Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА ПО УПРАВЛЕНИЮ ПОВЕДЕНИЕМ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА ПО УПРАВЛЕНИЮ ПОВЕДЕНИЕМ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
154
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стресс / самоконтроль / спортивная психология / stress / self-control / sports psychology

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Татьяна Ивановна Толстова, Александра Львовна Шумова, Ольга Андреевна Куликова

Около половины студентов-медиков на выпускном курсе неполно осознают психологическую составляющую труда врача и особенности профессионального общения. Цель работы — поиск аналогий в спортивной и медицинской практике, а также выявление механизма, позволяющего спортсмену преодолевать внутренние противоречия, использовать приемы борьбы со стрессом в сложных соревновательных условиях. Осуществляющие и формирующие саморегуляции проходят успешно при наличии самоконтроля как процесса осознания и оценки личностью собственных психических состояний, процессов и поведения. Осведомленность и отработка навыков самоконтроля в конечном итоге повысят качество медицинской помощи и эффективности профессиональной деятельности современного врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Татьяна Ивановна Толстова, Александра Львовна Шумова, Ольга Андреевна Куликова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF THE PHYSICIAN’S ACTIVITY IN MANAGING BEHAVIOR IN STRESSFUL SITUATIONS

Even in the final year, about half of the students do not fully understand the psychological component of a doctor’s work and the features of professional communication. The aim of the work is to search for analogies in sports and medical practice, as well as to identify a mechanism that allows an athlete to overcome internal contradictions, to use methods of dealing with stress in difficult competitive conditions. Implementing and shaping self-regulation are successful in the presence of self-control as a process of awareness and assessment by a person of his own mental states, processes and behavior. Awareness and practice of self-control skills will ultimately increase the quality of medical care and the effectiveness of the professional activity of a modern doctor.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА ПО УПРАВЛЕНИЮ ПОВЕДЕНИЕМ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ»

УДК 614.25:616.45-001.1/. 3-057 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2021-1-218-220

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА ПО УПРАВЛЕНИЮ ПОВЕДЕНИЕМ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ

Татьяна Ивановна ТОЛСТОВА,

кандидат медицинских наук, доцент кафедры физического воспитания и здоровья, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

E-mail: lfk-doctor@mail.ru

Александра Львовна ШУМОВА,

кандидат медицинских наук, ассистент кафедры сестринского дела Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Ольга Андреевна КУЛИКОВА,

врач ФГБУ ГНЦ ФМБЦ имени А.И. Бурназяна ФМБА России (г. Москва)

Аннотация. Около половины студентов-медиков на выпускном курсе неполно осознают психологическую составляющую труда врача и особенности профессионального общения. Цель работы — поиск аналогий в спортивной и медицинской практике, а также выявление механизма, позволяющего спортсмену преодолевать внутренние противоречия, использовать приемы борьбы со стрессом в сложных соревновательных условиях. Осуществляющие и формирующие саморегуляции проходят успешно при наличии самоконтроля как процесса осознания и оценки личностью собственных психических состояний, процессов и поведения. Осведомленность и отработка навыков самоконтроля в конечном итоге повысят качество медицинской помощи и эффективности профессиональной деятельности современного врача.

Ключевые слова: стресс; самоконтроль; спортивная психология.

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF THE PHYSICIAN'S ACTIVITY IN MANAGING BEHAVIOR IN STRESSFUL SITUATIONS

Tatyana Ivanovna TOLSTOVA,

Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education and Health, Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov

E-mail: lfk-doctor@mail.ru

Alexandra Lvovna SHUMOVA,

Candidate of Medical Sciences, Assistant of the Department of Nursing, Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov

Olga Andreevna KULIKOVA,

State Research Center — Burnasyan Federal Medical Biophysical Center of Federal Medical Biological Agency (Moscow)

Abstract. Even in the final year, about half of the students do not fully understand the psychological component of a doctor's work and the features of professional communication. The aim of the work is to search for analogies in sports and medical practice, as well as to identify a mechanism that allows an athlete to overcome internal contradictions, to use methods of dealing with stress in difficult competitive conditions. Implementing and shaping self-regulation are successful in the presence of self-control as a process of awareness and assessment by a person of his own mental states, processes and behavior. Awareness and practice of self-control skills will ultimately increase the quality of medical care and the effectiveness of the professional activity of a modern doctor.

Keywords: stress; self-control; sports psychology.

Во всем мире существуют трудности в практической деятельности врача при применении теоретических знаний в реальной клинической среде. Готовность к трудовой деятельности представляет собой нечто большее, чем знания и навыки. Трудности, возникающие в реальной клинической обстановке, вызывают психическое напряжение у многих, особенно молодых врачей. Они признают, что не знают, как управлять своими негативными эмоциями, как улучшить свою собственную деятельность в условиях дефицита времени, информационной неопределенности и ответственности за свои решения. Динамическая природа медицины с постоянно расширяющейся базой знаний о болезнях, лечение больных в сложных условиях пандемии вызывают переутомление, неврозы, депрессии и эмоциональные стрессы. Врачи признают, что детерминируемые стрессом состояния отрицательно влияют на ведение пациентов и могут привести к фатальным ошибкам, часто они чувствуют себя угнетенными стрессом, признают, что такие подавляющие эмоции уменьшают концентрацию внимания и ведут к росту количества врачебных ошибок.

