УДК 2-24, 2-27, 2-28 Н.К. Барсукова
Изучение некоторых аспектов идеи Бога в мировых религиях
Иркутский государственный университет, barnk@,bk. ru
В статье рассматриваются некоторые аспекты идеи Бога в мировых религиях -исламе, христианстве и буддизме. Согласно исламу, Аллах является единым, неделимым, приблизиться к пониманию которого возможно в том числе и через изучение его имен и совокупности его атрибутов. В христианстве Бог предстает так, как это следует из учения о Святой Троице, и раскрывается человеку через систему своих свойств, которыми он проявляет себя в мире. Совершенно особым образом представлена идея Бога в буддизме. Изучение трех мировых религий по единому основанию (идее Бога) позволяет глубже понять эту идею в каждой из религий.
Ключевые слова: ислам, христианство, буддизм, атрибуты Аллаха, свойства Бога.
In clause some aspects of idea of the God in world religions - Islam, Christianity and Buddhism are considered. Agrees of the Islam, Allah is Uniform, Indivisible, to come nearer to which understanding probably, including, and through study of His Names and sets of His attributes. In a Christianity the God appears how it follows from the doctrine about Holy Trinity and is opened to the man through system of the properties, with which He shows Himself in the world. The completely special image submits idea of the God in the Buddhism. Such study of three world religions on the uniform basis - idea of the God, allows more deeply understanding this idea in each of these religions.
Keywords: Islam, Christianity, Buddhism, attributes of the Allah, properties of the God.
Две мировые религии - христианство и ислам - являются монотеистическими религиями (монотеизм - признание единого Бога), однако сущность единобожия раскрывается в них по-разному. Рассмотрим трактовку единобожия в исламе. Согласно «таухиду» (науке о единобожии), Всевышний Аллах является единственным: «Аллах - нет Бога, кроме Него...» (Коран: 2/255), приблизиться к познанию которого возможно, в т. ч. и через изучение его имен и совокупности его атрибутов («сыфатов»), которыми он обладает.
У Аллаха есть 99 имен, которыми он сам нарек себя: 1. «Аллах», «Ар-Рахман» - милостивый на этом свете ко всем. 2. «Ар-Рахим» - милостивый на том свете только к верующим мусульманам. 3. «Аль-Малик» - владыка всего. 4. «Аль-Куддус» - свободный от недостатков. 5. «Ас-Салям» -Дающий мир и безопасность своим созданиям. 6. «Аль-Му'-Мин» - дающий надежность и безопасность своим верным рабам. 7. «Аль-Мухаймин» -
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2012. № 3 11
подчиняющий себе. 8. «Аль-'Азиз» - великий, непобедимый. 9. «Аль-Джаб-бар» - обладающий силой, управляющий всем по своей воле. 10. «Аль-Мутакяббир» - единственный обладатель истинного величия. 11. «Аль-Ха-лик» - создатель. 12. «Аль-Бари'» - создающий без изъянов. 13. «Аль-Мусаввир» - придающий всему форму. 14. «Аль-Гаффар» - прощающий и скрывающий грехи. 15. «Аль-Каххар» - уничтожающий непослушных. 16. «Аль-Ваххаб» - дарующий безвозмездно. 17. «Ар-Раззак» - дающий блага и пропитание. 18. «Аль-Фаттах» - открывающий врата добра и блага. 19. «Аль-'Алим» - всезнающий. 20. «Аль-Кабид» - забирающий души. 21. «Аль-Басит» - увеличивающий средства к существованию и продлевающий жизнь. 22. «Аль-Хафид» - унижающий неверующих. 23. «Ар-Рафи'» - возвышающий уверовавших. 24. «Аль-Му'из» - возвеличивающий. 25. «Аль-Музилль» - принижающий того кого хочет, лишив его силы и победы. 26. «Ас-Сами'» - всеслышащий. 27. «Аль-Басыр» - всевидящий.
28. «Аль-Хакам» - высший судья, отделяющий хорошее от плохого.
