Научная статья на тему 'Интеллектуальные особенности представителей социономических и несоциономических профессий в период ранней взрослости'

Интеллектуальные особенности представителей социономических и несоциономических профессий в период ранней взрослости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
410
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИОНОМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ / НЕСОЦИОНОМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / SOCIAL INTELLIGENCE / VERBAL INTELLIGENCE / SOTSIONOMICHESKY PROFESSIONS / NESOTSIONOMICHESKY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Обухова Юлия Владимировна

В статье рассмотрены особенности эмоционального, социального и вербального видов интеллекта у представителей социономических и несоциономических профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Обухова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual features of representatives of sotsionomichesky and nesotsionomichesky professions in the period of an early maturity

In this article features of emotional, social and verbal types of intelligence at representatives of sotsionomichesky and nesotsionomichesky professions are considered.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальные особенности представителей социономических и несоциономических профессий в период ранней взрослости»

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ И НЕСОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Обухова Ю.В.

В статье рассмотрены особенности эмоционального, социального и вербального видов интеллекта у представителей социономических и несоцио-номических профессий.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, социальный интеллект, вербальный интеллект, социономические профессии, несоциономические профессии.

Успешность личности во многом определяется той социальной средой, в которой она существует и функционирует. В современных реалиях личности приходится приспосабливаться к тем социальным группам, в которые она включена, налаживать с ними эффективное взаимодействие, поднимая собственный статус и обеспечивая собственное благополучие. Поэтому сейчас наиболее значимыми являются исследования, направленные на выявления интеллектуальных особенностей у представителей разных профессий. Это связано с тем, что успешность личности в выбранной профессии будет связана с особенностями интеллекта. Так, социальный и эмоциональный интеллекты будут выступать как когнитивная составляющая коммуникативных способностей личности и как профессионально важное качество для социономических профессий и некоторых несоциономических профессий.

Целью нашего исследования является изучение особенностей различных видов интеллекта у представителей социономических и несоциономических профессий. Объект исследования: представители социономических и несоциономических профессий в период ранней взрослости - 44 человека в возрасте от 20 до 40 лет.

Согласно современным возрастным периодизациям, под периодом взрослости мы будем понимать наиболее длительный период жизни человека, в котором, как правило, выделяют три стадии или субпериода. Это период ранней взрослости (от 20 до 40 лет), средней взрослости (от 40 до 60 лет) и поздней взрослости (от 60 лет и старше). Каждый из вышеперечисленных возрастных периодов обладает своими особенностями и характеристиками. Наше внимание уделено именно периоду ранней взрослости. Выбор данной возрастной группы обу-

словлен несколькими причинами: во-первых, тем, что развитие высших психических процессов или интеллектуальных характеристик продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Во-вторых, в период ранней взрослости люди вовлечены в учебную и профессиональную сферы, успех в которых определяется хорошо развитыми интеллектуальными особенностями. В-третьих, интеллектуальное развитие в период ранней взрослости происходит в тесной связи с формированием личности. При этом не только особенности личности влияют на характер ее интеллектуального развития, но и закономерности развития интеллектуальной сферы влияют на процесс формирования личности, поскольку они обеспечивают выработку собственной мировоззренческой позиции. Способность самостоятельно принимать решения основывается на осознании своих обязанностей и понимании той ответственности, которая возлагается на индивида принятым им решением.

Методы исследования: психологическое тестирование (методика «ЭмИн» Д.С. Люсина, методика Дж. Гилфорда и М. Салливена для диагностики социального интеллекта, исследование интеллекта по методу Д. Векслера - шкалы вербального интеллекта), статистическая обработка результатов ^а^Иса 6.0) [1, 2, 3].

Под эмоциональным интеллектом, вслед за Д.С. Люсиным, мы будем понимать способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Как способность к пониманию, так и способность к управлению эмоциями могут быть направлены и на собственные эмоции, и на эмоции других людей.

