Научная статья на тему 'Архетипы «Дом» и «Бездомье» в мировых религиях'

Архетипы «Дом» и «Бездомье» в мировых религиях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
689
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМ / БЕЗДОМЬЕ / ХРИСТИАНСТВО / БУДДИЗМ / АРХЕТИПЫ / ОБЩИНА / РАЙ / АД / ХРАМ / ЦЕРКОВЬ / МЕЧЕТЬ / СЕКТА / ВСЕЛЕННАЯ / НИРВАНА / БРАТСТВО / СЕМЬЯ / БОГ / АЛЛАХ / ШКОЛА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шутова Елена Викторовна

Статья представляет собой краткий анализ функционирования архетипов «Дом» и «Бездомье» в мировых религиях. Данные архетипы, теснейшим образом связанные с жизнью множества людей, по-разному представлены в христианстве, исламе и буддизме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архетипы «Дом» и «Бездомье» в мировых религиях»

Шутова

Елена Викторовна

АРХЕТИПЫ «ДОМ» И «БЕЗДОМЬЕ» В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ

Аннотация

Статья представляет собой краткий анализ функционирования архетипов «Дом» и «Бездомье» в мировых религиях. Данные архетипы, теснейшим образом связанные с жизнью множества людей, по-разному представлены в христианстве, исламе и буддизме.

Ключевые слова: дом, бездомье, христианство, буддизм, архетипы, община, рай, ад, храм, церковь, мечеть, секта, Вселенная, нирвана, братство, семья, Бог, Аллах, школа.

Люди с древнейшего времени хранят представление о домашнем очаге и доме в своей душе. Духовный опыт народа передавался из поколения в поколение, хранились, приумножались и обогащались его духовные ценности, изменялись его нравственные идеалы, однако во все времена Дом выступал как один из важнейших факторов человеческого существования, организующий все основополагающие аспекты жизни человека. Причина значимости образа Дом во всех национальных культурах заключается, видимо, в том, что он принадлежит к числу самых глубоких, базовых структур культуры. Дом можно отнести к числу основополагающих, всеобъемлющих архетипичес-ких образов, с давних времен функционировавших в человеческом сознании, под которым, вслед за К.Г. Юнгом, мы понимаем «первичные образы», «повторяющиеся модели опыта» [1,134], сохранившиеся в коллективном бессознательном человечества и нашедшие выражение в мифах, религиях, фольклоре, литературе.

Слово «религия» обозначает (лат. religare - воссоединять) воссоединение человека с Богом. В мировых религиях как в наиболее развитых религиозных системах определен особый статус человека в его отношении к Богу, а на этой основе - к миру и другим людям. Важный аксиологический статус среди религиозных ценностей занимают «Дом» и «Бездомье». Дом соотносится с областью сакрального, несет в себе «отблеск» Царства Небесного, Божьего Дома.

В христианстве архетип «Дом» многозначен и характеризует различные формы бытия. В Ветхом Завете, во-первых, «Дом» есть земля, созданная Богом, особенно Эдем (Райский Сад). Библия описывает Бога как строителя и устроителя этого «Дома». Книга Бытия представляет нарративное описание того, как Бог построил Свой дом и навел в нем порядок. Он сделал из земли пол, из неба -потолок, на потолке поставил светильники солнца и луны и бесчисленное количество звезд. Он закрыл море в его стенах, населил море и сушу жизнью и дал всему свои уставы, как подобает истинному Главе дома. В конце Бог

создал человека по своему образу и подобию и поставил его управлять Своим домом и хранить созданный им мир, возделывать Эдемский сад, в котором он поселил первых людей продолжать человеческий род [Быт. 1:28; 2:15]. После нарушения запрета (не есть с дерева познания добра и зла) Бог изгоняет первых людей из рая и обрекает на бездомье их и будущее поколение людей. В Ветхом Завете повествуется о бесконечных скитаниях иудейского народа, о том, как единый человеческий род распадается на отдельные семьи (диаспоры), которые создают свои «Дома» в разных местах земли. Здесь «Дом», во-вторых, рассматривается как своя земля, место обетования еврейского народа. В-третьих, «Дом» есть государство. Иудейский народ шел долгим сложным путем к построению своего государства, следовательно, своего Дома. Моисей привел иудеев в Палестину, где они стали оседлым народом и создали свое государство, которое, правда, позже было разрушено.