29. «Аль-'Адль» - справедливый. 30. «Аль-Лятыф» - оказывающий милость рабам. 31. «Аль-Хабир» - всесведующий. 32. «Аль-Халим» - снисходительный. 33. «Аль-'Азым» - величайший. 34. «Аль-Гафур» - много прощающий. 35. «Аш-Шакур» - вознаграждающий больше заслуженного. 36. «Аль-'Алий» - возвышенный, возвышающий. 37. «Аль-Кябир» - великий, тот, перед кем все ничтожно. 38. «Аль-Хафиз» - оберегающий. 39. «Аль-Мукыт» - создатель благ. 40. «Аль-Хасиб» - берущий отчет. 41. «Аль-Джалиль» - обладатель величайших атрибутов. 42. «Аль-Карим» -щедрейший. 43. «Ар-Ракыб» - наблюдающий. 44. «Аль-Муджиб» - принимающий молитвы и просьбы. 45. «Аль-Васи'» - обладатель неограниченной милости и знаний. 46. «Аль-Хаким» - обладатель мудрости. 48. «Аль-Вадуд» - любящий своих верующих рабов. 47. «Аль-Маджид» -самый почётный. 49. «Аль-Ба'ис» - воскресающий после смерти и ниспосылающий пророков. 50. «Аш-Шахид» - свидетель всему. 51. «Аль-Хакк» - истинный. 52. «Аль-Вакиль» - покровитель. 53. «Аль-Кавий» -всесильный. 54. «Аль-Матин» - обладатель великой силы, могущественный. 55. «Аль-Валий» - помогающий верующим. 56. «Аль-Хамид» - достойный восхваления. 57. «Аль-Мухсый» - все считающий. 58. «Аль-Мубди'» -создающий. 59. «Аль-Му'ид» - умертвив, заново оживляющий. 60. «Аль-Мухьи» - воскрешающий, дающий жизнь. 61. «Аль-Мумит» - умерщвляющий. 62. «Аль-Хай» - вечно живой. 63. «Аль-Каюм» - дающий существование всему созданному. 64. «Аль-Ваджид» - вершащий то, что пожелает. 65. «Аль-Мааджид» - тот, чьи щедрость и величие безграничны. 66. «Аль-Вахид» - единый. 67. «Аль-Ахад» - единственный. 68. «Ас-Самад» - ни в чем не нуждающийся. 69. «Аль-Кадир» - всемогущий. 70. «Аль-Муктадир» - могущественный, устраивающий все наилучшим образом. 71. «Аль-Мукаддим» - выдвигающий вперед, кого пожелает. 72. «Аль-Муаххир» - отодвигающий назад. 73. «Аль-Авваль» - безначальный.
12 ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2012. № 3
74. «Аль-Ахыр» - бесконечный. 75. «Аз-Захир» - явный, тот, чье существование очевидно. 76. «Аль-Батын» - скрытый, тот, кто на этом свете невидим. 77. «Аль-Валий» - правящий, властвующий над всем. 78. «Аль-Мута'али» - высочайший, свободный от недостатков. 79. «Аль-Барр» -благостный, тот, чья милость велика. 80. «Ат-Тавваб» - принимающий покаяние. 81. «Аль-Мунтаким» - воздающий непокорным. 82. «Аль-Афувв»
- прощающий. 83. «Ар-Рауф» - снисходительный. 84. «Аль Малику'ль-мульк» - истинный владыка всего сущего. 85. «Зу'ль Джаляли ва'ль-Икрам»
- обладатель истинного величия и щедрости». 86. «Аль-Муксит» -справедливый. 87. «Аль-Джами'» - уравновешивающий противоречия. 88. «Аль-Ганий» - богатый, не нуждающийся ни в ком. 89. «Аль-Мугни» -обогащающий. 90. «Аль-Мани'» - удерживающий, запрещающий. 91. «Ад-Дарр» - лишающий своих благ тех, кого пожелает. 92. «Ан-Нафи'» -приносящий много пользы тому, кому он пожелает. 93. «Ан-Нур» -дарующий свет веры. 94. «Аль-Хади» - направляющий на путь истины того, кого он пожелает. 95. «Аль-Бади'» - создающий наилучшим образом. 96. «Аль-Бакы» - бесконечный. 97. «Аль-Варис» - истинно наследующий. 98. «Ар-Рашид» - направляющий на правильный путь. 99. «Ас-Сабур» -терпеливый [1, с. 62-63].
