Научная статья на тему 'Аномия как глобальный фактор дезорганизации современного общества: философский аспект'

Аномия как глобальный фактор дезорганизации современного общества: философский аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
441
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНОМИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ФАКТОР / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ANOMY / GLOBAL FACTOR / GLOBAL PROBLEMS / DISORGANIZATION / SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Равочкин Никита Николаевич

В статье произведен философский анализ глобальных процессов дезорганизации общества XXI века. Феномен аномии рассматривается в спектре глобального фактора, оказывающего влияние на развитие современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anomy as contemporary society disorganization global factor: philosophic aspect

Philosophic analysis of global 21st century society disorganization processes is produced in the article. Anomy phenomenon is examined within the retrospect of global factor, influencing contemporary society development.

Текст научной работы на тему «Аномия как глобальный фактор дезорганизации современного общества: философский аспект»

дение в виде соединения с Богом и получения радости общении с Ним. Рай же, по мнению Свидетелей Иеговы, обусловлен раем на земле после Второго Пришествия. Каждая религия дарит рай только своим последователям. Так, например, ислам обещает рай только для мусульман, христианство только для христиан и т.д. Ад же гарантирован всем.

Мы можем заключить, что отношение мировых религий и иудаизма к смерти, загробной жизни человека имеет сходства и отличия, причем это в разной степени выражено в том или ином случае. В целом, главное сходство мы видим в том, что все мировые религии призывают не бояться смерти, оценивая ее просто как своеобразную ступень при переходе из одного состояния человека в другое. Различия мы видим в их представлениях о загробной жизни человека: например, если в христианстве, иудаизме и исламе мы наблюдаем тенденцию к обещанию вечного райского блаженства для праведников и мучения в аду для грешников, то буддизм соединяет жизнь и смерть в единой целое, представляя весь этот процесс как цепочку непрерывного перерождения человека.

Библиографический список

1. Авва Дорофей. Душеполезные поучения. -М.: Православный мир, 2000. - 246 с.

2. Архиепископ Женевский и Западноевропейский Антоний (Бартошевич). О загробной участи души человека. - Тверь: Слово, 2008. - 175 с.

3. Вестминстерское исповедание веры / пер. Е. Каширского. - М.: РКМ, 2001. - 44 с.

4. Григорий Великий. Диалоги. Т. 4. - Нижний Новгород: Глаголь, 1999. - 132 с.

5. Долг живых. Еврейские традиции похорон и траура. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.machanaim.org/yearroun/in_tr.htm (дата обращения: 15.10.2013).

6. Католический катехизис. - Апостольская Администратура для католиков латинского обряда Севера Европейской части России, Католик, 2001. - 59 с.

7. Согьял Ринпоче. Книга жизни и практика умирания. - Нижний Новгород: Деком, 2004. - 98 с.

8. Смерть в буддизме. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:\\www.sunhome.ru\ ге%юп\15323 (дата обращения: 20.10.2013).

9. Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. 2-е изд. - СПб., 1899. - Т. 9. - 1329 с.

10. Ты можешь жить вечно в раю на земле. -Нью-Йорк: Издательский центр Свидетелей Иеговы, 1989. - 89 с.

11. Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия» / учеб. пособие под ред. З.А. Медведевой. - Кемерово, 2008. - 165 с.

12. Хадисы от Аль-Бухари. Книга похорон. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р:// dum-spb.ru/hadisy_ot_al-buhari (дата обращения: 08.11.2013).

13. Шауки Балаг. Могильное наказание. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р:// www.islamvevrazii.ru/rel61.php (дата обращения: 14.11.2013).

УДК 316.42; 101

Равочкин Никита Николаевич

Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева

nickravochkin@mail.ru

АНОМИЯ КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ФАКТОР ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

В статье произведен философский анализ глобальных процессов дезорганизации общества XXI века. Феномен аномии рассматривается в спектре глобального фактора, оказывающего влияние на развитие современного общества. Ключевые слова: аномия, глобальный фактор, глобальные проблемы, дезорганизация, общество.

Современный этап развития общества, сопровождающийся динамичными процессами усложнения общественных связей под влиянием интенсификации социальных процессов, а также возросший процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств, обусловливают новый уровень осмысления феномена аномии как глобального фактора.

Поэтому, несмотря на достаточное количество исследований, посвященных осмыслению феномена аномии, а также научных дискуссий о смысле этого неоднозначного термина, данная тема оста-

ется неисчерпаемой, где необходима системная реконструкция философских и социологических воззрений, отражающих проблему аномии в ее глобальном масштабе.

