март №3 (264)
13
g
g
— превышение месячных норм полетных часов;
— отсутствие ограничений к полетному времени у лиц с начальными нарушениями слуховой функции;
— отсутствие жалоб летного персонала при медицинских освидетельствованиях в связи с желанием летчиков продолжить работу;
— прием на работу лиц с начальными проявлениями нарушения слуховой функции, в связи с недостаточным количеством летного персонала, способного обеспечить бесперебойную работу авиакомпаний.
Выводы. Анализ изучения условий труда и профессиональной заболеваемости летного состава гражданской авиации позволяет сформулировать выводы о необходимости следующих мер:
— обновления парка воздушных судов, создания современных воздушных судов с высоким уровнем безопасности и комфортности для экипажа и пассажиров;
— разработки механизма проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил, в том числе с лабораторно-инструментальными исследованиями на борту воздушного судна;
— контроля за соблюдением работниками авиакомпаний режимов труда и отдыха;
— обеспечения 100% охвата летного состава гражданской авиации периодическими медицинскими осмотрами и оптимизации практики проведения медицинских осмотров;
— недопустимости приема на работу лиц с начальными нарушениями слуховой функции;
— внедрения эффективных средств индивидуальной защиты в гражданской авиации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авиационная медицина: Руководство / Под ред. Н.М. Рудного, П.В. Васильева, С.А. Гозулова. М.: «Медицина», 1986. 534 с.
2. Теория и практика авиационной медицины. 2 изд. М.: «Медицина», 1975. 359 с.
3. Авиационная медицина: Учебник / Под ред. Н.М. Рудного, В.И. Копанева. Л.: 1984. 383 с.
4. Ефименко В.В. и др. Гигиеническая оценка условий труда и прогнозирование оценки здоровья инженерно-технического состава ВВС, подвергающегося воздействию высокоинтенсивного шума при обслуживании авиационной техники. /
B.В. Ефименко, П.М. Шешенов //Вестник Российской военно-медицинской академии. СПб., 2006. № 1 (15). С. 365.
5. Гигиенические требования к условиям труда и отдыха для летного состава гражданской авиации: СанПиН 2.5.1.2423—08.
6. Горский Ä.A. и др. О состоянии условий труда и профессиональной заболеваемости работников в Российской Федерации / A.A. Горский, Е.С. Почтарева, В.А. Пилишенко [и др.] //Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 2 (251).
C. 8—10.
7. «О состоянии профессиональной заболеваемости в Российской Федерации в 2013 году: Информационный сборник статистических и аналитических материалов» / Под ред. А.И. Верещагина. М., 2014. С. 26—27.
Контактная информация: Contact information:
Пилишенко Владимир Анатольевич, Pilishenko Vladimir, тел.: 8 (495) 633-13-62, phone: 8 (495) 633-13-62,
e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]
УДК 613.955:304.3:373.546
ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ
КЛАССОВ ГОРОДА МОСКВЫ
Ю.П. Пивоваров, З.А. Дагаева, Н.И. Шеина ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва, Россия
Установлено, что интенсификация учебного процесса в школе, занятия с репетиторами для поступления в ВУЗ существенно изменяют образ жизни старшеклассников медико-биологических классов в сторону уменьшения ночного сна, увеличения времени подготовки домашних заданий, гиподинамии и нерационального питания. Полученные данные необходимо учитывать при оптимизации учебного процесса в профильных классах, а также при разработке для старшеклассников рекомендаций по здоровому образу жизни, направленному на здоровьесберегающий эффект.
Ключевые слова: школьники, медико-биологические классы, образ жизни.
Yu.P. Pivovarov, Z.A. Dagaeva, N.I. Sheina □ STUDY OF SCHOOLCHILDREN LIFESTYLE OF MOSCOW
BIOMEDICAL CLASSES □ SBEI HPE «Russian National Research Medical University named after N.I. Pirogov», of the Ministry of Healthcare of Russia, Moscow, Russia.
It is found that the intensification of the educational process at school, tutoring for admission to the university substantially alter schoolchildren lifestyle of biomedical classes: decrease in night's sleep, increasing the time homework, physical inactivity, and malnutrition. This data should be taken into account when optimizing the educational process in the specialized classes, as well as in the development of recommendations for a healthy lifestyle for seniors, aimed at health-saving effect. Key words: schoolchildren, biomedical classes, lifestyle.
Современное образование, направленное на личностно-ориентированное обучение, обеспечивает учащимся полное среднее образование повышенной сложности, для которого характерны интенсивность обучения и увеличение объема учебного материала, что неблагоприятно отражается на режиме дня старшеклассников, приводит к росту заболеваемости и отставанию в физическом развитии [2, 3, 5, 6, 8, 9].