Что касается атрибутов Аллаха, то они делятся на пять категорий: 1) собственный атрибут сущности («Аль-Вуджуд»); 2) атрибуты, описывающие Аллаха, обязательно присущие Ему, называются обязательными («Ас-Субути»); 3) атрибуты, опровергающие невозможное, не присущие сущности Аллаха, называются отрицающими недостойное («Ас-Сельби»); 4) атрибуты, описывающие действия Аллаха, которые необязательны для Аллаха, т. е. он может как обладать ими, так и не обладать, называются возможными атрибутами божественных деяний («Аль-Джаизи»); 5) атрибуты, присутствующие в Коране или хадисах, буквально воспринимая которые (по внешней форме слов), можно впасть в заблуждение, например, уподобление Аллаха созданным, приписывание ему тела и т. п., - это информирующие атрибуты («Аль-Хабари»).
Смысл атрибута «сущности» в исламе состоит в том, что Аллах существует и его существование отличается от всех. Это - атрибут Аллаха является вечным без начала атрибутом, описывающим его сущность. Атрибут «сущности» - это основа и суть всех атрибутов Аллаха. В Коране мы находим такое высказывание: «И поникнут лица людей (в Судный день) перед Вечно Живым, Сущим. » (Коран: 20/111).
Следующие восемь атрибутов называются обязательными атрибутами Аллаха. Атрибут «жизнь» означает, что Всевышний Аллах вечно живой, что у него нет ни начала, ни конца, ему не свойственны ни молодость, ни старость. Время не меняет его, и для него время не меняется. Все атрибуты Аллаха, как и он сам, не имеют ни начала, ни конца. «И полагайся на Вечно Живого, который не умирает, и воздавай Ему хвалу» (Коран: 25/58).
«Знание» - еще один из атрибутов Аллаха. Он заключается в том, что Аллах - это тот, кто ведает абсолютно все. Он знает о прошлом и будущем, о скрытом и явном. Знание Аллаха не похоже на знания его творений. Оно не увеличивается и не уменьшается. Аллах извечно знает обо всем. Аллаху известно обо всем необходимом, возможном и даже абсурдном. Знание Аллаха не изменяется и не обновляется. Оно постоянно и вечно. «У Аллаха - все ключи сокровенного. Никто не знает сокровенного, кроме Него. Ему известно все, что имеется на суше и на море, и ни один лист не упадет без Его ведома» (Коран: 6/59).
Исламское вероучение также говорит о «воле» Аллаха как одном из его атрибутов. В Коране сказано: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит все, что хочет» (Коран: 42/49); «Скажи: О, мой Господь -Обладатель Власти! Ты даруешь богатство и власть кому хочешь и забираешь богатство и власть у кого хочешь, возвеличиваешь кого хочешь и унижаешь кого хочешь» (Коран: 3/26).
«Могущество» также является одним из атрибутов Аллаха. Его не настигают ни слабости, ни трудности, ему не свойственна немощь в совершении чего-либо. Он един и неповторим в создании. Он создал все, создал людей, их деяния и мысли, предначертал их судьбы. «...Ведь Аллах над каждой вещью могущественен!» (Коран: 24/44-45).
Аллах обладает еще двумя важными атрибутами - «слышание» и «видение». Коран об этом говорит так: «Аллах знает лживые взоры очей и тайны, скрытые в сердцах. Воистину, Аллах Слышащий, Видящий» (Коран: 40/19-20).
Ислам наделяет Аллаха и другими обязательными атрибутами. «Речь» Аллаха не имеет начала, она не похожа на речь его творений. Считается, что все Священные Писания - Евангелие (Инджиль), Тора (Таврат), Псалтирь (Забур), Коран и другие - являются речью Самого Аллаха. Они предвечны. Иными словами, речь Всевышнего является несотворенной и безначальной. О том, что этот атрибут присущ Аллаху, указывают, например, следующие строки Корана: «Когда Муса явился в положенное для него время, Господь сказал ему Свое Слово» (Аль-Кахф 18/109).
