Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ АЛЬ-ФАРАБИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В НОВОМ УЗБЕКИСТАНЕ'

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ АЛЬ-ФАРАБИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В НОВОМ УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
109
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
созидание / теория познания / перипатетизм / истина / интеллект / гносеология / сила души / разум. / creation / theory of knowledge / peripatetism / truth / intelligence / epistemology / soul power / reason.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юлдашев, Фахриддин Абдуваситович

Роль Абу Насра Фараби, основателя исламской философии и мыслителя, несравнима в развитии философских теорий познания, которые оживили древнегреческую философию. Естественно-научное и философское наследие Абу Насра Фараби включает в себя множество тем и научных проблем, в частности, наиболее актуальными являются вопросы теории познания. Все труды Мыслителя (более 160) охватывали определенный комплекс вопросов философии с ее сущностью, целью и направлением. Большинство естественнонаучных и социально-философских трудов, принадлежащих перу Мыслителя, являются неисчерпаемым источником для теории познания. Целенаправленный анализ различных значений понятия разума позволяет великому мыслителю средневековья Абу Насра аль-Фараби развернуть собственную концепцию мышления. Выдвигая понятие разума, мыслитель в тоже время тонко раскрывает диалектику тождества мышления и бытия. В данной статье рассматривается вопрос о познавательной деятельности научно-философских и духовно-нравственных взглядах Абу Насра аль-Фараби. А также научно обоснован важность их изучения, анализа и внедрения в жизнь как фактора формирования национального познания в Новом Узбекистане; научно-теоретически обоснована важность их изучения, анализа и внедрения в жизнь как основной цели процесса воспитания полноценно функционирующего человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE HERITAGE OF AL-FARABI AS A FACTOR OF THE FORMATION OF NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS IN THE NEW UZBEKISTAN

The role of Abu Nasr Farabi, the founder of Islamic philosophy and thinker, is incomparable in the development of Western spiritual culture with new philosophical theories and conclusions, while reviving ancient Greek philosophy. The natural-scientific and philosophical heritage of Abu Nasr Farabi includes many topics and scientific problems, in particular, the most relevant issues are the theory of knowledge. All the works of the Thinker (more than 160) covered a certain complex of issues of philosophy with its essence, purpose and direction. Most of the natural science and socio-philosophical works written by the Thinker are an inexhaustible source for the theory of knowledge. A purposeful analysis of the various meanings of the concept of reason allows the great thinker of the Middle Ages Abu Nasr al-Farabi to develop his own concept of thinking. Putting forward the concept of reason, the thinker at the same time subtly reveals the dialectic of the identity of thinking and being. This article examines the question of the cognitive activity of the scientific, philosophical, spiritual and moral views of Abu Nasr al-Farabi. The importance of their study, analysis and implementation in life as a factor in the formation of national knowledge in the New Uzbekistan is also scientifically substantiated; the importance of their study, analysis and implementation in life as the main goal of the process of educating a fully functioning person is scientifically and theoretically substantiated.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ АЛЬ-ФАРАБИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В НОВОМ УЗБЕКИСТАНЕ»

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ АЛЬ-ФАРАБИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В НОВОМ

УЗБЕКИСТАНЕ

d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2022-23-81-87

Фахриддин Абдуваситович Юлдашев

доктор философии по философским наукам, PhD.

Ферганский государственный университет f.yuldashev73@mail.ru f.y.abduvasitovich@pf.fdu.uz

АННОТАЦИЯ

Роль Абу Насра Фараби, основателя исламской философии и мыслителя, несравнима в развитии философских теорий познания, которые оживили древнегреческую философию. Естественно-научное и философское наследие Абу Насра Фараби включает в себя множество тем и научных проблем, в частности, наиболее актуальными являются вопросы теории познания. Все труды Мыслителя (более 160) охватывали определенный комплекс вопросов философии с ее сущностью, целью и направлением. Большинство естественнонаучных и социально-философских трудов, принадлежащих перу Мыслителя, являются неисчерпаемым источником для теории познания. Целенаправленный анализ различных значений понятия разума позволяет великому мыслителю средневековья Абу Насра аль-Фараби развернуть собственную концепцию мышления. Выдвигая понятие разума, мыслитель в тоже время тонко раскрывает диалектику тождества мышления и бытия. В данной статье рассматривается вопрос о познавательной деятельности научно-философских и духовно-нравственных взглядах Абу Насра аль-Фараби. А также научно обоснован важность их изучения, анализа и внедрения в жизнь как фактора формирования национального познания в Новом Узбекистане; научно-теоретически обоснована важность их изучения, анализа и внедрения в жизнь как основной цели процесса воспитания полноценно функционирующего человека.

