Научная статья на тему 'Конвенциональные отношения как основа делового общения в студенческом коллективе'

Конвенциональные отношения как основа делового общения в студенческом коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1599
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ВИДЫ ОБЩЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ КОНВЕНЦИИ / STUDENT''S COLLECTIVE / CONVENTIONAL RELATIONS / BUSINESS DIALOGUE / DIALOGUE KINDS / SOCIAL AND CULTURAL CONVENTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лубенец Мария Юрьевна

Рассматривается содержание понятия «конвенциональные отношения», формы конвенциональности и принципы формирования конвенциональных отношений. Представлена характеристика студенческого коллектива и становление студенческой группы, описаны основные виды общения. Разработаны рекомендации для формирования конвенциональных отношений в студенческом коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONVENTIONAL RELATIONS AS A BASIS OF BUSINESS DIALOGUE IN STUDENT’S COLLECTIVE

The concept maintenance «conventional relations», forms conventional and principles of formation of conventional relations is considered. The characteristic of student's collective and formation of student's group is presented, dialogue principal views are described. Recommendations are developed for formation of conventional relations in student's collective.

Текст научной работы на тему «Конвенциональные отношения как основа делового общения в студенческом коллективе»

ББК 74р30 УДК 378.1

М.Ю. ЛУБЕНЕЦ

M.J. LUBENETS

КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ОСНОВА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

CONVENTIONAL RELATIONS AS A BASIS OF BUSINESS DIALOGUE IN STUDENT'S COLLECTIVE

Рассматривается содержание понятия «конвенциональные отношения», формы конвенциональности и принципы формирования конвенциональных отношений. Представлена характеристика студенческого коллектива и становление студенческой группы, описаны основные виды общения. Разработаны рекомендации для формирования конвенциональных отношений в студенческом коллективе.

The concept maintenance «conventional relations», forms conventional and principles of formation of conventional relations is considered. The characteristic of student's collective and formation of student's group is presented, dialogue principal views are described. Recommendations are developed for formation of conventional relations in student's collective.

Ключевые слова: конвенциональные отношения, деловое общение, студенческий коллектив, виды общения, социальные и культурные конвенции.

Key words: conventional relations, business dialogue, student's collective, dialogue kinds, social and cultural conventions.

Проблема конвенциональных отношений стала особенно актуальной в конце XX столетия. Это обусловлено значительными социальными трансформациями в мире и в нашей стране в частности. Войны, национальные конфликты, экстремизм, различные формы дискриминации - все это и сегодня продолжает дискредитировать совокупный итог социального развития современного мира, подрывать демократические принципы его существования, приводит к нарушению прав человека, покушается на многообразие, являющееся важнейшим фактором общественного развития. В России в последние десятилетия одновременно, но не синхронно, происходят изменения во всех сферах жизни - духовной, политической, экономической, что нередко порождает разногласия и социальную напряженность. В этих условиях именно формирование конвенциональных отношений может стать нравственным и духовным ориентиром развития и укрепления целостности и многообразия человеческого сообщества.

Понятие «конвенция» введено в научный оборот в рамках философии науки конвенционалистами К. Айдукевичем, Р. Карнапом, Э. Леруа, А. Пуанкаре и др. в начале XX века. Постепенно конвенционалистская эпистемология, равно как и термин «конвенция», получила широкое распространение в общественных науках.

Термин «конвенции» первично использовался в лингвистике только применительно к языковому знаку и только по отношению соотношения «означающее» - «означаемое» [см.: 4, с. 227].

Конвенциональность (конвенционность) (от лат. сonventio - договор, соглашение) - субъективно-идеалистическая философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения являются продуктами соглашения между людьми.

Конвенциональность - понятие, появляющееся на стыке таких социально значимых наук, как философия, культурология, социология педагогика, психология. Мы считаем, что конвенциональные отношения зарождаются на этапе межличностного общения среди членов студенческого коллектива. Это, на наш взгляд, связано с негласно возникающими конвенциями, которые могут быть удобны или выгодны большинству членов коллектива.

Правила успешного взаимодействия коммуникантов, которые предписывают определенные типы речевого поведения, соотносимые с представлениями о релевантном поведении в институциональном общении, представляют собой конвенции - не писаные, но ясно осознаваемые социализированной личностью нормативные типы и модели поведения. Человек в процессе социализации в коллективе усваивает не только этикетные формы и ритуалы, но и то, как нужно взаимодействовать с партнером в эмоциональном и рациональном планах, как ориентироваться в дискурсном пространстве и ориентировать в нем собеседника, как предупреждать конфликтные ситуации, гармонизировать интенциональные установки. Эти фоновые знания присутствуют в сознании взрослого человека неосознанно, на уровне представлений [2, с. 240]. По выражению М.Л. Макарова, конвенции потребления языка в формировании конвенциональных отношений, «опривычены», то есть закреплены в виде навыков.

