УДК 37.0 Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 3
Г. В. Лимонцева К. Д. УШИНСКИЙ:
РОЛЬ ПРИВЫЧЕК И НАВЫКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ХАРАКТЕРА
Привычка, по К. Д. Ушинскому, это рычаг воспитательной деятельности, основание воспитательной силы. В воспитании характера, образовании ума, в обогащении его необходимыми знаниями, нервная сила привычки (в форме навыка) имеет первостепенное значение.
Воспитание нравственных привычек и навыков является важным звеном для формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки человека в процессе жизни влияют на его культуру поведения, внешний облик, речь, на взаимоотношения с окружающими людьми, к самому себе.
Неясное понимание природы привычек, утверждал К. Д. Ушинский, приводит психологов, педагогов, родителей к многочисленным ошибкам и противоречиям в воспитании [1, с. 73]. Опираясь на достижения современной ему анатомии и физиологии, ученый дал подробный анализ физиологической (рефлективной) основы привычек, рассмотрел привычки и навыки как усвоенные рефлексы, показал их нравственное и педагогическое значение, роль в человеческой деятельности, исходя из этого вывел психологические закономерности воспитания привычек, сформулировал педагогические рекомендации по их правильному формированию.
К. Д. Ушинский рассматривал вопросы воспитания личности с целью воспитания в человеке твердого характера и твердой воли. «Характеры, пересозданные к лучшему воспитанием и жизнью, имеют за собой великое достоинство открытия нового источника добра», — говорил он и требовал, чтобы все достоинства человека — любовь к родине, гуманность, честность и т. д., представляли единое свойство человеческой личности. Убеждение только тогда делается элементом характера, когда переходит в привычку [2, с. 159].
В построении своей психологической системы ученый исходил из признания того, что психическая жизнь человека совершается посредством нервной системы, воспринимающей воздействия внешнего мира на организм и регулирующей его ответные движения. Он обратил внимание на то, что нервная система, ее состояние, особенности ее «впечатлительности», «крепости», «раздражительности и подвижности», влияют на протекание психических процессов, на образование навыков, привычек и других психических свойств.
В устройстве нервного организма К. Д. Ушинский признавал существование сложных систем рефлексов. «Связь рефлексов точно так же как и сам рефлекс, — писал он, — может быть установлена привычкой. Так, при чтении и письме и т. п. сложных механических действиях мы устанавливаем такую связь рефлексов, какой от природы нам не было дано, точно так же и наоборот, мы можем расстроить привычкой систему рефлексов, установленных уже самой природой или прежней привычкой» [1, с. 69]. Иначе говоря, возможно бесконечное многообразие образующихся и преобразуемых
© Г. В. Лимонцева, 2012
индивидуально рефлекторно приобретенных связей, «которые кажутся нам невозможными» [там же].
К. Д. Ушинский установил, что любые сильные эмоциональные переживания, мысли, чувства, возникающие в душе человека, стремятся воплотиться в движение мускулов. Причина этого стремления скрывается в непосредственной связи души и тела. Следовательно, первый толчок сначала дает воплощение наших идей, а потом идет непроизвольная, рефлективная ассоциация движений. «Вот почему, — поясняет ученый, — везде, где мы замечаем хотя бы малейшее участие привычки, мы прямо указываем на участие тела, на участие нервного организма, с его удивительной способностью к разнообразнейшим рефлексам и к усвоению новых и новых рефлексов в виде привычек» [1, с. 72-73].
Утверждая особую сложность и жизненную важность «полурефлективных» и произвольных движений, К. Д. Ушинский пришел к выводу, что некоторые «рефлективные движения в нашем нервном организме устанавливаются уже не природой, а нами самими». Движения, сначала осознаваемые и произвольные, делаются от частого повторения неосознаваемыми и непроизвольными, наравне с рефлексами, «установленными самой природой в организации нашего тела». Таким образом, любое привычное действие — это действие рефлективное, если в каком-нибудь психофизическом акте мы замечаем привычку, значит, в этом акте принимает большее или меньшее участие нервная система со своею способностью усваивать новые рефлексы [1, с. 74].
От этого утверждения один шаг к пониманию нервно-рефлекторной природы не только привычек, но и механической памяти, и К. Д. Ушинский делает этот шаг. Он утверждает, что основа механической памяти лежит «в способности нервов усваивать привычки».
Впервые не только в психологии и педагогике, но и в науке вообще, К. Д. Ушинский определил привычки и навыки как «усвоенные рефлексы». Механическая память, которую он рассматривал как «материальную основу» памяти вообще, также представляет собой продукт этих «усвоенных рефлексов» и устанавливаемых (приобретаемых) индивидуальной деятельностью рефлекторных связей. Сопоставляя это предположение К. Д. Ушинского о механической памяти, о привычках и навыках, как «усвоенных рефлексах», и учение И. Сеченова о рефлекторном характере работы головного мозга, — нетрудно убедиться в теоретической близости этих двух корифеев русской науки [3, с. 102].
