Научная статья на тему 'Внедрение профессионального стандарта "Педагог-психолог" в образовательных учреждениях: структурно-содержательный анализ'

Внедрение профессионального стандарта "Педагог-психолог" в образовательных учреждениях: структурно-содержательный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1319
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ / СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / АПРОБАЦИЯ / ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА / ДОЛЖНОСТЬ / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / STANDARDIZATION / STANDARD / PROFESSIONAL STANDARD / APPROBATION / IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL STANDARD / POSITION / TEACHER-PSYCHOLOGIST / EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корытова Галина Степановна, Корытова Алена Игоревна

Представлен структурно-содержательный анализ основных этапов апробирования и ввода в действие профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в образовательных учреждениях Российской Федерации, осуществленных в период с 2012 по 2019 г. Обозначаются требования недавно утвержденного профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», предъявляемые к психологу, работающему в образовательных учреждениях. Показано, что профессиональным стандартом предъявляются довольно высокие требования к соискателям должностей, связанных с психолого-педагогической деятельностью. Отмечается, что эффективная реализация общетрудовых и трудовых функций, обозначенных в профессиональном стандарте, возможна при сформированности у педагога-психолога определенных универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, связанных с трудовыми действиями, необходимыми умениями и знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корытова Галина Степановна, Корытова Алена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL STANDARD "TEACHER-PSYCHOLOGIST" IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS: STRUCTURAL AND INFORMATIVE ANALYSIS

In the article we present structural and substantive analysis of the basic stages of implementation and approbation of the Professional Standard «Teacher-Psychologist (Psychologist in the sphere of education)» in educational institutions of the Russian Federation in the period from 2012 to 2019. Particularly, we highlight the requirements of the new professional standard «Teacher-psychologist (psychologist in the sphere of education)» for psychologist working in educational institutions. We show that the professional standard requirements to candidates for positions related to psychological and pedagogical activity are quite serious. We also note that effective realization of the general labour functions and labour functions, presented in the professional standard, is possible when definite universal general and specific professional competencies related to necessary skills and knowledge are completely formed. Requirements to education and training, experience of work and special conditions of admission of psychologists of educational institutions for job, a list of categories of persons who can not hold the position of teacher-psychologist are presented. Professional knowledge, a set of action and skills performed by psychologists are described. Standardization of professional activity of psychologists working at educational institutions will make possible more precise determination of the scope and directions of university training, retraining or professional development of pedagogical personnel.

Текст научной работы на тему «Внедрение профессионального стандарта "Педагог-психолог" в образовательных учреждениях: структурно-содержательный анализ»

УДК 37. 08+15. 01. 79+159. 9:37. 015. 3 РО!: 10. 23951/2307-6127-2018-4-123-132

ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ*

Г. С. Корытова, А. И. Корытова

Томский государственный педагогический университет, Томск

Представлен структурно-содержательный анализ основных этапов апробирования и ввода в действие профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в образовательных учреждениях Российской Федерации, осуществленных в период с 2012 по 2019 г. Обозначаются требования недавно утвержденного профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», предъявляемые к психологу, работающему в образовательных учреждениях. Показано, что профессиональным стандартом предъявляются довольно высокие требования к соискателям должностей, связанных с психолого-педагогической деятельностью. Отмечается, что эффективная реализация общетрудовых и трудовых функций, обозначенных в профессиональном стандарте, возможна при сформированности у педагога-психолога определенных универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, связанных с трудовыми действиями, необходимыми умениями и знаниями.

Ключевые слова: стандартизация, стандарт, профессиональный стандарт, апробация, внедрение профессионального стандарта, должность, педагог-психолог, образовательное учреждение.

