ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В ТРУДАХ К.Д. УШИНСКОГО
© Лимонцева Г.В.*
Воркутинский филиал Университета Российской академии образования,
г. Воркута
Психическое и физическое здоровье является важнейшей составляющей высокого качества жизни, позволяющие людям считать свою жизнь полноценной и значимой и являться активными и созидательными членами общества. В работе рассмотрены психологические аспекты душевного и физического здоровья в научных трудах К.Д. Ушинского.
Проблема психического здоровья находится в центре внимания многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов. Здоровое развитие ребенка является фактором первостепенной важности в любом обществе, способность жить гармонично в меняющихся условиях среды - это основное условие такого развития. В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется как такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие [1].
Длительное время проблема здоровья не являлась предметом специального изучения в психологии. Только в рамках гуманистической психологии (Э. Фромм, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) была раскрыта проблематика здоровой личности. В конце 1970-х гг. в общем своде психологических дисциплин выделилась психология здоровья. С этого времени началось ее утверждение в качестве самостоятельной сферы психологических исследований, складывалась устойчивая тенденция возрастания роли психологии в обеспечении здоровья людей.
Ушинский К.Д. считал, что одним из важных моментов воспитания, обучения и развития является формирование правильного отношения к своему здоровью. Воспитанием ребенка занимаются все окружающие его люди (родители, общество, учителя и т.д.), но не все они обладают психолого-педагогическими знаниями, и, главное, знаниями по сбережению и укреплению здоровья. По мнению Ушинского, человек не зря находится в женских руках именно в тот период своей жизни, когда его телесный и душевный организм более всего подвержен опасности. В первые шесть лет жизни строится нравственное и физическое здоровье человека. В эти же первые шесть лет оно
* Заместитель директора по учебной и научной работе.
может быть «неисправимо построено». Врачам и педагогам трудно уже потом бороться с тем, что заложено в этот период. «Если бы медики не учили анатомию, а педагоги психологию, - это принесло бы меньше вреда, чем неумение женщины обращаться с детьми» [4, с. 486]. Незнание основных правил сбережения здоровья является одной из главных причин болезней и хронических расстройств организма. Необходимо обучать женщину грамотному обращению с детьми раннего возраста, поскольку в ее руках находится «душевное, физическое и нравственное здоровье всего человечества» [там же].
Ушинский К.Д. указывал на двустороннюю связь между психикой и телом. Тело имеет влияние на душу и душа, в свою очередь, имеет такое же влияние на тело и проявляется через его нервный организм. Так разлитие желчи заставляет человека сердиться, затрудненное дыхание порождает капризы и т.д., но также и гнев, вызванный психическим влиянием, заставляет желчь разливаться, тяжелая и постоянная грусть приводит к затруднению дыхания и чахотке, печаль часто бывает причиной рака, под влиянием ипохондрии расстраивается пищеварение [4, с.407]. Он отмечал, что психическое явление или какое-нибудь направление души, зависящее от воспитания, случайного события и т.п. может привести сначала к ипохондрии, а потом к действительному расстройству тех или других органов. В медицине, например, существует два подхода к трактовке ипохондрии: заболевание cum (с) materia или sine (без) materia. В первом случае ее признавали болезнью, имеющей материальную причину. Ипохондрия sine materia не могла существовать в мире объективной медицины, это сочетание стало обозначать не отсутствие материальных причин вообще, а отсутствие конкретных проявлений на месте локализации ощущений [2].
По мнению К.Д. Ушинского, психические расстройства составляют основание и исходный пункт любой болезни, а причины всех этих психических явлений лежат в измененном состоянии нервов [5, с. 266]. Воображаемые страдания могут стать вполне реальными из-за неверного направления представлений. Воображаемые болезни быстрее возникают на фоне психического и нервного напряжения, переутомления, хронической бессонницы, конфликтных ситуаций, отрицательных эмоций, испытываемых человеком в течение длительного времени. А также в связи с нарушением привычного ритма жизни и режима питания.
