Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ (КИНЕЗИОСПЕЦИАЛИСТОВ) В УСЛОВИЯХ НОВОЙ МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ (КИНЕЗИОСПЕЦИАЛИСТОВ) В УСЛОВИЯХ НОВОЙ МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
специалисты по физической реабилитации / программа профессиональной переподготовки / профессиональные компетенции / physical rehabilitation specialists / professional retraining program / professional competencies

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Буйлова Татьяна Валентиновна, Зверев Юрий Павлович, Балчугов Владимир Аркадьевич

В настоящее время, когда в России создается система реабилитации, а с января 2022 г. стартовала Федеральная Программа «Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация в РФ», вопросы подготовки кадров по медицинской реабилитации становятся чрезвычайно актуальными. Трудности, которые возникают на этом пути, связаны с междисциплинарностью медицинской реабилитации, необходимостью подготовки специалистов не только с высшим медицинским (врачи и медсестры), но и с высшим немедицинским образованием: специалист по физической реабилитации, специалист по эргореабилитации, медицинский психолог и медицинский логопед (согласно Приказу № 788н от 31.07.2020 г), на плечи которых ложится основная практическая деятельность при реализации индивидуального плана медицинской реабилитации. Данные специальности для России являются новыми. Проблемы организации образовательного процесса для немедицинских кадров в реабилитации во многом обусловлены тем, что в процессе обучения у данных специалистов должны быть сформированы как медицинские, так и педагогические компетенции, способность самостоятельно осуществлять практическую деятельность и умение работать в команде. В данной статье обобщен трехлетний опыт подготовки специалистов по медицинской реабилитации с высшим немедицинским образованием в Национальном исследовательском Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского. Представлены основные положения программы профессиональной переподготовки по специальности «Физическая реабилитация (физическая терапия)», продолжительностью 1020 часов, определены профессиональные компетенции, обсуждаются трудные вопросы обучения, формирования практических навыков и оценки профессиональных компетенций у данной категории обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Буйлова Татьяна Валентиновна, Зверев Юрий Павлович, Балчугов Владимир Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ISSUES OF THE ORGANIZATION OF PROFESSIONAL RETRAINING OF PHYSICAL REHABILITATION SPECIALISTS (KINESIOSPECIALISTS) IN THE CONTEXT OF A NEW MODEL OF MEDICAL REHABILITATION

The system of medical rehabilitation in Russia undergoes significant transformation which is reflected in the Federal Program «Optimal for health restoration medical rehabilitation in the Russian Federation». In such situation the issues of personnel training in the field of medical rehabilitation are becoming extremely relevant. The difficulties that arise along this path are associated with the interdisciplinarity of medical rehabilitation and the necessity to train specialists with medical education (doctors and nurses) as well as with higher non-medical education: physical therapists, ergotherapists, medical psychologists and medical speech therapists (according to the Order No. 788n of 31.07.2020). These allied health specialties are new for Russia but they are responsible for the main practical activity in the implementation of an individual medical rehabilitation plan. The difficulties in training non-medical personnel in rehabilitation largely arise from the requirement for them to have both medical and pedagogical competencies and to have the ability to work independently as well as in a rehabilitation team. This article summarizes the three-year experience of training specialists in medical rehabilitation with higher non-medical education at the National Research Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky. The article presents the main issues of the professional retraining program «Physical rehabilitation (physical therapy)» with a duration of 1020 hours, defines professional competencies, difficult issues of training, formation of practical skills and assessment of professional competencies in this category of students.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ (КИНЕЗИОСПЕЦИАЛИСТОВ) В УСЛОВИЯХ НОВОЙ МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2023-10-65-71 УДК: 614.2

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ (КИНЕЗИОСПЕЦИАЛИСТОВ) В УСЛОВИЯХ НОВОЙ МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Т.В. Буйловаа, Ю.П. Зверевь В.А. Балчуговс

а, ь, с Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ННГУ), г. Нижний Новгород, Россия.

а https://orcid.org/0000-0003-0282-7207; ь https://orcid.org/0000-0003-4477-748X; с https://orcid.org/0000-0001-7696-0313.

И Автор для корреспонденции: Зверев Ю.П.

