Научная статья на тему 'Поэтапное формирование теоретико-литературного понятия «Мотив» один из путей интерпретации художественного произведения'

Поэтапное формирование теоретико-литературного понятия «Мотив» один из путей интерпретации художественного произведения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
939
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ / ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ / БИБЛЕЙСКИЕ / МИФОЛОГИЧЕСКИЕ / ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ / ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ / ЛЕЙТМОТИВ / АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / LITERATURE LESSONS / THEORETICAL-LITERARY NOTIONS / BIBLE / MYTHOLOGICAL / FOLKLORE MOTIFS / PHASED FORMATION / AUTHOR CONCEPTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова А. М.

Литература в школе опирается на достижения литературной науки. В современном литературоведении большое значение и место занимает понятие «мотив». Показано, что одним из важнейших путей реализации задач подготовки грамотного читателя, формирования читательского вкуса является поэтапное формирование теоретико-литературных понятий, в частности, понятия «мотив». Уделено внимание идентификации мотивов, что позволяет интерпретировать художественное произведение более глубоко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phased formation of theoretical-literary notion motif as one of the ways of work of art interpretation

Teaching of Literature at school is based on achievements of literary science. The motif notion plays a key role in modern literature studies. It is established that the phased formation of theoretical-literary notions, in particular, the motif notion is one of the most important ways in training of a literate reader. An attention is paid to identification of motifs that allows to get a deeper interpretation of a literary work.

Текст научной работы на тему «Поэтапное формирование теоретико-литературного понятия «Мотив» один из путей интерпретации художественного произведения»

УДК 373.5.016:821.161.1

А.М. Попова

ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО ПОНЯТИЯ «МОТИВ» - ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Литература в школе опирается на достижения литературной науки. В современном литературоведении большое значение и место занимает понятие «мотив». Показано, что одним из важнейших путей реализации задач подготовки грамотного читателя, формирования читательского вкуса является поэтапное формирование теоретико-литературных понятий, в частности, понятия «мотив». Уделено внимание идентификации мотивов, что позволяет интерпретировать художественное произведение более глубоко.

Ключевые слова: урок литературы, теоретико-литературные понятия, библейские, мифологические, фольклорные мотивы, поэтапное формирование, лейтмотив, авторская концепция.

Одним из важнейших путей в обучении литературному анализу и интерпретации является поэтапное формирование теоретико-литературного понятия «мотив». Этот процесс будет эффективным при наличии основных условий: учет возрастных и психологических особенностей восприятия учащимися литературных произведений; продуманная методическая система по формированию понятия, заключающая основные умения: базовые, формируемые и перспективные; конкретное определение понятия «мотив» и его признаков в контексте школьного курса литературы; отбор учебного материала, содержащего формируемые мотивы, способствующие глубокой интерпретации текста.

Современные программы по литературе для общеобразовательных школ все чаще обращаются к теоретиколитературному понятию мотив и особенно к его значимости в философском контексте произведения. Например, в старших классах мотивы апокалипсиса и революционного строительства в повести А. Платонова «Котлован», библейские мотивы в русской литературе: А.И. Куприн «Су-ламифь», Л.Н. Андреев «Иуда Искариот», христианские мотивы в «Мастере и Маргарите» М.А. Булгакова требуют очень тонкого и глубокого анализа в осмыслении произведения [1].

В качестве мотива в художественном произведении могут выступать явления, различные по внутренней структуре, семантике, функциональной значимости в логике действия, по принципам оформления и месту проявления в тексте. В каждом произведении, где присутствует один и тот же мотив, не повторяясь, он заключает в себе идейные открытия и новые интерпретации. В различных темах, мотивах и сюжетах прослеживается долгая история их становления, где они приобретают устойчивый смысл в ходе своей эволюции. Их истоки обнаруживаются в народной

ПОПОВА АннаМихайловна - аспирант ФЛФ ЯГУ. E-mail: Nikka051@rambler.ru

мифологии, фольклоре, в Библии. Библейский источник литературного мотива является фундаментом нравственных ценностей, поучительных притч и философских исканий. Идентификация мотивов позволяет интерпретировать художественное произведение изнутри, оставаясь в его сюжетно-фабульных пределах и одновременно, как бы случайно, выглядывая за пределы текста в литературный и жизненный контексты.

