Научная статья на тему 'Типологии и стратегии самореализации студенческой молодёжи в конструктивно-деструктивном контексте'

Типологии и стратегии самореализации студенческой молодёжи в конструктивно-деструктивном контексте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
360
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИИ СТУДЕНТОВ / КРИТЕРИИ ТИПОЛОГИЗАЦИИ / СООТНОШЕНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ / СТРАТЕГИИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / ОБЫЧНЫЙ СТУДЕНТ / ШИРОТА ДИАПАЗОНА НАПРАВЛЕННОСТИ / УЧЕБНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ СТРАТЕГИИ / STUDENTS' TYPOLOGY / CLASSIFICATION CRITERIA / RATIO OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES / ORIENTATION OF STUDENTS / STRATEGIES OF SELF-REALISATION / ORDINARY STUDENTS / ORIENTATION BREADTH / TRAINING AND ACTIVITY STRATEGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фетискин Николай Петрович, Гусманов Марат Жагпарович

В статье обобщены типологии студентов, разработанные отечественными авторами, специализирующихся в области социологии, педагогики и психологии высшей школы. Приведены различные основания, для дифференциации студенческих типов. Среди них выделены ряд критериев, связанных с отношением студентов к учебно-профессиональной деятельности, склонностью к отраслевым наукам, уровнем успеваемости, условиями обучения, уровнем профессиональной идентичности, самопрогноза и др. Особый акцент сделан на типе «обычный студент». Дано обоснование для выделения этого студенческого типа. Приведены его базовые отличительные особенности, сравнительные жизненные и учебно-деятельностные стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typology and strategies of self-realisation of student’s youth constructive and destructive context

This paper summarises the typology of students, developed by Russian authors specialising in the field of sociology, pedagogy and psychology of higher school. We gave different grounds for the differentiation of student types. Among them a number of criteria are allocated related to the attitude of students to educational and professional activity, the trend of industrial science, the level of academic performance, learning environment, professional identity, self-prognosis etc. Special emphasis is placed on the type of “ordinary student”. The rationale to select this student type is given. Its basic characteristics, comparative life and educational activity of the strategy are adduced.

Текст научной работы на тему «Типологии и стратегии самореализации студенческой молодёжи в конструктивно-деструктивном контексте»

лекта у осужденных женского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях // Человек преступление и наказание. - Рязань, 2016 г. -№ 4(95) - С. 155-159.

11. Петрушина Л.В. Психология эмпатии несовершеннолетних осужденных женского пола: дис. ... канд. психол. наук. - Рязань, 2007. - 249 с.

12. Серебрякова В.А. Криминологическая характеристика женщин-преступниц // Вопросы борьбы с преступностью. - М., 1971. - С. 35-36.

13. Середа Е.В. Личность женщин, впервые

осужденных за тяжкие насильственные преступления, и их исправление перевоспитание в ИТК: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1983. - 20 с.

14. Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы. -М.: ИНФРА-М, 2004. - 397 с.

15. Тарновская П.Н. Женщины-убийцы. - СПб.: Т-во худож. печати, 1902. - 512 с.

16. Фойницкий И.Я.Женщина-преступни-ца // Северный Вестник. - СПб., 1893. - № 2-3. -С. 127-138.

УДК 159. 95

Фетискин Николай Петрович

доктор психологических наук, профессор Костромской государственный университет

Гусманов Марат Жагпарович

г. Астана, Казахстан nikfet@kmtn.ru

ТИПОЛОГИИ И СТРАТЕГИИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В КОНСТРУКТИВНО-ДЕСТРУКТИВНОМ КОНТЕКСТЕ*

В статье обобщены типологии студентов, разработанные отечественными авторами, специализирующихся в области социологии, педагогики и психологии высшей школы. Приведены различные основания, для дифференциации студенческих типов. Среди них выделены ряд критериев, связанных с отношением студентов кучебно-профес-сиональной деятельности, склонностью к отраслевым наукам, уровнем успеваемости, условиями обучения, уровнем профессиональной идентичности, самопрогноза и др. Особый акцент сделан на типе «обычный студент». Дано обоснование для выделения этого студенческого типа. Приведены его базовые отличительные особенности, сравнительные жизненные и учебно-деятельностные стратегии.