АННОТАЦИЯ

В настоящее время, когда в России создается система реабилитации, а с января 2022 г. стартовала Федеральная Программа «Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация в РФ», вопросы подготовки кадров по медицинской реабилитации становятся чрезвычайно актуальными. Трудности, которые возникают на этом пути, связаны с междисципли-нарностью медицинской реабилитации, необходимостью подготовки специалистов не только с высшим медицинским (врачи и медсестры), но и с высшим немедицинским образованием: специалист по физической реабилитации, специалист по эрго-реабилитации, медицинский психолог и медицинский логопед (согласно Приказу № 788н от 31.07.2020 г), на плечи которых ложится основная практическая деятельность при реализации индивидуального плана медицинской реабилитации. Данные специальности для России являются новыми. Проблемы организации образовательного процесса для немедицинских кадров в реабилитации во многом обусловлены тем, что в процессе обучения у данных специалистов должны быть сформированы как медицинские, так и педагогические компетенции, способность самостоятельно осуществлять практическую деятельность и умение работать в команде. В данной статье обобщен трехлетний опыт подготовки специалистов по медицинской реабилитации с высшим немедицинским образованием в Национальном исследовательском Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского. Представлены основные положения программы профессиональной переподготовки по специальности «Физическая реабилитация (физическая терапия)», продолжительностью 1020 часов, определены профессиональные компетенции, обсуждаются трудные вопросы обучения, формирования практических навыков и оценки профессиональных компетенций у данной категории обучающихся.

Ключевые слова: специалисты по физической реабилитации, программа профессиональной переподготовки, профессиональные компетенции.

Для цитирования: Буйлова Т.В, Зверев Ю.П, Балчугов В.А. Актуальные вопросы организации профессиональной переподготовки специалистов по физической реабилитации (кинезиоспециалистов) в условиях новой модели медицинской реабилитации. Менеджер здравоохранения. 2023; 10:65-71. [О: 10.21045/1811-0185-2023-10-65-71

«КС

Введение

Порядок организации медицинской реабилитации взрослых в Российской Федерации предусматривает трехэтапную модель медицинской реабилитации, которая на всех этапах осуществляется мультидисциплинарной реабилитационной командой (МДРК)1. В штат МДРК входят как

1 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. № 788н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых»

© Буйлова Т.В, Зверев Ю.П, Балчугов В.А., 2023 г.

специалисты с медицинским (врачи и медицинские сестры), так и немедицинским образованием (специалист по физической реабилитации, специалист по эргореабилитации, медицинский психолог, медицинский логопед).

Профессии специалистов с высшим немедицинским образованием в составе МДРК являются новыми для России. Профессиональные стандарты для этой категории специалистов были разработаны и проходят стадию согласования и утверждения.

№ 10

2023

Manager

Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

Но новые специальности в сфере реабилитации уже внесены в Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников в раздел «должности специалистов с высшим (немедицинским) образованием»2. Приказом Министерства здравоохранения также определены квалификационные требования к новым специалистам в сфере реабилитации3. Так, квалификационными требованиями к специалисту по физической реабилитации (кинезиоспециалисту) являются наличие высшего образования - бакалавриат по одному из направлений подготовки: «Физическая культура» или «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» и профессиональной переподготовки по специальности «Физическая реабилитация (физическая терапия)». Предусматривается введение системы аккредитации для специалистов сферы реабилитации с высшим немедицинским образованием: первичной специализированной - для лиц, не имеющих стажа работы на медицинских должностях или имеющих стаж, но менее пяти лет, и периодическая аттестация - для лиц со стажем работы более пяти лет4.

Потребность в новых специалистах с высшим немедицинским образованием в сфере реабилитации РФ очень велика и будет только расти. Недавнее исследование, проведённое в 35 странах с высоким уровнем дохода, показало, что общая обеспеченность физическими терапевтами и эрго-терапевтами (оккупационными терапевтами) широко варьирует и составляет от 1 специалиста на 10 0000 населения в Саудовской Аравии, 8,7 -в Чехии, 12,7 - в Аргентине, 15 - во Франции, 23,4 - в Германии, 38,8 в Дании (максимальный уровень в мире) [1]. Для достижения уровня обеспеченности специалистами, сходного с Саудовской Аравией, в РФ необходимо суммарно подготовить около 15 000 физических терапевтов и эрготерапевтов, с Чехией - 127 000, с Аргентиной - 185 000, с Францией - 219 000, с Германией - 341 000, с Данией - 566 000. Более скромные расчеты показали, что к 2030 г. для российской системы здравоохранения необходимо подготовить более чем 60 тысяч специалистов по физической

2 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 мая 2023 г № 205н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

3 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 02.05.2023 № 206н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием».

