Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА'

ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мнение студентов / здоровый образ жизни / факторы риска / состояние здоровья / анкетный опрос / жизненные ценности / качество обучения / эксперимент / медицинская активность. / students’ opinions / healthy lifestyle / risk factors / state of health / questionnaire-based survey / life values / quality of education / experiment / medical activity.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Рашид Сейфиевич Гаджиев, Луиза Саидахмедовна Агаларова, Фиалка Магомедовна Османова, Лейла Акиловна Алиева, Эсмеральда Магомедовна Газиева

Исследование проводилось в 2021–2022 гг. на базе Дагестанского государственного медицинского университета (ДГМУ). Изучено мнение 1265 студентов, что составляет 23,6% от общего числа студентов ДГМУ. Исследованием были охвачены студенты IV и V курсов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов. По мнению 65,3% опрошенных, экзамены необходимо проводить в устной форме, 20,1% – считают предпочтительной форму тестового контроля, 14,6% – смешанную форму. Анкетирование показало, что условиями учебы не удовлетворены 16,2% опрошенных, качеством практических навыков – 17,5%. Около 2/3 студентов питаются нерегулярно, 48,4% – не соблюдают режим дня. Распространенность табакокурения среди опрошенных составила 19,4%. На основе материалов исследования разработан комплекс мероприятий, направленных на повышение качества учебного процесса и формирование здорового образа жизни. Ключевые слова: мнение студентов, здоровый образ жизни, факторы риска, состояние здоровья, анкетный опрос, жизненные ценности, качество обучения, эксперимент, медицинская активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Рашид Сейфиевич Гаджиев, Луиза Саидахмедовна Агаларова, Фиалка Магомедовна Османова, Лейла Акиловна Алиева, Эсмеральда Магомедовна Газиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING STUDENTS’ OPINIONS AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The research was conducted in 2021–2022 years on the basis of Dagestan State Medical University (DSMU). Opinions of 1265 students were studied, which is 23,6% of the total number of students of DSMU. The study covered the points of fourth-year and fifth-year students of the Faculty of General Medicine, Faculty of Pediatrics and Faculty of Preventive Medicine. According to 65,3% of respondents, exams should be held in oral form, 20,1% of respondents choosetest form, 14,6% of respondents prefer combined form of exams. Questionnaire-based survey showed that 16,2% of polled are dissatisfied of studying conditions, 17,5% disliked the quality of practical skills. About 2/3 of students eat irregularly, 48,4% do not follow the daily regimen. The prevalence of tobacco smoking among surveyed amounted to 19,4%. The elaboration of set of measures aimed at improving the quality of educational process and developing of healthy lifestyle was based on the research materials.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

г

ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ

—>

© Гаджиев Р.С., Агаларова Л.С., Османова Ф.М., Алиева Л.А., Газиева Э.М., Гаджиева Л.А.

УДК 378.14:378.661(470.67)+303.621.028-057.875 DOI: 10.56685/18120555_2024_80_1_26

^^ ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ = КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Рашнд Сейфиевич Гаджиев, д-р мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава России [367012 г. Махачкала, пл. Ленина, 1; тел.: 8 965 486-04-07; e-mail: prof.gadzhiev@mail.ru]

Луиза Саидахмедовна Агаларова, д-р мед. наук, доцент, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава России [тел.: 8 960 409-45-97; e-mail: luiza_agalarova@mail.ru]

Фиалка Магомедовна Османова, канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава России [тел.: 8 928 060-84-41] Лейла Акиловна Алиева, канд. мед. наук, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава России [тел.: 8 903 482-35-07] Эсмеральда Магомедовна Газиева, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава России [тел.: 8 988 646-38-48] Лейла Адильгереевна Гаджиева, канд. мед. наук, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава России [тел.: 8 988 291-53-61]