За период школьного обучения число детей, имеющих хронические заболевания, возрастает в 1,6 раза, а в образовательных учреждениях с повышенным уровнем образования — в 2 раза. В структуре детской заболеваемости выделяют ряд тесно связанных с факторами образовательной среды патологий, таких как нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения различной степени выраженности, заболевания желудочно-кишечного
14
ЗНиСО
МАРТ №3 (264)
тракта, ожирение и т. д. [1, 10, 11]. Исследование образа жизни старшеклассников профильных медико-биологических классов является чрезвычайно важным в связи с необходимостью срочного принятия мер по оздоровлению школьников [7, 12].
Целью исследования было изучение образа жизни школьников 10—11-х медико-биологических классов в сравнении с учащимися общеобразовательных классов.
Методика исследования. Для решения поставленной цели было проведено анкетирование 434 школьников, учащихся в медико-биологических классах, и 389 школьников, учащихся в общеобразовательных классах. Социально-гигиенические исследования проводились на базе 17 общеобразовательных школ г. Москвы (Юго-Западного, Юго-Восточного, Центрального, Западного, СевероВосточного, Северо-Западного административные округов).
В ходе анкетирования каждому старшекласснику предлагалось ответить письменно на вопросы, поставленные в опросном листе (анкете), которые задавались в закрытой форме, т. е. ответ заключался в выборе одного из нескольких предлагаемых утверждений. Для построения закрытого вопроса использовали дихотомическую или поливариантную форму предъявления вариантов ответов.
Перед проведением анкетирования состоялась беседа со школьниками, в ходе которой обсуждалась тема опроса, его цели, называлась организация, проводящая анкетирование, и ее представитель, затем учащимся были даны инструкции по заполнению бланка. Анкеты заполнялись школьниками групповым способом в присутствии сборщика.
Результаты и их обсуждение. С помощью анкетирования старшеклассников были изучены элементы образа жизни, такие как режим обучения и интенсивность учебной нагрузки, использование
Рис. Структура образа жизни и его влияние на здоровье школьников
свободного времени, полноценность и сбалансированность питания, продолжительность сна, физическая активность, распространенность вредных привычек (см рис.). Ю.П. Лисицын, академик РАН, углубленно исследовал образ жизни как фактор обусловленности здоровья и пришел к выводу, что «образ жизни — исторически обусловленный тип деятельности (а точнее, совокупности существенных черт деятельности) в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизни человека» [4].
Исследование организации учебного процесса в медико-биологических классах показало, что аудиторная нагрузка превышает существующие нормативы в среднем на 2,1—2,4 ч, а максимальные значения ее достигают 41—44 ч в неделю. Рекомендованных норм понедельной учебной нагрузки придерживаются только 20—30 % школ. Наибольший объем учебной нагрузки приходится на крайние дни недели, либо он равномерно распределен на все дни недели. Результаты опроса школьников медико-биологических и общеобразовательных классов позволили установить, что учебную нагрузку в школе оценивают как «большую» 51,5 % девушек и 43,8 % юношей.
Подготовка домашних заданий занимает у школьников (84,6 % девушек и 71,6 % юношей) от 1 до 3 ч в день, что значительно превышает рекомендуемый норматив для школьников 8—11-х классов — не более 1 ч [3]. Полагаем, что длительное выполнение домашних заданий связано с тем, что половина девушек (49,6 %) и почти треть юношей (24,7 %) занимаются дополнительно с репетиторами для поступления в ВУЗ.
Определено, что стремление к реализации своих интересов и жизненных планов, мотивация к профильному обучению у учащихся специализированных классов значительно выше. При этом более 85,0 % школьников медико-биологических классов (88,6 % девушек и 87,7 % юношей) уже определились с выбором профессии, что достоверно отличается от старшеклассников общеобразовательных классов. Считают, что учеба им дается легко, и они имеют хорошую успеваемость 50—55 % учащихся медико-биологических классов. В общеобразовательных классах меньше школьников с хорошей успеваемостью, больше учеников с удовлетворительной успеваемостью, а также неуспевающих.
В медико-биологических классах больше школьников, которым нравится учиться (44,8 % девушек и 54,9 % юношей), чем в общеобразовательных классах (33,8 % девушек и 50,3 % юношей).
Большая учебная нагрузка в школе и на занятиях с репетитором (49,6 % девушек и 24,7 % юношей) существенно меняет режим дня ученика в сторону увеличения дневной
§
&
март №3 (264)
15
^^ активности и уменьшения ночного отдыха. Так, продолжительность ночного сна составляет менее О 6 ч у 34,9 % девушек и 22,8 % юношей. Большинство 5? школьников 10—11-х классов спит ночью 7—8 ч ^^ (61,1 % девушек и 63,0 % юношей), только у незна-° чительной части учеников (4,0 % девушек и 14,2 % юношей) ночной сон занимает рекомендованный ( период времени (более 8 ч) [3].
