Научная статья на тему 'Изучение мотивационной направленности студенческого коллектива'

Изучение мотивационной направленности студенческого коллектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / МОТИВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MOTIVATIONAL ORIENTATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY / МЕТОДЫ / METHODS / КОЛЛЕКТИВ / COLLECTIVE / КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ / COLLECTIVE METHOD OF TEACHING / STUDENT AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов Владислав Викторович, Лагун Александра Викторовна

Статья раскрывает актуальность вопроса мотивационной направленности учебной деятельности в студенческом коллективе. В работе рассматривается студенческий возраст как период качественных изменений в профессиональной и личностной сферах обучающегося. Кроме того, учтены способность и желание студента взаимодействовать в процессе обучения с коллективом учебной группы, а также цели этого взаимодействия. Результаты проведенного анкетирования обучающихся позволяют говорить о студенческом коллективе как средстве организации учебной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY MOTIVATIONAL ORIENTATION OF STUDENT GROUPS

Relevance of the motivational orientation issue of educational work in student's collective is revealed in this article. The student's age as a time of qualitative change of student's professional and personal state is considered in the contents. At the same time, the ability and desire to interact with student's group in the course of education and the purpose of this interaction are considered. Biographical particulars of students allow to speak about student's collective as an instrument of educational work' organization

Текст научной работы на тему «Изучение мотивационной направленности студенческого коллектива»

УДК 378.14 Р

О

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОИ НАПРАВЛЕННОСТИ СЛ

СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА Е

2

Фролов В.В. Ст4

Лагун А.В. в

Статья раскрывает актуальность вопроса мотивационной направленности д учебной деятельности в студенческом коллективе. В работе рассматривается студенческий возраст как период качественных изменений в профессиональной и лич- Д ностной сферах обучающегося. Кроме того, учтены способность и желание студен- t"5 та взаимодействовать в процессе обучения с коллективом учебной группы, а также цели этого взаимодействия. Результаты проведенного анкетирования обучающихся V позволяют говорить о студенческом коллективе как средстве организации учебной деятельности б

Relevance of the motivational orientation issue of educational work in student's collec- А tive is revealed in this article. The student's age as a time of qualitative change of student's 3 professional and personal state is considered in the contents. At the same time, the ability Q and desire to interact with student's group in the course of education and the purpose of щ this interaction are considered. Biographical particulars of students allow to speak about А student's collective as an instrument of educational work' organization Д

Я

Ключевые слова: студенчество; мотивационная направленность учебной деятельности; методы; коллектив; коллективный способ обучения

Keywords: student age; motivational orientation of educational activity; methods; the collective; collective method of teaching

В связи с переориентацией современного преподавателя с информационной деятельности на организационную, а также с изменением направленности технологий обучения, признающих студента субъектом собственного развития, ориентированного на контрольно-оценочную познавательную деятельность, а не только на усвоение учебного материала, особую роль приобретает «отметка» как результат процесса оценивания учебных достижений.

Вопрос мотивации учебной деятельности относится к числу базовых проблем психологии обучения. Управление мотивацией учения позволяет осуществлять учебный процесс на высоком уровне осознанности его студентами, что в свою очередь представляется весьма важным для достижения успешности обучения.

Начиная обучение в вузе, бывший школьник сталкивается с рядом новых для него обстоятельств: резко снижается уровень внешнего контроля над его деятельностью, изменяется структура самой учебной деятельности - мотивы учения дополняются и тесно переплетаются с профессиональными мотивами, происходит вхождение в новую социальную общность - «студенчество».

Студенческий возраст является ответственным периодом, когда закладываются основы профессионального становления и дальнейшего развития личности человека.

Данные изменения являются, по мнению А.Н. Леонтьева, переломным моментом в развитии личности человека, а перестройка личности на этом возрастном этапе происходит в форме перестройки его мотивационно-смыс-ловой сферы1.

Способствуя развитию мотивации учения, преподаватель повышает качество профессиональной подготовки студентов, одновременно влияя на личностный рост учащихся. Является очевидным, что педагог, решая эти задачи в практической деятельности, должен учитывать психологические особенности и задачи развития личности в студенческом возрасте.

Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории выделено в науке в шестидесятых годах прошлого века Ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева.

Возрастная категория «студенчество» соотносится с этапами развития взрослого человека и представляет собой «переходную фазу от созревания к зрелости». Она определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека2.

И.С. Кон, известный отечественный психолог, юношеский возраст характеризует становлением самосознания, образа «Я», самоопределением, выбором профессии; его важнейшее психологическое новообразование -открытие внутреннего мира личности. Также необходимо помнить, что для поздней юности ведущей деятельностью является труд3.

Очевидно, что студенты значительно различаются по уровню сформи-рованности общих и специальных способностей, личностных качеств. Коллективная учебная деятельность формирует и развивает мотивацию учения в сотрудничестве4. Обучение через деятельность исходит из предположения, что люди наиболее эффективно учатся, в том числе и друг у друга, работая над проблемами и используя свой опыт. Так, например, А.Г. Равиным были разработаны методики коллективных способов обучения, применяемых в различных учебных ситуациях. Автор по-новому осмыслил применение

1 Леонтьев А.Н. Психологические вопросы формирования личности студента // Психология в вузе. 2003. № 1-2. С. 232-241.

2 Ананьев Б.Г К психофизиологии студенческого возраста: Современные психологические проблемы высшей школы. Вып. 2. Л., 1974.

3 Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. 175 с.

4 Апиш Ф.Н., Надеина Н.В. Технологии личностно-ориентированного обучения и мотивация учения. Майкоп: Изд-во АГУ 2004. 46 с.

таких методик, как взаимные диктанты, выполнение заданий и упражнений в парах, работа по вопросникам, взаимообмен заданиями5.

Очевидно, что необходимым условием обновления системы современного российского образования становится поиск новых способов оценки учебной деятельности студентов.

В общей психологии оценочная деятельность рассматривалась многими учеными-классиками (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие) как психический процесс отражения субъект-объектных и субъект-субъектных отношений. Сущность же оценивания представлена как процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном6.

Современная концепция образовательной деятельности дает возможность рассматривать студента как субъекта собственного развития, причём обучаемый должен не только постигать изучаемый материал, но и самостоятельно контролировать, оценивать и корректировать свою познавательную деятельность7. Самооценка учебной деятельности предусматривает содержательную развернутую характеристику результатов обучения, анализируются плюсы и минусы, происходит поиск путей устранения недостатков.

Самооценка студентом учебной деятельности начинается с его участия в выработке критериев оценивания. Ориентируя студента в системе эталонов оценивания, преподаватель способствует формированию у него собственной системы норм и ценностей, которые в дальнейшей учебной и иной деятельности выступают как критерии. С этой позиции, оценка может рассматриваться как итог сложной совместной оценочной деятельности преподавателя и студента, создавая возможности и ресурсы для личностного развития обучающегося.

Направления современных разработок в области контрольно-оценочной деятельности в учебном процессе можно свести к следующим четырем основаниям:

- усовершенствование контрольно-оценочной деятельности преподавателя как метода и формы отслеживания деятельности учащихся в рамках существующей системы обучения;

- перестройка всего процесса обучения и контрольно-оценочного компонента как одного из звеньев учебного процесса на принципиально новой концептуальной основе личностно-ориентированного, развивающего обучения;

5 Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. В.С. Кукушина. Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. 320 с.

6 Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. 297 с.

7 Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Пособие для учителей. М.: Фирма «Интерпракс», 1994. 156 с.

- создание условий, ограничивающих влияние отметок и их отрицательных последствий на формирование личности обучаемого;

- изыскание возможности замены отметок другими формами оценки8.

Нормой в работе педагога при оценке обучаемых в процессе повседневной учебной деятельности становится умелое применение индивидуальных эталонов, а в контролирующих итоговых процедурах - стандартных тестов и контрольных работ9.

