разных уровнях функционирования субъекта общения. По его мнению, социальный интеллект способствует увеличению социальных контактов, расширению вербальной и невербальной компетентности, обеспечению персонализации, развитию экспрессивности в общении, совершенствованию социально-перцептивных способностей, увеличению чувствительности к партнерам по взаимодействию [14].
Наиболее разработанным понятием, близким по определению к социальному интеллекту, для отечественной психологии является понятие «коммуникативная компетентность». Некоторые авторы рассматривают исследуемую категорию как один из ее компонентов1.
Е.О. Смирнова и Е.А. Калягина рассматривают социальный интеллект как когнитивный компонент коммуникативной компетентности, проявляющийся в способности встать на точку зрения другого человека, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми [18].
Создатель структурно-динамической теории интеллекта Д.В. Ушаков социальный интеллект понимает как «способность к познанию социальных явлений, которая составляет лишь один из компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их» [24].
Дальнейшие исследования отечественных ученых-психологов в обозначенной области привели к расширению содержания понятия «социальный интел-
1 Аналогичной точки зрения придерживаются и некоторые зарубежные авторы (.Г.Оопё, М. Куе]Ьа§еп, К.Бка]е,0 А11рог1т). Например, Г.В. Олпорт определил социальный интеллект как одно из качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в людях [20]. -А.Ф.
лект». Данная категория определяется уже не только как когнитивная способность, но включает в себя и рефлексивные способности, самооценку, а позже - и эмоциональный компонент.
Так, в работе Ю.Н. Емельянова социальный интеллект рассматривается как «устойчивая, основанная на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» [9]. В качестве содержательных элементов социального интеллекта, опираясь на основные положения его работы, можно выделить мыслительные процессы, сензитивность, рефлексию и опыт социального взаимодействия.
По мнению В.Н. Дружинина, социальный интеллект базируется на социально-психологической наблюдательности, наглядно-образной памяти, рефлексивном осмысливании действительности и поведения людей, способности к анализу-синтезу психологической информации и развитом воображении» [8].
Н.А. Кудрявцева определяет социальный интеллект как способность к рациональным мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия. При этом важным компонентом социального интеллекта она считает самооценку человека. Особого внимания заслуживает положение о мотивационном компоненте как важной детерминанте социального интеллекта и способности к самоорганизации интеллекта. Основываясь на этом положении, можно выделить ряд основных компонентов социального интеллекта. Среди них: самооценка, коммуникативные умения, мотивационный компонент, социальное мышление, психологическая автономность и независимость субъекта [14, с. 468].
Е.С. Михайлова (Алешина) определяет социальный интеллект как интегральную интеллектуальную способность, обеспечивающую успешность общения и социальной адаптации, способность прогнозировать поведение людей в различных житейских областях, в разных житейских обстоятельствах, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния по невербальной и вербальной экспрессии. К социальному интеллекту она относит социальную сенситив-ность, социальную перцепцию, социальную память и социальное мышление [15]. Обозначенные компоненты условно можно объединить в две группы: когнитивные элементы и эмоциональный компонент.
А.Л. Южанинова делает акцент на когнитивном компоненте социального интеллекта и выделяет его в качестве самостоятельного компонента в общей
структуре интеллекта. Данное понятие, по ее мнению, включает в себя социально-перцептивные способности, социальное воображение и социальную технику общения [27].
В исследованиях В.Н. Кунициной социальный интеллект понимается как глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции. Эти черты обуславливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения и готовность к социальному взаимодействию и принятию решений [14, с. 470]. Таким образом, она значительно расширяет содержание социального интеллекта, определяя его как многокомпонентную способность, тесно связанную с личностными особенностями.
К числу современных подходов к определению анализируемой категории относится концепция А.И. Савенкова, в которой рассматриваются три группы критериев, описывающих социальный интеллект: когнитивные (социальные знания, память, интуиция и социальное прогнозирование), эмоциональные (социальная выразительность, сопереживание, способность к саморегуляции) и поведенческие (социальное восприятие, социальное взаимодействие и адаптация). Ученый предлагает включить в рассмотрение социального интеллекта эмоциональный интеллект, считая их разделение непродуктивным [16].