Ключевые слова: типологии студентов, критерии типологизации, соотношение учебной и профессиональной деятельности, ориентации студентов, стратегии самореализации, обычный студент, широта диапазона направленности, учебно-деятельностные стратегии.

Динамичность происходящих преобразований в Российском обществе и образовании существенно отражаются не толь-остных ориентациях, но и на изменении жизненных стратегий и самореализации современного студенчества. В этой связи особый интерес представляет изучение типологии современного студенчества в контексте их стратегий жизни и самореализации. Однако, несмотря на актуальность, данной проблемы многие её аспекты остаются малоизученными, базирующихся до сих пор на типологизации студентов, созданной еще в 80-х годах ХХ века. Подтверждением сказанного служит то, что большинство отечественных исследователей в данной области [1; 4; 6] до сих пор руководствуются идеями В.Т. Лисовского [2] о типологии студентов, созданной на основании их отношения к профессии, учебе, науке, культуре, общественной работе и коллективу [2, с. 86-97]. Следуя этой логике, в психологии высшей школы выделены различные типы студентов, ориентированные на: овладение знаниями, как способа познания избранной профессии; приобретение знаний во всех сферах учебной деятельности; овладение профессией; избирательный интерес к изучаемым предметам; фор-

мальное отношение к учебно-профессиональной деятельности. Последнюю группу студентов автор относил к группе лодырей, лентяев [2]. Основываясь на этой концепции типологизации студентов, современные авторы придерживаются дифференциации студентов на ряд таких узких и оценочных типов, как, например: гармоничный, профессионал, академик, общественник, любитель искусства, старательный, середняк, разочарованный, лентяй, богемный [4, с. 437-438; 6, с. 332-334].

Вместе с тем, нельзя не отметить и попытки некоторых авторов типологизировать студентов и по более широким критериям, связанных например, с принадлежностью к изучаемым наукам: «Гуманитарии» - это специалисты, живущие «в мире слов», характеризующиеся «вербальным интеллектом, широтой познавательных интересов, владением языком, высокоразвитым абстрактным мышлением» [6, с. 328]; «Естественники» обладают такими особенностями, как, например: «высокоразвитое логическое и абстрактное мышление, способность быстро и активно сосредотачиваться на интересующем объекте, полностью отвлекаясь от всего остального, наличие высокой степени концентрации внимания, безупречная строгость и ло-

* Исследование осуществлено при финансовой поддержке РФФИ № 15-06-10868.

© Фетискин Н.П., Гусманов М.Ж., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

57

гичность. Эти качества нужны уже до поступления в вуз. Повышенная серьезность и независимость суждений. Недостаточно развитое умение общаться с людьми. Самооценочные суждения о своих социальных свойствах в основном неадекватны. Себя они знают плохо и нуждаются в помощи» [6, с. 328]. «Инженеры» же должны обладать такими качествами, как: «высокоразвитые пространственные представления и быстрота сообразительности. Кроме того, им необходимо иметь высокий уровень невербального, т.е. действенно-практического интеллекта. Пространственные представления максимальны к поступлению в Вуз и развиваются незначительно. Эти качества больше зависят от задатков. Развиваются положительные отношения к социальным нормам, повышается эффективность учебы. Однако узки познавательные интересы. Снижено внимание к политике и философским проблемам» [6, с. 328]. Наш, даже беглый взгляд на данную типологию свидетельствует о том, что она имеет определенную практическую значимость, однако в содержательном отношении не выдерживает должной критики и нуждается в существенном уточнении.

