Научная статья на тему 'Индивидуальный подход на занятиях физической культурой и спортом: здоровьесберегающий аспект'

Индивидуальный подход на занятиях физической культурой и спортом: здоровьесберегающий аспект Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
580
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОБУЧАЮЩИЕСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PHYSICAL QUALITIES / CONSTITUTIONAL FEATURES / PHYSICAL ACTIVITY / INDIVIDUALLY-DIFFERENTIATED APPROACH / SENIOR SCHOOL AGE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Варич Лидия Александровна, Мурышкина Елена Вадимовна, Потапова Наталья Григорьевна

В статье определяется целесообразность внедрения индивидуально-дифференцированного подхода к занятиям физической культурой и спортом, способствующего сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Приведены данные оценки динамики функциональных показателей подростков, указывающие на закономерные изменения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем под влиянием разного уровня двигательной активности. Показано, что развитие физических качеств занимающихся определяется особенностями их соматической конституции и уровнем двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Варич Лидия Александровна, Мурышкина Елена Вадимовна, Потапова Наталья Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF HEALTH SAVING APPROACH IN THE COURSE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT ACTIVITIES

This article is dedicated to the usefulness of the individual differentiated approach in the course of physical culture and sport activities, promoting preservation and promotion of student’s health. Shown the evaluation statistics of teenagers functional parameters dynamics, pointing to the regular changes in the cardio vascular and respiratory systems under the influence of different levels of motor activity. It is shown that the development of student’s physical qualities is determined by the characteristics of their physical constitution and the level of physical activity.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный подход на занятиях физической культурой и спортом: здоровьесберегающий аспект»

изучения здоровьеориентированных педагогических технологий и учитывает практическое применение выбранного направления здоровьесбережения согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Опыт реализации учебной дисциплины был обобщен в электронном учебно-методическом комплексе «Здоровьеориентирован-ные технологии в дошкольном учреждении» для использования по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» и 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика дошкольного образования» [3]. Особенностью применяемой формы итогового контроля (практическая часть экзамена или зачета с оценкой) является разработка студентом индивидуального проекта «Счастливый ребенок — здоровый ребенок». Проект представляет собой тематическую неделю в дошкольной образовательной организации с применением здоровьеориентированных педагогических технологий в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Выполнение индивидуального здо-ровьеориентированного проекта студентом позволяет продемонстрировать степень владения актуальными для будущего воспитателя профессиональными умениями (ключевой компетенцией «быть здоровым» и другими профессиональными компетенциями) в области здоровьесбережения из разных стандартов.

1. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Здоровьеориентирован-ные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов) : моногр. — Новосибирск: ООО Агентство «Сибпринт», 2013. — 160 с.

2. Зверкова А. Ю., Ключникова Н. И., Татаурова М. Н. Моделирование образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС : моногр. — Новосибирск : ООО «ЦСРНИ», 2014. — 320 с.

3. Зверкова А. Ю. Здоровьеориентированные технологии в дошкольном учреждении [Электронный ресурс] : электронный учеб.-метод. комплекс. — URL: http://lib. nspu.ru/umk/f70dceb6c8fe3d41/.

4. Зверкова А. Ю. Моделирование образовательных программ [Электронный ресурс] : электронный учеб.-ме-тод. комплекс. — Новосибирск : НГПУ, 2014. — 486 Mb.

5. Зверкова А. Ю. Основы профессионального саморазвития педагога [Электронный ресурс] : электронный учеб.-метод. комплекс. — Новосибирск : НГПУ, 2014. — 447 Mb.

6. Зверкова А. Ю. Педагогика среднего профессионального образования [Электронный ресурс] : электронный учеб.-метод. комплекс. — Новосибирск : НГПУ, 2014. — 640 Mb.

7. Исупова О. А. Методы групповой динамики и их применение в процессе профессиональной переподготовки в области управления // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. — № 4 (16). — С. 83-91.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е Петров; под ред. Е. С. Полат. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2005. — 272с.

9. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие. — 3-е изд., стер. — Москва : Академия, 2007. — 176 с.

10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.edu.ru/db/ mo/Data/d_13/m1155.html.

11. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) : приказ Минтруд России от 18.10.2013 № 544н [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/ pedagog-dok.html.