Таким образом, автор вводит понятия внутриличност-ного и межличностного эмоциональных интеллектов, которые предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть связаны друг с другом [2]. Под социальным интеллектом, вслед за Дж. Гилфордом, мы будем понимать систему интеллектуальных способностей, независимую от факторов общего интеллекта [3].

Необходимо отметить, что в зарубежной психологии акцент при изучении интеллекта смещался на изучение общего интеллекта. В структуру общего интеллекта многие зарубежные психологи включали 2 подструктуры: вербальный и невербальный интеллект. Под общим интеллектом мы будем понимать сложное интегральное качество, определенный синтез свойств психики, обеспечивающих в совокупности успешность любой деятельности. Под вербальным интеллектом мы будем понимать интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания. Невербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления [1].

Выбор вербального интеллекта как одного из видов интеллекта для исследования связан с тем, что вербальный интеллект представляет собой способность человека мастерски оперировать языком, т. е. лингвистические навыки. Следует отметить, что вербальный интеллект приходится использовать человеку практически во всех сферах жизнедеятельности и от этого вида интеллекта зависит успешность человека в той или иной сфере.

Рассмотрим сначала интеллектуальные особенности у представителей социономических профессий. У девушек социономических профессий установлены корреляционные связи между показателями выраженности социального интеллекта и эмоционального, вербального видов интеллекта, а также показателями выраженности эмоционального и вербального видов интеллекта. Высокие показатели социального интеллекта по шкале «Познание классов поведения» положительно связаны с показателем эмоционального интеллекта по шкале «Внутриличностное управление» (ВУ). Это свидетельствует о том, что девушки данной группы способны адекватно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям: мимике, позам, жестам. Такие люди, скорее всего, придают большое значение невербальному общению, обращают пристальное внимание на невербальные реакции участников коммуникации и вместе с тем способны к хорошему внутриличностному управлению собственным эмоциональным состоянием. Высокие показатели

социального интеллекта по шкале «Познание результатов поведения» (ПРП) положительно связаны с показателем вербального интеллекта по шкалам «Вербальный и словарный запас», «Нахождение сходства» и общим показателем вербального интеллекта. Данные результаты могут свидетельствовать о хорошей способности респондентов предвидеть последствия поведения на основе предсказывания событий, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Такие люди умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленных целей, в этом им помогает способность находить сходство между ситуациями, объектами, а также хорошо развитый словарный запас с большим набором аргументов и нормо-ролевых моделей, правил, регулирующих поведение людей. Высокие показатели социального интеллекта и межличностного эмоционального интеллекта связаны с высокими показателями вербального интеллекта по шкале «Общая осведомленность. Можно предположить, что девушки данной группы прекрасно находят общий язык с другими людьми, что способствует поддержанию оптимального психологического климата в коллективе, они проявляют больше интереса, смекалки, изобретательности и эрудированности в работе, в отличие от коллег-девушек с низким уровнем социального интеллекта.

У мужчин социономических профессий выявлены корреляционные связи между показателями выраженности социального интеллекта и эмоционального, вербального видов интеллекта, а также показателями выраженности эмоционального и вербального видов интеллекта. Высокие показатели социального интеллекта по шкале «ПРП» положительно коррелируют с показателями выраженности эмоционального интеллекта по шкале «Внутриличностное понимание» (ВП). Полученные данные свидетельствуют о высокой чувствительности представителей данной группы к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать речевую экспрессию в контексте определенной ситуации или определенных взаимоотношений. Следует подчеркнуть, что такие люди способны находить соответствующий тон общения с различными собеседниками в различных ситуациях, имеют большой репертуар ролевого поведения и все это сочетается с хорошей способностью понимать себя, свои желания и потребности. Высокие показатели социального и внутриличностного эмоционального интеллектов положительно связаны с показателями вербального интеллекта по шкале «Вербальный и словарный запас». Это лишний раз подчеркивает способность данных людей извлекать максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