Реферат. Исследование проводилось в 2021-2022 гг. на базе Дагестанского государственного медицинского университета (ДГМУ). Изучено мнение 1265 студентов, что составляет 23,6% от общего числа студентов ДГМУ. Исследованием были охвачены студенты IV и V курсов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов. По мнению 65,3% опрошенных, экзамены необходимо проводить в устной форме, 20,1% - считают предпочтительной форму тестового контроля, 14,6% - смешанную форму. Анкетирование показало, что условиями учебы не удовлетворены 16,2% опрошенных, качеством практических навыков - 17,5%. Около 2/3 студентов питаются нерегулярно, 48,4% - не соблюдают режим дня. Распространенность табакокурения среди опрошенных составила 19,4%. На основе материалов исследования разработан комплекс мероприятий, направленных на повышение качества учебного процесса и формирование здорового образа жизни.

Ключевые слова: мнение студентов, здоровый образ жизни, факторы риска, состояние здоровья, анкетный опрос, жизненные ценности, качество обучения, эксперимент, медицинская активность.

STUDYING STUDENTS' OPINIONS AS A FACTOR = OF IMPROVING THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Rashid S. Gadzhiev, Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Public Health and Health Care

of the FSBEI HE Dagestan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation [367012 Makhachkala,

Lenin Square, 1; tel.: 8 965 486-04-07; e-mail: prof.gadzhiev@mail.ru]

Luiza S. Agalarova, Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Public Health and Health Care of the FSBEI HE Dagestan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation [tel.: 8 960 409-45-97; e-mail: luiza_agalarova@mail.ru]

Fialka M. Osmanova, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Health and Health Care of the FSBEI HE Dagestan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation [tel.: 8 928 060-84-41]

Leyla A. Alieva, Candidate of Medical Sciences, Assistant of the Department of Public Health and Health Care of the FSBEI HE Dagestan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation [tel.: 8 903 482-35-07] Esmeralda M. Gazieva, Assistant of the Department of Public Health and Health Care of the FSBEI HE Dagestan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation [tel.: 8 988 646-38-48] Leyla A. Gadzhieva, Candidate of Medical Sciences, Assistant of the Department of Public Health and Health Care of the FSBEI HE Dagestan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation [tel.: 8 988 291-53-61]

Abstract. The research was conducted in 2021-2022 years on the basis of Dagestan State Medical University (DSMU). Opinions of 1265 students were studied, which is 23,6% of the total number of students of DSMU. The study covered the points of fourth-year and fifth-year students of the Faculty of General Medicine, Faculty of Pediatrics and Faculty of Preventive Medicine. According to 65,3% of respondents, exams should be held in oral form, 20,1% of respondents choose

test form, 14,6% of respondents prefer combined form of exams. Questionnaire-based survey showed that 16,2% of polled are dissatisfied of studying conditions, 17,5% disliked the quality of practical skills. About 2/3 of students eat irregularly, 48,4% do not follow the daily regimen. The prevalence of tobacco smoking among surveyed amounted to 19,4%. The elaboration of set of measures aimed at improving the quality of educational process and developing of healthy lifestyle was based on the research materials.

Key words: students' opinions, healthy lifestyle, risk factors, state of health, questionnaire-based survey, life values, quality of education, experiment, medical activity.

Одной из важных задач образовательных организаций является повышение качества учебного процесса. Эта проблема выдвигает такой важный фактор, как выяснение мнения студентов и преподавателей относительно качества процесса обучения. Социологическое исследование в таких случаях дает то, что в кибернетике называется механизмом обратной связи, так как учебно-методические занятия часто не получают должного развития в силу чисто субъективных причин [1, 2, 7].

Охрана здоровья студенческой молодежи является одной из наиболее актуальных задач общества, поскольку в современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности эта группа населения испытывает наибольшее отрицательное воздействие окружающей среды и не всегда может адаптироваться к новым, изменившимся для них условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам [8, 9].

Возрастание объема информации, постоянная интенсификация труда студентов, широкое внедрение новых технических средств в учебный процесс являются ущербно-формирующими факторами, провоцирующими возникновение психосоматических заболеваний.

