Научная статья на тему 'Изучение мотивационного профиля студентов с позиции готовности к работе в системе медицинской реабилитации'

Изучение мотивационного профиля студентов с позиции готовности к работе в системе медицинской реабилитации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная идентификация / медицинская реабилитация / мотивационный профиль / подготовка медицинских работников / профессиональное выгорание / professional identification / medical rehabilitation / motivational profile / training of medical workers / professional burnout

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Александра Львовна Шумова, Нина Ивановна Тарасенко, Татьяна Ивановна Толстова

Изучение ведущих мотиваций студентов в будущей профессии позволяет оценить их профессиональную идентификацию, что является необходимым условием подготовки специалистов для работы в системе медицинской реабилитации. В работе показано, что при высокой мотивации к выполнению общественно значимой работы студенты не готовы к построению долгосрочных отношений, к работе в команде и выполнению роли лидера. Однако именно эти навыки лежат в основе успешной работы в области реабилитации и служат профилактикой профессионального выгорания. Проведенное исследование позволило определить проблемные зоны и наметить пути повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов для работы в области медицинской реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Александра Львовна Шумова, Нина Ивановна Тарасенко, Татьяна Ивановна Толстова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the motivation profile of students from the position of ready to work in medical rehabilitation systems

The study of students’ leading motivations in their future profession allows to evaluate their professional identification, which is a necessary condition for training specialists to work in the system of medical rehabilitation. In the work it was shown that with high motivation to perform socially important work, students are not ready to build longterm relationships, to work in a team and fulfil the role of a leader. However, these very skills are the basis for successful work in rehabilitation and serve as a prevention of professional burnout. The conducted research allowed us to identify problem areas and outline ways to improve the effectiveness of professional training of specialists to work in the field of medical rehabilitation.

Текст научной работы на тему «Изучение мотивационного профиля студентов с позиции готовности к работе в системе медицинской реабилитации»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 329 — 334. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):329 — 334.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья

УДК 61:[378-3 + 616-085.8]

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-329-334 NIION: 2007-0062-2/24-114

EDN: https://elibrary.ru/WVSFUP MOSURED: 77/27-004-2024-02-314

Изучение мотивационного профиля студентов с позиции готовности к работе в системе медицинской реабилитации

Александра Львовна Шумова1, Нина Ивановна Тарасенко2, Татьяна Ивановна Толстова3

1 2 3 Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Рязань, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Аннотация. Изучение ведущих мотиваций студентов в будущей профессии позволяет оценить их профессиональную идентификацию, что является необходимым условием подготовки специалистов для работы в системе медицинской реабилитации. В работе показано, что при высокой мотивации к выполнению общественно значимой работы студенты не готовы к построению долгосрочных отношений, к работе в команде и выполнению роли лидера. Однако именно эти навыки лежат в основе успешной работы в области реабилитации и служат профилактикой профессионального выгорания. Проведенное исследование позволило определить проблемные зоны и наметить пути повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов для работы в области медицинской реабилитации.

Ключевые слова: профессиональная идентификация, медицинская реабилитация, мотивационный профиль, подготовка медицинских работников, профессиональное выгорание

Для цитирования: Шумова А.Л., Тарасенко Н.И., Толстова Т.И. Изучение мотивационного профиля студентов с позиции готовности к работе в системе медицинской реабилитации // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 329 — 334. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-329-334. EDN: https://elibrary.ru/WVSFUP.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

Study of the motivation profile of students from the position of ready to work in medical rehabilitation systems

Alexandra L. Shumova1, Nina I. Tarasenko2, Tatiana I. Tolstova3

1 2 3 Ryazan State Medical University Named after Academician I.P. Pavlov

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Abstract. The study of students' leading motivations in their future profession allows to evaluate their professional identification, which is a necessary condition for training specialists to work in the system of medical rehabilitation. In the work it was shown that with high motivation to perform socially important work, students are not ready to build long-term relationships, to work in a team and fulfil the role of a leader. However, these very skills are the basis for successful work in rehabilitation and serve as a prevention of professional burnout. The conducted research allowed us to identify problem areas and outline ways to improve the effectiveness of professional training of specialists to work in the field of medical rehabilitation.

