История
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 4, с. 48-54
УДК 94(4)"375/1492"
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ЗАГРОБНОГО МИРА В ВИЗИОНЕРСКОЙ ТРАДИЦИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ «ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ НАРОДА АНГЛОВ» БЕДЫ ДОСТОПОЧТЕННОГО И «КНИГИ ВИДЕНИЙ» ОТЛОХА САНКТ-ЭММЕРАМСКОГО)
© 2015 г. И.В. Ковригина
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород
Поступила в редакцию 14.08.2015
На основе анализа памятников средневековой визионерской литературы исследуются представления людей Средневековья об основных пространственных характеристиках загробного мира (стратификации, соотношении его сегментов и их функциях). Рассматривается процесс изменения структуры потустороннего мира в ходе становления идеи посмертного искупления грехов и формирования чистилища.
Ключевые слова: средневековая культура, видения, загробный мир, чистилище, Беда Достопочтенный, Отлох Санкт-Эммерамский.
Представления о загробном мире занимают весьма важное место в системе воображаемого эпохи Средневековья. Моделируя царство умерших и его обитателей, люди Средневековья, неизбежно и, скорее всего, сами того не осознавая, переносили в структуру мира иного идеи о времени и пространстве, о человеческой личности, о соотношении духа и материи, которые составляли неотъемлемые параметры их видения мира [1, с. 52]. Следовательно, изучить отношения людей той эпохи к смерти и их представления о загробном мире значило бы приблизиться к пониманию важного аспекта их сознания.
Одними из наиболее информативных источников, позволяющих реконструировать представления людей Средневековья о загробном мире, в частности его пространственной стратификации, являются произведения визионерской литературы. Необходимо заметить, что видения являлись теми событиями, которые, как полагали в период Средневековья, давали человеку возможность личной встречи или общения со сверхъестественным миром, как следствие - они, с одной стороны, отражали уже сложившиеся представления людей о загробном мире, с другой - формировали новые.
Нами были рассмотрены видения загробного мира, приведенные в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного [2, 3] и «Книге видений» Отлоха Санкт-Эммерамского [4]. В «Церковной истории народа англов» (далее - «Церковная история») Беды Достопочтенного непосредственно к повествованиям о загробном мире можно отнести три видения, помещенных, соответственно, в Кн. 3 Гл. XIX;
Кн. 5 Гл. XII, XIV (два последних видения были заимствованы Отлохом Санкт-Эммерамским при написании им «Liber visionum»).
Обращаясь к «Книге видений» Отлоха Санкт-Эммерамского, следует отметить, что представления автора о пространстве загробного мира нашли свое отражение в видениях 11, 14, 19, 20, 221, кроме того, в видениях 6, 7, 12, 13, 17 встречаются обрывочные упоминания об «отсеках» загробного мира, трактуемые в контексте «малой эсхатологии». Видения 19, 20, 22 были заимствованы Отлохом: 19 - из письма св. Бонифация аббатисе Эдбурге [5]; 20, 22 - из «Церковной истории» Беды Достопочтенного. Однако наиболее подробную информацию о непосредственной структуре загробного мира и пространственном соотношении его сегментов мы находим в видениях 14, 19, 20.
Упомянутые заимствования, на наш взгляд, вполне закономерны, поскольку идея о возможности и даже необходимости посмертного очи-2
щения «вениальных» грехов, отраженная в видениях из письма св. Бонифация и «Церковной истории», становилась все более популярной среди представителей всех слоев населения и, вероятно, отражала воззрения самого Отлоха Санкт-Эммерамского. В свою очередь св. Бонифаций и Беда Достопочтенный одни из первых в своих трудах дали весьма подробное описание «мест очищения». К тому же, если учесть тот факт, что св. Бонифаций и Беда Достопочтенный обладали неоспоримым авторитетом, причина, по которой Отлох Санкт-Эммерамский избрал для своей «Liber visionum» данные видения из их трудов, становится совершенно понятной.
Следует отметить, что, будучи включенными в структуру того или иного литературного произведения, видения выполняли достаточно важные функции. Во-первых, зачастую они играли роль моральных ориентиров, - либо демонстрируя примеры достойного поведения, которые следовало брать за образец любому «доброму» христианину, либо освещая не богоугодные деяния (и наказания за них), совершения которых следовало избегать. Во-вторых, видения должны были побуждать мирян отправлять поминальные практики, помогая таким образом умершим искупить свои прегрешения [6, р. 15]. В-третьих, видения служили определенным связующим звеном между миром людей и миром Божественных истин, делая потусторонний мир и его обитателей еще более реальными для верующих.