В этой логике выделены и такие типы студентов, ориентированных на: образование как на профессию; бизнес; не определившие свой профессионально-жизненный выбор [1, с. 130]. На основе приоритетности в соотношении учебной и профессиональной деятельности выделено несколько типов студентов, предпочитающих в одном случае комплексное отношение к целям задачам обучения, а в связи с этим и ориентацию на широкую специализацию, и разностороннюю профессиональную подготовку; в другом случае, ориентированных на узкую специализацию; в третьем случае - студентов, ориентированных на усвоение знаний и навыков в рамках учебной программы [1, с. 333].

Не менее распространены и типологии студентов, дифференцирующих их на бюджетников и контрактников (коммерческие типы). Студенты-бюджетники в большей степени ориентированы на приобретение профессии (56-62%), на научно-исследовательскую деятельность (5-15%), получение диплома (4-14%), пожить студенческой жизнью (8-18%).

В группе коммерческих студентов выделяются два типа. Первый тип, называемый «предприниматели», ориентирован на достижение материального благополучия (43-53%), освоить теорию и практику предпринимательства (10-16%), продолжить семейную традицию (6-9%) и др. Второй же тип, называемый «эмигрант», ориентирован на получение высшего образования, с целью овладения иностранными языками, получения возможности обучения и работы за границей [1, с. 433]. Этим типам, противостоит «традиционалист». Он ценит хорошее образование, профессиональную под-

готовку, стремится получить высшее образование для того, чтобы иметь диплом, вести научные исследования, менее критичен по отношению к вузу, хуже знает реалии дальнейшей профессиональной деятельности, больше опасается безработицы, у него сильно развиты профессионализм и работоспособность, менее - предприимчивость, способность рисковать, менять взгляды при смене обстоятельств, вживаться в новые условия [6, с. 331]. Среди имеющихся студенческих типологий, связанных с отношением к учебной деятельности, особого внимания заслуживают следующие типы: студенты, стремящиеся приобрести знания во всех сферах учебной деятельности на поверхностном уровне, руководствуясь принципом - лучше всего понемногу; студенты, которые неплохо учатся, но проявляющие интерес только к тем предметам, которые им нравятся; студенты, относимые к группе лодырей и лентяев, уклоняющиеся от армии или работы [1, с. 334; 4, с. 435].

Некоторые авторы при разработке студенческих типологий пытались выявить типы студентов, дифференцируемых на структурно-уровневые подтипы успеваемости. Так, среди отличников было выделено три подтипа: 1. «Разносторонние отличники» - наиболее распространенный тип среди отличников, характеризуется любознательностью, инициативностью, широким кругозором, неудержимым стремлением к познанию нового, решению сложных задач. 2. «Отличники-профессионалы» или профессионально ориентированные. Этот узкий тип отличников концентрирует основное внимание на профилирующих предметах, при поверхностном отношении к общеобразовательным дисциплинам, стараясь соответствовать отличной оценке. 3. «Отличники-универсалы» отличаются огромным трудолюбием, исключительно одаренные, с блестящими природными способностями [4, с. 436].

Студенты «хорошисты» также подразделяются на два подтипа. 1. Студенты с хорошими способностями, но недостаточно трудолюбивые. Учатся неровно. По профилирующим предметам преобладают отличные отметки, а по общеобразовательным имеют место даже удовлетворительные отметки. 2. Студенты со средними способностями, но с большим трудолюбием. Учатся ровно по всем предметам. Дисциплинированно посещают лекции, имеют хорошие конспекты и тексты первоисточников [4, с. 436].

Среди «студентов-троечников» выделено несколько подтипов: не способные к восприятию содержания и логики изучаемого материала; недобросовестно относящиеся к учебной деятельности, настроенные на развлечения и легкость получения диплома. Занимаются только во время сессии. Склонны к обману и уловкам ради получения положительной оценки; допустившие ошибку при

выборе профессии; не адаптированные к условиям вузовского обучения - первокурсники [4, с. 436].

