Научная статья на тему 'Причины конфликтов при аккультурации новых членов студенческого коллектива'

Причины конфликтов при аккультурации новых членов студенческого коллектива Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
147
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВ / АККУЛЬТУРАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ / КОНФЛИКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COLLECTIVE / ACCULTURATION / SOCIO-CULTURAL NORMS / CONFLICT INTERACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Безверхая Лилия Фёдоровна

Проанализированы закономерности аккультурации в жизнедеятельности студенческого коллектива. Основное внимание уделено процессу взаимоотношений как результату динамики изменений системы групповых ценностей. Затронуты проблемы отношений и рефлексия «коллективного сознания» на отклонении поведения в дидактических звеньях. Рассмотрены особенности и последствия развития конфликтов в студенческой группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAUSES OF CONFLICT IN THE ACCULTURATION OF NEW MEMBERS OF THE STUDENT TEAM

The article is devoted to the analysis of regularities of acculturation in the life of the student group. The publication focuses on the process of mutual relations caused by the dynamics of changes in the system of group values. The article touches upon the problems of relations and reflection of "collective consciousness" on deviations of behavior in didactic links. Features and consequences of development of conflicts in student group are considered.

Текст научной работы на тему «Причины конфликтов при аккультурации новых членов студенческого коллектива»

УДК 378.18:316.48 ББК 74.489 Б 39

Л.Ф. Безверхая

Старший преподаватель кафедры физического воспитания при Учебном военном центре института военного образования Южного федерального университета; E-mail: lili7207@mail.ru

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ ПРИ АККУЛЬТУРАЦИИ НОВЫХ ЧЛЕНОВ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

(Рецензирована)

Аннотация. Проанализированы закономерности аккультурации в жизнедеятельности студенческого коллектива. Основное внимание уделено процессу взаимоотношений как результату динамики изменений системы групповых ценностей. Затронуты проблемы отношений и рефлексия «коллективного сознания» на отклонении поведения в дидактических звеньях. Рассмотрены особенности и последствия развития конфликтов в студенческой группе.

Ключевые слова: коллектив, аккультурация, социокультурные нормы, конфликтное взаимодействие.

L.F. Bezverhaya

Senior Lecturer of Department of Physical Training at the Training Military Center of Institute of the Military Education of Southern Federal University; E-mail: lili7207@mail.ru

CAUSES OF CONFLICT IN THE ACCULTURATION OF NEW MEMBERS OF THE STUDENT TEAM

Abstract. The article is devoted to the analysis of regularities of acculturation in the life of the student group. The publication focuses on the process of mutual relations caused by the dynamics of changes in the system of group values. The article touches upon the problems of relations and reflection of "collective consciousness" on deviations of behavior in didactic links. Features and consequences of development of conflicts in student group are considered.

Keywords: collective, acculturation, sociocultural norms, conflict interaction.

Среда и её психологическая атмосфера напрямую влияют на студентов, а изменяющиеся правила коммуникаций и новая культура отношений приводят к социальным новациям, влияя на жизненную позицию и взгляды на группу и вызывая причины конфликтов при аккультурации в измененной среде студенческого коллектива. При этом ролевая и статусная успешность личности во многом зависит от её социального благополучия в новых условиях [1]. О.Е. Никуленкова

отмечает, что в работах A.A. Вербицкой, Н.И. Вьюнова, Е.И. Исаева, И.Б. Котовой, JI.C. Подымова и др., посвященных проблеме развития юношества в годы обучения в вузе, студенчество ими выделяется как особая возрастная социальная категория [2].

Г.Ф. Шакирова в своей работе делает вывод, что в исследованиях последних лет вариантам проявления конфликтов уделялось недостаточное внимание. Чаще изучались ролевые конфликты (Е.Е. Корнеева и

др.) и внутриличностный конфликт (В.В. Шпунтова и др.) [3]. Р.Д. Ушка-нова замечает, что узкоспециальные методы частных наук рассматривают аккультурацию фрагментарно, описательно, не объясняя её социальный контекст [4].

Т.А. Арутюнян доказывает, что специфические эмоциональные состояния как свойства личности необходимо учитывать в процессе развития коммуникативной сферы личности [5]. Е.А. Денисова утверждает, что история изучения сообразности аккультурации и конфликтов до сих пор имеет нерешенные вопросы, требующие нового рассмотрения. В современной науке нет единого определения и возможности однозначно классифицировать их сочетающиеся формы [6].