Избранные нами источники отражают крайне важный процесс в духовной жизни Средневековья, а именно формирование новой структуры загробного мира. В ходе данного процесса традиционная христианская дуалистическая концепция организации потустороннего мира претерпевает наиболее важные изменения, связанные с рождением третьего «отсека» в его системе, - чистилища. Идея чистилища была основана на вере в возможность посмертного очищения души от «легких», не смертных грехов, а также смягчения или же вовсе отмены наказаний за них.
Первым идею о необходимости предоставления места на небесах и «среднему христианину» высказал Августин Блаженный. В своем «Руководстве в христианской вере» он в кратких выражениях очертил некую промежуточную категорию людей, обширную по охвату и расплывчатую по очертаниям, - поп уаЫе таИ. К данной категории относились христиане, покидающие этот мир ни «поистине добрыми» -уаИе Ъоп1, ни «вполне дурными» - уаЫе таИ, - но просто «не поистине дурными» [7, с. 43]. В трудах более поздних авторов категория поп уаЫе таИ в свою очередь подразделяется на две промежуточные категории: «средне добродетельные» и «средне нечестивые» [8, с. 333], что находит свое отражение и в структуре загробного мира.
Далее нами будет проведен анализ вышеперечисленных видений с целью выявить общие и особенные черты в описаниях загробного мира, представленных в обозначенных выше источниках. В двух видениях (видение из письма Св. Бонифация и видение из Кн. 3 Гл. XIX «Церковной истории» Беды Достопочтенного) странствия в загробный мир начинаются весьма сходным образом: визионер с помощью ангелов возносится на большую высоту и получает воз-
можность созерцать мироздание. Св. Бонифаций описывает это следующим образом: «И когда они [ангелы] подняли меня в воздух... сверху и вокруг всего мира я увидел пылающий огонь и извергающееся пламя неизмеримой мощи, ужасающим образом вверх восходящее и почти уже все мироздание единым кольцом охватившее; если бы не святой ангел, наложением знака святого креста Христова [его] сдержавший» [4, Б. 96]3.
В «Церковной истории» Беды Достопочтенного визионер по имени Фурсей после своего вознесения над миром «увидел под собой нечто похожее на темную долину и четыре огня в воздухе, невдалеке друг от друга». Согласно пояснению ангелов, сопровождавших Фурсея, это были «огни страстей, возмущающих и истощающих мир... Постепенно эти огни соединились и образовали одно большое пламя» [9, 3: XIX; 2, р. 418-420]. Далее оба визионера становятся участниками своего рода судебных процессов, на которых заслушивались сообщения об их проступках и добродетелях. В обоих видениях огонь, охвативший мир, является символом прегрешений, совершенных людьми и угрожающих мирозданию. Кроме того, в видении Фур-сея огни, которыми пылает мир, представляются как обиталище злых духов и место мучений для грешников, претерпевающих там наказания за совершенные при жизни проступки. Очевидно, что мир и преисподняя соединяются в представлении визионера в единый объект, соответственно мир земной не только не отделен от мира потустороннего, но и фактически совпадает с одним из его сегментов. Можно предположить, что подобное смешение пространств двух миров свидетельствует об их тесной связи и неразрывном взаимодействии в представлениях средневекового человека.
Особое положение в структуре изученных нами видений занимает топография потустороннего мира, позволяющая нам сделать вывод о представлениях людей Средневековья относительно пространственной стратификации загробного мира и соотношении его «отсеков». В видении из письма св. Бонифация мы наблюдаем усложненную модель дуалистической по сути картины загробного мира. Подземный мир представляет собой двухуровневую систему огненных ям: на первом уровне располагаются «. огромнейшие огненные ямы, извергающие ужасное пламя. и души негодных людей, подобно черным птицам, горько рыдая и вопя, чрез него [проносились]; и словами и голосом человеческим восклицали и оплакивали собственные грехи и настоящее мучение, утихнув немного, останавливались на краю этой ямы; и
снова, причитая, падали в нее» [4, Б. 97-98]4. Как явствует из дальнейшего пояснения одного из ангелов, в этих огненных ямах претерпевают мучения души тех людей, кому в итоге будет даровано «отдохновение» [4, Б. 98]5. Таким образом, этот уровень подземного мира представляет собой место искупления «вениальных» грехов и, соответственно, пространство для временного пребывания душ. Еще ниже описанных ям располагался второй уровень, предназначенный для наказания совершивших смертные грехи, пребывание в котором не предполагало возможности освобождения [4, Б. 98]6. Данный сегмент, собственно, и является адом.
