ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
УДК 613.954: 612.76
И.Н. Герасимова, В.Ю. Лебединский, И.Ю. Сидорова
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ г. ИРКУТСКА РАЗЛИЧНЫХ СОМАТИЧЕСКИХ ТИПОВ
Иркутский государственный медицинский университет (Иркутск) Иркутский государственный технический университет (Иркутск)
Выявлены особенности физического развития и двигательных качеств детей первого периода детства (4—7лет) г. Иркутска с разными, типами конституции и. вариантами развития. Дифференцированный подход к детям, с учетом, индивидуальных особенностей в процессе их физического воспитания мог бы. дать значительный, педагогический и. оздоровительный эффект..
Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, соматический тип, вариант развития
CHARACTERISTIC OF INDICES OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND MOTOR QUALITIES IN 4-7 YEARS OLD IRKUTSK CHILDREN OF VARIOUS SOMATIC TYPES
I.N. Gerasimova, V.Yu. Lebedinsky, I.Yu. Sidorova
Irkutsk State Medical University, Irkutsk Irkutsk State Technical University, Irkutsk
Features of physical development and motor qualities of Irkutsk children in the first period, of childhood. (4—7 years) of different types of constitution and. variants of development were revealed. Differentiated, approach to children taking into account individual features during their physical growth could, give significant pedagogical and. sanitation, effect.
Key words: physical development, physical willingness, somatic type, variant of development
В настоящее время в нашей стране наметилась устойчивая тенденция к ухудшению физического здоровья подрастающего поколения и снижению функциональных возможностей их организма [8]. Негативные изменения в состоянии здоровья подрастающего поколения в современных условиях проявляются в росте хронических заболеваний и увеличении количества детей, относящихся к группам высокого медико-социального риска [2].
Негативные тенденции наблюдаются и в физическом развитии детей, подростков и молодежи, которые проявляются в снижении показателей длины и массы тела (деселерация), увеличении дисгармоничности физического развития, выраженном в снижении функциональных резервов организма [13].
В ряде публикаций последних лет [1, 12] говорится о том, что и физическая подготовленность подрастающего поколения РФ находится на чрезвычайно низком уровне. Одной из причин этого является то, что сложившаяся десятилетиями система работы в сфере дошкольного и школьного физического воспитания, оздоровительной физической культуры и спорта на сегодняшний день подвергается серьезной и оправданной критике [11].
Одними из важнейших показателей здоровья детей являются показатели физического раз-
вития, которое определяется как совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания [7].
Еще одним существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина [5]. Многие авторы указывают на тесную связь между показателями физического развития и физической подготовленности у различных групп населения [6, 15].
Нельзя также не отметить роль учения о конституции человека в вопросе оценки его здоровья, которое своими корнями уходит еще во времена Древней Греции и связано с именем Гиппократа. Согласно его представлению, тот или иной конституциональный тип присущ человеку от рождения и остается неизменным в течение всей его жизни.
В настоящее время учение о составе тела человека включает изучение закономерностей взаимоотношений анатомических компонентов сомы: жировой, мышечной и костной масс, их изменчивости в возрастном и половом аспектах. Соотношение этих компонентов массы тела на различных этапах онтогенеза важно для правильной
оценки уровня хронологического и биологического развития человека [9].
Физический статус термина «конституция» подразумевает под собой телосложение, соматотип. Соматический тип человека — комплексное понятие, включающее характеристики, не одинаковые по своей биологической значимости и спортивной прогностичности. Он является биологическим паспортом личности, портретом обменных процессов в его организме и может выступать в качестве основы конституциональной диагностики и оценки здоровья человека [14].
В настоящее время формируется новый типовой конституциональный подход для работы с детскими коллективами. Вырисовывается новая концепция однотипности ответных реакций на физические нагрузки у детей, объединенных габаритным и компонентным варьированием их соматических показателей, а также общностью ростовых процессов по скорости разверстки их генетической программы [3]. Раскрытие закономерностей развития и становления систем в онтогенезе — это основа всех направленных воздействий на организм для оздоровительной физической культуры [10].
Эта идея развивается в учении о соматических типах [4] и позволяет выйти на методологически новый уровень исследований совершенствования организма ребенка при направленных воздействиях.
