Научная статья на тему 'Функциональные особенности предметных олимпиад (на примере химии)'

Функциональные особенности предметных олимпиад (на примере химии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Альбина Васильевна, Аньшакова Вера Владимировна

Рассмотрены особенности таких функций предметной олимпиады, как обучающая, интегративная, профориентационная, коммуникативная, мотивационная, эстетическая и др. Показано, что совершенствование и модернизация предложенных функций способствуют формированию у учащихся навыков самостоятельной организации своей учебной деятельности, приобретению новых знаний и умений, развитию нестандартного мышления, созданию устойчивых положительных эмоций и раскрытию творческого потенциала в целях дальнейшей самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональные особенности предметных олимпиад (на примере химии)»

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД

формированию поликультурной компетенции учащихся, т.к. они обучают и воспитывают не только на интеллектуальном (передача знаний), но и на аффективном (эмоциональные связи) и поведенческом уровнях.

Литература

1. Гершунский Б.С. Философия образования. — М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — С. 16.

2. Давыдов Ю.С., Супрунова Л.Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе РФ. — Пятигорск, 2003. — С. 39—40.

3. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. — М.: Высшая школа, 2005. — С. 144.

4. МартыноваМ.Ю. Мир традиций и межкультурное общение.— М.: РУДН, 2004. — 348 с.

5. Палаткина Г.В. Концепция построения этнопедагогиче-ской модели мультикультурного образования // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — №4. — С. 116—127.

6. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. — 280 с.

7. Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 223 с.

8. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика. — М.: АПК и ПРО, 2005. — 84 с.

УДК 31.01:37.013.8

Функциональные особенности предметных олимпиад (на примере химии)

А. В. Степанова, В. В. Аньшакова

Рассмотрены особенности таких функций предметной олимпиады, как обучающая, интегративная, профориентационная, коммуникативная, мотивационная, эстетическая и др. Показано, что совершенствование и модернизация предложенных функций способствуют формированию у учащихся навыков самостоятельной организации своей учебной деятельности, приобретению новых знаний и умений, развитию нестандартного мышления, созданию устойчивых положительных эмоций и раскрытию творческого потенциала в целях дальнейшей самореализации.

Such functions of the subject contest as teaching function, integrative, the function of vocational guidance, communicative, function of motivation, aesthetic, etc. were considered. Improvement and modernization of suggested functions promote development of student 's independent studies organization skills, helps to get knowledge, abilities, skills, develop original thinking and create positive emotions as a reaction on discovery of creativeness for further self-actualization was shown.

Ключевые слова: школьные олимпиады, профориентация, интеграция образования.

По мнению руководителей Центральной методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по химии академика В.В.Лунина, О.В.Архангельской и И.А.Тюлькова, роль предметных школьных олимпиад пока еще не получила должной оценки в образовании, а именно, в современной педагогической науке олимпиада не рассматривается как образовательная форма, направленная на саморазвитие личности учащихся [1].

Между тем олимпиады решают актуальнейшие задачи современного образования, выполняя присущие только им функции. Основной функцией является обучающая. Являясь особым видом внеклассной работы, олимпиада, тем не менее, органично вписывается в учебный процесс. Для того, чтобы успешно выступить на олимпиаде, школьнику необходимо самостоятельно и под руководством учителя глубже изучить предмет, решить больше нестандартных задач, а также задачи повышенной сложности, выходящие за пределы школьной программы. Таким образом, олимпиады любого уровня способствуют формированию системного мышления, помогают более глубокому и прочному усвоению химических знаний, повышают интерес к предмету и к данной области науки,

к научно-исследовательской деятельности, развивают творческую инициативу и интеллектуальные способности учащихся.

Подготовка школьника к олимпиаде требует от учителя глубокого знания своего предмета, усовершенствования методики работы с одаренными детьми. Это подвигает учителя постоянно повышать собственную квалификацию и максимально использовать свой творческий потенциал. Так олимпиада выполняет функцию обеспечения профессионального роста работников образования. В нашей республике немало учителей химии, творчески работающих и подготовивших достойное поколение призеров и победителей химических олимпиад республиканского и заключительного этапов последних лет: С.А.Ди-ченко, Г.А.Кривошапкина, З.В .Непомнящая, Н.Н.Дурае-ва, В.В.Николаева, Л.И.Ларионова, Л.Д.Широких.

Всероссийские олимпиады содержательно объединяют общее и высшее образование, реализуя функцию содержательной интеграции школьного и вузовского образования. Куратором по подготовке к олимпиадам по химии разного уровня в республике является заведующая кафедрой химии физико-математического форума

СТЕПАНОВА Альбина Васильевна — ст. преподаватель кафедры общей и неорганической химии ЯГУ им. М.К.Аммосова; АНЬШАКОВА Вера Владимировна — к.п.н., доцент, зав. кафедрой общей и неорганической химии ЯГУ им. М.К.Аммосова.