В Ветхом Завете выделяется и «Дом-семья», которая является крепким «фундаментом» для государства, и рассказывается о городах как семьях. Дом как семья - это, прежде всего, Дом Авраама как прародителя двенадцати колен иудеев, затем Дом Ноя, Дом Лота, Дом Иакова.

В-четвертых, «Дом» понимается в Ветхом Завете как Храм. Библия хранит историю трех Храмов - Божьих Домов. Все три иерусалимских Храма были разрушены, и иудеи уведены в плен. Однако синагогальная организация и авторитет раввинов были направлены на то, чтобы в условиях отсутствия социального, политического, территориального, даже языкового единства рассеянных по всему свету евреев иудеи служили интегрирующим ядром, не позволяющим евреям забывать о своем Доме.

В Новом Завете формируется новое понимание «Дома» (все страны, где религией является христианство, имеются христианская церковь, христианская община, христиане). Заключается новый завет (договор) человека с Богом, и Бог снова принимает непосредственное участие в строительстве этого нового «Дома». Он закладывает краеугольный камень, фундамент Дома, объявляя Иисуса Христа сыном Божьим, а его апостолов - живыми камнями, один из которых получает имя Петр (греч. «камень»). Метафорическим цементом для этих камней при построении крепкого христианского «Дома» выступает любовь.

Иисус Христос сравнивается в христианском вероучении с женихом, а церковь - с невестой, что создает образ любящего супружеского дома. Когда на смену язычеству приходит христианство, семья становится не просто ячейкой общества, но таинством, в которое вступают два христианина, заявляя о своем совместном решении перед своей общиной. По христианскому вероучению семья есть малая церковь.

Религиозно-культовые сооружения (храмы) также рассматриваются христианством в качестве «Дома». Прежде всего, храм выступает символом Божьего Дома, единения христиан, является местом не только богослужения, но и дружеского христианского общения.

Христианская община также выступает в качестве «Дома». Сформированный комплекс вины перед предками за нарушение заветов Бога заставляет людей сплачиваться в общины. Уже первые христианские общины приучили своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по всему огромному пространству Римской империи, тем не менее, ощущали свое духовно-религиозное единство, принадлежность к одному духовному «Дому».

В христианстве сильно убеждение, что можно быть

праведным, а следовательно, и обрести свой истинный «Дом», следуя определенным правилам поведения, творя добро для ближних и распространяя христианскую веру. Ближние есть прежде всего те, кого Христос поставил рядом с нами: братья и сестры по христианской вере. Понятия «Дом» и «ближний» оказываются тесно связанными, приобретают универсальный смысл.

В этой связи становятся оправданными слова и действия Иисуса Христа по отношению к дому и семье. К примеру, почти в одном и том же тексте Библии на первый взгляд кажутся двусмысленными его высказывания: «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии не исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушал сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке» [Мф. 7:24-26]. Или далее: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» [Мф. 12:25]. Но в этой же главе он отказывается от своей матери и братьев: «Кто матерь Моя и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои» [Мф. 12:48-50]. А выше призывал отказаться всех от своих кровных родных: «Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына: и восстанут дети на родителей и умертвят их» [Мф. 10:21]. Двусмысленность высказываний Христа является кажущейся. Христос стремился через апостолов и свои собственные действия распространять христианскую религию. Поэтому для него создание наднациональной религии (а в перспективе и наднациональной христианской церкви) было стратегически более важным, чем создание семьи, духовной основой которой является христианская религия. Отсюда поставленная им задача - расширение идеи «стен этого Дома» до глобальных масштабов, когда дом становится единым для всех христиан, объединившихся верой в одного Бога.

«Домом» в Новом Завете является и каждый человек-христианин, тело и душа которого представляют собой храм. В послании к Коринфянам апостол Павел утверждает: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» [1Кор. 6:19]. Моральный перенос идеи «Дома» внутрь человека, в его душу и духовный мир осуществляется, например, в учении об осенении верующего крестом как сотворении духовного дома души. Символ креста является своего рода духовным иммунитетом против искусителя-дьявола. Такой духовный «Дом» - верующая душа оберегает тело человека от греха. И, естественно, что такое существо как дьявол (грех), будучи существом бездомным, пытается завладеть чужим жилищем, и если не занять, то изнутри его разрушить. Итак, идея христианского вероучения, выраженного в Библии, заключается в признании того, что церковь представляет Божий Дом, который поможет верующему «построить крепкие стены», то есть обрести крепость своей души и тем самым спастись.

