Научная статья на тему 'Снижение уровня коммуникативных навыков: генезис проблемы киберзависимости подрастающего поколения'

Снижение уровня коммуникативных навыков: генезис проблемы киберзависимости подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1397
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРЗАВИСИМОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ДЕФЕКТЫ КОММУНИКАЦИИ / ЦИФРОНОМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАМЕСТИТЕЛЬНАЯ СУРРОГАТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / CYBER DEPENDENCE / SOCIAL SKILLS / COMMUNICATION DEFECTS / DIGITALIZATION OF EDUCATION / SUBSTITUTION SURROGATE COMMUNICATION / AUTISM SPECTRUM DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаю Тарас Федорович

В статье поднимается проблема киберзависимости, влекущая за собой целый спектр опасных тенденций, среди которых снижение уровня коммуникативного. Социального и эмоционального интеллекта подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DECREASE IN THE LEVEL OF COMMUNICATION SKILLS: THE GENESIS OF THE PROBLEMS OF CYBERSAFEFAMILY THE YOUNGER GENERATION

The article raises the problem of cybercrime, which entails a range of dangerous trends, including a decrease in the level of communication. Social and emotional intelligence of the younger generation.

Текст научной работы на тему «Снижение уровня коммуникативных навыков: генезис проблемы киберзависимости подрастающего поколения»

образом личность может реализовать свой собственный внутренний потенциал, переживая новый опыт, выбирая свой путь, образовывая себя и преобразуя при этом окружающую действительность.

• Анализ и осмысление теоретических истоков концепции непрерывного образования является основой для глубокого понимания динамики процессов, предшествовавших оформлению рассмотренных взглядов в концепцию, которая в результате подхода с точки зрения генезиса идей российских и зарубежных философов и педагогов представляется осознанной объективной необходимостью в условиях современности.

Литература:

1. Вершловский С.Г. Непрерывное образование (историко-теоретический анализ феномена). СПб., 2007 СПбАППО Кафедра педагогики и андрагогики. - 139 с.

2. Вершловский С.Г. Образование взрослых в России. Вопросы теории. http://www.znanie.org/docs/Vershl.html

3. Вернадский В.И. Письма о высшем образовании в России. - ж. Вестник воспитания.- 1913, №5. - с. 8.

4. Дистервег Адольф. Руководство к образованию немецких учителей Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. / М.: Учпедгиз, 1956. с. 136-203. http://makarenko museum.narod.ru/

5. Захарченко М.В. Генезис непрерывного образования как философско-исторического понятия // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25160.

6. Романов К.В., Сергейчик Е.М. История и философия науки: учебное пособие / под науч.ред.: К.В.Романова. - СПб.: СПбАППО, 2016. - 194 с.

7. Ушинский К.Д. Воскресные школы. - Собр. Соч. Т. 2, М. - Л., АПН РСФСР, 1948, - С. 489-504.

8. Устинова Ю.Д. Исторические аспекты развития образования взрослых. https://elibrary.ru/download/elibrary_23826262_93563058.pdf

9. http://philosophy-a.blogspot.ru/2011/06/blog-post_8377.html. Философия. Эзистенционализм Сартра.

10. Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Пирогов. - М.: Изд-во академии пед. наук РСФСР, 1952. - 702 с.

11. Писарев, Д.И. Избранные педагогические сочинения / Д.И. Писарев. - М.: Педагогика, 1984. - 368 с.

Педагогика

УДК: 378.14

старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Гаю Тарас Федорович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ: ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ КИБЕРЗАВИСИМОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация. В статье поднимается проблема киберзависимости, влекущая за собой целый спектр опасных тенденций, среди которых снижение уровня коммуникативного. Социального и эмоционального интеллекта подрастающего поколения.

Ключевые слова: киберзависимость, социальные навыки, дефекты коммуникации, цифрономизация образования, заместительная суррогатная коммуникация, расстройства аутистического спектра.

Annotation. The article raises the problem of cybercrime, which entails a range of dangerous trends, including a decrease in the level of communication. Social and emotional intelligence of the younger generation.

Keywords: cyber dependence, social skills, communication defects, digitalization of education, substitution surrogate communication, autism spectrum disorders.