Необходимо повышение рейтинга здоровья в системе ценностей, обучение оценке качества жизни, принципам и методам его обеспечения. Студенты уделяют мало времени и прилагают недостаточно усилий для сохранения собственного здоровья, а за последние 10 лет среди молодежи практически не отмечается положительной динамики в психологических установках и поведении, направленных на поддержание здорового образа жизни. В последнее время наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья студентов, в то время как общество нуждается в активных, здоровых, творческих личностях, готовых реализовать себя во всех жизненных сферах, в первую очередь - в профессиональной деятельности [3, 4, 6].

Здоровье студенческой молодежи в условиях экономического и демографического кризиса приобретает характер первостепенной задачи национальной политики, определяет основные тенденции формирования здоровья всего населения Российской Федерации и его трудового потенциала в ближайшей перспективе [5, 10].

Охрана здоровья студентов считается одной из важнейших социальных задач общества. Студенты

высших учебных заведений - социально-экономический, интеллектуальный, творческий потенциал страны. Вместе с тем студенчество можно отнести к группе повышенного риска, так как на непростые проблемы современных студентов накладывается негативное влияние неудачных реформ в образовании и здравоохранении. Подготовка высококвалифицированных специалистов в высших учебных заведениях является одним из важнейших условий успешного решения задач экономического и социального развития общества. Решение данной проблемы во многом зависит от состояния здоровья и работоспособности студентов.

Целью исследования явилась разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение качества и эффективности учебного процесса, формирование здорового образа жизни студентов.

Материал и методы. Исследование проводилось в 2021-2022 гг. на базе Дагестанского государственного медицинского университета (ДГМУ). Метод исследования - анонимный анкетный опрос. Всего было включено в исследование 1376 студентов, согласились участвовать в нем и заполнить анкеты 1265 человек, что составило 23,6% от общего числа студентов университета. Исследованием были охвачены студенты IV и V курсов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов.

Для сбора материала была разработана «Анкета изучения мнения студентов об организации и качестве учебного процесса в ДГМУ». Анкета включала более 40 вопросов: удовлетворенность условиями учебы, расписанием занятий, учебно-методической литературой, технической оснащенностью учебного процесса, объемом и качеством практических навыков, организацией учебного процесса; отношение к учебе, форме проведения экзамена (устная, тестовая, смешанная), объективность сдачи экзаменов с использованем компьютера; причины пропусков лекций и практических занятий; участие в научных кружках и др.

В соответствии с целью и задачами в исследовании были использованы социологический, статистический, аналитический, экспериментальный методы и метод непосредственного наблюдения. При обработке и оценке достоверности результатов исследования широко использовались методы математической статистики: вычисление и оценка относительных и средних величин; критерий Стью-дента и др. Достоверность различий считалась

статистически значимой при р<0,05. Статистическую обработку проводили при помощи программ Statistica 10,0 и Excel.

Для оценки эффективности разработанного комплекса мероприятий проведен организационный эксперимент на базе ДГМУ, который длился 12 мес (2022 г.). В этот период нами осуществлялся контроль за соблюдением его условий. По истечении указанного срока проведено повторное анкетирование студентов с применением той же методики, что была использована при изучении фактически сложившейся организации учебного процесса, и осуществлен сравнительный анализ полученных в исследовании данных.

Результаты и их обсуждение. Материалы исследования показали, что основная часть (92%) студентов довольны выбором факультета и в будущем видят себя практическими врачами. Остальные предполагают заняться преподавательской и научной работой.

Студенты имеют цельное представление об идеальном враче (рис. 1). Так, на вопрос «Какими качествами должен обладать врач?» были получены следующие ответы: высоким профессионализмом -57,2%; высокими моральными качествами - 36,8%; в числе необходимых качеств названы также доброта и милосердие - 33,4%; человечность и преданность делу - 30,1%; справедливость и решительность -26,5%; мудрость и эрудиция - 18,3%; дисциплинированность - 14%. Все это свидетельствует о психологической зрелости наших будущих врачей, стремлении их к нравственным эталонам.