о людях, используя свой хороший словарный запас. Это позволяет успешно прогнозировать реакции людей в заданных ситуациях, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствуют их успешной социальной адаптации. Все это сочетается с хорошо развитой способностью понимать и управлять собственными эмоциями, чувствами и полностью контролировать свои поступки. Высокие показатели общего вербального интеллекта и высокие показатели по шкале «Общая осведомленность» отрицательно коррелируют с межличностным и общим эмоциональным интеллектом. Данный факт может свидетельствовать о возникновении сложностей в построении и поддержании межличностных отношений, а также возможности возникновения частых конфликтных ситуаций с окружающими. Главная причина описанного выше явления связана с неумением или плохо развитым умением управлять эмоциями других людей. Высокие показатели эмоционального интеллекта по шкале «Контроль экспрессии» положительно коррелируют с вербальным интеллектом по шкале «Общая понятливость» (ОП). Контроль экспрессии позволяет человеку контролировать внешние проявления своих эмоций, а в сочетании с высокими показателями общей понятливости - выстраивать более гармоничные взаимоотношения с окружающими.

Рассмотрим теперь интеллектуальные особенности у представителей несоциономических профессий. У девушек несоциономических профессий установлена корреляционная связь между показателями выраженности эмоционального и вербального интеллекта. При этом необходимо отметить, что корреляционная связь между показателями выраженности социального интеллекта, как с эмоциональным, так и вербальным, не выявлена, в отличие от девушек социономических профессий. Высокие показатели выраженности вербального интеллекта по шкале «ОП» положительно коррелируют с эмоциональным интеллектом по шкалам «Понимание экспрессии» (ПЭ) и «Внутриличностное понимание» (ВП). Описанная выше закономерность может указывать на хорошо развитую способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию. Основным фактором, способствующим хорошему вербальному описанию респондентов, будет являться хорошо развитая способность к пониманию переносного значения слов или истинного контекстуального значения. При этом необходимо отметить, что низкие показатели вербального интеллекта по шкале «Нахождение сходства» коррелируют с высокими показателями эмоционального интеллекта по шкале ВУ. Это может проявляться в плохо развитой способности к умозаключениям, оперированию понятиями и выделению

существенных признаков на фоне хорошо развитой способности управлять своими эмоциями, чувствами, желаниями и полностью осознавать свои поступки. Поэтому данной группе респондентов для повышения продуктивности мыслительной деятельности необходимо научиться использовать умение управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата, - все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным.

У мужчин несоциономических профессий установлена корреляционная связь между показателями выраженности вербального интеллекта с социальным и эмоциональным интеллектами. Высокие показатели вербального интеллекта по шкале «Общая понятливость» положительно коррелируют с высокими показателями социального интеллекта по шкалам «Познание преобразований поведения» (ППП) и «Познание системы поведения». Следует подчеркнуть, что общая понятливость обозначает актуальную готовность к умственной деятельности, самостоятельности и социальной зрелости суждений, а в сочетании с хорошо развитым социальным интеллектом приводит к формированию ролевой пластичности и позволяет легко распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. Все выше перечисленное позволяет данным респондентам хорошо анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимать логику их развития, чувствовать изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Высокие показатели выраженности общего вербального интеллекта положительно коррелируют с социальным интеллектом по шкале «Познание преобразований поведения» (ППП). Эта закономерность прослеживается в профессиональной деятельности данных респондентов, для них характерно хорошее обоснование, аргументирование и защита собственных идей, но в сочетании с правильно подобранным тоном общения с разными собеседниками в разных ситуациях, так, чтобы не обидеть собеседника, но и не ущемить свои собственные интересы. Высокие показатели вербального интеллекта по шкале «Общая осведомленность» отрицательно коррелируют с внутриличностным и межличностным эмоциональным интеллектами, а также с отдельными их шкалами «Межличностное понимание» (МП), «Внутриличностное понимание» (ВП), «Внутриличностное управление» (ВУ), «Управление экспрессией» (УЭ). Полученные данные

могут сигнализировать о возникновении сложностей в межличностном общении, а также понимании себя и других людей. Такие люди не могут правильно управлять своими собственными эмоциями, не могут сдерживать негативные эмоции и в результате все это приводит к межличностным и внутриличностным конфликтам. Высокие показатели общего вербального интеллекта отрицательно коррелируют с общим эмоциональным интеллектом. Это объясняет тот феномен, что высокоинтеллектуальные мужчины не социономических профессий не могут гармонично выстраивать отношения с окружающими людьми.