Введение. Киберзависимость - это условное название для обозначения зависимости от разного рода высокотехнологических средств. Это неспособность сопротивляться влечению провести за компьютером как можно больше времени. Это внутреннее напряжение, если сделать это по тем или иным причинам невозможно. И, наконец, это чувство облегчения, если цель все же достигнута, и погрузиться в виртуальный мир все же удалось. Согласитесь, что все это очень схоже с довольно серьезной формой наркозависимости или алкоголизма. Получается, что на таких людей компьютер действует как наркотик. У настоящего компьютерного наркомана (нетоголика) пребывание в виртуальной реальности является целью, смыслом и способом существования, а реальная жизнь отходит на второй план и становится безрадостной и даже тягостной. Да, по сравнению с миллионами обычных пользователей, таких людей относительно немного (поданным различных авторов распространенность интернет зависимости составляет от 10 до 15% от общей популяции). Это наносит ему такой же вред, как и другие формы зависимости. Только признаем мы это лишь тогда, когда это на первый взгляд совершенно безобидное занятие дает о себе знать, приводя к полной дезадаптации во всех жизненных аспектах сужению круга интересов и побуждений, вызывает эмоциональные и когнитивные расстройства, способствует развитию сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных заболеваний, порождает проблемы с позвоночником и суставами, ухудшение зрения снижение иммунитета и многое другое.

Что характеризует сегодня процесс цифрономизации образования? Обучение сегодня - это сфера бизнеса - продажа услуг. Человек покупает навыки, чтобы затем продавать их с прибылью. Человек рассматривается как товар - отсюда устремленность на таланты, которые дороже стоят и приносят большую прибыль. Сегодня очевидной становится кастовость - евгенический подход. Изначальное неравенство — одни творцы - другие «люди одной кнопки». Отсюда - индивидуальные траектории развития и ставка на «одарённых детей». Одним - «человеческое обучение», другим - дистанционное, онлайн обучение. Происходит коренное изменение содержания и методики обучения.

Естественно, родителей и педагогов никто не спрашивал, обсуждений не было, и всех просто поставили перед фактом. Что же будет с детьми и образованием, как изменится вся наша жизнь, если все пункты проекта «детство 2030» будут реализованы?

Все те угрозы здоровью и развитию ребенка, которые очевидны специалистам в области образования, психологии, психогигиены, медицины, психофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности и

сенсорных систем и др., но умалчиваются авторами проекта, можно перечислить. К ним следует отнести такие как: непроверенные технологии; утрата навыков письма, как следствие утрата способностей к творчеству; утрата способностей воспринимать большие тексты; экранная зависимость; снижение социальных навыков; цифровое слабоумие и утрата умственных способностей; использование вай-фай в школах и электромагнитное излучение; проблемы с речевым развитием у детей; проблемы со зрением; компьютерная, игровая зависимость; отказ от бумажных учебников; разница между чтением с экрана, и с бумаги; электронное досье на каждого ребенка, контроль за семьей; зарубежный опыт цифрового образования; чипизация.

Формулировка цели статьи. Тема очень серьезная, ведь все то что закладывается в ребенка в школе, во многом будет определять всю его дальнейшую жизнь. И тут дело даже не в знаниях, как просто в информации, а в формировании личности, закладке основных навыков. Все факты, изложенные в статье носят научный характер, и уже были подтверждены опытом других стран, но не смотря на это, все эти технологии воплощаются у нас в жизнь.

Изложение основного материала статьи. Сейчас уже известно, что ай-пады, смартфоны и икс-боксы являются одной из форм цифрового наркотика. Напомним, что обучение планируется вести при помощи планшета, что по сути тоже самое.

Сейчас большинство детей, в той или иной форме страдают экранной зависимостью. Как сказано выше, есть только один выход - никаких гаджетов. Понятно, что в цифровой школе это будет совершенно невозможно, ребенок будет весь день за планшетом по долгу учебы, а значит экранная зависимость будет только прогрессировать.

Весьма быстро происходит снижение социальных навыков. Еще не так давно, лет 5 -10 назад, все смеялись над компьютерщиками, их всегда видели, как необщительных, замкнутых, ни с кем особо не общающихся, погруженных в свой цифровой мир людей. И не безосновательно, но сейчас эти шутки куда-то пропали, догадываетесь почему? Просто таких людей теперь стало большинство, и общество это приняло за норму.

Социальные сети-это, действительно страшная по своему функционалу паутина, без этих сетей современные дети очень уязвимы, об этом факте свидетельствуют данные социологического опроса, организованного Общероссийским народным фронтом. Данным исследованием была охвачена огромная целевая аудитория почти 80 регионов России.

Когда мы наблюдаем за тем, как наши дети сидят в интернете, в социальных сетях, то мы сталкиваемся с таким феноменом современности, как заместительная коммуникация, а точнее ее суррогатная форма.