Заслуживают интереса и типологии студентов, выделенные на основе полимодальных отношений к учебно-профессиональной деятельности, в сочетании с внешней и внутренней мотивацией. Такой подход позволил выделить восемь типов студентов [3, с. 128-130]. В ряде работ описаны типы студентов, различающиеся по уровням устойчивости профессиональной самооценки и самопрогноза. В рамках данной концепции выделены следующие студенческие типы: «успешные» студенты с высоким уровнем профессиональной самооценки и самопрогноза. Их отличает осмысленность жизни, уверенность в себе, самоодобряемое социальное поведение; «неудачники» - это студенты с низкими самооценками и высокими самопрогнозами на 10 лет. Им свойственно стремление быть лучше, позитивное видение будущего, при недостаточной осмысленности настоящих целей жизни. Тип «растерянных» студентов относится к типу сомневающихся. Тип «выстраивающих себя» студентов отличается средним уровнем профессиональных самооценок и высокими самопрогнозами на 10 лет. Студенты этого типа стремятся к самосовершенствованию, при недостаточном осознании правильности своих действий. Тип «непонимае-мых» студентов представляют студенты с разновы-раженным уровнем самопрогнозов по изучаемым профессиональным модулям. Профессиональная самооценка также либо низкая, либо неадекватно высокая. Все это отражается на их противоречивом отношении к будущей профессиональной деятельности. И, наконец, тип студентов «желающих быть одобренными». Их отличают примерно одинаковые среднеуровневые показатели профессиональных самооценок и самопрогнозов, проявляемые на фоне некоторой противоречивости в сформирован-ности и осознанности жизненных целей и перспектив и, вследствие этого - повышенная чувствительность к оценкам других людей [3, с. 75-76]. Некоторые авторы, основываясь на изучении механизмов профессиональной идентичности и рефлексии, выделили следующие типы студентов, характеризующиеся разными уровнями профессиональной идентичности. 1. Студенты с низким уровнем развития профессиональной идентичности недостаточно осознают или вообще не знают своих дальних и ближних профессиональных целей, плохо представляют требования к профессии, и не задумываются о путях их достижения. Студенты этого типа могут быть охарактеризованы как стремящиеся к материально-обеспеченной жизни, интересной работе, развлечениям, свободе через широту знаний, смелость в отстаивании собственного мнения и с помощью чувства юмора; 2. Студенты со средним уровнем развития профессиональной идентичности указывают на свои дальние

и ближние профессиональные цели. В то же время, определяют требования к выбору профессии и свои возможности по достижению поставленных целей с помощью широты знаний, высокой общей культуры, способности действовать самостоятельно, решительно и с помощью хороших манер (воспитанности); 3. Студенты с высоким уровнем развития профессиональной идентичности планируют связать свое будущее с определенной профессией, знают требования профессии и свои возможности, четко видят пути подготовки и практически выбранные профессиональные цели [3, с. 90-91].

Характеризуя различные типологии студенчества нельзя не отметить и типологии, выделенные самими студентами, относительно своих сокурсников. К числу таких типов ими отнесены: отличники - «зубрилы» - постоянно выполняющие учебные требования, дисциплинированные, имеющие хорошие учебные результаты в сочетании с ролью «старост»; отличники - «умные», обладающие высоким интеллектом и сильной «школьной базой». Они допускают пропуски занятий. Учатся по принципу «всего понемножку»; студенты «труженики» - постоянно учатся, но в учебе не блещут в силу недостаточных умственных способностей; «случайные студенты» - косящие от армии, хулиганы, которых родители «всунули» в вуз, лишь бы они чем-нибудь занимались, но желающие стать дипломированными [1; 4; 5; 6].