Потребность в эффективном психолого-педагогическом сопровождении учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации российского образования привела к необходимости создания единых требований к квалификации работников школьных психологических служб. На протяжении последних пяти лет (начиная с 2012 г.) впервые в истории российского образования в рамках всеобщей профессиональной стандартизации, осуществляемой под эгидой Министерства труда и социальной защиты РФ, была сформулирована концепция и определено содержание профессионального стандарта деятельности школьного психолога. Профессиональные стандарты, включающие стандарты, предназначенные для разных категорий педагогических работников, в том числе школьных психологов, были разработаны на базе общей макетной модели, утвержденной Министерством труда и социальной защиты РФ в апреле 2013 г. По решению Министерства образования и науки РФ профессиональный стандарт педагога-психолога с июля 2015 по сентябрь 2017 г. проходил апробацию в двенадцати российских регионах. В данный процесс были включены Новосибирская область, Республика Чувашия, Республика Башкортостан, Калининградская область, Хабаровская край, Краснодарский край, Калужская область, Свердловская область, Самарская область, Ярославская область, Челябинская область, а также город Москва. В каждом из вышеобозначенных регионов был организован Региональный центр по апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере

* Статья подготовлена в рамках государственного задания Минобрнауки РФ № 27 .7237 .2017/БЧ «Моделирование системы непрерывного педагогического образования в условиях стандартизации профессиональной деятельности» .

образования)», а также работающие под его началом базовые организации-участники. Результаты апробации были подвергнуты содержательному анализу научным психолого-педагогическим сообществом страны. Наряду с инициативными отзывами эти функции преимущественно выполнялись профессорско-преподавательским составом и профильными специалистами ГОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (разработчиком данного профессионального стандарта) в сотрудничестве с Общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» (ФПОР) [1].

С 1 июля 2016 г. в Российской Федерации начала действовать новая статья 195 Трудового кодекса, которая называется «Порядок применения профессиональных стандартов». В декабре 2016 г. Министерством образования и науки была проведена Всероссийская конференция по итогам внедрения и апробирования профстандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», регулирующего психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. В ходе проведения конференции ее участники обменялись полученным опытом апробации профстандарта, высказали свои предложения по внесению коррективов в содержательную часть профессионального стандарта и федеральные государственные стандарты высшего образования по направлениям подготовки педагогов-психологов [2]. С 1 января 2017 г. профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (регистрационный номер 509, код 01.002) введен в действие. Однако стоит заметить, что его требования в настоящее время носят рекомендательный характер. Предполагается, что к началу 2020 г. данный профессиональный стандарт будет окончательно доработан и станет основным оценочным критерием при отборе и аттестации педагогов-психологов в образовательных учреждениях страны [3].

В настоящее время к числу утвержденных профессиональных стандартов, регламентирующих различные сферы образования, относится ряд нормативных документов, устанавливающих деятельность:

1) педагогов - педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель) (Приказ Министерства труда и социальной защиты № 1115-н от 25 декабря 2014 года), код стандарта 01.001;

2) педагогов-психологов, психологов в сфере образования (Приказ Министерства труда и социальной защиты № 514-н от 24 июля 2015 года), код стандарта 01.002;

3) педагогов дополнительного образования детей и взрослых (Приказ Министерства труда и социальной защиты № 613-н от 8 сентября 2015 года), код стандарта 01.003;

4) педагогов профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 608-н от 8 сентября 2015 года), код стандарта 01.004;

5) педагогов - специалистов в области воспитания (Приказ Министерства труда и социальной защиты № 10-н от 10 января 2017 года), код стандарта 01.005 [4].

Начиная с 2020 года работодатели и руководители образовательных учреждений в обязательном порядке должны будут применять педагогические профстандарты при проведении аттестации и при организации обучения различных категорий педагогических работников, заключении трудовых договоров и разработке основ кадровой политики, разработке должностных инструкций и установлении критериев оплаты труда. К их числу относится и вышеобозначенный стандарт, регулирующий профессиональную деятельность педагогов-психологов в образовательных учреждениях. Как известно, профессиональный стандарт является объективным инструментом измерения квалификации работника, сред— 124 —

ством отбора психолого-педагогических кадров в учреждения образования, основой для формирования трудового договора, регулирующего отношения между субъектами профессиональной деятельности. Вступающие в действие профессиональные стандарты, являющие собой документы нового типа, целостно интегрируют в себе содержащуюся в них актуальную информацию, квалификационные требования к работникам, необходимые для выполнения трудовой деятельности. В профессиональном стандарте приводится описание трудовых функций по определенному виду деятельности, а также обозначаются требования к знаниям и умениям специалистов, выполняющих эти функции.