Keywords: professional identification, medical rehabilitation, motivational profile, training of medical workers, professional burnout

For citation: Shumova A.L., Tarasenko N.I., Tolstova T.I. Study of the motivation profile of students from the position of ready to work in medical rehabilitation systems // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):329-334. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-329-334. EDN: https://elibrary.ru/WVSFUP.

© WyMOBa A.n., TapaceHKO H.M., ToncTOBa T.M., 2024

Введение. В соответствии с ведущими направлениями развития системы здравоохранения по поддержке медицинской реабилитации одной из задач, имеющей решающее значение, являются обучение и поддержка надлежащим образом подготовленных кадров. Особенно актуально решение этой задачи в контексте пациент-ориентированной медицинской помощи, которая предполагает эффективное владение коммуникативными навыками, готовность специалистов к работе со сложными пациентами, обучение родственников, а также работу в междисциплинарной бригаде, причем достаточно длительное время [1; 2].

Обеспечение своевременной помощи и снижение рисков, связанных с особенностями жизнедеятельности пациента в системе медицинской реабилитации, имеет свои особенности. В этих условиях, безусловно, повышается риск неопределенности, связанный со сложным и нестабильным состоянием пациента, что ставит специфические задачи перед профессиональным образованием [2; 3]. В то же время коморбидная патология, с одной стороны, требует более внимательного динамического наблюдения за пациентами с учетом рекомендаций специалистов мультидисциплинар-ной бригады, с другой — повышает требования к социальному окружению и требует создания поддерживающей социальной среды [4].

В частности, в обеспечении качества оказания медицинской помощи большую роль играет командная работа специалистов, позволяющая создать оптимальные с медицинской точки зрения условия для пациента, подготовить и поддержать родственников, своевременно оценить клиническое состояние и обеспечить необходимую медицинскую помощь. В работе такой бригады лидирующая роль принадлежит медицинскому работнику [6; 7].

В свою очередь, эффективная командная работа в своей основе опирается не только на профессиональные, но и на нетехнические (мягкие) навыки специалистов, такие как сострадание и мотивация, именно они выходят на первый план при отборе кадров для системы медицинской реабилитации. Анализ, оценка и формирование мотивации к профессиональной деятельности являются приоритетной задачей для подготовки кадров. Мотивационный профиль демонстрирует индивидуальную профессиональную идентичность будущих специалистов и в дальнейшем должен быть учтен при выборе индивидуальных стратегий обучения.

Одним из инструментов оценки мотивации профессиональной деятельности является определение актуальных и неактуальных потребнос-

тей специалиста (мотивационного профиля), который позволяет определить ведущие мотивации, их корреляции и наметить наиболее эффективные пути для самоопределения будущих медицинских работников и формирования их готовности к работе в системе медицинской реабилитации.

Цель работы — изучить особенности моти-вационного профиля студентов в контексте их готовности к работе в системе медицинской реабилитации.

Материалы и методы. На основе методики изучения мотивационного профиля, разработанной специалистами по подготовке персонала Ш. Ричи и П. Мартином, в работе проанализированы мотивационные профили 47 студенток медицинского университета (возраст 20—22 года), обучающихся по специальности «Сестринское дело». В данной методике выделяются 12 мотиваций-потребностей (далее — МП), влияющих на эффективность в работе, на поведение работника, а также отражающих возможность развития стрессовых ситуаций и непрофессионального поведения. Суммарный балл по 33 вопросам, оценка каждого из которых предусматривает распределение испытуемым 11 баллов в различных сочетаниях мотиваций, составляет 363 балла. В дальнейшем баллы рассчитываются по 12 мотивациям [6]. Средний балл по мотивации составляет 30,25. Распределение баллов по мотивациям демонстрирует индивидуальный выбор и отражает особенности мотивации профессиональной деятельности каждого опрошенного. Тест Ш. Мартин и П. Ричи для изучения моти-вационного профиля в достаточной мере апробирован и позволяет выявлять значимые и незначимые для специалиста факторы мотивации, что позволяет судить о потенциальных источниках удовлетворенности трудом и помогает в определении стратегий управления мотивацией персонала. В основу данного теста положено сопоставление значимости ряда мотивационных факторов, представляющих важность для оценки эффективности работы специалистов непосредственно на рабочем месте.

