многие представители семейства аралиевых (Eleutherococcus, Aralia), лимонник китайский, родиола розовая, солодка и некоторые другие [4].
Выводы. Поддержание здоровья населения и воспитание здорового поколения - цель любого цивилизованного государства. Государство со здоровым поколением всегда экономически и социально развито. Социальное и экономическое развитие влияет на здоровье и благосостояние народа. Мечта каждого человека - быть здоровым, счастливым, богатым (возможно, в другой последовательности). Чтобы снизить риск потери здоровья нации со стороны государства должны быть предприняты необходимые профилактические мероприятия, также каждый член общества должен поддерживать себя в хорошей форме. Для этого необходимы регулярные физические упражнения, которые развивают телосложение, улучшают внешний вид, поднимают самооценку и развивают сильные мышцы и кости, поднимают сопротивляемость заболеваниям, укрепляют иммунитет, освобождают от стресса и нервного напряжения, улучшают работу мозга, приносят бодрость, способствуют пищеварению и взывают аппетит. В воплощении этой цели в жизнь немалую роль играют учителя, которые учат детей вести правильный образ жизни.
Литература:
1. Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР. - М., 1976. - 348 с.
2. Бектимиров Т.А. Вакцинопрофилактика гриппа // Лечащий врач. - М., 2005, №9. - 122 с.
3. Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда. - М., Новая школа, 2008. - 160 с.
4. Гаммерман А.Ф. Лекарственные растения / Г. Кадаева, А.А. Яценко-Хмелевский. - М.: Высшая школа, 1983. - 290 с.
5. Гришин В.В. Контроль качества оказания медицинской помощи в условиях медицинского страхования в ведущих странах мира / А.А. Киселев, В.Л. Кардашев и др. - М., 2005. - 262 с.
6. Дардымов И.В. Женьшень, элеутерококк (к механизму биологического действия). - М.: Наука, 1976. - 188 с.
7. Ковалева Н.Г. Лечение растениями. - М.: Медицина, 1971. - 320 с.
8. Корсун В.Ф., Лечение препаратами растительного происхождения / А.Е. Ситкевич, В.В. Ефимов. -Минск, 1995. - 290 с.
9. Полунина Т.Е. Комплексная терапия вирусных гепатитов // Лечащий врач. - М., 2005, №9. - 156 с.
10. Онищенко Г.Г. Иммунопрофилактика - достижения по дальнейшему совершенствованию // Журнал микробиологии. - М., 2006, №3. - 138 с.
11. Путырский И.Н., Прохоров В.Н. Универсальная энциклопедия лекарственных растений. - М.: Махаон, 2000. - 430 с.
12. Ройт А. Основы иммунологии. - М., 1991. - 290 с.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры основ медицинских знаний Борлакова Лейла Мухтаровна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)
ИЗУЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПОВ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ОСТРО РЕСПИРАТОРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ
Аннотация. Статья посвящена изучению студентами ВУЗов на занятиях по обеспечению безопасности жизнедеятельности некоторых принципов закаливания как способу укрепления организма, повышению сопротивляемости остро респираторным заболеваниям. Закаливание - это научно аргументированное регулярное применение природных факторов. Оно увеличивает противостояние организма к природным обстоятельствам. В особенности высока роль обучения закаливанию для устранения остро респираторных заболеваний. Выучив принципы закаливания, следуя им можно укрепить организм, поднять тонус центральной нервной системы, улучшить кровообращение, привести в норму обмен веществ.
Ключевые слова: закаливание, простудные заболевания, остро респираторные заболевания, сопротивляемость организма, нервная система, кровообращение, обмен веществ.
Annotation. The article is devoted to the study by students of a university in classes on ensuring the life safety of some principles of hardening as a way to strengthen the body and increase resistance to acute respiratory diseases. Hardening is a scientifically reasoned regular application of natural factors. It increases the body's opposition to natural circumstances. The role of hardening training is especially important for eliminating acute respiratory diseases. Hardening procedures reduce their number several times, and sometimes they help to completely get rid of them. Having learned the principles of hardening, following them you can strengthen the body, raise the tone of the central nervous system, improve blood circulation, and normalize metabolism.