Понятие «аномия» восходит к временам Древней Греции и встречается в произведениях Еври-пида и Платона. Широким же распространением термин «аномия» обязан французскому философу и социологу Эмилю Дюркгейму, который связывал данный феномен с различными формами социальной патологии и использовал данный термин в своих основополагающих трудах «О разделении общественного труда» (1893) [3] и «Самоубийство» (1897) [4]. По Дюркейму, аномия является

© Равочкин Н.Н., 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2014

115

ФИЛОСОФИЯ

одним из важнейших факторов, который вызывает ряд опасных социальных деформаций. В основе его теории аномии лежат следующие социологические концепции: признание общества самостоятельной объективной реальностью по отношению к составляющим его индивидам; рассмотрение доминирующего влияния социальной среды на индивидуальное сознание и поведение; обоснование социальной природы религии, морали, права и самого процесса познания. Собственно концепция аномии органично вытекает у автора из идеи социальной солидарности, где последнее им понималось как явление, способное скрепить и сплотить в одно целое.

Дюркгейм полагал, что аномия может развиваться только в том случае, когда быстрые социально-экономические трансформации нарушают устоявшийся порядок в общественном устройстве. Вследствие таких трансформаций многие ценностные нормы и ожидания человека становятся неясны, недоступны, неосуществимы. Следуя принципу историзма, Дюркгейм полагал, что аномия есть не что иное, как следствие неполного перехода от «традиционного» (архаического) общества с его «механической» социальной солидарностью к «органической» солидарности. Фундаментом механической солидарности, согласно концепции Дюркгейма, является неразвитость и высокая степень сходства составляющих общество индивидов. Индивид в таком «примитивном» обществе не принадлежит самому себе, а коллективное сознание почти целиком поглощает индивидуальные признаки. Общественное согласие заключается в единстве убеждений, консенсусе моральных норм и принципов, которые наблюдаются в пределах коллективной жизни и собственности. Социальная регуляция выражается в данном случае в принуждении, в строгих репрессивных нормах, которые имеют карательное воздействие за малейшее отклонение от общих правил коллективной морали и коллективного поведения. Органическая же солидарность, которая порождается разделением общественного труда, основана уже не на сходстве, а на различии индивидов.

Благодаря этому человек сознательно начинает воспринимать свою зависимость от общества, которая раньше поддерживалась репрессивными мерами. Дюркгейм заострял внимание на том, что общественное разделение труда, составляющее основу промышленного общества, становится основополагающим источником социальной солидарности и основанием «морального порядка».

Таким образом, согласно концепциям Дюркгей-ма, аномия имеет следующие признаки:

а) частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных социальных ситуациях, когда прежняя система норм и ценностей разрушена, а новая еще не утвердилась;

б) низкая степень воздействия социальных и моральных норм на индивидов, их неэффективность в качестве средства социальной регуляции поведения;

в) расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности противоречие между нормами, которые определяют цель деятельности, и нормами, которые регулируют средства достижения этих целей.

Вслед за Дюркгеймом другие исследователи развивали теорию протекания общественных процессов с точки зрения нравственных, психологических и иных состояний отдельных индивидов и их сообществ, вынужденных пребывать в социуме с высокой степенью аномии.

Так, известный немецкий социолог и философ Э. Фромм [7] в своих взглядах на «больное общество» указывает на глобальную опасность аномии. Идея основного гуманистического труда Фромма заключается в том, что главнейшим показателем болезни общества является равнодушие к человеческой личности.

Аномия как глобальный фактор, оказывающий влияние на дезорганизацию социальной жизни, приводит к широкому распространению деви-антного поведения, определение которого схоже с понятием аномии и рассматривается как несоответствие имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или обществе в целом. Нарушения отдельными индивидами или группами общепринятого, нормального, с точки зрения большинства членов общества, социального порядка неизбежно деформирует непрерывный процесс воспроизводства всего ценностно-нормативного механизма общественной жизни, который призван обеспечивать соответствующее нормам поведение людей. Прежде всего, аномия ведет от заведенного и привычного порядка - к непредсказуемому беспорядку, хаосу, анархии. Поэтому порядок как самовоспроизводящийся механизм ценностно-нормативного регулирования состоит из практически применяемых образцов поведения, которые признаны всем обществом и являются для него наиболее необходимыми.