В связи с вышеизложенной актуальностью проблемы целью данного исследования явилось изучение особенностей морфофункционального и моторного развития детей в возрасте 4 — 7 лет, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения (МДОУ) г. Иркутска, с учетом их соматического типа и варианта развития.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Под наблюдение были взяты дети в возрасте от 4 до 7 лет, посещающие МДОУ № 75, 79 и 148 г. Иркутска. Всего был обследован 451 человек, из них 221 (49 %) мальчик и 230 (51 %) девочек.
Антропометрические измерения проводились по общепринятой в нашей стране методике с учетом требований НИИ антропологии Московского государственного университета (1982) и включали определение параметров тела при помощи стандартного набора антропометрических инструментов. Были проведены антропометрические измерения длины тела, массы тела, окружностей грудной клетки и плеча, диаметров, обхватов и длин конечностей, длины туловища, обхвата плеч и таза, кожно-жировых складок, а также функциональные пробы: частота сердечных сокращений, жизненная емкость легких, динамометрия кистей и проба Мартине — Кушелевского.
Для оценки основных двигательных качеств у детей первого периода детства были применены разработанные во ВНИИФКе тесты, соответствующие их возможностям, в следующей последова-
тельности: на активную гибкость позвоночника и тазобедренных суставов — наклон вперед сидя; на быстроту — бег на 30 м с ходу; на скоростносиловую выносливость мышц сгибателей туловища — подъем туловища за 30 с; на динамическую силу мышц нижних конечностей — прыжок в длину с места.
Для проведения конституциональной диагностики и соматотипирования была выбрана метрическая схема Р.Н. Дорохова и В.Г. Петрухина (1984), предусматривающая выделение трех уровней варьирования (габаритного, компонентного, пропорционального) и определение варианта развития, которая разработана для оценки растущего организма и прошла апробацию в клинической и педагогической практике.
Статистическая обработка показателей проводилась с использованием непараметрических методов, применение которых было обусловлено рекомендациям О.Ю. Ребровой (2002). При проведении соматотипирования количество выборки уменьшилось, поскольку каждая возрастная группа разделилась на подгруппы с различными соматическими типами, и в результате при вычислении критерия Колмогорова-Смирнова и построении гистограмм большинство признаков не имело нормального распределения.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
1. Оценка габаритного уровня варьирования (ГУВ)
Габаритный уровень варьирования является основным при выделении соматического типа, так как он имеет самые тесные корреляционные связи с энерготратами, проявлениями силы мышц и особенностями двигательной активности, а также жестко наследственно детерминирован. В основу определения габаритных характеристик организма положены данные изменчивости длины и массы тела на различных этапах онто-гененза. Целесообразно выделять три основных (микросомный — МиС, мезосомный — МеС, макросомный — МаС), два переходных (микро-мезосомный — МиМеС, мезомакросомный — МеМаС) и два крайних (наносомный — НаС, мегалосомный — МегС) соматотипа. В настоящем исследовании, в соответствии с литературными данными [4, 3, 6, 14], оценка показателей физического и моторного развития проводилась по трем основным соматотипам.
В ходе проведения исследования было выявлено, что дети первого периода детства (4—7 лет) г. Иркутска достаточно вариабельны по типам конституции и имеют некоторые различия в показателях физического развития и физической подготовленности.
При сопоставлении данных физического развития девочек и мальчиков первого периода детства (4—7 лет) с разными соматическими типами выявлено, что они выше у мальчиков всех соматических типов в возрасте 5 — 7 лет по большинству показателей. Сравнение интенсивности
годового прироста показало наибольшие его различия между полами у детей МиС- и МаС-типов. Так для МиС-типа максимальные его значения отмечаются у девочек в 6 лет по показателям жизненной емкости легких и кистевой динамометрии правой, а в 7 лет — левой руки, тогда как у мальчиков он максимален только в 5 лет по росту. Однако при этом, если у мальчиков во всех возрастах прирост имеет преимущественно высокие значения по всем показателям (кроме роста в 6 и 7 лет и веса в 7 лет), то у девочек отмечаются периоды минимальных его значений в 5 лет по показателям массы тела и окружности плеча и в 7 лет — по росту, массе тела и окружности плеча. Среди детей МаС-типа наибольшие прибавки отмечаются также у девочек в 5 лет — по показателям жизненной емкости легких, в 5 и 6 лет — по показателям массы тела и в 7 лет — по показателям окружности плеча, тогда как у мальчиков — только в 6 и 7 лет по показателям окружности грудной клетки. У детей МеС-типа существенных различий в интенсивности прироста между полами не определяется.