УДК/UDC 371:796 Л. А. Варич, Е. В. Мурышкина, Н. Г. Потапова

Lidiya Varich, Elena Muryshkina, Natalya Potapova

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ АСПЕКТ

REALIZATION OF HEALTH SAVING APPROACH IN THE COURSE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT ACTIVITIES

В статье определяется целесообразность внедрения индивидуально-дифференцированного подхода к занятиям физической культурой и спортом, способствующего сохра-

нению и укреплению здоровья обучающихся. Приведены данные оценки динамики функциональных показателей подростков, указывающие на закономерные изменения в деятель-

ности сердечно-сосудистой и дыхательной систем под влиянием разного уровня двигательной активности. Показано, что развитие физических качеств занимающихся определяется особенностями их соматической конституции и уровнем двигательной активности.

This article is dedicated to the usefulness of the individual differentiated approach in the course of physical culture and sport activities, promoting preservation and promotion of student's health. Shown the evaluation statistics of teenagers functional parameters dynamics, pointing to the regular changes in the cardio — vascular and respiratory systems under the influence of different levels of motor activity. It is shown that the development of student's physical qualities is determined by the characteristics of their physical constitution and the level of physical activity.

Ключевые слова: физические качества, конституциональные особенности, двигательная активность, индивидуально-дифференцированный подход, обучающиеся старшего школьного возраста

Keywords: physical qualities,constitutional features, physical activity, individually-differentiated approach, senior school age students.

Здоровье нации во многом определяется здоровьем подрастающего поколения, поскольку известно, что потенциальные возможности человека закладываются в детстве, формируются в юношеском возрасте, обусловливая степень устойчивости приспособительных механизмов на протяжении всей жизни [3]. Важную роль в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья играет система физического воспитания и образования школьников. Большинство специалистов в области физического воспитания едины во мнении относительно необходимости организации природосообразной системы воздействий, стимулирующих развитие тех или иных физических качеств и психофизиологических характеристик на разных этапах онтогенеза [5].

В практике физического воспитания в качестве критериев индивидуально-дифференцированного подхода выдвигаются такие признаки, как уровень здоровья, уровень физического развития, степень двигательной подготовленности, половая принадлежность, типы телосложения, стадии полового созревания, индивидуальные особенности личности, а также интерес к определенному виду

спортивной деятельности [1].

Концепция конституционального (типологического) подхода базируется на учете природной разнокачественности морфофункци-ональных свойств людей. Обоснованием ее служит экспериментальное доказательство того факта, что представители разных типов конституции существенно отличаются не только по показателям физического развития, но и по целому ряду характеристик нейрофизического статуса, в том числе по двигательным возможностям. Эти различия обусловлены врожденными особенностями организма, попытка «исправить» которые (в том числе педагогическими методами) обречена на провал и может оказаться опасной для здоровья [2].

Типологический (индивидуально-дифференцированный) подход — это учет конституциональных признаков (функциональных, морфологических, психологических) школьников при выборе средств и методов физического воспитания. Типологический подход предполагает разделение обучающихся на подгруппы по типам телосложения для дифференцированного подбора и дозирования физических упражнений, варьирования подготовительных и подводящих упражнений при обучении двигательным действиям, оценивания двигательной подготовленности школьников. Применение данного метода позволяет привлечь к занятиям физической культурой и спортом тех детей и подростков, которые испытывают определенные трудности на уроках физической культуры, не могут определить вид физических упражнений, которыми они бы охотно занимались [4].

Ориентируясь на научные подходы авторов концепции, опирающихся на тот факт, что один из способов индивидуализации при подборе параметров физической нагрузки — это учет особенностей телосложения занимающихся, в ГБНОУ «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат» (ГБНОУ «ГМЛИ») был апробирован типологический подход к процессу физического воспитания обучающихся.

С целью подтверждения эффективности внедрения здоровьесберегающих основ в процесс физического воспитания, предполагающего учет конституциональных особенностей обучающихся, на базе ГБНОУ «ГМЛИ» в период с 2011 по 2014 г. было проведено наблюдение за 103 подростками в возрасте 14-15 лет на начало обследования. Подрост-

ки, дополнительно к урокам физической культуры занимающиеся 2 раза в неделю в секции легкой атлетики, составили 1-ю группу (50 человек), обучающиеся, которые занимались только на уроках физической культуры 3 часа в неделю, составили 2-ю группу (53 человека).

Проводилась оценка антропометрических (длина и масса тела, окружность грудной клетки) и физиометрических (частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление) показателей, отслеживалась динамика развития основных физических качеств занимающихся (быстрота, сила, выносливость). Определение типа соматической конституции проводилось по М. В. Черноруцкому с использованием индекса стеничности (ИС = Рост — ОГК — Вес): ИС = 10-30 усл. ед. — нормостенический тип конституции (гармоничное сочетание продольных и поперечных размеров), ИС < 10 — гиперстенический (преобладание поперечных размеров над продольными), ИС > 30 — астенический (преобладание продольных размеров над поперечными). Оценка показателей развития физических качеств и двигательных способностей проводилась по общепринятым нормативам, составленным с учетом пола и возраста занимающихся [6].