СТЕПАНОВА, АНЬШАКОВА

«Ленский край» М.Д.Соколова. Под ее руководством на базе форума и кафедр химического отделения БГФ ЯГУ проводятся учебно-тренировочные сборы участников олимпиады. К подготовке школьников на финальные этапы привлекаются доценты и старшие научные сотрудники химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова И.А.Трушков, А.Г.Мажуга, Р.Л.Антипин. В составе методической и предметной комиссий работают ведущие преподаватели ЯГУ: доктора наук А.А.Охлопкова, Б.М.Кер-шенгольц, кандидаты наук В.В.Аньшакова, А.С.Шарина и др. Главным тренером сборной республики работает доцент кафедры аналитической и физической химии ЯГУ Л.А.Игнатьева. Задания экспериментального тура разрабатывает старший преподаватель кафедры общей и неорганической химии П.Е.Колесова, дальнейшая подготовка, проведение эксперимента проводятся силами указанной кафедры. Члены жюри олимпиады не ограничиваются оцениванием олимпиадных работ, они систематически организовывают консультации и курсы по решению задач повышенной сложности, а также мастер-классы для учителей и школьников.

Всероссийская олимпиада школьников выявляет наиболее талантливых и подготовленных школьников, ориентирует их на продолжение образования в профильных вузах. Например, особо отличившимся участникам олимпиады эксперт регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в РС(Я) 2008 г. В.Н.Конев (г. Новосибирск) вручил грамоты Сибирского отделения Академии наук. Также после проведенной им вступительной олимпиады для поступления в НГУ восемь победителей 10—11 классов были рекомендованы к зачислению в вышеуказанный вуз. В этом учебном году ученицы 11 класса Стратович Анастасия и Сидорова Христина поступили в СУНЦ при НГУ

Одной из задач предметной олимпиады школьников является содействие им в профессиональной ориентации и продолжении образования. Знакомство с профессиональной деятельностью специалистов разных отраслей науки и производства при подготовке к олимпиаде обеспечивает реализацию профориентационной функции.

Системная и содержательная подготовка школьников к олимпиадам обеспечивает реализацию индивидуальных проблемно-познавательных программ учащихся и приводит на студенческую скамью наиболее подготовленных к обучению школьников. Постоянные участники и призеры олимпиад Кузнецов Артем и Иванов Федор поступили на химический факультет самого престижного вуза страны — МГУ им. М.В.Ломоносова, участвуя в олимпиаде «Покори Воробьевы горы-2008». Кроме того, все олимпиадники республиканского этапа — выпускники этого года — поступили на химические, технологические и медицинские факультеты НГУ, СПбГУ, ТГУ.

Мотивационная функция Всероссийской олимпиады состоит и в том, что победители заключительного этапа имеют право поступать в любой вуз страны без экзаменов, а призеры имеют льготы при поступлении. Во многих школах для повышения мотивации в этом виде занятий используется простой прием: учащиеся, принявшие участие в олимпиаде и набравшие зачетное число баллов, освобождаются от итогового зачета за полугодие.

Следует обратить внимание на инновационную функцию олимпиады, так как все преподаватели, учителя, занимающиеся подготовкой, организацией и проведением

олимпиад, применяют самые передовые образовательные методы и технологии. Большой интерес среди участников и тренеров вызывают задачи, отражающие традиционный уклад, способ хозяйствования, уникальность северной природы и новые направления развития химии, такие как нанохимия, супрамолекулярная химия. Например, задание №1 олимпиады по химии VI Лаврентьев-ских чтений (составлено авторами статьи): «Одним из уникальных природных явлений нашего северного края являются наледи. В наледи, образовавшейся из одного подземного источника на склоне, были взяты два образца льда для анализа на минерализацию. Причем, первый образец взят на вершине склона, второй — в низине. Результаты минерализации образцов радикально отличались друг от друга. Укажите, на вершине или в низине будет выше минерализация, мотивируя свой ответ. При решении задачи атмосферным и почвенным влиянием можно пренебречь». Решение этой задачи требует фундаментальных знаний по теме «Растворы». Или задание №4 олимпиады «Туймаада-2008» (автор Р.Л.Антипин). Задача рассказывает о происхождении и применении наночастиц золота с древних времен (информационная функция) и представляет современный метод получения наночастиц золота и расчет среднего количества атомов золота в одной наночастице. Участники должны представить схемы протекания сложного процесса получения наночастиц, объяснить механизмы действия, перечислить факторы, влияющие на размер образующихся нано-частиц (развивающая функция). Таким образом, решение таких задач способствует объединению различных функций олимпиад.

На наш взгляд, интересны примеры профессионального роста участников олимпиады не только в стенах школы, вуза, но и их дальнейшее становление как высококвалифицированных специалистов. Многие призеры и победители олимпиад различного уровня, став студентами, сотрудниками вузов и научных учреждений России и зарубежья (В.Шаройко, В.Аньшаков, Д.Неустроев, И.Денисова) продолжают активно участвовать в теоретической и практической подготовке школьников, являются авторами задач, также работают в составе жюри и в организационном комитете олимпиад. Так, например, д.б.н., зав. группой молекулярного метаболизма Центра диабета Департамента клинических наук Лундского Университета (Швеция) В.Шаройко и В.Аньшаков, выпускник химфака МГУ им. М.В.Ломоносова, занимающийся в данное время наукоемкими химическими технологиями в компании «вгасе» (США), продолжают сотрудничество как авторы задач, научные консультанты и члены жюри. Своим примером, как состоявшиеся профессионалы-химики, они вдохновляют юные дарования на самоорганизацию, самореализацию, творческое совершенствование. Системность в подготовке учащихся к олимпиадам позволяет в дальнейшем сохранять преемственность в олимпиаде от школьника до признанного ученого.