Неизученной до настоящего времени остается и проблематика аккультурации и самореализации личности. Однако поле деятельности обширно, и исследования в этих направлениях ведутся. Например, для изучения аккультурации на личностном уровне Т.А. Рябиченко была предпринята успешная попытка объединения двух теоретических подходов: теории базовых индивидуальных ценностей Ш. Шварца и теории аккультурации Д. Берри [7].

Анализ научной литературы показал, что диагностика конфликтов при аккультурации в молодёжной среде практически не разработана. Противоречие и недостаточная типологизация особенностей конфликтов, возникающих в процессе обучения студентов, при слабой же разработанности диагностики проблем аккультурации определили тему данной работы.

В исследованиях отмечено, что изучение уровня разработанности причин конфликтов при аккультурации в среде студенческого коллектива вскрывает противоречие между пониманием аккультурации как явления и ее реальным процессом. Потому объективизируется потребность в изучении причин

конфликтов при аккультурации в молодёжной среде на более высоком методологическом уровне.

Цель работы - исследование причин конфликтов при аккультурации членов студенческого коллектива. Задача исследования - на основе анализа научных данных определить характер и направленность аккультурации в условиях конфликта, его психологическое содержание и особенности проявления.

Методологическая основа исследования базируется на синергетиче-ском подходе к анализу аккультурации личности и конфликтов [8]. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались методы обобщения и интерпретации научной литературы; наблюдение и описательная статистика, подходящие для цели работы.

Согласно исследованиям среды, каждая социальная группа, общность предъявляет личности определенные требования к ее способностям и предоставляет возможности их реализации. В учреждениях образовательных услуг, в дидактических звеньях «личность-группа» культурные, социально-психологические, учебные отношения студентов носят взаимообменный характер. Взаимодействия между субъектами выступают как сложная система социально-психологического «бартера», обусловленная способами уравнивания прав и авторитета, обязанности и роли. При этом возможны варианты принуждения, попытки отвоевать свои права или подчинение другой стороне.

В обществе существует своего рода дифференциация по положению личности в иерархии, устанавливаемая в рамках прав и обязанностей, что образует её общественное положение. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать от других определенного к себе отношения, что часто вызывает компенсаторное поведение. Это бессознательная попытка преодоления

реальных или воображаемых преград на пути к желаемому статусу и изживания собственных недостатков. Достижение статуса является важной потребностью людей. Она может быть социально приемлемой или неприемлемой - при компенсации низкого интеллекта стремлением к власти и агрессивностью.

При этом люди обладают совокупностью статусов, занимаемых человеком в разнообразных межличностных и межгрупповых отношениях: приписываемый (прирожденный) и достигаемый. Занимаемый статус определяет социальную роль личности - её поведение, обязательное или предписанное. Роль, её понимание рассматриваются как ожидаемый и требуемый вклад, который субъект вносит в общество. То, что делает человек, в значительной степени предопределено аспектами социальной рефлексии и конструктивной кооперативной рефлексией личности. Каждый человек играет какую-то роль в социуме и, как правило, не одну.

Тематическое единство личности, вероятно, осознается на иррациональном уровне, на начальном этапе формирования коллектива, когда играет роль эмоциональный интеллект, присутствует статусно-ролевое разделение позиций в группе. Кооперативная рефлексия личности при формировании студенческой группы при своей неконструктивности составляет одну из актуальных дидактических проблем эффективности образования и отношений в звеньях «личность-личность» и «личность-группа», отрицательно влияющих на качество усвоения знаний, умений и овладение навыками студентами в состоянии эмоциональной неудовлетворённости, психологического давления, конфликтов, стресса, при обструкции или «исключении» их из жизни группы.

Задача педагога: открыть и развить лучшие способности каждого, сложить разнородный конгломерат

призваний и способностей в действенный коллектив, чтобы получить максимальную отдачу от группы в целом и от каждого студента при усвоении ими знаний и приобретении навыков. Для качества образования выпускников, выходящих на конкретный и конкурентный рынок труда, не менее важен вопрос раскрытия индивидуального потенциала учащегося, вопрос его призвания, природной направленности, психологического комфорта, поиска места в социуме за годы обучения и общения в студенческом коллективе. В этом аспекте участники дидактического звена «личность-группа» жестко не закреплены и возможна ролевая рекомбинация места личности в коллективе с учетом культурных и психологических особенностей его формирования.

Для этого есть возможность использовать преподавателем те профессиональные методы педагогического «реинжиниринга», реструктуризации коллектива, ролевые функции, в которых раскрывается скрытый потенциал каждого, что позволяет улучшить восприятие материала, повысить эффективность успеваемости и добиться роста показателей эмоциональной, внутренней, рефлексивной удовлетворённости студентов. В конечном счёте положительные изменения ролевой рефлексии, культуры отношений и социального эмоционального фона позволяют подготовить качественного специалиста, бакалавра или магистра, востребованного рынком труда. А востребованность выпускников предприятия образовательных услуг является лучшим знаковым показателем качества образования и профессионального уровня педагогического персонала вуза.

