Научная статья на тему 'Новые возможности спортивной медицины в снижении риска травм на основе физической грамотности'

Новые возможности спортивной медицины в снижении риска травм на основе физической грамотности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивный травматизм / физические тренировки / физическая грамотность / самоэффективность / sports injuries / physical training / physical literacy / self-efficacy

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Татьяна Ивановна Толстова, Александра Львовна Шумова

Тренировочная нагрузка является важным фактором, определяющим травматизм, поэтому для выбора максимально безопасного режима тренировок в целях сохранения достигнутых результатов на первый план выходит эффективное взаимодействие тренера, врача спортивной медицины и самого спортсмена. Поиск путей оптимизации нагрузок с учетом ресурсов спортсмена показал эффективность формирования физической грамотности у всех участников тренировочного процесса. Особенно остро эти вопросы встают в предсоревновательный период, так как снижение рабочих нагрузок у спортсменов не всегда может быть лучшим подходом к профилактике травм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Татьяна Ивановна Толстова, Александра Львовна Шумова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New opportunities for sports medicine to reduce injury risk through physical literacy

Training load is an important factor determining the injury rate, therefore, to choose the safest possible training regimen in order to preserve the achieved results, the effective interaction between the coach, sports medicine doctor and the athlete comes to the forefront. The search for ways to optimize the loads taking into account the athlete’s resources has shown the effectiveness of the formation of physical literacy in all participants of the training process. Especially acute these issues arise in the pre-competition period, as the reduction of workloads in athletes may not always be the best approach to injury prevention.

Текст научной работы на тему «Новые возможности спортивной медицины в снижении риска травм на основе физической грамотности»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 371 —375. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):371—375.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 61:796

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-371-375 NIION: 2007-0062-1/24-058

EDN: https://elibrary.ru/YVHTWS MOSURED: 77/27-004-2024-01-258

Новые возможности спортивной медицины в снижении риска травм на основе физической грамотности

Татьяна Ивановна Толстова1, Александра Львовна Шумова2

1 2 Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Рязань, Россия

1 lfk-doctor@mail.ru

2 shumova62@yandex.ru

Аннотация. Тренировочная нагрузка является важным фактором, определяющим травматизм, поэтому для выбора максимально безопасного режима тренировок в целях сохранения достигнутых результатов на первый план выходит эффективное взаимодействие тренера, врача спортивной медицины и самого спортсмена. Поиск путей оптимизации нагрузок с учетом ресурсов спортсмена показал эффективность формирования физической грамотности у всех участников тренировочного процесса. Особенно остро эти вопросы встают в предсоревнова-тельный период, так как снижение рабочих нагрузок у спортсменов не всегда может быть лучшим подходом к профилактике травм.

Ключевые слова: спортивный травматизм, физические тренировки, физическая грамотность, самоэффективность

Для цитирования: Толстова Т.И., Шумова А.Л. Новые возможности спортивной медицины в снижении риска травм на основе физической грамотности // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 371 —375. https:/ /doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-371-375. EDN: https://elibrary.ru/YVHTWS.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

New opportunities for sports medicine to reduce injury risk through physical literacy

Tatiana I. Tolstova1, Alexandra L. Shumova2

1 2 Pavlov Ryazan State Medical University, Ryazan, Russia 1 lfk-doctor@mail.ru

2 shumova62@yandex.ru

Аbstract. Training load is an important factor determining the injury rate, therefore, to choose the safest possible training regimen in order to preserve the achieved results, the effective interaction between the coach, sports medicine doctor and the athlete comes to the forefront. The search for ways to optimize the loads taking into account the athlete's resources has shown the effectiveness of the formation of physical literacy in all participants of the training process. Especially acute these issues arise in the pre-competition period, as the reduction of workloads in athletes may not always be the best approach to injury prevention.

Keywords: sports injuries, physical training, physical literacy, self-efficacy

For citation: Tolstova T.I., Shumova A.L. New opportunities for sports medicine to reduce injury risk through physical literacy // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):371 — 375. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-371-375. EDN: https://elibrary.ru/YVHTWS.