У студентов достаточно сформированы и жизненные ценности (рис. 2). На 1-м месте у опрошенных -семья, дети, родители (88,9%), на 2-м - здоровье и физическое совершенство (52,6%), на 3-м - интересная работа (48,6%), на 4-м - материальное благополучие (35,3%), на 5-м - независимость (32,1%),

50 40

30

20

Качества, необходимые врачу:

□ высокий профессионализм; Щ высокие моральные качества;

0 доброта и милосердие; 0 человечность и преданность делу;

□ справедливость и решительность; □ мудрость и эрудиция.

□ дисциплинированность;

Рис. 1. Ответы на вопрос анкеты «Какими качествами должен обладать врач?» (% от общего числа опрошенных)

на 6-м - уважение к окружающим (31,8%), далее -дружба, любовь, верность идеалам, веселая жизнь и другие ценности.

Исследование показало, что должно насторожить отношение студентов к учебе (рис. 3). Лишь более 2/3 опрошенных учатся с желанием, каждый пятый (18,4%) - без особого желания, у каждого девятого (8,9%) - отношение к учебе безразличное. Естественно, такое отношение к учебе негативно влияет на успеваемость студентов и посещаемость ими занятий.

Известно, что рационально составленное расписание занятий позитивно влияет на качество учебного процесса. Однако анкетирование показало, что 23,1% студентов не удовлетворены расписанием занятий. Основными причинами неудовлетворенности студентов расписанием занятий являются: в расписании занятий несколько сложных предметов в один день - 75,6%; мало дней на подготовку к экзаменам -70,3%; при составлении расписания занятий не учитывается территориальная разбросанность клинических кафедр, вследствие чего много времени уходит на переходы и переезды; не учитывается мнение студентов при составлении расписания занятий - 35,4%.

Известно, что лекции и практические занятия -главные составляющие учебного процесса. В связи с этим изучено отношение студентов к ним. Установлено, что основная часть (87,9%) студентов регулярно посещают лекции, 12,1% - нерегулярно. Основными причинами непосещения лекций являются: болезнь - 55%; лекционный материал имеется в учебниках - 38,7%; лекции неинтересны - 17,3%.

Особый интерес представляет изучение мнения студентов о формах проведения экзаменов (рис. 4). По мнению 65,3% опрошенных, экзамены необходимо проводить в устной форме, 20,1% - в форме тестового контроля, 14,6% - в смешанной форме.

Семья, дети, родители Здоровье и физическое совершенство Интересная работа Материальное благополучие Независимость Уважение к окружающим Дружба Любовь Верность идеалам Веселая жизнь Другие ценности

50 60

90 100

Рис. 2. Ответы на вопрос анкеты «Какие ценности в жизни являются главными?» (% от общего числа опрошенных)

Учусь с желанием 72,7%

Без особого желания 18,4%

Безразличное 8,9%

Рис. 3. Ответы на вопрос анкеты «Ваше отношение к учебе в настоящее время?» (% от общего числа опрошенных)

К В устной форме.

В форме тестового контроля.

■ В смешанной форме.

Рис. 4. Мнение студентов о предпочтительной форме проведения экзаменов (% от общего числа опрошенных)

Изучение мнения студентов об объективности сдачи экзаменов с использованием компьютера показало, что около 2/3 (63%) опрошенных считают эту форму контроля знаний необъективной. Основными причинами (рис. 5) необъективности сдачи экзаменов с использованием компьютера в целом, по их мнению, являются: необъективность в оценке знаний, т.е. студенты с низкими знаниями получают высокие баллы - 54,1%; тестирование на компьютере отрицательно влияет на клиническое мышление - 39%; снижается мотивация к углубленному изучению дисциплины - 37,8%; отсутствует живое общение с экзаменатором - 35,3%; заучивание те-

стов не дает знаний - 33,1%; не развивается мышление - 30,2%; «выживаемость» знаний крайне низкая - 27,8%.