В силу исключительной социальной значимости педагогической профессии российским трудовым законодательством определен довольно высокий уровень требований, предъявляемый к соискателям должностей, связанных с профессиональной педдеятельно-стью. Учитывая высокую социальную значимость педагогической деятельности, специфические особенности и сложность труда педагогических работников, чрезвычайно важной является объективная оценка профессиональной компетентности и профессионализма педагога, включающая единство его теоретической и практической готовности к осуществлению образовательной деятельности [5, 6]. Современное общество предъявляет повышенные требования к школьным педагогам, в том числе к той их категории, которая ориентирована на оказание психологической помощи обучающимся, формирование психологического комфорта и психологического благополучия в процессе обучения и воспитания. Сегодня педагог-психолог - это должность, предусмотренная штатным расписанием любого детского образовательного учреждения. Занимающий ее сотрудник осуществляет психологическое обеспечение и сопровождение педагогической деятельности. Психолого-педагогическая деятельность психолога в образовательном учреждении представляет собой профессиональные действия по созданию условий для полноценного образования и саморазвития воспитанников, по обеспечению для них пространства выбора дальнейшего жизненного пути, потенциалов творческого и свободного действия. Важнейшим направлением практико-ориентированной психолого-педагогической работы в образовательном учреждении является формирование психологически комфортной и безопасной среды, оказание своевременной психологической помощи и поддержки, сохранение психического здоровья обучающегося, а его личностное и психическое развитие выступает обязательным условием и средством достижения обозначенного целевого направления [7].

Профессионально содействуя полноценному интеллектуальному и личностному развитию обучающихся на каждом из возрастных этапов, педагог-психолог обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку на основе его психодиагностического изучения, способствует формированию и созданию психолого-педагогических условий для развития индивидуальных особенностей учащихся (способностей, интересов, склонностей, увлечений, отношений, жизненных планов и т. п.). Школьный психолог осуществляет психопрофилактическую работу по преодолению отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка, формирует благоприятный для развития обучающихся психологический климат в образовательном учреждении, определяемый, с одной стороны, организацией продуктивного взаимодействия и общения учащихся со сверстниками и взрослыми, с другой - созданием на всех этапах обучения ситуаций успеха для каждого обучающегося в деятельности, являющейся для него личностно значимой [8].

Психолого-педагогическая деятельность требует серьезной теоретической и практической подготовки, регулярного повышения квалификации и определенных личностных качеств специалистов-психологов. Общие требования, предъявляемые к специалистам школьных психологических служб, устанавливаются профессиональным стандартом «Пе-

дагог-психолог (психолог в сфере образования)», определяющим технологии подбора претендентов и соискателей, организационную процедуру аттестации работников, содержание локальных актов и должностных инструкций, определение ставок заработной платы. Данный стандарт, как и другие ему подобные (профстандарты учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, педагога профессионального обучения и др.), является рамочным документом, в котором определяются лишь основные требования к квалификации работника. Общенациональная рамка любого профессионального стандарта может быть дополнена региональными требованиями, внутренним стандартом образовательной организации в соответствии со спецификой реализуемых данной организацией образовательных программ [9, 10].