«Бездомье» в Ветхом Завете понимается многоаспектно: и как изгнание из рая первых людей, и как изгнание их потомков из Ханаанской земли, и как пребывание иудеев в египетском плену, и как вторичное изгнание из Ханаанской земли тех, кто не верил в Бога и не слушался его повелений [Исх. 14:27-45], и как странствия по городам пророков, которые обличали пороки евреев и предсказывали им гибель из-за забвения идеалов и законов, которые были даны Богом. В Новом Завете описываются странствия по городам Христа и его учеников, апостолов, которые разъясняют евреям смысл миссии Христа о спасении

человечества путем приобщения к новой религии - христианству. Таким образом, под «Бездомьем» в Новом Завете понимается лишенность христианской веры, суеверия, язычество и т.д.

Важными составляющими, связанными с образами «Дом» и «Бездомье» в христианском мировоззрении, являются также образы «рая» и «ада». Библейские тексты дают основание утверждать, что на востоке, на горе, находится рай [Быт. 3:24], [Иез. 28:13-16], священная гора Господня, взойти куда может лишь праведник [Пс.23:3-5]. В эпоху Средних веков монастырские сады являлись символами райского сада. Считалось, что монахи, гуляя, готовили себя к вечной жизни в настоящем раю. Рай представляли в христианском вероучении как постоянное жилище, обиталище, Дом для праведной бессмертной души, вплоть до Судного дня. Когда он настанет, Бог призовет все души умерших и живых существ ответить за свои деяния. Благочестивые же, воскреснув, будут жить вечно, а грешников ожидает «смерть вторая» в аду [Откр. 21:8].

Преисподняя в христианстве называется адом, геенной огненной и шеолом. «Шеол» буквально означает -«могила», а «геенна» - долина Хинном, что напоминает о древнеиудейском прошлом, когда в этой долине исполнялись ритуальные обряды сожжения людей. Ад является Домом для грешников, которые неправедно вели себя в земной жизни, нарушали заповеди Господа. Кроме того, ад в христианстве представлен как Дом для сатаны. В таком Доме-преисподней сатане самому неуютно, поэтому он стремится забраться в христианский Дом, то есть в душу праведного человека, искушая его. Чистилище - временное пристанище, временный Дом для заблудших душ, которые не успели при жизни покаяться или попали в него, совершив несмертные грехи, вследствие чего способны еще очиститься и попасть в рай.

Несмотря на некоторые различия в христианстве среди трех его основных направлений (католицизм, протестантизм и православие), касающихся, главным образом, функционирования церкви как Божьего Дома, все его «ветви» имеют одну общую главную цель, которая состоит в преобразовании человеческого общества в Царство Божье, то есть в Дом Божий на земле путем восстановления духовных человеческих отношений в соответствии с волей Бога [2,36].

В исламе «Дом» представляет многозначное понятие, которое, как и в христианстве, характеризует различные формы жизни людей. В Коране, как и в Библии, имеется описание того, как Аллах создал мир - всеобщий Дом для всех людей. Он сотворил его с помощью животворящего слова « Кун» («будь»). Аллах является единственным руководителем этого Дома, которому все должны беспрекословно подчиняться: «Господь ваш - Аллах, который создал небеса и землю в шесть дней, а потом утвердился на троне. Он закрывает ночью день, который непрестанно за ней движется... И солнце, и луну и звезды, подчиненные его власти. Ему принадлежит и создание и власть» [7:52].

Земным Домом Аллаха в исламе считается древнейший храм - Кааба, происхождение которого относится еще к доисламской эпохе. В святилище Кааба («куб») и на запретной территории («харам») нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь, ибо всё это могло оскорбить религиозные чувства разных арабских племён, для которых главной религией был политеизм, поклонение множеству богов, олицетворявших ужасы пустыни. Каждое арабское племя поклонялось своим божествам, но одинаково чтило Каабу. Считалось, что оскорбивший языческое божество заболеет проказой или лишится рассудка. Паломничество в Мекку в исламе рас-

сматривается как путь к сакральному Дому (Мекке) и ее храму (Каабе).