Управление риском травматизма важно для обеспечения максимальной готовности ^^ спортсменов к соревнованиям и их резуль-

© Толстова Т.И., Шумова А.Л., 2024

тативности. Хотя спортсмены по своей природе предрасположены к травмам опорно-двигательного аппарата в результате занятий спортом, на этот процесс влияют как внутренние факторы (индивидуальные особенности самого спортсме-

на), так и внешние раздражители окружающей среды (т.е. внешние факторы). Их взаимодействие показывает, что вероятность возникновения травмы с течением времени связана с множеством факторов, накапливающихся либо в положительной (т.е. повышение физической подготовки), либо в отрицательной адаптации (т.е. травма) [1; 2].

Ежегодно происходит около 4 млн травм, связанных с занятиями спортом. Травмы, связанные со спортом, часто требуют длительной и сложной реабилитации, чтобы позволить спортсменам вернуться к прежнему уровню участия в соревнованиях. На протяжении всего процесса реабилитации традиционно делается упор на устранение индивидуальных физических ограничений, например, таких как дефицит диапазона движений и снижение силовых показателей.

Взаимосвязь между тренировочной нагрузкой, травмами, индивидуальной физической подготовкой спортсмена и показателями спортивных достижений имеет решающее значение для специалистов по спортивной медицине.

В настоящее время все больше внимания уделяется влиянию индивидуальных психологических факторов на процесс тренировки и реабилитации, в частности, такого показателя, как самоэффективность. Высокий риск получения повторных травм опорно-двигательного аппарата, особенно в предсоревновательный период, побуждает спортсменов заниматься самоконтролем работоспособности и коррекцией тренировочных нагрузок. В ряде исследований было показано, что достаточный уровень самоэффективности спортсмена связан с повышением приверженности к реабилитации, и самоэффективность также может быть более важным фактором, определяющим результаты тренировок, чем клинические показатели [3]. Самоэффективность — это не только вера человека в свою способность выполнить задачу, но и самоконтроль за своим состоянием, самооценка рисков, возможностей и ресурсов.

Цель работы — рассмотреть актуальные направления профилактики травм у спортсменов в предсоревновательный период.

Поддержание здоровья в период подготовки к соревнованиям особенно важно, но может быть серьезной проблемой в связи с тем, что примерно каждый третий спортсмен, выступающий на соревнованиях, получил травму в предыдущем месяце, что требует существенного снижения тренировочной нагрузки и, соответственно, повлечет за собой снижение спортивных показателей [2]. Травмы ухудшают показатели результа-

тов, но любые травмы, которые потенциально могут считаться связанными с тренировочной нагрузкой, обычно рассматриваются как предотвратимые и, следовательно, являются прерогативой спортивной медицины. Спортивные результаты, нагрузка и профилактика спортивных травм являются междисциплинарной областью, в которой важно взаимодействовать всем участникам спортивной деятельности.

Физические тренировки с высокой нагрузкой могут защитить спортсменов от травм. Нет никаких сомнений в том, что высокие тренировочные нагрузки обычно связаны с улучшением физической формы и, следовательно, с хорошими результатами, что важно для спорта. Одной из причин травм при высокой тренировочной нагрузке часто считается риск повреждения мягких тканей. Для устранения этого риска тренировочные нагрузки можно было бы снизить, чтобы снизить частоту травм, однако низкие тренировочные нагрузки (в виде уменьшения объемов тренировок) также были связаны с повышенным риском травматизма; подвергая спортсменов низким тренировочным нагрузкам, они могут подвергаться риску дальнейших травм. С этим связан парадокс физической нагрузки в спорте.