Известно, что на качество обучения в значительной степени влияют условия учебы. Анкетирование показало, что условиями учебы в университете не удовлетворены 16,2% опрошенных. На вопрос «Каковы основные трудности обучения в вузе?» (рис. 6) были получены следующие ответы: большой объем учебного материала - 63,2%; слабая довузовская подготовка - 35,4%; материальные трудности -14,3%; семейные обстоятельства - 9,1%; неудовлетворительное состояние здоровья - 7,4%.

юнов, по мнению студентов, с использованием компьютера его числа опрошенных)

Необъективность в оценке знаний

Тестирование на компьютере отрицательно влияет на клиническое мышление

Снижается мотивация к углубленному изучению дисциплины

Отсутствует живое общение с экзаменатором Заучивание тестов не дает знаний Не развивается мышление

«Выживаемость» знаний крайне низкая

Содержание тестов не всегда соответствует учебной программе

Рис. 5. Причины необъективности сдачи экза

(% от об

Большой объем учебного материала

Слабая довузовская подготовка

Материальные трудности

Семейные обстоятельства

Неудовлетворительное состояние здоровья

0 10 20 30 40 50 60 70

Рис. 6. Ответы на вопрос анкеты «Каковы основные трудности обучения в вузе?» (% от общего числа опрошенных)

В соответствии с требованиями Минздрава России медицинский вуз должен готовить специалиста таким образом, чтобы выпускник, получив должный объем знаний и навыков, сразу был готов приступить к самостоятельной работе в должности участкового врача. Однако 17,5% опрошенных не удовлетворены объемом и качеством практических навыков. Известно, что одним из факторов, позитивно влияющих на качество обучения, является техническая оснащенность учебного процесса. Исследование показало, что 19,1% опрошенных не удовлетворены технической оснащенностью.

У студентов сформировался и образ идеального преподавателя. Ответы на вопрос, «Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать преподаватель?», представлены на рис. 7.

Известно, что оптимальный микроклимат в коллективе положительно влияет на качество учебного процесса. Социологическое исследование показало, что конфликты у студентов с преподавателями возникают в 14,6% случаев изредка и в 3,2% случаев - часто.

В настоящее время в университете созданы все необходимые условия для творческого развития студентов. Однако в научных кружках занимаются лишь 14,8% студентов. Основными причинами, которые не позволяют заниматься в научных кружках (рис. 8), являются: нехватка времени (53,1%); трудность в выборе научного кружка (22,4%); материальные трудности (13,7%); отсутствие интереса к науке (6,2%).

Быть профессионалом и эрудитом Иметь хорошие педагогические навыки Уметь привить интерес к предмету Быть требовательным и справедливым Быть доброжелательным и любить свою работу Обладать высокими моральными качествами

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Рис. 7. Ответы на вопрос анкеты «Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать преподаватель?»

(% от общего числа опрошенных)

6,2%

13,7%

22,4%

53,1%

□ Нехватка времени.

^ Трудность в выборе научного кружка.

□ Материальные трудности.

б Отсутствие интереса к науке. ^ Прочие причины.

Рис. 8. Причины, которые не позволяют заниматься в научных кружках (% от общего числа опрошенных)

Установлена низкая медицинская активность студентов: в случае заболевания 58,4% опрошенных обращаются за медицинской помощью только в тяжелых случаях острых заболеваний; 47,1% - при обострении хронических заболеваний; 53,1% - занимаются самолечением. Более половины студентов (53,1%) оценили свое здоровье как отличное либо хорошее, а 83,7% считают, что достаточно осведомлены в вопросах здорового образа жизни.

