Научная статья на тему 'Антропологическая картина посмертного существования в христианстве и исламе'

Антропологическая картина посмертного существования в христианстве и исламе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
470
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ / ANTHROPOLOGY / ПОСМЕРТНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ / AFTERLIFE / РАЙ / АД / ЧИСТИЛИЩЕ / PURGATORY / ХРИСТИАНСТВО / CHRISTIANITY / ИС-ЛАМ / HEAVEN / HELL / ISLAM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карнаухов Игорь Александрович

Автор актуализирует то, что способствует диалогу по общим вопросам веры, этики, морали, социализации индивида и проблемам экстремизма. Одним из диалоговых полей является вопрос о смерти и посмертном существовании человека как основа взаимопонимания верующих. Тема актуальна для философско-антропологического рассмотрения картины мира в ведущих мировых религиях: христианстве и исламе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anthropological view of Christian and Islamic afterlife

Relations between followers of two the most common religions, Christianity and Islam, are set on edge. To prevent possible conflicts and develop peaceful coexistence of two faiths we must find new ways to achieve the dialogue. Belief in life after death is one of these ways.

Текст научной работы на тему «Антропологическая картина посмертного существования в христианстве и исламе»

ш

ISSN 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2013. № 1 (8)

18. Струве П. Б. Patriótica: Политика, культура, религия, социализм / сост. В. Н. Жукова. - М.: Республика, 1997. - 527 с.

19. Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в национальных парках / М. Е. Кулешова. - М.: Центр дикой природы, 2002. - 46 с.

20. Франк С. Л. Духовные основы общества: философия от античности до современности [Электронный ресурс] / Л. С. Франк. - Электрон. дан. - М.: Директме-диа Паблишинг, 2003. - Т. 9. - 398 с.

21. Хоруженко К. М. Культурология: энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 640 с.

22. Цицерон М. Т. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма / М. Т. Цицерон. - М.: Ладомир, 1994. - С. 62.

23. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. - М.: Госполитиздат, 1952. - 192 с.

24. Эрн В. Ф. Сочинения [Электронный ресурс] / В. Ф. Эрн. - Электрон. дан. - М.: Правда, 1991. - 576 с. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

25. Shanks Michael and Christopher Tilley. Ideology, Symbolic Power, and Ritual Communication: A Reinterpretation of Neolithic Mortuary Practices // I. Hodder (ed.) Symbolic and Structural Archaeology.

- Cambridge: Cambridge University Press, 1982. -Р. 129-154.

26. Shanks Michael and Christopher Tilley. Social Theory and Archaeology. - Cambridge: Polity, 1987.

27. Shanks Michael and Ian Hodder. Processual, postprocessual and interpretive archaeologies // I. Hodder, M. Shanks, A. Alexandri, V. Buchli, J. Carman, J. Last and, G. Lucas (eds). Interpreting Archaeology. Finding meaning in the past. - London: Routledge, 1995.

- Р. 3-29.

28. Tilley Christopher. Interpreting material culture // I. Hodder (ed.) The Meanings of Things. - London: Routledge, 1989. - Р. 185-194.

29. Музейная энциклопедия [Электронный ресурс] / Сектор Российской музейной энциклопедии при участии Сети Культурного Наследия: дизайн и программирование ЗАО "Интернет". - 2002. Режим доступа: www.museum.ru.

Мазенкова Анна Алексеевна - кандидат философских наук, доцент ка- Статья поступила в редакцию

федры менеджмента туризма и гостиничного бизнеса Тюменской государс- 11.04.2013 г.

твенной академии культуры, искусств и социальных технологий.

© А. А. Мазенкова, 2013

УДК 291.1

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА ПОСМЕРТНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ И ИСЛАМЕ

И. А. Карнаухов

ФГБОУВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Автор актуализирует то, что способствует диалогу по общим вопросам веры, этики, морали, социализации индивида и проблемам экстремизма. Одним из диалоговых полей является вопрос о смерти и посмертном существовании человека как основа взаимопонимания верующих. Тема актуальна для философско-антропологического рассмотрения картины мира в ведущих мировых религиях: христианстве и исламе.

Ключевые слова: антропология, посмертное существование, рай, ад, чистилище, христианство, ис-

В последнее время в России резко обострились отношения между последователями двух наиболее распространённых религий - Христианства и Ислама. С целью предотвращения возможных конфликтов и развития мирного сосуществования представителей двух конфессий

необходимо найти новые пути достижения диалога наряду с уже существующими. Вера в загробную жизнь является одним из таких путей.