Говоря о конвенциях диалогического взаимодействия, мы неизбежно приходим к разговору о системности норм и правил в конвенциональных отношениях в диалогическом общении, то есть о конвенциональном поведении, которое выражается в стремлении к ситуационно заданному кооперативному координированному коммуникативному взаимодействию. Его можно достичь на этапе развития специалиста, то есть в процессе получения им профессионального образования. Специалисты нового типа должны учитывать не только социально-экономические условия, но и сочетать в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности, профессиональной компетентности. Перед высшей школой ставится задача таким образом осуществлять профессиональное становление студентов, чтобы культурно-образовательная среда вуза в значительной мере обеспечивала бы выработку качеств личности будущего специалиста, необходимых в период обучения, для межличностного взаимодействия и творческого построения предстоящей профессиональной деятельности, которая в большинстве случаев будет осуществляться в профессиональном коллективе.

Термин «коллектив» происходит от латинского соШдо, что означает «объединяю», а латинское collectivus - собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально-значимых задач, на соблюдении установленных в том или ином объединении орга-

низационных зависимостей, правил и порядков. Личные отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности [см. об этом: 2, с. 113].

На сегодняшний день формирование конвенциональных взаимоотношений в коллективе становится практикой повседневности. Очевидно, что невнимание к установлению конвенций в межличностных отношениях оборачивается как личностными проблемами, так и дестабилизацией организационных структур. Дезинтеграция в обществе, проявляющаяся через многочисленные этнические, классовые, религиозные групповые конфликты, также является следствием неумения и нежелания устанавливать конвенциональные отношения. Причем ситуация обостряется в транзитивных (переходных) обществах, к числу которых относится Россия. Вопросы конвенциональности касаются взаимодействия поколений, так как принципиально важно объяснить, как возможно при быстрой смене конвенциональных правил сохранять устоявшиеся структурные элементы социальной интеграции. Необходимость постановки вопроса о концептуальных основах социальной конвенциональности обостряется в связи с интенсивностью процессов культурной универсализации и глобализации. Социальные науки пытаются ответить на вопросы о возможности формирования конвенциональных норм и правил общения, признанных всеми, и какими должны быть конвенциональные отношения, чтобы не разрушить социокультурную идентичность человека.

Исследование прагматических конвенций коммуникативного поведения в официальном и межличностном деловом общении показало, что они представляют собой прагматически важные коммуникативные нормы, правила и установления, регулирующие коммуникативное взаимодействие партнеров в рамках исполнения коммуникантами социальных (профессиональных) ролей. Конвенциональные нормы и правила вербализуются редко, в основном, когда нарушаются и усваиваются личностью в процессе социализации и подготовки к профессиональной деятельности. Они относятся к коммуникативным навыкам, усваивающимся в процессе социализации и профессионализации. В процессе дискурсного взаимодействия они используются автоматически, иногда, при необходимости, вербализуются. Базовые прагматические конвенции - это этносоциокультурные (универсальные) конвенции, усваивающиеся личностью в процессе социализации и адаптации в обществе. Они выполняют важнейшие функции нейтрализации речевой агрессии, регулирования и координации коммуникативного взаимодействия в диалогическом деловом общении и универсальны для подавляющего числа сфер социального общения [см.: 6, с. 15].

Помимо социокультурных конвенций, к прагматическим конвенциям относятся специальные конвенции (в наблюдаемом материале это конвенции делового общения), которые отражают специфику той или иной сферы общения. Они представляют собой систему имплицитных коммуникативных норм, правил и предписаний, регулирующих диалогическое взаимодействие в двух его важнейших аспектах - когнитивном и этическом - и опирающихся на коммуникативные ожидания партнера. Структурирование и тематическая организация профессионального дискурса, обязательные элементы когнитивной модели профессионального коммуникативного взаимодействия (экспликация коммуникативного намерения, мотивация перформативных действий, акты комментирования, пояснения и автокоррекции и другие речевые операции, организующие дискурс и регулирующие взаимодействие коммуникантов), наряду с поддержанием эмоционального контакта, позволяют достигать продуктивно-

сти делового общения (благодаря его регулируемости) как важнейшей составляющей успешности общения. Стереотипные речевые средства (коммуникати-вы, конвенциональные высказывания) закрепляются за составляющими структуры сценария в рамках исполнения коммуникативных и социальных ролей.