Наибольший интерес в данной работе представляет анализ потребностей в поддержке социальных контактов, в решении сложных задач, мотивации к общественно значимой работе и потребности быть работником, открытым для новых идей и готовым к профессиональному развитию.

Результаты. Результаты исследования показали, что наиболее высокие показатели были продемонстрированы студентами по мотиваци-

онным факторам МП 12 «Потребность в интересной и общественно полезной работе» — 37,8 ± 1,5, МП 1 «Потребность в материальной

Высокие результаты были получены за счет снижения выбора баллов по таким мотивацион-ным факторам, как МП 5 «Потребность формировать и поддерживать стабильные взаимоотношения» (23,3 + 1,3), МП 4 «Потребность в социальных контактах» (24,0 + 1,3), МП 10 «Потребность быть креативным работником, открытым для новых идей» (24,2 + 1,4). При подготовке специалистов, в том числе в области медицинской реабилитации, следует учитывать особенности мотивационного профиля, позволяющего учесть возможность формирования профессиональной идентичности медицинского работника.

Обсуждение. В условиях старения населения и увеличения числа людей, живущих с хроническими заболеваниями, реабилитация является приоритетной стратегией здравоохранения XXI в., которая уникальным образом способствует оптимизации функционирования населения. Основной стратегический подход предусматривает следующее:

■ реабилитация должна быть доступна для всего населения и на всех этапах жизненного пути;

■ усилия по активизации реабилитации должны быть направлены на поддержку системы здравоохранения в целом и интеграцию реабилитации во все уровни здравоохранения;

поддержке» — 37,2 ± 1,6, а также МП 11 «Потребность в совершенствовании, росте и развитии» — 35,8 ± 1,1 (табл. 1).

■ реабилитация является важнейшей услугой здравоохранения и имеет решающее значение для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения [1]. Готовность медицинских работников к эффективной деятельности в области реабилитации становится ключевым фактором, определяющим возможность оказания медицинской помощи надлежащего качества. Учитывая важность конструкции профессиональной мотивации и ее взаимосвязь с теорией профессионального самоопределения, достаточно важно в процессе обучения диагностировать и опираться на ведущие профессиональные мотивации.

Работа в области медицинской реабилитации предполагает со стороны специалистов эффективное использование коммуникативных навыков, готовность к работе с различными пациентами, работу в междисциплинарной бригаде. Однако при высоком риске неопределенности, сложности клинических ситуаций, неоптимальных социальных условиях жизни пациента решение профессиональных задач становится затруднительным, что приводит к снижению удовлетворенности в выполняемой работе и способствует развитию профессионального выгорания.

Обращает на себя внимание низкий балл по МП 8 «Потребность во влиятельности и власти»

Таблица 1. Средние значения по мотивациям

Мотивация-потребность (МП) M ± m

1. Потребность в высокой заработной плате 37,7 + 1,6

2. Потребность в хороших условиях работы 35,2 + 1,5

3. Потребность в четком структурировании работы 35,8 + 2,0

4. Потребность в социальных контактах 24,0 + 1,3

5. Потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения 23,3 + 1,3

6. Потребность в завоевании признания 33,0 + 1,1

7. Потребность ставить для себя дерзновенные и сложные цели (следовать поставленным целям) 28,9 + 1,1

