Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ШКОЛЕ В ПЕРИОД РЕЖИМА САМОИЗОЛЯЦИИ'

ИЗУЧЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ШКОЛЕ В ПЕРИОД РЕЖИМА САМОИЗОЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / ПЕДАГОГ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕЖИМ САМОИЗОЛЯЦИИ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COUNSELLING / TEACHER-PSYCHOLOGIST / TEACHER / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SELF-ISOLATION REGIME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монжиевская Вера Владимировна, Ружников Михаил Сергеевич

Цель исследования - определить направленность психолого-педагогического консультирования в школе в период социальной самоизоляции. Раскрываются проблемы школьников, встающие на первый план при длительном нахождении семей в данных условиях. Научная новизна заключается в определении направленности психолого-педагогического консультирования в школе с учетом изменения профессионально значимых компетенций педагогов-психологов, учителей в период действия режима социальной самоизоляции. В результате анализа данных опроса педагогов в период действия режима самоизоляции делается вывод о недостаточном уровне развития коммуникативной компетентности педагога, педагога-психолога в ИКТ-насыщенной информационно-образовательной среде школы, а также отсутствии в системе профессиональной подготовки, дополнительного профессионального образования разработанной системы по развитию компетенций онлайн-консультирования и психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COUNSELLING FOR SECONDARY SCHOOL PUPILS DURING SELF-ISOLATION PERIOD

The article aims to identify the areas of psychological and pedagogical counselling for secondary school pupils during the self-isolation period. The problems schoolchildren come across under long-term self-isolation are revealed. Scientific originality of the study involves identifying the areas of psychological and pedagogical counselling for secondary school pupils, taking into account changes in professional requirements for teachers/teachers-psychologists under the conditions of self-isolation. Analysing the results of a teacher survey conducted in the period of self-isolation, the authors conclude about insufficient level of a teacher’s/teacher-psychologist’s communicative competence, taking into account the potential of informational-educational environment of a secondary school. The paper argues for a systemic approach to developing teachers’ online counselling skills and competences in providing psychological and pedagogical assistance to educational process participants.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ШКОЛЕ В ПЕРИОД РЕЖИМА САМОИЗОЛЯЦИИ»

ффатота Педагоги ка. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

ISSN 2686-8725 (online) 2020. Том 5. Выпуск 5. С. 598-603 | 2020. Volume 5. Issue 5. P. 598-603

ISSN 2500-0039 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Изучение направленности

психолого-педагогического консультирования в школе в период режима самоизоляции

Монжиевская В. В., Ружников М. С.

Аннотация. Цель исследования - определить направленность психолого-педагогического консультирования в школе в период социальной самоизоляции. Раскрываются проблемы школьников, встающие на первый план при длительном нахождении семей в данных условиях. Научная новизна заключается в определении направленности психолого-педагогического консультирования в школе с учетом изменения профессионально значимых компетенций педагогов-психологов, учителей в период действия режима социальной самоизоляции. В результате анализа данных опроса педагогов в период действия режима самоизоляции делается вывод о недостаточном уровне развития коммуникативной компетентности педагога, педагога-психолога в ИКТ-насыщенной информационно-образовательной среде школы, а также отсутствии в системе профессиональной подготовки, дополнительного профессионального образования разработанной системы по развитию компетенций онлайн-консультирования и психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.

EN

Psychological and Pedagogical Counselling

for Secondary School Pupils during Self-Isolation Period

Monzhievskaya V. V., Ruzhnikov M. S.

Abstract. The article aims to identify the areas of psychological and pedagogical counselling for secondary school pupils during the self-isolation period. The problems schoolchildren come across under long-term self-isolation are revealed. Scientific originality of the study involves identifying the areas of psychological and pedagogical counselling for secondary school pupils, taking into account changes in professional requirements for teachers/teachers-psychologists under the conditions of self-isolation. Analysing the results of a teacher survey conducted in the period of self-isolation, the authors conclude about insufficient level of a teacher's/teacher-psychologist's communicative competence, taking into account the potential of informational-educational environment of a secondary school. The paper argues for a systemic approach to developing teachers' online counselling skills and competences in providing psychological and pedagogical assistance to educational process participants.

Введение

Актуальность темы исследования определена возникновением проблемы направленности психолого-педагогического консультирования в школе в условиях введения самоизоляции и несоответствия требованиям общества уровня профессиональных компетенций педагогов-психологов и учителей школ в сложившихся условиях дистанционного взаимодействия.