Сакральным местом (Домом) каждого верующего мусульманина является и молитвенное здание, которое именуется мечетью (араб. «масджит» - «место, где совершают земные поклоны»). С самого начала мечеть являлась не только молитвенным, но и общественным зданием со многими функциями. В первые столетия существования ислама сборные мечети строились вместе с резиденцией правителя, в них хранили казну и важнейшие документы, объявляли указы, вели судебные разбирательства. Постепенно мечеть освободилась от светских функций. Для пребывания в мечети от молящихся требуется ритуальная чистота; они должны быть опрятно одеты, скромно вести себя. При входе в мечеть надо обязательно снимать обувь. Женщины молятся либо в отгороженной занавесом части, либо в особых изолированных галереях мечети.

Домом для мусульманина считается и домашний очаг, благополучие которого в исламе ценится превыше всего, а посему всеми мусульманами придаётся большое значение созданию крепкого и прочного брака и семьи. Для мусульман брак не совершается на небесах между двумя абсолютно «созвучными друг другу душами» и не является таинством, как в христианстве. Мусульманская семья - социальный институт, выполняющий своё особое предназначение в обществе. Его роль состоит в том, что люди, исповедующие ислам, получают возможность в частной жизни реализовать религиозные заповеди, готовиться к спасению и воспитывать в духе норм ислама молодые поколения.

В исламе постоянно подчеркивается, что каждый мусульманин имеет отношение к умме, религиозной общине. В сознании мусульман укоренилась идея о том, что исповедовать ислам - это идентифицировать себя как члена огромной общины, и умма для них имеет значение «духовного дома». Каждый правоверный уверен, что неважно, на территории какого государства он проживает, ибо он силен своим Домом, своей крепкой связью со своими единоверцами: дом любого мусульманина - это и его дом, где он всегда может найти поддержку и понимание. Поэтому изменения, которые касаются мусульманского мира, касаются каждого мусульманина. Считается, что когда происходит какая-то трагедия в отдельной мусульманской стране, то страдает каждый мусульманин, силен он или слаб, образованный или малограмотный, праведный или грешный. Все мусульмане причастны к тому, что имеет отношение к умме. Каждый мусульманин имеет права и обязанности, связанные с уважением других мусульман, принадлежащих всеобщему духовному Дому Любой мусульманин имеет право на совет, молитву, знания, помощь другого мусульманина.

Мусульманин силен именно прочностью своей общины (кровнородственной, соседской, религиозной, как в городе, так и в деревне), а также всемерной включенностью «в тесно сплетающиеся сети патриархальных, родовых, клановых, племенных, семейных, этнических, конфессиональных, земляческих и иных социальных связей. Вне общины, вне этих связей человек на Востоке не существует как член общества. Поэтому люди там, за немногими исключениями, боятся приобщиться к чужому наследию, "импортным" социокультурным ценностям, к иной политической культуре, не имеющей перспективы прижиться у них на родине» [3].

Чуть меньше размеров уммы представляет махалля, означающая квартал. В таком Доме уживаются не только одни братья-мусульмане, но и люди других конфессий и национальностей. Среди жителей таких кварталов-домов

(среди которых есть и микрорайоны с многоэтажками) имеются очень теплые, дружеские, почти родственные отношения.

Как и в христианстве, в исламе все люди рассматриваются с точки зрения их следования заветам Бога, предписаниям духовенства, в зависимости от чего они делятся на правоверных и неверных. Правоверным праведникам, по мусульманскому вероучению, суждено вечное блаженство в раю, а неверным и грешникам среди правоверных -мучения в аду: «Обещал Аллах лицемерам, и лицемеркам, и неверным огонь геенны, - на вечное пребывание там. И проклял их Аллах, и им - постоянное наказание» (9:69). А «верующим мужчинам и женщинам обещал Аллах сады, где внизу текут реки, для вечного пребывания там, - и благие жилища в садах вечности» (9:73), (5:119).