4 Приказ Минздрава России от 28 ноября 2022 года № 709н «Об

утверждении положения об аккредитации специалистов».

реабилитации [2]. При этом их доля в штатном расписании МДРК будет составлять около 26%.

В настоящее время в России обучение специалистов по физической реабилитации будет осуществляться в ВУЗах на программах профессиональной переподготовки. Четкие требования к содержанию и продолжительности данных программ не определены. Министерством Здравоохранения РФ рекомендована лишь минимальная продолжительность программ профессиональной переподготовки данной категории специалистов в 520 часов.

В связи с вышеизложенным, вопросы подготовки кадров по медицинской реабилитации являются чрезвычайно актуальными. Целью настоящего исследования является анализ и обобщение трехлетнего опыта подготовки специалистов по физической реабилитации с высшим немедицинским образованием в Национальном исследовательском Нижегородском государственном университете (ННГУ) им. Н.И. Лобачевского. Данный ВУЗ начал подготовку специалистов по физической реабилитации с небольшим опережением как основной разработчик профессионального стандарта и квалификационных требований к должности специалиста по физической реабилитации.

Трудовые функции специалиста по физической реабилитации (кинезиоспециалиста)

Современной тенденцией в профессиональной деятельности специалиста по физической реабилитации является относительная автономность при выполнении трудовых функций и подфункций, которые определены соответствующим профессиональным стандартом [3, 4]. Согласно проекту профессионального стандарта5 основной целью профессиональной деятельности специалиста по физической реабилитации (кинезиоспециалиста) является восстановление и коррекция двигательных функций и функций, связанных с движением. Обобщенная трудовая функция включает: проведение мероприятий по медицинской реабилитации населению по диагностике, восстановлению, профилактике и коррекции двигательных функций и функций, связанных с движением, пациентам с нарушениями функций и структур организма, ограничениями активности и участия в жизнедеятельности вследствие травм, заболеваний и (или) состояний.

5 Профессиональный стандарт «Специалист по физической реабилитации» (Проект).

вв

Менеджер / Мападег №10

здравоохранения / 2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023 .

Трудовыми функциями специалиста по физической реабилитации (кинезиоспециалиста) являются:

• проведение оценки состояния двигательных функций и функций, связанных с движением, пациентам с нарушениями функций и структур организма, ограничениями активности и участия в жизнедеятельности вследствие травм, заболеваний и (или) состояний;

• проведение, контроль эффективности и безопасности мероприятий по физической реабилитации с применением физических упражнений, массажа, физических факторов, роботизированных тренажеров пациентам с нарушениями функций и структур организма, ограничениями активности и участия в жизнедеятельности вследствие травм, заболеваний и (или) состояний;

• проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике нарушений двигательных функций организма и формированию здорового образа жизни, санитарно-гигиеническому просвещению населения;

• проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации;

• оказание первой помощи.

В соответствии с обобщённой трудовой функцией и подфункциями профессиональный стандарт конкретизирует знания, умения и навыки, которыми должен владеть специалист по физической реабилитации.

Требования к подготовке специалистов по физической реабилитации

Программы подготовки специалистов по физической реабилитации должны соответствовать современным требованиям и международным стандартам, в частности, разработанным Международной конфедерацией по физической терапии (World Confederation for Physical Therapy, WCPT. Операционное название - World Physiotherapy) [5]. WCPT рекомендует, чтобы образование для физических терапевтов было университетским и длилось не менее четырех лет, хотя и не исключает возможность профессиональной переподготовки.

Физическая терапия является смежной медицинской специальностью (allied health sciences) [6]. Не являясь медиками, физические терапевты работают в сфере здравоохранения. Они выполняют (как и другие специалисты с высшим немедицинским

образованием) основную практическую деятельность при реализации индивидуального плана медицинской реабилитации пациентов.

Для полноценной подготовки физических терапевтов, согласно рекомендациям WCPT, в программы обучения должны входить фундаментальные биомедицинские науки; поведенческие, социальные, педагогические; технологические и медицинские науки и предметы реабилитационного блока [5, 7]. Рекомендовано уделять особое внимание практической подготовке будущих специалистов и клинической практике, проводимой на ротационное основе [5, 7, 8].