В январе 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила чрезвычайную ситуацию международного значения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 в Азии, Америке, Европе. Началось повсеместное распространение заболевания, и 5 марта 2020 года по городу Москве принимаются определенные меры по введению режима повышенной готовности [14]. Аналогичная ситуация происходит и в регионах. Например, 18 марта указом губернатора Иркутской области определяются меры по обеспечению благополучия населения в связи с распространением инфекции [15]. В речи и сознании людей формируется определение понятия «самоизоляция». По данным Коммуникационного центра Правительства РФ

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped200143

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

по ситуации с коронавирусом, даже сейчас, после преодоления пика заболеваемости, количество выявленных случаев заболевания в России за сутки не снижает планку в 6000 случаев [16].

Для реализации цели исследования были определены следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты психолого-педагогического консультирования в школе;

- определить направленность консультации учителя с педагогом-психологом по ключевым проблемам школьников в период действия режима самоизоляции;

- выявить эмпирическим путем перечень профессиональных компетенций педагогов-психологов и учителей школ, проявившихся в условиях действия режима самоизоляции.

Методы исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, мысленный эксперимент; наблюдение, тестирование, анкетирование; экспертная оценка; статистическая обработка результатов эксперимента.

Теоретической базой исследования стали идеи, опирающиеся на труды отечественных психологов, таких как Л. С. Выготский [5], С. Л. Рубинштейн [19], А. Р. Лурия [11], П. Я. Гальперин [6], Д. Б. Эльконин [23], И. В. Дубровина [17], Г. В. Бурменская [4] и др. Отечественными психологами разработаны различные теоретические подходы к практической консультативной помощи, а именно: личностный подход (И. А. Баева [1], М. Р. Битянова [2], В. П. Зинченко [8], А. П. Тряпицына [9]); диалогический подход, различные его направления разрабатываются А. Ф. Копьевым [10], А. А. Соколовой [21], Т. А. Флоренской [22] и др.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования направленности психолого-педагогического консультирования в школе в период режима самоизоляции позволяют утверждать, что значимой составляющей профессионализма педагога-психолога и учителя является способность осуществлять эффективное психолого-педагогическое консультирование в условиях режима самоизоляции, что непосредственно связано с уровнем развития коммуникативной компетентности специалистов в ИКТ-насы-щенной информационно-образовательной среде школы.

Теоретический аспект исследования

Введение режима самоизоляции изменило привычную жизнь граждан. Ухудшение условий существования - хороший провокатор межличностных конфликтов. Непонимание, тревога, страх перед будущим сопровождают любое явление изоляции.

В соответствии с определением, представленным в большом толковом социологическом словаре, изоляция трактуется как «обособление, уединение индивидов или социальных групп и характеризуется минимумом социальных контактов и максимумом социальной дистанции по отношению к остальным членам общества» [3].

Следуя этому определению, мы можем охарактеризовать самоизоляцию ситуацией, в которой человек вынужденно или добровольно ограничивает себя в прямом взаимодействии с внешним миром, меняет свой образ жизни. В ситуации целенаправленного введения такого режима извне еще и увеличивается общение с близкими, семьей, людьми, проживающими с индивидом на одной территории, что многим людям дается не так просто. Согласно данным ВЦИОМ, индекс социального самочувствия, определяемый как комплекс показателей (удовлетворенность жизнью, социальный оптимизм, материальное положение и др.), заметно снизился с 52 пунктов до 47 в период с января по май 2020 года [7]. Следует понимать, что самоизоляция оказывает существенное влияние особенно на психологическое здоровье детей, возможно проявление агрессии, в семье могут возникать острые конфликты, также нарушается привычный ритм жизни.

Трудно переоценить роль семьи, которая относится к наиболее значимым для человека ценностям, в формировании личности. Детство самым непосредственным образом влияет на взрослую жизнь человека, поскольку является первой ступенькой в процессе социализации ребенка. Сильное влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка, прежде всего, оказывают отношения в родительском доме как между родителями и детьми, так и между самими родителями. Дети, живущие в неблагоприятной атмосфере, в своей взрослой жизни склонны воспроизводить похожую ситуацию в собственной семье и формировать схожие отношения со своими детьми.