Сравнение динамики прироста двигательных качеств у детей разных соматических типов выявило наибольшие его различия между полами у представителей МаС-типа. Так, у девочек этого типа отмечаются его максимальные значения в 6 лет по показателю быстроты и в 7 лет по показателю гибкости, а у мальчиков такие периоды не определяются. У МиС-типа максимальные прибавки у детей обоих полов происходят в 6 лет по показателю скоростно-силовой выносливости, а у девочек — еще и динамической силы мышц нижних конечностей. Существенным различием среди детей этого соматического типа является то, что у мальчиков в 6 и 7 лет при тестировании гибкости отмечаются низкие значения прироста, тогда как у девочек они высокие в этом возрасте. У детей обоих полов МеС-типа максимальных значений годовой прирост достигает в 5 лет по показателю динамической силы нижних конечностей. У мальчиков этого соматического типа также отмечаются низкие прибавки показателя гибкости в 5 и 7 лет, а у девочек — динамической силы нижних конечностей в 6 лет.
Таким образом, сравнение данных физического развития и двигательных качеств у девочек и мальчиков 4 — 7 лет разных соматических типов по габаритному уровню варьирования выявило, что различия между ними не всегда четко выражены, но уже начинают формироваться.
2. Оценка варианта развития (ВР)
В ходе исследования было выявлено, что в изучаемых группах детей, объединенных по паспортному возрасту, оказались индивидуумы, находящиеся на различных ступенях морфофункциональной зрелости. Среди них встречаются представители как растянутого (ретардирован-ного) (ВР «С») и обычного (банального) (ВР «В»), так и ускоренного (акселерированного) (ВР «А»)
вариантов развития (рис. 1, 2). При этом выявлено, что большинство представителей МаС-типа имеют ускоренный вариант развития, а остальные дети этого соматотипа — обычный вариант. У дошкольников МеС-типа встречаются все варианты развития, однако в своем большинстве они имеют обычный, а в остальных случаях — растянутый, а также ускоренный варианты развития. У детей МиС-типа также встречаются все варианты развития, а у большинства из них встречается обычный вариант. Однако среди них в 2 раза и более увеличивается доля с растянутым вариантом и в 2 — 4 раза уменьшается доля с ускоренным, по сравнению с МеС, типом.
80 •
-74,3'
70
60
50
40
30
20
10
МаС
□ ВР <
МеС
Соматотип
□ ВР «В» ■ ВР «С»
МиС
Рис. 1. Варианты развития у девочек.
70 ■
60 50 40 30 20 10
0 ,|—Ш
МаС МеС МиС
Соматотип
ИВР «А» □ ВР «В» И ВР «С»
Рис. 2. Варианты развития у мальчиков.
3. Оценка компонентного уровня варьирования (КУВ)
Сопоставительный анализ компонентного состава тела у детей 4—7 лет показал, что уже в этом возрасте у них определяются половые различия показателей (рис. 3, 4). Наибольшие из них отмечаются по жировой массе, значения которой больше у девочек во всех возрастах и увеличиваются к 7 годам, и мышечной массе, которая наоборот более выражена у мальчиков, и значения ее увеличиваются с 4 до 7 лет. Содержание костной массы у детей обоих полов существенно не различается (за исключением девочек в 6 лет, когда ее значение несколько нарастает).
0
И КМ ИЖМ ЕШМ Рис. 3. Компонентный состав тела у девочек.
36,4% 32,0%
вкм ижм ешм
Рис. 4. Компонентный состав тела у мальчиков.
Кроме того, половые различия выявлены и при сравнении этих показателей с учетом соматического типа детей по габаритному уровню варьирования. Так, сопоставление данных компонентного состава у разных полов и соматотипов в 4 года показало, что у девочек более выражены костный и жировой компоненты, при этом у МиС- и МеС-типов несколько преобладает жировой компонент, а у МаС-типа — костный. Мышечный компонент у них менее выражен, и у МаС-типа — немного меньше, чем у остальных соматических типов. У мальчиков в этом возрасте костный компонент выражен практически одинаково у разных соматотипов, мышечный преобладает у МеС- и МаС-типов, тогда как содержание жирового компонента у них наименьшее. У МиС-типа, наоборот, доля мышечного компонента минимальна. В 7 лет также определяются половые отличия между представителями разных соматотипов. Так, у всех девочек в этом возрасте преобладает жировой компонент, а мышечный наименее выражен, в то время как у мальчиков МиС- и МеС-типов преобладает мышечный компонент, а у МаС-типа — жировой. При этом у тех из них, кто принадлежит к МеС- и, особенно, МаС-типам, костный компонент меньше, чем у представителей МиС-типа.