Качественное совершенствование образовательного процесса и его переориентация на подготовку конкурентоспособного специалиста требуют нового подхода к системе контроля и оценивания учебной деятельности, проектирования технологии оценки. В этой связи оценочную деятельность логично рассматривать с двух позиций: оценочная деятельностью педагога и оценочная деятельность обучающегося.

Рассматривая процедуру формирования самооценки студента, необходимо отметить её тесную связь с оценочной деятельность педагога, которая выступает основой формирования самооценки обучающегося.

Для изучения мотивационной направленности учебной деятельности нами было проведено анкетирование студентов 4 курса Санкт-Петербургского государственного университета, обучающихся по программам среднего профессионального образования. В исследовании приняли участие 84 студента в возрасте 18-19 лет.

В основу анкеты лег тест В.И. Герчикова «Motype - построение мотива-ционного профиля»10.

Исследование было направлено на изучение:

- коллективного способа организации обучения;

- отношения студентов к отметке и оценочной деятельности как таковой;

- выбора образовательного учреждения и образовательной программы.

Респондентам было предложено ответить на блок вопросов, рассматривающих отношения студента, студенческого коллектива и учебного предмета с точки зрения их взаимодействия в учебном процессе.

Анализ ответов на вопрос «Какое суждение о коллективной учебной работе Вам ближе?» показал нейтральное отношение студентов к учебному коллективу. Более 60 % опрошенных не видят разницы между обучением в коллективе и самостоятельной учебной работой на занятиях. Данные, полученные в результате исследования, представлены в табл. 1.

Вопрос «Как Вы считаете, почему в процессе обучения учащиеся проявляют инициативу, вносят различные предложения?» был задан с целью

8 Сизова В.В. Психологические особенности инновационной контрольно-оценочной деятельности преподавателя вуза в процессе обучения иностранному языку: Автореф. дис. ... к.псх.н. Тверь, 2008. 22 с.

9 Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учеб.-метод. пособие. М.: Пед. о-во России, 2000. 224 с.

10 URL: http://www.subscribe.ru.

выяснения, насколько студент заинтересован в построении учебного процесса таким образом, чтобы у него была возможность проявить свой накопленный учебный опыт, знания и умения. Результаты опроса представлены в табл. 2.

Таблица 1

«Какое суждение о коллективной учебной работе Вам ближе?»

Вариант ответа Количество ответов % Ранг

«Коллектив для меня очень важен, одному хороших результатов не добиться» 16 14,82 4

«Предпочитаю выполнять учебную деятельность автономно, но чувствую себя также хорошо, когда работаю вместе с интересными людьми» 30 27,78 2

«Мне нужна свобода действий, а коллектив чаще всего эту свободу ограничивает» 4 3,70 5

«Можно работать и в коллективе, но оценивать должны по личным результатам» 36 33,33 1

«Мне нравится учиться в коллективе, так как там я среди своих» 22 20,37 3

Таблица 2

«Как Вы считаете, почему в процессе обучения учащиеся проявляют инициативу, вносят различные предложения?»

Вариант ответа Количество ответов % Ранг

Чувствуют особую ответственность за своё образование 2 5 5

Из-за стремления реализовать свои знания и опыт, выйти за установленные учебным процессом рамки 8 20 3

Чаще всего из-за желания улучшить результаты своего обучения 14 35 1

Просто хотят «выделиться» или завоевать расположение преподавателя 6 15 4

Хотят заработать дополнительную оценку или повысить её, поскольку всякая полезная инициатива должна вознаграждаться 10 25 2

Как видно из табл. 2, лишь четверть респондентов изъявили желание участвовать в построении своей учебной программы, подавляющая же часть согласились с тезисом о том, что инициатива студента в учебном процессе связана прежде всего с улучшением результатов своего обучения и получением более высокой оценки.

Осознанное отношение к учебной деятельности и учебному предмету, в частности, было предложено проявить через ответ на вопрос «На каких принципах, по-вашему, должны строиться отношения между учащимся и учебным предметом?». Ответы распределились следующим образом:

«Учащийся должен относиться к учебному предмету, как к самому важному в жизни, отдавать ему всё своё свободное время, переживать трудности и подъёмы. Такое усердие должно соответственно оцениваться» - 7 %.