Рай, согласно видению, изложенному Св. Бонифацием, также имеет весьма сложную структуру. Вначале визионеру «открылось место дивной красоты, в котором наипрекраснейших людей славное множество радовалось в необыкновенном веселье... и место то, как утверждали святые ангелы, есть рай Господень» [4, Б. 98]'. Однако далее он увидел «. огненно-смоляную реку, бурлящую и пылающую, невообразимого страха и ужаснейшего вида, над которой находилось бревно наподобие моста, к которому святые души, после того как они покинули собрание, спешили, [и через которое] в желании другого берега стремились перейти» [4, Б. 98]8. Данное бревно, помещенное через реку, представляло собой своего рода последнюю проверку на святость, поскольку пройти через него, не упав в реку, смогли лишь души, не отягощенные даже «легкими грехами». Что же касается тех, кто, по словам ангела, после смерти не искупил при помощи «очищения» некоторые «легкие грехи» [4, Б. 98]9, то они «. качаясь, падали с бревна в реку Тартара...» [4, Б. 98]10; при этом глубина погружения в реку для каждой души была разной и, вероятно, зависела от степени ее отягощенности теми или иными грехами [4, Б. 98]11. Река в данном случае является местом искупления грехов, таким образом, рай, по мысли визионера, - это не только средоточие всеобщего блаженства, в нем есть место и для страдания (ради искупления).
Более того, та река, в которой очищались души, называется автором «рекой Тартара», что весьма необычно для реки, находящейся в раю. Следует заметить, что в христианской эсхатологии пламенная река первоначально была особенностью Судного дня, а не отдельного посмертного опыта. В этом контексте, огонь наделен тремя основными функциями: проверка, наказание и очищение [10, р. 63]. В самом видении нет пояснений на этот счет, однако можно предположить, что данная река является объектом, относящимся к пространственной
структуре рая, и называется подобным образом лишь вследствие своих внешних характеристик, как бы по аналогии с огненными озерами преисподней; либо в данном случае визионер подразумевает, что эта река берет свое начало в пределах ада и оттуда проистекает в рай. Однако, если следовать данному предположению, выходит, что два совершенно противоположных «отсека» загробного мира неразрывно связаны между собой. Не говорит ли это и об их пространственной близости?
На другом же берегу реки визионер мог созерцать «... святой и прославленный город -небесный Иерусалим, в котором эти святые души вечно будут радоваться» [4, S. 98]12. Данное место «вечной радости», очевидно, и является раем. Однако в данной связи возникает вопрос о функции места, в котором души находились до перехода через реку. Очевидно, что это некоторое временное пристанище в разной степени праведных душ, которые, побывав там, все же отправляются на другой берег реки в «Небесный Иерусалим», чтобы там предаваться «вечной радости». Однако визионер не выделяет эту территорию в самостоятельную структуру, также называя его «раем Господним». Вполне вероятно, что использование Бонифацием в начале описаний природных объектов, а затем архитектурного образа служит для того, чтобы передать иерархию между временным раем и раем вечным и достоинствами душ в их пределах [11, p. 100].
На наш взгляд, в данном случае может идти речь о некотором преддверии рая, сходном по своему смысловому значению с refrigerium, местом «отдохновения»/«прохлады», выдуманном во времена раннего христианства [8, с. 14]. Упоминание о refrigerium как «отдохновении» уже встречалось нами в видении из письма Св. Бонифация, где части душ, искупившей свои прегрешения мучениями в огненных ямах, ангел обещает не рай и вечную радость, а лишь «отдохновение» (refrigerium) и «вечный покой». Следовательно, можно предположить, что в место «отдохновения» помещались души тех, кто искупил земные прегрешения, однако все же не был достаточно свят для того, чтобы попасть в рай.