Так, яркой иллюстрацией аномийных процессов служат последние события в мире. Как следует из вступившего в силу французского закона [8] о легализации браков между лицами нетрадиционный сексуальной ориентации, установлены права на усыновление детей, которыми обладают обычные супружеские пары. Из комментариев «Российской газеты» от 24 апреля 2013 г. следует, что «в движении противников "Брака для всех", который в последние месяцы приобрел массовый характер, участвовали сотни тысяч человек. Их манифестации, носившие в целом мирный характер, все чаще становились поводом для столкновений

116

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿к № 2, 2014

с полицией, как это случилось на днях неподалеку от Сената после того, как там поддержали закон о гомосексуальных браках» [6]. Тема однополых браков и возможности усыновления ими детей плотно закрепилась в российских СМИ. Эксперты уверяют, что иначе как пропагандой это назвать нельзя: общество учат терпимо относиться к людям нестандартной ориентации, их представляют жертвами и борются за их права.

Аномийные процессы, происходящие в современном социуме, не исчерпываются приведенным выше примером. Так, геологическая история Земли изобилует событиями, которые коренным образом изменили ее облик, видовой состав ее растительного и животного миров. В данном случае речь идет о глобальных природных катастрофах. В современном мире природно-климатические аномалии все чаще дестабилизируют обстановку и вносят существенные коррективы в повседневную жизнь государств и народов мира. С глобальными природно-климатическими изменениями ученые связывают нарастание конфликтов в мире, прежде всего из-за доступа к природным ресурсам. В частности, прогнозируется, что в результате глобального потепления будет облегчен доступ к энергоресурсам, которыми богата Арктика. В условиях нарастания дефицита мировых ресурсов уже сегодня между ведущими странами мира начинает обостряться борьба вокруг Арктики [5, с. 20]. В целом грядущие природно-климатические изменения в мире, которые несут в себе серьезную опасность самому существованию народов мира, требуют от государств и правительств уже сегодня быть готовыми действовать в кризисных условиях эволюции земной цивилизации.

Подводя итог, следует обратить внимание на то, что отмеченные выше характеристики негативных процессов и явлений имеют множественные факторы детерминации, однако в их составе ведущее положение занимают аномийные общественные состояния, прямо или опосредовано способствующие разрушению базовых основ социальной стабильности, порядка и цивилизационного развития в планетарном масштабе. Вместе с этим автор данной статьи не претендует на полноту исследования всех вопросов, связанных с феноменом аномии как фактора, оказывающего глобальное дезорганизующее воздействие на развитие современного общества. Ограниченный объем данной статьи не позволяет изложить все вопросы, которые связаны с этим

парадоксальным явлением. Так, за пределами внимания остался философский вопрос о природе аномии и ее продуктивности. Дать однозначную оценку этому явлению невозможно. Будучи тотальной деструкцией, хаос, лежащий в основе аномии, может быть конструктивным и способным служить чем-то вроде «первоматерии», из которой рождаются вполне упорядоченные формы. И мы, в свою очередь, солидарны с мнением русского философа-правоведа Н.Н. Алексеева, который полагал, что «не следует рассматривать хаос как феномен чисто отрицательный, ибо в нем ощущается близость к истинно беспредельному» [1, с. 52]. Аномия, в том числе и как глобальный фактор дезорганизации общества, может нести в себе конструктивный потенциал. «Страсть к разрушению - творческая страсть», и не может быть революционного обновления без «широкого и страстного разрушения, разрушения спасительного и плодотворного, потому что именно из него и только посредством него зарождаются и возникают новые миры» [2, с. 123]. Поэтому данный философский вопрос - эта тема другой статьи и является продолжением данного философского исследования.

Библиографический список

1. Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки. - М.: Зерцало, 2008. - 358 с.

2. Бакунин М.А. Анархия и Порядок. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 387 с.

3. Дюркгейм Э.О. Разделении общественного труда. - М.: Просвещение, 1996. - 406 с.

4. Дюркгейм Э.О. Самоубийство: социологический этюд. - М.: Мысль, 1994. - 399 с.

5. Загладин В.В., Фролов И.Т. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. - М.: Наука, 1981. - 208 с.

6. Прокофьев В. «Голубым» дали зеленый свет // Российская газета. - №6065 (89). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. rg.ru/2013/04/23/braki-site.html (дата обращения: 25.12.2013).

7. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: АСТ, 2009. - 299 с.

8. LOI n 2013-404 du 17 mai 2013 ouvrant le mariage aux couples de personnes de même sexe NOR: JUSC1236338L. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.legifrance.gouv.fr (дата обращения: 20.12.2013).

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2014

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.