Около 2/3 студентов питаются нерегулярно; 48,4% - не соблюдают режим дня; 56,4% - испытывают дефицит сна; 43,7% - находятся под воздействием постоянных стрессов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным исследования, наиболее значимыми факторами риска для здоровья студентов являются вредные привычки (курение, употребление алкоголя), стресс, условия обучения и учебная нагрузка. Распространенность табакокурения среди опрошенных составила 19,4% (среди девушек - 4,3%, среди юношей - 14,1%), употребления алкогольных напитков среди юношей - 22,4%, среди девушек - 9,6%.

На вопрос, «Каким транспортом Вы добираетесь до кафедры и клиники?», получены следующие ответы: общественным транспортом - 61,2%; на такси -34,5%; пешком - 26,2%; на личной машине - 14,3%. У студентов много времени уходит на переезды и переходы по кафедрам. С этим связаны и значительные транспортные расходы. Так, у более половины (56,2%) студентов на транспортные расходы в день уходит до 250 руб.; у 23,9% - от 300 до 400 руб.; у 14,8% - от 450 до 500 руб., у 8,4% - 600 рублей и более. Это необходимо учитывать при составлении расписания занятий.

На основе материалов исследования разработан комплекс мероприятий, направленных на повышение качества и эффективности учебного процесса, формирование здорового образа жизни студентов, которые включали: развитие здоровьесберегающей среды (инфраструктуры) в университете; модернизацию материально-технической базы кафедр, учебных баз, лабораторий; совершенствование симуля-ционных и практических навыков студентов; повышение качества лечебно-профилактической помощи обучающимся; развитие духовно-нравственной составляющей воспитания; разработку и реализацию программ по исследованию морально-психологического климата среди студентов и сотрудников; регулярное изучение мнения студентов, преподавателей и родителей об организации и качестве учебного процесса; обучение студентов основам здорового образа жизни; активизацию волонтерского движения; совершенствование физкультурно-оздоровительных мероприятий; проведение научно-практических конференций, секционных заседаний по ЗОЖ, публика-

цию статей; реализацию комплексных мер по профилактике социально значимых заболеваний, табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков в студенческой среде.

В условиях эксперимента в результате внедрения комплекса мероприятий значительно улучшились показатели качества учебного процесса и здорового образа жизни. Первичная успеваемость на лечебном факультете увеличилась с 78,5 до 86,6%, на педиатрическом - с 74,3 до 82,4%, посещаемость лекций на этих факультетах в среднем возросла с 86,9 до 92,7%, удовлетворенность студентов качеством проведения лекций в среднем на факультетах возросла с 69,3 до 88,1%, практических занятий - с 60,5 до 91,4%; доля студентов, занимающихся в научных кружках, возросла с 14,8 до 21,3%.

Значительно улучшились показатели здорового образа жизни: распространенность курения среди студентов сократилась с 19,4 до 13,2%; доля лиц, употребляющих спиртные напитки, снизилась на 9,4%; число лиц, выполняющих рекомендации и советы врачей, увеличилось с 68,7 до 86,3%; доля студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, возросла с 53,7 до 68,2%; охват профилактическими медицинскими осмотрами студентов увеличился с 78,4 до 87,2%.

Выводы. Материалы исследования показали, что рейтинг здоровья в иерархии жизненных ценностей и приоритетов будущих врачей занимает лидирующие позиции. Однако, несмотря на высокую валеограмотность студентов-медиков, у половины из них отсутствует устойчивая мотивация к индивидуальному здоровьетворчеству, и, как следствие, имеется ряд поведенческих факторов риска, оказывающих неблагоприятное влияние на состояние их здоровья.

В условиях эксперимента значительно улучшились показатели качества учебного процесса: первичная успеваемость в среднем на факультетах возросла с 76,4 до 84,5%; посещаемость лекций - с 86,9 до 92,7%; доля студентов, занимающихся в научных кружках, увеличилась с 14,8 до 21,3%. Улучшились показатели здорового образа жизни: распространенность курения среди студентов сократилась с 19,4 до 13,2%, доля лиц, употребляющих спиртные напитки, - на 11,5%; доля студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, возросла с 53,7 до 68,2%.

