Научная статья на тему 'Вопросу об ангелах и демонах в Священных Писаниях'

Вопросу об ангелах и демонах в Священных Писаниях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5162
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЕЛ / ДЕМОН / АНАЛИЗ / КОНФЕССИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тикаев Г. Г.

В статье прослеживается попытка освещения вопроса об ангелах и демонах, который сегодня при- чудливо переплетается как с языческими верованиями, так и с официальными религиями (христианст- вом, иудаизмом и исламом). Проводится подробный сравнительный анализ этого вопроса, который явля- ется очень важным и краеугольным во всех наиболее распространенных в России конфессиях - исламе, христианстве и иудаизме, получившего широкое освещение в Коране, Торе и в Евангелии. Этот анализ дает нам возможность иметь четкие представления о борьбе противоположных начал в мире о необхо- димости внесения в него гармонии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросу об ангелах и демонах в Священных Писаниях»

УДК 21 Г.Г. Тикаев

К вопросу об ангелах и демонах в Священных Писаниях

В статье прослеживается попытка освещения вопроса об ангелах и демонах, который сегодня причудливо переплетается как с языческими верованиями, так и с официальными религиями (христианством, иудаизмом и исламом). Проводится подробный сравнительный анализ этого вопроса, который является очень важным и краеугольным во всех наиболее распространенных в России конфессиях - исламе, христианстве и иудаизме, получившего широкое освещение в Коране, Торе и в Евангелии. Этот анализ дает нам возможность иметь четкие представления о борьбе противоположных начал в мире о необходимости внесения в него гармонии.

Ключевые слова: ангел, демон, анализ, конфессии.

In the article an attempt of treatment of the question about angels and demons is observed, which nowadays gets mixed up both with pagan beliefs and official religions (Christianity, Judaism and Islam). An extensive, comparative analysis of this problem is being held, which is a very important and basic one in all most prevalent confessions of Russia - Islam, Christianity and Judaism, and which has got wide reflection in the Koran, the Torah and the Gospel. This analysis gives us the opportunity to have clear ideas of the conflict of opposite sources in the world, and necessity of introduction of harmony.

Keywords: angel, demon, analysis, confessions.

В последнее время невероятно популярным становится вопрос об ангелах и демонах. Широкое освещение получает он в фольклоре и литературных произведениях, так как в основе большинства мировых религиозных и философских учений лежат два противоположных начала: материя и дух, добро и зло. Этот вопрос освещался как в классических произведениях, так и у авторов нового и новейшего времени. Достаточно вспомнить, например, такие известные произведения, как «Фауст» Г ете, «Мертвые души» Гоголя, «Мастер и Маргарита» Булгакова и др. Наиболее примечательным, на наш взгляд, оказалось проявление образа Сатаны в арабской литературе, на анализе которого хотелось бы остановиться. В 30-40-х гг. ХХ века проявление интереса к истории ислама обнаруживается в том, что многие арабские писатели (особенно Египта), выступавшие в 20-е годы в защиту светской культуры и европейской науки, начали создавать беллетризованные обработки сиры (жизнеописаний пророков) и хадисов . Размышления писателей о борьбе в мире и в человеческой душе двух начал - доброго и злого, привели к тому, что авторы нередко стали обращаться к образу Сатаны, причём трактовали его по-разному. Так, целый ряд произведений посвящает Сатане известный египетский писатель Тауфик ал-Хаким (1898-1987), где Шайтан - сторонник мира на земле и противник всяческих войн, а иногда Сатана предстает в роли жертвы, что вы-звает большой общественный резонанс в арабском мире. Существование Сатаны в оправданной необходимости различения человеком добра и зла, сознательного выбора им своего жизненного поведения, активной борьбы против зла во всех его видах, за торжество добра - вот главная мысль писателя. Эту же мысль проводили и другие писатели Египта (Аббас Махмуд ал-Аккад, Ахмед Фатхи Ибрагим, Махмуд Теймур, Фатхи Рад-ван и др.). Характерно, что во всех их произведениях присутствуют многочисленные

Хадисы в исламе считаются второй по важности после Корана основой вероучения ислама и являются преданиями о словах и действиях Мухаммеда, затрагивающими различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины [7, с. 262]. Среди всех сборников хадисов наиболее авторитетным признается «Сахих» аль-Бухари, так как приводимые там предания о словах и действиях пророка считаются наиболее достоверными.

ссылки на Коран и хадисы, цитаты из сакральных текстов. Г ерой пьесы другого египетского писателя Абу Хадида «Раб Сатаны» - Топоз, вызывает некоторые ассоциации с гётевским Мефистофелем. Настоящим прологом к своей пьесе, проясняющим, что именно хотел сказать автор образом героя, служат цитаты из Корана, приведённые на первых страницах пьесы: «...К тем, кто воздерживается от упоминания Милосердного, приставим Мы шайтанов, которые станут закадычными друзьями их. И, воистину, будут сбивать они их с пути Истины, хотя те и будут убеждены, что идут по пути прямому» [Коран: 43:36-37]. Отношения человека и Сатаны в пьесе Абу Хадида символизируют противоположность света и тьмы. Однако, разделяя свет и тьму, автор вовсе не призывает к уничтожению тьмы, а выступает, как и некоторые другие египетские писатели - его современники, за равновесие в природе. Как известный российский писатель Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» утверждал, что человек - часть всеобщей гармонии Вселенной, которая предполагает теснейшую связь событий, людей и огромных светил, так и египетский автор Абу Хадид выступает за равновесие в природе. День и ночь, солнце и луна, свет и тень так же необходимы для равновесия в природе, как добро и зло в человеческой судьбе, а действия Сатаны, по Абу Хадиду, в какой-то мере направлены на восстановление добра.

