ЛИТЕРАТУРА. Вазин А. Н., Плохова Е. И. — Гиг. труда, 1968, № 7, с. 47—49. — Духовная А. И., Курляндский Б. А., Куш-н и р Ю. К. — Гиг. и сан., 1976, № 11, с. 75—77. — С а л я м о н Л. С. Рак и дисфункция клетки. Л., 1974. — Смирнова Н. А. — В кн.: Материалы по вопросам гигиены труда и клиники профессиональных болезней. Горький, 1956, с. 44. — Т р и б у х С. Л., Т и х о м и р о в а Н. П., Левина С. П. и др. — Гиг. труда, 1949, № 10, с. 38— 44.— Фоменко В. Н., Катосова Л. Д., Павленко Г. И. — Там же, 1976, № 9, с. 48—50.
^ Поступила 5/Х 1977 г.
УДК 612.821.2-087.5-056.78
Т. С. Криворучко
ГРУППОВОЙ СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
Молдавский научно-исследовательский институт гигиены и эпидемиологии, Кишинев
Одним из важных критериев умственных способностей и работоспособности человека является объем кратковременной памяти. Этот показатель в психологических исследованиях обычно определяют индивидуально путем предъявления испытуемому ряда слов или изображений предметов, учета числа запомнившихся объектов и вычисления коэффициентов запоминания и ошибок (Кз и К0 соответственно) по общепринятым формулам, описанным А. Н. Леонтьевым и Ю. Б. Гипперрейтер в практикуме по психологии. Однако такой способ требует значительного времени при исследовании каждого испытуемого и для массовых исследований непригоден.
Нами предложен групповой способ, дающий возможность измерить объем кратковременной памяти одновременно у большого числа испытуемых (например, у учащихся всего класса или курса студентов). Последующую обработку результатов производят отдельно для каждого испытуемого, а оценка может быть индивидуальной или групповой.
Сущность способа в следующем. В затемненном помещении класса {аудитории, кабинета) с помощью диапроектора («ЛЭТИ» или другой конструкции) на экран или стену последовательно в течение 48 с проецируется ряд из 24 слов, не имеющих смысловой связи. Число 24 получено опытным путем: средне и хорошо успевающие учащиеся не запоминают после одного предъявления более 24 слов, следовательно, это максимальный объем кратковременной памяти молодых людей (за исключением случаев феноменальной памяти). У большинства средне успевающих объем памяти равен 12—16 словам, т. е. такой объем можно считать удовлетворительным.
После предъявления всего ряда испытуемым предлагают воспроизвести в письменной форме все, что они запомнили, без учета порядка элементов ряда. Число правильно воспроизведенных элементов отражает степень запоминания материала.
Для учета результатов исследования вычисляют коэффициенты запоминания и ошибок по тем же формулам, что и при индивидуальном исследовании:
Ка = • 100%, К0 =-рЮ0%,
где т — число правильно воспроизведенных элементов; п — общее число элементов (в нашем случае 24); г — число ошибок, допущенных испытуемым.
При К8 выше 50% объем кратковременной памяти можно считать удовлетворительным.
Способ применим для изучения состояния памяти у всех учащихся, умеющих бегло читать. При исследовании младших школьников пленка демонстрируется медленнее.
При утомлении объем кратковременной памяти снижается. Поэтому предлагаемый способ можно использовать для оценки нарушений функционального состояния центральной нервной системы под влиянием учебной, трудовой нагрузки или отдыха. Например, мы исследовали объем кратковременной памяти групповым способом у студентов для выявления утомления во время
а б в а б в лекций и практических
занятий (Т. С. Криворуч-
Изменения объема кратковременной памяти за не- к0 и Ваковская), у
делю под влиянием учебной нагрузки у девочек школьников при изучении
8-х классов в I четверти. динамики работоспособно-
А - кв; Б - К0; о - вторник; б - четверг; » - пятница сти в процессе Обучения На
протяжении учебного дня и недели (Т. С. Криворучко и соавт.), при определении эффективности различных видов отдыха для организма школьников в период экзаменов (Т. С. Криворучко и Л. Я- Рабичев).
Для исследования динамики работоспособности и степени утомления учащихся измерения проводят до и после нагрузки или отдыха и сопоставляют результаты, полученные у каждого испытуемого.
Из индивидуальных коэффициентов можно вычислить средние показатели для группы учащихся. Групповые показатели, полученные до и после учебной нагрузки или отдыха, также сопоставляют и различия оценивают с помощью критериев достоверности по Стьюденту.