Оценка средних значений физиометриче-ских показателей старшеклассников в зависимости от уровня их двигательной активности в течение трех лет наблюдений показала,

что значения ЧСС достоверно снижались у подростков, дополнительно занимающихся в секции по легкой атлетике (1-я группа — 52 уд./мин), и незначительно уменьшались, но соответствовали возрастной норме у занимающихся только на уроках физической культуры (2-я группа — 72 уд./мин).

К третьему году занятий у подростков 1-й группы наблюдалось снижение значений показателей систолического и диастолическо-го артериального давления (САД = 115 мм рт. ст., ДАД = 75 мм рт. ст.), в то время как у представителей 2-й группы значения изучаемых показателей достоверно не изменялись (САД = 120,5 мм рт. ст., 80,1 мм рт. ст. соответственно).

Анализ показателей развития физических качеств на начало исследования выявил отличия изучаемых показателей у представителей разных конституциональных типов. Обучающиеся нормостенического и гиперстенического типов телосложения отличались лучшими показателями быстроты и силы от представителей астенического типа конституции, которые в свою очередь имели лучшие показатели выносливости. Данная тенденция сохранялась на протяжении всего периода исследования, наибольший прирост изучаемых показателей наблюдался в группе лицеистов, занимающихся помимо уроков физической культуры в секции легкой атлетики (табл.).

Таблица

Показатели Астеники Нормостеники Гиперстеники

1-я группа, п=17 2-я группа, п=14 1-я группа, п=23 2-я группа, п=23 1-я группа, п=10 2-я группа, п=16

2011/12 учебный год

Быстрота: бег на 60 м, с м 8,3±0,5 с1 9,2±0,5 а2 с2 8,2±0,35 Ь1 8,5±0,4 а2 7,6±0,2 Ь1 с1 8,0±0,35 с2

д 9,6±0,5 9,7±0,5 с2 9,6±0,5 9,6±0,5 9,4±0,4 9,4±0,4 с2

Сила: подтягивание, кол-во раз м 8±0,5 а1 с1 8±0,5 а2 с2 14±0,7 а1 13±0,6 а2 15±0,9 с1 14±0,9 с2

Сила: отжимания, кол-во раз д 15±1,2 а1 с1 15±1,2 а2 с2 20±1,4 а1 Ь1 19±1,4 а2 Ь2 25±1,6 Ь1 с1 24±1,45 Ь2 с2

Выносливость: бег на 2000 м, мин. м 7,15±0,3 с1 7,27±0,3 с2 7,35±0,35 Ь1 7,44±0,35 Ь2 8,35±0,4 Ь1 с1 8,33±0,4 Ь2 с2

д 9,23±0,4 а1 с1 9,34±0,5 с2 9,45±0,6 а1 9,48±0,6 10,3±0,68 с1 10,37±0,7 с2

Динамика показателей развития физических качеств обучающихся разных типов телосложения в процессе занятий физической культурой и спортом

Окончание таблицы

2012/13 учебный год

Астеники Нормостеники Гиперстеники

1-я группа 2-я группа 1-я группа 2-я группа 1-я группа 2-я группа

Быстрота: бег на 100 м, с м 14,2±1,21 с1 14,7±1,26 с2 14,0±1,23 14,3±1,26 13,7±1,18 с1 13,9±1,19 с2

д 17,2±1,31 с1 17,7±1,33 с2 17,0±1,3 17,3±1,31 16,7±1,29 с1 16,9±1,29 с2

Сила: подтягивание, кол-во раз м 10±0,6 а1 с1 9±0,6 а2 с2 15±0,8 а1 b1 15±0,8 а2 b2 20±1,6 b1 с1 19±1,5 b2 с2

Сила: отжимания, кол-во раз д 17±1,55 с1 16±1,53 с2 22±1,65 b1 20±1,6 b2 38±1,8 b1 с1 35±1,8 b2 с2

Выносливость: бег на 2000 м — девушки, на 3000 м — юноши, мин м 12,2±0,7 с1 12,33±0,7 с2 12,4±0,74 b1 12,59±0,8 b2 13,2±0,81 b1 с1 13,45±0,8 b2 с2

д 9,15±0,5 а1 с1 9,32±0,51 а2 с2 9,33±0,52 а1 9,45±0,6 а2 10,23±0,6 с1 10,38±0,7 с2