«Учащийся осваивает учебный предмет и относится к нему как к способу реализации своих способностей. Образовательная организация должна обеспечивать учащемуся такую возможность, извлекая из этого выгоду для себя» - 50 %.

«Учащийся тратит на учебную деятельность свои время и силы, а образовательная организация должна взамен гарантировать ему получение документа об образовании» - 43 %.

Очевидно, что устойчивые знания, умения и навыки, отвечающие требованиям профессиональной подготовки, можно получить на основе позитивного отношения к учебной деятельности.

В проведенном исследовании одним из аспектов изучения явилось отношение студентов к отметке и оценочной деятельности как таковой. В блоке вопросов по данному направлению респондентам были предложены разнообразные формулировки, позволяющие определить, чем является «отметка» для современного студента.

На вопрос «Попробуйте определить, что для Вас означают Ваши оценки в зачетной книжке?» ответы распределились следующим образом: «это "плата" за время и усилия, потраченные на выполнение учебной работы» -25 % ответов; «это, прежде всего, «плата» за мой уровень подготовленности» - 19 %; «это "оплата" за мой вклад в общие результаты деятельности нашей группы» - 2 %; «мне нужна гарантированная оценка - пусть невысокая, но чтобы она была» - 15 %; «какой бы ни была оценка, я её заработал(а) сам(а)» - 39 %.

Интересные и информативные данные были получены в ответах на вопрос, связанный со способами получения оценок. Студентам было предложено выбрать из девяти способов получения оценки наиболее для них приемлемый:

1) заслуженная оценка, полученная на занятиях;

2) повышение оценки через авторитет в глазах преподавателя;

3) повышение оценки за сложность выполненного задания;

4) получение положительной оценки с учетом времени болезни, пропусков занятий по уважительной причине;

5) получение оценки за прошлые достижения по предмету «автоматом»;

6) получение оценки благодаря помощи преподавателю в организации учебного процесса вообще;

7) получение оценки благодаря помощи преподавателю по конкретной учебной дисциплине;

8) получение оценки за деньги;

9) получение оценки благодаря личной симпатии преподавателя.

«Очень важно» - наивысшее признание у студентов получили варианты «повышение оценки за сложность выполненного задания» (48 респондентов) и «получение оценки за прошлые достижения по предмету «автоматом» (32 респондента). В категорию «совсем не важно» для студентов попали такие ответы, как «получение оценки за деньги» (58 респондентов) и «получение оценки благодаря личной симпатии преподавателя» (34 респондента). Данные сведения могут свидетельствовать о высоком морально-психологическом уровне межличностных отношений в студенческом сообществе, а также о высокой профессиональной направленности учебной деятельности обучающихся.

С точки зрения получения хороших отметок, всего лишь 6 % ответов респондентов обозначили в этом смысл обучения. Большинство ответов (28 %) отдано в пользу самостоятельного планирования своей учебной деятельности. Около 13 % опрошенных склоняются к мысли, что «могут заработать своим учебным трудом себе высокие оценки». Можно говорить о том, что сама отметка является чем-то вторичным в ходе учебного процесса.

Для 57 % опрошенных процесс изучения учебной дисциплины - возможность проявления и реализации своих способностей, 6 % студентов видят в этом вариант получения высокой оценки.

Известное выражение «инициатива наказуема» получило своё опровержение при ответе студентов на вопрос «Почему в процессе обучения учащиеся проявляют инициативу?». С желанием улучшить результаты своего обучения связано 34 % ответов, около 26 % ответов обучающихся выявили стремление реализовать свои знания и опыт, выйти за установленные учебным процессом рамки, а 21 % ответов связан с желанием «заработать дополнительную оценку или повысить её, поскольку всякая полезная инициатива должна вознаграждаться».

Другую немаловажную проблему современной образовательной среды удалось выявить через блок вопросов, связанных с выбором образовательного учреждения и образовательной программы. В условиях, когда профо-риентационная работа практически сведена к нулю, ученик школы при выборе «кем быть» зачастую руководствуется соображениями сиюминутного, не имеющего глубокой проработки и осмысленности характера.