Keywords: hardening, colds, acute respiratory diseases, body resistance, nervous system, blood circulation, metabolism.
Введение. Здоровье это самое дорогое, что есть у человека, поэтому важно научить студентов ВУЗов некоторым принципам закаливания как способу укрепления организма, повышению сопротивляемости остро респираторным заболеваниям. Актуальность статьи неоспорима. Увеличение количества детей часто болеющих остро респираторными заболеваниями в нашей местности за последнее время делает проблему профилактики простудных заболеваний очень актуальной.
Цель, которая ставится в данной статье, состоит в том, чтобы показать студентам университета на занятиях по обеспечению безопасности жизнедеятельности, как закаливание может влиять на повышение сопротивляемости организма простудным и инфекционным заболеваниям.
Основные задачи, которые рассматриваются в статье:
- провести со студентами анализ оздоровительных упражнений, которые помогают слаженному формированию и укреплению здоровья, росту работоспособности людей;
- рассмотреть со студентами университета факторы, помогающие решить проблему профилактики ОРЗ.
Медицина не может вылечить от всех болезней. Каждый сам создатель своего здоровья! Следует научить детей вести здоровый образ жизни, закаляться, заниматься физкультурой и спортом, придерживаться правил личной гигиены.
Здоровье каждого человека на 70% зависит от того какой образ жизни он ведет. Как этому научить? Это - физические упражнения, которые способствуют формированию и укреплению здоровья, повышению выносливости людей, продлению их креативной жизни. Это также научить студентов правильно питаться, активно заниматься спортом, отказаться от вредных привычек и так далее.
Изложение основного материала статьи. Изучение студентами университета на занятиях по обеспечению безопасности жизнедеятельности в ВУЗе принципов закаливания имеет большое значение в профилактике ОРЗ.
В. Даль дает такое определение в «Толковом словаре живого великорусского языка» закаливанию по отношению к человеку: закаливать человека - это «приучать его ко всем лишениям, нуждам, непогоде, воспитывать в суровости» [3].
Г.Н. Сперанский, знаменитый российский детский врач, был ярым приверженцем закаливания. Он считал закаливание как формирование в организме умения проворно и верно приноравливаться к изменяющимся внешним обстоятельствам [2].
Всякое совершенствование является долгой тренировкой. Таким образом, научить закаливанию - это научить оригинальному тренингу защитного запаса организма.
Следует объяснить детям, что главным профилактическим значением закаливания является то, что оно не лечит, а предотвращает заболевание. И жара, и холод, и внезапные изменения температуры легко переносятся, если человек закален.
Таким образом, эта статья представляет собой обзорную презентацию того, что закаливаться могут люди любого возраста и в любое время. Этому следует научить студентов ВУЗов. Закаливание поднимает работоспособность и стойкость организма к любым внешним изменениям. Нормализуется эмоциональная сфера человека, Он становится более спокойным, сдержанным, бодрым, улучшается его настроение. Йоги считают, что при проведении процедур закаливания организм человека сливается с природой.
Принципы закаливания.
Изучение принципов закаливания студентами университета на занятиях по обеспечению безопасности жизнедеятельности - это, прежде всего, обучение квалифицированному применению идеальных, сформированных многолетней эволюцией физиологических механизмов предохранения и привыкания организма. Это дает возможность применять скрытый потенциал организма, мобилизовать защитные механизмы в нужное время и тем самым исключить опасное воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды на него, что значительно повышает противостояние организма простудным заболеваниям.
При начале закаливания, следует научить соблюдать некоторые принципы [1]:
1. Научить студентов университета на занятиях по обеспечению безопасности жизнедеятельности систематическому использованию процедур закалки.
