Научная статья на тему 'Сравнительный анализ отношения к смерти и посмертному состоянию в мировых религиях и иудаизме'

Сравнительный анализ отношения к смерти и посмертному состоянию в мировых религиях и иудаизме Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6681
882
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЬ / СМЕРТЬ / ПОСМЕРТНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ / АД / РАЙ / LIFE / DEATH / AFTERLIFE / HELL / PARADISE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Макарова Ольга Александровна

В статье проводится сравнительный анализ отношения мировых религий (буддизма, христианства и ислама) и иудаизма к смерти и посмертному существованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the world''s religions and Judaism

Comparative analysis of the world's religions (Buddhism, Christianity and Islam in the one hand and Judaism in the other hand) to death and afterlife is conducted in the article.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ отношения к смерти и посмертному состоянию в мировых религиях и иудаизме»

информационной индустрии общества, ведущий к становлению информационного общества.

Образовательная революция, таким образом, ставит предел образованию как механизму воспроизводства «частичного человека», потребляемого растущим производством, и решает задачу воспроизводства «полного человека», преодолевающего свое исторически сложившееся отчуждение от собственного бытия. Образовательная революция конца XX века приобретает смысл «формационной революции», означающей смену образовательной парадигмы и переход к формации образовательного общества. В развитии общества и образования заканчивается формация, длившаяся 300-400 лет, в основе которой лежали принципы просвещения и которая обеспечивала в течение этого времени воспроизводство человека для нужд рыночно-ка-питалистической цивилизации. Можно утверждать, что этот человек уже не имеет будущего по экологическим причинам. Свобода «социально-атомарного человека» обернулась экологическим крахом. Либеральная концепция развития общества и человека, основанная на идее стихийного

развития и абсолютной свободы, к концу XX века себя исчерпала и обернулась глобальным кризисом в самых разных областях общественной жизни.

Библиографический список

1. Громека В., Масленников В., Федорович В., Филиппова Л. Наука и образование. - М.: Наука, 1974. - 415 с.

2. Иванов Н.П. Научно-техническая революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах капитализма. - М.: Наука, 1971. - 367 с.

3. Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной (Истоки, становление, перспективы). - М.: Недра, 1991. - 287 с.

4. Субетто А.И. Онтология и феноменология педагогического мастерства. Кн. 1. - Тольятти, 1999. - 206 с.

5. Субетто А.И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия. - СПб.: ПАНИ, 1999. - 827 с.

6. Филиппова Л.Д. Высшая школа США. - М.: Наука, 1981. - 326 с.

УДК 2-18;128

Макарова Ольга Александровна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ К СМЕРТИ И ПОСМЕРТНОМУ СОСТОЯНИЮ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ И ИУДАИЗМЕ

В статье проводится сравнительный анализ отношения мировых религий (буддизма, христианства и ислама) и иудаизма к смерти и посмертному существованию.

Ключевые слова: жизнь, смерть, посмертное существование, ад, рай.

Человеческая жизнь и смерть - извечные темы, над которыми размышляли философы, религиозные деятели, деятели искусства и литературы и представители медицинских отраслей. Каждый взрослый человек хотя бы раз в жизни задумывался, зачем он живёт на этой земле, о предстоящей смерти и существовании или отсутствии некоего рода бессмертия или посмертного существования.

Несмотря на огромный прорыв в медицине, «эликсир вечной жизни» до сих пор не найден. Пластическая хирургия, стволовые клетки могут продлить физическую красоту и молодость, но не могут даровать вечной жизни.

В отличие от философов, которые считают, что смерть - это небытие и после смерти не существует загробной жизни, большинство религиозных взглядов основывается на том, что, кроме материальных компонентов, в человеке существует ещё одно составляющее - душа, без которой тело не может жить. Тело смертно, подвержено старению и умиранию, душа же вечна. Некоторые религии (например, христианство) утверждают, что помимо души существует ещё один компонент - дух

и человек трихотомичен по своей сути (состоит из тела, души и духа).

Догматы ряда религий утверждают, что жизнь души не заканчивается со смертью тела. Вера в бессмертие души, воскресение из мёртвых - фундаментальные убеждения иудаизма, христианства, ислама. Будущая жизнь души после смерти чаще всего оценивается жизнью на земле, исполнением заповедей, поступками человека.