Учитывая многообразие типов студенчества, невольно возникает вопрос, каковы же в своей основной массе современные студенты, по сравнению со студенчеством 15-20 лет назад? О том, что студенты изменились, стали другими подтверждает мнение 86% опрошенных преподавателей, считающих, что у студентов сформировались качества, позволяющие им легче адаптироваться к сложностям жизни в условиях рынка и экономического кризиса. Из данных опроса преподавателей следует, что у современных студентов появились предприимчивость, большая самостоятельность и требовательность к преподавателям. Но вместе с тем, у большинства студентов что-то и утратилось: они стали менее эрудированными, менее трудолюбивыми в учебе, менее интеллигентными, менее требовательными к себе и др. [1, с. 332]. В последнее время в обыденной практике стал употребляться и термин «обычный студент». Так, например, в общении с родителями и преподавателями на вопрос как учится тот или иной студент, нередко слышатся ответы: «учится обычно, как все современные студенты, то порадует успехами, то разочарует» или «занят какими-то невразумительными планами или малопонятными проблемами, а так ходит на занятия, вроде готовится к занятиям, умудряется сдать сессию без хвостов, а иногда и на стипендию тянет». Среди других ответов на данный вопрос имели место и такие суж-

дения: «много готовиться к занятиям, старается успевать по всем предметам, однако учёба даётся ему нелегко»; «сессию сдаёт без завалов»; «живёт обычной студенческой жизнью».

Исходя из этих высказываний, со всей очевидностью обостряется интерес хотя бы к приближенному пониманию психологической сущности малоизвестного типа «обычного студента», как представителя специфической категории современного студенчества. Основываясь на мало-изученности данного типа, нами был проведен пилотажный опрос преподавателей, родителей и студентов, направленный с одной стороны на выявление «живучести» этого типа, среди многообразных типологий студентов, а с другой - определение некоторых поведенческих, деятельностно-ролевых проявлений, свойственных выделяемому типу в представлениях разностатусных респондентов. В качестве основных методов исследования использовались проективные методики и авторская методика невербального шкалирования изучения типологической идентичности и модифицированные стратегии или «варианты» жизни. В ходе исследования было занято 156 студентов различных институтов Костромского государственного университета и 38 преподавателей различных вузов России [5]. Из результатов проведенного нами пилотажного исследования (табл. 1) следует, что максимальные показатели, характеризующие обычного студента, выражались в следующих проявлениях: «учится обычно как все» (72,0-83,0%), «отвлекается на внеучебные занятия, поэтому его успеваемость ниже возможностей» (71,0-74,0%); «много занимается, а на сессии возникают проблемы» (67,0-72,0%), «конфликтует с преподавателями из-за пропусков занятий, невыполнения самостоятельных работ» (56,0-67,0%), «способный студент, подающий хорошие надежды, но безразлично относится к учебе, распыляясь на нестоящие серьезного внимания увлечения» (63,0-69,0%.).

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что проявления амбивалентности поведения и учебной деятельности этого типа в большей степени отражены в ответах преподавателей и самих студентов. Это тенденция прослеживается по всем поведенческим параметрам обычного студента. Что же касается негативных деятельностно-поведенческих проявлений у студентов данного типа в представлениях родителей, то они, как и следовало ожидать, оказались ниже по сравнению с показателями преподавателей и студентов. Особенно это было заметно, когда речь идет о таких акцентах, «как в семестре дурака валяет», «конфликтует с преподавателями из-за прогулов» и, наоборот, показатели родителей были выше, когда в обычном студенте выделяются такие позитивные особенности, как, например: много занимается, способный студент (табл. 1). Из результатов проведенного опроса студента следует, что тип обычного студента бытует в обыденной классификации студентов, выражаясь в амбивалентных поведенческих проявлениях и когнитивных особенностях и возможностях.

Сравнительный анализ результатов проведенного опроса (табл. 2), нацеленный на выявление доминирующего типа в современном студенчестве, обнаружил преобладающую выраженность следующих четырех студенческих типов: «творчески-ориентированные или одаренные»; «склонные к глубокому познанию изучаемых дисциплин - отличники»; «обычные» студенты, латентно способные, с ориентацией на формальное выполнение учебных требований; «проблемные» (задолжники).