В целом же характерные черты произведений мировой литературы едины и находят свою сущность в олицетворении нечистого духа, враждебного человеку, но в народных представлениях их образы немного отличаются. Как известно, в восточную литературу из доисламской эпохи пришли джинны, гули и ифриты. В известных арабских «Сказках тысячи и одной ночи», например, джинны являются и врагами, и помощниками человека, если он владеет талисманом. Да и в настоящее время у многих народов бытуют верования в ифритов, «горных духов», «духов земли», «сынов ветра», леших, водяных, русалок - джинний, заманивающих ночных прохожих в воду, и т. д. [14, с. 43]. Обитают они, как правило, в пустынных местах, на кладбищах, болотах, у берегов рек. Считается, что они были проклятыми ангелами, которые были низвергнуты Всевышним с небес. Причем они так стремительно падали вниз на землю, что были названы в соответствии с тем, куда они тогда упали: в воду - водяными, в леса - лешими, на дома -домовыми и т. д. [12, с. 18]. Примечательно, что в общеевропейской мифологии главный внешний отличительный признак демонов - это их хромота, которая является следствием их сильного падения с неба.

В отличие от народных представлений об ангелах и нечистой силе, причудливо переплетающихся с языческими верованиями, официальные религии (христианство, иудаизм и ислам) также признают их. Так, в Ветхом завете отношения между Богом и демонами не антагонистичны [подробнее об этом: 16, с. 53], а в более поздних частях (т. е. в Новом завете) это противостояние выражено отчётливее, и Сатана - враг Бога и людей, а также искуситель человека. Так же обстоит дело и в исламе, т. к. Сатана (в исламе - Иблис или Шайтан) осмелился ослушаться Всевышнего, за что был проклят и изгнан Им из Рая. Сатана, как известно, пытался искусить даже самого пророка Иисуса [подробнее об этом: 6, Новый Завет. От Матфея святое благовествование, 4:8-9, с. 3].

Нынешние религии в России (ислам, христианство и иудаизм) как особые формы осознания мира, включающие в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов и культовых действий, четко определяют границы добра и зла. Проблема ангелов и демонов достаточно широко освещается во всех их наиболее точных и авторитетных источниках - в Коране, Евангелие и в Торе.

Ангел (в переводе с древнегреческого ангелос - «вестник, посланец») - это существо, не имеющее пола, своего тела, оно не умирает и не видимо для простых смертных. Считается, что только пророки наделены способностью их видеть. В исламе считается, что ангелов способны видеть в том числе и некоторые животные, как, например, петух

- святого ангела, осел - джиннов. Об этом говорится, например, в хадисах [1, глава 1058. Хадис № 1332 (3303)].

Ангелы могущественны, наделены сверхъестественными возможностями, но не являются высшими существами во Вселенной. В Библии, например, в 34 книгах из 66 (17 - в Ветхом завете и 17 - в Новом) упоминаются ангелы, а в «Послании к евреям святого апостола Павла» про них сказано следующее: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» [6, Новый завет. Послание к евреям, глава 1:14, с. 263]. А вот что про архангела говорится в исламе: ".. .Коран ни-

*

спослан как истина от моего Господа Святым Духом Джибрилом." [2, 16:102] . Как мы можем видеть, Священные Писания отрицают всякие поклонения ангелам, так как они выражают лишь волю Всевышнего, но вместе с тем католическая и православная церковь допускает почитание и призыв в своих молитвах ангелов-хранителей как духовных покровителей. Такой же призыв мы находим и в Коране: «Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие - кто уверовал в Аллаха, и в последний день (т. е. день Страшного Суда. - Г.Т) - и в ангелов, и в писание, и в пророков.» [9, Коран / Пер. Крачковского И.Ю., 2:172 (177)].

В изображениях, особенно в греко-римской традиции и произведениях искусства, как правило, ангелы даются в облике людей, у которых за спиной белоснежные крылья. Факт существования ангелов в Священных Писаниях явно очевиден, как и место их обитания. Некоторые из ангелов постоянно находятся на небесах, а некоторые - на Земле. В Коране про ангелов (по-арабски - малак) говорится так: «Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, Сделавшему посланцами ангелов с двумя, тремя и четырьмя крыльями.» [13, Коран / Смысловой перев. Кулиева Э., 35:1]. Некоторые ангелы являются служителями трона: «И ты увидишь ангелов, окружающих трон, которые прославляют хвалой Господа своего.» [9, Коран / Пер. Крачковского И.Ю., 39:75]. По мусульманской традиции считается, что этот небесный храм находится прямо над Каабой земной и ангелы при необходимости способны вознестись к Всевышнему на небеса «:... в течение дня, равного пятидесяти тысячам лет» [9, Коран / Пер. Крачковского И.Ю., 70:4]. Небесный храм защищают и обходят, совершая ритуал паломничества, 70 тысяч ангелов [подробнее см: 10, Коран / Пер. Османова М.-Н.О., с. 767]. О количестве ангелов никому не ведомо и об этом мало что говорится в Писаниях, но совершенно очевидно то, что их должно быть очень много, ибо «нет человека, при коем не было бы ангела» [9, Коран / Пер. Крачковского И.Ю., 86:4]. В Откровении Святого Иоанна Богослова в Новом завете, про количество ангелов говорится так: «И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола, и животных, и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч» [6, Новый завет, с. 279; см. также: 5, Ветхий завет. Книга пророка Даниила, глава 7:9-10]. Следует иметь в виду, что в это число не входят падшие ангелы, которые последовали за Сатаной, и речь здесь идет только о святых ангелах.