При ответе на вопрос о поиске образовательного учреждения были получены ответы, где 31 % респондентов сделали свой выбор, отталкиваясь от «простоты и легкости обучения» и минимизации усилий в процессе учебной деятельности; 44 % ответов студентов обозначили готовность перейти на другую образовательную программу, «наиболее интересную, творческую»; 21 % респондентов не представляют себе ситуацию, когда они будут искать другое учебное заведение для продолжения обучения.

Достаточно содержательные данные получены при ответе анкетируемых на блок вопросов, рассматривающих отношения внутри студенческого коллектива в учебном процессе, а также оценку успехов студента-одногруппника.

На вопрос «Что Вы прежде всего учитываете, когда оцениваете успехи другого учащегося в вашей группе?» важным основанием выступил уровень подготовленности одногруппника (40 %), второе место отдано его успеваемости, самостоятельности и независимости (по 27 %). Всего лишь один респондент сделал выбор в пользу оценки другого студента через установление «хороших отношений» с преподавателем, что свидетельствует о высоком морально-психологическом уровне межличностных отношений в студенческом сообществе. Это также может свидетельствовать о слаженной профессиональной работе преподавательского состава со студентами.

Изучение изменений, происходящих в мотивационной направленности будущих молодых специалистов, имеет теоретическое и практическое значение. Подобные исследования необходимы для разработки путей и средств профессиональной подготовки, наиболее адекватных конкретной общественно-исторической ситуации.

Обобщая результаты проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Отметка не является мотиватором и самоцелью для современного студента.

2. В построении системы контроля результатов обучения важно стимулировать и поощрять проявления личной инициативы студента, ведущей к самореализации в учебном процессе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Деятельность студента по оценке собственных достижений и выработке критериев самооценки способствует личностному развитию обучающегося.

Таким образом, что мотивационная направленность важна на всех этапах обучения - от целеполагания и планирования до рефлексии относительно процесса и результатов учебной деятельности.

Для повышения активности и оптимизации мотивационной направленности студентов в учебной деятельности можно сформулировать следующие рекомендации:

1) совершенствовать навыки учебной деятельности, при этом уделять внимание развитию навыков самостоятельной работы;

2) стимулировать и поощрять проявление личной инициативы на занятиях;

3) использовать активные методы преподавания учебных дисциплин, способствующие развитию учебно-познавательного интереса;

4) делегировать полномочия по организации и проведению отдельных форм учебных занятий (дискуссия, деловая игра, практикум и тому подобное);

5) привлекать к участию в научно-исследовательской работе (конференции, семинары, конкурсы студенческих работ);

6) развивать интерес к выбранной профессии через включение в учебную программу дополнительного материала, связанного с будущей профессиональной деятельностью;

7) оказывать психолого-педагогическую поддержку по укреплению и развитию внутренней мотивации учения.

Мотивация учебной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик. Она является как показателем, так и критерием успешности и качественности профессионального становления будущего специалиста.

Данное исследование может найти свое продолжение в изучении таких аспектов развития мотивации студентов, как использование возможностей студенческой группы как фактора развития учебной мотивации, а также выявление гендерной специфики становления учебной мотивации.

Библиографический список:

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. 297 с.

2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста: Современные психологические проблемы высшей школы. Вып. 2. Л., 1974.

3. Апиш Ф.Н., Надеина Н.В. Технологии личностно-ориентированного обучения и мотивация учения. Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. 46 с.

4. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. 175 с.

5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учеб.-метод. пособие. М.: Пед. о-во России, 2000. 224 с.

6. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы формирования личности студента // Психология в вузе. 2003. № 1-2. С. 232-241.

7. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. В.С. Кукушина. Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. 320 с.

8. Сизова В.В. Психологические особенности инновационной контрольно-оценочной деятельности преподавателя вуза в процессе обучения иностранному языку: Автореф. дис. ... к.псх.н. Тверь, 2008. 22 с.

9. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Пособие для учителей. М.: Фирма «Интерпракс», 1994. 156 с.

10. URL: http://www.subscribe.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.