И чаще всего только школа - это единственное связующее звено отношений «родители - дети - общество». Проводником в триаде отношений является учитель. В период введения вынужденных мер по самоизоляции в образовательных организациях общего, дополнительного и среднего профессионального образования Министерство просвещения РФ направило во все регионы страны рекомендации по усилению мер санитарно-эпидемиологического контроля, а также рекомендовало при необходимости осуществлять образовательный процесс с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [13].

В условиях организации образовательного процесса в дистанционной форме в школах возник ряд проблем, с которыми столкнулись педагоги, родители и дети. Например, при реализации образовательных программ начального общего образования школьники оказались не в состоянии заниматься самостоятельно и ожидали помощи родителей.

Родители в новых условиях образования должны были не только проверять выполнение домашней работы, но и помогать ребенку, объясняя новый материал. Объем самостоятельной работы значительно

увеличился - это и домашняя, и классная работа, которую теперь делают дома. Кроме того, родители должны были мотивировать детей к самостоятельной учебе, потому что большинству из них это быстро надоедает - они и при традиционном обучении не всегда хотят учиться, а когда отсутствует традиционный контакт с учителем - тем более. Это обозначило еще одну проблему - взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.

При наличии организационных и содержательных проблем возникают и барьеры непонимания. Учеба еще не началась, а родители недоумевают - зачем выполнять ряд заданий по дополнительным дисциплинам, например теоретические по физкультуре, когда все силы надо отдать математике и русскому языку.

И только деятельность школы по психолого-педагогическому сопровождению ребенка, организованная работа учителей, педагогов-психологов, администрации и всего коллектива позволяла снизить уровень тревожности школьника во многих случаях возникновения кризисных ситуаций. Однако учителя школ, педагоги-психологи в большей степени оказались неготовыми к взаимодействию с обучающимися в условиях вынужденного дистанционного взаимодействия. Прежде чем приступить к описанию методики проведения исследования, сформулируем основы взаимодействия триады «учитель - ученик - педагог-психолог» в школе.

Л. С. Выготский и Н. М. Щелованов определяют психолого-педагогическое консультирование как «вид индивидуального психологического консультирования, которое направлено на практическое решение задачи систематического контроля за ходом психического развития детей в целях его оптимизации и коррекции» [18, с. 107]. Есть и другие мнения. Эволюция научных представлений о психолого-педагогическом консультировании в образовательной среде была представлена в материалах В. В. Манаховой, О. В. Грибковой, М. С. Антоновой [12]. Мы придерживаемся определения понятия, которое сформулировала М. Р. Битянова: «...психолого-педагогическое консультирование - это универсальная форма организации сотрудничества психолога и педагогов в решении различных школьных проблем и профессиональных задач» [2, с. 20].

Практический аспект исследования

Организация и методы исследования направленности психолого-педагогического консультирования в школе в период социальной самоизоляции. Исследование проводилось в период режима самоизоляции с марта по май 2020 г. среди учителей общеобразовательных организаций г. Иркутска. В исследовании приняли участие педагоги 20-70 лет. Данная выборка (1130 педагогов) составляет примерно 32% от общего количества учителей города.

6,2% учителей, принявших участие в исследовании, были мужского пола и имели высшее образование, причем 85,7% - на уровне специалитета и 14,4% - на уровне магистратуры.

93,8% учителей, принявших участие в исследовании, были женского пола, распределение по уровню образования было следующим: на уровне среднего профессионального образования - 13,2%, на уровне бакалавриата - 13,2%, на уровне специалитета - 62,3%, на уровне магистратуры - 11,3%.

По возрасту респонденты в выборке распределились следующим образом: до 30 лет - 15,9%; от 30 до 40 лет -24,8%; от 40 до 49 лет - 28,3%; 50 лет и старше - 31%. По стажу работы наблюдалось следующее распределение: 1 год работы и менее - 4,4%; от 2 до 5 лет - 12,4%; от 6 до 10 лет - 17,7%; от 11 до 15 лет - 13,3%; от 16 до 20 лет - 11,5%; больше 20 лет - 40,7%.

Для изучения направленности профессиональной деятельности педагога-психолога и всей психологической службы школы в период режима самоизоляции мы использовали опросник, состоящий из двух частей. В первой части учителей спрашивали о взаимодействии с педагогом-психологом в период действия режима самоизоляции. Востребованность общения со специалистом оценивалась по следующим вопросам: обучение/воспитание школьников, система взаимоотношений между участниками образовательного процесса, внутреннее представление о себе и других, роли участников во взаимоотношениях, проекция вовне своих проблем, отношения между учащимися, учебные проблемы, проблемы, связанные с родителями учащихся и отношениями в учительском коллективе.