Таким образом, с течением времени анализируемая категория выходит за рамки когнитивной способности, относящейся к социальной сфере, и обнаруживает тесную связь с личностными, эмоциональными и поведенческими характеристиками, которые можно обозначить в качестве самостоятельных компонентов социального интеллекта.
Следует отметить, что с началом активного употребления термина «социальный интеллект» в отечественной психологической литературе данная категория все чаще встречается в перечне важных качеств, необходимых для профессий типа «человек-человек» [11]. Еще Е.А. Климовым было отмечено, что человек профессии этого типа должен обладать «своеобразной душеведческой направленностью ума» [12], т.е. особой чувствительностью к проявлениям душевной деятельности другого человека, его ума и характера. Так, в исследовании Р.Д. Кавериной, посвященном психологической систематике профессий рассматриваемого типа, к числу профессионально важных качеств помимо направленности на тип деятельности в области межличностных взаимодействий, общи-
тельности, эмпатии, развитой речи и умения управлять собой и другими людьми, значительная роль отводится социальному интеллекту. Причем было отмечено, что социальный интеллект поддается целенаправленному формированию в процессе профессионального обучения [11].
В настоящее время многие исследователи сходятся во мнении, что уровень развития социального интеллекта во многом определяет успешность профессиональной деятельности1 руководителя, менеджера (М.К. Тутушкина, 1996; Л.А. Степанова, В.Ф. Шадрина, 1998; Г.П. Геранюшкина, 2001; Е.В. Беляева, 2005; Е.Б. Моргунов, 2004.), педагога (Е.С. Михайлова, 1996), предпринимателя, социального работника, консультанта по подбору персонала (И. Зацепин, 2006) [10]. В ряде исследований показано, что низкий уровень социального интеллекта приводит к возрастанию тревожности и дезадаптивности профессионала, занятого в сфере взаимодействия с другими людьми.
Профессия практического психолога в полной мере отражает все признаки профессий типа «человек-человек»: предметом труда является другой человек, основные орудия труда - вербальные и невербальные средства общения; основные профессиональные задачи психолога связаны с непосредственным воздействием на других людей; успешность деятельности во многом зависит от умения устанавливать непосредственные социальные контакты. В общем виде работа психолога определяется как социально-институализированный способ оказания помощи людям, направленный на оптимизацию их социального функционирования и на разрешение их личных проблем [13].
Однако обзор профессиограмм психолога, предложенных различными исследователями, показывает, что термин «социальный интеллект» используется в единичных случаях [1]. То есть для отечественных авторов характерно обращение к синонимичным понятиям. Так, Е.А. Климов подчеркивает необходимость выработки у специалиста «способности подходить ближе к существу человека: за зримым множеством внешних проявлений видеть глубинное незримое единст-
1 Ученые, проводившие исследования людей с высокими показателями академического интеллекта, установили, что высокая интеллектуальная одаренность личности отнюдь не обеспечивает успешности ни в профессиональной деятельности, ни в сфере социального взаимодействия. Так, результаты исследований Д. Гоулмана показывают, что дети, способные сдерживать свои непосредственные побуждения для достижения более далекой цели, в дальнейшем были более успешны, чем сверстники, которые не обладали такой способностью, но имели высокую успеваемость в учебе [6]. Этим, во многом, объясняется успешность бывших «троечников» и неустроенность «отличников». - Т.Ф.
во, незримое целое [12]. В перечне профессионально важных качеств психолога встречаются такие понятия, как: «социальная чувствительность» [23], «психологическая проницательность» [5], «способность к полному и правильному восприятию и пониманию внутреннего мира человека». Е.В. Сидоренко и Н.Ю. Хрящева подчеркивают значимость для практической деятельности людей данной профессии психологической наблюдательности, психологического мышления, самообладания, эмпатии и креативности [3].