WCPT выделила ключевые группы практических навыков, которыми физические специалисты должны овладеть за период обучения [5, 7]. К ним отнесены: исследование и оценка состояния пациента; диагностика на основе МКФ; составление плана и программы реабилитационных вмешательств на основе принципа доказательности; проведение реабилитационных мероприятий и оценка их эффективности. Кроме того, физические терапевты должны владеть педагогическими и коммуникационными навыками, организационно-управленческими навыками и технологиями профилактики и продвижения здоровья.

Дополнительная профессиональная образовательная программа профессиональной переподготовки «Физическая реабилитация», реализуемая в ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Как основной разработчик профессионального стандарта «Специалист по физической реабилитации» Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского первым в стране с 2019 г. начал проводить обучение по программе профессиональной переподготовки (ПП) по специальности «Физическая реабилитация (физическая терапия)» (1020 ч). Проведен анализ как практического, так и теоретического обучения более 250 слушателей, завершивших программу профессиональной переподготовки.

Общая характеристика программы

Программа профессиональной переподготовки «Физическая реабилитация (физическая терапия)», разработана в ННГУ с учётом рекомендаций WCPT

С

#хс

№ 10 Manager /Менеджер

2023 Zdravoochranenia / здравоохранения

и других международных организаций [4, 5, 7]. Программа предназначена для формирования у слушателей системы знаний, профессиональных умений, навыков и компетенций и подготовке их к выполнению трудовой функции и подфункций в соответствии с проектом профессионального стандарта «Специалист по физической реабилитации». Выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность в сфере медицинской реабилитации.

Для прохождения обучения принимаются лица, имеющие высшее образование по специальности «Физическая культура» или «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».

Программа направлена на формирование у слушателей следующих профессиональных компетенций.

ПК-1. Способен проводить комплексное обследование лиц разного возраста и состояния здоровья с целью оценки их физического состояния, двигательных функций и мобильности, существующих и потенциальных ограничений жизнедеятельности, а также состояния окружающей среды.

ПК-2. Способен формулировать функциональный диагноз на основе оценки физического состояния, двигательных функций, ограничений жизнедеятельности у лиц разного возраста и состояния здоровья, а также составлять программы физической реабилитации.

ПК-3. Способен проводить мероприятия по физической реабилитации, направленные на развитие, сохранение и восстановление двигательных и иных функциональных возможностей лиц разного возраста и состояния здоровья.

ПК-4. Способен проводить профилактические и оздоровительные мероприятия; осуществлять пропаганду здоровья, давать рекомендации по физической активности для сохранения и улучшения состояния здоровья у лиц разного возраста и состояния здоровья.

ПК-5. Способен обучать лиц разного возраста, состояния здоровья и их законных представителей способам и методам физической реабилитации и адаптивной физической культуры, направленным на развитие, сохранение, восстановление или компенсацию двигательных возможностей и жизнедеятельности, а также оптимизацию окружающей среды.

ПК-6. Способен осуществлять развивающее обучение лиц разного возраста и состояния

здоровья, обеспечивающее оптимальное умственное и физическое развитие человека.

ПК-7. Способен осуществлять оценку эффективности мероприятий и программ физической реабилитации с использованием современных измерительных инструментов и технологий, позволяющих получить новые научные результаты.

В реализации программы обучения участвуют, главным образом, преподаватели Высшей школы реабилитации и здоровья человека ННГУ, доктора и кандидаты наук других ВУЗов Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербурга, а также специалисты-практики подразделений реабилитации различных лечебно-профилактических учреждений региона.

Учебный план программы

Общая трудоёмкость программы составляет 1020 часов (28,3 зачетных единицы) при нормативном сроке обучения в 32 недели (таблица 1). Существенная часть программы отведена практической подготовке слушателей (60% от общей трудоемкости), которая осуществляется на практических и семинарских занятиях (375 часов, 37% общей трудоёмкости) и в ходе учебно-производственной практики (218 часов, 21%). На лекции отводится 171 час (17%) и 248 часов (24%) на самостоятельную работу.

Программа включает три учебных модуля. Четвертым модулем является клиническая практика. Тематика учебных модулей построена в соответствии с рекомендациями WCPT [5, 7].

