мни и гипергидрозе ладоней. Таким образом, на основании осмотра невропатологом установлено, что у обследованных имелись явления вегетативно-сосудистой днстонин, которые могли быть обусловлены как возрастным, так п другими •факторами.
С целью оценки состояния здоровья рабочих проведен анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности на протяжении 1974—1976 гг. В структуре заболеваемости первое место занимали острые респираторные заболевания, грипп, второе — ангина и др. Таких заболеваний как дерматит, бронхит, гипертоническая болезнь зарегистрировано не более одного случая на протяжении года. Следует отметить крайне низкие показатели заболеваемости как по числу дней, так и по числу случаев по всем нозологическим формам. При анализе заболеваемости по лицам и группам не выявлено нозологических форм, которые могли бы -быть обусловлены действием на организм метакриловой кислоты.
На основании изучения условий труда, аппаратурного оформления, состояния воздушной среды и шумовой обста-
новки в цехе разработаны оздоровительные мероприятия, направленные на совершенствование технологического оборудования и улучшение его эксплуатации. Предложен ряд рекомендаций по устранению ручных операций, улучшению освещения уровнемеров и др.
Выводы. I. При производстве метакриловой кислоты па рабочих действует комплекс неблагоприятных производственных факторов — токсичные вещества (пары серной кислоты, метакриламнд, метакриловая кислота), дискомфортные микроклиматические условия, высокочастотный шум на ряде рабочих мест.
2. При осмотре рабочих невропатологом установлены явления вегетативно-сосудистой дистонии.
3. Труд аппаратчиков данного производства относится к 1—2-й категории тяжести, а труд операторов пульта управления, начальников смен и отделений — к 2—3-й категории тяжести.
4. Фнзиолого-гигиенические исследования позволили разработать конкретные мероприятия по улучшению условий труда при производстве метакриловой кислоты.
Поступила 28.02.79
УДК 371.71:612.821
В. И. Берзинь
ИЗУЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИИ
У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Рижский медицинский институт
Современные вузы оснащены учебно-техническим оборудованием, современной аппаратурой и техническими средствами обучения. Это значительно усложняет учебный процесс, существенно влияет на условия труда студентов и сотрудников, которые подвергаются воздействию ряда вредных факторов: шума, вибрации, электромагнитного поля, химических загрязнителей воздушной среды и др. Интенсивность и длительность воздействия указанных факторов, естественно, меньше, чем на промышленных предприятиях, однако в сочетании с повышенной нагрузкой они неблагоприятно влияют на здоровье людей.
Задачей работы являлось изучение особенностей изменений некоторых психофизиологических показателей функционального состояния студентов в зависимости от характера деятельности в различных учебных помещениях вуза.
Проведены наблюдения за уровнем работоспособности студентов до и после занятий в учебных помещениях разного назначения. Статистической обработке подвергнуты 2077 тестовых карт «САН», 2694 корректурных таблиц, произведено 744 измерений суммы ошибок-касаннй при выполнении студентами лабиринтного теста (динамический тремор) и статистической пробы на хроноволеоптимографе ЭТП Московского научно-исследовательского института гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана. Кроме того, проанализированы данные опроса 4858 студентов о их самочувствии после занятий.
Результаты социологических исследований показали, что значительное количество жалоб (21 %) на утомление зафиксировано у студентов после прослушивания двухчасовой лекции (табл. 1). Двухчасовые занятия в читальном зале библиотеки вызывают утомление у большего процента студентов (34), очевидно, в связи с тем, что там они занимаются после учебного дня. Занятия в специализированных учебных помещениях обусловливают максимальное утомление: в лабораториях с электро- и радиоаппаратурой — у 68 %, в лабораториях-практикумах со средним машинным оборудованием — у 72 %, тяжелым — у 66 %.
Одновременно с опросом студенты обследованы с применением теста «САН», позволяющего оценить изменения функционального состояния организма под влиянием различных воздействии в естественных условиях (см.табл. 1). Установлено, что практически у всех студентов самочувствие, активность и настроение после занятий заметно снизи-
лись. Наиболее выраженным (на 0,8—1,2 балла) это было после занятий, требующих физического напряжения, т. е. в специализированных лабораториях и практикумах с машинным оборудованием. Максимальный сдвиг отмечался по показателям самочувствия и активности студентов, хотя и не во всех видах учебных помещений. Настроение у студентов изменилось в меньшей степени, чем другие показатели теста «САН». Статистически достоверное снижение настроения отмечено после занятнй в лабораториях естественно-научного профиля (Я<0,01), с электро- и радиоаппаратурой (Р< <0,05) и в практикумах с тяжелым машинным оборудованием (Р< 0,05).