В исламе еще одним из обязательных атрибутов Всевышнего Аллаха является атрибут «создание», под которым подразумевается, что он является единственным творцом и создателем. В мире нет ничего, что было бы создано не им. Обладая этим атрибутом, Аллах творит, придает форму, наделяет пищей, милостями и благами, дает и забирает жизнь, ниспосылает страдания. «Аллах создает все что хочет» (Коран: 3/47); «Он - Аллах, Творец, Создатель.» (Коран: 59/24).
Следующие пять атрибутов называются атрибутами, отрицающими недостойное. Это атрибуты, избавляющие от всего несовершенного и негативного, того, что не присуще Аллаху, они сообщают о том, кем он не является.
14 HGHAMOBEflEHHE. 2012. № 3
Смысл атрибута Аллаха «безначальность» заключается в том, что Аллах существовал вечно, и ему не присуще рождение или возникновение. Если бы он был чьим-то созданием, это свидетельствовало бы о существовании какого-то иного создателя. Противоположностью безначальности будет возникновение, характерное для всего сотворенного. Даже предположение о том, что Всевышний Аллах был создан, является абсурдным.
Исламское вероучение называет еще один атрибут Аллаха - «бесконечность», что означает быть вечным, не имея конца существования. Аллах никогда не исчезнет. Подтверждением этого атрибута служат изречения Корана: «Он - существовавший прежде, чем была сотворена любая вещь, вечный, остающийся после гибели и исчезновения всякой вещи.» (Коран: 57/3); «Все сущности гибнут, кроме Сущности Аллаха» (Коран: 28/88); «Все, что в этом мире, бренно. Вечен лишь Господь» (Коран: 55/26-27).
Атрибут Аллаха «отличие от созданных» указывает на то, что он не похож ни на одно из своих творений, и ничто из сотворенного им не похоже на него. Уподоблять Аллаха чему-либо есть неверие. Кто бы из людей ни пытался представить себе образ Всевышнего, представленное им далеко от истины. Нельзя вести дискуссии о самой личности Аллаха, поскольку он обязал людей к очищению своих убеждений от придания Всевышнему не присущих ему качеств. В Коране говорится следующее: «Нет ничего подобного Ему» (Коран: 42/11).
Ислам называет еще один атрибут Аллаха - «независимое существование». Его сущность заключается в том, что Всевышний Аллах является самостоятельным, независимым. Всё нуждается в нем, тогда как он не нуждается ни в чем и ни в ком. Об этом атрибуте Аллаха можно судить из текста Корана: «Скажи: Он - Аллах Единый. Аллах, который ни в чем не нуждается» (Коран: 112/1-2); «О, люди! Вы во всем нуждаетесь в Аллахе. Аллах же не нуждается ни в ком» (Коран: 35/15).
Еще одним из важнейших атрибутов Аллаха является атрибут «единственность». Его смысл заключается в том, что у Аллаха нет ни равного, ни подобного ему. Он - один, единственный в своей сущности, атрибутах и действиях. Он является единым, неделимым и не имеет сотоварищей. Многие тексты Корана посвящены этому атрибуту: «Он лишен недостатков, Он - Единый, которому нет ни равного, ни подобного, и все подвластно Ему» (Коран: 39/4); «Скажи: Он - Аллах Единый, Неделимый. Аллах, который не нуждается ни в чем. Он не рождал и не был рожден. И ничто не может сравниться с Ним» (Коран: 112/1-4»); «Нет у Аллаха никакого потомства. Рядом с ним нет никакого другого Бога.» (Коран: 23/91) и др.
Что касается последних двух групп атрибутов Аллаха, то остановимся на них кратко. Атрибуты божественных деяний - это атрибуты действий Аллаха, которые не обязательны для него, а возможны, т. е. они могут как быть, так и не быть у Аллаха. Эти атрибуты являются несамостоятельными атрибутами и возникают благодаря его могуществу и воле. А атрибут «создание» является
источником их возникновения. Информирующими атрибутами называются атрибуты, о которых сообщается в Коране и хадисах. Часть информирующих атрибутов присутствует лишь в Коране, а часть - как в Коране, так и в достоверных хадисах [1, с. 65-87; 2, с. 3].