В Библии более 300 раз встречаемый термин «ангел» называется иногда по-другому, например, «архангел», «князь», «властители», «престолы», «власти», «начальства», «сыны Божьи», «господствующие в воздухе», «звезды», «духи злобы поднебесной», «херувимы», «серафимы». В Библии Иисус Христос часто говорит об ангелах [6, Новый завет. Книга от Матфея, глава 13:39-41; 16:27; 18:10; 24:31; 25:31; 26:53]. Считается, что ангелы также будут сопровождать его и служить ему во время Второго Пришествия: «.Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами

*

В научной и религиозной среде существует множество споров относительно точности перевода смыслов Корана на русский язык. Автор статьи намеренно не обсуждает такие спорные места, ибо это не является целью исследования. Сноски тех или иных авторов приводятся лишь в соответствии с их точностью передачи смысла и освещения вопроса, связанного непосредственно с ангелами и демонами.

Своими, и тогда воздаст каждому по делам его» [6, Новый завет. Книга от Матфея, глава 16:27, с. 20]. Тогда же ангелы соберут «... все соблазны и делающих беззаконие. ... И ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» [6, Новый завет. Книга от Матфея, глава 13:41-42, с. 16]. В исламе считается, что существуют 2 ангела - Мун-кар и Накир, которые будут допрашивать людей в могиле сразу после погребения. Причем считается, что они предстают перед покойником не всегда в одинаковом виде: перед верующим - в виде приветливых, доброжелательных и вежливых друзей, а перед грешником - огромными, страшными и свирепыми, задающими вопросы свирепым громовым голосом. Считается, что существует ангел, охраняющий Ад (Малик), и ангелы, обслуживающие Ад (по-арабски - «забания» - адское воинство, черти): «Число же ангелов, огонь хранящих, - девятнадцать.» [10, Коран / Пер. Османова М.-Н.О., 74:30, с. 589]. Согласно Библии считается, что перед Судным днем ангелы со всей земли соберут спасенных евреев на их родине: «И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» [6, Новый завет. Книга от Матфея, глава 24:31, с. 30].

Согласно религиозным теориям о космогонии ангелы были созданы Всевышним еще до сотворения Им земли - «. ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил» [5, Ветхий завет. Вторая книга Моисеева, Исход, глава 20:11, с. 79. См. также: 9, Коран / Пер. Крачковского И.Ю., 7:54; 25:59; 31:10; 65:12; 79:27-32]. В Коране часто говорится о том, что Всевышний «.создал небеса и землю в шесть дней, а потом утвердился на троне. Он закрывает ночью день, который непрестанно за ней движется... И солнце, и луну, и звезды, подчиненные Его власти» [9, Коран / Пер. Крачковского И.Ю., 7:52 (54)]. Еще о сотворении мира в Коране говорится так: «Разве не расстелили Мы землю ложем [пред ними], а горы не возвели подпорками [небес]? Сотворили Мы вас парами, даровали вам сон для отдохновения, ночь сделали покровом, предоставили день для дел житейских, воздвигли семь твердей (т. е. небес) над вами, установили светильник блистающий (т. е. солнце) и ниспослали из туч воду изливающуюся, дабы взращивать ею злаки, травы и сады густые» [10, Коран / Пер. Османова М.-Н.О., 78:6-16, с. 595]. Исходя из описания в Священных Писаниях процесса сотворения мира, некоторые исследователи делают вывод о времени сотворении ангелов: они были сотворены в первый же день. Считается, что Всевышний заселил ангелами небеса сразу же после их воздвижения, и лишь потом Он создал землю «. при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости.» [5, Ветхий завет. Книга Иова, глава 38:7, с. 564]. Под «сынами Бо-жиими» здесь, конечно, подразумеваются ангелы.

Ангелы созданы из света, невидимы для людей, как отмечалось выше, но могут менять свой облик. В Священных Писаниях много говорится об облике ангелов. Так, в Коране ангелы являются к Ибрахиму (Аврааму) в облике прекрасных юношей [10, Коран / Пер. Османова М.-Н.О., 29:31, с. 413]. По некоторым утверждениям это были архангелы - Джибрил, Микаил и Исрафил. Примечательно, что точно такой же эпизод описывается и в Ветхом Завете в книге «Бытие» (глава 18, стих 1-5). О том, что эти же три ангела затем явились и к пророку Луту, говорится и в Коране, и в Ветхом завете [5, Первая книга Моисеева. Бытие, глава 19:1; 19:15, с. 17. См. также: Коран 29:33-35]. В 19-й суре Корана «Марйам» архангел Джибрил, который должен был сообщить Марйам о ее предстоящей беременности (Иисусом) «.предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека» [13, Коран / Смысловой пер. Кулиева Э., с. 378]. Здесь следует отметить, что согласно библейской традиции Всевышний может сделать ангелов видимыми также для простых смертных. Такой эпизод описывается, например, в Четвертой книге Царства, когда слуге израильского пророка Илие (Елисею), в виде огненных лошадей и колесниц открылось огромное войско ангелов, готовое помочь его

пророку в войне с нападавшим на них царем Сирии: «И молился Елисей, и говорил: “Господи! Открой ему глаза, чтобы он увидел”. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея» [5, Ветхий завет. Четвертая книга царства, глава 6:17, с. 400]. Часто в Священных Писаниях ангелам отводится роль помощников пророков и всех верующих в их борьбе за веру. В Коране, например, говорится про это так: «Разве не довольно вам того, что поможет вам Господь ваш тремя тысячами ангелов ниспосланных? Да, если вы будете терпеливы и богобоязненны и они придут к вам стремительно, - тогда поможет вам Господь пятью тысячами ангелов отмеченных» [9, Коран / Пер. Крачковского И.Ю., 3:119-121 (123-125)].