Далее респонденты оценивали возможность взаимодействия с педагогом-психологом в обычных условиях по тем же основаниям. Использовалась шкала от 0 до 5 баллов, где 0 баллов - «не буду обращаться к педагогу-психологу», а 5 баллов - «обязательно обращусь к педагогу-психологу». Каждая категория проблем состояла из трех вопросов, баллы по которым суммировались. Респонденты также указывали пол, возраст, наличие в школе педагога-психолога, наличие обращений за помощью к нему в период действия режима самоизоляции и удовлетворенность от полученной консультации, стаж работы и предмет, который преподают. Учителя были опрошены через системы онлайн-анкетирования.

Анализ результатов исследования. 99,1% учителей показали, что знают о наличии в школе педагога-психолога и информированы о возможности получения психолого-педагогической помощи. К педагогу-психологу за период режима самоизоляции обратилось 63,7% респондентов (719 учителей). Удовлетворенность от обращения к педагогу-психологу составила 72,2%.

Представленные на Рисунке 1 данные дают основания полагать, что учителя чаще всего обращались за консультацией к специалисту в случаях наличия у ученика проблем с учебной мотивацией (М = 29,17), проблем, связанных с семейной ситуацией (М = 22,2), а также обостренных интернализованных (М = 19,44) и экс-тернализованных (М = 19,44) проблем ученика. В меньшей степени были актуальны проблемы, связанные

с отношениями между школьниками (М = 16,67), методами обучения и воспитания школьников (М = 16,67), система взаимоотношений между участниками образовательного процесса (М = 15,28). Педагогов менее всего интересовали проблемы отношений в учительском коллективе (М = 12,5).

Отношения в учительском коллективе Отношения учителя и учащихся Методы обучения и воспитания

Отношения между школьниками

Экстерналнзованные проблемы школьников (агрессия, несоответствие социальным нормам, трудности межличностных контактов) Интерналнзованные проблемы школьников (высокая тревожность, страхи, депрессия, чувство безнадёжности и беспомощности)

Семенная ситуация Учебные проблемы

Рисунок 1. Направленность проблем при обращении к педагогу-психологу школы в период самоизоляции

По результатам ответов на вопросы второй части опросника (Рисунок 2) можно сказать об изменении категории проблем, встающих перед учителями. На первые места вышли проблемы, связанные с агрессией, несоответствием поведения социальным нормам, трудностями межличностных контактов, т.е. проблемы экстернализации [24], далее - проблемы, связанные с высокой тревожностью школьников, чувством безнадёжности и беспомощности, потерей контроля над своим поведением, фрустрацией, т.е. проблемы, направленные на внутренние качества личности.

Экстерналнзованные проблемы школьников (агрессия, несоответствие социальным нормам, трудности межличностных контактов) Интерналюованные проблемы школьников (высокая тревожность, страхи, депрессия, чувство безнадежности и беспомощности)

Отношения между школьниками Учебные проблемы Семенная ситуация Отношения учителя и учащихся Отношения в учительском коллективе Методы обучения и воспитания

Рисунок 2. Направленность проблем при обращении к педагогу-психологу школы в обычных условиях

Исследование потребности в психологической службе в гипотетических ситуациях проводили в 2017 году Е. А. Савина, И. А. Савенкова и др. Были сделаны выводы, что наиболее вероятным поводом обращения учителей к педагогу-психологу являются поведенческие проблемы школьников и проблемы эмоциональной сферы [20]. В нашем же случае реальной ситуации, когда во всей стране был введен режим самоизоляции, в психолого-педагогическом консультировании остро нуждались школьники по проблемам, связанным с учебой и ситуациями в семье.

Заключение

Психолого-педагогическое консультирование как основополагающий фактор поддержки был особо востребован в условиях режима социальной самоизоляции. Об этом говорят полученные результаты нашего исследования. Данные о направленности проблем при обращении к педагогу-психологу школы в период самоизоляции показывают преобладание консультаций по вопросам агрессивного поведения школьников, несоответствия действий социальным нормам, а также о существующих трудностях в межличностных отношениях. Проведенное исследование направленности психолого-педагогического консультирования в школе в период режима самоизоляции позволяет конкретизировать содержание профессиональных компетенций как педагога-психолога, так и учителя. Тем самым мы можем сформулировать рекомендации для нормативных документов, регулирующих профессиональную деятельность и подготовку педагогов-психологов и учителей. Полученные

результаты исследования позволяют утверждать, что значимой составляющей профессионализма как педагога-психолога, так и учителя является способность осуществлять эффективное психолого-педагогическое консультирование в условиях режима самоизоляции. Это непосредственно связано с уровнем развития коммуникативной компетентности педагога, педагога-психолога в ИКТ-насыщенной информационно-образовательной среде школы, а также с отсутствием в системе профессиональной подготовки, дополнительного профессионального образования разработанной системы по развитию компетенций онлайн-консультирования и психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.