Следует отметить, что Международная Европейская ассоциация медицинского образования именно в образовании видит возможность улучшения готовности и способности врачей к осуществлению своей деятельности, особенно в сложных стрессогенных условиях, и рекомендует для концентрации внимания и контроля своих тревожных состояний применять технологии, используемые в спортивной психологии. В исследованиях Ассоциации многократно утверждается, что спорт и здравоохранение имеют много общего [3; 5]. Установлено, особенно значимы для врачей выработка самоконтроля и освоение приемов саморегуляции, что активно применяется в спортивной деятельности. Ведь часто спортсмены демонстрируют высокие результаты и добиваются победы в экстремальных условиях соревнований, несмотря на сильнейшее давление, оказываемое извне.

Цель настоящей работы — поиск аналогий в спортивной и медицинской практике, а также выявление механизма, позволяющего спортсмену преодолевать внутренние противоречия, использовать приемы борьбы со стрессом в сложных соревновательных условиях.

Спорт подразумевает быструю изменчивость информационной нагрузки и многочисленные отвлекающие факторы, создаваемые соперниками, фанатами, зрителями, СМИ, что вполне можно сравнить с ситуацией, в которой оказывается врач при необходимости быстрой и безошибочной оценки состояния пациента. В связи с этим нами предпринята экстраполяция совладания со стрессом спортсменами в преломлении к сложным ситуациям во врачебной деятельности. Поведение и действия спортсменов в подобных условиях выступают как модель оптимизации этого процесса.

Доказано, что спортсмены преодолевают множество «сбивающих» факторов во время выступлений. К ним относятся стрессогенные факторы собственно спортивной деятельности: возможная недобросовестность судей, махинации и «уколы» прессы, зависть, нападки болельщиков и соперников. Противостоять этому способствует деятельная сторона эмоциональной устойчивости, которая не обходится без волевых актов, т.е. эмоциональная устойчивость, которая осуществляется не в отрыве от волевых усилий субъекта.

По мнению специалистов, вследствие влияния духовно-нравственного потенциала начинает действовать специфический механизм волевых функциональных проявлений (В.А. Иванни-ков). На поведенческом уровне воля — это всегда сконцентрированная энергетическая активность, обеспечивающая волевые действия, которые осуществляются вне зависимости от объективных условий путем преодоления собственных внутренних противоречий. Функцию сознательной регуляции целенаправленной деятельности выполняет внутренний интеллектуальный план. Он обусловливает такую органи-

2021 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры

219

зацию побуждений субъекта, при которой превалирующий мотив его деятельности ведет к достижению цели. Следовательно, основным механизмом мобилизационной готовности спортсмена к преодолению сложных соревновательных условий следует считать психофизиологические процессы, сводящиеся к регуляции и управлению психикой физиологическими функциями, выступающими материальной основой их реализации [2].

В настоящее время психическая саморегуляция понимается как сложная динамическая система, обеспечивающая целесообразное отражение действительности путем повышения или снижения активности психических реакций, принятие субъектом цели и формирование программы собственно исполнительных действий для достижения их результативности [1]. Осуществляющие и формирующие саморегуляции проходят успешно при наличии самоконтроля как процесса осознания и оценки личностью собственных психических состояний, процессов и поведения.

По результатам исследований [3], даже на выпускном курсе около половины студентов имеют представления, связанные с неполным осознанием психологической составляющей труда врача и особенностей профессионального общения. Требуются изучение профессиональной мотивации будущих специалистов и построение обучения с учетом мотивационного профиля. Осведомленность и отработка навыков самокон-

троля в конечном итоге повысят качество медицинской помощи и эффективности профессиональной деятельности современного врача.

Список литературы

1. Абрамова B.B., Иванькова ЮА. Пути преодоления стресса спортсменами в спортивной соревновательной деятельности / / Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016. M 4 (10). С. 70—76.

2. Aлeшuчeвa A.B., Самойлов Н.Г. Психологическое здоровье спортсменов. М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2019.

3. Áeém Э., Xoммec Дж., Дювивм P., Teé-лор Д. Руководство AMEE 84. Проблемно-ориентированное обучение: как добиться максимальных результатов у своих студентов; их роли и обязанности / / Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. M 2 (32). С. 76—100.

4. Толстова Т.И. Роль мировоззренческой компетентности в современном спорте // Инновационные технологии в медицине: взгляд молодого специалиста: материалы IV Всерос. науч. конф. мол. спец., аспирантов, ординаторов с международным участием. Рязань, 2018. С. 41—42.

5. Church H.R., Rumbold J.L., Sandars J. Applying sport psychology to improve clinical performance // Medical Teacher. 2017. M 39 (12). P. 1205—1213.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.