Анализ количественных проявлений, выделенных в ходе опроса, типов студентов выявил следующую их ранговую иерархию. Из данных таблицы 2 следует, что доминирующим типом студентов, в представлениях исследуемых респондентов, является тип обычного студента. Его проявления имели максимальную выраженность в ответах преподавателей на уровне 76,0% и студентов

Таблица 1

Поведенческие проявления обычного студента в представлениях субъектов образования и родителей

№ п/п Представления о поведенческих особенностях обычного студента Поведенческие показатели обычного студента (%) в представлениях

преподавателей (п = 38) родителей (п = 57) студентов (п = 156)

1. Учится обычно, как все. То «блеснет» успехами, то разочарует неподготовленностью 72,0 65,0 83,0

2. В семестре дурака валяет, а сессию умудряется сдать хорошо 32,0 17,0 65,0

3. Много занимается, а на сессии возникают проблемы 67,0 72,0 56,0

4. Отвлекается на занятия спортом, художественной самодеятельностью, волон-терством, поэтому успеваемость ниже возможностей 71,0 63,0 74,0

5. Конфликтует с преподавателями (спорит, игнорирует задания), а потому на сессии получает заниженные оценки 56,0 38,0 67,0

6. Способный студент подает хорошие надежды, но безразлично относится к учебе, распыляясь на разные увлечения 54,0 69,0 63,0

Таблица 2

Обобщенно-обыденные представления о типах студентов в актуализации учебно-профессиональных способностей и их реализации в соответствии с вузовскими требованиями

Обобщенно-обыденные типы студентов Количественные проявления студенческих типов в представлениях (%)

преподавателей (п = 38) родителей (п = 57) студентов (п = 156)

Творчески-ориентированные (одаренные, «продвинутые») 5,0 23,0 7,0

Склонные к глубокому познанию изучаемых предметов («отличники») 8,0 15,0 6,0

«Обычные» студенты, латентно способные, с ориентацией на формальное выполнение учебных требований 76,0 54,0 70,0

Проблемные (задолжники) 11,0 8,0 7,0

на уровне 70,0%. Проявление данного студенческого типа в родительских представлениях было несколько ниже и проявлялось на уровне 54,0%. В тоже время показатели в представлении родителей были заметно выше при выделении типов творчески одаренных студентов (23,0%) и отличников (15,0%). В оценках преподавателей и студентов наименьшие количественные показатели касались типов творчески одаренных (5,0-7,0%) и отличников (6,0-8,0%). Проблемный тип студентов имел относительно равнозначную выраженность, проявляясь на уровне 7,0-11,0%.

Таким образом, полученные нами эмпирические данные, дают основание предполагать о наличии, в обыденных представлениях различных респондентов, обобщенного и распространенного типа студентов, именуемого «обычный студент» в многообразном типологическом пространстве студенчества. Основываясь на этом, можно дать гипотетическое определение обычного студента, как условно проективного доминирующего типа учащихся, идентифицируемого в обществе со студентами, способными к выполнению необходимых учебно-профессиональных требований и совершенствованию личностных особенностей в процессе обучения в вузе.

Исходя из этого определения, можно выделить несколько базовых отличительных особенностей этого студенческого типа. На наш взгляд, в психологическом контексте обычный студент: представляет собой интегративно-обобщенный тип студенческой молодежи; является доминирующим субъектом сложно организованной и жестко управляемой образовательной среды; характеризуется амбивалентным сочетанием учебно-профессиональных и личностных особенностей, оказывающих как сопутствующее, так и противодействующее влияние на успешность обучения в вузе; не сводится к каким-либо отдельным учебно-деятель-ностным (успеваемость, способности, профессиональная направленность) и личностные особенности, а отражает в целом его принадлежность к наиболее способной части молодежи; ассоциируется с позитивно-конструктивной и перспектив-

ной категорией молодежи в обществе; отличается неравномерностью и противоречивостью учебно-профессионального развития, а также динамичностью жизненных стратегий и профессионально-личностной самореализации.