Мотив - элемент композиции, который активно отражается в теме и концепции произведения. Мотив может быть выражен как отдельным словом, так и словосочетанием, повторяемым и варьируемым. Это определенная тема, переходящая из одного произведения в другое, выступающая как аспект отдельных произведений и их циклов, либо как достояние всего творчества писателя, жанров, направлений, литературных эпох [2].

Методическая система включает три уровня основных умений: базовые, формируемые и перспективные. Каждое формируемое умение на следующем этапе будет являться базовым. Перспективное умение несет в себе актуальный компонент и является мотивацией к изучению формируемого понятия. Например, понятие «род» наряду с понятием «жанр» в 5 классе становится базовым только в 6 классе, поскольку речь идет не о внешних (жанровых) признаках, а о внутренних (отношение автора к материалу). Система базовых теоретико-литературных понятий, таким образом, не отменяет логику возрастного литературного развития, а, опираясь на нее, формирует основы эстетического подхода к искусству слова» [3]. Одновременно с процессом формирования новых понятий идет процесс углубления содержания ранее сформированных умений. При разработке системы изучения теории литературы необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, их учебные и познавательные интересы.

Мы рассматриваем формируемое понятие «мотив» в трех содержательных направлениях, изучаемых в различных программах по литературе: фольклор, мифология и сюжеты Библии. Фольклорные, мифологические, христианские мотивы пронизывают весь курс литературы в школе.

А.М. Попова. ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО ПОНЯТИЯ «МОТИВ» - ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Изучение устного народного творчества, выражение в произведениях фольклора нравственных идеалов народа, обращение к темам, волновавшим сознание людей, отраженным в мифах, философский анализ библейских сюжетов -это те аспекты, которые являются базой для интерпретации рассматриваемых мотивов.

Пропедевтический этап формирования теоретико-литературного понятия «мотив» реализуется с 5 класса. При изучении учащимися фольклора самым главным является отсутствие фабульно-сюжетной оппозиции, где сюжет представляет собой канонически заданное фабульно-сюжетное единство. Одной из важнейших задач на данном этапе - показать основные признаки мотива, а именно такие, как повтор и вариант.

Само понятие «мотив» формируется с 7 класса, определяются функция мотива и его значение. На уроках литературы выявляются мифологические, фольклорные и библейские мотивы, которые на данном этапе являются базовыми. Здесь мотив как носитель устойчивых значений и образов повествовательной традиции и одновременно как элемент, участвующий в сложении повествования конкретных произведений, обеспечивает связь «предания» и сферы «личного творчества».

На этапе формирования понятия «мотив» приемы учебной деятельности усложняются: составление опорного схематического конспекта самим учителем или классом в процессе урока, либо самостоятельно дома как результат интерпретации понятия «мотив»; сопоставление художественного литературного произведения с текстами фольклора, мифами, сюжетами из Библии, активная работа со словарными статьями, с критической литературой; привлечение таких видов искусства, как музыка и живопись, их сравнение с литературным произведением для выявления функции мотива, его значения в границах исследовае-мого текста.

Например, мифологические мотивы в «Сказке о золотом петушке» A.C. Пушкина. На первый взгляд, кажется, что «Сказка...» не вызывает никаких трудностей при изучении: малый объем, понятный сюжет. Но при вопросах «Почему в ней зло наказывается, а добро не торжествует?» или «Почему финал произведения ознаменован пустотой?» - нередко обнаруживается беспомощность учащихся в толковании текста. Обращение к мифологическим мотивам, к их первоисточникам дает возможность для различных интерпретаций волнующих проблем. Так, в сказке A.C. Пушкина мифологические мотивы просматриваются не только в восточном контексте произведения, но и в использовании образа петушка - талисмана [4]. Привлечение такого приема, как сравнительный анализ сказки

A.C. Пушкина со «Сказкой об арабском астрологе» В. Ирвинга часто заключается в том, чтобы доказать: последний является первоисточником первого [5]. У В. Ирвинга роль стерегущего талисмана выполняет бронзовый всадник, который, в свою очередь, как и пушкинский петушок, является вариантом одного мотива - птицы Алконоста. Алко-

ност - птица, влияющая на морские бури. В русских и византийских легендах райская птица-дева, полуженщина-по-луптица с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом, приносящая счастье. Алконост несет яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на несколько дней. «Зимней порою семь дней безмятежных сидит Алкиона Смирно на яйцах в гнезде, над волнами витающем моря. По морю путь безопасен тогда: сторожит свои ветры Не выпуская, Эол, представивший море внучатам» [Овидий «Метаморфозы»].