Для определения степени выраженности сдвигов результаты были оценены в рангах, причем за единицу приняты данные наблюдений, полученные после занятий в лекционных аудиториях. Установлено, что самочувствие у студентов из специализированных лабораторий изменилось в меньшей степени (на 0,65—0,68 ранга), чем после занятий в учебных помещениях с машинным оборудованием, на 0,73—0,88 ранга по отношению к самому выраженому сдвигу, зафиксированному у учащихся после лекции (см. табл. 1). Наибольший сдвиг (в рангах) активности студентов наблюдался после занятий в лабораториях-практикумах со средним (1,72) и тяжелым (1,48) машинным оборудованием. После занятий в специализированных лабораториях, где физический компонент в деятельности студентов меньше, активность изменилась всего на 1,21—1,39 ранга, т. е. лишь незначительно отличалась от активности после лекции. Наибольшие изменения отмечены в настроении студентов (см. табл. 1). Специфика учебно-производственного процесса в учебных помещениях разных групп, очевиднв, наиболее отражается на настроении студентов при практически одинаковом сдвиге после лекций (0,93—1,0 ранга); изменения настроения в * помещениях с машинным оборудованием были в 2,26—2,50 раза большими.
Выявленные по тесту «САН» сдвиги хорошо согласуются с результатами, полученными при опросе студентов об утомлении после занятий, а также с данными исследований психофизиологических функций с применением дозированных заданий и лабиринтной методики.
Исходный уровень работоспособности у студентов был практически одинаковым (табл. 2). Достоверное уменьшение скорости выполнения корректурной пробы после двухчасо-
Таблица 1
Динамика показателей теста «САН» у студентов до и после занятий в учебных помещениях разного назначения
Учебные помещения Число наблюдений* Самочувствие Активность Настроение
М±т' сдвиг* * М±т• сдвиг** М±т' сдвиг"*
Лекционные аудитории 174 5,4±0,28 1,2/1,00 4,9±0,27 0,7/1,00 5,3±0,19 0,3/1,00
146 4,2±0,25 3,27 4,2±0,25 1,86 5,0±0.27 0,89
Читальные залы библиотек 182 5,4±0,24 0,8/0,66 4,7±0,22 0,6/0,85 5,4±0,42 0,3/0.93
вузов 178 4,5±0,30 2,10 4,1±0,24 1,79 5,2±0,35 0,51
Групповые аудитории общего назна- 112 5,4±0,27 0,9/0,73 5,8±0,26 0,5/0,77 5,5±0,25 0,3/0,93
чения 107 4,5±0,22 2,61 5,2±0,23 1,58 5,2±0,22 0,83
Лаборатории естественно- научного 168 5,8±0,17 0,9/0,68 5,4±0,21 0,9/1,21 5,9±0,21 0,8/2,76
профиля 151 5,0±0,32 2,31 4,6±0,24 2,64 5,1±0,23 2,65
Лаборатории и кабинеты с электро- 149 6,0±0,18 0,8/0,65 5,9±0,26 1,0/1,39 5.6±0,36 0,8/2,70
и радиоаппаратурой 133 5,2±0,31 2,23 4,9±0,22 2,87 4,8±0,32 2.13
Лаборатории-практикумы со средним 181 5,9±0,23 1,1/0.88 5,0±0,37 1,2/1,72 6 Л ±0,31 0,7/2,27
машинным оборудованием 161 4,8±0,25 4,07 3,8±0,28 2,62 5,4±0,26 1.65
Лаборатории-практикумы с тяжелым 128 5,8±0,26 0,9/0,73 5,2±0,34 1,1/1.48 5,8±0,24 0,8/2,50
машинным оборудованием 107 4,9±0,30 2,28 4,1 ±0,28 2,38 5,1±0,26 2,13
* Числитель—до занятий, знаменатель—после занятий. ** Числитель—балл/ранг; знаменатель—критерий / (Стьюдента).
вых занятий во всех помещениях свидетельствует о снижении работоспособности. Одновременно наблюдалась и тенденция к уменьшению точности выполнения корректурных проб. При этом снижение скорости выполнения корректурной пробы у студентов после занятий в групповых аудиториях общего назначения (/=2,62) и в залах курсового и дипломного проектирования (/=2,63) было более выраженным,
чем после прослушивания лекции (/=1,99). Наибольший сдвиг указанного показателя зафиксирован после занятий в лабораториях естественно-научного профиля (/ = 3,4) и лабораториях с электро- и радиоаппаратурой (/ = 3,89).