Весьма интересным для рассмотрения данного вопроса является видение 14 из «Книги видений» Отлоха Санкт-Эммерамского, некоего монаха по имени Исаак. В нем визионер «неожиданно оказался на восхитительном поле, где встретил» благочестивого отшельника Гунтера и нескольких других «преславных и досточтимых господ», которые поведали ему о том, как они «. прошли сначала через очистительный огонь [per ignem purgatorium], откуда затем
были перенесены в. прохладу [refrigerium]» [12, с. 253; 4, Б. 83]. По нашему мнению, допустимо предположить, что под словом refriger-шт подразумевается не только «прохлада» как свойство некоего пространства в системе загробного мира, но и само пространство, обладающее данным свойством.
Бесспорно важным для рассмотрения представлений о топографии загробного мира является видение, воспроизведенное в Кн. 5 Гл. XII «Церковной истории» Беды Достопочтенного и принадлежащее некоему «благочестивому мужу» Дритхельму. Он в сопровождении некоего мужа «сияющего облика в белых одеждах», двигаясь «в сторону того, что казалось. восходом солнца во время летнего солнцестояния» [3, р. 254]13, подошел «к глубокой и широкой долине бесконечной длины; она лежала слева от них, и один край ее был объят страшно бушующим пламенем, а другой казался не менее ужасным по причине свирепой бури и падавшего повсюду снега со льдом. Оба края были полны человеческих душ, которые постоянно перемещались с одного края на другой, словно гонимые вихрем» [9, 5: XII; 3, р. 254]. Однако, по словам проводника Дритхельма, это был не ад. Очевидно, что в данном случае описывается место временного пребывания душ, отягощенных грехами и нуждающихся в их искуплении, однако все они «попадут после Судного дня в Царство Небесное».
Далее они подошли к некоему абсолютно темному месту, когда же они «двигались сквозь тень долгой ночи, перед [ними] вдруг возникли громады бушующего пламени, встающие будто из некоей бездны и вновь падающие в нее». Кроме того, он «видел, как огненные шары беспрестанно вздымались и снова падали на дно пропасти; языки пламени были полны человеческих душ, которые, как искры с дымом, поднимались вверх и вместе с пламенем падали обратно в бездну. Из глубин ее вместе с испарениями поднималось неописуемое зловоние, наполнявшее все это средоточие тьмы» [9, 5: XII; 3, р. 256]. Исходя из описания этого «отсека», очевидно, что данный локус являлся адом, и души пребывающих там людей обречены на вечные мучения.
Затем, двигаясь «как будто в направлении восхода солнца в период зимнего солнцестояния» [3, р. 260]14, они вышли из тьмы и оказались перед громадной стеной. Следует отметить, что в видении Дритхельма, помимо прочего, наблюдается одна весьма важная особенность, отличающая его от видений, рассмотренных нами выше: визионер указывает географические ориентиры своего передвижения. Путешествуя по загробному миру, Дритхельм имеет
возможность ориентироваться по сторонам света. На данном примере мы наблюдаем, как происходит наложение представлений о пространственных характеристиках мира земного на восприятие мира загробного. Очевидно стремление придать потустороннему миру большую степень реальности.
Достигнув стены, они «внезапно каким-то образом оказались на ее вершине. За ней была широчайшая прекрасная равнина, полная благоуханием цветов; их сладостный аромат быстро прогнал окутавшее [его] гнусное зловоние исчадий тьмы» [9, 5: XII; 3, р. 260]. Однако эта территория, по словам проводника, не была раем, она являлась обиталищем душ «тех, кто умер, сотворив многие добрые дела; однако они не так совершенны, чтобы сразу же попасть в Царство Небесное. Но все они после дня Суда прейдут пред лицо Христа, к небесным радостям» [9, 5: XII; 3, р. 263]. В данном случае мы вновь сталкиваемся с образом refrigerium, однако четко отделяемым от «Царства Небесного».
Миновав же обиталище блаженных духов, Дритхельм увидел впереди еще более яркий свет и услышал прекрасный аромат [9, 5: XII; 3, р. 261-263], - это место, согласно объяснениям спутника Дритхельма, и было «Царством Небесным». Таким образом, локусы, уготовленные для грешников и праведников, представляли собой отражающиеся друг в друге противоположности. Преддверие рая Беда изображал в виде «луга блаженных» - образа, известного в античной литературе и апокрифических христианских книгах. Рай же остался незримым для Дритхельма, очевидно, недостойного его созерцания [13, с. 191-192].