Общество с давних времён находится в ситуации мирового межрелигиозного кризиса, но в настоящее время отношения между религия-

Социогуманитарные проблемы

ми приобретают форму предельно-взаимного неприятия. Находясь в условиях постоянной борьбы, религии, тем не менее, стремятся к диалогу по общим вопросам веры, этики, морали, по социализации индивида, по проблемам экстремизма и т. д. Но зачастую во всем многообразии диалоговых полей вопрос посмертного существования человека как один из важных аспектов построения взаимопонимания между религиозными верованиями не имеет должного философско-антропо-логического рассмотрения. Ислам и христианство по количеству последователей являются лидирующими религиями. Поэтому важно сформировать философско-антропологический образ картины мира посмертного существования прежде всего в христианской и исламской традициях.

Прежде чем говорить о христианском понимании посмертного существования, необходимо обратиться к истокам христианства, а именно к ветхозаветным представлениям еврейского народа. До прихода Христа концепция небесного рая у евреев отсутствовала. Слово «Ад», по-еврейски «Шеол», обозначает место (а не состояние), которое просит или требует к себе всех без исключения, принимая в свои владения умерших. Оно находится в земле, всегда упоминается в связи с мёртвыми и означает просто общую могилу человечества или область земли (не моря), где находятся умершие, в то время как отдельная могила или место погребения по-еврейски называется «кевер» (Быт. 23:4, 6, 9, 20).

«Хотя шеол страшен, он, однако, не является местом пыток. Тем не менее там обнаруживаются три типа особых наказаний: червивое ложе, <...>; жажда и огонь» [4, с. 46]. Прежде всего, указывает Ле Гофф, «Ветхий Завет выделяет в ше-оле его крайние глубины, отведённые для особо нечестивых мёртвых: народов, не знающих обрезания, жертв убийства, казнённых и умерших без погребения, при этом речь идёт скорее о мёртвых нечистых, нежели о мёртвых преступных» [6, с. 47]. В боговдохновенных Писаниях слова «шеол» (еврейское) и «гадес» (греческое) связаны со смертью и умершими, а не с жизнью и живыми (Отк. 20:13). В самих этих словах нет ни мысли о блаженстве или муках, нет ни намёка на такую мысль.

В христианском понимании смерти даётся иная трактовка загробного мира (ада и рая). Согласно православному вероучению, после грехопадения прародителей в ад попадали души всех умерших, в том числе ветхозаветных праведников (Быт. 37: 35). Св. Иоанн Златоуст писал об аде, но как о субъективном состоянии души: «.И теперь души умерших святых (благочестивых христиан) попадают в рай. Но часто своими грехами

Р*7

живущие люди, не осознавая этого, отталкивают от себя Бога - сами (ещё живя на земле) создают в душе своей сущий ад, а после смерти души уже не имеют возможности переменить своего состояния, которое будет и дальше прогрессировать в вечности» [4, с. 905]. Посмертная и окончательная судьба душ умерших нехристиан не известна ныне живущим - она полностью зависит от воли Бога, если Он посчитает, что умерший жил по совести, и что его душа готова славить Христа, то она может быть принята в райские обители.

Смерть, по учению христианства, была лишь переходным этапом из одной жизни в другую. Верующий для Бога был всегда жив, находясь после смерти в Церкви Небесной, о нем возносились молитвы, от его лица подавалась милостыня, к нему обращались и о нём помнили потомки.

Католицизм как одно из направлений христианства в данном вопросе отличается от православия догматом о чистилище - промежуточной инстанции между раем и адом, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощённые при этом смертными грехами, пребывают в очищающем огне. Вера в существование чистилища может быть возведена к представлениям иудаизма о том, что люди будут оцениваться Богом согласно их делам и что верующие должны молиться о том, чтобы Бог оказал милость душам умерших. Для доказательства существования чистилища и возможности прощения некоторых грехов в загробной жизни католические теологи приводят главным образом два фрагмента из Святого Писания:

1. «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матф. 12:32);

2. «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор. 3:13).

В первом пункте католики видят различение между грехами, прощаемыми в земной жизни и грехами, прощаемыми в загробной. Во втором - слова апостола Павла об огне, испытывающем дела каждого, они понимают в буквальном, а не переносном смысле. И здесь прослеживается связь с представлениями в иудаизме, что Иегова есть огонь.