Ключевые слова: созидание, теория познания, перипатетизм, истина, интеллект, гносеология, сила души, разум.

THE STUDY OF AL-FARABI'S LEGACY AS A FACTOR IN THE FORMATION OF NATIONAL CONSCIOUSNESS IN THE NEW

UZBEKISTAN

Fakhriddin Abduvasitovich Yuldashev,

doctor of philosophy degree (PhD) of philosophical sciences Ferghana state university

ABSTRACT

The role of Abu Nasr Farabi, the founder of Islamic philosophy and thinker, is incomparable in the development of Western spiritual culture with new philosophical theories and conclusions, while reviving ancient Greek philosophy. The natural-scientific and philosophical heritage of Abu Nasr Farabi includes many topics and scientific problems, in particular, the most relevant issues are the theory of knowledge. All the works of the Thinker (more than 160) covered a certain complex of issues of philosophy with its essence, purpose and direction. Most of the natural science and socio-philosophical works written by the Thinker are an inexhaustible source for the theory of knowledge. A purposeful analysis of the various meanings of the concept of reason allows the great thinker of the Middle Ages Abu Nasr al-Farabi to develop his own concept of thinking. Putting forward the concept of reason, the thinker at the same time subtly reveals the dialectic of the identity of thinking and being. This article examines the question of the cognitive activity of the scientific, philosophical, spiritual and moral views of Abu Nasr al-Farabi. The importance of their study, analysis and implementation in life as a factor in the formation of national knowledge in the New Uzbekistan is also scientifically substantiated; the importance of their study, analysis and implementation in life as the main goal of the process of educating a fully functioning person is scientifically and theoretically substantiated.

Keywords: creation, theory of knowledge, peripatetism, truth, intelligence, epistemology, soul power, reason.

AL-FOROBIY MEROSINI O'RGANISH YANGI OZBEKISTONDA MILLIY ONGNI SHAKLLANTIRISH OMILI SIFATIDA

Faxriddin Abduvositovich Yuldashev,

falsafa fanlari bo'yicha falsafa doktori, PhD Farg'ona davlat universiteti

ANNOTATSIYA

Islom falsafasining asoschisi hisoblangan Abu Nasr Forobiyning qadimgi yunon falsafasini jonlantirgan holda yangi falsafiy nazariya va xulosalar bilan boyitishida G 'arb ma 'naviy madaniyati rivojidagi o 'rni beqiyosdir. Abu Nasr Forobiyning tabiiy-ilmiy va falsafiy merosi ko 'plab mavzular va ilmiy muammolarni o'z ichiga oladi, xususan, u bilish nazariyasini birlamchi o'ringa qo'yganligi ahamiyatga molikdir. Mutafakkirning barcha asarlari o 'zining mohiyati, maqsadi va yo 'nalishi bilan falsafaning muayyan masalalar majmuasini qamrab oladi. Mutafakkir tomonidan yozilgan tabiiy va ijtimoiy-falsafiy yo 'nalishdagi asarlarining aksariyat qismi bilish nazariyasi uchun bitmas-tuganmas manba hisoblanadi. Aql tushunchasining turli ma'nolarini maqsadli tahlil qilish O'rta asrning buyuk mutafakkiri Abu Nasr al-Forobiyga o'z tafakkur tushunchasini ishlab chiqishga imkon beradi. Aql tushunchasini ilgari surar ekan, mutafakkir ayni paytda tafakkur va borliqning o'zligi dialektikasini ham nozik jihatlarini ochib beradi. Ushbu maqolada Abu Nasr al-Forobiyning ilmiy-falsafiy qarashlarining markazida bilish faoliyati masalasi qo 'yilganligi haqida nazariy tahlillar bayon qilingan. Shuningdek maqolada Yangi O 'zbekistonda bilish milliy ongni shakllantirishning omili sifatida o 'rganilishi, tahlil qilish va hayotga tadbiq etishning ahamiyati ham ilmiy jihatdan asoslangan; aqliy salohiyati yuqori darajada bo 'lgan shaxsni tarbiyalash jarayonining asosiy maqsadi sifatida ilmiy-nazariy jihatdan asoslangan.