Следует отметить важную деталь - в Священных Писаниях ангелы никогда не представлены в женских образах. В Коране, например, порицается приписывание арабами-язычниками ангелов к дочерям Аллаха или к женщинам: «Спроси же их (многобожни-ков, Мухаммед. - Г.Т): «Разве у твоего Господа дочери, а у них сыновья?» Разве Мы создали ангелов женщинами, и они видели?» [9, Коран / Пер. Крачковского И.Ю., 37:149-150]. В еврейской традиции ангелы тоже являются существами мужского пола, но не имеют крыльев. В христианстве же ангелы иногда назывались птицами Небесными и представали как шестикрылые, в виде существ с четырьмя лицами на голове, как вращающиеся огненные мечи, а то и в виде странного животного (например, кентавра, пегаса, единорога, сфинкса, химеры и др.). В христианстве также утверждается, что ангелы принадлежат к бесполым существам, и считается, что все люди, когда воскреснут, то «. не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы в небесах» [6, Новый Завет. От Марка святое благовествование, глава 12:25, с. 54]. Но всякий раз, когда ангелы появляются в облике человека, согласно Библии (Ветхого и Нового завета) они всегда принимают вид мужчин [5, Ветхий завет. Книга пророка Даниила, глава 8:15; глава 9:21; см. также: 6, Новый завет. От Луки святое благовествование, глава 24:4; 6, Новый завет. От Марка святое благовествование, глава 16:5; 6, Новый завет. Деяния святых Апостолов, глава 1:10]. Ангелы, явившиеся к пророку Луту в Содоме, в Библии также называются «мужчинами» [5, Ветхий завет. Первая книга Моисеева. Бытие, глава 19:5,

10, 12, 16; Дан. 8:1; 9:21; Лук. 24:4; Марк 16:5; Деян. 1:10]. Однако каббалисты, представители мистического течения в иудаизме, считают, что есть еще и женские демоны, главный из которых - Лилит (подробнее об этом, например, [11, с. 64]).

Судьба ангелов тесно связана с судьбой людей, которые, в свою очередь, делают собственный выбор в пользу добра или зла. Свое предназначение ангелы видят в том, чтобы, подвергнувшись однажды искушению, защищая его, следовать этому искушению. Смысл существования ангелов заключен в их «сотрудничестве» с человеком в мирской жизни. Люди же, которые избрали себе одного из этих ангелов (добра или зла), обязательно опираются на их духовную поддержку, которая сведена к мотивации своего выбора. Посредством искушений, соблазнов и внушаемых страхов на каждого человека может охотиться и демон. О предназначении ангелов и смысле их существования в Коране говорится так: «Клянусь ангелами, исторгающими [души неверных] с силой, Клянусь ангелами, извлекающими [души верующих] с жалостью, Клянусь ангелами, которые погружаются в глубину [вод] [за душами верующих], Клянусь ангелами, которые спешат, обгоняя [друг друга], Клянусь ангелами, исполняющими веление [Аллаха]» [10, Коран / Пер. Османова М.-Н.О., 79:1-5, с. 596]. Далее: «[Коран] - в свитках почитаемых, вознесенных, пречистых [от скверны], переписанных руками ангелов-посланцев [от Аллаха к посланникам], досточтимых, благородных» [см. Коран / Пер. с араб. М.-Н.О. Османова. 1-е изд., 80:13-16].

Считается, что Всевышний избирал пророков по своему усмотрению не только из числа людей, но и из числа ангелов [см., например: Коран 22:75], и это известные нам

четыре архангела - Джибрил (Гавриил), Микаил (Михаил), Исрафил (Рафаэль) и Израил (Уриэль). Согласно еврейскому учению (по Талмуду) эти четыре архангела созданы Всевышним для того, чтобы они окружали Его престол и руководили всеми остальными ангелами. По исламским представлениям все 4 ангела невероятно сильны, безгрешны, так как не наделены соблазном и беспрекословно подчиняются только Всевышнему Аллаху. В их основные обязанности входит:

• у Джибрила - быть посредником между Аллахом и пророками, а также - передавать Священное Откровение пророкам;

• у Микаила - ангела жизни - помогать верующим в их сражениях с язычниками, а также возглавлять небесное войско;

• у Исрафила - дуть в Рог в день Страшного Суда (он первым встал в свое время на охрану пророка Мухаммеда);

• у Израила - ангела смерти - забирать душу человека перед смертью [см: Коран 32:11].

Считается, что эти 4 архангела стоят перед престолом Господа и охраняют четыре стороны света. Помимо этих известных архангелов, в православной традиции известны еще 3: Иегудиил, Варахиил и Селафаил. В иудаизме же, в Ветхом Завете упоминаются всего лишь три ангела: Михаэль (Микаил), Гавриэль (Джибрил) и Рафаэль (Исрафил) [см., например: Ветхий Завет. Книга пророка Даниила, глава 9, 8:16; 9:21].

В исламе есть также ангел Идрис - ангел, источник знаний. Есть также ангелы («хафаза»), которые защищают верующих от нападок сатанинских сил, и ангелы («ки-рамен катибин»), которые ведут счет деяниям людей и скрупулезно записывают в персональную книгу деяний каждого человека. В день Страшного Суда на основе этих записей Всевышним будет выноситься тот или иной приговор людям. Причем Всевышний никогда сам не является к людям лично, но доверяет донести Свою волю ангелам, пророкам во всех конфессиях, а в христианстве - и святым людям. Возможно, по этой причине ангелами в Церкви называются и многие пророки Ветхого завета, Иоанн Креститель (Йахъя - в исламе), а также преподобные и многие святители. В исламе также есть ангелы (Харут и Марут), о которых в Коране говорится так: «. никогда не обучали два ангела эти колдовству, не предупредив предварительно: "Воистину, только искушаем мы, не будь же неверным". И учились люди у них, как разлучать мужа с женой... и учились люди тому, что было вредно и бесполезно для них, хотя и знали, что не будет доли [счастливой] в жизни будущей тем, кто овладел колдовством» [10, Коран / Пер. Османова М.-Н.О., 2:102, с. 29]. По одной из версий считается, что ранее эти два ангела были обыкновенными людьми, но они так сильно владели колдовством и магией, что люди сами их впоследствии причислили к ангелам [Об этом подробнее см.: 8, Коран / Пер. Пороховой В., 2:102, а также 10, Коран / Пер. Османова М.-Н.О., с. 637, сноска 77].