Любые сильные душевные переживания влияют на нервный организм человека. В зависимости от интенсивности воздействия они вызывают в нем определенное физическое состояние, которое в свою очередь отражается в духе соответствующим органическим чувствованием. Периодически повторяясь, чувственное состояние нервного организма влияет на здоровье и производит в нем подобное расстройство, какое происходит иногда и прямо от физических причин, которые вызывают в человеке разное душевное настроение (печали и радости, гнева и доброты, смелости и страха). Ушинский
указывал, что состояние нервной системы оказывает влияние на воображение, чувства и желания человека, это выражается в его мыслях, решениях, словах и поступках. Болезненное состояние нервной системы выражается душевными симптомами: беспричинным гневом, страхом и т.п. «Мы не можем отдать себе отчета в этих чувствах, которые потому кажутся нам беспричинными, но медицинские наблюдения открывают причину их в тех или других состояниях организма. Еще Аристотель обратил внимание на такие беспричинные, органические чувства, но новейшая психология совершенно выпустила их из виду, хотя они проливают свет на многие психофизические акты» [5, с. 264]. Еще очевиднее влияние состояний организма на наши желания, из которых многие рождаются прямо из органической потребности, ощущаемой душою не иначе, как в измененном состоянии нервной системы.
Ненормальное состояние нервной деятельности Ушинский считал не только бесплодным, но вредным. Вредным, в первую очередь для физического здоровья, поскольку раздраженная деятельность нервов поддерживается за счет общего питания тела, которому подобным образом, (особенно в период его развития), оно приносит значительный ущерб. Во-вторых, такая ненормальная деятельность, часто повторяясь, постепенно превращается в привычное состояние организма, который с каждым разом все легче впадает в раздражительное состояние. Следовательно, подчинение нервного организма ребенка его сознанию и воле составляет одну из основных целей воспитания.
Ушинский К.Д. отмечал, что человек владеет не всеми возможностями своего нервного организма. Ему принадлежит из этого богатого сокровища только то, что он покорил своему сознанию и воле и чем, следовательно, может распоряжаться по своему желанию.
Нет сомнения, утверждает ученый, что в «слабонервности нашего века принимают немалое участие разные искусственные детские развлечения, раннее чтение повестей и романов, исключительно ранняя умственная деятельность, которой подвергают детей слишком заботливые родители и воспитатели» [6]. Ушинский находил подтверждение своим мыслям у английского доктора Брайгема: «воспитатель думает, что, возбуждая душу, он заставляет действовать нечто совершенно независимое от тела и ускоряет до крайности движения чрезвычайно деликатного организма, не понимая, к несчастью, его близкой связи с телом» [6].
Для физического и душевного здоровья детей, для правильного становления их характера необходимо принимать меры, предупреждающие нервное раздражение в детях. Ушинский рекомендовал ограждать детей (особенно в ранние годы) от всяких сильных страстей, как в занятиях, так и в играх. Занятия физическими упражнениями, здоровый сон и правильное питание, прогулки по свежему воздуху, закаливание, механические работы, требующие телесного навыка, и, главное, обязательное соблюдение режима дня -все это, те профилактические средства, которые помогут поддерживать нерв-
ный организм в нормальном состоянии и «успокоить тот, который был уже неосторожно возбужден, а вместе с тем укрепить волю и дать ей верх над нервами». Ушинский К.Д. предлагал запретить любые азартные игры и игры, раздражающие нервы, детские балы, раннее чтение романов, повестей и (особенно на ночь). Не следует давать детям, те специфические продукты питания, которые раздражает нервы (например, чай, кофе, ваниль всякие пряности).