Первый модуль программы (15% от общей трудоёмкости) посвящен медико-биологическим и организационно-правовым основам физической реабилитации. Рабочая программа модуля включает в себя 6 разделов:

• методологические и организационно-правовые основы физической реабилитации (этапы становления специальности, нормативные документы, особенности организации физической реабилитации в России, МКФ, парадигма доказательности в физической реабилитации);

• основы клинической кинезиологии (базовые концепции и принципы кинезиологии, физиология, анатомия и биомеханика опорно-двигательного аппарата, нервные механизмы контроля движений);

• частная (структурная) кинезиология суставов и сегментов тела;

• кинезиология тела человека в целом (по-стуральный контроль, поза и выравнивание тела, ходьба);

БЗ

Менеджер / Мапедег №10

здравоохранения / 2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023 .

Таблица 1

Учебный план программы

Распределение учебных часов

Наименование учебных модулей Форма аттестации Зачетные единицы Лекции Семинары и практические занятия Самостоятельная работа Всего

Модуль 1. Медико-биологические, методологические, и организационно-правовые основы физической реабилитации Зачет 4,2 42 80 30 152

Модуль 2. Средства физической реабилитации Зачет 7,6 48 132 96 276

Модуль 3. Физическая реабилитация при основных заболеваниях и состояниях Зачет 8 81 163 54 288

Модуль 4. Учебно-производственная практика Зачет 8 - 218 68 286

Итоговая аттестация Экзамен 0,5 18 18

ИТОГО 28,3 171 611 248 1020

• клиническая психология и эргономика в физической реабилитации;

• клиническая и инструментальная диагностика в физической реабилитации, оценка эффективности (измерительные инструменты в физической реабилитации, шкальные техники, исследование физического развития и работоспособности, гониометрия, основы мануального мышечного тестирования).

Второй модуль программы (27% от общей трудоёмкости) состоит из 3 разделов:

• физические упражнения (стратегии и подходы к выбору реабилитационных вмешательств, средства физической реабилитации, терапевтические физические упражнения, реабилитационные средства на нейрофизиологической основе, физические упражнения с применением тренажеров и механотерапия, ортези-рование, кинезиотейпирование, эргореаби-литация и др.);

• основы медицинского массажа (приемы массажа, физиологическое воздействие массажа на организм, массаж отдельных анатомических областей тела, спортивный, точечный, аппаратный медицинский массаж);

• физиотерапия (теоретические основы физиотерапии, основные физиотерапевтические методы).

Третий модуль составляет 28% общей трудоёмкости программы и включает 4 раздела:

• физическая реабилитация при патологии опорно-двигательного аппарата (ОДА) и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

периферической нервной системы, включая физическую реабилитацию при врожденной патологии ОДА и при приобретённой патологии у детей и подростков;

• физическая реабилитация при патологии центральной нервной системы, включая физическую реабилитацию в нейрореанимации и при врожденной патологии ЦНС у детей;

• физическая реабилитация при соматической патологии, включая ФР при инфекционных заболеваниях, физическую реабилитацию в акушерстве-гинекологии и онкореабилитацию;

• физическая реабилитация в сфере профилактики, улучшения состояния здоровья, фит-неса и велнеса (профилактические и оздоровительные направления в реабилитации, велнес-реабилитация).

Четвертым модулем программы является учебно-производственная практика. Практика проходит на 6 клинических базах разного профиля на всех этапах медицинской реабилитации с соблюдением принципа ротационности. На каждой базе практики имеется клинический куратор, который принимает непосредственное участие в организации и проведении практики, а также в оценке степени овладения профессиональными компетенциями.

Итоговая аттестация проводится в форме экзамена, который включает оценку степени овладения практическими навыками (проведение гониометрии, мануального мышечного тестирования, оценку болевого синдрома и тонуса мышц, анализ баланса и особенностей ходьбы, использование различных

с

#мс

№ 10 Мападег /Менеджер

2023 2с1гв\/оосЬгвпвп1а / здравоохранения

форм и методов физической реабилитации, клинических шкал, тестов и т.д.), а также решение клинических задач с постановкой реабилитационного диагноза по МКФ, формулированием краткосрочных и долгосрочных целей реабилитации, составлением индивидуального плана физической реабилитации, оценкой реабилитационных мероприятий и разработкой программы физических упражнений для самостоятельных занятий.