Согласноучениюкатолическойцеркви,чисти-лище являет собой форму трансцендентного существования (состояния) души человека, почившего в благодати, но обременённого тяжестью непрощённых допустимых грехов, либо отпущенных смертных грехов, либо скверными привычками. Души подобного типа, прежде чем попасть в Царство Небесное, должны очиститься в чистилище.

ш

Iввы 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2013. № 1 (8)

В ХШ-ХУ вв. католическая церковь сделала несколько проясняющих заявлений о чистилище. Утверждалось, что души тех, кто скончался в первородном грехе (т. е. некрещёных младенцев), попадают в ад, но их наказание является более лёгким, нежели кара душам, виновным в действительных грехах.

В «Божественной комедии» Данте, изображающей ад согласно с общепринятыми католическими понятиями Средних веков, ад и чистилище составляют два совершенно особых места: ад находится во внутренности земли в виде обширного конуса, концентрические круги которого идут к центру земли, постепенно уменьшаясь. Чистилище же находится по иную сторону центра, на поверхности другого полушария. Каждая душа пробудет в чистилище столько времени, сколько необходимо для искупления её грехов. В настоящее время некоторые католические теологи под чистилищем нередко разумеют не место, а душевное состояние мучения, среднее между райским и адским состоянием. Очищающий огонь понимается как символ, в нём усматриваются угрызения совести и раскаяние, но большинство верующих признаёт реальное существование этого огня.

Ислам также не обходит стороной вопрос посмертного существования человека и даёт детальное и подробное описание ада. Так, исследователями выделяются несколько ступеней. «Огненный жар в Аду распределён неравномерно, и муки его обитателей будут различаться по степени тяжести. Иными словами, наказание в аду не является одинаковым для всех. Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: «Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня» (Ан-Ниса, 145). Чем глубже расположена ступень в Аду, тем жарче там пламя» [2, с. 40].

Абд ар-Рахман бин Зейд бин Аслам сказал: «Ступени Рая поднимаются вверх, а в Аду они спускаются вниз». <...> В некоторых трактатах встречаются названия ступеней Ада:

1. Джаханнам (Геенна);

2. Лаза (Адское Пламя);

3. Аль-Хутама (Огонь Сокрушающий);

4. Ас'Саир (Пламя);

5. Сакар (Преисподняя);

6. Аль-Джахим (Ад);

7. Аль-Хавийа (Пропасть) [2, с. 41].

Однако некоторые исследователи указывают

на то, что все данные эпитеты являются названиями ада целиком, а не какой-то его отдельной части.

«Приверженцы сунны и единой общины верят в то, что Ад вечен и никогда не исчезнет, что его обитатели будут страдать в нём вечно и что покинут его только грешники, не приобщав-

шие сотоварищей к Аллаху. Что же касается неверующих и многобожников, то они останутся там навсегда. Между прочим, существуют и другие точки зрения по данному вопросу. Например, джахмиты не считают вечными ни Ад, ни Рай. Хариджиты и мутазилиты полагают, что всякий попавший в Ад пребудет там вечно, даже если он не приобщал сотоварищей к Аллаху. Хариджиты считают, что каждый, кто совершает грехи, становится неверующим и обречен на вечные страдания в Аду. По мнению мутазилитов, если человек совершает грехи, то он занимает промежуточное положение между верующими и неверующими: в этом мире на него распространяются законы ислама, а в Последней жизни он навечно останется в Геенне» [2, с. 53-54].

Некоторые суфии придерживаются мнения о том, что обитатели ада будут мучиться в нём определённое время, после чего их огненная природа изменится, и они станут получать удовольствие от пребывания в аду в силу сходства их природы. Представителем данной позиции, к примеру, можно назвать Ибн'Араби ат-Таи. Одним из наиболее распространённых названий ада является Джаханнам. Согласно Корану, в Джаханнам попадут и люди, и джинны (11:120; 41:24), пребывать будут там вечно (23:105). Главные мучения, которые ожидают грешников в Джаханнаме, - от жгучего огня. Образ огня преобладает в отличающемся натуралистическими деталями ко-раническом описании Джаханнама. Грешники, находящиеся в Джаханнаме, связаны цепями, «одеяние их из смолы, лица их покрывает огонь» (14:50-51), «огонь обжигает их лица и они... мрачны» (23:106). Питьё грешников - кипяток (38:57), который «рассекает их внутренности» (47:17), и гнойная вода. Когда грешник проглатывает эту воду, «приходит к нему смерть со всех мест, но он не мёртв, а позади его - суровое наказание» (14:19-20). В Джаханнаме растёт дерево заккум, у которого вместо плод - головы шайтанов (37:6064). По кораническому представлению, широко представленному комментаторами и богословами, Джаханнам образуется сочетанием концентрических воронкообразных кругов. Джаханнам имеет ворота (39:71-73; в одном из описаний -семь ворот, 15:44). В некоторых местах Корана Джаханнам представляется также в виде дрожащего, движущегося чудовища (89:24; 67:7-8), что аналогично некоторым западноевропейским средневековым представлениям об аде. Поздние варианты предания развивали оба кораничес-ких представления о Джаханнаме. В них появилось также толкование широко употребительного в Коране выражения «прямая дорога», «прямой путь» (ассират алмустаким) как протянутый над