Простая жизнь детей, считал К.Д. Ушинский, более способствует воспитанию сильных, волевых, целеустремленных характеров. Жизнь, полная разнообразной деятельности и без волнений чувства, - самая здоровая атмосфера для воспитания дитяти. Необходимо принимать во внимание, что чем чаще нервы привыкают впадать в раздраженное состояние, тем медленнее отвыкают они от этой гибельной привычки. Нетерпеливые действия со стороны взрослых в этом отношении приводят к последствиям, совершенно противоположным тем, которых они ожидают, т.е. нервы ребенка приходят в еще большее раздражение. Привычку контролировать свое эмоциональное состояние и сохранять душевное равновесие следует прививать с детства. «Удержание крика, удержание смеха - вот первые уроки в ней; ходьба, язык -вторые; гимнастика, естественная и учебная, танцы, пение, обращение внимания на предметы учения, - вот эти формы роста власти души над телом» [6, с. 378]. Ушинский считал, что свой организм нужно постоянно держать «в узде», «аскетизм всех возможных религий показал нам только, как много может сделать человек в этом отношении: развитому разуму и науке следует только воспользоваться этим путем, указанным аскетизмом» [там же].
Ушинский критически относился к известному латинскому изречению: «mens sana in согроге sano» (в здоровом теле - здоровый дух), считая, что большая часть жизненных примеров как раз доказывает обратное. Люди с крепким физическим здоровьем нередко отличаются «не только слабым умом, но и ничтожеством воли и вообще неразвитием психической жизни». «Ж. Руссо был слабого здоровья и ипохондрик; Г. Бокль был постоянно болен; Ч. Дарвин тоже не отличался здоровьем. Да и у нас в России: В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь - все это были больные, чуть живущие люди. Где же тут «mens sana in согроге sano»?» [4, с.407]. По наблюдениям Ушинского, часто болеющие, ослабленные дети в учебных заведениях не всегда являются неуспевающими, чаще бывает наоборот. Конечно, пояснял ученый, это можно объяснить тем, что нервная система развивается за счет других систем, но само чрезмерное развитие нервной системы является следствием преждевременной и чрезмерно усиленной душевной жизни.
В воле человека Ушинский видел мощную силу, которая могла бы помочь «если не против всех, то против многих болезней. И та же воля человека может стать упорной соперницей своих внешних лечебных средств»[6, с. 377]. «Передвижение сил организма, совершаемое нашей волей, может оказаться еще могущественнее, если мы познакомимся более со свойствами нашего
организма, с причинами болезней и приучимся свободнее располагать его силами. Это еще поле, далеко не вполне разработанное человечеством» [там же]. По мнению Ушинского, «пределы изменений, которые человек может своей волей внести в собственный организм, скрыты даже от самого сильного взора» [там же].
Ушинский К.Д. подчеркивал значение влияния воли на здоровье и роль воспитания привычек и навыков в формировании психического склада личности. Анализируя влияние физического и волевого воспитания на здоровье, К.Д. Ушинский был убежден в то, что медицина может найти «в воле человека живую воду если не против всех, то против многих болезней и в той же воле человека - упорнейшую соперницу своих внешних лечебных средств» [2, с. 388]. Поэтому одну из главных целей воспитания он видел в том, чтобы подчинить силы и способности нервного организма сознанию и свободной воле человека.
Список литературы:
1. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ppt.ru.
2. Тхостов А.Ш. Психология телесности. - М.: Смысл, 2002. - 287 с.
3. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 2. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1948-1952. - 580 с.
4. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 3. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1948-1952. - 580 с.
5. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 8. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1948-1952. - 620 с.
6. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 10. - М.; Л.: АПН РСФСР, 1948-1952. - 620 с.
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ
© Макарова Н.Г.*
Российский университет дружбы народов, г. Москва
Статья посвящена проблеме интеллекта, расставлены акценты на особенностях социального интеллекта, представлены некоторые определения социального интеллекта ученых, занимающихся рассматриваемым вопросом. Обозначены актуальность поднятой темы и главенствующие проблемы, возникающие в ходе ее изучения.
* Доцент кафедры Психологии и педагогики, кандидат психологических наук.