Kalit so'zlar: yaratuvchanlik, bilish nazariyasi, peripatetizm, haqiqat, aql, epistemologiya, ruhiy kuch, aql.

ВВЕДЕНИЕ

Наследие Востока и прежде всего великое научное наследие Абу Насра Фараби считается одним из решающих факторов в становлении полноценно -развитого облика личности. В настоящее время человек своими рациональными действиями создаёт величайшие материальные и духовные благосостояния и проносит их сквозь тяжелые и трудные испытания эпохи [3, с.3]. При этом актуально-весомыми являются произведения Абу Насра Фараби, раскрывающие сущность ума в политико-нравственном и моральном воспитании молодого поколения. Поэтому не будет преувеличением утверждать, что выдвинутые в трудах Абу Насра Фараби рационалистические идеи актуальны и созвучны с человеческим капиталом страны, являющийся составной частью её национального богатства, новшествами в сфере образования и воспитания в Новом Узбекистане.

МЕТОДЫ

Целью исследования является историко-философский анализ сущности, содержания и значения проблемы познания в трактатах Абу Насра Фараби и на этой основе раскрыть их роль в развитии национального человеческого познания.

Объектом исследования является эволюция проблемы познания личности в трудах Абу Насра Фараби.

Предметом исследования являются взгляды Фараби на характеристики ума и познания, формы их проявления, а также их эффективное влияние на формирование природного потенциала нации.

В проведении данной работы использованы следующие методы: структурно-функциональный метод, метод каузального анализа, метод диалектического и комплексного подхода, метод логичности, метод историчности, метод системности, метод объективности, метод преемственности, метод сравнения, также новые научные установки синергетического метода.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Концепция разума является основной теорией познания аль-Фараби, благодаря ей были созданы предпосылки для разработки гносеологии в восточном перипатетизме. Для аль-Фараби приоритет разумного познания бесспорен. Весьма важно и то, что он предпосылает ему чувственное познания как низшую, но необходимую ступень. Признание первичности ощущений в постижении мира ведет и к соответствующей интерпретации разумного познания: выполняя интегрирующую роль, оно оказывается ближе к земному, чем к небесному, миру. Для постижения конечной цели разумного познания получения истины привлекается логические операции, т.е. все те операции, которые полностью зависят от человека [4]. Вышесказанное позволяет утверждать, что аль-Фараби сыграл прогрессивную роль в развитии теории познания на арабоязычном Востоке. В теории познания аль-Фараби четко обрисовываются и материалистические и идеалистические тенденции: с одной стороны, человек предстает как обладатель творческого начала, которое ведет его к познанию мира, а с другой стороны, исходный и конечный пункты познания заключаются в первой причине всего сущего. Большую роль в познании играют ощущения, ибо они представляют собой тот отправной момент постижения мира, который приводит к получению абстракций или понятий, отрешенных от материи, и, налагаясь на единичные предметы, они

84

конкретизируют их и объединяют в роды и виды [2]. Особенно ярко процесс познания аль-Фараби описывает в своем трактате «О достижении счастья». Здесь, как и во многих других трактатах, обретения знания отождествляется с достижением счастья. А поскольку достижение счастья - это цель жизни человека, то, следовательно, оно осуществляется через познание человеком окружающего мира и этических норм, направляющих его жизнь. Одной из наиболее интересных сторон философской системы Фараби является его учение о познании, которому он уделяет большое внимание во многих своих работах: «Философские вопросы и ответы на них», «Сущность мудрости», «Комментарии», «Гражданская политика», «О началах существования форм и акциденций» и др. В этих трудах освещаются такие вопросы, как возникновение человеческого знания, его отношение к реальности, познание объективной действительности, степень познаваемости мира, формы и виды познания, особенности чувственного и рационального познания, взаимоотношение конкретного и абстрактного в познании, взаимосвязь тела и души.