Кроме этого, для участника олимпиады огромное воспитательное значение имеет сам факт участия в олимпиаде, общение со сверстниками из других городов и регионов. Важно также, что на олимпиадах участники посещают актовые лекции ученых-химиков, консультируются у ведущих преподавателей вузов. Наконец, во время олимпиад происходит обмен опытом учителей, тренеров команд, проводятся семинары, круглые столы, проходит

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ В ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

общение в неформальной обстановке. Соответственно, олимпиада выполняет коммуникативную функцию.

Олимпиадам присуща эстетическая функция. Во время олимпиады школьники получают много новых впечатлений. Организуется психологическая разгрузка участников. Обширная культурная программа создает ощущение праздника: концерты, развлекательные игры, викторины, дискотеки. На Международной олимпиаде «Туймаада» выпускают буклеты, диски, обеспечивают фирменными футболками, бейсболками, памятными сувенирами. Важно, чтобы у каждого осталось что-то на память об олимпиаде, а лучшие получают достойные призы.

Участники олимпиады посещают разные уголки нашей страны, что способствует их знакомству с историей региона, страны в целом. Ежегодно после закрытия Международной олимпиады «Туймаада» все участники отправляются на теплоходе по реке Лена на Ленские столбы. И каждый раз восхищаются красотами родного края, каждого охватывает гордость за свою Родину. В этом заключается патриотическая функция олимпиады.

Таким образом, применение модернизированных функций предметной химической олимпиады школьников, таких как обучающая, интегративная, инновацион-

ная, коммуникативная, мотивационная и др., формирует у учащихся навыки самостоятельной организации своей учебной деятельности, способствует приобретению новых знаний, умений и навыков, развивает нестандартное мышление, создает устойчивые положительные эмоции, позволяет раскрыть творческий потенциал в целях дальнейшей самореализации.

Литература

1. Лунин В.В., Архангельская О.В., Павлова М.В., Тюльков И.А. Роль химических олимпиад в развитии образования и науки // Химия в школе. — 2008. — №7. — С. 69—72.

2. Тюльков И.А., Архангельская О.В., Павлова М.В. Олимпиада по химии: Методическое сопровождение школьного и муниципального этапов // Химия в школе. — 2008. — №8. — С. 68—76.

3. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». №8. — М.: Знание, 1986. — 80 с.

4. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного образования // Вопросы психологии. — 1995. — №2. — С. 31—42.

УДК 373.5.016:821.161.1

Изучение мотивов в эпических произведениях

А. М. Попова

В статье обоснованы актуальность и необходимость формирования теоретико-литературного понятия «мотив» на уроках литературы. Идентификация мотивов позволяет интерпретировать художественное произведение изнутри, оставаясь в его сюжетно-фабульных пределах. В работе определяются этапы формирования этого понятия, конкретное содержание работы учителя и приемы учебной деятельности учащихся.

Applicability and necessity of theoretic-literary concept of «motive» formation at literature lessons were shown. Definition of motives allows to interpret a piece of art from inside in it fable limits. This project defines stages of formation of this concept, the maintenance of work of the teacher and receptions of educational activity ofpupils.

Ключевые слова: эпические произведения, мотив, художественные тексты, ЕГЭ, жанровая грамотность.

Одной из основных целей современного литературного образования является формирование компетентного читателя. Воспитание мыслящего читателя, способного к пониманию сущности искусства слова и эстетическому переживанию, требует конкретизации в определении роли теории литературы в системе современного литературного образования учащихся. Важнейшая составляющая читательской культуры школьника — теоретические знания и умения ими оперировать в процессе самостоятельной читательской деятельности.

Необходимость усиления теоретической основы обучения литературе обусловлена анализом современного состояния этого процесса и, прежде всего, усвоения теоретико-литературных знаний. Изучение работ участников государственной олимпиады, сочинений учащих-

ся старших классов, анализ результатов ЕГЭ свидетельствуют о невысоком уровне и недостаточной сформиро-ванности умений применять эти знания в процессе анализа и интерпретации художественного текста.

Формируемые теоретические понятия нередко не связываются в сознании школьников в определенную систему. Так, например, категории «жанр», «композиция», «мотив» усваиваются изолированно друг от друга на уровне выделения отдельных признаков этих понятий.

Среди основных причин слабых знаний учащихся по теории литературы отметим отсутствие строгой системы их усвоения для полноценного понимания художественного произведения, отсутствие отбора в формировании теоретико-литературных понятий. Одним из важнейших путей реализации задач подготовки грамотного читателя,

ПОПОВА Анна Михайловна — аспирант ЯГУ им. М.К.Аммосова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.