Многие специалисты-наркологи утверждают, что наркотическую зависимость легче преодолеть, чем киберзависимость. Этот феномен появился в начале 90-х годов. Сначала это произошло в развитых странах мира (США, Европа, Китай), где Интернет на тот момент был уже достаточно распространен. То есть этой проблеме уже около 30-ти лет. Просто осознали всю ее глубину не сразу, а когда она уже породила первые жертвы. Когда стало понятно, что люди, злоупотребляющие временем, проведенным в киберпространстве, теряют связь с реальным миром, пренебрегают работой, семьей и другими человеческими ценностями.

А какие категории людей больше подвержены этой напасти? В этом тоже заключается проблема. Дело в том, что практически каждый человек может попасть в интернет-ловушку. Но все же, наиболее часто подвержены этой зависимости дети в возрасте от 6 до 16 лет. И происходит это, во-первых, потому что детская психика еще не сформирована в полном объеме. Во-вторых, существует и наследственная предрасположенность, о которой мы даже не догадываемся. Ну и, в-третьих, большую роль играет, конечно, отсутствие культуры пользования Интернетом, которая должна быть воспитана взрослыми. А как можно воспитать кого-то, когда сам плохо знаком с предметом. Поэтому, как мне кажется, надо больше говорить об этой проблеме, больше писать, больше обсуждать. Только тогда, когда люди будут знать, что такой феномен существует, что он довольно опасен, они начнут предпринимать какие-то меры, начнут контролировать своих детей, воспитывать в них правильное отношение к Интернету, как, например, к источнику информации, а не как к другой реальности.

Психологи утверждают, что не все игры одинаково опасны. Безусловно, существуют полезные, развивающие и развлекательные игры, которые не способны нанести вреда человеческой психике. Но, к сожалению, популярность таких игр во много раз меньше, чем популярность ролевых и кровавых боевиков, которые являются самым опасным видом видеоигр, способных нанести вред не только несформированной подростковой психике, но и вполне здоровым взрослым людям.

Современные люди зачастую больше общаются в сети, чем лицом к лицу. Электронные сервисы позволяют практически в любой момент выйти на контакт с собеседником, находящимся в другом уголке земного шара, что невероятно удобно и позволяет экономить массу времени. Однако, как утверждают учёные, растущая популярность онлайн-разговоров отрицательно сказывается на коммуникативных способностях пользователей.

Профессор Шерри Тёркл, сотрудник Массачусетского технологического института, обнаружила, что участники интернет-бесед склонны чаще игнорировать друг друга, а также много лгут и слишком долго подбирают фразы, чего не наблюдается при общении «вживую». По словам Шерри, в последние годы ситуация только усугубляется, потому что всё больше детей и подростков с самого раннего возраста привыкают общаться, например, посредством социальных сетей и сервисов вроде «Скайпа». В книге «Совместное одиночество» («Alone Together») психолог приводит данные своих исследований, касающихся онлайн-общения.

Многие из участников её опросов подтвердили, что предпочитают использовать текстовые сообщения, потому что это позволяет им тщательнее выбирать выражения, чтобы донести до собеседника именно ту информацию, которую они считают нужной. На этом основании профессор сделала вывод, что большинство пользователей при разговоре лицом к лицу чувствуют себя не так уверенно, как при переписке в сети.

Шерри в своём труде поднимает проблему изоляции человека от общества, которая наблюдается в последние годы из-за бурного развития интернет-сервисов: «Мы изобрели и совершенствовали технологии, которые в конечном итоге обворовали нас», — пишет исследователь. По её словам, современный человек живёт в виртуальном пространстве, которое создаёт иллюзию полноценного общения, однако на деле представляет собой жалкое подобие реального мира.

Тёркл утверждает, что социальные сети могут даже спровоцировать что-то вроде умственного расстройства, когда увлечение ими переходит все границы, поэтому не стоит стремиться всегда и везде быть «в контакте», таким образом вы рискуете разучиться общаться без посредства «электронных помощников».

Коммуникативное пространство современного человека во многом заполнено виртуальным общением. Полноценна ли такая замена реальному общению?

В ходе погружения в компьютерную зависимость с личностью человека происходит уход от реальности. В современном мире людей окутывает такое множество страхов, внутренних комплексов и тревог, что они буквально не могут оставаться наедине с самим собой. Чувство страха заставляет их бежать от реальности, отвлекаясь с помощью гаджетов. Музыка, игры, постоянный просмотр социальных сетей помогает заглушить свой внутренний голос и создать самому себе иллюзию того, что в их жизни все в порядке.