Сходную ситуацию мы наблюдаем и в видении монаха из Уэнлока, согласно которому созерцание рая визионером ограничилось лишь видом сверкающих стен «. наисветлейшего блеска, удивительной длины и неизмеримой высоты...» [4, Б. 98]15. Следовательно, рай, по мысли визионеров, является неким сокрытым от посторонних взглядов пространством, созерцать которое дано лишь немногим избранным праведникам. Подобная «таинственность» в описании рая особенно выделяется на фоне подробного описания мест временных и вечных мучений. Мы полагаем, что данный факт является отражением традиционных представлений о невозможности простых людей созерцать лик Бога, картины же посмертных мучений грешников призваны устрашать слушателя и тем самым предостерегать его от совершения греховных деяний, расплата за которые, как свидетельствовал сам визионер, неминуема.
Видение Дритхельма, - несмотря на присутствие в нем идеи посмертного искупления грехов и наличие двух промежуточных мест: место сурового исправления и место радостного ожидания, почти неотделимые одно от ада, другое от рая, - описывало бинарную пространственную систему загробного мира. Этот факт нашел свое внешнее проявление - непреодолимая стена отделяла вечный ад и ад временный от вечного рая и рая ожидания. Чтобы появилось чистилище, требовалось утверждение троичной системы [8, с. 174].
Что касается видения Св. Бонифация, то в нем также сохраняется по сути двухчастная система загробного мира, хотя и претерпевшая определенные изменения. Рай и ад в представлении визионера как бы удваиваются, в структуре ада появляется сегмент, предназначенный для грешников, отягощенных «простительными» грехами, «рай Господень» же был разделен огненной рекой на рай временный и рай вечный -«Небесный Иерусалим».
В видении четырнадцатом из «Liber visionum» Отлоха Санкт-Эммерамского, принадлежащем некоему монаху Исааку, также говорится о временном наказании, которому подвергался Гунтер «в течение пяти лет». Однако то пространство, где он претерпевал мучения, также не соотнесено ни с раем, ни с адом. Таким образом, остается неясным его местоположение и самостоятельность относительно этих двух «отсеков» загробного мира.
Подводя итог, следует отметить, что ни в видениях Дритхельма и монаха из Уэнлока, относящихся к VIII в., ни в видении Исаака, датируемом XI в., не говорится о каком-либо одном конкретном месте в системе загробного мира, предназначенном для очищения душ от «вени-альных» грехов, как и не употребляется какое-либо определенное слово для обозначения этого места. Таким образом, в изученных нами видениях, несмотря на присутствие идеи о возможности посмертного искупления грехов, отсутствует представление о чистилище как определенном локусе на карте загробного мира, обладающем индивидуальными чертами. Функцию чистилища выполняют временные «отсеки» загробного мира, одни из которых фактически не отделяются от ада, другие от рая (видение Дритхельма и монаха из Уэнлока), либо их расположение вовсе неясно (видение Исаака). Загробный мир видений, в сущности, представляет собой конгломерат разрозненных территорий, которые связывает, собственно, только путь странствующей души визионера. Пространство того света, в изображении средневековых авторов, иррационально: с одной сторо-
ны, место блаженства избранных и место мучений грешников максимально удалены одно от другого, коль скоро рай — на небесах, а ад расположен в подземном царстве; с другой же стороны, ад и рай могут оказаться в близком соседстве [1, с. 89].
Следовательно, структура загробного мира в рассматриваемых нами видениях, несмотря на вышеперечисленные усложнения и нововведения, по-прежнему оставалась бинарной. Вместе с тем изученные нами памятники визионерской литературы являются прекрасной иллюстрацией того факта, что идея о возможности посмертного искупления набирала все большую популярность, в итоге подготовив основание для перехода от бинарной картины потустороннего мира к троичной, совершившегося на рубеже XII и XIII вв. и отразившего глубокие сдвиги в системе мышления и, в конечном счете, в социальном строе Европы этого периода [8].
Работа частично поддержана грантом Министерства образования и науки РФ (соглашение от 27августа 2013 г. № 02.В.49.21.0003 между МОН РФ и ННГУ).