Таким образом, ряд отечественных психологов дают синонимичные определения выделенных понятий, к тому же психологическая наблюдательность и психологическое мышление по содержанию очень близки к социальному интеллекту. Следовательно, социальный интеллект можно определить как одно из
наиболее важных профессиональных качеств педагога-психолога.
* * *
Учитывая данное обстоятельство, автор провела диагностику уровня социального интеллекта студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» и специальности «Педагогика и психоло-
гия»1.
При этом использовалась методика, разработанная Дж. Гилфордом в соавторстве с ОСалливаном и де Миллем, которая основывается на понимании социального интеллекта как системы интеллектуальных способностей, направленных на познание поведения [4]. Данную методику относят к когнитивно-вербальным способам измерения социального интеллекта. Теоретической основой методики послужила структура интеллекта Дж. Гилфорда, представляющая набор интеллектуальных способностей в виде куба. Грани куба составляют такие переменные, как «операция», «содержание» и «результат». При разработке методики было сосредоточено внимание на операции познания, содержанием которого является поведение.
В методику вошло четыре субтеста, которые характеризуются следующим образом:
1) «Истории с завершением». Познание результатов поведения - способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.
1 В исследовании приняли участие студенты дневной и заочной форм обучения факультета педагогики и психологии Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета. - А.Ф.
2) «Группы экспрессии». Познание классов поведения - способность распознавать общие существенные свойства в потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении.
3) «Вербальная экспрессия». Познание преобразований поведения - способность понимать изменения значения сходного вербального поведения в разных ситуационных контекстах.
4) «Истории с дополнением». Познание систем поведения - способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, смысл поведения людей в этих ситуациях [15].
Проведенное с помощью данной методики исследование показало, что средний уровень социального интеллекта имеют большинство студентов -71,27%; среднеслабый - 17,13%; среднесильный - 11,6%.
Для сопоставления показателей социального интеллекта студентов разных курсов был использован критерий и Манна-Уитни. Проведенные расчеты позволили обнаружить статистически значимые различия между некоторыми курсами по показателям социального интеллекта (рис. 1). Так, студенты 1-го курса превосходят студентов 5-го курса по уровню развития социального интеллекта (при р=0,01). Студенты 2-го курса превосходят студентов 1-го, 3-го (при р=0,05), 4-го (при р=0,01) и 5-го курсов по показателям социального интеллекта. Студенты 3-го курса превосходят студентов 5-го курса по показателям социального интеллекта (при р=0,05). Студенты 4-го курса превосходят студентов 5-го по уровню исследуемого признака (при р=0,01).
Рис. 1. Кривая зависимости между курсами по показателям социального интеллекта.
Таким образом, оценка различий между курсами при помощи Ц-критерия Манна-Уитни свидетельствует о том, что возрастания показателей по исследуемому признаку при переходе от младших курсов к старшим не происходит, хотя при переходе с 1-го на 2-й курс отмечается некоторое повышение показателей социального интеллекта, уже на 3-4-м курсах показатели значительно снижаются; еще большее снижение показателей происходит к моменту окончания студентами обучения на факультете.
Для того чтобы определить, с каким уровнем социального интеллекта студенты приступают к обучению, было проведено исследование по указанной методике среди студентов-первокурсников факультета педагогики и психологии и студентов механико-технологического факультета. Сопоставление двух групп первокурсников по уровню исследуемого признака показало, что студенты-педагоги превышают студентов-технологов по показателям социального интеллекта (Ц-критерий Манна-Уитни, при р=0,01). Полученные различия свидетельствуют о наличии изначальной ориентированности первокурсников - будущих психологов - на познание другого человека, наличие умения предвидеть последствия поведения, интерпретировать невербальные средства общения, понимать логику взаимодействия людей. Однако, как уже отмечалось, по мере овладения учебной деятельностью дальнейшего развития перечисленных умений не происходит. Таким образом, как показали результаты констатирующего эксперимента, содержание учебной программы по подготовке студентов к профессии школьного психолога не способствует развитию такой способности, как социальный интеллект.
