Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПОВЫШЕННОЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ III КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА'

ВЛИЯНИЕ ПОВЫШЕННОЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ III КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПОВЫШЕННОЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У СТУДЕНТОВ III КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА»

ных и плохих работ первые были включены в категорию хороших, а вторые объединены с неудовлетворительными. Полученные данные показали, что по мере усложнения учебно-технологического процесса и условий труда функциональное состояние организма студентов ухудшается.

Наибольший процент хорошо выполненных корректурных проб сохранился у студентов после лекций (43,4), занятий в читальном зале библиотеки (42,3) и в аудиториях общего назначения (39,6). Одновременно с уменьшением количества хороших и удовлетворительных работ стало значительно больше (29,5—34,2 %) плохо выполненных работ. Выявленные изменения являются, очевидно, следствием утомления. Еще более выраженжым этот сдвиг был у студентов после занятий в специализированных учебных помещениях. Процент плохих работ достиг 36,3—42,6, а хороших снизился до 13,5—14,6.

Для уточнения степени влияния учебно-технологического процесса на работоспособность студентов, занимающихся в основных видах помещений, изучены особенности динамического и статического тремора (табл. 2). Статически достоверное нарастание количества ошибок-касаний при выполнении этих тестов, особенно у студентов из специализирован-

ных учебных помещений, убедительно свидетельствуют о снижении уровня работоспособности к концу занятия (Р< <0,001).

Выводы. 1. Результаты социологических и гигиенических исследований позволяют заключить, что одномоментное комплексное воздействие факторов учебно-производственных условий в течение двухчасового занятия в аудиториях и лабораториях разного назначения приводит к неодинаковому снижению уровня работоспособности у студентов.

2. Неодинаковая степень выраженности утомлення у студентов обусловлена различием в видах деятельности и специфике учебно-производственных условий в учебных помещениях разного назначения. Для выявления особенностей длительного влияния учебно-производственных условий в вузе на организм студентов за все время обучения необходимо изучение состояния их здоровья раздельно по факультетам.

ЛИТЕРАТУРА. Г ромбах С. М., Глушкова Е. К.. Усище-ва Ц. Л. — В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1970, вып. 2, с. 75—77.

Поступила 08.04.80

УДК 612.13 + 612.171 -06:612.821.3-06:613.863]-057.875

Н. М. Федоренко, С. И. Пиманов, Т. Ф. Корнилович

влияние повышенной психоэмоциональной нагрузки на показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы у студентов iii курса медицинского института

К состоянию здоровья студентов в нашей стране относятся с большим вниманием. Систематически проводится изучение их здоровья, режима труда и отдыха, питания и физического воспитания. Особое внимание уделяется состоянию здоровья студентов в период экзаменационной сессии, так как экзамены требуют значительного эмоционального и физического напряжения. Во время экзаменов под влиянием психоэмоциональной нагрузки у студентов увеличивается частота пульса и дыхания, повышается АД, изменяется вегетативный индекс (Э. Э. Саркисянц и соавт.; А. И. Емец; Е. А. Маркова и В. В. Коптюх, и др.) и т. д.

Целью нашей работы являлось изучение влияния психоэмоциональной нагрузки (экзамена по пропедевтике внутренних болезней) на функциональное состояние сердечнососудистой системы, которое оценивалось но данным ЭКГ и поликардиограмм (ПКГ).

Обследовано 58 практически здоровых студентов III курса медицинского института в возрасте от 20 до 27 лет, 23 из них регулярно занимаются спортом. ЭКГ и ПКГ снимали за 1 ч до экзамена и сразу после него. ЭКГ записывали в 12 общепринятых отведениях. Длительность различных фаз систолы левого желудочка определяли по методу В. Л. Карп-мана. У всех студентов как до, так и после экзамена на ЭКГ регистрировался синусовый ритм. Нарушения функции проводимости и возбудимости не отмечено. Вертикальное положение электрической оси сердца было у 41, полуверти-кальное — у 10, промежуточное — у 7 человек. Анализ ЭКГ показал, что изменения происходят в грудных отведениях (преимущественно во II, III и IV) и касаются в основном зубца Т (высокий, заостренный) и сегмента ST (инверсия). Уже до экзамена высота зубца Т в грудных отведениях значительно превышала таковую во II стандартном отведении. После экзамена выявлено увеличение амплитуды зубца Т в грудных отведениях.