Профессиональный стандарт педагога содержит описание трудовых функций педагогов и состоит из трех основных разделов, в число которых входят: 1) общие сведения о документе; 2) описание обобщенных трудовых функций педагога-психолога; 3) характеристика трудовых функций, входящих в обобщенные трудовые функции и профессиональный стандарт в целом (функциональная карта вида профессиональной деятельности). В заключении документа даны сведения об официальных организациях, осуществивших разработку профстандарта. Так, в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» указано, что ответственной организацией-разработчиком данного профессионального стандарта выступает ГБОУ ВО г. Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» (ректор доктор психологических наук, профессор, академик РАО В. В. Рубцов; руководитель группы разработчиков профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» доктор психологических наук, профессор, заместитель председателя УМО вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование» Ю. М. Забродин). В ряду других организаций -разработчиков нормативного документа в его тексте заявлены ГБОУ «Самарский региональный социопсихологический центр» (г. Самара), ГОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (г. Екатеринбург), ГОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет» (г. Уфа), Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России» (г. Москва), ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград), ФГОУ ВО «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону). Проведенный обзор и анализ содержания, разработанного экспертами из перечисленных образовательных и общественных организаций профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», позволяет сделать выводы, что данный документ может достаточно успешно применяться с целью:

1) определения необходимой квалификации педагогов-психологов, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития обучающихся;

2) создания необходимых условий для подготовки школьных психологов с целью получения высоких результатов их профессиональной деятельности;

3) обеспечения полной осведомленности педагогов-психологов о содержании и характере предъявляемых к ним требований;

4) содействия включению школьных психологов в решение глобальных задач по повышению качества российского общего образования [11].

Профессиональный стандарт педагога-психолога отражает структуру высокозначимой для современного общества профессиональной педагогической деятельности, в которой в первую очередь могут быть выделены процессы обучения, воспитания и развития обучающегося. Эквивалентно стратегии современного образования он наполняется психолого— 126 —

педагогическими компетенциями, призванными помочь школьному психологу в решении профессиональных проблем. Согласно требованиям профессионального стандарта, педагогу-психологу следует соблюдать правовые, этические и нравственные нормы, требования профессиональной психологической этики. Стандарт также выдвигает требования к качествам личности психолога, неотделимым от его трудовых функций (профессиональных компетенций), таких как:

- методическое и психолого-педагогическое сопровождение реализации дополнительных и основных образовательных программ;

- экспертиза и психологическая оценка психологической комфортности и безопасности образовательной среды учебных заведений и детских организаций;

- психологическое консультирование участников образовательного процесса;

- развивающая работа с обучающимися, в том числе в случаях необходимости психо-коррекционная работа по восстановлению и реабилитации детей и школьников;

- психолого-педагогическая диагностика, изучение и психологическое тестирование детей и обучающихся;

- психологическое просвещение участников образовательного процесса;

- психологическая профилактика, направленная на создание условий по сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся в ходе обучения и воспитания в условиях образовательных организаций [12].

В содержательную структуру профессионального стандарта психолога образовательных учреждений заложены две обобщенные функции (А и В), обозначающие сферы деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса, каждая из которых подразделяется на ряд соподчиненных им трудовых функций (представленных в стандарте в формате функциональной карты вида трудовой деятельности), соответствующих профессиональным компетенциям, формируемым в процессе обучения будущего педагога-психолога в вузе:

1. Обобщенная функция А: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ.

2. Обобщенная функция В: оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.

При этом каждая из обозначенных функциональных сфер деятельности школьных психологов по сопровождению образовательного процесса (А, В) дана в документе с точки зрения трудовых действий, необходимых умений и знаний. Кроме того, в документе подробно обозначаются требования к образованию и обучению, имеющемуся опыту профессиональной деятельности, особые условия допуска психологов к работе. Также приводится описание перечня категорий лиц, которые не имеют права занимать должность педагога-психолога в образовательном учреждении (лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, виды и состав которых четко установлены российским законодательством, и др.). Профстандарт педагога-психолога подробно описывает профессиональные действия, выполняемые специалистом: от обеспечения документооборота, касающегося психолого-педагогической работы в школе, до разработки планов индивидуальной психологической поддержки отдельных учеников. В частности, например, трудовая функция

«Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций» (код А/02.7) распадается на ряд трудовых действий:

- психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности;

- психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды;

- консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся;

- оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса;

- ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты.