Из этого следует вывод о необходимости создания в вузах, ведущих подготовку педагогов-психологов, условий для развития социального интеллекта [25]. В первую очередь, по мнению автора, требуется разработка и внедрение в образовательный процесс развивающей программы для совершенствования навыка «чтения» невербальных средств общения, направленности внимания, восприятия и мышления на сущность другого человека - на его состояния, проблемы, поведение.
* * *
1. Аминов Н. А., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 74-83.
2. АйзенкГ. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 111-129.
3. Бабаева Н. А. Структура профессиональной деятельности практического психолога: учеб.- метод. пособие. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2004. 47 с.
4. Белова С.С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения // Социальный интеллект: теория, измерение, исследование / под ред Д.Б.Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2007.
5. Борисова А.А. Психологическая проницательность. Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 1999. 447с.
6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект/ пер. с англ. А.П. Исаевой. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. 478 с.
7. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления: сб. переводов с нем. и англ. /под. ред. А.М. Матюшкина М., 1965. С. 433-453.
8. Дружинин В.Н. Когнитивная психология: учебник для вузов / под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. 480 с.
9. Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга: учеб. пособие. Л.: ЛГУ, 1983. 103 с.
10. Зацепин И. Хэдхантинг как технология подбора персонала // Генеральный директор. 2006. № 10.
11. Каверина Р.Д. Психологическая систематика профессий типа «человек-человек» в целях профессиональной ориентации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ленинград, Ленинградский госуд. пед. ун-т им. А.А. Жданова, 1981. 22 с.
12. Климов Е.А. Психолог. Введение в профессию: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М.: Академия, 2007. 205 с.
13. Маликова В.А. Развитие профессионального взаимодействия психолога и педагога: теория и практика: дис. д-ра психол. Наук. М., 2003. Машинопись.
14. Межличностное общение: учеб. для вузов / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша и др. СПб.: Питер, 2001.
15. Михайлова (Алешина) Е.С. Тест Гилфорда диагностика социального интеллекта: методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2006. 56 с.
16. Савенков А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2005. № 4. С. 94-101.
17. Смирнова Н. Л. Исследование имплицитных концепций интеллекта // Психология личности в условиях социальных изменений. М.: ИП РАН, 1993. С. 97-103
18. Смирнова Е. О., Калягина Е. В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопросы психологии. 1998. №5. С.50-60.
19.Степанова Л. А., Шадрина В. Ф. Социальный и семантический формы интеллекта и их роль в социально-перцептивной компетентности руководителя // Развитие социально-перцептивной компетентности личности: материалы науч. сессии, посвящ. 75-летию акад. А.А. Бодалева. М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, Междунар. акад. акмеол. наук, 1998.
20. Практический интеллект / Роберт Дж. Стернберг, Джордж Б. Форсайт, Дженнифер Хедланд и др. СПб.: Питер, 2002. 265 с.
21. Практическая психология для экономистов и менеджеров: учеб. пособие для студентов вузов / М.К. Тутушкина и др. СПб.; Дидактика Плюс, 2002.
22. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. 160 с.
23. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология» М.: ВЛАДОС - Пресс, 2004.
24. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследование / под ред Д.Б.Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2007. С. 18-22.
25. Федоренко А.В. Влияние социального интеллекта на процесс адаптации будущих педагогов-психологов к учебно-профессиональной деятельности и его развитие во время обучения в вузе // Вестник Военного университета. 2011. № 3 (27). С. 53 - 56.
26. Холодная М. А. Основные направления изучения психологии способностей в Институте психологии РАН // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С. 13-22.
27. Южанинова А.Л. Понятие социального интеллекта в системе психологических категорий // Мировоззренческие и методологические вопросы современного научного познания: межвуз. науч. сб. Саратов, СГУ, 1985. С. 97-105.