К. Д. Ушинский необычайно глубоко проник в ход последующего развития всей нервной физиологии, которая трудами И. П. Павлова открыла законы индивидуально-приобретенной деятельности головного мозга. «Условные рефлексы» И. П. Павлова есть научное решение той проблемы, которая К. Д. Ушинским была выдвинута как проблема «усвоенных» (то есть индивидуально приобретенных) рефлексов [3, с. 103].
В нервно-физиологической природе привычек и навыков, а также механической памяти К. Д. Ушинский видел неограниченные возможности для расширения предела физических и умственных сил человека.
Говоря о физиологической природе «усвоенных рефлексов», К. Д. Ушинский делает важный для генетической психологии педагогический вывод о роли привычек в первоначальном развитии психики ребенка. «На этой способности нервов к усвоению новых ассоциаций рефлексов и расстройству старых основываются не только все те привычки и навыки, которые преднамеренно сообщаются ребенку воспитанием, но также и те,
которые сообщаются ему без всякого намерения самой жизнью, и с которыми нередко приходится бороться воспитателю, а потом и самому человеку или обществу» [1, с. 76].
Ученый придавал большое значение в развитии личности ребенка его индивидуально-типологическим особенностям, отмечая при этом особую роль тех систем «усвоенных рефлексов» («нервных привычек»), которые «являются продуктами его собственной жизни и жизни той среды, в которой он вращался». Большой интерес в этой связи приобретают многие замечания ученого об особенностях первоначального формирования психики ребенка (раннего детства).
К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на важную закономерность: чем моложе человек, тем быстрее укореняется в нем привычка и тем быстрее искореняется, но чем больше накапливается привычек и навыков у человека, тем труднее вкореняются новые, встречая сопротивление прежних [1, с. 76].
Младенец с рождения привыкает к определенному порядку действий уже после нескольких раз его повторения, поэтому любые изменения вызывают в нем противодействие, которое сопровождается криком, капризами и т. п. Исходя из этого утверждения, К. Д. Ушинский объяснял причины детских капризов и истерик: у неорганизованных матерей дети обычно беспокойные, а у «матерей с определенным образом действий дети не кричат понапрасну» [1, с. 77].
Осознание сложных процессов душевной жизни младенца принесет воспитателям и родителям значительную практическую пользу. Важно понимание того, что в первый год жизни в нервной системе ребенка и его душе идет подготовка основных элементов всей будущей психической деятельности. Родители и воспитатели должны заботиться не только о его физическом здоровье, но и о духовном развитии. Для этого необходимо удалять от ребенка в этом возрасте все то, что может помешать его гармоничному развитию. «Мы можем внести порядок в его жизнь, позаботиться о спокойствии его нервной системы, об удалении от него всего раздражающего, грязного и уродливого не в одном только физическом смысле», ведь первые понятия о человеке образуются в душе ребенка в бессловесный период его жизни. На образование этого понятия «имеют решительное влияние те первые человеческие личности, которые отразятся в душе ребенка и лягут в основу его будущих отношений к людям», «и счастливо дитя, если первое человеческое лицо, отразившееся в нем, есть полное любви и ласки лицо матери!» [1, с. 83].
К. Д. Ушинский подчеркивал исключительную важность правильного развития в «бессловесный период» для формирования личности. «Вместе со словом, закрепляющим образы и понятия, быстро начинает развиваться память, которая со временем свяжет всю жизнь человека в одно целое, и тогда от бессловесного периода останутся одни результаты в форме бессознательных привычек и наклонностей, оказывающих огромное влияние на способности, характер и всю жизнь человека» [1, с. 83].
Значительное внимание уделял ученый возможности наследственной передачи привычек. С его точки зрения, одни проявления в характере человека являются продуктами его собственной жизни и жизни той среды, в которой он вращался, а другие — продуктами наследственных наклонностей и особенностей. Рассматривая последние явления, К. Д. Ушинский делает вывод, что наследственная передача этих особенностей и наклонностей совершается через унаследование детьми нервной системы родителей со многими ее как наследственными, так и приобретенными посредством привычки наклонностями. Нервные болезни, считал К. Д. Ушинский, чаще передаются
от родителей к детям, чем болезни других систем организма. «Только наследственностью нервных привычек мы и можем сколько-нибудь уяснить себе наследственность человеческих характеров» [1, с. 87].
К решению вопроса, в какой форме передаются наследственные наклонности, К. Д. Ушинский подошел с точки зрения уже не физиологического, а чисто психического закона: стремление души к постоянной деятельности.