Теперь перейдем к рассмотрению идеи Бога в христианстве. С православных христианских позиций, согласно учению о Святой Троице:
1. Бог троичен, и троичность эта состоит в том, что в Боге три лица или ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух. 2. Каждое лицо Троицы есть Бог, однако Троица - не три Бога, а единое Божественное Существо. 3. Все лица Троицы различаются между собою личными свойствами.
В обладании каждым из лиц Святой Троицы божеским естеством в совершенстве и всецело, притом так, что оно во всех трех остается единым, не разделяясь по частям, и состоит то, что называется в христианстве единосущием лиц Святой Троицы. Догмат о троичности лиц в Боге считается одним из важнейших (краеугольным догматом) и при этом признается самым непостижимым.
В христианстве Бог является для человека до конца непостижимым. Однако приблизить его к своему разумению, составить некоторое понятие о Боге можно на основании изучения его свойств, которыми он проявляет себя в мире. Свойствами Бога называются такие свойства, которые принадлежат самому Богу и отличают его от всех прочих существ. Эти свойства принадлежат всем лицам Святой Троицы, составляющими единое целое, поэтому они называются еще общими свойствами, в отличие от свойств личных, принадлежащих каждому лицу божества порознь и различающих их между собою.
В христианстве Бог предстает всесовершеннейшим существом, т. е. свободным от недостатков и ограничений. Его общими свойствами являются: I. Безграничная полнота бытия. II. Духовность. Свойства Бога, относящиеся к совершенствам его бытия вообще, называются онтологическими свойствами, а свойства Бога как всесовершенного духа -духовными. Онтологические свойства Бога - это: 1. Самобытность
2. Неизменяемость 3. Вечность 4. Неизмеримость и вездесущность.
Кроме того, на основании текста Нового Завета, Бог предстает как чистейший и всесовершеннейший дух: «Бог есть дух» (Ин. 4, 24). Христианство называет следующие духовные свойства Бога: 1. Разум божий 2. Воля божия 3. Чувства или чувствования божии.
Свойства разума божия: 1) всеведение божие и 2) премудрость божия. Свойства воли божией: 1) высочайше свободная, 2) всесвятая, 3) всемогущая, 4) всеправедная. Свойства чувств божиих: 1) всеблаженство божие, 2) бесконечная благость или любовь к живым существам.
Свойство Бога «самобытность» означает, что Бог не происходит ни от чего другого, не зависит по своему бытию ни от какого другого существа, причину Своего бытия и условия своего существования он имеет только в себе самом,
16 ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2012. № 3
является первой и единой причиной всего существующего. Сам Бог определяет свое бытие как бытие самобытное: «Я есмь Сущий» (Исх. 3, 14).
«Неизменяемость» Бога есть такое его свойство, по которому он всегда пребывает постоянным в своих силах, совершенствах и определениях. Это свойство нераздельно соединено в Боге с его самобытностью, т. е. независимостью ни от каких других причин. Сам Бог говорит о себе так: «Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3, 6). Здесь ясно прослеживается мысль о том, что Господь всегда пребывает тем же или неизменным, тогда как небо и земля, создания рук его изменчивы, преходящи, временны, имеют свой конец.
«Вечность» - еще одно из свойств Бога. Поскольку Бог является неизменяемым, то он не зависит от времени; время, будучи формой только изменчивого бытия, в отношении к Богу не имеет того значения, какое имеет для человека. Для Бога нет ни начала, ни конца, ни прошедшего, ни будущего. Мысль о вечности Божией выражают обращенные к Богу слова псалмопевца: «Прежде, нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог» (Пс. 89, 3).
Христианское вероучение определяет свойства Бога «неизмеримость и вездеприсутствие», означающие, что Бог независим не только от условий времени, но и от условий пространства. Бога нельзя измерить подобно тому, как мы измеряем обычные вещи, т. е. их длину, ширину, высоту или глубину. Бог не может быть ничем ограничен, ни в чем не может быть заключен. Он - существо, стоящее вне и выше всякой пространственности и измерения. Он - существо необъятное, неограниченное и неизмеримое. Вместе с тем, он есть существо вездесущее, т. е. он пребывает везде, всегда и всецело. В мире нет ни одного места, ни одного существа, и во всех существах нет никакого состояния или действия сил, где бы Бог не присутствовал. «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю?» (Иер. 23, 24).