Отношения остальных ангелов с самим Всевышним строятся в соответствии с их чувствами - или благодарности (с чувствами любви и служения Ему) за то, что могут существовать во Вселенной, или ненависти к Тому, от Которого они в свое время отреклись и вынуждены все свое существование посвятить желанию творить действия, препятствующие Его воле. Предыстория ненависти ангелов к Всевышнему и желания ангелов (демонов) творить зло всем людям связана с известным сюжетом, отраженным во всех Священных Писаниях. В своем первоначальном сотворении все ангелы были безгрешными. В таком же святом состоянии пребывал и Иблис (Сатана, Шайтан) - самый могущественный и превознесенный ангел: «. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего доколе не нашлось в тебе беззакония» [5, Ветхий завет. Книга пророка Иезекииля, глава 28:15, с. 834]. Но в дальнейшем, своим поведением, противоположным Божьему желанию, он осквернил себя: «. От красоты твоей возгордилось

сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» [5, Ветхий Завет. Книга пророка Иезекииля, глава 28:17, с. 834]. Сатана, из-за своей чрезмерной гордости, позволил уподобить себя Всевышнему: «Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» [5, Ветхий Завет. Книга пророка Исаии, глава 14:14, с. 691], - говорит он. За это Всевышний переименовал этого ангела, назвав его Сатаной, что означало «противник». Согласно преданиям первый человек Адам был создан Творцом из земного праха

- «из звенящей гончарной глины» (см. Коран 55:14) и Он вдохнул в него душу. Он должен был стать наместником Всевышнего на земле. Однако эта идея не понравилась некоторой части ангелов: «Разве Ты установишь на ней того, кто будет там производить нечестие и проливать кровь, а мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя?» [9, Коран / Пер. Крачковского И.Ю., 2:28]. Для того чтобы убедить в превосходстве Адама перед остальными ангелами, Всевышний научил его именам и названиям всех созданных Им вещей, и предложил ангелам назвать их. Разумеется, что лишь Адам смог их назвать, после чего все ангелы поклонились ему, кроме Сатаны (Иблиса). На вопрос Всевышнего Господа о том, что побудило его, в отличие от других ангелов, которые пали ниц перед Адамом, отказаться от поклонения ему, Сатана ответил: «Я лучше него: Ты создал меня из огня, а его создал из глины» [9, Коран / Пер. Крачковского И.Ю., 38:77 (76)]. За это ослушание Сатана был низвергнут с небес на землю. Архангел Микаил призвал колеблющихся ангелов оставаться верными Всевышнему, сам возглавил это воинство и в войне с восставшим Сатаной и его войском поразил его. Однако Сатане удалось получить отсрочку дальнейшего наказания до Судного дня. Эту отсрочку он решил использовать для того, чтобы вредить людям, сбивая их с праведного пути. Он стал противником Аллаха, искусителем и соблазнителем человека: «. Непременно совращу я часть рабов Твоих, предопределенную [мне]; непременно собью я их с пути Истины, внушу им надежды тщетные [на жизнь вечную], прикажу обрезать у скотины уши и искажать Веру, Богом данную» [10, Коран / Пер. Османова М.-Н.О., 4:118-119, с. 110]. Для осуществления своих целей дьяволы, сотворенные из огня [Коран, 55:15], могут принимать облики любых животных и даже людей (как мужчин, так и женщин). И даже перед концом света, перед появлением истинного Мессии - Исы (Иисуса) или Махди, считается, что Сатана пошлет в мир своего приспешника, лжемессию, страшного Даджжа-ла, который будет выдавать себя за Ису: «. Не останется ни одного города, куда не вступит Антихрист, кроме Мекки и Медины, ибо не будет ни одного входа (в эти города), где не окажется перед ним стоящих в ряд ангелов, которые станут охранять (этот город), а потом Медина со (всеми) её обитателями сотрясётся трижды, и Аллах удалит (оттуда) каждого неверного и лицемера» [1, глава 698:866 (1881)]. Здесь следует заметить, что существуют различные мнения и толкования относительно историчности и божественного происхождения Иисуса в христианстве, иудаизме и исламе. Христианство почитает его как Сына Божьего, Искупителя грехов человеческих, главу новозаветной христианской церкви и Мессию. «Все мы предстанем на суд Христов», - говорится в Новом завете [6, Новый завет. Послание к Римлянам, 14:10, с. 200]. Ислам также почитает его как одного из великих пророков, признает его святость и как Мессию. В Коране целая сура «Марйам» посвящена Иисусу и его матери - Марии - и во многом не противоречит положениям Писания Нового завета, включая непорочность зачатия Девы-Марии. Однако ислам не приемлет тезиса о божественном происхождении Иисуса, а также о том, что он сын Бога. Придание Всевышнему «сотоварищей» исламом категорически отвергается. Считается, что Исе (Иисусу) было ниспослано Священное Писание - Евангелие (по-арабски Инджиль), которое было в дальнейшем сильно искажено. Иудаизмом Иисус не признается как Мессия. Евангелие (Новый завет) иудеями не почитается и не признается божественность самого Иисуса.