Заключение

Наш опыт подготовки специалистов по физической реабилитации в ННГУ им. Н.И. Лобачевского позволяет заключить, что в процессе обучения у них должны быть сформированы как медицинские, так и педагогические компетенции, способность самостоятельно и автономно осуществлять практическую деятельность и умение работать в мультидисиплинарной команде для достижения пациент/клиент ориентированных целей.

Опыт ННГУ позволяет сделать предварительные выводы по организации процесса профессиональной переподготовки специалистов по новым немедицинским специальностям в сфере реабилитации: необходим деятельностный подход при формировании профессиональных компетенций;

• учебно-производственная практика должна быть обязательным компонентом учебной программы;

• при формировании компетенций нужно ориентироваться на трудовые функции в области диагностики и реабилитации;

• при оценке сформированности компетенций нужно привлекать специалистов-практиков на всех этапах обучения, особенно при проведении итоговой аттестации. Именно специалист-практик должен давать оценку профессиональных навыков у специалистов по реабилитации, и таким образом проверять готовность обучающихся к профессиональной деятельности.

В связи с тем, что за время обучения у слушателей должны быть сформированы все виды профессиональных компетенций (реабилитационные, профилактические и педагогические), обучение специалистов МДРК с высшим немедицинским образованием должно быть длительным (не менее 1000 часов), так как за меньшее время очень трудно сформировать на должном уровне клиническое мышление и практические навыки работы с пациентами разного профиля и на разных этапах реабилитации.

1. Tiago S.J, Michel D, Landry H.H, Gllles D, Gerald C, Koh I.F. Int J Health Policy Manag. Is Physical Rehabilitation Need Associated With the Rehabilitation Workforce Supply? An Ecological Study Across 35 High-Income Countries. 2022;11(4): 434-442. Doi:10.34172/ ijhpm.2020.150

2. Иванова Г.Е., Аронов Д.М., Белкин А.А., Беляев А.Ф., Бодрова Р.А., Бубнова М.Г. и др. Пилотный проект «Развитие системы медицинской реабилитации в Российской Федерации» // Вестник восстановительной медицины. 2016;2:2-6.

3. The evolution of physical therapy. Available from: http://www.jblearning.com/ samples/0763740691/40691_CH01_FINAL.pdf (Accessed: 25.05.2023).

4. White Book on Physical and Rehabilitation Medicine in Europe. Introduction, executive summary and methodology. // Eur J Rehabil Med. 2018 Apr;54(2):125-155.

5. Physical therapist professional entry level education. Guideline. 2020-07. Available from: https://world.physio/sites/default/files

6. Moffat M.A. History of physical therapist education around the world. // Journal of Physical Therapy Education. 2012;26(1): 3-23.

7. World Confederation for Physical Therapy 2011. Guidelines for Physical Therapist professional entry level education. Revised. WCPT, General Meeting. Amsterdam June 2011. Available from: http://www.wcpt.org/guidelines/entry-level-education (Accessed: 07.07.2023).

8. Taylor S.M., McMenamin P.J., HilliardM.J. Collaborating to integrate education and practice: a model of a physical therapy academic-clinical partnership. // Journal of Physical Therapy Education. 2022;36(2):139-145. https://doi.org/10.1097/JTE.0000000000000220

Менеджер / Maneger № 10

здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2023 .

ORIGINAL PAPER

ACTUAL ISSUES OF THE ORGANIZATION OF PROFESSIONAL RETRAINING OF PHYSICAL REHABILITATION SPECIALISTS (KINESIOSPECIALISTS) IN THE CONTEXT OF A NEW MODEL OF MEDICAL REHABILITATION

^V. Builova0, Y.P. Zverevb V.А. Balchugov

a, b c Higher School of Rehabilitation and human health of the Institute of Clinical Medicine of the Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky» (UNN), Nizhny Novgorod, Russia. a https://orcid.org/0000-0003-0282-7207; b https://orcid.org/0000-0003-4477-748X; c https://orcid.org/0000-0001 -7696-0313.

H Corresponding author: Zverev Y.P.