В числе необходимых умений педагога-психолога, согласно профессиональному стандарту, могут быть особо выделены такие умения, как владение приемами работы с педагогическим персоналом образовательных учреждений (администрацией, воспитателями, учителями и др.) по организации эффективного взаимодействия с обучающимися и обучающихся друг с другом, создание и последующая апробация программ психолого-педагогического сопровождения инновационных процессов в образовательных учреждениях, в том числе программ сопровождения школьных объединений и ученического самоуправления. Кроме того, сюда может быть отнесено участие в совместном с педагогическим коллективом поиске путей совершенствования образовательного процесса, владение методами и технологиями оценки психологических параметров образовательной среды, в том числе степени ее безопасности и комфортности и др. [13].

Профессиональный стандарт постулирует, что эффективная реализация трудовых функций возможна при наличии у педагога-психолога определенных знаний. Так, к примеру, успешное выполнение рассматриваемой здесь трудовой функции «Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций» (3.1.2), согласно требованиям стандарта, предполагает наличие у педагога-психолога необходимых теоретических знаний. Прежде всего сюда относятся знания из области истории и теории проектирования и экспертизы образовательных систем, методологии педагогической психологии, методов психодиагностики, используемых в педагогическом мониторинге и оценке качества содержания и результатов образовательного процесса. Педагог-психолог должен свободно владеть процедурами и методами интерпретации и представления результатов психопедагогического обследования, психологическими методами изучения параметров образовательной среды, в том числе ее психологически безопасной и комфортной составляющей. Помимо этого, в рамках анализируемой трудовой функции обязательным является знакомство с нормативно-правовыми актами, связанными с осуществлением и организацией профдеятельности педагога-психолога: трудовым законодательством и законодательством Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка, международным законодательством, а также нормативными документами в области образования детей и прав ребенка, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Трудовые функции, выполняемые психологами образовательных учреждений, предусмотренные анализируемым документом, соответствуют седьмому квалификационному уровню (специалитет либо двухуровневое высшее профильное образование), что формально означает: в образовательную организацию могут быть допущены только педагоги-

психологи, имеющие образование не ниже психологического специалитета или профильной магистратуры по соответствующим направлениям подготовки (0303 «Психология»; 050706 «Педагогика и психология»; 050716 «Специальная психология»; 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»; 37.04.01 «Психология»; 37.04.02 «Конфликтология»; 39.04.02 «Социальная работа»; 39.04.03 «Организация работы с молодежью»; 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»; 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения»). В число возможных наименований рассматриваемой должности (профессии) допускаются три позиции: педагог-психолог, психолог, психолог образовательных учреждений. Чтобы проверить квалификацию сотрудника на соответствие релевантному профессиональному стандарту, необходимо соотнести уровень его образования и опыт практической работы с заявленными требованиями. Полное соответствие означает, что сотрудник вправе занимать должность педагога-психолога и обладает достаточным набором знаний и навыков для выполнения своей трудовой функции. Профессиональный стандарт педагога-психолога ориентирован на его применение в ситуациях проведения аттестации психологов образовательных учреждений местными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в образовательной сфере, при приеме психологов на работу в общеобразовательные учреждения на соответствующую должность, а также при их аттестации самими образовательными организациями в случае наличия у них соответствующих полномочий [14].

Подводя итоги аналитического обзора содержания профессионального стандарта, регламентирующего профессиональную деятельность педагога-психолога, необходимо констатировать, что данный нормативный документ должен стать нормативной основой системообразующего механизма, позволяющего эффективно повысить качество работы педагогов-психологов в соответствии с актуальными требованиями современной образовательной ситуации, создать объективные требования к трудовым действиям, знаниям и умениям, а также необходимому уровню профессионального образования педагогов-психологов. Можно считать, что первый и очень важный шаг в направлении создания и внедрения профессионального стандарта российских психологов, работающих в сфере образования, сделан [15]. Процедура общественной апробации рассматриваемого документа обнаружила ряд существенных проблем и противоречий, требующих дальнейшего решения. Прежде всего это касается разработки процедуры аттестации психологов, занятых в сфере образования, отсутствия инструментов оценивания результатов профессиональной деятельности педагогов-психологов, совершенствования нормативной и законодательной базы, обеспечивающей внедрение профессиональных стандартов педагогической направленности. Вместе с тем можно быть уверенным, что стандартизация профессиональной деятельности психологов образовательных учреждений нашей страны сделает возможным более точное определение объема и направлений вузовской подготовки, переподготовки или повышения квалификации педагогических кадров, что в свою очередь позволит объективно связать уровень профессионализма педагога-психолога, должностные обязанности и условия оплаты труда с результатами профессиональной деятельности и достижений в рамках эффективного контракта.