Для углубленного анализа результатов исследований все корректурные таблицы были подвергнуты оценке по схеме С. М. Громбаха и соавт. В связи с малочисленностью отлич-
Таблица 2
Уровень работоспособности у студентов до и после занятий в аудиториях различного назначения (М±т)
Учебные помещения Число наблюдений Скорость выполнения корректурной пробы Точность выполнения корректурной пробы
до занятий после занятий сдвиг < до занятий после занятий сдвиг г
Лекционные аудито-
рии 532 437,0±17,2 389,6±16,9 —37,4 1,99 5,1±2,0 7,8±1,6 +2,7 1.21
Читальные залы биб-
лиотек вузов 246 440,2±13,1 403,5±12,9 —36,7 1,99 4,8±1,5 7,6±1 .8 +2,8 1,19
Групповые аудитории
общего назначения 667 432,1±11,9 387,6±12,1 —44,5 2,62 5,2± 1,4 7,9± 1,5 +2,7 1,32
Залы курсового и дип-
ломного проектиро-
вания 212 429,3± 14,3 378,1±13,1 —51,2 2,63 5, 2± 1,5 8,3±1,3 +3,1 1,56
Лаборатории естест-
венно-научного про- 5,0±1,6
филя 608 440,3±13,2 378,6± 12,4 —61,7 3.4 8, 6± 1,6 +3,6 1.59
Лаборатории с элект-
ро- и радиоаппара- —59,8 3,89 8,5±1,5
турой 429 439,8±11,4 380,2±10,2 4, 8± 1,4 +3,7 1,8
Сумма касаний динамического тремора Сумма касаний статического тремора
Групповые аудитории 20,0±0.77 2,39 6,0±0,34 7,7±0,4
общего назначения 261 17,3±0,83 +2,7 + 1.7 3,27
Лаборатории естест-
венно-научного про- 4,03 6,2±0,29 8,1±0,33
филя 248 17,6±0,76 21,8±0,71 +4,2 + 1,9 4,30
Лаборатории с элек-
тро- и радиоаппара- 3,81 6,4±0,32 8,2±0,31
турой 235 16,9±0,81 21,2±0,79 +4,3 + 1.8 4,06
ных и плохих работ первые были включены в категорию хороших, а вторые объединены с неудовлетворительными. Полученные данные показали, что по мере усложнения учебно-технологического процесса и условий труда функциональное состояние организма студентов ухудшается.
Наибольший процент хорошо выполненных корректурных проб сохранился у студентов после лекций (43,4), занятий в читальном зале библиотеки (42,3) и в аудиториях общего назначения (39,6). Одновременно с уменьшением количества хороших и удовлетворительных работ стало значительно больше (29,5—34,2 %) плохо выполненных работ. Выявленные изменения являются, очевидно, следствием утомления. Еще более выраженжым этот сдвиг был у студентов после занятий в специализированных учебных помещениях. Процент плохих работ достиг 36,3—42,6, а хороших снизился до 13,5—14,6.
Для уточнения степени влияния учебно-технологического процесса на работоспособность студентов, занимающихся в основных видах помещений, изучены особенности динамического и статического тремора (табл. 2). Статически достоверное нарастание количества ошибок-касаний при выполнении этих тестов, особенно у студентов из специализирован-
ных учебных помещений, убедительно свидетельствуют о снижении уровня работоспособности к концу занятия (Р< <0,001).
Выводы. 1. Результаты социологических и гигиенических исследований позволяют заключить, что одномоментное комплексное воздействие факторов учебно-производственных условий в течение двухчасового занятия в аудиториях и лабораториях разного назначения приводит к неодинаковому снижению уровня работоспособности у студентов.
2. Неодинаковая степень выраженности утомлення у студентов обусловлена различием в видах деятельности и специфике учебно-производственных условий в учебных помещениях разного назначения. Для выявления особенностей длительного влияния учебно-производственных условий в вузе на организм студентов за все время обучения необходимо изучение состояния их здоровья раздельно по факультетам.
ЛИТЕРАТУРА. Г ромбах С. М., Глушкова Е. К.. Усище-ва Ц. Л. — В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1970, вып. 2, с. 75—77.
