Научная статья на тему 'Физическое воспитание старших дошкольников различных соматотипов на основе применения средств спортивной акробатики'

Физическое воспитание старших дошкольников различных соматотипов на основе применения средств спортивной акробатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА / СОМАТОТИПЫ / КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ / СПОРТИВНАЯ АКРОБАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козин Евгений Александрович

Применение дифференцированной методики физического воспитания детей старшего дошкольного возраста различных соматотипов на основе средств спортивной аэробики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание старших дошкольников различных соматотипов на основе применения средств спортивной акробатики»

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ СОМАТОТИПОВ.

ских статей, привлечение таких видов искусства, как музыка и живопись, их сравнение с художественным произведением для выявления функции мотива, его значения в границах исследуемого текста.

У учащихся старших классов совершенствуется теоретическое мышление, развивается его самостоятельность. Это важный этап развития умственных способностей, период усиленного роста возможностей рассуждать, философствовать, оперировать абстрактными понятиями. В связи с этим в старших классах изучаются особенности и возможности мотива. Например, такое понятие, как лейтмотив, признаком которого является его обязательная повторяемость в пределах одного и того же произведения, а признак мотива — его обязательная повторяемость за пределами текста одного произведения.

Важным фактором является формирование умения определять семантический потенциал мотива: он содержит в себе возможность развития, дальнейшего нарастания, вследствие чего предугадывается «привходящий» мотив [4]. Возможности мотива также выражаются в его психологической трактовке и его связи с персонажем.

В старших классах при углублении и расширении понятия «мотива» используются такие обязательные приемы, как сопоставление разных художественных текстов и их фрагментов, содержащих в себе одинаковые мотивы,

а также их сравнение с первоисточниками этих понятий. Активная групповая и индивидуальная работа нацелена на этом этапе литературного образования на разные интерпретации произведения. Огромную помощь при анализе текста на уроке оказывает широкое использование статей компетентных критиков и литературоведов по исследованию различных мотивов, в результате чего создается проблемная ситуация, в которой учащимся необходимо выяснить функцию и роль данного понятия.

Таким образом, идентификация мотивов в художественных произведениях на разных этапах их изучения в системе поэтапного формирования проявляется в развитии у учащихся жанровой грамотности, способности интерпретировать авторскую концепцию.

Литература

1.ХализевВ.Е. Теория литературы. — М., 1999. — С. 293.

2. Путилов Б.Н. Веселовский и проблема фольклорного мотива // Наследие Веселовского. — М., 1992. — С. 84.

3. Тюпа В.И. Словарь мотивов как научная проблема. — Новосибирск, 2006. — С. 170.

4. Белов С.В. Статья А.Бема о традициях Пушкина в творчестве Достоевского // Русская литература XIX в. Вопросы сюжета и композиции. — Горький, 1972. — С. 106.

УДК 37.037.1(373.2):796.413/.48

Физическое воспитание старших дошкольников различных соматотипов на основе применения средств спортивной акробатики

Е. А. Козин

Применение дифференцированной методики физического воспитания детей старшего дошкольного возраста различных соматотипов на основе средств спортивной аэробики.

Application ofphysical training methods for the high-school pupils having different somatic types based on sports aerobics.

Ключевые слова: дифференцированная методика, соматотипы, комплексное развитие способностей, спортивная акробатика.

Современные исследования (Л.П.Додонова, 1991; Ф.В.Маркин, 1993; С.А.Жафярова, 1998; В.Д.Сонькин, 1999) доказывают: многие морфологические, функциональные и двигательные характеристики человека обусловлены типом его конституции. Установленный факт является медико-биологическим основанием дифференцированного подхода к системе дошкольного физического воспитания, который предполагает разработку педагогических нововведений с учетом индивидуально-типологических особенностей детей. Учет индивидуально-типологических особенностей индивида в процессе массового физического воспитания является наиболее доступным методом дифференциации.

Анализ научно-методической литературы показал, что рекомендации по дифференциации развития двига-

тельных способностей старших дошкольников, построенные на учете индивидуально-типологических особенностей организма человека, в настоящее время неполны и часто противоречивы (Б.А.Никитюка, 1989; В.Д.Сонь-кина, 1999; В.В.Зайцевой, 2005 и т.д.), что актуализирует продолжение исследований в данном направлении.

Цель исследования — совершенствование процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста различных соматотипов на основе использования средств спортивной акробатики.

Представленная методика базировалась на основных принципах физического воспитания детей старшего дошкольного возраста (оздоровительной направленности, индивидуального подхода, постепенности и др.). Обеспечивала комплексное решение оздоровительных, воспита-

КОЗИН Евгений Александрович — культуры и спорта».

к.п.н., зав. кафедрой спортивно-педагогических дисциплин ФГОУ ВПО «Чурапчинский институт физической - Наука и образование, 2009, №2 --41

КОЗИН

тельных и образовательных задач, была ориентирована на достижение более высоких показателей двигательной подготовленности старших дошкольников за счет дифференцированного использования упражнений спортивной акробатики с учетом их соматотипов.