Список литературы

1. Егорова М . А . О подготовке кадров в условиях применения профессиональных стандартов в области образования (на

примере педагогов-психологов) // Психолого-педагогические исследования . 2017 . Т. 9, вып . 3 . С . 30-38. 2 . Забродин Ю . М . , Леонова О . И . Организация применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации // Психолого-педагогические исследования . 2017 . Т . 9, вып . 3 . С . 19-29 .

3 . Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» . Приказ Минтруда России от

24. 07 .2015 № 514-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» . URL: 1"|Нр://профстандартпедагога . рф (дата обращения: 10 .09 . 2018) .

4 . Ямбург Е . А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? М . : Просвещение, 2014. 175 с .

5 . Войтеховская М . П . , Смышляева Л . Г . , Веснина Л . В . , Колесникова Е . В . , Матвеев Д . М . , Пояркова О . Н . , Высокомор-

ная Ю . И . Проектирование процесса бакалаврской подготовки педагогов для системы профессионального образования в условиях стандартизации профессиональной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2017 . Вып . 2 (16) . С . 131-143 .

6 . Буравлева Н . А. , Грицкевич Н . К. Личностное развитие школьников в условиях реализации Федерального государст-

венного образовательного стандарта нового поколения // Вестник Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2014 . Вып . 1 (142) . С . 21-26 .

7 Слободчиков В И , Исаев Е А Психология образования человека . М . : Изд-во ПТСГУ, 2014. 431 с .

8 . Корытова Г . С . , Корытов И . В . Проблема педагогического взаимодействия в образовательном пространстве вуза //

Глобальная научная интеграция . 2013 . № 6 . С . 109-113 .

9 . Васягина Н . Н . , Минюрова С . А. , Пестова Н . В . Опыт апробации и целевые ориентиры внедрения профессионального

стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» как современный инструмент управления кадровым потенциалом // Психолого-педагогические исследования . 2017 . Т. 9, вып . 3 . С . 48-60.

10 . Ярецкий Ю . Л . , Зыкова Н . Ю . Приведение в соответствие квалификационных характеристик практикующих психологов

требованиям профильных профессиональных стандартов (региональная практика) // Психолого-педагогические исследования . 2017 . Т . 9, вып . 3 . С . 104-115 . 11. Корытова Г . С . , Корытова А . И . Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» в сфере образования: основные задачи, структура и этапы внедрения // Развитие педагогического образования в России: материалы I Всеросс . науч-но-метод . конф . с междунар . участием . Томск: Томский гос . пед . ун-т, 2018 . С . 3-10 .

12 . Рубцов В . В . Психология образования в интересах детей // Психолого-педагогические исследования . 2017 . Т . 9, вып . 3 .

С.2-18 .

13 . Корытова Г . С . , Закотнова Е . Ю . Психологическая безопасность и защищенность образовательной среды: факторы

риска, угрозы и условия // Вестник Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2015 . Вып . 9 (162) . С . 96-102 .

14 . Егоров И . А. Профессиональный экзамен как инструмент формирования траектории совершенствования квалифика-

ции педагогического работника // Психолого-педагогические исследования . 2017 . Т . 9, вып . 3 . С . 149-155.

15 . Ямбург Е . Ш. Внедрение профессионального стандарта педагога: необходимость второго шага // Педагогическая нау-

ка и образование . 2016 . Т.21, № 2 . С . 35-43.