На наш взгляд, среди приведенных выше критериев обычного типа студентов, особого внимания заслуживает изучение жизненных стратегий и профессионально-личностной самореализации. В предпринятой нами попытке изучения данного студенческого типа использовались авторские проективные методики и невербальные шкалы самооценки типологической студенческой идентичности в диапазоне (творчески-одаренные, отличники, обычные, проблемные). Исследование проводилось на базе Костромского университета. В процессе выборочного изучения представлений жизненных и учебно-деятельностных стратегий обычного студента было занято 97 студентов с различной профессиональной направленностью, обучающихся на контрактной основе и самоидентифицирующихся с обычным типом студента.

В процессе эмпирического исследования был обнаружен ряд амбивалентных тенденций. Прежде всего, это нашло отражение в сочетании конструктивных и девиантных стратегий. К числу первых можно отнести высокие показатели таких стратегий, как развитие критического отношения к жизни (14,0-40,0%), всестороннее саморазвитие (13,0-20,0%), достижение больших успехов (28,0%), самоутверждение в учебно-профессиональной деятельности (31,0%). Среди деструктивных стратегий необходимо выделить стратегии, ориентированные на получение удовольствий от спонтанного общения, развлечения, употребления ПАВ и «зависания» в интернет-среде (14,0-23,0%), фортуну (8,0%), обретение новой профессии (20,0%), низкая самореализация в учебно-профессиональной деятельности (96,069,0%). Показатели амбивалентности стратегии жизни у обычного типа студентов прослеживались и по проявлениям их широты.

Так, например, у студентов, обучающихся на отделениях иностранных языков и математики ко-

Таблица 3

Приоритетные стратегии жизни «обычного студента» в представлениях студенческой молодежи

Стратегии жизни «обычного студента» в представлениях студентов ВУЗа (п = 97 чел.) Показатели стратегии жизни «обычного студента» обучающихся на отделениях (%)

иностранных языков математики изобраз. искусства музыки физич. культуры

развитие критического отношения к жизни 14,0 40,0

реализация новых идей 14,0 8,0

всестороннее саморазвитие 13,0 20,0

открытие у себя талантов 13,0

достижение больших успехов 28,0 7,0 15,0

надежду на фортуну 8,0

создание собственного бизнеса 8,0

романтическое отношение к жизни 20,0

обретение новой профессии 20,0

совмещение учебы с работой 60,0 32,0 16,0

получение удовольствий 17,0 20,0 16,0 14,0 23,0

самоутверждение в учебно-профессиональной деятельности 31,0 6,0 24,0 4,0 21,0

личественная представленность жизненных стратегий, была значительно шире по сравнению со студентами, обучающихся на других профессионально-ориентированных отделениях (табл. 3).

У студентов англоязычного профиля широта стратегий жизни равнялась 63,6% и включала доминирование таких конструктивных стратегий как реализация новых идей (14,0%), всестороннее саморазвитие (13,0), открытие у себя талантов (13,0%), достижение больших успехов (28,0%), самоутверждение в учебно-профессиональной деятельности. У студентов, обучающихся на отделении математики, несмотря на достаточную широту жизненных стратегий (63,6%), доминирование конструктивных стратегий жизни было несколько ниже (23,2%) и ориентировано на развитие критического отношения к жизни (40,0%), всестороннее саморазвитие (20,0%), совмещение учебы с работой (60,0%). В то же время у студентов-математиков отмечалось в 36,0% случаев наличие таких непродуктивных и девиантных стратегий жизни, как разочарование и ориентация на

обретение новой профессии (20,0%), получение удовольствий (28,0%), негативное отношение к самоутверждению в учебно-профессиональной деятельности (94,0%). У студентов, обучающихся на отделении музыки и физической культуры, отмечались самые низкие показатели широты диапазона стратегии жизни (36,0 и 27,0%). В количественном отношении отмечалось преобладание деструк-тивно-девиантных стратегий в виде получения удовольствий и низкой реализованности в учебно-профессиональной деятельности (табл. 4). У студентов, обучающихся на отделении изобразительного искусства, широта диапазона стратегии самореализации равнялась 54,0%, при доминировании конструктивных стратегий жизни (50,0%), связанных с реализацией новых идей (8,0%), созданием собственного бизнеса (8,0%), совмещение учебы с работой (32,0%).