Зависимость от использования гаджетов прослеживается у большинства их пользователей. Проверить в сотый раз почту, пролистнуть новостную ленту социальных сетей, просмотреть фотографии в Инстаграмме, поставить лайки, написать комментарии. Или же наоборот, выставить очередную фотографию себя в машине, в кафе, на работе, а потом заходить через каждую минуту и смотреть, не появился ли к ней новый комментарий. Если собрать во едино все время, которое бесцельно тратится на подобные дела, то выходит, что несколько часов в день у людей просто сгорает. Сгорает в их зависимости. А жизнь то идет...

Речь идет о совершенно новой форме жизни-жизни в виртуальном мире. Пообщаться с друзьями не при личной встрече, а по скайпу. Перекинуться смс-ками по Viber, познакомиться на сайте знакомств.

Данные ряда исследований приводят достаточно красноречивые отзывы людей, которым свойственны хорошие (в прошлом) навыки чтения, они говорят о том, что «.после целого дня метания по интернету и лавирования среди десятков и сотен электронных писем, они физически не могут начать даже очень интересную книгу, поскольку чтение уже одной только первой страницы оборачивается настоящей пыткой».

Выводы. Признаки компьютерной зависимости, в общем, схожи с психическими признаками зависимостей другого типа. Наиболее распространенными психическими признаками компьютерной зависимости являются: «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером; невыполнение обещаний данных самому себе или другим относительно уменьшения времени, проведенного за компьютером; намеренное преуменьшение или ложь относительно времени, проведенного за компьютером; утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду; а также оправдание собственного поведения и пристрастия.

Важными симптомами компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, а также раздраженное поведение, которое появляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается.

Хотя можно отметить и другие признаки болезни, в частности, у детей и подростков: снижение успеваемости, систематические прогулы, отсрочка сдачи зачетов и экзаменов и другие проблемы в процессе обучения; частые беспричинные перемены настроения, от вялого до приподнятого; болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы; нарастающая оппозиционность к родителям, родственникам, старым друзьям; значительное эмоциональное отчуждение; ухудшение памяти и внимания; приступы депрессии, страха, тревоги, появление фобий; ограниченное общение с друзьями, родителями, родственниками, значительное изменение круга общения; уход от дел, к которым наблюдался интерес, отказ от хобби; изворотливость, лживость, неопрятность, неряшливость, ранее не характерные.

Браки, отношения между родителями и детьми и близкая дружба также становятся жертвами Интернета. Время, проведенное с реальными людьми, зачастую становится меньше времени, проведенного в обществе компьютера. В начале, зависимость проявляется в том, что вместо занятий такими обычными делами, как стирка или посещение магазинов, люди сидят перед компьютером. Эти повседневные заботы игнорируются точно так же, как и забота о детях.

Кстати, близкие люди первыми осознают, что Интернет завладел разумом человека и поначалу надеются, что это вскоре пройдет само. Тем не менее, когда ничего не меняется, начинается использование аргументов против чрезмерного времени, проводимого в Интернете. К сожалению, чаще всего это приводит к обратному эффекту. Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить использование Интернета. Например, следуют такие стандартные фразы, как «У меня нет проблем», «Я просто отдыхаю, не мешай мне». Все это является признаком установившейся зависимости. Ну и наконец, подобно алкоголикам, которые скрывают свою потребность в алкоголе, люди начинают лгать о количестве времени, проведенном в Интернет. Все это рано или поздно подрывает близкие отношения в семье или между друзьями.

На недавно состоявшихся переговорах председателя Китая Си Цзиньпин и президента США Барака Обамы лидеры государств включили в повестку обсуждений и вопрос кибератак. Поводом для дискуссии стала атака китайских хакеров на военные предприятия и госучреждения Соединенных штатов. Однако, как объясняют эксперты, хакерские атаки - лишь одна из сторон кибертерроризма.

"Через социальные сети идет мощнейшая манипуляция общественным мнением, ведь всякие "лайки" и прочие кнопки, которые вы там нажимаете, анализируются и систематизируются", - заявил в одном из интервью вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Так, именно с соцсетей начиналась "арабская весна", которая до сих пор аукается беспорядками в Тунисе, Египте и Ливии.

Литература:

1. http://разумныйинтернет.рф

2. Трубицин А.С. Киберзависимость - глобальная форма аддикции современности // Инновации в отраслях народного хозяйства как фактор решения социально-экономических проблем современности // Сборник докладов и материалов VII Международной научно-практической конференции, Москва, Изд.: АНО ВО "Институт непрерывного образования", 2017 г.

3. «Одиночество вместе» («Alone Together», Basic Books, 2017).