У детей астенического соматотипа (далее — А сома-тотип) применялись упражнения с преимущественным акцентом на развитие: силы мышц рук (необходимой в парной работе); ориентации во времени и в пространстве; координации движений; гибкости; выносливости; быстроты. Целенаправленное развитие перечисленных выше двигательных способностей обусловлено тем фактом, что дети данного соматотипа изначально обладают слабо развитой мускулатурой и предрасположены к развитию такого двигательного качества, как выносливость.

Дети А типа телосложения обладают тонкой жировой прослойкой и, соответственно, легким весом. В связи с этим при комплектовании акробатических составов дети данного типа выступали как «верхние».

У детей гиперстенического типа телосложения (далее — Г соматотип) применялись средства спортивной акробатики с акцентом на развитие таких качеств, как: сила мышц ног; гибкость; силовая выносливость мышц спины и брюшного пресса.

Детям Г типа телосложения чаще всего свойственна полнота (явно выражен запас подкожного жира), они имеют средний или ниже среднего рост и при этом обладают большими, сильными мышцами. Учитывая эту особенность, им отводилась роль «нижних» в акробатических составах.

У детей нормостенического типа телосложения (далее — Н соматотип) применялись упражнения из спортивной акробатики, направленные на развитие общих скоростно-силовых способностей, подвижности в суставах, устойчивости вестибулярного анализатора на статическую и динамическую нагрузку (применялись упражнения, направленные на сохранение равновесия тела и балансирование предметами индивидуально или совместно с партнером).

Дети Н соматотипа обладают средним ростом и телосложением с рельефными мышцами и умеренно развитой жировой прослойкой. В связи с этим на данном этапе возрастного развития в акробатическом составе рациональнее всего их использовать в роли «средних и нижних».

Выводы

1. В ходе исследования выявлена неудовлетворенность методистов физической культуры и родителей постановкой процесса физического воспитания в сельских муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия). Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что вопросам физического воспитания в сельских муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Якутии уделяется недостаточно внимания, на что указывает 61% респондентов, задействованных в опросе.

2. Разработана методика физического воспитания на основе использования средств и методов спортивной акробатики, позволяющая дифференцированно, с учетом соматотипов, воздействовать на организм старших дошкольников.

3. Применение дифференцированной методики в про-

цессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста различных соматотипов, посещающих сельские муниципальные дошкольные образовательные учреждения, позволяет сформировать у детей устойчивую мотивацию к физкультурным занятиям: ее уровень в экспериментальной группе мальчиков в сравнении с показателями контрольной группы стал выше на 22,4% (Р<0,05), а у девочек на 31,5% (Р<0,05). Достоверно ниже в экспериментальных группах (по отношению к контрольным) стали показатели ситуативной тревожности у мальчиков на 36,5%, а у девочек на 33,3%. При этом у мальчиков и девочек в экспериментальной группе отмечено достоверное повышение активности на 9,3% и 8,9% соответственно.

4. Установлено, что у старших дошкольников гипер-стенического типа телосложения организм наиболее восприимчив к развитию силовых качеств и гибкости. Прирост показателей силы в подгруппе мальчиков по результатам выполнения различных тестов (динамометрия правой и левой кисти, сгибание-разгибание рук, удержание рук и ног, лежа на животе) в среднем составил 88% (Р<0,05), а в подгруппе девочек 84,7% (Р<0,05); гибкости («наклон вперед», «мост») — 51,8% (Р<0,05) у мальчиков и 66,1% (Р<0,05) у девочек. Организм детей гиперстени-ческого типа менее восприимчив к средствам, направленным на развитие быстроты.

5. Организм старших дошкольников астенического типа телосложения наиболее восприимчив к развитию быстроты (бег 30 м), скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места) и выносливости (бег 300 м). Прирост показателей быстроты у мальчиков в этом случае составляет 13,8% (Р<0,05), а у девочек 17,3% (Р<0,05); в проявлении скоростно-силовых качеств 15,8% (Р<0,05) в подгруппе мальчиков и 17,7% (Р<0,05) у девочек; выносливости, соответственно указанным подгруппам 20,4% и 20% (Р<0,05). Установлено, что дети астенического типа телосложения менее восприимчивы к развитию силовых качеств и гибкости.

6. У старших дошкольников нормостенического типа телосложения развитие двигательных способностей происходит равномерно, о чем свидетельствуют данные всего перечня тестов, используемых для оценки уровня физической подготовленности. В среднем за время эксперимента достоверное улучшение результатов в тестах, характеризующих силовые способности, произошло на 103,9% у мальчиков и 100,7% у девочек, в проявлении гибкости соответственно на 56,3 и 50% и в координационных способностях соответственно на 61 и 73%. Результативность дошкольников нормостенического типа телосложения в беге на 30 м за время эксперимента повысилась на 18,7% (Р<0,05) у мальчиков и на 20,9% (Р<0,05) в подгруппе девочек, в проявлении скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места) мальчики приросли на 19,6% (Р<0,05), а девочки на 22,7% (Р<0,05). В беге на выносливость улучшение результатов у мальчиков и девочек нормостенического соматотипа соответственно произошло на 28% (Р<0,05) и 19,2% (Р<0,05).

7. Установлено, что к концу исследования показатели, характеризующие заболеваемость мальчиков и девочек экспериментальных групп различных соматотипов, оказались ниже, чем в контрольной группе, что подтверждает эффективность предложенной методики.

42

Наука и образование, 2009, №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.