Закаливание организма следует проводить систематически, каждый день в течение всего года, несмотря на погодные условия и без долгих перерывов. Лучше всего, если использование процедур закалки четко зафиксировано в режиме дня. В итоге в организме развивается установленный стандартный ответ на процедуру закаливания: изменения в реакции организма на холод, возникающие в результате многократного охлаждения, которые фиксируются и сохраняются только при строгом режиме многократного охлаждения. Перерывы в закалке снижают термостойкость, приобретаемую организмом. В этом случае быстрого адаптивного ответа не происходит.
2. Объяснить важность постепенного увеличения силы раздражающего эффекта.
Закалка будет положительной только тогда, если крепость и продолжительность процедур закалки будут понемногу увеличиваться. Не следует начинать закаливание сразу с обтирания снегом или ныряния в прорубь. Это может принести вред здоровью.
Детям объясняется, что переход от слабых воздействий к более сильным воздействиям должен реализовываться постепенно, учитывая состояние организма и характер его реакции на применяемый способ закаливания. Это особенно важно учитывать при работе с детьми и стариками, а также больными людьми, которые страдают хроническими болезнями внутренних органов.
На процедуры закаливания организм дает определенную реакцию со стороны дыхательной, сердечнососудистой и центральной нервной систем. Поскольку эта процедура повторяется много раз, ответ организма на нее понемногу слабеет, и ее последующее применение уже не дает закаливающего эффекта. В таком случае необходимо поменять силу и длительность подобных процедур на человека [1].
3. Научить студентов университета на занятиях по обеспечению безопасности жизнедеятельности последовательности в процедурах закалки.
Необходима предварительная подготовка организма, начиная с более щадящих процедур. Можно начать с обтирания мокрым полотенцем, принятия ванн для ног, а затем приступить к обливаниям, постепенно снижая температуру воды.
При закаливании лучше всего следовать хорошо известному врачебному правилу: слабые раздражители способствуют лучшей функции, сильные раздражают ее, а чрезмерные разрушительны.
Студентам объясняется, что закаливание оказывает очень сильное влияние на организм особенно людей, которые его только начинают, укрепляя его, повышая противостояние простудным заболеваниям. Поэтому, прежде чем приступить к процедурам закалки, следует проконсультироваться с врачом. Учитывая возраст и состояние организма, врач поможет вам выбрать правильный вид закаливания и посоветует, как его использовать, чтобы предотвратить нежелательные последствия.
Медицинский контроль во время закалки покажет эффективность процедур закалки или выявит нежелательные отклонения в состоянии здоровья, а также даст врачу возможность спланировать способ закаливания в дальнейшем. Значимым фактором оценивания результативности закаливания является самоконтроль. Во время самоконтроля человек, который принимает процедуру закаливания, сознательно следит за своим здоровьем и, исходя из этого, может изменять дозировку процедур. Самоконтроль проводится, учитывая такие показатели, как общее состояние здоровья, вес, пульс, аппетит, сон [2].
4. Объяснить студентам педагогического университета на занятиях по обеспечению безопасности жизнедеятельности сложность воздействия природных факторов.
К природным факторам окружающей среды, которые широко используются для закаливания организма, для повышения противостояния простудным заболеваниям, относятся воздух, вода и солнечное тепло. Выбор процедур закалки зависит от ряда объективных ситуаций: сезона, состояния организма, климатических и географических условий местности проживания [2].
Большой эффект приносит использование различных закаливающих процедур, отображающих весь комплекс естественных сил окружающей среды, каждый день влияющих на человека [4].
Результат закаливания будет эффективным не только при применении специальных процедур закалки для повышения противостояния простудным заболеваниям, но также при оптимальном микроклимате помещения, в котором находится человек, и теплозащитные свойства одежды, которые создают микроклимат вокруг тела.
Более подходящим для закаливания является так называемый движимый или меняющийся микроклимат, при котором температура не постоянная, а меняется в установленных границах. Тело должно быть подготовлено к быстрым и медленным, слабым, средним и сильным воздействиям холода на организм. Такая комплексная тренировка очень важна для повышения противостояния организма простудным заболеваниям. В противном случае биологически необоснованный, жестко фиксированный стереотип стабильности будет развиваться только в узком диапазоне последствий влияния холода.