Исследователи аккультурации признают включённость в это понятие механизмов дидактики и социализацию, которые реализуются при взаимодействии студентов с преподавателями и уже обучающимися

в университете - носителями устоявшейся организационной культуры [9, 10]. В социологии подход, развиваемый Пьером Бурдье, привлекает внимание к важности для процесса социализации «работы по внушению и инкорпорированию социальных структур в виде норм и правил» [11].

Аудит качества отношений проводится на основе оценки соблюдения социокультурных норм данного студенческого сообщества и обучающей организации. Несоблюдение их приводит к возникновению различного вида конфликтов, которые неизбежно развиваются во времени. В конфликтах, особенно длительно растянутых во времени, часто деловая причина конфликта пропадает, и содержание противостояния начинает заполняться личностной неприязнью [8].

Стратегия развития и формирования коллектива подразумевает авторами некоторый отход от прежних методов и реализацию выбранной стратегии при соответствующем поведении: креативном; акцентированном; рутинном. При выборе подходов и методов в разрешении неконструктивных ситуаций роли, авторитета и статуса практически невозможно дать оценку будущему поведению одной или другой стороне.

Неблагополучное развитие взаимоотношений в звене «личность-группа» или в дидактическом звене «личность-личность» приводит к постепенному обособлению отдельных членов студенческого коллектива, к уходу от общественной жизни, сокращению числа контактов до формально-необходимых, к конфронтации и конфликтам. Сплоченность складывается на основе кооперативной рефлексии, эмпатии и близости представлений студентов группы.

Потому особо актуальным становится изучение особенностей личности педагога, от профессионализма и социально-психологических качеств которого зависит процесс

аккультурации и социализации студентов. Остается актуальным и вопрос комплексного исследования дидактики в её звеньях: «педагог-личность», «педагог-группа», «личность-группа», «личность-личность» с целью конкретизации знаний о факторах, вызывающих причины конфликтов при аккультурации, переводящих объективную ситуацию конфликта в субъективно переживаемую [13].

Руководителю для достижения целей обучения просто необходимо учитывать моральные отношения и нормы поведения студентов. Поскольку это является обязательным регулятором отношений, он будет способствовать успешной деятельности студенческой группы по достижению ее целей или будет создавать препятствия развитию личности и вести к распаду отношений. Это в полной мере относится к решению дидактических и управленческих проблем высшей школы и проблем аккультурации личности и эффективности студенческого коллектива, которому можно рекомендовать согласовать «Стандарты делового поведения» в группе.

В связи с выявленными дидактическими и управленческими проблемами эффективности студенческого коллектива и желанием найти пути и модели их решения можно рекомендовать кураторам групп и преподавателям составить анкету с соответствующими вопросами, позволяющими выявить уровень конфликтности и качество студенческого коллектива. В первый раздел анкеты рекомендуется включить вопросы целей, ценностей, приоритетов группы, правил поведения и процедур общения. Второй раздел посвятить изучению личностных качеств студентов и выявлению тех, которые соответствуют или не соответствуют требованиям группы. В третьем разделе наставники должны сформулировать специальные вопросы, соответствующие специфике образовательного учреждения,

позволяющие судить об обладании необходимыми качествами профессионального отбора.

За основу «Стандартов делового поведения», или «Корпоративного кодекса группы» при формировании творческого коллектива можно принять «Хартию основных социальных прав трудящихся» мирового сообщества от 9 декабря 1989 г. Обеспечение благоприятной аккультурации и условий для разрешения и предотвращения кризисных ситуаций в будущем формируется за счет целенаправленного снижения эмоциональной напряженности. Для выхода участников противостояния из создавшейся ситуации возможен, а для получающих высшее образование студентов и необходим научный, математический подход к прогнозированию поведения сторон. Ограничением теории игр является предположение о разумности участников конфронтации и противостояний [14].

Наиболее существенные выводы и результаты работы заключаются

в том, что осуществлена попытка комплексного исследования причин конфликтов (как коммуникативной стороны, так и эмоциональной), в результате чего выявлены общие и специфические причины конфликтов в студенческом коллективе, которые формируются и проявляются не только при социализации личности, но и в учебной деятельности коллектива, в ещё большей мере отражая особенности противоречий, возникающих в студенческом возрасте. С учетом цели исследования обосновано наличие возможности диагностики причин конфликтов при аккультурации членов студенческого коллектива, а также её специфика в педагогической деятельности. Полученные результаты создают предпосылки для дальнейшего изучения причин возникновения конфликтов в процессе обучения в высшем учебном заведении и предпосылки для серьезного анализа в разработке устойчивого развития студенческой поликультурной среды.