Примечания
1. Нумерация согласно редакции Otloh von St. Emmeram. Liber visionum / Hrsg. P.G. Schmidt // Monumenta Germaniae Historica Quellen Geistesgeschichte des Mittelalters. Bd. 13. Weimar, 1989. 124 S.
2. «Вениальный» грех (от лат. venia, ae f - прощение) - «повседневный», «мелкий», «легкий» или не смертный грех, снимающийся молитвой, либо соответствующим покаянием [8, с. 325].
3. Et sublevabant me in aere... sursum, et in circuitu totius mundi / ignem ardentem videbam et flammam inmense magnitudinis anhelantem et terribiliter ad supe-riora ascendentem non aliter pene, quam ut sub uno globo totius mundi machinam complectentem, nisi eam sanctus angelus inpresso signo sancte crucis Christi compesceret [4, S. 96].
4. . vidisse igneos puteos horrendam eructantes flammam plurimos... et miserorum hominum spiritus in similitudine nigrarum avium per flammam plorantes et ululantes, et verbis et voce humana stridentes, et lugentes propria merita et presens supplicium, consedisse paululum herentes in marginibus puteorum, et iteram heiulantes cecidisse in puteos [4, S. 97-98].
5. ...quia omnipotens Deus in die futuri iudicii his animabus refrigerium supplicii et requiem perpetuam prestiturus est [4, S. 98].
6. Sub illis autem puteis adhuc in inferioribus et in imo profundo, quasi in infero inferiori, audivit horrendum et tremendum et dictu difficilem gemitum et fletum lugentium animarum... numquam pia miseratio Domini perveniet, sed eterna illas flamma sine fine cruciabit [4, S. 98].
7. Vidit quoque mire amenitatis locum, in quo pulcherrimorum hominum gloriosa multitudo miro
letabatur gaudio... quem locum sancti angeli adfirmabant famosum esse Dei paradysum [4, S. 98].
8. ...igneum piceumque flumen bulliens et ardens mire formidinis et teterrime visionis. super quod lignum pontis vice positum erat, ad quod sancte glorioseque anime ab illo secedentes conventu properabant, / desiderio alterius ripe transire cupientes [4, S. 98].
9. .post exitum mortalis vite quibusdam levibus vitiis non omnino ad purum abolitis [4, S. 98].
10. ...quedam vero labefacte de ligno cadebant in Tartareum flumen. [4, S. 98].
11. . alie tinguebantur pene quasi toto corpore merse, alie autem ex parte quadam veluti usque ad genua, quedam usque ad medium, quedam vero usque ad ascellam; et tamen unaqueque cadentium multo clarior speciosiorque de flumine in alteram descendebat ripam, quam prius in piceum bulliens cecidisset flumen [4, S. 98].
12. .circa illud flumen speculabatur muros fulgentes clarissimi splendoris, stupende longitudinis et altitudinis inmense; et sanctos angelos dixisse: "Hec est enim ilia sancta et inclita civitas celestis Hierusalem, in qua iste perpetualiter sancte gaudebunt anime" [4, S. 98].
13. ...ut uidebatur... ortum solis solstitialem. [3, p. 254].
14. .quasi contra ortum solis brumalem. [3, p. 260].
17. ...clarissimi splendoris, stupende longitudinis et
altitudinis inmense. [4, S. 98].
Список литературы
1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд. испр. и доп. М.: Искусство, 1984. 350 с.
2. Baeda. Historia ecclesiastica gentis anglorum // Opera Historica: In 2 vol. / Ed. T.E. Page. V. 1. L. -Cambridge, 1962. 516 p.
3. Baeda. Historia ecclesiastica gentis anglorum // Opera Historica: In 2 vol. / Ed. T.E. Page. V. 2. L. -Cambridge, 1962. 526 p.
4. Otloh von St. Emmeram. Liber visionum / Hrsg. P.G. Schmidt // Monumenta Germaniae Historica Quellen Geistesgeschichte des Mittelalters. Bd. 13. Weimar, 1989. 124 S.
5. Die Briefe des Heiligen Bonifatius und Lullus (S. Bonifatii et Lulli epistolae) / Hrsg. M. Tangl // Monumenta Germaniae Historica: Epistolae selectae. Bd. 1. Berlin, 1916. 363 S.