При изучении двигательной активности старье шеклассников установлено, что гиподинамия наблюдается в большей степени удевушек. Регулярно ^ физкультурой в школе занимаются около 40 % 3 девушек и 73,5—74,0 % юношей, при этом 11—12 % девушек не посещают уроки физкультуры. Спортом занимаются 48—52 % мальчиков, а 78—80 % девочек не занимаются никакой двигательной активностью вне школы.
Имеются определенные различия в организации досуга у школьников специализированных и общеобразовательных классов. Так, девушки медико-биологических классов на досуге достоверно больше читают книги (52,6 и 40,2 % девушек соответственно, р < 0,05). Значительно больше школьников медико-биологических классов по сравнению с учениками общеобразовательных классов (30,5 % девушек, 32,1 % юношей и 15,7 % девушек, 14,1 % юношей соответственно, р < 0,01) занимаются с репетиторами, посещают образовательные кружки.
Оценка полноценности и сбалансированности питания показала, что у старшеклассников медико-биологических классов нарушен режим питания из-за большой учебной нагрузки в школе и за ее пределами. Достоверно меньше юношей и девушек медико-биологических классов по сравнению с учениками общеобразовательных классов обедает каждый день дома (43,7 и 61,2 % девушек, р < 0,05; 56,2 и 76,7 % юношей соответственно, р < 0,01), никогда не обедают дома 7,4 % юношей. Значительная часть юношей (около 40 %) употребляет фастфуд (чипсы, картофель-фри, сосиски, бутерброды) один раз в день и чаще, 68,8 % девушек и 72,8 % юношей употребляют сладкие газированные напитки. Отмечено, что в рационе школьников в дефиците находятся молочные продукты (молоко, творог).
В целом, курение не распространено в школе. Основная часть старшеклассников (73,0—84,2 %) не курит, однако 9,2 % девушек и 10,5 % юношей медико-биологических классов курят каждый день. В общеобразовательных классах регулярно курящих школьников выявлено больше, но не достоверно (10,3 и 11,3 % соответственно).
Пробовали алкогольные напитки 59,6 % девушек и 61,7 % юношей медико-биологических классов, что несколько ниже по сравнению со школьниками общеобразовательных классов. Крепкие спиртные
напитки, такие как водка и коньяк, употребляют каждый месяц 8,6 % юношей медико-биологических классов и 10,8 % юношей общеобразовательных классов, девушки вообще их не употребляют. В целом, можно отметить тенденцию увеличения употребления алкоголя школьниками общеобразовательных классов в сравнении с учащимися медико-биологических классов.
Полученные результаты свидетельствуют о неблагоприятном влиянии интенсификации учебно-образовательного процесса в профильных классах на структуру образа жизни старшеклассников, что необходимо учитывать при оптимизации учебного процесса в профильных классах, а также при разработке рекомендаций по здоровому образу жизни для старшеклассников, направленных на здоровьесберегающий эффект.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.А.и др. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева //Вестник Российской Академии Медицинских Наук. 2009. № 5. С. 6-11.
2. Кучма В.Р.и др. Новые стандарты школьного образования с позиции гигиены детей и подростков / В.Р. Кучма, М.И. Степанова //Вестник Российской Академии Медицинских Наук. 2009. № 5. С. 27-28.
3. Гигиена детей и подростков: Учебное пособие. / Под ред.
B.Р. Кучмы. М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2010. 472 с.
4. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье. М.: МГМСУ, 2011. 192 с.
5. Маркова А.И. Школы здоровья и здоровье школьников: Аналитический обзор //Гигиена и санитария. 2013. № 3.
C. 60-66.
6. Михеева Е.В. Гигиеническая оценка условий воспитания и обучения школьников в современных условиях. //Здоровье населения и среда обитания. 2011. № 9 (222). С. 37—41.
7. Соколова Н.В. Влияние образа жизни на формирование состояния здоровья школьников. //Здоровье населения и среда обитания. 2006. № 8 (161). С. 18—21.
8. Степанова М.И. Гигиенические аспекты инноваций школьного образования. //Здоровье населения и среда обитания. 2008. № 12 (189). С. 10—13.
9. Степанова М.И. Профильное обучение старшеклассников как гигиеническая проблема. //Здоровье населения и среда обитания. 2009. № 8 (197). С. 30—33.
10. Образовательная среда и здоровье учащихся: Научно-методическое пособие. / Под ред. А.Г. Сухарева. М.: «МИОО», 2009. 256 с.
11. Сухарева Л.М. и др. Особенности заболеваемости московских школьников за последние 50 лет. / Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, Л.Ф. Бережков [и др.] //Гигиена и санитария. 2009. № 2. С. 21—26.
12. Тимофеева А.М. Оценка фактического питания школьников. //Здоровье населения и среда обитания. 2007. № 2 (167). С. 29—34.
Контактная информация:
Шеина Наталья Ивановна, тел.: 8 (903) 501-33-29, e-mail: [email protected] Contact information: Sheina Natalia, phone: 8 (903) 501-33-29, e-mail: [email protected]
>