В широком спектре различных видов спорта хорошо развитые физические качества ассоциируются со сниженным риском травм. Очевидно, что для развития физических способностей, необходимых для обеспечения защитного эффекта от травм, спортсмены должны быть готовы к интенсивным тренировкам. Например, спортсмены, которые тренировались более 18 недель до получения первоначальных травм, были подвержены меньшему риску получения последующих травм. Есть также доказательства того, что недостаточная тренировка может увеличить риск травматизма [2]. В совокупности эти результаты подчеркивают, что снижение рабочих нагрузок не всегда может быть лучшим подходом к защите от травм. Этот вопрос встает особенно остро, когда рассматриваются возможности расширения физических нагрузок в предсоревновательный период для спортсменов, ранее перенесших травмы. Традиционно, с точки зрения клинической медицины, необходимо снизить физические нагрузки, что, однако, окажет существенное влияние на спортивные показатели. Правильно подобранное назначение высоких тренировочных нагрузок с учетом индивидуальных особенностей должно улучшить физическую форму спортсмена, что в свою очередь поможет защитить от травм и в конечном итоге приведет к большей физической отдаче и устойчивости на соревнованиях.

Наука о спорте и спортивная медицина (включая врачей и физиотерапевтов) преследуют общую цель — предотвращение травм и сохранение здоровья спортсмена. При этом тренеры стремятся развивать необходимые спортивные качества для достижения высоких результатов, подвергая спортсменов физически интенсивным тренировкам, чтобы подготовить их к физическим нагрузкам соревнований. Эта проблема связана с приоритетом достижения спортивных показателей в ущерб здоровью.

С другой стороны, врачей и физиотерапевтов часто рассматривают как специалистов, ответственных за профилактику травм. Стереотип клинической медицины заключается в том, что врач выступает за снижение тренировочных нагрузок, чтобы снизить риск повторных травм. Однако остается открытым вопрос: сколько решений по индивидуальным тренировочным нагрузкам основано на эмпирических данных или интуиции (т.е. «внутреннем чутье» врача и тренера)? Нахождение баланса между профилактикой травматизма и нагрузкой в предсоревнова-тельный период для достижения высоких спортивных результатов является сложной задачей [2]. Во время подготовки к соревнованиям спортсмены часто получают травмы в связи с неадекватной оценкой своего состояния и слабой самостоятельной регуляцией физической нагрузки. Таким образом, тренировки должны строиться на индивидуальной основе, при этом основное влияние на принятие решения о параметрах тренировочной нагрузки должно принадлежать спортсмену, который обладает самоэффективностью.

Самоэффективность как в области спорта, так и в области физической активности и физической реабилитации изучалась с 1980-х годов. Самоэффективность формируется на основе четырех основных источников информации: опыта овладения мастерством (успешные результаты в прошлом), который является наиболее достоверным и влиятельным источником самоэффективности; опосредованного опыта (наблюдение за успехами других); социального убеждения (словесное поощрение или обратная связь от других); и контроля физиологических и эмоциональных состояний (таких как тревога или стресс) [3]. При формировании самоэффективности у спортсменов рассматриваются подходы, опирающиеся на формирование физической грамотности [4].

В настоящее время изучаются вопросы расширения задач физического воспитания на основе физической грамотности [4; 5]. Тесная связь

между медицинской грамотностью и пониманием риска травм подразумевает, что важным условием сохранения спортивной работоспособности является формирование у спортсменов достаточной физической грамотности, которая опирается не только на владение физическими навыками, но и заботу о собственном здоровье. Физическая грамотность — это способность человека выполнять физические нагрузки различной степени сложности безопасно и эффективно. Хотя многие определения физической грамотности разрабатывались и изменялись на протяжении многих лет, общепризнано, что определение Маргарет Уайтхед является наиболее выдающимся: «мотивация, уверенность, физическая компетентность, знания и понимание ценности физической активности и принятия ответственности за нее на всю жизнь» [6].

Термин «физическая грамотность» используется в академической литературе с 1930-х годов, однако только в 1990-х годах этот конструкт был вновь введен, принят несколькими странами и привлек значительное внимание [7]. Физическая грамотность ложится в основу как педагогических, так и медицинских направлений повышения физической активности и сохранения приверженности населения к физкультуре и спорту на всю жизнь [8]. Обучение тренеров и спортсменов по вопросам физической грамотности в настоящее время ложится на плечи врачей по спортивной медицине, в дальнейшем же все участники тренировочного процесса будут достаточно подготовлены для совместного решения сложных задач составления графика тренировок с максимальной нагрузкой при низком риске травматизации.