Алконост

Вариант - петушок Вариант - всадник

Алконост, петушок и всадник выполняют функцию охраны, и пока они на посту, их границам (территориям) ничего не грозит. Алконост влияет на морские бури, усмиряя их, чтобы сберечь потомство, а талисманы влияют на войны, чтобы обезопасить свои государства. Однако A.C. Пушкин развивает этот мотив, и петушок из стерегущего талисмана превращается в карателя [6].

Библейский мотив блудного сына пронизывает многие произведения школьного курса. В «Станционном смотрителе» A.C. Пушкина при явной аллюзии на библейский сюжет, манифестированный в тексте настенными картинками в доме Самсона Вырина, история его дочери Дуни не содержит таких важных черт архетипа, как блуд, возвращение и раскаяние. Безусловно, возвращение и раскаяние дочери происходит, но только после смерти отца, и здесь появляется проблема «прощения». [7] Далее, при изучении «Тараса Бульбы» Н.В. Гоголя также отсутствуют су-

щественные моменты сюжетной схемы, такие как раскаяние и прощение, а мотив блуда заменен мотивом предательства.

Обращение новейшей литературы к фольклорным мотивам приводило к ее развитию и обновлению. В XX в. фольклор занял особое место в литературном сознании. Социально-нравственные, философские и духовные представления русского народа в XX в. трансформировались, многое смешалось и усложнилось, в том числе и в традиционной системе ценностей, на которой, например, исконно строился художественный мир сказки (понятия о правде и справедливости, о добре и зле, о милосердии и взаимопомощи, о борьбе, о главном и второстепенном в жизни) [8].

В школьном курсе литературы фольклорные мотивы нашли свое отражение в творчестве таких авторов, как

В.А. Жуковский, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, A.C. Пушкин, Н.В. Гоголь, H.A. Некрасов, Л.Н. Толстой, К.Г. Паустовский и др.

В «Красном цветке» В. М. Г аршина ставятся такие веч -ные вопросы, как противостояние злу или примирение с ним. Фольклорные мотивы пронизывают рассказ. Герой призван в мир для совершения подвига: маки как источник зла заражают собой весь мир, отнимают свободу, а значит, должны быть уничтожены. Мак как образ-символ мирового зла трижды появляется в рассказе, что характерно для фольклора. В последнее время фольклорные и мифологические мотивы оживают в аллегорических мирах «фэнгэзи».

Таким образом, важнейшими формируемыми особенностями мотива для средних классов должны выступать

его повторяемость (переход из одного произведения в другое) и вариативность (способность меняться). Кроме того, понятие мотива способствует выявлению причин трансформации вечных, сквозных тем и осознанию сюжета и художественной формы как самостоятельных эстетических ценностей.

Литература

1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература (10-11 классы). М.: Просвещение, 2007. С. 10-24.

2. Большая советская энциклопедия. М., 1973. Т. 12. Ст. 1765.

3. Программно-методические материалы. Литература (5-11 классы). М.: Дрофа, 1997. 317 с.

4. Непомнящий B.C. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. 2-е изд. М., 1987. 448 с.

5. Ахматова A.A. О Пушкине. Статьи и заметки. 2-е изд. Горький, 1984. С. 368.

6. Бойко К.А. Об арабском источнике мотива о золотом петушке в сказке Пушкина // Временник Пушкинской комиссии. 1976. Л., 1979. 396 с.

7. Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих. М.: Изд-во МГУ, 1999. 112 с.

8. Романова Г.И. Мотив денег в русской литературе XIX века. М., 2006. 180 с.

9. Учебник «Литература». 7 класс. Часть вторая / Под ред.

В.Г. Маранцмана. М., 2005. 320 с.

10. ХализевВ.Е. Теория литературы. Изд-е. 4-е, испр. и доп. М.: Высшая школа, 2007. 405 с.

A.M. Popova

Phased formation of theoretical-literary notion “motif” as one of the ways of work of art interpretation

Teaching of Literature at school is based on achievements of literary science. The “motif” notion plays a key role in modern literature studies. It is established that the phased formation of theoretical-literary notions, in particular, the “motif’ notion is one of the most important ways in training of a literate reader. An attention is paid to identification of motifs that allows to get a deeper interpretation of a literary work.

Key-words: Literature lessons, theoretical-literary notions, Bible, mythological, folklore motifs, phased formation, author conception.

№r*tr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.