Характерно, что почти во всех Священных Писаниях освещается сонм, или собрание ангелов, которым Всевышний открывает свои конфиденциальные планы и намерения. Про собрание, или сонм, «святых» (т. е. ангелов) в Псалтыре говорится следующее: «И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых» [5, Псалтырь, 88:6-7, с. 610]. Сонму ангелов посвящена также вся мекканская сура в Коране - «ас-Сафат» («Выстроившиеся в ряды»), где говорится о клятве Всевышнему выстроившихся в ряды ангелов, готовых поклоняться и отстранять людей от совершения грехов. В Коране имеется много описаний ангелов, которые верно служат Всевышнему в исполнении Его заветов, как, например, в Раю, что войдут к верующим «:...чрез все врата [и возгласят]: «Мир вам за то, что терпеливы вы были!» [10, Коран / Пер. Османова М.-Н.О., 13:23-24, с. 265]. В исламе считается, что стражем рая является ангел Ридван, ангелом, охраняющим ад, - Малик. В Коране много описаний ангелов в аду, которые «.бьют их (т. е. неверных. - Г.Т.) по лицу и по спинам: "Вкусите наказание пожара!"» [9, Коран/Пер. Крачковского И.Ю., 8:52 (50)]. Это также ангелы, которые получили доверие и готовы исполнить любое повеление Всевышнего: «Каждый день, когда рабы (Аллаха) просыпаются утром, (с небес) обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: “О Аллах, возмести расходующему (на благие дела. -Г.Т.) (свои) средства!”, а другой говорит: “О Аллах, приведи скупого к гибели!”» [1, 550:691 (1442)]. В исламе считается, что к человеку через 120 дней после того, как он «. формируется во чреве своей матери . Аллах направляет ангела, который получает веление записать четыре вещи. Ему говорится: “Запиши его дела, его удел, его срок, а также то, счастливым он будет или злосчастным”, после чего в него вдувается дух» [1, 1053:1294 (3208)]. В Коране о большом доверии Всевышнего к ангелам говорится так: «[Помни, Мухаммад,] о том дне, когда соберет Он их всех (т. е. многобожников), а потом скажет ангелам: "Неужели [люди] эти поклонялись вам?" Ответят [ангелы]: "Пречист Ты! Покровитель Ты наш, а не они. Поклонялись они джиннам, и большинство их (т. е. людей этих) веровали в них"» [10, Коран / Пер. Османова М.-Н.О., 34:40-41, с. 446]. Однако при всем том «привилегированном» положении ангелов, они нисколько не обладают ни силой, ни влиянием, если на то не будет Его воли: «Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы, пока Аллах не позволит заступиться за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен!» [13, Коран / Смысловой пер. Кулиева Э., 53:26, с. 690]. В одном из хадисов аль-Бухари говорится: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил Джибри-ла: “Почему бы тебе не посещать нас чаще, чем ты делаешь это (сейчас)?” - после чего был ниспослан (айат, в котором говорится): «Скажи: “Мы нисходим только по велению Господа твоего...”» [1, 1053:1300 (3218), см. также: Коран 19:64].

В христианстве считается, что каждому человеку при крещении дан добрый дух, ангел-хранитель, который спасает его и помогает ему в различных ситуациях: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» [6, Новый завет. От Матфея, 18:10, с. 21]. В Коране по этому поводу говорится: «[От страха пред Господом] готовы разверзнуться небеса одно над другим; возносят ангелы славословие Господу своему и просят о прощении на земле обитающим. Внемлите! Воистину, прощающий Аллах, всемилостивый» [10, Коран / Пер. Османова М.-Н.О., 42:5, с. 466]. По библейским преданиям влияние ангела-хранителя распространяется не только в этой жизни, он также молится за этого человека и после его смерти. Здесь следует отметить, что празднование Дня ангела, которое часто сегодня проводится помимо Дня рождения, не должно пониматься как празднование дня каждого ангела-хранителя, который есть у человека, а это празднование дня памяти святого, чье имя носит каждый крещёный христианин.

Как Всевышний приставил к каждому человеку ангела-хранителя, считается, что так же Он приставил и демона-искусителя. В Священных Писаниях описывается сонм мятежных дьяволов. В Коране есть даже целая сура, посвященная джиннам [Коран, 72-я сура]. Они всегда помогают Сатане в том, чтобы навредить людям чем-либо или каким-либо образом. Так же, как Всевышний обладал большим сонмом святых ангелов, Сатана решил, что он также должен иметь служащих ему ангелов. Не имея способности сотворить их, как это мог Всевышний, он попытался убедить значительное количество ангелов присоединиться к нему в восстании против Бога и «. увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» [6, Новый завет. Откровение Иоанна Богослова, 12:4, с. 283]. Как уже выше отмечалось, в христианстве ангелы также назывались «звездами». О них в Библии мы можем встретить много упоминаний, например, в Книге Нового Завета (глава № 9 Откровения Иоанна Богослова, стих 1) или в Книге Пророка Даниила (гл. 8, стих 10). Там же в Откровении Иоанна Богослова говорится и про падших ангелов (гл. 12:9), которые вместе с Сатаной были низвергнуты на землю. Причем в христианстве считается, что святые ангелы Всевышним закреплены на третьем небе, но имеют доступ на землю для выполнения Его поручений. Падшие же ангелы делятся на падших заточенных и падших свободных. Падшие заточенные не могут выйти из преисподни. А свободные проживают на первом небе для проживания на земле и женитьбы на женщинах. Сатана имеет право, находясь на первом небе, как опускаться на землю для совершения своих злодеяний, так и подниматься на третье небо. В качестве же места для вечного пребывания предопределен «. огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» [6, Новый завет. От Матфея, 25:41, с. 32]. Здесь следует отметить, что в переводах Библии для их различения при упоминании ангелов, выступивших против воли Всевышнего, принято использовать строчную букву, а при упоминании святых Ангелов - прописную. В Коране же святые ангелы называются ангелами или архангелами, джинны - джиннами, а Иблис, или Шайтан, носят только свои одноименные названия. Согласно преданию пророку Сулейману (Соломону) - сыну Израильско-Иудейского царства в 965-928 до н. э., была дана мистическая власть над всеми существами, в т. ч. и над частью джиннов: «[Подчинили Мы] Сулейману ветер, который проходил [путь] месячный за одно утро, а к вечеру проделывал [тот же путь] в обратном направлении. Заставили Мы для него течь родники меди расплавленной. И работала на него часть джиннов с соизволения Г оспода его. А того из них, кто уклонялся от выполнения повелений Наших, заставляли Мы вкушать наказание огнем...» [10, Коран / Пер. Османова М.-Н.О., 34:12, с. 442]. По велению царя Сулеймана «.Создавали они для него все, чего бы ни пожелал он: святилища, изваяния, блюда и чаши, котлы [на подпорках].» [10, Коран / Пер. Османова М.-Н.О., 34:13, с. 442]. Джинны для него творили добрые дела и чудеса: это и его летающий ковер (типа «ковер - самолет»), это и «телепортация» трона царицы Савской. Кроме этого, джинны строили ему богатые здания и дворцы, а также ими были построены Иерусалимский храм и мечеть ал-Масжид ал-Акса [подробнее см: 10, Коран / Пер. Османова М.-Н.О., с. 755]. Считается, что после смерти Сулеймана эти джинны вернулись в армию подручных Сатаны. Некоторой части этих джиннов удалось подслушать речи Всевышнего и пророка Мухаммеда, после чего часть из них приняла ислам: «[Вспомни], как направили Мы к тебе джиннов нескольких, чтобы послушали они [чтение] Корана. Когда явились они, то сказали [друг другу]: "Слушайте!" А по окончании [чтения] вернулись они к народу своему и стали увещевать [его]» [10, Коран / Пер. Османова М.-Н.О., 46:29, с. 519; см. также 72:1-2].