Следует отметить, что высокие и заостренные зубцы Т, подъем сегмента ST в грудных отведениях наблюдался у 41 человека. После экзамена только у 1 студента из этой группы уменьшилась амплитуда зубца Т в грудных отведениях, у 14 она не изменилась, а у остальных он стал более высоким. У 17 человек не отмечено изменений формы и амплитуды зубца Т в грудных отведениях ни до, ни после экзамена.

Наблюдавшиеся на ЭКГ сдвиги обусловливались, по-видимому, избыточной продукцией катехоламинов при эмоциональном напряжении (Т. А. Сорокина; Н. В. Макарова, и др.) и носили функциональный характер. Отсутствие изменений ЭКГ под влиянием эмоционального напряжения у ряда студентов можно объяснить тем, что они регулярно занимаются спортом и имеют боле высокий функциональный резерв сердечно-сосудистой системы (А. И. Солдатенкова и соавт., и др.). Это подтверждается и нашими данными. Из 28 студентов-спортсменов умеренно повышенные и заостренные зубцы Т оказались только у 9.

Судя по внутрисистолическому показателю, фазе изометрического сокращения и изгнания (фактическая фаза изгнания до экзамена статистически достоверно отличалась от нормы, Р<0,001), у студентов до экзамена была гипердина-мия, которая, видимо, обусловливалась эмоциональным стрессом (П. С. Хомуло, и др.), после же экзамена синдром гипердинамии не проявлялся.

Отдельно мы проанализировали показатели ПК.Г у лиц с высокими зубцами Т на ЭКГ (как указывалось выше, подавляющее большинство студентов этой группы не занимались регулярно спортом). После экзамена продолжительность фазы изгнания V них отличалась от должной (соответственно 0,258±0,003 и 0,280±0,004 с, Р<0,001), оставался высоким внутрисистолическнй показатель (87,0±1,5%), имелась тенденция к увеличению фазы изометрического сокращения. Следовательно, у них сохранялась гипердннамия.

У студентов, регулярно занимающихся спортом, колебания показателей ПКГ после экзамена (по сравнению с до-экзаменационными) были незначительными.

На основании полученных данных можно рекомендовать студентам систематические занятия физкультурой в течение всего семестра и в период экзаменационной сессии, что будет способствовать повышению функционального резерва сердечно-сосудистой системы и устойчивости организма к действию эмоциональных стрессов.

ЛИТЕРАТУРА. Емец А. И. — Гиг. и сан., 1978, № 2, с. 42—45.

Макарова Н. Б. Изменение конечной части желудочкового комплекса ЭКГ при нейроциркуляторной дистопии по

кардиальному типу в практике врачебно-летной экспертизы. Автореф. дис. канд. М., 1974. Маркова Е. А., Коптюх В. В. — Гиг. и сан., 1978, № 2, с. 45. Саркисянц Э. Э„ Маннибаев Т. Ш„ Ткаченко В. А. — В кн.: Состояние здоровья и работоспособности студентов вузов. М„ 1974, с. 213—219.

Солдатенкова А. И., Степанова Л. А., Шумихина Г. П.— В кн.: Патология сердечно-сосудистой системы. В кн.: Патология сердечно-сосудистой системы. Волгоград, 1973, с. 73—74.

Сорокина Т. А. — Тер. арх., 1972, № б, с. 70. Хомуло П. С.— Пат. физиол., 1968, № 2, с. 3.

Поступила 28.01.81

УДК 613.632 + 815.9-057]: [678.041.4:677.044.321

В. И. Чекаль, Г. П. Трухан, Н. Н. Сироткина, Н. К. Кушнир

гигиеническое изучение нового полимерного загустителя и печатной краски на его основе

Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева

Важным аспектом гигиенического изучения текстильно-вспомогательных веществ является определение их общетоксического, местнораздражающего и сенсибилизирующего действия.

Объектами наших исследований служили полимерный загуститель, изготовленный на основе этилена и малеинового ангидрида, и ткань с нанесенной на нес печатной краской, основу которой составлял загуститель.