8. Потребность во влиянии и власти (лидерство) 20,0 + 1,4

9. Потребность в разнообразии и переменах (избегать рутины, скуки) 27,6 + 1,2

10. Потребность быть креативным и открытым для новых идей 24,2 + 1,4

11. Потребность в совершенствовании, росте и развитии 35,8 + 1,1

12. Потребность в ощущении востребованности и общественно полезной работе 37,8 + 1,5

(20,0 + 1,4), который в сочетании со средними значениями МП 6 «Потребность в признании» (33,0 + 1,1) и высоким МП 12 «Потребность в ощущении востребованности и общественно полезной работе» (37,8 + 1,5) может свидетельствовать о нежелании быть лидером и брать на себя ответственность за руководство другими людьми, однако при этом ожидается признание со стороны окружающих и желание проявить себя хорошим специалистом. Для специалистов в области реабилитации лидерские качества имеют особое значение, так как служат опорой в работе с пациентом и его родственниками, а также в междисциплинарной команде. Данный подход может привести к развитию неудовлетворенности в работе и способствовать профессиональному выгоранию.

Низкие показатели по МП 7 «Потребность ставить для себя дерзновенные и сложные цели» (28,9 + 1,1) может указывать на возможность внутреннего конфликта у медицинских работников, в основе которого лежит конфликт профессиональных ценностей — высокая потребность к саморазвитию (МП 11 «Потребность в совершенствовании, росте и развитии» с 35,8 + 1,1) и избегание решения сложных задач (28,9 + 1,1).

Настораживают низкие показатели по потребности в установлении социальных контактов (МП 5 «Потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения» — 23,3 + 1,3 и МП 4 «Потребность в социальных контактах» — 24,0 + 1,3) и нежелание решения профессиональной задачи — работы в межпрофессиональной бригаде и, при необходимости, взятия на себя роли лидера («Потребность во влиянии и власти» — 20,0 + 1,4). Пациенто-ориентированная помощь в области медицинской реабилитации должна опираться на эффективную коммуникацию и установление краткосрочных и долгосрочных отношений со всеми членами реабилитационной бригады, в том числе с пациентом и его родственниками.

Эффективная стимуляция мотивации к обучению студентов-медиков будет возможна, если в ее основе будет лежать их личное представление о ценностях будущей профессиональной деятельности. С учетом того, что для медицинских работников характерна полимотивация, высокий или низкий уровень мотивации может выступать в роли мотивирующего или демотивирующего фактора [9; 10]. Образование в области медицинской реабилитации должно быть направлено на подготовку специалистов к данным условиям работы с учетом их особенностей — профессиональной идентичности, иначе при некоторых обстоя-

тельствах это может еще более усугубить проблему эффективности в общении с пациентами и работе в междисциплинарной бригаде [11].

Результаты этого исследования показали, что самыми проблемными зонами являются потребности в коммуникации и профессиональном развитии. Эти результаты могут быть использованы в качестве опоры для разработки образовательных технологий, которые могли бы оказать эффективное влияние на обучение студентов в области медицинской реабилитации.

Признаки низкой мотивации могут проявляться еще в период обучения специалистов и выражаться в непрофессиональном поведении — демонстрации отсутствия интереса к изучаемым вопросам, избегании групповой работы и нежелании проявлять творческие способности в разработке учебных проектов, избегании решения сложных клинических задач.

Выводы. Результаты данного исследования могут помочь в разработке программ профессионального образования при разработке ресурсов для поддержки формирования профессиональной идентичности специалистов по реабилитации.

В академическом и корпоративном обучении предпочтение следует отдавать групповым методам решения проблем, работе в проектных командах. Необходимо расширять спектр возможностей получения профессионального и жизненного опыта (временная и постоянная трудовая занятость, стажировки, академическая мобильность, волонтерство).

Наряду с этим особое внимание следует уделить профилактике стрессовых расстройств, принятию перемен, работе в условиях неопределенности, а также технологиям эффективного профессионального общения и лидерства [11].

