ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ В ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
общение в неформальной обстановке. Соответственно, олимпиада выполняет коммуникативную функцию.
Олимпиадам присуща эстетическая функция. Во время олимпиады школьники получают много новых впечатлений. Организуется психологическая разгрузка участников. Обширная культурная программа создает ощущение праздника: концерты, развлекательные игры, викторины, дискотеки. На Международной олимпиаде «Туймаада» выпускают буклеты, диски, обеспечивают фирменными футболками, бейсболками, памятными сувенирами. Важно, чтобы у каждого осталось что-то на память об олимпиаде, а лучшие получают достойные призы.
Участники олимпиады посещают разные уголки нашей страны, что способствует их знакомству с историей региона, страны в целом. Ежегодно после закрытия Международной олимпиады «Туймаада» все участники отправляются на теплоходе по реке Лена на Ленские столбы. И каждый раз восхищаются красотами родного края, каждого охватывает гордость за свою Родину. В этом заключается патриотическая функция олимпиады.
Таким образом, применение модернизированных функций предметной химической олимпиады школьников, таких как обучающая, интегративная, инновацион-
ная, коммуникативная, мотивационная и др., формирует у учащихся навыки самостоятельной организации своей учебной деятельности, способствует приобретению новых знаний, умений и навыков, развивает нестандартное мышление, создает устойчивые положительные эмоции, позволяет раскрыть творческий потенциал в целях дальнейшей самореализации.
Литература
1. Лунин В.В., Архангельская О.В., Павлова М.В., Тюльков И.А. Роль химических олимпиад в развитии образования и науки // Химия в школе. — 2008. — №7. — С. 69—72.
2. Тюльков И.А., Архангельская О.В., Павлова М.В. Олимпиада по химии: Методическое сопровождение школьного и муниципального этапов // Химия в школе. — 2008. — №8. — С. 68—76.
3. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». №8. — М.: Знание, 1986. — 80 с.
4. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного образования // Вопросы психологии. — 1995. — №2. — С. 31—42.
УДК 373.5.016:821.161.1
Изучение мотивов в эпических произведениях
А. М. Попова
В статье обоснованы актуальность и необходимость формирования теоретико-литературного понятия «мотив» на уроках литературы. Идентификация мотивов позволяет интерпретировать художественное произведение изнутри, оставаясь в его сюжетно-фабульных пределах. В работе определяются этапы формирования этого понятия, конкретное содержание работы учителя и приемы учебной деятельности учащихся.
Applicability and necessity of theoretic-literary concept of «motive» formation at literature lessons were shown. Definition of motives allows to interpret a piece of art from inside in it fable limits. This project defines stages of formation of this concept, the maintenance of work of the teacher and receptions of educational activity ofpupils.
Ключевые слова: эпические произведения, мотив, художественные тексты, ЕГЭ, жанровая грамотность.
Одной из основных целей современного литературного образования является формирование компетентного читателя. Воспитание мыслящего читателя, способного к пониманию сущности искусства слова и эстетическому переживанию, требует конкретизации в определении роли теории литературы в системе современного литературного образования учащихся. Важнейшая составляющая читательской культуры школьника — теоретические знания и умения ими оперировать в процессе самостоятельной читательской деятельности.
Необходимость усиления теоретической основы обучения литературе обусловлена анализом современного состояния этого процесса и, прежде всего, усвоения теоретико-литературных знаний. Изучение работ участников государственной олимпиады, сочинений учащих-
ся старших классов, анализ результатов ЕГЭ свидетельствуют о невысоком уровне и недостаточной сформиро-ванности умений применять эти знания в процессе анализа и интерпретации художественного текста.
Формируемые теоретические понятия нередко не связываются в сознании школьников в определенную систему. Так, например, категории «жанр», «композиция», «мотив» усваиваются изолированно друг от друга на уровне выделения отдельных признаков этих понятий.
Среди основных причин слабых знаний учащихся по теории литературы отметим отсутствие строгой системы их усвоения для полноценного понимания художественного произведения, отсутствие отбора в формировании теоретико-литературных понятий. Одним из важнейших путей реализации задач подготовки грамотного читателя,
ПОПОВА Анна Михайловна — аспирант ЯГУ им. М.К.Аммосова.
ПОПОВА
развития читательского вкуса является поэтапное формирование теоретико-литературных понятий.
Литература в школе опирается на достижения литературной науки. Но нередко сами учителя-словесники имеют недостаточно высокий уровень владения теорией литературы, часто не знакомы с новейшими исследованиями литературной науки. Важным фактором является и выбор учителем оптимальных методов изложения теоретического материала и отбора удачных формулировок, определений того или иного понятия.