Сегодня широкое использование таких терминов, как «умение», «компетентность» и «грамотность», является основным при определении образовательных и квалификационных стандартов, в том числе в области спорта. Современная модель спортивного образования позволяет развивать физическую грамотность студентов-спортсменов, опираясь на навыки управления собственным здоровьем. При этом в основу подготовки спортсмена, по мнению ряда авторов, следует положить именно физическую грамотность как опору для дальнейшего развития [6].

Таким образом, управление риском травматизма важно для максимальной готовности спортсменов и их результативности. Предотвращение травм в спорте, в отличие от снижения риска травматизма, полностью невозможно, учитывая сложность в оценке и управлении взаимодействия факторов, влияющих на тренировочный

процесс. Опора на физическую грамотность спортсмена позволит снизить риск его первичной и повторной травматизации как во время тренировок, так и во время предсоревнователь-ного периода, позволит создать условия для эффективного взаимодействия самого спортсмена с тренером и врачом.

Выбор оптимального режима физической тренировки должен опираться на обучение спортсменов технологиям эффективной самостоятельной коррекции тренировочного режима, самоэффективности с опорой на самооценку здоровья, а также на взаимодействие тренера, спортивного врача и спортсмена на основе физической грамотности как «общего профессионального языка».

Список источников

1. Roe, M, Malone, S, Blake, C. et al. A six stage operational framework for individualising injury risk management in sport. Inj. Epidemiol. 4, 26 (2017). doi.org/10.1186/s40621-017-0123.

2. Gabbett T.J. The training-injury prevention paradox: should athletes be training smarter and harder? Br J Sports Med. 2016 Mar;50(5):273-80. doi: 10.1136/bjsports-2015-095788.

3. Lochbaum M, Sisneros C., Cooper S., Terry P.C. Pre-Event Self-Efficacy and Sports Performance: A Systematic Review with Meta-Analysis. Sports (Basel). 2023 Nov 12;11(11):222. doi: 10.3390/ sports11110222.

4. Roetert E.P., Ellenbecker T.S., Kriellaars D. Physical literacy: why should we embrace this construct? Br J Sports Med. 2018 Oct; 52(20):1291-1292. doi: 10.1136/bjsports-2017-098465/

5. Толстова Т.И., Шумова АЛ, Прошляков В Д. Расширение задач физического воспитания студентов в контексте формирования физической грамотности и модели спортивного образования // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 3. С. 300—302. DOI: 10.24411/20733305-2021-3-300-302.

6. Толстова ТИ, Шумова АЛ., Пономарева Г В, Тарасенко НИ., Тарасов О.В. Ребрендинг физического воспитания в условиях вызова современного общества / / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2023. № 1. С. 30—32. URL: http://www.teoriya.ru/ru/node/ 16681 (дата обращения: 20.01.2024).

7. Essiet IA., Lander NJ, Salmon J., Duncan MJ, Eyre E.L.J., Ma J., Barnett L.M. A systematic review of tools designed for teacher proxy-report of children's physical literacy or constituting elements. Int J Behav Nutr Phys Act. 2021 Oct 8;18(1):131. doi: 10.1186/s12966-021-01162-3.

8. Толстова Т.И., Шумова А.Л. Формирование физической грамотности для сохранения и укрепления здоровья в процессе физического воспитания / / Профилактическая медицина. Т. 25, Вып. 2. 2022. Материалы международной научно-практической конференции «Неинфекционные заболевания и здоровье населения России», Москва 24—26 мая 2022 г. С. 56 https:// drive.google.com/file/d/1XaUTANLeMQhkk SL8LZXgAq865X03aXp-/view (дата обращения: 20.01.2024).

References

1. Roe, M, Malone, S, Blake, C. et al. A six stage operational framework for individualising injury risk management in sport. Inj. Epidemiol. 4, 26 (2017). doi.org/10.1186/s40621-017-0123.