На рисунке приведены результаты измерения 3 дня в неделю объема кратковременной памяти у учеников 8-го класса до и после уроков. Эти показатели характеризуют объем кратковременной памяти в течение учебной недели: во вторник (день самой высокой работоспособности), четверг (середина недели) и пятницу (конец рабочей недели). Данные за другие дни недели мы не приводим, поскольку известно, что в понедельник происходит врабатывание после выходного дня, а в субботу — некоторое повышение работоспособности за счет приподнятого настроения в канун выходного дня, когда эмоциональная окраска маскирует истинное состояние организма, его утомление.
Из рисунка видно, что объем кратковременной памяти является наибольшим во вторник, причем к концу дня он несколько снижается. В четверг он самый низкий и к концу учебного дня значительно (на 10%) понижается, а в пятницу выше, чем в четверг, но ниже, чем во вторник, но к концу дня немного (на 2,5%) возрастает. У мальчиков объем кратковременной памяти ниже, чем у девочек, во все дни недели, причем это различие проявляется как в коэффициенте запоминания, так и в коэффициенте ошибок: мальчики допускают больше ошибок, чем девочки, во все дни недели.
Следует отметить, что параллельно с объемом памяти изменяются и другие показатели работоспособности центральной нервной системы(например, интенсивность работы по корректурным пробам, объем внимания), что свидетельствует о достоверности и адекватности полученных данных, обоснованной применимости их для оценки работоспособности центральной нервной системы.
Предлагаемый групповой способ определения объема кратковременной памяти может быть использован и для установления типа высшей нервной деятельности человека (мыслительного, художественного, среднего). Для этого, кроме пленки с заснятыми словами, изготовляются пленки с рядом цветных изображений предметов (также с 24). При помощи диапроектора последовательно демонстрируются обе пленки. После каждой демонстрации испытуемым предлагают воспроизвести в письменном виде запомнившиеся слова и названия предметов. Коэффициенты запоминания и ошибок рассчитывают отдельно для каждого испытуемого. Результаты, полученные в первом и втором исследовании, сравнивают путем вычисления критериев достоверности по Стьюденту.
У лиц художественного типа, у которых, как известно, преобладает первая сигнальная система, К3 изображений предметов выше, чем слов, а К0 ниже при запоминании изображений предметов. У людей мыслительного типа, у которых преобладает вторая сигнальная система, К3 при запоминании слов выше, а К0 — при запоминании слов ниже, чем при запоминании предметов. При одинаковом или мало различающемся уровне К3 и К0 при предъявлении слов и изображений предметов можно говорить о наличии у человека среднего типа высшей нервной деятельности, когда первая и вторая сигнальные системы относительно уравновешены.
Описанный групповой способ измерения объема кратковременной памяти мы используем при изучении работоспособности и утомляемости, а также в комплексе психофизиологических^ исследований для профориентации подростков.
ЛИТЕРАТУРА. Леонтьев А. Н., Гипперрейтер Ю. Б. (ред.) Практикум по психологии. М., 1972. — К р и в о р у ч к о Т. С., Вановская Р. Н.— Гиг. и сан., 1975, № 5, с. 47—50. — Криворучко Т. С., Война Т. И., Марченко Т. П. и др.?— В кн.: Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания школьников. М., 1977, с. 40—41.
Поступила 31/Х 1977 г.
УДК 572.51.087-057
Ю. Г. Широков, Н'П. Соболева, Н. П. Стёпина
ОБ ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛОГО РАБОТАЮЩЕГО
НАСЕЛЕНИЯ
Научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, Москва
В период научно-технической революции, сопровождающейся совершенствованием и усложнением применяемого в промышленности оборудования, важную роль среди оздоровительных мероприятий стала играть оптимизация рабочей позы человека и его рабочего места. При этом эргономика, разрабатывая требования к промышленному оборудованию, опирается на стандарты физического развития трудящихся. Однако систематическая работа по подготовке таких стандартов, к сожалению, не проводится, хотя специалистам достаточно хорошо известно, что срок годности подобных данных находится в пределах 10 лет. В связи с этим нами была поставлена задача оценить физическое развитие взрослого работающего населения и составить стандарт физического развития, который мог бы явиться основой для оптимизации условий труда в изучаемой отрасли промышленности.
У нас в стране, начиная с 60-х годов, стали появляться публикации, касающиеся изучения физического развития взрослого населения (В. М. Сомов; А1. Е. Павленко, и др.), но лишь немногие из них включали разработку стандартов физического развития применительно к задачам эргономики. Большой вклад в это дело был внесен С. Успенским и С. Якубовой.