Таким образом, у представителей социономических профессий, не зависимо от пола, установлена положительная корреляционная связь между отдельными показателями выраженности социального интеллекта и эмоционального, вербального видов интеллекта, а также показателями выраженности эмоционального интеллекта и вербального. Именно профессия будет влиять на показатели выраженности различных видов интеллекта. А у представителей не-социономических профессий, не зависимо от пола, установлена положительная и отрицательная корреляционная связь между отдельными показателями вербального и эмоционального видов интеллекта. Особенности же социального интеллекта у представителей несоциономических профессий обусловлены полом. Положительные корреляционные связи между отдельными показателями социального интеллекта и вербального интеллекта наблюдаются только у мужчин несоциономических профессий.

Рассмотрим значимые различия между выраженностью показателей каждого из видов интеллекта у представителей несоциономических профессий. Половая дифференциация обуславливает различия между показателями выраженности показателей социального интеллекта по шкале ПРП, эмоционального интеллекта по шкалам ВЭ, УЭ, а также внутриличностного эмоционального интеллекта (ВЭИ). У девушек несоциономических профессий все перечисленные показатели выше, чем у мужчин. У представителей социономических профессий значимых различий между показателями выраженности различных видов интеллекта не установлено. Профессиональная принадлежность обуславливает различия в выраженности интеллекта у девушек. У девушек социономических профессий лучше развит внутриличностный и межличностный эмоциональные интеллекты и общий эмоциональный интеллект по шкалам МП, ВП, ПЭ, УЭ по сравнению с девушками несоциономических профессий. А у мужчин социономических и несоциономических

профессий не обнаружились значимые различия в выраженности различных видов интеллекта.

Таким образом, можно полагать, что выраженность отдельных показателей социального и эмоционального видов интеллекта у представителей несоциономических профессий в отличие от представителей социономических профессий зависят от пола.

Значимые различия в выраженности эмоционального интеллекта у девушек связаны с их профессией, а у мужчин значимых различий между выраженностью показателей различных видов интеллекта не установлено.

Значимые корреляционные связи между возрастом и показателями выраженности различных видов интеллекта обнаружились у девушек и мужчин социономических профессий и мужчин несоциономических профессий. У девушек социономических профессий с возрастом увеличиваются показатели выраженности социального интеллекта по шкале «Познание преобразований поведения», а у мужчин с возрастом уменьшаются показатели выраженности эмоционального интеллекта по шкале ВЭ и показатели выраженности вербального интеллекта по шкале «Общая осведомленность». У мужчин несоциономических профессий с возрастом уменьшаются показатели социального интеллекта по шкале ПРП. Для представителей социономических профессий возраст девушек обуславливает выраженность отдельных компонентов социального интеллекта, а возраст мужчин - эмоционального и вербального видов интеллекта. Для представителей несоциономических профессий только возраст мужчин обуславливает определенные показатели выраженности социального интеллекта.

Таким образом, характер взаимосвязи между отдельными видами интеллекта, а также выраженность отдельных видов интеллекта обусловлены полом и возрастом. Возраст опосредует выраженность отдельных компонентов социального интеллекта у девушек.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. -СПб.: Питер, 1999. -249 с.

2. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. - М., 2004. - С. 29-39.

3. Методика исследования социального интеллекта: адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Саливена. Руководство по использованию. - СПб.: ИМАТОН, 1996. - 56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.