2. Gabbett T.J. The training-injury prevention paradox: should athletes be training smarter and harder? Br J Sports Med. 2016 Mar;50(5):273-80. doi: 10.1136/bjsports-2015-095788.

3. Lochbaum M., Sisneros C., Cooper S., Terry P.C. Pre-Event Self-Efficacy and Sports Performance: A Systematic Review with Meta-Analysis. Sports (Basel). 2023 Nov 12;11(11):222. doi: 10.3390/ sports11110222.

4. Roetert E.P., Ellenbecker T.S., Kriellaars D. Physical literacy: why should we embrace this construct? Br J Sports Med. 2018 0ct;52(20):1291-1292. doi: 10.1136/bjsports-2017-098465/

5. Tolstova T.I., Shumova A.L., Proshlyakov V.D. Expanding the tasks of students' physical education in the context of physical literacy formation and sports education model // Education. Nauka. Scientific personnel. 2021. № 3. P. 300—302. DOI: 10.24411/2073-3305-2021-3-300-302.

6. Tolstova T.I., Shumova A.L., Ponomareva G.V., Tarasenko N.I., Tarasov O.V. Rebranding of physical education under the challenge of modern society / / Physical Culture: upbringing, education, training. 2023. № 1. Р. 30—32. URL: http:// www.teoriya.ru/ru/node/16681 (date of reference: 20.01.2024).

7. Essiet I.A., Lander N.J., Salmon J., Duncan M.J., Eyre E.L.J., Ma J., Barnett L.M. A systematic review of tools designed for teacher proxy-report of children's physical literacy or constituting elements. Int J Behav Nutr Phys Act. 2021 Oct 8;18(1):131. doi: 10.1186/s12966-021-01162-3.

8. Tolstova T.I., Shumova A.L. Formation of physical literacy to preserve and strengthen health in the process of physical education // Preventive Medicine. Т. 25, issue 2. 2022. Materials of the international scientific-practical conference "Non-infectious diseases and health of the population of

Russia". Moscow, May 24—2б, 2G22. P. 5б https:// LZXgAqBб5XG3aXp-/view (date of reference: drive.google.com/file/d/1XaUTANLeMQhkkSL8 2G.G1.2G24).

Информация об авторах

Т.И. Толстова — доцент кафедры физического воспитания и здоровья Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, кандидат медицинских наук, доцент;

А.Л. Шумова — старший преподаватель кафедры сестринского дела Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, кандидат медицинских наук.

Information about the authors T.I. Tolstova — Associate Professor of the Department of Physical Education and Health of the Pavlov Ryazan State Medical University, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor;

A.L. Shumova — Senior Lecturer of the Department of Nursing of the Pavlov Ryazan State Medical University, Candidate of Medical Sciences.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.01.2024; одобрена после рецензирования 22.02.2024; принята к публикации 19.03.2024.

The article was submitted to the editorial office 22.01.2024; approved after review 22.02.2024; accepted for publication 19.03.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Финансы устойчивого развития. Учебник. В 2 книгах. Книга II / под общ. ред. К.В. Ордова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 215 с.

ISBN 978-5-238-03681-6 ISBN 978-5-238-03683-0 (кн. II)

Учебник включает теоретические аспекты организации финансов устойчивого развития, где представлена сущность и принципы зеленого финансирования, дана характеристика современному состоянию индикаторов и рейтингов устойчивого развития. Рассмотрена специфика современных финансовых технологий в системе «зеленых» финансов. Определена архитектура глобальной системы «зеленого» финансирования и ответственного инвестирования. Раскрыты вопросы моделирования финансовых рисков, связанных с изменением климата. Изучена работа налоговых и неналоговых инструментов в системе государственного регулирования «зеленой» экономики. Дополнительные задания и вопросы для самоконтроля позволяют закрепить представленный материал.

Соответствует требованиям федеральных государственных стандартов высшего образования последнего поколения.

Для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика», 38.04.08 «Финансы и кредит», 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».

РЗУ.РЮ

ФИНАНСЫ

УСТОЙЧИВОГО

РАЗВИТИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.