Были проведены санитарно-химические исследования состава газовоздушной смеси над полимерным загустителем. Для этого 8 % водный раствор загустителя помещали в плотно закрытых стеклянных бутылочках в термостат при 70°С и выдерживали в течение 1 ч (условия технологического процесса). Газовоздушную пробу (2 мл) над загустителем отбирали с помощью медицинского шпгжца и вводили в испаритель газового хроматографа ЛХМ 8МД с пламенно-ионизационным детектором. Разделение и идентификацию компонентов проводили на колонке длиной 1 м, диаметром 3 мм, заполненной хроматоном N AW HMDS с 15 % Е = 301, и колонке размером 2 мХЗ мм, заполненной хроматоном с 20% ПЭГА, при температуре колонок 100 °С, испарителя —150 °С, скорости газа-носителя (гелия) 70 см3/мин, водорода и воздуха 250 см3/мин.

Выделяющиеся компоненты идентифицировали с помощью газожидкостной хроматографии и масс-спектрометрии. Анализ полученных результатов показал, что превалирующим компонентом, мигрирующим из полимерного загустителя, является бензол. Кроме него, в газовоздушной смеси нами идентифицированы: малеиновая кислота, образующаяся при добавлении воды к загустителю, ацетон, этил- и диэтил-бензол. Количественную оценку указанных веществ проводили методом абсолютной калибровки. В емкости объемом 20 мл при содержании раствора загустителя 10 мл концентрация бензола достигала 12,7 мг/л, ацетона — 0,9 мг/л.

Для изучения миграции летучих веществ из печатной краски на основе полимерного загустителя, нанесенной на ткань, образцы ткани до и после промышленной отмывки помещали в 4-литровые герметически закрытые металлические емкости в соотношении 1:100. Образцы выдерживали при 20 и 40°С. Воздух из емкости для анализа отбирали шприцем и вводили в испаритель хроматографа. Отбор проводили на 1, 3, 5, 7, 10, 20, 30 и 40-е сутки. Результаты анализа хроматографических данных показали, что летучие выделения из образцов ткани как до, так и после промышленной отмывки идентичны и представляют собой в основном бензол и ацетон в следовых концентрациях (2,5-10"5 мг/л).

Кроме того, изучали влияние процессов стирки и глажения ткани на интенсивность выделения из нее летучих орга-

нических соединений. Выстиранную и выглаженную ткань выдерживали в герметичной емкости при 40 °С в течение 10 сут, отбирая через определенные промежутки времени пробу для анализа. По хроматограммам рассчитывали содержание бензола, которое составило 8,75-Ю-5 мг/л. На 7-е сутки выделение летучих соединений из краски на ткани полностью прекращалось. После повторной стирки и глажения ткань с краской летучих соединений не выделяла. Анализ хроматограмм паровоздушных проб над водным раствором тканей, а также непосредственно водных фракций и сравнение с хроматограммами чистой воды показал отсутствие специфичных для изучаемой ткани выделений.

Следующий этап наших исследований включал изучение параметров острой токсичности загустителя и краски на его основе, а также выяснение его возможного аллергизирую-щего действия.

Параметры токсичности полимерного загустителя изучали в условиях острого санитарно-токсикологического эксперимента на белых беспородных крысах при пероральном введении. Установлено, что однократное введение загустителя из расчета 38, 2900, 4400 и 5700 мг/кг не вызывает существенных изменений в организме лабораторных животных. Это дает основание считать, что полимерный загуститель является малотоксичным веществом и согласно классификации веществ по степени воздействия на организм (ГОСТ 12.1.005—76) относится к IV классу токсичности.

Возможное аллергенное действие полимерного загустителя и печатной краски на его основе изучали, руководствуясь «Методическими указаниями по гигиенической оценке одежды и обуви из полимерных материалов».

Для исследования было взято 50 морских свинок, которые составили 3 опытные и 2 контрольные группы. В целях выяснения аллергенного действия загустителя его вводили внутрнкожно в виде 8 % водного раствора на боковую поверхность туловища животных.

Анализ результатов наблюдения за экспериментальными животными показал, что однократное, а также повторное внутрикожное введение изучаемого вещества не вызвало кожных изменений. Не выявлено также изменений кожи у морских свинок, получавших вытяжку из окрашенной ткани (водную вытяжку перед введением термостатировали в течение 6 ч или выдерживали 3 сут при комнатной температуре).

Результаты проведенных санитарно-химнческих и токсикологических исследований позволили сделать заключение о том, что печатная краска на основе изученного полимерного загустителя не обладает аллергенной активностью и относится к малотоксичным веществам.

Поступила 25.02.81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.