4. Оценка пропорционального уровня варьирования (ПУВ)
Пропорции телосложения обладают независимой линией варьирования и являются составной частью при описании соматических типов. ПУВ
наследственно обусловлен, отражает возрастнополовые особенности и приспособленность индивидуума к физическим нагрузкам. У детей в возрасте 6 — 7 лет происходит первое изменение формы тела: существенно увеличивается длина рук и ног, соотношение головы к туловищу становится ближе к таковому у взрослых.
При изучении пропорции телосложения у детей
4 — 7 лет г. Иркутска выявлено, что большинство из них относятся к макромембральному типу по ПУВ, и количество их увеличивается. При этом процент девочек этого типа постепенно увеличивается с 4 до 7 лет (с 50 до 100 %), а процент мальчиков максимально увеличивается в 5 лет (до 86,8 %), а затем постепенно снижается к 7 годам (до 77,2 %).
Кроме того в возрасте 4 — 6 лет среди девочек определяются индивидуумы с мезомембральным типом (22,7, 12,1 и 4,3 % соответственно), а в 4 и
5 лет — еще и с микромембральным (22,7 и 18,2 % соответственно). При этом если в 4 года их доля одинаковая, то в 5 лет доля девочек с микромем-бральным типом больше. Среди мальчиков во всех возрастах определяется небольшая их доля с мезомембральным типом (26,2 % — в 4 года; 11,3 % — в 5 лет, 16,1 % — в 6 лет; 22,8 % — в 7 лет), а в 4 и 5 лет встречаются еще и индивидуумы с микромем-бральным типом, но их доля очень мала (7,1 и 1,9 % соответственно).
При анализе данных пропорционального уровня варьирования с учетом соматического типа детей по ГУВ также выявлены некоторые различия между полами (табл. 1 и 2). Так, если большинство девочек микромембрального телосложения в 5 — 7 лет имеет МаС-тип по ГУВ, а в 4 года — МиС- и МеС-типы, то большинство мальчиков в 4 — 6 лет имеют МаС-, а в 7 лет — еще и МеС-тип. При этом доля девочек 4 — 5 лет с МиС-типом существенно больше аналогичной доли мальчиков этого же возраста. Большинство детей мезомембрального телосложения также относятся к МаС-типу по ГУВ. Однако небольшая доля девочек в 4 года относится еще и к МиС-, а в 4 — 5 лет — к МеС-типам, тогда как у мальчиков МиС-тип вообще не определяется, а МеС-тип встречается у небольшого их количества во всех возрастах. Все дошкольники в возрасте 5 — 7 лет макромембрального телосложения относятся к МаС-типу по ГУВ. В 4 года среди них определяются индивидуумы с МеС-типом, однако доля мальчиков несколько выше, чем доля девочек.
Таким образом, сопоставив данные о пропорциях телосложения у детей первого периода детства обоих полов по возрастам, можно сделать вывод, что между ними имеются половые различия. Так, изменения формы тела, проявляющиеся в увеличении длины нижней конечности, у девочек происходит интенсивнее, чем у мальчиков.
В результате проведения соматотипирования детей первого периода детства 4 — 7 лет по метрической схеме Н.Р. Дорохова и В.Г. Петрухина (1984) можно сделать вывод о том, что в этом возрасте уже начинают выявляться различия как между индивидуумами одного пола, так и между полами. В
Таблица 1
Пропорции телосложения у девочек 4-7 лет с разными соматическими типами по габаритному уровню варьирования (%)
Возраст Микромембральный Мезомембральный Макромембральный
МиС МеС МаС МиС МеС МаС МиС МеС МаС
4 года 47,4 42,1 10,5 5,6 22,2 72,2 0 12,5 87,5
5 лет 25 12,5 62,5 0 10 90 0 0 100
6 лет 0 0,2 98,8 0 0 100 0 0 100
7 лет 0 0 100 0 0 100 0 0 100
Таблица 2
Пропорции телосложения у мальчиков 4-7лет с разными соматическими типами по габаритному уровню варьирования (%)
Возраст Микромембральный Мезомембральный Макромембральный
МиС МеС МаС МиС МеС МаС МиС МеС МаС
4 года 12 32 56 0 15,4 84,6 0 25 75
5 лет 3,1 15,6 81,3 0 5,6 94,4 0 0 100
6 лет 0 21,4 78,6 0 14,3 85,7 0 0 100
7 лет 0 55 45 0 8 92 0 0 100
связи с этим для достижения максимального оздоровительного эффекта было бы целесообразно на занятиях по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях использовать индивидуализированный подход к детям с учетом их соматического типа и варианта развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Банникова Т.А., Горошко А.С., Головко Е.Н. Мониторинг физического развития и физической подготовленности школьников Кубани // II Росс. науч.-практ. конф. «Валеологические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы». — Екатеринбург, 2004. — С. 16 — 19.