Рай (небесный Дом Аллаха) воплощает в исламе все мечты мусульманина о красивой и благополучной жизни. Мусульмане, особенно жители пустыни и жарких поясов, представляли рай в виде чудесного оазиса, с его прохладой, чистой и холодной водой, зеленью и фруктовыми садами, где все в изобилии: вкусная еда, питье, шелковые одеяния, реки, текущие молоком, медом и вином. В раю каждому мусульманину припасены гурии — девы с черными глазами, шелковистыми косами, с нежнейшей белой кожей. Они всегда готовы дарить свои ласки, всегда остаются молодыми и не теряют девственности, их телесная чистота не может быть запятнана вовсе или восстанавливается немедленно после утех.

На вершине рая растет лотос, в тени которого отдыхают праведники. В раю же хранятся подлинник Корана и другие «священные» книги, куда записаны деяния людей. Над раем, выше восьмого яруса, находится трон Аллаха, испускающий чудесный свет, доставляющий покой, умиротворение и блаженство небожителям, находящимся под престолом бога. Чтобы попасть туда, где душа праведного мусульманина обрела бы вечный покой, нужно соблюдать все заповеди Аллаха: «Те, которые уверовали и творили благое, - обитатели рая, они в нем пребывают вечно» (7:40). Ислам, как и другие религии, переносит поиски человеческого счастья на небо, обещая награду тем верующим, кто безропотно следовал религиозным предписаниям, требованиям духовенства: «Те, которые уверовали и творили благое, - Господь их поведет их по их вере; потекут под ними реки в садах благодати» (10:9). В более позднее время возникли и другие представления о рае как местопребывании бестелесной души, наслаждения которой не поддаются пониманию и описанию людей, обремененных грешным телом и привыкших к чисто чувственной форме наслаждений.

Неправедные мусульмане попадают в ад: «Те, которые не надеются на встречу с Нами, довольны жизнью ближней и успокаиваются на ней, и те, которые небрегут нашими знамениями. Это - те, убежищем для которых -огонь за то, что они приобретали» (10:7-8). Мусульманский ад состоит из семи кругов. Он снабжен всевозможными орудиями пыток и самыми утонченными средствами для истязания грешников. Это и огонь, и котлы с кипящей смолой, и щипцы для вырывания мяса из тела, и ядовитые скорпионы, змеи и всевозможные чудовища, коим на растерзание бросают грешников. Муки ада, как и наслаждения и блаженства рая, по мусульманскому вероучению, продолжаются бесконечно.

Своеобразным «Домом», теоретическим центром различных исламских объединений являются суннитские школы: маликиты, ханбалиты, ханафиты, шафинты, а различные секты и братства объединяют под крышей своего «Дома» мусульман, придерживающихся различных исламских направлений.

Таким образом, архетип «Дом» в исламе имеет гораздо больше значений, чем в христианстве: секта, братство, пункты Хаджа, рай и ад, мир, созданный Аллахом, земной дом самого Аллаха - Кааба, мечеть, каноническая школа, семья, махалля, умма, образовательное учреждение. Эти значения характеризуют различные прототипы, одни из которых относятся к действительности, а другие - к сакральной сверхчувственной реальности. Эти различные «Дома» объединяют в себе как светскую, так и религиозную власть и выполняют политические, правовые и нравственные функции в жизни мусульман.

Основоположником буддизма - третьей мировой религии - был Сиддхартха Гаутама, родившийся ок. 560 до н.э. и происходивший из касты кшатриев (правителей и воинов). В возрасте 29 лет Гаутама оставил свою семью, убежал из своего искусственного рая, как выражаются буддийские источники, ушел из родины в безродность, из дома в бездомность и начал «великий путь» в поисках просветления. Обнаружив несостоятельность аскетизма, Гаутама выдвинул принцип «золотой середины» или «Среднего пути», как его называют буддисты. Он отказался в равной степени и от аскетизма, и от вседозволенности, и однажды, сидя под смоковницей и погрузившись в состояние глубокого размышления, медитации, достиг просветления, вошел в нирвану С этого времени (около 525 г. н.э.) Гаутама стал Буддой, Просветленным.

Дерево, под которым сидел Гаутама и получил просветление, называют с тех пор Бодхи или Бо - «Дерево мудрости». Это первое из восьми сакральных мест (ata mastana), почитаемых паломниками священного города Анурадхапуры, которые приходят сюда сегодня. Буддисты уверены, что это дерево представляет в символической форме самого Будду.