Такие понятия, как композиция и ее составляющие (эпизод, сюжет) являются основными компонентами художественной формы, «придающими произведению единство и цельность, соподчиняющими его элементы друг другу и целому» [1]. Выяснение отношения элементов формы к содержанию в их художественном единстве при анализе произведения предполагает многогранную, глубокую интерпретацию текста читателем.
В современном литературоведении большое значение и место занимает понятие «мотив». Мотив — элемент композиции, он активно причастен к теме и концепции произведения. Мотив может быть выражен как отдельным словом, так и словосочетанием, повторяемым и варьируемым. Это определенная тема, переходящая из одного произведения в другое, выступающая как аспект отдельных произведений и их циклов, либо как достояние всего творчества писателя, жанров, направлений, литературных эпох. Мотивы, как справедливо отмечает Б.Н.Путилов, «характеризуются повышенной, можно сказать, исключительной степенью семиотичности. Каждый мотив обладает устойчивым набором значений, отчасти заложенных в нем генетически, отчасти явившихся в процессе долгой исторической жизни» [2].
В качестве мотива в художественном произведении могут выступать явления, различные по внутренней структуре, семантике, функциональной значимости в логике действия, по принципам оформления и месту проявления в тексте. В каждом произведении, где присутствует один и тот же мотив, не повторяясь, заключает в себе идейные открытия и новые интерпретации. В различных темах, мотивах и сюжетах прослеживается долгая история их становления, где они приобретают устойчивый смысл в ходе исторического развития. Их истоки обнаруживаются в народной мифологии, фольклоре, в Библии. Библейский источник литературного мотива является фундаментом нравственных ценностей, поучительных притч и философских исканий. Идентификация мотивов позволяет интерпретировать художественное произведение изнутри, оставаясь в его сюжетно-фабульных пределах и одновременно, как бы нечаянно, «выглядывая» из текста в мир вокруг него.
Таким образом, термин «мотив», имея в литературоведении разнообразные трактовки, рассматриваясь с нескольких аспектов, значительно усложняет его понимание в практике преподавания литературы и часто остается для учащихся отвлеченной абстракцией. Необходимо отметить, что мотив, соотнесенный с сюжетом, в корне отличается от лирических мотивов.
С позиции читательской направленности текста, мотивы в процессе восприятия художественного произведения активно провоцируют эмоциональные и интеллектуальные переживания.
В литературной практике многие традиционные мо-
тивы могут быть развернуты в целые сюжеты, а традиционные сюжеты, напротив, «свернуты» в один мотив. Мотив — это, прежде всего, повтор. Но повтор не лексический, а функционально-семантический: один и тот же традиционный мотив может быть манифестирован в тексте нетрадиционными средствами, одна и та же фабула может быть «разыграна» не свойственными ей персонажами [3].
Научить читателя-школьника идентифицировать определенный мотив в художественных произведениях возможно при наличии методической системы, включающей основные умения, которые представляют собой три уровня: базовый, формирующий и перспективный. Каждое формируемое умение на следующем этапе будет являться базовым. Перспективное умение представляет собой актуальность и некую мотивацию к формированию данного умения. Одновременно с процессом формирования новых понятий идет процесс углубления содержания ранее сформированных понятий. При разработке системы изучения теоретико-литературных понятий в школе необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, их учебные и познавательные интересы.
Первые этапы формированиятеоретико-литературного понятия «мотив» начинаются уже в V классе. При изучении учащимися фольклора самое главное — отмечать отсутствие фабульно-сюжетной оппозиции, где сюжет представляет собой канонически заданное фабульно-сюжетное единство. Доказано, что каждая русская народная сказка подчинена определенным законам, которые выражаются в различных повторах (переход из одного произведения в другое) и вариациях (способность меняться). Учащиеся V класса без труда определяют особенности построения сказки, ее завязку, кульминацию и развязку.
Одна из важных задач на этом этапе — показать такие основные признаки мотива, как повтор и вариант. Например, уход героя из дома, для выполнения какого-либо задания; появление волшебного помощника или волшебного предмета — каждые из этих сказочных микротем повторяются и имеют свои варианты. В результате у учащихся формируется умение узнавать «бродячие» сюжеты, когда фабула в общих чертах известна и предугадываема. При этом используются такие приемы, как сопоставление сюжетных схем сказок, составление таблиц с выделением основных действий героев, повторяющихся сквозных элементов, переходящих из сказки в сказку.
Само понятие «мотив» формируется с VII класса. Определяются функция мотива и его значение. На уроках литературы изучаются мифологические, фольклорные и библейские мотивы, которые на данном этапе являются базовыми. Здесь мотив как носитель устойчивых значений и образов повествовательной традиции и одновременно как элемент, участвующий в сложении повествования конкретных произведений, обеспечивает связь «предания» и сферы «личного творчества».