С учетом выводов, сделанных на основе нашего опроса и опыта отечественных и зарубежных исследователей, можно предположить, что комплекс мер по повышению мотивации студентов к работе в области реабилитации должен строиться с учетом следующих условий:

■ не следует заострять внимание на материальном стимулировании;

■ учебные задания должны стимулировать проявление инициативы и предоставление конструктивной обратной связи;

■ следует учитывать желание студентов работать в соответствии с четкими инструкциями и, соответственно, возможны задания на разработку алгоритмов и стандартных операционных процедур;

■ необходимо создавать открытую для познания среду, в которой студенты смогут уз-

навать последние тенденции, участвовать в конференциях и общаться с работниками практического здравоохранения, пробовать себя в смежных направлениях (игровые практики).

Таким образом, опора на особенности мотивации с позиции оценки готовности студентов к работе в системе медицинской реабилитации позволит целенаправленно и успешно применять технологии обучения, оказать поддержку студентам при выборе индивидуальной траектории образования, нацелит на развитие необходимых навыков и будет способствовать самоопределению и профессиональному развитию [12].

Список источников

1. The Rehabilitation 2030 initiative: World Health Organization // URL: https://www.who. int/initiatives/rehabilitation-2030

2. Буйлова Т.В., Зверев Ю.П., Валчугов ВА. Актуальные вопросы организации профессиональной переподготовки специалистов по физической реабилитации (кинезиоспециалистов) в условиях новой модели медицинской реабилитации / / Менеджер здравоохранения. 2023. № 10. С. 65—71. doi: 10.21045/1811-0185-2023-10-65-71

3. Lyons K.M., Cain J.J., Haines S.T., Gasevic D., Brock T.P. The clinical educator's guide to fostering learner motivation: AMEE Guide No. 137. Med Teach. 2021 May;43(5):492-500. doi: 10.1080/ 0142159X.2020.1837764.

4. Shumba T.W, Tekian A. Competencies of undergraduate physiotherapy education: A scoping review. S Afr J Physiother. 2024 Jan 19;80(1): 1879. doi: 10.4102/sajp.v80i1.18796.

5. Mak S., Hunt M., Boruff J., Zaccagnini M., Thomas A. Exploring professional identity in rehabilitation professions: a scoping review. Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2022 Aug;27(3):793-815. doi: 10.1007/s10459-022-10103-z.

6. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 399 с.

7. Чирикова А.Е. О полимотивации врачей: уроки реформ // Мир России. 2019. Т. 28, № 3. С. 6—26. doi:10.17323/1811-038X-2019-28-3-6-26.

8. Макоева А.Ю., Накохова Р.Р. Психологические особенности формирования профессиональной идентичности у медицинских работников / / Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Психологические науки. 2019. № 2. С. 25—35.

9. Толстова Т.И., Шумова АЛ., Прошляков В Д. Расширение задач физического воспитания студентов в контексте формирования физической грамотности и модели спортивного образова-

ния // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 3. С. 300—302. doi:10.24411/2073-3305-2021-3-300-302.

10. Амлаев К.Р., Койчуева С.М., Хрипунова АА Кузьмина Е.М. Сравнительный анализ профессиональной мотивации и карьерных установок студентов медицинских и многопрофильных вузов по данным анкетирования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 134—142. doi: 10.24411/222084532019-12009.

11. Толстова Т.И., Шумова А.Л., Пономарева Г.В., Тарасенко Н.И., Тарасов О.В. Ребрендинг физического воспитания в условиях вызова современного общества / / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2023. № 1. С. 30—32.

12. Соловьева О.В., Ромаева Н.Б., Сальникова О.Д. Мотивационный ресурс личности как условие развития компетенции самообразования студентов вуза // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 311—324. doi: 10.32744/ pse.2021.2.21.