Христианство называет «всеведение» свойством разума Бога, подразумевая при этом, что Бог знает обо всем самым наилучшим, совершеннейшим образом. Он знает и все внешнее: действительное и возможное, необходимое и случайное, прошедшее, настоящее и будущее. Бог знает порядок мира физического и мира нравственного. Бог знает и внутреннее существо, и жизнь человека. Бог знает неведомые человеку причины, и поэтому все неожиданные для него явления кажутся внезапными, случайными только для него, а на самом деле возникают не случайно, а являются по предопределению Бога. Бог предвидит свободные действия человека и предсказывает их, как, несомненно, Ему известные, поскольку для Бога нет времени и для Него будущее - это то же, что настоящее. «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр. 4, 13).
HGHAMOBEflEHHE. 2012. № 3 PDF created with pdfFactory Pro trial version www. pdffactory. com
«Премудрость» Бога означает такое его свойство, которое показывает, что Бог обладает знанием самих совершенных целей и наилучших средств к достижению этих целей. Премудрость божия выражается также в способности совершеннейшим образом прилагать необходимые средства к намеченным целям и обнаруживается в делах творения и промышления. Действия премудрости Божией проявляются во времени. Псалмопевец Давид, осознав, как мудро устроен мир, воскликнул: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро» (Пс. 103, 24).
О «воле» Бога говорится, что она имеет следующие свойства. Является: 1) высочайше свободной (по существу своему), 2) всесвятой (по нравственному своему направлению), 3) всемогущей (по силе или могуществу), 4) всеправедной (по отношению к тварям свободно-разумным - требующей от них святости и поэтому наказывающей зло и награждающей добро).
Смысл «высочайшей свободы воли» Бога заключается в том, что она определяется исключительно идеями всесовершеннейшего божественного разума. Вот как эту мысль выражает псалмопевец: «Бог наш на небесах [и на земле]; творит все что хочет» (Пс. 113, 11).
«Святость воли» божией состоит в том, что в Откровении Бог предстает перед нами существом всесвятейшим. Он говорит о себе: «.святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» (Лев. 19, 2); «Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят»» (1 Петр. 1, 16).
Христианство определяет «всемогущество» воли Бога как такое свойство, по которому Бог приводит в исполнение все угодное ему без всякого затруднения и препятствия, так что никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять его действия. В Ветхом Завете мы находим такие слова: «Я Бог Всемогущий» (Быт. 17, 1).
«Правда воли» Бога проявляется в двух действиях: в правде, дающей закон святости (правда законодательная), и в правде, воздающей нравственным существам - каждому по заслугам (правда мздовоздаятельная, или правосудие).
Помимо тех свойств, о которых уже шла речь, Богу предписывается еще несколько духовных свойств. Под «всеблаженством» Бога понимается любовь к собственному его благу и чувство блаженства, ощущаемое от обладания этим благом, не совпадающие в человеке, но в Боге совпадающие. То, что это свойство присуще Богу, следует из Священного Писания, поскольку в нем Бог называется блаженным (1 Тим. 1, 11; 6, 15), «.блаженного Бога» (1 Тим. 1, 11), «блаженный. Господь» (1 Тим. 6, 15) и т. д.
«Бесконечная благость» или «любовь божия к живым существам» означает, что, будучи существом всеблаженным, т. е. любящим верховное благо и обладающим им, Бог открывает себя и во вне существом всеблагим и вселюбящим: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8); «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). Самым же высшим проявлением и свидетельством бесконечной благости божией к
18 ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2012. № 3
человеку Священное Писание представляет совершенное единородным сыном божиим дело нашего искупления: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Этот факт апостол Иоанн поясняет следующим образом: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4, 10).