Корытова Галина Степановна, доктор психологических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: gkorytova@yandex.ru

Корытова Алена Игоревна, аспирант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: alyona-korytowa@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 25.08.2018

DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-123-132

IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL STANDARD «TEACHER-PSYCHOLOGIST» IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS: STRUCTURAL AND INFORMATIVE ANALYSIS

G. S. Korytova, A. I. Korytova

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

In the article we present structural and substantive analysis of the basic stages of implementation and approbation of the Professional Standard «Teacher-Psychologist (Psychologist in the sphere of education)» in educational institutions of the Russian Federation in the period

from 2012 to 2019. Particularly, we highlight the requirements of the new professional standard «Teacher-psychologist (psychologist in the sphere of education)» for psychologist working in educational institutions. We show that the professional standard requirements to candidates for positions related to psychological and pedagogical activity are quite serious. We also note that effective realization of the general labour functions and labour functions, presented in the professional standard, is possible when definite universal general and specific professional competencies related to necessary skills and knowledge are completely formed. Requirements to education and training, experience of work and special conditions of admission of psychologists of educational institutions for job, a list of categories of persons who can not hold the position of teacher-psychologist are presented. Professional knowledge, a set of action and skills performed by psychologists are described. Standardization of professional activity of psychologists working at educational institutions will make possible more precise determination of the scope and directions of university training, retraining or professional development of pedagogical personnel.

Key words: standardization, standard, professional standard, approbation, implementation of professional standard, position, teacher-psychologist, educational institution.

References

1. Egorova M . A. O podgotovke kadrov v usloviyakh primeneniya professional'nykh standartov v oblasti obrazovaniya (na primere pedagogov-psikhologov) [Training in the conditions of application of professional standards in the field of education (on the example of teachers-psychologists)] . Psikhologo-pedagogicheskiye issledovaniya - Psychological-Educational Studies, 2017, vol . 9, iss. 3, pp . 30-38 (in Russian) .

2 . Zabrodin Yu . M . , Leonova O . I . Organizatsiya primeneniya professional'nogo standarta «Pedagog-psikholog (psikholog v sfere obrazovaniya)» v rezhime adaptatsii [Organization of application of professional standard «Teacher-psychologist (psychologist in the sphere of education)» in the mode of adaptation] . Psikhologo-pedagogicheskiye issledovaniya - Psychological-Educational Studies, 2017, vol . 9, iss . 3, pp. 19-29 (in Russian) .

3. Professional'nyy standart «Pedagog-psikholog (psikholog vsfere obrazovaniya)». Prikaz Mintruda Rossiiot24.07.2015№ 514-n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog-psikholog (psikholog v sfere obrazovaniya)» [Professional standard «Teacher-psychologist (psychologist in the sphere of education)» . Order of the Ministry labor of Russia from 24.07.2015 № 514-n «On the approval of the professional standard «Teacher-psychologist (psychologist in the field of education)»] (in Russian) . URL: http:// profstandartpedagoga . rf (accessed 10 September 2018) .

4 . Yamburg E . A. Chto prineset uchitelyu novyy professional'nyy standart pedagoga? [What will a new professional standard of the

teacher bring the teacher?] . Moscow, Prosvesheniye Publ . , 2014. 175 p . (in Russian) .

5 . Voytekhovskaya M . P , Smyshlyaeva L . G . , Vesnina L . V , Kolesnikova E . V , Matveev D . M . , Poyarkova O . N . , Vysokomornaya Yu .I .

Proyektirovaniye protsessa bakalavrskoy podgotovki pedagogov dlya sistemy professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh standartizatsii professional'noy deyatel'nosti [Designing teacher preparation bachelor course for professional education system under conditions of standardization of professional activity] . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, no . 2 (12), pp. 69-76 (in Russian) .