Душа беспрестанно ищет деятельность и выбирает ту, к которой организм более подготовлен наследственно (чувства, наклонности, телесные движения, мимические черты и т. п.). Наследственно передается не сама привычка, а нервные задатки привычки. Образ жизни человека, его воспитание, случайное направление его обычных занятий имеют непосредственное влияние на закрепление в нем тех или других наследственных задатков. Следовательно, наследственно переданная в нервной системе подготовка к какой-нибудь душевной или телесной деятельности может послужить основанием к образованию в человеке какой-нибудь привычки или наклонности [1, с. 91].
Особое значение в психологической системе К. Д. Ушинского уделяется воспитанию нравственных привычек, поскольку формирование почти любого качества личности основывается на привычках. «Только привычка открывает воспитателю возможность вносить те или другие свои принципы в самый характер воспитанника, в его нервную систему, в его природу» [4, с. 133].
Воспитание, которое оценило важность привычек и строит на них свое здание, по мнению К. Д. Ушинского, «строит его надежно и прочно». Известная поговорка недаром гласит, что привычка есть вторая природа, но, уточняет ученый, «природа, послушная искусству воспитания». Он утверждал, что если воспитатель сумел овладеть привычкой, то она даст ему возможность продвигаться вперед, «не начиная постройки сначала и сосредоточивая сознание и волю воспитанника на приобретении новых, полезных для него принципов, так как прежние его уже не затрудняют, обратившись в его природу — в бессознательную или полубессознательную привычку» [4, с. 134].
К. Д. Ушинский, признавая особую важность формирования привычек в характере человека, говорил, что надо рассматривать значение привычки так, как рассматривал ее величайший из всех знатоков человеческой жизни — Шекспир, который называл привычку «то чудовищем, пожирающим чувства человека, то его ангелом-хранителем» [4, с. 94].
Поскольку наша природа не только приобретает привычки, но и приобретает наклонность приобретать их, то твердо установившаяся привычка проложит дорогу к установлению других, однородных. Поэтому, привычки и навыки, укореняемые в воспитанниках, должны быть не только полезны для них, но и необходимы. Для ребенка, в первую очередь, они должны иметь практическое значение, чтобы «воспитанник, приобретя какую-нибудь привычку или навык, мог потом пользоваться ими, а не вынужден был бы бросать их как бесполезные для себя» [4, с. 137].
Даже самое твердое знание нравственных норм и правил автоматически не влечет за собой нравственного поступка. Для того чтобы знание имело своим следствием поведение, оно должно быть слито с соответствующими чувствами и привычками, только тогда оно становится убеждением у взрослых, а у детей вызывает непосредственную потребность поступать «как надо», «как правильно» [5, с. 306-308].
Поведение, манеры, особенно близких людей, непосредственно влияют на формирование детских привычек. К. Д. Ушинский подчеркивал, что «при укоренении при-
вычки ничто так сильно не действует, как пример, и дать какие-нибудь твердые полезные привычки детям, если окружающая их жизнь сама идет как попало, невозможно» [4, с. 138]. Следовательно, указывал ученый, «воспитание, которое не имеет сильного характера, не сможет воспитать его в других», соответственно воспитатель, «со слабым, неустановившимся характером и переменчивым образом мыслей и действий», никогда не сможет развить сильного характера в воспитаннике [4, с. 137].
Только при правильной организации всей жизнедеятельности ребенка происходит слияние нравственных чувств и привычек со знанием моральных норм и требований, которые необходимы для формирования высших форм волевого поведения.
Например, ребенок, который привык в определенный час садиться за выполнение уроков, будет со временем делать это без особых усилий и принуждения со стороны взрослых. Так привычка к порядку, «превратившаяся в бессознательно выполняемую потребность, сохранит силы и время человеку, который не будет вынужден ежеминутно призывать свое сознание необходимости порядка и свою волю для установления его и, оставаясь в свободном распоряжении этих двух сил души, употребит их на что-нибудь более важное» [1, с. 94]. Такую же роль выполняют все другие привычки, в том числе и гигиенические. Поэтому для воспитания воли важно неукоснительное соблюдение организованного режима. На формирование навыков и привычек оказывают влияние специально направленные действия взрослых и вся окружающая обстановка.
Самая распространенная ошибка воспитания состоит в том, что воспитатель не учитывает ранее сложившиеся привычки, а если, что еще хуже, «искореняет их новыми, противоположными привычками и навыками, то этим только расшатываются, а не создаются характеры» [1, с. 139].
Из характера привычки следует, что для ее укоренения необходимо время, «как требуется оно для возрастания семени, посаженного в землю, и воспитатель, который торопится с укоренением привычек и навыков, рискует вовсе не укоренить их» [1, с. 136].