ABSTRACT

The system of medical rehabilitation in Russia undergoes significant transformation which is reflected in the Federal Program «Optimal for health restoration medical rehabilitation in the Russian Federation». In such situation the issues of personnel training in the field of medical rehabilitation are becoming extremely relevant. The difficulties that arise along this path are associated with the interdisciplinarity of medical rehabilitation and the necessity to train specialists with medical education (doctors and nurses) as well as with higher non-medical education: physical therapists, ergotherapists, medical psychologists and medical speech therapists (according to the Order No. 788n of 31.07.2020). These allied health specialties are new for Russia but they are responsible for the main practical activity in the implementation of an individual medical rehabilitation plan. The difficulties in training non-medical personnel in rehabilitation largely arise from the requirement for them to have both medical and pedagogical competencies and to have the ability to work independently as well as in a rehabilitation team. This article summarizes the three-year experience of training specialists in medical rehabilitation with higher non-medical education at the National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky. The article presents the main issues of the professional retraining program «Physical rehabilitation (physical therapy)» with a duration of 1020 hours, defines professional competencies, difficult issues of training, formation of practical skills and assessment of professional competencies in this category of students. Keywords: physical rehabilitation specialists, professional retraining program, professional competencies.

For citation: Builova T. V., Zverev Y.P., Balchugov V.A. Actual issues of the organization of professional retraining of physical rehabilitation specialists (kinesiospecialists) in the context of a new model of medical rehabilitation. Manager Zdravookhranenia. 2023; 10:65—71. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-10-65-71

REFERENCES

1. Tiago S.J., Michel D, Landry H.H., Gilles D, Gerald C, Koh I.F. Int J Health Policy Manag. Is Physical Rehabilitation Need Associated With the Rehabilitation Workforce Supply? An Ecological Study Across 35 High-Income Countries. 2022;11(4): 434-442. DOI: 10.34172/ijhpm.2020.150

2. Ivanova G.E., Aronov D.M., Belkin A.A., Belyaev A.F., Bodrova R.A., Bubnova M.G. et al. The Pilot Project «Development of the medical rehabilitation system in Russian Federation». // Bulletin of Rehabilitation Medicine. 2016;2:2-6.

3. The evolution of physical therapy. Available from: http://www.jblearning.com/samples/0763740691/40691_CH01_FINAL.pdf (Accessed: 25.05.2023).

4. White Book on Physical and Rehabilitation Medicine in Europe. Introduction, executive summary and methodology. // Eur J Rehabil Med. 2018 Apr;54(2):125-155.

5. Physical therapist professional entry level education. Guideline. 2020-07. Available from: https://world.physio/sites/default/files

6. Moffat MA history of physical therapist education around the world. // Journal of Physical Therapy Education. 2012;26(1): 3-23.

7. World Confederation for Physical Therapy 2011. Guidelines for Physical Therapist professional entry level education. Revised. WCPT, General Meeting. Amsterdam June 2011. Available from: http://www.wcpt.org/guidelines/entry-level-education (Accessed: 07.07.2023).

8. TaylorS.M., McMenamin P.J., HilliardM.J. Collaborating to integrate education and practice: a model of a physical therapy academic-clinical partnership. // Journal of Physical Therapy Education. 2022;36(2):139-145. https://doi.org/10.1097/jTE.0000000000000220

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Буйлова Татьяна Валентиновна - д-р мед. наук, доцент, руководитель Высшей школы реабилитации и здоровья человека Института клинической медицины Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (ННГУ), г. Нижний Новгород, Россия. Tatyana V. Builova - Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the Higher School of Rehabilitation and human health of the Institute of Clinical Medicine of the Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky» (UNN), Nizhny Novgorod, Russia. E-mail: [email protected]

Зверев Юрий Павлович - канд. мед. наук, доцент Высшей школы реабилитации и здоровья человека Института клинической медицины Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского» (ННГУ), г. Нижний Новгород, Россия. Yuriy P. Zverev - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Higher School of Rehabilitation and human health of the Institute of Clinical Medicine of the Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky» (UNN), Nizhny Novgorod, Russia. E-mail: [email protected]

Балчугов Владимир Аркадьевич - канд. мед. наук, доцент Высшей школы реабилитации и здоровья человека Института клинической медицины Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского» (ННГУ), г. Нижний Новгород, Россия. Vladimir A. Balchugov - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Higher School of Rehabilitation and human health of the Institute of Clinical Medicine of the Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky» (UNN), Nizhny Novgorod, Russia. E-mail: [email protected]

8l

#XC

№ 10

2023

Manager

Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.