Согласно преданиям и бытующим мнениям Сатана часто мешает и отвлекает человека от благодеяний. Например, он отвлекал Ибрахима (Авраама) на всем пути его следования со своим сыном Исмаилом, которого собирался принести в жертву. Этим по-

ступком Ибрахим пытался доказать силу своей веры в Господа: «.сказал [Ибрахим]: "О сыне мой! Воистину, видел я во сне, что приношу тебя в жертву [Богу]. Что думаешь ты [об этом]?" Ответил юноша: "О отче мой! Поступай так, как велено тебе. Если будет угодно Господу, найдешь ты меня терпеливым". Когда покорились они оба [воле Всевышнего], и [отец] поверг его [лицом вниз и занес нож], воззвали Мы к нему: "О Ибрахим! [Считаю Я, что] исполнил ты [веленное Мной тебе] во сне". Воистину, так воздаем Мы тем, кто добро творит. Воистину, это и есть испытание от Нас явное. И заменили Мы ему [жертву сына] жертвой несравненной [закланием агнца]» [10, Коран / Пер. Османова М.-Н.О., 37:102-107, с. 462-463]. В еврейской традиции считается, что в жертву Ибрахим (Авраам) собирался принести Исхака (Исаака), а не Исмаила. Одними из святых мест, которые необходимо посещать каждому мусульманину в период его паломничества, считаются 3 колонны - «ал-джамарат» в долине Мина, где он должен кидать камни в них. Эти колонны на сегодняшний день символизируют те места, где Сатана на всем пути следования Ибрахима с сыном пытался отвлекать его и переубедить в выполнении им обета перед Всевышним. В исламе также считается, что Шайтан может мешать верующему при совершении других его ритуалов, как, например, молитвы, отвлекая его, и «. это (не что иное, как) кража шайтана, похищающего (нечто) из молитвы раба (Аллаха)» [1, 329:409 (751)]. При таких явлениях и видениях Шайтана, по мусульманской традиции, верующего может спасти заклинание - «А ‘удзу би-ллахи мин аш-шайтани-р-раджим», что значит «Я прошу Всевышнего спасти меня от проклятого Сатаны, побиваемого камнями». «Раджим» (т. е. «побиваемый камнями отступник»)

- является постоянным эпитетом Шайтана, которому при изгнании из рая было сказано: «.Уходи же отсюда! Ведь ты - побиваемый камнями» [9, Коран / Пер. Крачков-ского И.Ю., 15:34]. Кстати, у восточных славян также считается, что упоминание фразы типа «Что такое, Господи» пугает и гонит прочь от путников в лесу одного из ипостасей черта - лешего. В Коране есть также несколько сур, которые служат заклинаниями против Шайтана и джиннов (113 и 114-я суры, например).

По библейской иерархии существует несколько классов ангелов, они делятся на множество различных уровней и выполняют свои определенные задачи.

1. Серафимы («Огненные» или «Пламенные») - побуждающие к любви к Всевышнему. В Ветхом завете про серафимов написано: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» [5, Книга Пророка Исаии, 6:2, с. 684].

2. Херувимы - ангелы, обладающие четырьмя крыльями и лицами. В Книге «Бытие» про них сказано, что Бог «. изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского херувима» [5, Ветхий завет, Первая книга Моисеева. Бытие, 3:24, с. 4].

3. Престолы - ангелы, на которых Всевышний восседает как на престоле и вершит Суд.

4. Господства - ангелы, которые наставляют на мудрое властвование земных правителей.

5. Силы - ангелы творят чудеса, и Бог через них наделяет прозорливостью Ему угодных.

6. Власти - ангелы, наделенные властью укрощать силу дьявола.

7. Начала (или начальства) - ангелы, которым поручено управлять Вселенной и стихиями. В Новом завете упоминаются многие уровни этих ангелов: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано» [6, Новый завет, Послание к Ко-лоссянам, 1:16, с. 244].