В отличие от авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), буддизм отрицает душу как самостоятельный объект. Теория несуществования души, Анатмавада, - одно из основных положений буддизма. Однако в буддизме имеется понятие «сантана», то есть некая протяжённость сознания.

В буддизме жизнь и смерть - единое целое. Смерть - это начало следующего эпизода, другой главы жизни, это «зеркало, в котором отражается весь смысл жизни» [7, с. 56]. Смерть не просто естественна, она желанна, так как смерть - ступень к Абсолюту, где нет страданий. Сама жизнь -страдание. Но смерть - не гарантия, что человек достигнет Абсолюта. Как уже было сказано выше, смерть - зеркало, и следующее существование за-

© Макарова О.А., 2014

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова .4J- № 2, 2014

111

висит от человеческой жизни. После смерти человека ожидают три варианта - мгновенное перерождение, попадание в ад (до вселения в новое тело), уход в нирвану. Смерть и нирвана в учении Будды обладают двойственным характером. С одной стороны, нирвана - некое качество мира, в котором исчезает вся чувственность бытия. «Есть, о бхик-шу, - говорит Будда, - состояние, где нет ни земли, ни воды, ни света. <...> Это не называю я ни возникновением, ни процессом, ни состоянием, ни смертью, ни рождением. Оно без основы, без продолжения, без остановки. Это и есть конец страдания» [8]. С другой стороны, нирвана - конечная цель бытия. Это «некая пограничная область. Это Великое Ничто и одновременно Великое Всё» [8].

Согласно буддистскому учению, схема формирования механизма перерождений находится в двенадцатичленной формуле бытия или 12 ни-дан. Колесо бытия, бхавачакра, - это воплощение сансары (круговорота рождений и смертей). Человек рождается и умирает, затем происходит перерождение, новая жизнь в новом образе и очередная смерть. Двенадцать нидан гласят, что в начале причины лежит неведение, которое также называет «корнем сансары». Неведение является причиной стремлений. Стремление накапливает карму - «закон воздаяния, предопределяющий жизнь человека и его судьбу» [11, с. 68]. Любые желания производят карму. Только освобождение от кармы может помочь достижению нирваны - состоянию освобождения от страстей.

Но даже тогда, когда у человека накоплено много отрицательной кармы, если он способен «произвести в сердце изменение в момент смерти, это может решающим образом повлиять на будущее и преобразить карму, потому что момент смерти является исключительно мощной возможностью очищения кармы» [7, с. 48]. Таким образом, если человек умирает с положительным настроем, то он может улучшить своё следующее рождение. До момента смерти человек должен постараться освободиться от любых привязанностей. Согьял Рипонче в своём труде «Книга жизни и практика умирания» описывает три главные практики для умирания. Первая - «лучше всего находиться в покое природы ума или призывать сердце» [7, с. 23]. Вторая - практика пхова, или перенос сознания. Третья - «можно полагаться на силу молитвы, преданность, вдохновение и благословение просветлённых существ» [7, с. 25]. Для высших практикующих смерть - момент высшего освобождения, попытка проникнуть в нирвану.

Иудаизм утверждает, что после смерти душа праведника получает Мир грядущий. В Талмуде (Берахот, 34а) сказано, что человек не может знать о мире грядущем ничего определённого. Также Талмуд говорит, что праведники в Мире грядущем наслаждаются сиянием Божественного при-

сутствия, близостью к Богу. Человек получает это благо делами земной жизни, раскаянием при жизни в своих дурных поступках. Иудаизм назван «религией жизни» [5], рассматривающей смерть как зло. Смерть нельзя воспевать, нельзя ожидать её как некоего освобождения, приближать смерть категорически запрещено. Кодекс Еврейского Закона гласит: «Больной на его смертном одре считается живым человеком. Запрещено делать что-либо, что может ускорить его смерть (Глулхам Арух, Йорех Деа 339:1 и Рема)» [5]. Иудеи верят в бессмертие души и воскресение из мёртвых. Например, в книге Даниила сказано: «И спасётся в то время народ твой, все те, которые найдены будут записанными в книгу. И пробудятся многие из спящих во прахе земном: одни - для вечной жизни, другие - на поругание и вечный позор» (Дан, 12:2).