2. Бондарь В.И., Волкова И.М., Модестов А.А. Структура заболеваемости детского населения России // Актуальные проблемы педиатрии : сб. мат. XII конгресса педиатров России. — М., 2008. — С. 51.
3. Губа В.П. Основы распознавания раннего спортивного таланта: учеб. пособие для высш. уч. заведений физической культуры. — М. : Терра-Спорт, 2003. — 208 с.
4. Дорохов Р.Н., Губа В.П., Петрухин В.Г. Методика раннего отбора и ориентации в спорте (соматический тип и его функциональная характеристика): учеб. пособие. — Смоленск, 1994. — 82 с.
5. Жаворонков Б.Д., Тихомиров М.В., Савенкова Е.А. Физкультурно-оздоровительная работа в субъектах Российской Федерации // Инновационные технологии в развитии современного спорта : мат. Междунар. науч. конф. «Восток — Россия — Запад». — 2008. — Т. 1. — С. 22 — 27.
6. Изаак С.И., Панасюк Т.В., Комисарова Е.Н. Дошкольники: рост, развитие, индивидуаль-
ность. — Санкт-Петербург : Изд-во «Арденн»,
2005. — 210 с.
7. Кардашенко В.Н., Стромская Е.П., Варламова Л.П. и др. Физическое развитие — один из важных показателей здоровья детей и подростков // Гигиена и санитария. — 1980. — № 10 — С. 33 — 35.
8. Колесников С.И. Детские болезни и экология: клинико-эпидемиологические исследования в Восточной Сибирском регионе. — Новосибирск : Наука, 2001. — 192 с.
9. Комиссарова Е.Н. Интегративная оценка соматотипологических особенностей детей 4—7 лет, проживающих на северо-западе России // Актуальные проблемы морфологии : сб. науч. тр. — Красноярск, 2003. — С. 101 — 103.
10. Кореневская А.А., Прокофьева В.Н., Кузнецов В.И. Функциональные возможности организма детей 5—7 лет различных соматических типов // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : мат. X Всерос. науч.-практ. конф. — Томск, 2007. — С. 126 — 131.
11. Кочеткова Т.Н., Лапшин С.В. Адаптация студентов к учебе в ВУЗе средствами физической культуры // Физическая культура и спорт в системе образования : сб. мат. X Всерос. науч.-практ. конф. — Красноярск, 2007. — С. 63 — 66.
12. Лубышева Л.И. Конкретносоциологические исследования стиля жизни как часть общероссийской системы мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи // I Всерос. науч. практич. конф. «Мониторинг физического развития, физической подготовленности различных возрастных групп населения». — Нальчик, 2003. — С. 64 — 68.
13. Масюк В.С., Шабалина И.М. Физическое развитие детей и подростков // Экол. человека. —
2006. — № 2. — С. 28 — 33.
14. Николаев В.Г., Гребенникова В.В., Ефремов В.П. и др. Интегративная антропология — методические подходы и результаты научных иссле-
дований // Актуальные проблемы морфологии : сб. науч. труд. — Красноярск, 2003. — С. 149 — 152.
15. Tompson A.M. Physical activity does not effect fat development in children during the pubertal years // Medicine & Science & Exercise. — 2002. — N 5. - 141 р.
Сведения об авторах
Герасимова Ирина Николаевна - ассистент кафедры анатомии человека ИГМУ (664003, г Иркутск, ул. Красного Восстания, 1; тел.: 8 (3852) 24-33-61).
Сидорова Ирина Юрьевна - ассистент кафедры анатомии человека ИГМУ (664003, г Иркутск, ул. Красного Восстания, 1; тел.: 8 (3852) 24-33-61; e-mail: [email protected]).
Лебединский Владислав Юрьевич - д.м.н., профессор, научный руководитель центра медико-биологических исследований ИрГТУ (664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83; тел.: 8 (3952) 40-51-33).