Кроме общих свойств, принадлежавших всем лицам единосущной Троицы, каждое из них имеет свои особенности, которыми они отличаются друг от друга. Эти особенности называются личными свойствами божиими. В православии различительные свойства Святой Троицы таковы: отец ни от кого не рожден и не происходит ни от какого другого начала, безусловно безначален, но сам служит началом личному бытию сына и св. духа, сына -через рождение из своего существа, духа - через изведение; сын вечно рождается от отца, а св. дух вечно исходит от отца [5, с. 908-924].
Догмат о Святой Троице в католицизме выглядит по-иному. Согласно католическому вероучению:
1. Троица едина. Объектом исповедания являются не три бога, а единый Бог в трех лицах: «Троица единосущная». Божественные лица не разделяют единую божественность, но каждое из них есть Бог в целом: «Отец есть то же, что Сын, Сын то же, что Отец, Сын и Отец то же, что Дух Святой, то есть единый Бог по природе. Каждое из трех Лиц есть эта реальность, то есть Божественная сущность, существо или естество».
2. Божественные лица реально различны между собой. Бог един, но не одинок. «Отец», «Сын», «Дух Святой» - не просто имена, обозначающие виды божественного бытия, ибо они действительно различны между собой: «Тот, Кто есть Сын, не есть Отец, и Тот, Кто есть Отец, не есть Сын, и Дух Святой не есть Тот, Кто Отец или Сын». Они различны между собой своими изначальными отношениями: «Отец рождает, Сын рожден, Святой Дух исходит». Божественное единство троично.
3. Божественные лица пребывают во взаимоотношении между собой. Реальное отличие лиц не разделяет божиего единства и поэтому состоит исключительно в их межличностных отношениях: «В относительных именах Лиц Отец соотносится с Сыном, Сын с Отцом, Святой Дух с Обоими; когда говорят об этих трех Лицах, имея в виду Их соотношение, тем не менее веруют в одну природу или сущность». Действительно, «все едино [в них] там, где речь не идет о противостоянии отношения. По причине этого единства Отец всецело в Сыне, всецело в Святом Духе, Святой Дух всецело в Отце, всецело в Сыне» [6, с. 73-74].
Обратим внимание на то, что католицизм исповедует исхождение святого духа не только от отца, как в православии, но и «от Отца и Сына (filioque)». Флорентийский собор (1438 г.) разъясняет: «Существо и бытие святого духа исходят одновременно от Отца и Сына, и Он вечно исходит от
Одного и Другого как от единого начала и единым дыханием... И поскольку все, что у Отца, Отец Сам дал Единородному Сыну, рождая Его, - все за исключением Своего Отцовства, - поскольку Сын само это исхождение Святого Духа от Сына вечно получает от Отца, от Которого же вечно рожден» [6, с. 71]. Положение о «филиокве» является одним из важнейших, разделяющих православное и католическое вероучение.
Теперь перейдем к рассмотрению идеи Бога в третьей мировой религии, буддизме. Прежде всего, отметим, что буддизм исторически представлен в виде различных течений и направлений, чрезвычайно отличающихся друг от друга. Тем не менее, их объединяющим началом служит совокупность положений, которые так или иначе присутствуют во всех направлениях буддизма. Это: четыре благородные истины, учение о причинно-зависимом происхождении и карме, доктрина анатмавады («не души») и кшаникавады (учение о мгновенности), а также буддийская космология. Все буддисты придерживаются мнения, что эти идеи были провозглашены самим Буддой [7, с. 173-174, 210].
В отличие от христианства и ислама, в отношении буддизма нет единого мнения по поводу того, чем все-таки он является: религией, философской системой или построенным на психофизических практиках этическим учением. Сложность отнесения буддизма к религии состоит в том, что в буддизме в целом отсутствует идея «Нетварного Божества». Однако в силу своей толерантности буддизм легко вписал в свое учение различных божеств тех территорий, куда он проник. Благодаря своей гибкости и умению приспосабливаться к культам и обычаям местного населения, он перерабатывал учения, бытующие в различных регионах, в соответствии со своими основными положениями и объявлял местных богов воплощениями или проявлениями сил Будды. Такой синтез буддизма с местными верованиями произошел в Китае, Японии, Монголии, Тибете и в других странах. Характерной особенностью таких божеств является подверженность причинно-следственному круговороту, отчего они вынуждены рождаться и умирать, как и прочие живые существа. Что же касается почитания Будды, то это явление нельзя назвать исключительно религиозным поклонением, поскольку Будда считается, прежде всего, учителем, показавшим путь избавления от страданий.