При укоренении всякой привычки расходуется сила, если воспитатель будет сразу укоренять много привычек и навыков, то может получить обратный эффект — либо сопротивление и негативизм со стороны воспитанника, либо пассивное принятие навязанной воли воспитателя. Ни в одном случае такой подход положительно не повлияет на личностное развитие ребенка, последствия могут быть только самые негативные.
Учитывая психофизиологические закономерности образования привычек, К. Д. Ушинский вывел педагогические рекомендации для их правильного формирования:
• поскольку привычка укореняется повторением действия, то при этом необходимо учитывать свойство нервной системы уставать, поэтому нужно всегда иметь возможность восстанавливать силы;
• необходимо взвешенно обдумать новый образ действий, выразить его в простом, ясном, по возможности коротком правиле и обязательно требовать неуклонного исполнения этого правила;
• правил одновременно должно быть как можно меньше, чтобы воспитанник мог легко исполнять их, а воспитатель следить за их исполнением;
• не следует устанавливать таких правил, исполнение которых нельзя проконтролировать, потому что нарушение одного правила ведет к нарушению других;
• ребенка сначала нужно приучить повиноваться 2-3 легким требованиям, «не ограничивая его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их», тогда ему легче будет подчиняться новым требованиям;
• если ограничить ребенка одновременно множеством правил, то это приведет к нарушению того или другого из них, таким образом, приводимые привычки не будут закрепляться и воспитатель лишиться помощи «великой воспитательной силы».
Особую сложность в воспитании составляет искоренение уже приобретенных привычек. Этот процесс по трудоемкости более сложный, он требует от воспитателя обдуманности, терпения, выдержки, педагогической грамотности и такта. К. Д. Ушин-ский подробно рассмотрел этот вопрос, основываясь на психологических законах.
Характеризуя психологический смысл искоренения привычек, ученый исходил из фундаментального свойства психической жизни — потребности в деятельности. Если, искореняя привычку, не дать ребенку в то же время целенаправленной деятельности, то он, поневоле, будет действовать по-старому. По возможности, необходимо удалять всякий повод к действиям, происходящим от вредной привычки, и направлять деятельность ребенка в другую сторону.
Органическая природа привычки требует избегать слишком крутого искоренения, иначе это может вызвать ненависть к воспитателю и развить в воспитаннике хитрость, скрытность, ложь, а саму привычку превратить в страсть. При искоренении привычки следует понять первопричину ее происхождения и действовать против причины, а не против следствия.
В педагогических и тактических целях воспитателю приходится иногда «как бы не замечать» дурных привычек, рассчитывая на то, что новая жизнь и новый образ действий повлияют положительно на ребенка. При множестве глубоко укоренившихся дурных привычек полезно бывает переменить обстановку жизни, изменить окружение, поскольку многие привычки действуют заразительно. Особенно быстро отрицательные привычки влияют на детей ведомых, слабых духом, нерешительных, с заниженной самооценкой, безвольных и т. п.
Проблема состоит в том, что для искоренения вредной привычки недостаточно усилия над собой. Поскольку привычка устанавливается постепенно, то искоренять ее надо так же постепенно, сознательно работая над собой. «Наше сознание и воля должны постоянно стоять настороже против дурной привычки, которая, залегши в нашей нервной системе, подкарауливает всякую минуту слабости или забвения, чтобы ею воспользоваться» [1, с. 136].
Но, К. Д. Ушинский указывает на такое явление в природе человека, когда «сильное душевное потрясение, необычайный порыв духа, высокое одушевление может одним ударом истребить самые вредные наклонности и уничтожить закоренелые привычки, как бы стирая и сжигая своим пламенем всю прежнюю историю человека, чтобы начать новую» [1, с. 95].
Основательно проанализировав природу привычки, ее нравственное и педагогическое значение в жизни человека, К. Д. Ушинский вывел глубокий психологический принцип: «Пока жив человек, он может измениться и из глубочайшей бездны нравственного падения стать на высшую ступень нравственного совершенства» [1, с. 96]. Следовательно, человек всегда может сознательно и преднамеренно выработать у себя
желательные привычки и искоренить нежелательные. Сознательное воспитание привычек требует сильной воли, но оно же является и лучшим средством воспитания воли.
Литература
1. Ушинский К. Д. Избранные труды: в 4 кн. Кн. 3: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1). М.: Дрофа, 2005. 557 с.
2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. М.; Л.: АПН РСФСР, Т. 2. 1948-1952. 647 с.
3. Ананьев Б. Г. К. Д. Ушинский — великий русский психолог // Советская педагогика. 1945. № 12. С. 102.
4. Ушинский К. Д. Избранные труды: в 4 кн. Кн. 4: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (2). М.: Дрофа, 2005. 541 с.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1995. 352 с.
Статья поступила в редакцию 7 марта 2012 г.