В сфере общения, требующей четкого регулирования социальных и правовых отношений коммуникантов, характеризующейся системным набором ограничений (регламентом), соблюдение подобных норм является необходимым условием продуктивной коммуникации. Любое отклонение от конвенциональных норм делового общения может рассматриваться как коммуникативная неадекватность. Большинство этих норм имеет сценарную основу, то есть, закреплено в виде схемы дискурсного взаимодействия. Значительная доля конвенциональных норм и правил в деловом общении представляет собой речевые ограничения, накладываемые рамками социальных (профессиональных) ролей. Ролевое поведение, регулируемое системными ограничениями и предписаниями (на основе неукоснительного требования соблюдения конвенциональных норм), относится к жестко регулируемому типу коммуникативного поведения, который представлен официальным деловым общением. Процесс стандартизации и ритуализации, проходящий на базе и в рамках кон-венционализации делового общения, позволяет выделять процедуры ритуализированного общения как важные его компоненты: представление, презентация, вступление в должность, сложение полномочий и т.д. [1, с. 237].

Конвенциональные нормы и правила коммуникативного поведения в официальном общении носят системный характер. Системность эта едина как для письменной, так и для устной форм официального делового общения. Отступления от конвенциональных норм делового общения в современной деловой речи в целом не носят системного характера. Деловое общение конвенционально по своей основе. Однако возрастающий уровень коммуникативной агрессии, к которой относятся и соответствующие коммуникативные тактики, объясняется, с одной стороны, влиянием американских стереотипов общения в бизнес-коммуникациях - «пробивных тактик», ТЫ-стандартов общения, с другой стороны, общим снижением речевой культуры [см. об этом: 3, с. 58].

Профессиональное деловое общение стало предметом пристального изучения в последнее десятилетие. Психология, педагогика, социология и целый ряд речеведческих дисциплин (теория коммуникации, конфликтология, прагмалингвистика и др.) с разных позиций исследуют профессиональную коммуникацию. Вместе с тем перечисленные дисциплины рассматривают проблемы специфических норм делового общения, таких как конвенциональ-ность и конвенциональные нормы, которые, в свою очередь, основываются на следующих принципах:

Принцип правдивости и доверия: произносимые речевые акты должны соответствовать коммуникативным ожиданиям, то есть соответствовать действительности.

Принцип выразимости: все, что может иметься ввиду, можно адекватно выразить.

Принцип неточности выражения в контексте: приспособления высказывания коммуникативной цели и отклонение при этом от требования точности.

Принцип потенциальной выявимости оснований: высказывание должно соответствовать требованию интенциальной прозрачности.

Принцип оптимальности: говорящий стремится минимизировать сложность поверхностной структуры высказывания и максимизировать тот объем информации, который может быть успешно сообщен адресату.

Принцип договоренности о новом и старом: задает тема-рематическую структуру высказывания [1, с. 242].

Как видно из приведенных примеров, конвенции высказывания представляют собой нормативные требования к формально-логической и тематической организации конвенциональных отношений в коллективе.

Однако сведения о конвенциях как прагматическом факторе общения, то есть нормах и принципах речевого поведения до сих пор не нашли своего полного описания в системе наук.

На сегодняшний день менее других изучены студенческие коллективы, а имеющиеся публикации затрагивают лишь отдельные стороны данной проблемы.

Возникновение студенческого коллектива является результатом организационно-управленческой, воспитательной работы. Это не просто хорошо организованная для совместной деятельности группа, а группа, объединяющая, сближающая людей на основе выполнения полезной работы. Студенческие академические группы чаще не становятся настоящими коллективами, потому что преподаватели больше ориентируют студентов на хорошее усвоение знаний, навыков и умений в области будущей профессии, а не на прочную совместную деятельность. Основная задача воспитательного управления академическими студенческими группами как центральным звеном микросреды вузовского студенчества заключается в превращении каждой группы в настоящий коллектив и сохранении его до конца учебы в вузе. На реализацию этой задачи должны быть направлены усилия профессорско-преподавательского состава.