Социогуманитарные проблемы

Джаханнамом мост шириной в лезвие меча, по которому будут проходить люди в день Страшного суда.

Образ рая в христианстве и исламе отразил Ю. Максимов в одноименной работе. Он пишет, что для мусульманина рай - возвращение в состояние Адама до грехопадения, отсюда и образ садов Эдема: «первозданный Рай тождествен будущему Раю»; тогда как для христианина достижение Рая не является возвращением в Эдем: Боговоплощение подняло человеческую природу на несравненно более высокую ступень близости к Богу, чем была у прародителей - «одесную Отца»: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий <... > Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор 15:45,47-49).

Не считая параллелей с Эдемом, мусульманский образ рая в целом чужд эсхатологии как Ветхого, так и Нового Завета и, скорее, в этом пункте имеет своим источником не христианство, а зороастризм: «У них стоят их ложа разубраны, душисты, подушками полны <...> у них сидят девицы, украшены браслетами, перепоясан стан, прекрасны, длиннопалы, и так красивы телом, что сладостно смотреть» (Авеста. Ард-яшт 11.9; 11)» [7, с. 272].

Максимов рассматривает образ города в Царствии Небесном и делает любопытное замечание, что если сад есть по существу целиком творение Божие, то образ города как создания

Р*7

человеческого знаменует участие человечества в Царствии Божием. Употребление образа города в описании Царствия Небесного означает, что человечество со-участвует в спасении: «нужно, чтобы мы, созданные по образу и подобию Божию, участвовали в пришествии и строительстве Царствия Небесного» [8, с. 134]; «Сей город, имеющий краеугольным камнем Христа, составляется из святых» [1, с. 80]. В исламе же такое соучастие немыслимо, - заключает Максимов, - поэтому естественно употребление флористичного образа. В Коране вообще для обозначения рая обычно употребляется слово «аль-Джанна» (сад). В интерпретациях современных исламских авторов усиливается смысл райского пребывания человека в присутствии Бога, тем самым уменьшается функциональное различие рая в исламе и христианстве.

Исходя из вышеизложенного, мы можем заключить, что при всех видимых различиях, образы рая и ада в христианстве и исламе имеют антропологическую окраску. Рай и ад направлены на человека. И хотя образ райской обители в христианстве прописан не так подробно, как в исламе, он несёт в себе единую антропологическую функцию. Нельзя не согласиться с верным утверждением Максимова, что представление о позитивной посмертной участи человека крайне важно для понимания содержания любой религии, и тем удивительнее, что исследователи, как правило, обходят его вниманием, тогда как без него лишается смысла всё остальное - если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор 15:19).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алфеев Иларион (иером.). Введение в догматическое богословие. М., 1996. - 250 с.

2. Аль-Ашкар У. С. Рай и ад. / Пер. с арабского, вступ. слово и примечания Э. Р. Кулиева. - М.: Мир, 2007. - 276 с.

3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское библейское общество, 2009. - 1376 с.

4. Златоуст Иоанн. Творения (Свт.): В 11 т. Т. 11. Кн. 2. - М., 1905. - 1228 с.

5. Коран. / Перевод и комментарии И. Крачковско-го. Под редакцией В.И. Беляева. - Изд. 2-е. М.: Наука, 1986. - 727 с.

6. Ле Гофф Ж. Рождение чистилища. М., Астрель, 2011. - 544 с.

7. Максимов Ю. Образ рая в христианстве и исламе. // Альфа и Омега № 2 (20). - М., 1999. - С. 271-280.

8. Мейендорф Иоанн (прот.). Византийские представления об исламе // Альфа и Омега № 2/3 (9/10). -М., 1996. - С. 134-136.

Карнаухов Игорь Александрович - аспирант кафедры философии Тю- Статья поступила в редакцию

менского государственного нефтегазового университета. 7.03.2013 г.

© И. А. Карнаухов, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.