Отношение к смерти в христианстве можно охарактеризовать словами Иоанна Златоуста: «Всегда ожидай, но никогда не бойся смерти, то и другое -истинные черты мудрости» [9, с. 909]. Истинный христианин должен подобно античным философам «Memento morí» (помни(ть) о смерти), так как земная жизнь с печалями и скорбями - это лишь подготовка к другой жизни, которая будет вечной. Но именно от земной жизни зависит, каким будет посмертное существование. Если человек праведен, соблюдает заповеди и предписания Церкви, ведёт достойный образ жизни, то ему будет даровано Царство Небесное. Если же человек грешит, то ему уготована Геенна огненная. Хотя в ряде протестантских течений судьба человека уже предопределена (баптизм, кальвинизм).

Царство Небесное для христианина - это, прежде всего, радость общения с Богом, единение с Ним. Таким ветвям христианства, как православие, католицизм и некоторым протестантским конфессиям, свойственна идея о воскресении души после Второго пришествия Иисуса Христа, идея бессмертия души, которая стала догматом на Ни-кейском соборе 325 года. После смерти душа выходит из тела и продолжает своё существование. Православный архиепископ Женевский Антоний пишет, что «жизнь души за гробом есть естественное продолжение и последствие её жизни на земле. Если человек при жизни был истинным христианином, то душа ощутит присутствие Бога и обретёт покой. Если же человек был великим грешником, то душа его будет тосковать по Богу, её будут мучить желания, к которым привыкла плоть, так как удовлетворить их будет нельзя, будет страдать от близости злых духов» [2, с. 52]. Выйдя из тела, душа рассуждает, осознаёт, но так как не имеет тела, то она не может совершать поступки, не может что-либо изменить. В Поучениях Аввы Доро-фея говорится: «Души помнят всё, что было здесь, как говорят отцы, и слова, и дела, и мысли» [1, с. 141].

112

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿j- № 2, 2014

Перед тем как перейти в загробный мир, по мнению православного христианства, душа проходит проверку («мытарства») злых духов. После проверки душу ждёт частный суд, на котором она определяется либо в ад, либо в рай. (Примечательна традиция православных отмечать 3, 9 и 40 дни после смерти. Считается, что первые три дня душа обитает на земле, до девятого дня ей показывают райские обители, до сорокового дня - ад, а сороковой день - это день частного суда.) Нераскаявшихся грешников ждут адские мучения, праведников -рай. Души ждут своего более точного определения до Страшного суда, который состоится после Второго пришествия Христа. После Страшного суда участь души уже не изменится. Также, по мнению ряда христианских конфессий, почившему человеку могут помочь молитва Церкви и близких.

Отличительной особенностью вероучения католицизма о посмертном состоянии является учение о чистилище. По мнению католических богословов, «те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную» [6, с. 41]. Учение о чистилище было сформулировано на Флорентийском и Триденском соборах, ссылаясь на Церковное предание и некоторые тексты Писания: «Что касается некоторых менее тяжких прегрешений, надо думать, что до суда существует очистительный огонь, согласно словам Того, Кто есть истина, говорящего, что если кто скажет хулу на Духа Святого, то не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31-32). Исходя из этого суждения, мы можем понять, что некоторые грехи могут быть отпущены в веке сем, а некоторые другие - в будущем» [4, с. 30].

Протестантизм, как и православие, отвергает учение о чистилище: «Тела людей после смерти возвращаются в прах, чтобы увидеть тление, а их души, обладая бессмертной сущностью, не умирают и не засыпают, но немедленно возвращаются к Богу, Который и дал их. Души праведников со-делываются совершенными в святости и принимаются на небеса, где лицезреют Бога в свете и славе, ожидая полного искупления их тел, а души нечестивых низвергаются в ад, где пребывают в муках и кромешной тьме, соблюдаемые на суд великого дня. Кроме этих двух мест для обитания души, разделенной с телом, Писание не признает никаких других» [3, с. 14]. Вообще, смерть для христиан после распятия и воскресения Иисуса Христа обладает положительным смыслом: «Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть приобретение» (Флп.: 1, 21); «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2-е Тим.: 2, 11).

Интересным является отношение адвентистов седьмого дня к посмертному существованию.