Примечания:

1. Филиппова С.А. Социально-психологические особенности гендерной идентичности в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 26 с.

2. Никуленкова О.Е. Гендерные особенности внутриличностных конфликтов в студенческом возрасте и их предупреждение: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск, 2009. 23 с.

3. Шакирова Г.Ф. Особенности внутриличностного гендерного ролевого конфликта у мужчин и женщин в условиях современного общества: дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2011. 164 с.

4. Ушканова Р.Д. Аккультурация как объект социально-философского исследования: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Якутск, 2011.

5. Арутюнян Т.А. Особенности соотношения общительности и тревожности подростков: дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2013. 228 с.

6. Денисова Е.А. Гендерные особенности самореализации личности студентов: дис. . канд. психол. наук. М., 2010. 290 с.

7. Рябиченко Т.А. Взаимосвязь ценностей личности и мотивации к этнокультурной преемственности со стратегиями аккультурации: автор. дис. ... канд. психол. наук. М., 2017. 29 с.

8. Саратовцев Ю.И. Управление изменениями: учебник для вуов. М.: ЮРАЙТ, 2016.

9. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Национальное образование, 2016.

10. Шадриков В.Д., Мазилов В.А. Общая психология: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015.

11. Ферреоль Ж. Социология: терминологический словарь. СПб.: Питер, 2003.

12. Корнеева Е.Е. Ролевой конфликт в деятельности женщины-педагога: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2006. 152 с. URL: diss@disszakaz.com.

13. Фомин Г.П. Математические методы и модели: учебник. М.: Финансы и статистика, 2001.

14. Акимова А.Р. Особенности уверенности и общительности студентов на разных этапах социально-психологической адаптации в вузе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 21 с.

15. Алейкин А.Г. Особенности общительности, ответственности и организованности управленцев: дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2012. 217 с.

References:

1. Filippova S.A. Social and psychological features of gender identity at youthful age: Diss. abstract for the Candidate of Psychology degree. M., 2009. 26 pp.

2. Nikulenkova O.E. Gender features of the intrapersonal conflicts in student's age and their prevention: Diss. abstract for the Candidate of Psychology degree. Pyatigorsk, 2009. 23 pp.

3. Shakirova G.F. Features of the intrapersonal gender role conflict of men and women in the conditions of modern society: Diss. for the Candidate of Psychology degree. Kazan, 2011. 164 pp.

4. Ushkanova R.D. Acculturation as an object of a social and philosophical research: Diss. abstract for the Candidate of Philosophy degree. Yakutsk, 2011.

5. Arutyunyan T.A. Features of a ratio of sociability and anxiety of teenagers: Diss. abstract for the Candidate of Psychology degree. Ryazan, 2013. 228 pp.

6. Denisova E.A. Gender features of self-realization of the identity of students: Diss. for the Candidate of Psychology degree. M., 2010. 290 pp.

7. Ryabichenko T.A. Interrelation of values of the personality and motivation to ethnocultural continuity with the strategy of acculturation: Diss. abstract for the Candidate of Psychology degree. M., 2017. 29 pp.

8. Saratovtsev Yu.I. Control of changes: a textbook for higher schools. M: URAIT, 2016.

9. Poddyakov A.N. Research behavior: strategy of knowledge, help, counteraction and conflict. M.: National Education, 2016.

10. Shadrikov V.D., Mazilov V.A. General psychology: a textbook for the academic bachelor degree. M.: Urait, 2015.

11. Ferreol G. Sociology. Terminological dictionary. SPb.: Piter, 2003.

12. Korneeva E.E. Role conflict in the activity of a female teacher: Diss. for the Candidate of Psychology degree. Yaroslavl, 2006. 152 pp. URL: diss@disszakaz.com

13. Fomin G.P. Mathematical methods and models: a textbook. M.: Finance and Statistics, 2001.

14. Akimova A.R. Features of confidence and sociability of students at different stages of social and psychological adaptation in a higher education institution: Diss. abstract for the Candidate of Psychology degree. M., 2010. 21 pp.

15. Aleykin A.G. Features of sociability, responsibility and organization of managers: Diss. abstract for the Candidate of Psychology degree. Ryazan, 2012. 217 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.