Первоначально буддизм не содержал жестоких правил поведения человека на пути к Просветлению и обретению «Дома». Смысл учения Будды Гуатамы заключается в том, что ни комфорт, ни дискомфорт не должны отвлекать человека от поисков и обретения Дома. Если комфорт не мешает отрешённому образу жизни, буддизм ничего не имеет против комфорта. Наоборот, в ряде случаев Будда указывал, что дискомфорт препятствует внутреннему развитию человека. Практика медитации, являющейся одним из средств достижения Просветления, требует одиночества. Но Будда учил, что подлинное одиночество - это не обязательно уединение. Оно заключается в том, чтобы освободить себя от забот о прошлом и будущем и жить жизнью, свободной от желаний.

Нирвана - центральное понятие буддийской философии, стержневая идея доктрины освобождения от страданий. Нирвана (от санскритского nirvana или палийского nibbana, что буквально означает «затухание», «остывание») означает состояние преодоленности страданий, отсутствия желаний, страстей, уход от мира в некое трансцендентное ничто. Достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигается посредством контроля над взглядами, речью, поведением, образом жизни, усилением внимания и полной сосредоточенностью и решимостью. Нирвана - это не небытие, а некое качественно иное, идеальное состояние бытия, новая непроявленная сущность, находящаяся за пределами познания, некий трансцендентный Дом. Целью каждого буддиста служит достижение Дома-нирваны. Он не является географическим местом. Пребывая в этом Доме, человек продолжает находиться там же, где находится. Дом-нирвану не следует отождествлять и с небесами, обозначающими другой мир. Сам Гаутама учил, что нирвана не есть Бог или небо, ибо в его системе не было места для божества, абсолютом у буддистов является нечто совершенно безличное.

В буддизме, в отличие от христианства и ислама, нет церкви, но есть община верующих - сангха, представляющая сообщество, духовный Дом, помогающий в продвижении по буддийскому пути. Вступление в сангху, выход за пределы мирской жизни считается наиболее действенным фактором спасения еще при жизни человека. Монастыри стали центрами буддизма, очагами его распространения, своеобразными университетами и библиотеками, Домом всех последователей Будды.

Дом-Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях хинаяны и махаяны. Всего существует, по представлениям этой космологии, 31 сфера бытия, расположенная друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Сферы делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока.

Архетипы «Дом» и «Бездомье» в буддизме имеют свою специфику. Прежде всего, буддисты верят, что человек находит спасение в «Трех драгоценностях», которые также называются «Три убежища»: первое убежище есть Будда, второе - Дхарма (учение), третье - Сангха, монашеский орден. Эти прибежища обеспечивают безопасность и дают возможность роста, вызывая полное доверие. Поэтому в буддистских текстах «три драгоценности» постоянно ассоциируются с «поиском прибежища». Буддист - это человек, который нашел прибежище в Будде, дхамме и сангхе. Чтобы обрести Дом, найти эти прибежища, у буддистов имеется формальная церемония, которая отмечает намерение человека жить так, как это в самом обобщенном виде сформулировано в «Дхаммападе» - популярном изложении учения Будды: не делать зла. Творить добро. Очищать ум [4,12]. Кроме того, чтобы полностью ощутить себя в Доме, необходимо обрести состояние нирваны.

Бездомными в буддизме считаются те, кто имеет вредные наклонности, называемые «три яда», к которым причислены жадность, или страстное желание, ненависть, или отвращение, и заблуждение, или невежество. Противостояние этим трем проявлениям человеческой натуры и есть буддийский путь к обретению Дома.

Итак, под Домом в буддизме понимается сам Будда (Бог или Просветленный); топологически-сакральное место просветления Гаутамы - Ботхи, или «Дерево мудрости»; сангха, обозначающая общину верующих, монашеский орден; монастырь с его святынями и монахами; Дхарма как метафизический Дом, учение, содержащее благородные истины и восьмеричный путь к спасению, в котором нирвана рассматривается как конец пути, подлинный духовный Дом человека; космический Дом - Вселенная, с 31 сферой бытия и многими мирами. Тем самым в буддизме Дом понимается двояко: и как сакральный дом (Будда, священные места, учение), и как социальный институт (община, монастырь).

Список литературы

1. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного //Вопросы

философии. 1988. №1.

2. Митрохин Л.Н. Баптизм. М., 1974.

3. Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги http://

www.iimes.ru/rus/2005/r2005reg_r.htm

4. Эррикер К. Буддизм. М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.