Представители этой конфессии отрицают учение о бессмертии души и вечных муках для неверующих. Адвентисты седьмого дня верят, что при втором пришествии Иисуса Христа произойдёт первое воскрешение умерших (1-е Фес.: 4, 13-18) для жизни вечной, остальные же, отвергшие благодать Божию, будут воскрешены после Тысячелетнего царства (Откр.: 20, 4-6) для осуждения и понесут возмездие за грех - смерть (Рим.: 6, 23), будут полностью уничтожены посредством огня.

Свидетели Иеговы верят в то, что существует два класса праведников - с небесной и земными надеждами. К первому относятся так называемые «помазанники, которые родились свыше от духа святого» (Ин., 3:5,7) и стали детьми Бога (Ин., 1:12-13; Рим., 8:16). Эти помазанники, по учению Свидетелей Иеговы, после воцарения Христа и своего воскресения должны вечно жить на небесах (Ин., 14:2-3). Общество Сторожевой Башни утверждает, что это так называемое малое стадо (Лк., 12:32) помазанных христиан ограничивается числом 144 000 (Отк., 7:4; 14:3-4) и что только они будут сонаследники Христу (Рим., 8:17), то есть будут вместе с Христом править с небес над землей. Ко второму классу праведников, как учат Свидетели, относятся так называемые другие овцы (Ин., 10:16), составляющие великое множество людей (Отк., 7:9) с земной надеждой. Это - верные христиане, которые после Армагеддона будут жить на райской земле в качестве подданных Христу и духовному Израилю. Свидетели Иеговы отрицают посмертное индивидуальное существование души человека, для них личность после смерти перестает существовать. «Обрати внимание, - пишут они, - что Библия не говорит, будто Бог дал человеку душу. Она скорее говорит, что после того, как Бог дал человеку дыхание, стал человек душою живою. "Следовательно, человек был душой, так как каждый, кто становится врачом, есть врач" (1-е Кор.: 15, 45). Прах земной, из которого было сотворено тело, не является душой. Не сказано в Библии и о том, будто дыхание жизни есть душа. Вместо этого Библия указывает на то, что благодаря соединению дыхания жизни с телом, человек стал душой живою» [10, с. 76].

Как и многие другие религии, ислам проповедует веру в загробную жизнь. Истинный мусульманин должен помнить о посмертном существовании, так как это делает его жизнь осмысленной. Коран отмечает возмездие за плохие поступки и награду за хорошие.

Ислам учит, что смерти бояться не надо. Если человек - истинный мусульманин, он верит, совершает добрые дела, то смерть не должна быть страшна ему. Человек умирает так, как он жил. Если человек жил праведно, то он и умрёт легко. Если наоборот, то смерть его будет тяжёлой и ужасной. Несмотря на то что момент смерти управляет-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 2, 2014

113

ся Аллахом, человеческую душу забирает Ангел Смерти - Азраил.

Смерть переводит человека в другие ипостаси. Промежуточный период до Страшного суда называется Аль-барзах. В «Аль-барзахе» тела людей все еще обладают способностью чувствовать, хотя души находятся либо в небесах (аль-иллиййюн), либо в аль-сиджине (обиталище для душ неверных). Для ислама также свойственно понятие азаб ал-кабр - «могильное наказание». Это малый суд над умершим, который совершается сразу же после смерти: «Мы накажем их дважды, потом они будут возвращены к великому наказанию» (Коран, сура 9 Покаяние, аят 101/102). Также Коран описывает мучения Фараона и его помощников: «Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!» (сура 40 Верующий, аят 46). В хадисах Аль-Бухари сообщается, что мусульмане будут награждены после смерти больше, чем не мусульмане: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Ко мне явился некто от Господа моего и сообщил мне (или: порадовал меня вестью) о том, что войдёт в рай любой из членов моей общины, который умрёт, не поклонявшись ничему, кроме Аллаха". Я просил: "Даже если он прелюбодействовал и воровал?" Он ответил: "Даже если он прелюбодействовал и воровал"» [12]. Хотя перед тем, как войти в рай, даже грешивший мусульманин должен пройти могильное наказание. Так Ш. Балаг в своей статье говорит: «Что касается мусульман, совершивших тяжкие грехи и умерших не покаявшись, то, возможно, они будут подвергаться могильным мучениям на некоторое время, а затем Аллах Милостивый, если пожелает, даст им отсрочку до Судного дня и прекратит их мучения. А возможно, Он оставит их мучиться до самого Судного дня и они воскреснут очистившимися от своих грехов» [13].