Поступила 08.04.80
УДК 612.13 + 612.171 -06:612.821.3-06:613.863]-057.875
Н. М. Федоренко, С. И. Пиманов, Т. Ф. Корнилович
ВЛИЯНИЕ ПОВЫШЕННОЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ III КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА
К состоянию здоровья студентов в нашей стране относятся с большим вниманием. Систематически проводится изучение их здоровья, режима труда и отдыха, питания и физического воспитания. Особое внимание уделяется состоянию здоровья студентов в период экзаменационной сессии, так как экзамены требуют значительного эмоционального и физического напряжения. Во время экзаменов под влиянием психоэмоциональной нагрузки у студентов увеличивается частота пульса и дыхания, повышается АД, изменяется вегетативный индекс (Э. Э. Саркисянц и соавт.; А. И. Емец; Е. А. Маркова и В. В. Коптюх, и др.) и т. д.
Целью нашей работы являлось изучение влияния психоэмоциональной нагрузки (экзамена по пропедевтике внутренних болезней) на функциональное состояние сердечнососудистой системы, которое оценивалось но данным ЭКГ и поликардиограмм (ПКГ).
Обследовано 58 практически здоровых студентов III курса медицинского института в возрасте от 20 до 27 лет, 23 из них регулярно занимаются спортом. ЭКГ и ПКГ снимали за 1 ч до экзамена и сразу после него. ЭКГ записывали в 12 общепринятых отведениях. Длительность различных фаз систолы левого желудочка определяли по методу В. Л. Карп-мана. У всех студентов как до, так и после экзамена на ЭКГ регистрировался синусовый ритм. Нарушения функции проводимости и возбудимости не отмечено. Вертикальное положение электрической оси сердца было у 41, полуверти-кальное — у 10, промежуточное — у 7 человек. Анализ ЭКГ показал, что изменения происходят в грудных отведениях (преимущественно во II, III и IV) и касаются в основном зубца Т (высокий, заостренный) и сегмента ST (инверсия). Уже до экзамена высота зубца Т в грудных отведениях значительно превышала таковую во II стандартном отведении. После экзамена выявлено увеличение амплитуды зубца Т в грудных отведениях.
Следует отметить, что высокие и заостренные зубцы Т, подъем сегмента ST в грудных отведениях наблюдался у 41 человека. После экзамена только у 1 студента из этой группы уменьшилась амплитуда зубца Т в грудных отведениях, у 14 она не изменилась, а у остальных он стал более высоким. У 17 человек не отмечено изменений формы и амплитуды зубца Т в грудных отведениях ни до, ни после экзамена.
Наблюдавшиеся на ЭКГ сдвиги обусловливались, по-видимому, избыточной продукцией катехоламинов при эмоциональном напряжении (Т. А. Сорокина; Н. Б. Макарова, и др.) и носили функциональный характер. Отсутствие изменений ЭКГ под влиянием эмоционального напряжения у ряда студентов можно объяснить тем, что они регулярно занимаются спортом и имеют боле высокий функциональный резерв сердечно-сосудистой системы (А. И. Солдатенкова и соавт., и др.). Это подтверждается и нашими данными. Из 28 студентов-спортсменов умеренно повышенные и заостренные зубцы Т оказались только у 9.
Судя по внутрисистолическому показателю, фазе изометрического сокращения и изгнания (фактическая фаза изгнания до экзамена статистически достоверно отличалась от нормы, Р<0,001), у студентов до экзамена была гипердина-мия, которая, видимо, обусловливалась эмоциональным стрессом (П. С. Хомуло, и др.), после же экзамена синдром гипердинамни не проявлялся.
Отдельно мы проанализировали показатели ПК.Г у лиц с высокими зубцами Т на ЭКГ (как указывалось выше, подавляющее большинство студентов этой группы не занимались регулярно спортом). После экзамена продолжительность фазы изгнания V них отличалась от должной (соответственно 0,258±0,003 и 0,280±0,004 с, Р<0,001), оставался высоким внутрисистолическнй показатель (87,0±1,5%), имелась тенденция к увеличению фазы изометрического сокращения. Следовательно, у них сохранялась гипердннамия.
У студентов, регулярно занимающихся спортом, колебания показателей ПКГ после экзамена (но сравнению с до-экзаменационными) были незначительными.
На основании полученных данных можно рекомендовать студентам систематические занятия физкультурой в течение всего семестра и в период экзаменационной сессии, что будет способствовать повышению функционального резерва сердечно-сосудистой системы и устойчивости организма к действию эмоциональных стрессов.
ЛИТЕРАТУРА. Емец А. И. — Гиг. и сан., 1978, № 2, с. 42—45.
Макарова Н. Б. Изменение конечной части желудочкового' комплекса ЭКГ при нейроциркуляторной дистопии по