На этом этапе приемы усложняются: составление опорного схематического конспекта самим учителем или классом в процессе урока, либо самостоятельно дома как результат интерпретации понятия мотива; сопоставление художественного литературного произведения с текстами фольклора, мифами, сюжетами из Библии; активная работа со словарными статьями, фрагментами критиче-
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ СОМАТОТИПОВ.
ских статей, привлечение таких видов искусства, как музыка и живопись, их сравнение с художественным произведением для выявления функции мотива, его значения в границах исследуемого текста.
У учащихся старших классов совершенствуется теоретическое мышление, развивается его самостоятельность. Это важный этап развития умственных способностей, период усиленного роста возможностей рассуждать, философствовать, оперировать абстрактными понятиями. В связи с этим в старших классах изучаются особенности и возможности мотива. Например, такое понятие, как лейтмотив, признаком которого является его обязательная повторяемость в пределах одного и того же произведения, а признак мотива — его обязательная повторяемость за пределами текста одного произведения.
Важным фактором является формирование умения определять семантический потенциал мотива: он содержит в себе возможность развития, дальнейшего нарастания, вследствие чего предугадывается «привходящий» мотив [4]. Возможности мотива также выражаются в его психологической трактовке и его связи с персонажем.
В старших классах при углублении и расширении понятия «мотива» используются такие обязательные приемы, как сопоставление разных художественных текстов и их фрагментов, содержащих в себе одинаковые мотивы,
а также их сравнение с первоисточниками этих понятий. Активная групповая и индивидуальная работа нацелена на этом этапе литературного образования на разные интерпретации произведения. Огромную помощь при анализе текста на уроке оказывает широкое использование статей компетентных критиков и литературоведов по исследованию различных мотивов, в результате чего создается проблемная ситуация, в которой учащимся необходимо выяснить функцию и роль данного понятия.
Таким образом, идентификация мотивов в художественных произведениях на разных этапах их изучения в системе поэтапного формирования проявляется в развитии у учащихся жанровой грамотности, способности интерпретировать авторскую концепцию.
Литература
1.ХализевВ.Е. Теория литературы. — М., 1999. — С. 293.
2. Путилов Б.Н. Веселовский и проблема фольклорного мотива // Наследие Веселовского. — М., 1992. — С. 84.
3. Тюпа В.И. Словарь мотивов как научная проблема. — Новосибирск, 2006. — С. 170.
4. Белов С.В. Статья А.Бема о традициях Пушкина в творчестве Достоевского // Русская литература XIX в. Вопросы сюжета и композиции. — Горький, 1972. — С. 106.
УДК 37.037.1(373.2):796.413/.48
Физическое воспитание старших дошкольников различных соматотипов на основе применения средств спортивной акробатики
Е. А. Козин
Применение дифференцированной методики физического воспитания детей старшего дошкольного возраста различных соматотипов на основе средств спортивной аэробики.
Application ofphysical training methods for the high-school pupils having different somatic types based on sports aerobics.
Ключевые слова: дифференцированная методика, соматотипы, комплексное развитие способностей, спортивная акробатика.
Современные исследования (Л.П.Додонова, 1991; Ф.В.Маркин, 1993; С.А.Жафярова, 1998; В.Д.Сонькин, 1999) доказывают: многие морфологические, функциональные и двигательные характеристики человека обусловлены типом его конституции. Установленный факт является медико-биологическим основанием дифференцированного подхода к системе дошкольного физического воспитания, который предполагает разработку педагогических нововведений с учетом индивидуально-типологических особенностей детей. Учет индивидуально-типологических особенностей индивида в процессе массового физического воспитания является наиболее доступным методом дифференциации.
Анализ научно-методической литературы показал, что рекомендации по дифференциации развития двига-
тельных способностей старших дошкольников, построенные на учете индивидуально-типологических особенностей организма человека, в настоящее время неполны и часто противоречивы (Б.А.Никитюка, 1989; В.Д.Сонь-кина, 1999; В.В.Зайцевой, 2005 и т.д.), что актуализирует продолжение исследований в данном направлении.
Цель исследования — совершенствование процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста различных соматотипов на основе использования средств спортивной акробатики.
Представленная методика базировалась на основных принципах физического воспитания детей старшего дошкольного возраста (оздоровительной направленности, индивидуального подхода, постепенности и др.). Обеспечивала комплексное решение оздоровительных, воспита-
КОЗИН Евгений Александрович — культуры и спорта».
к.п.н., зав. кафедрой спортивно-педагогических дисциплин ФГОУ ВПО «Чурапчинский институт физической - Наука и образование, 2009, №2 --41