В день Суда все умершие предстанут перед Аллахом. Праведники после Суда обретут вечное блаженство в раю - ал-Джанна (в буквальном переводе «сад»). Коран так описывает ал-Джанна: «... Там -реки из воды непортящейся, и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для пьющих, и реки из меду очищенного», там сады «темно-зеленые», там «плоды, пальмы и гранаты». Праведники одеты в «одеяния зеленые из сундуса и парчи, и украшены они ожерельями из серебра», отдыхают на «ложах расшитых», «не увидят они там ни солнца, ни мороза, близка над ними тень». Голод они утоляют «плодами из тех, что они выберут, и мясом птиц из тех, что пожелают», поит их Господь «напитком чистым», «чашей, смесь в которой с инбирем», «из текущего источника - от него не страдают головной болью и ослаблением». В качестве прислуги у праведных

будут «мальчики вечно юные», обходящие хозяев «с сосудами из серебра и кубками хрусталя», а в качестве жен обитателям рая будут даны «девственницы, мужа любящие, сверстницы», «черноокие, большеглазые, подобные жемчугу хранимому». Кроме этих чернооких дев (гурий), у праведников сохранятся и их земные жены: «Войдите в рай, вы и ваши жены, будете ублажены!» (Коран, сура 47 Муххамад, аят15/16-17; сура 55 Милостивый, аят 46-78; сура56 Аль-Вакия, аят 11-38/37; сура76 Человек, аят11-22; сура43 Украшения, аят 70).

Тех же, кто попадет в ад - джаханнам, ждет совершенно иная судьба. Сам джаханнам, по одним представлениям, находится в чреве «готового лопнуть от гнева» животного, по другим - в глубочайшей пропасти, в которую ведут семь ворот (Коран, сура 89 Заря, аят 23/24; сура 67 Власть, аят 7-8; сура 15 Аль-хиджр, аят 44; сура 39 Толпы, аят 72). Им предстоят невероятные муки: «А те, которые несчастны, - в огне, для них там - вопли и рев». «Мы сожжем их в огне! Всякий раз, как сготовит-ся их кожа, мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания». «Огонь обжигает их лица, и они в нем мрачны», «одеяния их из смолы». Питаться грешники вынуждены плодами адского дерева заккум, которые «точно головы шайтанов», пить - кипяток, который «рассекает их внутренности», или гнойную воду: «Он лакает ее, но едва проглатывает, и приходит к нему смерть со всех мест, но он не мертв, а позади его - суровое наказание». В перерывах между огненными пытками обитателей джаханнама будет мучить столь же ужасный холод (Коран, сура11 Худ, аят 106/108; сура 4 Женщины, аят 56/59; сура 23 Верующие, аят104/106; сура 14 Ибрахим, аят 50/51; сура 37 Ас-сафат, аят 62/60-66/64; сура 56 Аль-вакиа, аят 52-54; сура 37 Ас-сафат, аят 67/65; сура 14 Ибра-хим,16/19-17/20). Ислам явным образом указывает на то, что рай гарантирован практически всем мужчинам-мусульманам, если в их жизни будет сохранено доброе поведение.

Таким образом, авраамические религии предлагают человеку только одну жизнь, после окончания которой он может достигнуть одного из двух посмертных состояний - вечного блага в раю и вечных мучений в аду. То или иное посмертное состояние зависит от земной жизни. Только ряд христианских конфессий протестанского толка отрицает жизнь души после смерти, веря в Воскресение мёртвых. Буддизм предлагает множество перерождений. Перерождение зависит от предыдущей жизни. Цель буддиста - достижение нирваны.