8. Архангелы - ангелы, наделенные способностью учить людей, как поступать в жизни. [Про них в Библии см.: 1-е послание к Фессалоникийцам 4:16; а также в Новом завете: Послание Иуды - 9-й стих (об Архангеле Михаиле)].

9. Ангелы - самые близкие к людям ангелы, передающие намерения Всевышнего и наставляющие к праведной жизни.

В книге первого афинского епископа Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» (I век н. э., отредактирована - в У1-м веке) вся эта иерархия, кроме всего прочего, делится на 3 лика:

• к первому лику относятся первые три ангела - Серафимы, Херувимы, Престолы;

• ко второму лику - ангелы Г осподства, Силы, Власти;

• к третьему лику - ангелы Начала, Архангелы и Ангелы.

Кроме этого, существуют и другие подходы к делению ангелов на их чины, как, например, категория попечительских духов (по книге Урантии) и т. д.

По библейской традиции считается, что грешные ангелы, воплощаясь в человеческое тело, спускались на землю и скрещивались с дочерьми человеческими, порождая исполинов: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» [5, Ветхий завет. Первая книга Моисеева. Бытие, 6:4, с. 5]. Возникновение этой традиции, вероятно, связано с одной из существующих легенд необходимости появления Искупителя, который должен будет поразить Сатану. А рождение этого Искупителя ожидалось у совершившего грехопадение человека, через его женщину: «.и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Считается, что именно это обращение Всевышнего натолкнуло Сатану на необходимость того, чтобы помешать рождению Искупителя путем заключения браков между падшими ангелами и земными женщинами. Ввиду того, что по своей природе весь род вследствие этого хода не оказывался чисто и полностью человеческим, а смешанным с падшими ангелами, то такой ход событий рассматривался наиболее спасительным для Сатаны. Считается, что здесь речь идет только о допотопном периоде человечества, так как уже после потопа, вызванного Всевышним, все человечество «очистилось» и уничтожилась ее развращенная часть.

По иудаизму существует семь главных демонов:

1. Самаэль - Ангел Загробного Суда, владеющий также воздухом;

2. Вельзевул - Владыка Демонов и Тьмы;

3. Питон - Дух Прорицания;

4. Белиал - Вероломства;

5. Асмодей - Истребляющий Демон;

6. Люцифер - Дух астрального света;

7. Сатана - воспротивившийся Богу.

Считается, что в исламе, помимо Иблиса (Шайтана), существует следующая иерархия джиннов:

1. Ифриты - особо сильные джинны, которые могут даже трансформировать свое тело и способны к телепортации. Так, например, в Коране, в ответ на просьбу Сулеймана перенести трон царицы Савской к нему во дворец, «Ифрит из джиннов» говорит: «Я приду к тебе с ним, прежде чем ты встанешь со своего места; я ведь для этого силен и верен» [9, Коран / Пер. Крачковского И.Ю., 27:39]. «Ифрит из джиннов» в Коране означает самый сильный из джиннов. Считается, что именно ифриты убивают, крадут, рушат, а также забирают душу в обмен на исполнение любых желаний людей;

2. Мариды - духи воздуха, причем существуют как добрые, так и злые духи, владеют магией не хуже ифритов. Некоторые из них людоеды, способны также летать и превращаться в любых животных;

3. Кутрубы - огромные злые волосатые джинны, враждебные людям, иногда людоеды;

4. Гули - джинны, чаще похожие на красивых женщин, способные заманивать людей и пожирать их;

5. Силаты - джинны воды, их немного;

6. Джаны - джинны, которые вобрали в себя все качества остальных джиннов, но при этом слабее каждого из них.

Таким образом, все вышеизложенные положения, характеризующие ангелов и демонов в Священных Писаниях, дают нам четкие представления о борьбе противоположных начал в мире, о добре и зле и необходимости внесения в него определенной гармонии. Человек является частью всеобщей гармонии Вселенной, которая предполагает теснейшую связь событий, людей и огромных светил. Возможно, в человеческой судьбе всегда будут присутствовать добро и зло, так же, как необходимы для равновесия в природе день и ночь, солнце и луна, свет и тень, но несомненно и важно то, что образ Сатаны, получивший отражение во всех Священных Писаниях, а также в фольклоре и литературных произведениях, должен послужить восстановлению добра на земле.

Литература

1. Аль-Бухари. Сахих.

2. Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Куран аль-Карим. Толкование Священного Корана на русском языке (первое издание). - Казань, 1421 г. хиджры (2001 г.).

3. Амфитеатров А. Дьявол в быте, легенде и литературе средних веков. - Ташкент, 1993.

4. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр. С. Зеленина. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996.

5. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет. -М., 1968.

6. Ислам. Энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1991.

7. Коран / Пер. смыслов и комментарии. В. Порохова.

8. Коран / Пер. смыслов Крачковского И.Ю.

9. Коран / Пер. с араб. М.-Н.О. Османова; Коммент. М.-Н.О. Османова и В.Д. Ушакова / Отв. ред. В. Д. Ушаков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ладомир, 1999.

10. МелетинскийЕ. Поэтика мифа. - М.: Наука, 1976.

11. Померанцева Э. Мифологические персонажи в русском фольклоре. - М.: Наука, 1975.

12. Смысловой перевод Священного Корана на русский язык /Пед. Кулиев Э. Комплекс имени Короля Фахда по изданию Священного Корана. - Медина, Саудовская Аравия.

13. Тикаев Г.Г. Демонологические образы в творчестве египетского писателя Абу Хадида и дагестанского Магомед-Расула // Восток (Orients). 2008. № 5. Фольклор и литература на Востоке.

14. ШахновичМ. Мифы о сотворении мира. - М.: Знание, 1968.

15. Шейнман М. Вера в истории религии. - М.: Наука, 1977.

Поступила вредкцию 21 февраля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.