Сравнительное исследование учебно-деятель-ностных стратегий, на примере «обычного студента», показало на доминирование позитивных стратегий, связанных с посещением учебных

Таблица 4

Учебно-деятельностные стратегии «обычного студента»

Приоритетные учебно-деятельностные стратегии «обычного студента» (п = 97 чел.) Показатели учебно-деятельностных стратегий «обычного студента» обучающихся на отделениях (%)

иностранных языков математики изобраз. искусства музыки физич. культуры

посещение учебных занятий 85,0 83,0 75,0 78,0 64,0

желание учиться новому в стенах ВУЗа 35,0 11,0 41,0 45,0 32,0

ориентация на высокую успеваемость 45,0 28,0 33,0 54,0 27,0

пропуски занятий 26,0 37,0 33,0 22,0 36,0

неподготовленность к занятиям 23,0 34,0 26,0 28,0 43,0

низкая успеваемость 32,0 47,0 24,0 35,0 37,0

негативное отношение к учебно-профессиональной деятельности 8,0 23,0 14,0 12,0 19,0

занятий (64,0-85,0%), желанием учиться новому (32,0-45,0%), ориентацией на высокую успеваемость (28,0-45,0%).

Негативные стратегии в учебной деятельности в виде пропусков и неподготовленности к занятиям, наряду с низкой успеваемостью и негативным отношением к учебно-профессиональной деятельности, судя по данным таблицы 4, имеют типичную тенденцию в российском образовании, в облике учебно-деятельностных стратегий «обычного студента». Что же касается отличительных особенностей этих стратегий у студентов различных профессионально-ориентированных отделений, то можно предположить, что эти стратегии соответствуют специфическим стратегиям «обычного студента», обучающегося на том или ином отделении. Например, низкий показатель желания учиться теоретическому мышлению у бакалавров-математиков, представляющих тип «обычного студента», был обусловлен в большей степени их ориентацией на усвоение программных знаний.

Отмеченные выше выборочные эмпирические результаты позволяют заключить, что, несмотря на специфические учебно-профессиональные особенности и ориентации исследуемых студентов, психологический профиль «обычного студента» в представлениях респондентов характеризуется учебно-профессиональной амбивалентностью в отношении к учебно-профессиональной деятельности и большим разрывом в диапазоне когнитивных, мотивационных характеристик, отражающихся на широте жизненных стратегий и в учебно-деятельностных предпочтениях и проявлениях специфических форм девиантно-го поведения. Высокие же проявления пропусков занятий, неподготовленность к занятиям, и недостаточно-мотивированное отношение к учебной

деятельности студентов физического воспитания, вероятно, обусловлены инерцией стрессогенного влияния тренировочных нагрузок, проявляющихся в перенапряжённости периферической психосоматической системы в сочетании с напряжённостью процессов возбуждения и торможения, блокирующих с одной стороны актуализацию когнитивных процессов и деятельностной переключаемости, а с другой - включенности психозащитных механизмов в форме проективных поведенческих схем и стереотипов, имеющих место в данной выборке исследуемых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение отметим, что полученные нами данные, не претендуют на завершённость и требуют дальнейших исследований.

Библиографический список

1. Буланова-Топоркова Л.В. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов н /Д: Феникс, 2006. - 512 с.

2. ЛисовскийВ.Т., ДмитриевА.В. Личность студента. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1974. -184 с.

3. Маралов В.Г. Студент как субъект саморазвития и отношения к учебно-профессиональной деятельности. - М.: Академический Проект, Мир, 2011. - 190 с.

4. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика высшей школы. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 620 с.

5. Фетискин Н.П. Психолого-акмеологический подход к исследованию диапазона самореализации у студентов с творческой направленностью // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия психологические науки: Акмеология образования. - 2010. -Т. 16. - С. 4-9.

6. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы. - М.: Логос. 2012. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.