2013/14 учебный год

Астеники Нормостеники Гиперстеники

1-я группа 2-я группа 1-я группа 2-я группа 1-я группа 2-я группа

Быстрота: бег на 100 м, с м 14,1±1,2 с1 14,6±1,26 с2 14,0±1,23 14,3±1,26 13,6±1,18 с1 13,8±1,19 с2

д 17,0±1,3 с1 17,7±1,33 с2 16,9±1,28 17,3±1,31 16,6±1,29 с1 16,9±1,29 с2

Сила: подтягивание, кол-во раз м 11±0,65 а1 с1 9±0,6 а2 с2 16±0,9 а1 b1 15±0,9 а2 b2 21±1 b1 с1 19±1 b2 с2

Сила: отжимания, кол-во раз д 20±1,6 а1 с1 20±1,6 а2 с2 26±1,7 а1 b1 26±1,7 а2 b2 45±2 b1 с1 35±1,8 b2 с2

Выносливость: бег на 2000 м — девушки, на 3000 м — юноши, мин. м 12,15±0,7 с1 12,35±0,7 с2 12,33±0,74 b1 12,56±0,8 b2 13,22±0,81 b1 с1 13,5±0,8 b2 с2

д 9,10±0,2 а1 с1 9,27±0,2 а2 с2 9,30±0,3 а1 b1 9,44±0,3 а2 b2 10,17±0,5 b1 с1 10,42±0,5 b2 с2

Примечание: а1 и а2 — ¡э<0,05 — достоверность различий между астениками и нормостениками 1-й и 2-й групп соответственно; Ь1 и Ь2 — p<0,05 — достоверность различий между нормостениками и гиперстениками 1-й и 2-й групп соответственно; с1 и с2 — p<0,05 — достоверность различий между астениками и гиперстениками 1-й и 2-й групп соответственно.

В целом наблюдалась положительная динамика всех показателей основных физических качеств, особенно силы, что отражает возрастную особенность развития, так как именно подростковый возраст является сенситивным для развития личности. Однако более результативен прирост изучаемых показателей у тех конституциональных типов, которым в большей степени соответствуют предъявляемые физические нагрузки.

Результаты проведенного исследования позволяют говорить о целесообразности здо-ровьесберегающего (индивидуально-дифференцированного) подхода к процессу занятий физической культурой и спортом. Так, у обучающихся лицея-интерната отмечалась положительная динамика морфофункциональных

показателей, обусловленная возрастными особенностями и уровнем физической активности: у подростков, посещающих обязательные занятия физической культурой (3 часа в неделю), улучшились изучаемые показатели до 10-го класса, в 11-м классе такой динамики не наблюдается. Подростки, занимающиеся дополнительно к урокам физической культуры в секции по легкой атлетике, отличались более развитыми физическими качествами, которые у обучающихся разных конституциональных типов были представлены по-разному: юноши и девушки с астеническим соматотипом характеризовались лучшими показателями выносливости, подростки с нормостеническим и гиперстеническим типом телосложения — преобладанием скоростно-силовых качеств.

Согласно разработкам авторов концепции индивидуализации физического воспитания школьников (О. Ф. Жукова, С. П. Левушкина) и полученным нами результатам учет конституциональных особенностей при планировании уроков физической культуры позволит подбирать упражнения таким образом, чтобы способствовать максимальному развитию физических качеств с минимальными физиологическими затратами. Необходимо 60 % времени занятия уделять развитию ведущего физического качества: для учащихся астенического типа телосложения — выносливости, для нормостенического и гиперстенического соматотипов — скоростно-силовых качеств. Для школьников астенического типа следует отводить 20 % объема занятий для развития скоростно-силовых способностей, для представителей нормостенического и гиперсте-нического соматотипов — развития выносливости. Оставшиеся 20 % от общего объема

занятий рекомендуется уделять остальным физическим качествам.

1. Жуков О. Ф., Левушкин С. П. Технология реализации индивидуально-типологического подхода в физическом воспитании школьников 14-17 лет // Физическая культура. - 2004. - № 2.

2. Жуков О. Ф., Левушкин С. П. Индивидуализация физической подготовки школьников 14-17 лет на основе учета особенностей телосложения // Современные проблемы науки и образования. — 2007. — № 6. — С. 18-23.

3. Казин Э. М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты : моногр. — Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. — 214 с.

4. Сонькин В. Д. Индивидуально-типологические подходы в физическом воспитании школьников и студентов // Мат-лы конференции «Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде». — М., 1999. — С. 191-195.

5. Физическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы: учеб. пособие / отв. ред. Г. Г. Солодова, Э. М. Казин, С. И. Петухов. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. — 279 с.

6. Учебные нормативы по физической культуре [Электронный ресурс]. — URL: http://www.es145.penm.nu/fiznonm.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.