Существует предание, что на вопрос о существовании Бога основатель буддизма отвечал молчанием. Это означало не отрицание бытия Божия -скорее всего, Будда имел в виду, что в рамках его учения этот вопрос невозможно разрешить удовлетворительным образом [7, с. 237]. Тем не менее, в древних буддийских текстах не отрицается существование богов, которые составили особый ранг небесных существ, скованных Сансарой, как и другие существа Вселенной. Буддисты не являются атеистами в современном понимании этого слова. Они считают допустимым верить в Бога-Творца (Ишвара) в рамках монотеистических религий, но рассматри-
20 ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2012. № 3
вают это представление как свойственное обыденному сознанию [8, с. 8889]. Идея Бога в буддизме - это скорее умозрительная идея Высшего Существа, создавшего внешний мир, в который помещен человек, являющийся предметом опыта адепта буддизма. Буддисты говорят о том, что не могут с точностью утверждать того, что находится за пределами их восприятия. Для буддистов Бог, находящийся извне их бытия, не является предметом их опыта [7, с. 237].
Подведем итог нашего исследования толкования идеи Бога в мировых религиях. Единобожие является ведущим принципом монотеистических религий, т. е. ислама и христианства. Мы выяснили, во-первых, что эти религии по-разному раскрывают идею монотеизма. Согласно исламскому вероучению, Аллах един и один, нет у него подобия и нет сотоварища ему, он неделим. В христианстве мы можем судить о Боге, опираясь на учение о Святой Троице, в основе которого лежит утверждение: Бог един в существе своем и троичен в лицах. Во-вторых, каждая из этих религий наделяет Аллаха (в исламе) и Бога (в христианстве) как уникальное существо комплексом особых атрибутов (свойств). Что касается буддизма, то он занимает особое место в ряду мировых религий как имеющий свое собственное отношение к идее Бога. Для обретения нирваны, что является главной целью буддиста, существование Бога не имеет решающего значения.
Такое изучение трех мировых религий по единому основанию (идее Бога) позволяет глубже понять эту идею в каждой из этих религий, поскольку, по словам Ф.М. Мюллера, «отца» религиоведения, «кто знает одну религию, не знает ни одной» [9, с. 19] .
Литература
1. Ахмед Саим Кылавуз. Исламское вероучение: пер. с тур. - М.: ООО «Издательская группа «САД»», 2010.
2. Коран / АН СССР, Ин-т востоковедения; пер., коммент. И.Ю. Крачковский, ред. В.И. Беляев. - 2-е изд. - М.: Наука, 1986.
3. http://www.islam.ru/content/veroeshenie/chto_mi_doljni_znat_o_vsevishnem.
4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета [Текст]: канонические: в рус. переводе с параллельными местами и прил. - М.: Российское библейское общество, 2006.
5. Евангельская история. - М.: ООО «Сибирская благозвонница», ОАО «Ярославский полиграфкомбинат», 2007.
6. Катехизис Католической Церкви: рус. пер. - 4-е изд. - М.: ППП «Типография Наука, 2002.
7. Максимов Ю., Смоляр К. Православное религиоведение: ислам, буддизм, иудаизм. - М.: Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2005.
HGHAMOBEflEHHE. 2012. № 3 PDF created with pdfFactory Pro trial version www. pdffactory. com
8. Языкович В. Религиоведение: учеб. пособие. - Минск: ТетраСистемс, 2008.
9. Мюллер Ф.М. Введение в науку о религии: Четыре лекции, прочитанные в Лондонском Королевском институте в феврале-марте 1870 года / пер. с анг., предисл. и коммент. Е.С. Элбакян; под общ. ред. А.Н. Красникова. - М.: Книжн. дом «Университет»; Высшая школа, 2002.
Поступила в редакцию 19 мая 2012 г.
22 ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2012. № 3