Педагогика

УДН:378.2

адъюнкт кафедры психологии и педагогики Гербер Яна Валентиновна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Краснодарский университет МВД Российской Федерации (г. Краснодар); адъюнкт кафедры психологии и педагогики Сажнев Егор Владимирович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Краснодарский университет МВД Российской Федерации (г. Краснодар)

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ПОЗИЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрена самореализация личности в процессе формирования гражданско-правовой позиции в образовательной среде. Рассмотрено влияние образовательной среды на самореализацию личности и развитие социальной зрелости у личности посредством творчества и воспитательной работы. Взаимодействие творческой самореализации и воспитательной работы в процессе формировании гражданско-правовой активности. Особенности формирования личностной самореализации и раскрытия творческих способностей у личности.

Ключевые слова: воспитание, самореализация личности, образовательная среда, творческая самореализация, коллективная творческая деятельность, гражданско-правовая позиция.

Annotation. The article deals with the self-realization of the individual in the process of formation of civil position in the educational environment. The influence of the educational environment on the self-realization of the individual and the development of social maturity in the individual through creativity and educational work is considered. Interaction of creative self-realization and educational work in the process of formation of civil activity. Features of formation of personal self-realization and disclosure of creative abilities of the person.

Keywords: education, self-realization of personality, educational environment, creative self-realization, collective creative activity, civil position.

Введение. Среди проблем, которые должна решать российская система образования приоритетным направлением остается становление и самореализация личности в процессах современного общества и правового государства. Личность человека на современном этапе развития общества ставится во главу всех психологических, философских и педагогических процессов деятельности.

Формированием духовно - нравственно и правовых ценностей в современном обществе формируются в семье, коллективах, школах, но наиболее системно это формирование выполняют высшие образовательные организации, где личность должна обладать активной гражданско-правовой позицией.

Для раскрытия потенциала личности и ее самореализации необходимо создать в вузе педагогические условия, для формирования и развития у личности творческих качеств, что является приоритетным для педагогической практики. Создание определённой платформы для самовыражения и саморазвития личности в процессе обучения является формирующим потенциалом для образовательной организации.

Развитие личности в процессе обучения происходит через процесс саморазвития. Стремлением личности к ведущим жизненным процессам происходит через самоопределение. Обучающийся должен понимать и осознавать, кем он хочет быть в жизни, ему необходимо сформировать себя как личность. Внутренняя потребность личности к самопознанию решается через самореализацию.

Таким образом, образовательная организация должна эффективно обеспечивать процесс самореализации личности и помогать решать главные педагогические задачи.

Изложение основного материала статьи. Данным подходом к понятию самореализации личности занимались представители различных научных школ.

Так, по мнению зарубежных исследователей (А. Маслоу, К.Р. Роджерс) самореализацию рассматривают, как базовую потребность личности в намерении выразить себя через самоутверждение, самоактуализацию, становящееся нередко самоцелью и смыслом своей жизни. Социализация личности формируется и реализуется в процессе той деятельности, в результате которой может раскрыть свой потенциал.

По мнению отечественного ученого П. М. Якобсона, самореализация рассматривается с позиции зрелой личности, и выделяет критерии ее становления. Под личностной зрелостью понимается социальная зрелость, которая выражается в понимании самой личности, какое место она занимает в мире и в обществе.

Неразрывно связана социальная зрелость личности с психологической зрелостью. Так, по имению автора «не может быть полной психологической зрелости у социально незрелой личности, характеризующейся инфантильностью суждений и действий, непониманием требований общества и т. д.» [4, с. 189].

Понимание, какие требования выдвигает общество, формируется в процессе обучения в высшей образовательной организации. В целом можно сделать вывод, что под самореализацией понимается некий механизм становления личностью, который действуют на протяжении всего жизненного пути и влияют многие социальные факторы, одним из которых является образовательная среда.

Под действием среды и в среде личность развивается и формируется. Как считает В. А. Ясвин среда «выступает как система влияний и условий формирования личности, а также возможности для ее саморазвития» [10, с. 14]. Среда как один из важнейших факторов развития личности, творческой активности рассматривалась многими авторами.

Образовательная среда это всегда развивающаяся среда, где личность может активно обсуждать свои ценности и разрешать конфликты, с правом на ошибку, в такой среде важно мнение каждого человека, без осуждения его точки зрения, ставить цели и реализовывать их во благо своего развития, активно помогать и получать помощь в трудных жизненных ситуациях. Правильно организованная образовательная среда дает большие возможности в самореализации личности и в дальнейшем ее развитии.

Мы полагаем, что коллективная творческая деятельность выступает одной из действенных средств формирования гражданско-правовой позиции у личности в условиях образовательной среды. Через творчество происходит раскрытие потенциала личности, которая определенна индивидуальными особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.