6 . Buravleva N . A. , Grickevich N . K . Lichnostnoe razvitie shkol'nikov v usloviyah realizacii federal'nogo gosudarstvennogo

obrazovatel'nogo standarta novogo pokoleniya [Personality development of pupils in the implementation of the Federal State Educational Standard of the new generation] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol . 1 (142), pp. 21-26 (in Russian) .

7 . Slobodchikov VI . , Isaev E . A. Psikhologiya obrazovaniya cheloveka [Psychology of human education] . Moscow, St. Tikhon's Orthodox

University Publ . , 2014.431 p. (in Russian) .

8. Korytova G . S . , Korytov I . V Problema pedagogicheskogo vzaimodeistviya v obrazovatel'nom prostranstve vuza [Problem of pedagogical interaction in educational space of the university] . Global'naya nauchnaya integratsiya - Global Scientific Integration, 2013, vol . 6, pp . 109-113 (in Russian) .

9 . Vasyagina N . N . , Minyurova S . A. , Pestova N . V Opyt aprobatsii i tselevye orientiry vnedreniya professional'nogo standarta «Pedagog-psikholog (psikholog v sfere obrazovaniya)» kak sovremennyy instrument upravleniya kadrovym potentsialom [Experience of approbation and target orientations of introduction of professional standard «Teacher-psychologist (psychologist in sphere of education)» as modern tool of personnel potential management] Psikhologo-pedagogicheskiye issledovaniya - Psychological-

Educational Studies, 2017, vol . 9, iss . 3, pp . 48-60 (in Russian) . 10 . Yaretskiy Yu . L , Zykova N . Yu . Privedeniye v sootvetstviye kvalifikatsionnykh kharakteristik praktikuyushchikh psikhologov trebovaniyam profil'nykh professional'nykh standartov (regional'naya praktika) [Harmonization of the qualification characteristics of practicing psychologists with the requirements of professional standards (regional practice)] . Psikhologo-pedagogicheskiye issledovaniya - Psychological-Educational Studies, 2017, vol . 9, iss . 3, pp. 104-115 (in Russian) . 11. Korytova G . S . , Korytova A. I . Professional'nyy standart «Pedagog-psikholog» v sfere obrazovaniya: osnovnye zadachi, struktura i etapy vnedreniya [Professional standard «Teacher-psychologist» in the field of education: main tasks, structure and stages of implementation] . Materialy I Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Razvitiye pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii» [Materials of the I All-Russian scientific-methodical conference with international participation «Development of pedagogical education in Russia»] . Tomsk, TSPU Publ . , 2018 . Pp . 3-10 (in Russian) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 . Rubtsov V V Psikhologiya obrazovaniya v interesakh detey [Psychology of education for children] . Psikhologo-pedagogicheskiye

issledovaniya - Psychological-Educational Studies, 2017, vol . 9, iss . 3, pp. 2-18 (in Russian) .

13 . Korytova G . S . , Zakotnova E . Yu . Psikhologicheskaya bezopasnost' i zashchishchennost' obrazovatel'noy sredy: faktory riska, ugrozy

i usloviya [Psychological safety and security of the educational environment: risk factors, threats and conditions] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, vol . 9 (162), pp . 96-102 (in Russian) .

14 . Egorov I . A. Professional'nyy ekzamen kak instrument formirovaniya traektorii sovershenstvovaniya kvalifikatsii pedagogicheskogo

rabotnika [Professional exam as a tool to form the trajectory of improving the qualification of the pedagogical worker] . Psikhologo-pedagogicheskiye issledovaniya - Psychological-Educational Studies, 2017, vol . 9, iss . 3, pp . 149-155 (in Russian) .

15 . Yamburg E . Sh . Vnedreniye professional'nogo standarta pedagoga: neobhodimost' vtorogo shaga [Introduction of professional

standard of the teacher: necessity of the second step] Pedagogicheskaya nauka i obrazovaniye - Pedagogical Science and Education, 2016, vol 9 iss 2, pp 35-43 (in Russian)

Korytova G. S., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061). E-mail: gkorytova@yandex.ru

Korytova A. I., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061). E-mail: alyona-korytowa@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.