При рассмотрении проблемы познания Фараби исходит из естественнонаучных достижений своей эпохи и использует свои знания в области медицины, физиологии, математики, астрономии, филологии и других наук. Проблему познания он рассматривает как часть общей задачи выяснения сущности человека. Сам человек, согласно Фараби, является итогом, венцом развития природы и по своим душевным качествам отличается от остального животного мира. Однако человек, возникший из природы, не отрывается от нее, как уже говорилось выше, душа его по первоначальному происхождению связана с небесной душой, имеющей-нематериальную сущность [7]. Акт возникновения человека Фараби считает, с одной стороны, продолжением общего процесса развития природы, а с другой, — качественно новым этапом в этой беспрерывной эволюции. В одной из восточных рукописей сохранилось следующее высказывание Фараби: «Болезнь приводит к смерти (организма), а болезнь возникает вследствие (различного состояния) крови, желчи, черной желчи и слизи, а (состояние) этих четырех элементов в свою очередь зависит от питания, а питание от (состава) растения, (состав) растения от (состава) земли, (и, таким образом,) все зависит от земли» [1, с.101]. Это высказывание свидетельствует о том, что Фараби глубоко понимал причинную зависимость явлений и устанавливал причинно-следственные отношения между ними.

Анализируя природу человека, Фараби рассматривает ее с различных сторон: биологической, психико-физиологической, интеллектуальной и общественно-политической. В стремлении дать исчерпывающий анализ основных свойств человеческой природы заключается главная ценность учения Фараби о человеке, тем более, что здесь он чаще всего стоял на естественнонаучных, прогрессивных позициях. Фараби отрицает возможность переселения души из одного тела в другое и рассматривает человеческую душу (дух, психику) не как нечто неконкретное, общее, божественное, а также как и тело, в качестве индивидуальной субстанции. На этой основе возможно взаимовлияние души и тела. Состояние тела влияет на состояние души и наоборот [6]. Аль-Фараби исключительно высоко оценивает значение логики. Ведь если сам человек стал человеком именно благодаря разуму, то логика, которая культивирует разум, является искусством, относящимся тем благам, которые являются самыми специфичными для человека [5].

ВЫВОДЫ

Изучение концепции познания в научных трудах Абу Насра Фараби дало возможность прийти к ряду следующих выводов:

Во-первых, при рассмотрении проблемы познания в развитии национального человеческого капитала Фараби исходит из естественнонаучных достижений своей эпохи и использует свои знания из области медицины, физиологии, математики, астрономии, филологии и других наук. Проблему познания он рассматривает как часть национального интеллектуального потенциала.

Во-вторых, Фараби был одним из первых в средневековой арабоязычной философии последовательно разработавший проблему познания в формировании национального человеческого капитала, благодаря чему он приобрел широкую известность на Ближнем Востоке как крупнейший логик. Многие логические положения философа сохранили свое значение до настоящего времени. Под логикой Фараби подразумевал только формальную логику. В силу исторических условий он был далёк от понимания диалектической взаимосвязи «форм бытия», логических форм и законов, диалектики объективной и субъективной логики [4].

В-третьих, в учении Фараби, человек является познающим субъектом, а окружающая природа, реальность - объектом познания. Природа существует вне и не зависимо от человека.

В целом, гносеологическое учение Фараби оказало прогрессивное воздействие в развитии многих философских воззрений. И сегодня все прогрессивное человечество с большим уважением относится к наследию великого ученого, видя в нем мудрейшего реформатора своей эпохи, борца за светлое будущее человека.

REFERENCES

1. Абу Наср Фараби. Город добродетельных людей. - Т.: Поколение новой эпохи. 2016. 320 с.

2. Юлдашев, Ф.Ю. (2020). Концепция познания аль-Фараби в истории философии. «Философия инноваций и социология будущего в пространстве культуры: научный диалог». Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Уфа, С. 389-393

3. Yuldashev F.A. Epistemological problems in the treatise "Fi-Ma'oniy-al-akl" of Abu Nasr Farabi. //Monograph. T.: Tamaddun, 2012. - р.136.

4. Yuldashev, F.A. (2021). Moral values in Abu Nasr Farabi's philosophy. Journal of Innovations in Social Sciences. 1(4), р. 42-45.

5. Yuldashev, F. Scientific analysis of cognitive processes in Al-Farabi's Teaching. International Journal on Integrated Education (IJIE) 4 (2), 375-379

6. Юлдашев, Ф. А., & Юлдашева, М. Б. (2020). Гносеологические аспекты концепции познания аль-Фараби в формировании ответственности личности. Текстовое электронное издание. Самостоятельное электронное издание, 63.

7. Yuldasheva, M. B., & Ergashova, Z. (2021). Socio-psychological support adolescents with accentuations of character and aggressiveness. International Journal on Integrated Education (IJIE), 4(2), 363-366.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.