Каждая религия, кроме буддизма, предлагает рай. В раю уготованы наслаждения, но и наслаждения эти разного контекста. Так, если сравнивать ислам и православное христианство, ислам предлагает телесные наслаждения в виде вина и гурий, а православное христианство предлагает наслаж-

114

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿к № 2, 2014

Аномия как глобальный фактор дезорганизации современного общества: философский аспект

дение в виде соединения с Богом и получения радости общении с Ним. Рай же, по мнению Свидетелей Иеговы, обусловлен раем на земле после Второго Пришествия. Каждая религия дарит рай только своим последователям. Так, например, ислам обещает рай только для мусульман, христианство только для христиан и т.д. Ад же гарантирован всем.

Мы можем заключить, что отношение мировых религий и иудаизма к смерти, загробной жизни человека имеет сходства и отличия, причем это в разной степени выражено в том или ином случае. В целом, главное сходство мы видим в том, что все мировые религии призывают не бояться смерти, оценивая ее просто как своеобразную ступень при переходе из одного состояния человека в другое. Различия мы видим в их представлениях о загробной жизни человека: например, если в христианстве, иудаизме и исламе мы наблюдаем тенденцию к обещанию вечного райского блаженства для праведников и мучения в аду для грешников, то буддизм соединяет жизнь и смерть в единой целое, представляя весь этот процесс как цепочку непрерывного перерождения человека.

Библиографический список

1. Авва Дорофей. Душеполезные поучения. -М.: Православный мир, 2000. - 246 с.

2. Архиепископ Женевский и Западноевропейский Антоний (Бартошевич). О загробной участи души человека. - Тверь: Слово, 2008. - 175 с.

3. Вестминстерское исповедание веры / пер. Е. Каширского. - М.: РКМ, 2001. - 44 с.

4. Григорий Великий. Диалоги. Т. 4. - Нижний Новгород: Глаголь, 1999. - 132 с.

5. Долг живых. Еврейские традиции похорон и траура. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.machanaim.org/yearroun/in_tr.htm (дата обращения: 15.10.2013).

6. Католический катехизис. - Апостольская Администратура для католиков латинского обряда Севера Европейской части России, Католик, 2001. - 59 с.

7. Согьял Ринпоче. Книга жизни и практика умирания. - Нижний Новгород: Деком, 2004. - 98 с.

8. Смерть в буддизме. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:\\www.sunhome.ru\ ге%юп\15323 (дата обращения: 20.10.2013).

9. Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. 2-е изд. - СПб., 1899. - Т. 9. - 1329 с.

10. Ты можешь жить вечно в раю на земле. -Нью-Йорк: Издательский центр Свидетелей Иеговы, 1989. - 89 с.

11. Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия» / учеб. пособие под ред. З.А. Медведевой. - Кемерово, 2008. - 165 с.

12. Хадисы от Аль-Бухари. Книга похорон. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р:// dum-spb.ru/hadisy_ot_al-buhari (дата обращения: 08.11.2013).

13. Шауки Балаг. Могильное наказание. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р:// www.islamvevrazii.ru/rel61.php (дата обращения: 14.11.2013).

УДК 316.42; 101

Равочкин Никита Николаевич

Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева

[email protected]

АНОМИЯ КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ФАКТОР ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

В статье произведен философский анализ глобальных процессов дезорганизации общества XXI века. Феномен аномии рассматривается в спектре глобального фактора, оказывающего влияние на развитие современного общества. Ключевые слова: аномия, глобальный фактор, глобальные проблемы, дезорганизация, общество.

Современный этап развития общества, сопровождающийся динамичными процессами усложнения общественных связей под влиянием интенсификации социальных процессов, а также возросший процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств, обусловливают новый уровень осмысления феномена аномии как глобального фактора.

Поэтому, несмотря на достаточное количество исследований, посвященных осмыслению феномена аномии, а также научных дискуссий о смысле этого неоднозначного термина, данная тема оста-

ется неисчерпаемой, где необходима системная реконструкция философских и социологических воззрений, отражающих проблему аномии в ее глобальном масштабе.

Понятие «аномия» восходит к временам Древней Греции и встречается в произведениях Еври-пида и Платона. Широким же распространением термин «аномия» обязан французскому философу и социологу Эмилю Дюркгейму, который связывал данный феномен с различными формами социальной патологии и использовал данный термин в своих основополагающих трудах «О разделении общественного труда» (1893) [3] и «Самоубийство» (1897) [4]. По Дюркейму, аномия является

© Равочкин Н.Н., 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2014

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.