Эффективность процедур закаливания значительно возрастает при их сочетании с занятием спортом. Важно убедиться, что величина нагрузок на организм также неодинакова.
5. Необходимо обучить студентов педагогического университета на занятиях по обеспечению безопасности жизнедеятельности основным способам закаливания:
а) прием воздушных ванн.
Существенной и отличительной особенностью воздушных процедур как закаливающего приема для повышения сопротивляемости организма простудным заболеваниям является то, что они приемлемы для людей всех возрастов. Этот тип закаливания следует начинать с развития привычки ходьбы на свежем воздухе.
Закаливающее воздействие воздуха на организм проявляется в повышении тонуса нервной и эндокринной систем [4].
Под воздействием воздушных ванн улучшается работа пищеварительного тракта, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, трансформируется состав крови (увеличивается количество эритроцитов и повышается уровень гемоглобина в нем). Пребывание на свежем воздухе улучшает общее состояние организма, влияет на экспансивное состояние, вызывает чувство жизнерадостности, бодрости, повышает сопротивляемость организма простудным заболеваниям [1].
б) солнечные ванны.
Загорать следует очень осторожно, иначе можно получить вред (ожоги, перегрев организма или солнечный удар) вместо пользы. Полезнее всего загорать утром, когда воздух особенно чистый и не слишком жаркий, а также ближе к вечеру, когда солнце садится. Во время приема воздушных ванн нельзя спать! На голове должен быть головной убор, а на глазах - темные очки.
в) закаливание водой.
Вода - мощный инструмент с ярко выраженным охлаждающим эффектом потому, что теплоемкость и теплопроводность воды во много раз выше, чем у воздуха. Индикатором эффекта водных закалочных процедур является кожная реакция. Если в начале процедуры она бледнеет на короткое время, а затем становится красной, то это свидетельствует о положительном эффекте, поэтому физиологические механизмы терморегуляции справляются с охлаждением [3].
Обтирание - начальная стадия закалки водой. Выполняется полотенцем, губкой или просто мокрой рукой. Протирание делается последовательно: шея, грудь, спина, затем они вытираются насухо и протираются полотенцем до покраснения. После этого растираются ноги. Вся процедура проводится в течение пяти минут.
Обливание является следующей стадией закаливания. Начинать следует с температуры воды около + 30° С, далее снижая ее до + 15° С и ниже. Затем энергично растереться полотенцем.
Для закаливания рекомендуются водные процедуры дома. Наиболее распространенными из них являются мытье ног и полоскание горла прохладной водой. [2].
В последние годы зимнее плавание привлекает все больше внимания. Зимнее купание и плавание влияют практически на функции всего организма. У «моржей» заметно улучшается работа легких и сердца, увеличивается газообмен и улучшается система терморегуляции. [2].
г) закаливание в парной.
Студенты ВУЗов должны знать, что опыт, накопленный за столетия, показывает, что баня является отличным гигиеническим, лечебным и закаливающим средством. Под воздействием процедуры купания повышается работоспособность организма и его тонус, ускоряются процессы восстановления после тяжелой работы. После регулярных посещений бани организм активно борется с простудными и инфекционными заболеваниями. Когда паришься в бане, расширяются, кровеносные сосуды, увеличивается кровообращение.
Выводы. Итак, изучить принципы закаливания — это значит научить студентов ВУЗов на занятиях по обеспечению безопасности жизнедеятельности процессу применения физиологических факторов для того, чтобы увеличить противостояние организма к остро респираторным заболеваниям. Закаливание является непременным пунктом физического развития, в особенности значимым для молодых людей, так как играет огромную роль для повышения здоровья, повышения работоспособности, улучшения самочувствия, настроения, жизнерадостности.
Была изучена литература по определениям и развитию методов закаливания для повышения сопротивляемости организма простудным и инфекционным заболеваниям. Обзор литературы по данной проблеме позволил прийти к следующему заключению: здоровье любого человека зависит от образа его жизни. Студентам педагогического университета на занятиях по ОБЖ объясняется, что "здоровым образом жизни" называется и закаливание всего организма, что является очень актуальным для повышения сопротивляемости организма простудным и инфекционным заболеваниям.