Одним из важнейших факторов формирования личности специалиста через коллективную деятельность являются личность педагога вуза и характер педагогического общения. Педагогическое общение - это один из видов профессионального общения, осуществляющего определенные функции: регуляции отношений между педагогом и учащимися, оптимизации учебной деятельности, создания благоприятного психологического климата в коллективе и др. А.А. Леонтьев проанализировал этот вид общения и выделил его три основных вида:

1) социально-ориентированное общение, в котором непосредственно реализуются общественные отношения, педагог побуждает студентов к активности, формирующей их ценностные ориентации и интересы, убеждения и установки;

2) групповое предметно-ориентированное общение, направленное на организацию коллективного взаимодействия, включенное в совместную деятельность и помогающее коллективу решать стоящие перед ним задачи;

3) личностно ориентированное как деловое, официальное, так и неделовое, неформальное, направленное на развитие психологических взаимоотношений в системе «педагог-студент», «студент-студент», «студент-работодатель».

Одним из путей эффективного воспитательного воздействия на студенческую группу является путь равного развития трех видов педагогического общения. При этом изучение индивидуальных особенностей и возможностей каждого члена группы, учет их в организации учебной работы может являться мощным фактором преобразования студенческой группы в коллектив.

Становление коллектива студенческой группы зависит от:

- характера организации учебно-познавательной деятельности студентов, контроля над ней и ее оценки;

- степени ясности функций, задач и программы деятельности группы, от групповых норм и особенностей преломления в них общих социальных норм;

- частоты контактов и особенностей общения между членами группы и от особенностей педагогического общения в системе «педагог-студент»;

- особенностей микрогрупп в группе (способствует ли она сплочению группы или противопоставляет себя группе);

- характера привлечения каждого члена группы к выполнению групповых заданий, от качества кооперации сил при выполнении общественно значимых задач, стоящих перед группой;

- размера группы и времени ее существования;

- качеств руководителей-наставников, межличностных отношений в системе «педагог-студент» и «студент-студент» [3, с. 54].

Учитывая специфичные возрастные и индивидуальные черты личности студента, мы считаем, что для развития студенческого коллектива и формирования конвенциональных отношений в нем необходимо:

1. Систематически проводить учебу работников педуниверситета, в ходе которой дать им знания о структуре студенческого коллектива, особенностях функционирования.

2. Следует разработать практические рекомендация кураторам, преподавателям, а также студенческому активу по использованию студенческого коллектива как фактора формирования конвенциональных отношений в педагогической среде.

3. Содействовать включению студентов в различные виды коллективов, что будет способствовать всестороннему развитию личности (НИРС, УИРС, совет).

4. Усилить педагогическое руководство студенческим коллективом на первой стадии его развития (начало первого курса) с целью ускорения создания коллектива, а как следствие - формирование в нем конвенциональных отношений.

5. Целесообразно в плане педагогической подготовки использовать такие формы коллективной деятельности студентов, как политинформации, диспуты, работу по самовоспитанию и др.

Мы считаем, что особо сильное влияние на формирование студенческого коллектива оказывает внеаудиторная деятельность.

Таких студенческих групп, которые полностью бы отвечали всем требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих студенческих групп занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим социально-психологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают. Поэтому важно объективно оценить среду существования и формирования студенческого коллектива.

Таким образом, конвенциональные отношения являются основой делового общения и его важнейшей коммуникативной характеристикой. Вопросы профессионального владения деловым общением связаны с владением коммуникативными и, прежде всего, конвенциональными нормами и правилами делового общения.

Литература

1. Басовская, Е.Н. Пути преодоления речевой агрессии в современной деловой речи [Текст] / Е.Н. Басовская, С.Э. Ульянцева // Агрессия в языке и речи: сб. ст. - М.: 2004. -С. 233-243.

2. Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений: учебное пособие [Текст] / Р.Н. Ботавина. -М.: Финансы и статистика, 2002. - 208 с.

3. Бугрименко, А.Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза [Текст] / А.Г. Бугрименко // Психологическая наука и образование. - 2006. -№ 4. - С. 51-60.

4. Дэвидсон, Д. Общение и конвенциональность [Текст] / Д. Дэвидсон. - М.: Наука, 1987. - С. 213-233.

5. Клетченкова, М.М. Конвенционное регулирование отношений с участием потребителей [Текст] / М.М. Клетченкова // Журнал российского права. - 2007. - № 8. - С. 8488.

6. Колтунова, М.В. Конвенции как регулятор информационного обмена в деловом диалогическом общении [Текст] / М.В. Колтунова // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания. VII научно-практическая конференция молодых ученых РУДН, 22 апреля, 2005 г. - М.: Флинта 2005. - С. 12-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.