6. Adams G.W. Visions in Late Medieval England. Boston: Brill, 2007. 278 p.
7. Браун П. На пути к рождению чистилища (Искупление и покаяние в западноевропейском христианстве от поздней Античности до Высокого Средневековья) // Анналы на рубеже веков: Антология. М.: XXI век - Согласие, 2002. С. 42-57.
8. Ле Гофф Ж. Рождение чистилища. Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА, 2009. 544 с.
9. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов / Пер., вступ. статья, библиография и примечания В.В. Эрлихмана. СПб.: Алетейя, 2001. 363 с.
10. Zaleski С. Otherworld Journeys. N.Y. - Oxford: Oxford University Press, 1986. 275 p.
11. Kabir A.J. Paradise, death and Doomsday in Anglo-Saxon literature. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 210 p.
12. Отлох Санкт-Эммерамский. Книга видений / Пер. Н.Ф. Ускова // Средние века. М.: Наука, 1995. Вып. 58. С. 223-264.
13. Зверева В.В. «Новое солнце на Западе»: Беда Достопочтенный и его время. СПб., 2008. 248 с.
SPATIAL STRATIFICATION OF THE OTHERWORLD IN VISIONARY TRADITION OF THE MIDDLE AGES (A CASE STUDY OF «THE ECCLESIASTICAL HISTORY OF THE ENGLISH PEOPLE» BY THE VENERABLE BEDE AND «THE BOOK OF VISIONS»
BY OTLOH OF ST. EMMERAM)
I.V. Kovrigina
Based on the analysis of the monuments of medieval visionary literature, the views of medieval people concerning the main spatial characteristics of the otherworld (stratification, correlation and functions of its segments) are investigated. The paper examines the process of changing the structure of the otherworld in consequence of the formation of the idea of posthumous redemption and purgatory.
Keywords: Medieval culture, visions, otherworld, purgatory, Venerable Bede, Otloh of St. Emmeram.
References
1. Gurevich A.Ya. Kategorii srednevekovoj kul'tury. 2-e izd. ispr. i dop. M.: Iskusstvo, 1984. 350 s.
2. Baeda. Historia ecclesiastica gentis anglorum // Opera Historica: In 2 vol. / Ed. T.E. Page. V. 1. L. -Cambridge, 1962. 516 p.
3. Baeda. Historia ecclesiastica gentis anglorum // Opera Historica: In 2 vol. / Ed. T.E. Page. V. 2. L. -Cambridge, 1962. 526 p.
4. Otloh von St. Emmeram. Liber visionum / Hrsg. P.G. Schmidt // Monumenta Germaniae Historica
Quellen Geistesgeschichte des Mittelalters. Bd. 13. Weimar, 1989. 124 S.
5. Die Briefe des Heiligen Bonifatius und Lullus (S. Bonifatii et Lulli epistolae) / Hrsg. M. Tangl // Monumenta Germaniae Historica: Epistolae selectae. Bd. 1. Berlin, 1916. 363 S.
6. Adams G.W. Visions in Late Medieval England. Boston: Brill, 2007. 278 p.
7. Braun P. Na puti k rozhdeniyu chistilishcha (Is-kuplenie i pokayanie v zapadnoevropejskom hristianstve ot pozdnej Antichnosti do Vysokogo Srednevekov'ya) //
54
H.B. KoBpmuna
Annaly na rubezhe vekov: Antologiya. M.: XXI vek -Coglasie, 2002. S. 42-57.
8. Le Goff Zh. Rozhdenie chistilishcha. Ekaterinburg: U-Faktoriya; M.: AST MOSKVA, 2009. 544 s.
9. Beda Dostopochtennyj. Cerkovnaya istoriya na-roda anglov / Per., vstup. stat'ya, bibliografiya i primechaniya V.V. Ehrlihmana. SPb.: Aletejya, 2001.
363 s.
10. Zaleski C. Otherworld Journeys. N.Y. - Oxford: Oxford University Press, 1986. 275 p.
11. Kabir A.J. Paradise, death and Doomsday in Anglo-Saxon literature. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 210 p.
12. Otloh Sankt-Ehmmeramskij. Kniga videnij / Per.
N.F. Uskova // Srednie veka. M.: Nauka, 1995. Vyp. 58. S. 22З-2б4.
1З. Zvereva V.V. «Novoe solnce na Zapade»: Beda Dostopochtennyj i ego vremya. SPb., 2008. 248 s.