В этой статье разъясняются студентам ВУЗов на занятиях по обеспечению безопасности жизнедеятельности также такие процедуры, как воздушные, солнечные и водные ванны для закаливания организма. Огромный эффект достигается от закаливания, включая ванны для ног, обтирание мокрым полотенцем, принятие душа, сауны, купание в русской бане.
Литература:
1. Артюхова Ю. Как закалить свой организм. - Минск: Харвест, 1999 - 224 с.
2. Воронцова И.М., Беленький Л.А. Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. рекомендации. - СПб., 1990. - 27 с.
3. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». - 1989. - 699 с.
4. Иванченко В.Г. Тайны русского закала. - М., 1991. - 31 с.
5. Комушин А.И. Лекарство от простуды. - М.: Медицина, 1986. - 64 с.
6. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Медицина, 1991. - 79 с.
Педагогика
УДК: 13.00.02
студентка Босикова Тамара Иннокентьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Андреева Любовь Дмитриевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования культуры безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста Авторы предлагают проведение познавательных бесед, основные задачи которых определены программным содержанием программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, беседы предполагают интеграцию с образовательными областями: художественное творчество, речевое развитие.
Подобранные и составленные авторами дидактические материалы включают демонстрационный лист, иллюстрации к эпизодам сказки, текст сказки на якутском языке русских народных и авторских сказок, коммуникативно-диагностические вопросы. Игры и содержание методик исследования адаптированы с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста.
Ключевые слова: культура безопасного поведения; дети среднего дошкольного возраста, программа «Разноцветная планета» (под редакцией Е.А. Хамраевой, И.В. Мальцевой), дидактический альбом, авторские сказки.
Annotation. The article is devoted to the formation of a culture of safe behavior in children of middle preschool age. The authors propose conducting informative conversations, the main tasks of which are determined by the program content of the program "From birth to school" edited by N. Ye. Veraks, conversations suggest integration with educational fields: artistic creation, speech development.
The didactic materials selected and compiled by the authors include a demo sheet, illustrations for episodes of a fairy tale, a text of a fairy tale in the Yakut language of Russian folk and original fairy tales, and communicative-diagnostic questions. Games and content of research methods are adapted taking into account the age characteristics of children of middle preschool age.
Keywords: Culture of safe behavior; children of middle preschool age, the program "Colorful Planet" (edited by EA Hamraeva, IV Maltseva), didactic album, author's tales.
Введение. Одним из направлений реализации образовательной деятельности «социально-коммуникативное развитие», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Понятие культура безопасного поведения у детей дошкольного возраста включает знания, умения и навыки применения правил безопасного поведения на практике: ребёнок чувствует и различает опасную обстановку, имеет возможность их предотвращения, понимает серьёзность безопасности не только своей жизни, но и других. Высокая результативность формирования культуры безопасного поведения у детей дошкольного возраста напрямую зависит от организации целесообразных педагогических условий.
Проблема формирования культуры безопасного поведения дошкольников признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных. По мнению Н.Н. Авдеевой безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Изложение основного материала статьи. Недостаточная разработанность форм и методов использования фольклорных и авторских сказок в процессе формирования культуры безопасного поведения для якутскоговорящих детей обусловила выбор темы нашего исследования «Формирование культуры безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста посредством сказок».
В качестве гипотезы выдвигаем предположение о том, что сказка является одним из эффективных условий формирования культуры безопасного поведения, так как этому будет способствовать целенаправленная совместная образовательная деятельность по чтению сказок, организация бесед познавательного характера, составление сказок по формированию культуры безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: состоит в разработке дидактических альбомов сказок на якутском и русском языках с беседами и заданиями для детей среднего дошкольного возраста по культуре безопасного поведения дошкольников. Они могут быть использованы воспитателями ДОО.