References

1. The Rehabilitation 2030 initiative: World Health Organization // URL: https://www. who.int/initiatives/rehabilitation-2030

2. Bulova T.V., Zverev Yu.P., Balchugov VA. Topical issues of the organization of professional retraining of physical rehabilitation specialists (kinesiospecialists) in the context of a new model of medical rehabilitation // Health care manager. 2023. No. 10. pp. 65—71. doi: 10.21045/18110185-2023-10-65-71

3. Lyons K.M., Cain J.J., Haines S.T., Gasevic D., Brock T.P. The clinical educator's guide to fostering learner motivation: AMEE Guide No. 137. Med Teach. 2021 May;43(5):492-500. doi: 10.1080/ 0142159X.2020.1837764.

4. Shumba T.W, Tekian A. Competencies of undergraduate physiotherapy education: A scoping review. S Afr J Physiother. 2024 Jan 19;80(1): 1879. doi: 10.4102/sajp.v80i1.18796.

5. Mak S, Hunt M, Boruff J., Zaccagnini M, Thomas A. Exploring professional identity in rehabilitation professions: a scoping review. Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2022 Aug;27(3):793-815. doi: 10.1007/s10459-022-10103-z.

6. Richie S., Martin P. Motivation management. M.: UNITY-DANA, 2004. 399 p.

7. Chirikova A.E. On the polymotivation of doctors: lessons of reforms // The world of Russia. 2019. Vol. 28, No. 3. pp. 6—26. doi:10.17323/ 1811-038X-2019-28-3-6-26.

8. Makoeva A.Yu., Nakokhova R.R. Psychological features of the formation of professional identity in medical workers / / Bulletin of the Moscow State Regional University. Ser.: Psychological sciences. 2019. No. 2. pp. 25—35.

9. Tolstova T.I., Shumova A.L., Proshlyakov V.D. Expanding the tasks of physical education of students in the context of the formation of physical literacy and the model of sports education // Education. Science. Scientific personnel. 2021. No. 3. pp. 300—302. doi:10.24411/2073-3305-2021-3-300-302.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Amlaev K.R., Koichueva SM., Khripunova AA, Kuzmina E.M. Comparative analysis of professional motivation and career attitudes of students of

medical and multidisciplinary universities according to the survey data // Medical education and professional development. 2019. Vol. 10, No. 2. pp. 134-142. doi: 10.24411/22208453-2019-1209.

11. Tolstova T.I., Shumova A.L., Ponomareva G.V., Tarasenko N.I., Tarasov O.V. Rebranding physical education in the context of the challenge of modern society // Physical culture: upbringing, education, training. 2023. No. 1. pp. 30—32.

12. Solovyova O.V., Romaeva N.B., Salnikova O.D. Motivational resource of personality as a condition for the development of self-education competence of university students // Prospects of science and education. 2021. No. 2 (50). pp. 311 — 324. doi: 10.32744/pse.2021.2.21.

Информация об авторах

А.Л. Шумова — старший преподаватель кафедры сестринского дела Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, кандидат медицинских наук;

Н.И. Тарасенко — ассистент кафедры поликлинической терапии, профилактической медицины и общей врачебной практики Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова; Т.И. Толстова — доцент кафедры физического воспитания и здоровья Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, кандидат медицинских наук, доцент.

Information about the authors A.L. Shumova — Senior Lecturer of the Department of Nursing of the Ryazan State Medical University Named after Academician I.P. Pavlov, Candidate of Medical Sciences;

N.I. Tarasenko — Assistant of the Department of Polyclinic Therapy, Preventive Medicine and General Medical Practice of the Ryazan State Medical University Named after Academician I.P. Pavlov;

T.I. Tolstova — Associate Professor of the Department of Physical Education and Health of the Ryazan State Medical University Named after Academician I.P. Pavlov, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 03.04.2024; одобрена после рецензирования 03.05.2024; принята к публикации 03.06.2024.

The article was submitted 03.04.2024; approved after reviewing 03.05.2024; accepted for publication 03.06.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.