Результаты нашего исследования позволяют лучше понять новые смыслы профессиональной деятельности как педагога-психолога, так и учителя.

Список источников

1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 271 с.

2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. Изд-е 2-е, испр. М.: Совершенство, 1998. 298 с.

3. Большой толковый социологический словарь (Collins): в 2-х т. / пер. с англ. М.: Вече; АСТ, 2001. Т. 1. А - О. 544 с.

4. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А., Лебедева Н. Н., Лидерс А. Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учебное пособие. Изд-е 2-е, расширенное. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. 480 с.

5. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 136 с.

6. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М. : Высшая школа, 1976. 398 с.

7. Индексы социального самочувствия [Электронный ресурс] / Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru/news/ratings/indeksy_socialnogo_samochuvstviya/ (дата обращения: 19.07.2020).

8. Как построить свое «я» / под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. 136 с.

9. Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 392 с.

10. Копьев А. Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники // Консультативная психология и психотерапия. 1992. Т. 1. № 1. С. 33-48.

11. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М.: Институт практической психологии, 1997. 64 с.

12. Манахова В. В., Грибкова О. В., Антонова М. С. Эволюция научных представлений о психолого-педагогическом консультировании в образовательной среде [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ evolyutsiya-nauchnyh-predstavleniy-o-psihologo-pedagogicheskom-konsultirovanii-v-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 20.07.2020).

13. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ id/1792 (дата обращения: 16.07.2020).

14. О введении режима повышенной готовности (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ. URL: https://base.garant.ru/73711482/ (дата обращения: 16.07.2020).

15. О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]: Указ губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 года № 59-уг. URL: https://base.garant.ru/73763345/ (дата обращения: 16.07.2020).

16. Отчет о текущей ситуации по борьбе с коронавирусом. 16 июля 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://стопкоронавирус.рф/ai/doc/438/attach/2020-07-16_coronavirus_government_report.pdf (дата обращения: 16.07.2020).

17. Практическая психология образования: учебное пособие / под ред. И. В. Дубровиной. Изд-е 4-е. СПб.: Питер, 2004. 592 с.

18. Психология развития / под ред. А. Л. Венгер. М. : ПЕР СЭ, 2005. 176 с.

19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс]. URL: http://ezolib.ru/5380.html (дата обращения: 17.07.2020).

20. Савина Е. А., Савенкова И. А., Эстерле А. Е., Овсянникова Е. А., Худаева М. Ю. Исследование потребностей в консультативной помощи педагога-психолога у учителей и родителей // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 4. C. 1-11. DOI: 10.17759/psyedu.2017090401.

21. Соколова А. А. Учебный диалог: теория и практика обучения диалогической речи детей шести-семилетнего возраста. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. 136 с.

22. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии: наука о душе. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. 208 с.

23. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах // Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. - Воронеж: Институт практической психологии; НПО «МОДЭК», 1997. С. 66-86.

24. White M., Epston D. Narrative Means to Therapeutic Ends. N. Y.: Norton Professional Books, 1990. 256 p.

Информация об авторах | Author information

RU

Монжиевская Вера Владимировна1, к. пед. н., доц. Ружников Михаил Сергеевич2

1 Иркутский государственный университет

2 Школа № 1552, г. Москва

EN

Monzhievskaya Vera Vladimirovna1, PhD Ruzhnikov Mikhail Sergeevich2

1 Irkutsk State University

2 Secondary School № 1552 in Moscow

1 vvm.kpgt@mail.ru, 2 ruzhnikov@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 27.07.2020; опубликовано (published): 30.10.2020.

Ключевые слова (keywords): психолого-педагогическое консультирование; педагог-психолог; педагог; коммуникативная компетентность; режим самоизоляции; psychological and pedagogical counselling; teacher-psychologist; teacher; communicative competence; self-isolation regime.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.