Осуществление мероприятий по эффективной социальной защите студентов, оздоровлению условий учебы, формированию установок на здоровьесохра-няющее поведение позволит улучшить здоровье и социальный статус студентов и благотворно отразится на качестве обучения.

Литература

References

1. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие / М.Я. Виленский,

A.Г. Горшков. - Москва: КноРус, 2019. - 239 с.

2. Влияние условий обучения на состояние здоровья студентов / И.Э. Есауленко, А.С. Фаустов, И.И. Либина, О.И. Губина // Вестник Воронежского государственного университета. - 2009. - № 2. - С. 55-59.

3. Евстигнеев, Б.Н. Факторы окружающей среды, влияющие на укрепление здоровья студентов, занимающихся физической культурой на открытых спортивных площадках / Б.Н. Евстигнеев, Е.Ю. Малянова // Актуальные проблемы физической культуры студентов медицинских вузов г. Санкт-Петербурга: материалы 1-й межвузовской научно-практической конференции с международным участием. - Санкт-Петербург: СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2015. - С. 36-38.

4. Ермакова, Н.В. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса / Н.В. Ермакова // Гигиена и санитария. - 2005. - № 3. - С. 48-52.

5. Кононов, В.А. Значение оздоровительной физической культуры в системе здорового образа жизни / В.А. Кононов // Физическая культура в профессиональном образовании учащихся высшей школы: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. -Ставрополь: Краснодарский университет МВД РФ, 2017. - С. 134-138.

6. Намаканов, Б.А. Здоровьесозидающие технологии при обучении студентов высших учебных заведений / Б.А. Намаканов, М.М. Расулов // Здоровьесберегающее образование. - 2011. - № 2. - С. 98-110.

7. Никонова, В.Г. Формирование мотивации здорового образа жизни студентов в системе высшего образования /

B.Г. Никонова, В.Л. Калманович // Здоровьесберегаю-щее образование. - 2010. - № 3. - С. 116-118.

8. Ушакова, Я.В. Здоровье студентов и факторы его формирования / Я.В. Ушакова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2007. - № 4. -

C. 197-202.

9. Чермит, К.Д. Университетская среда и здоровье участников образовательного процесса / К.Д. Чермит // Высшее образование в России. - 2011. - № 2. - С. 60-65.

10. Яврошенко, Е.О. Физическое самосовершенствование - основа формирования здорового образа жизни / Е.О. Яврошенко // Актуальные проблемы физической культуры студентов медицинских вузов г. Санкт-Петербурга: материалы 1-й межвузовской научно-практической конференции с международным участием. - Санкт-Петербург: СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2015. - С. 83-86.

1. Vilenskii, M.Ya. Fizicheskaya kul'tura i zdorovyi obraz zhizni studenta: uchebnoe posobie / M.Ya. Vilenskii,

A.G. Gorshkov. - Moskva: KnoRus, 2019. - 239 s.

2. Vliyanie uslovii obucheniya na sostoyanie zdorov'ya studentov / I.E. Esaulenko, A.S. Faustov, I.I. Libina, O.I. Gubina // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2009. - № 2. - S. 55-59.

3. Evstigneev, B.N. Faktory okruzhayuschei sredy, vliyayu-schie na ukreplenie zdorov'ya studentov, zanimayuschihsya fizicheskoi kul'turoi na otkrytyh sportivnyh ploschadkah /

B.N. Evstigneev, E.Yu. Malyanova // Aktual'nye problemy fizicheskoi kul'tury studentov medicinskih vuzov g. Sankt-Peterburga: materialy 1-i mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. -Sankt-Peterburg: SZGMU im. I.I. Mechnikova, 2015. -S. 36-38.

4. Ermakova, N.V. Izuchenie obraza zhizni, sostoyaniya zdorov'ya i uspevaemosti studentov pri intensifikacii obrazovatel'nogo processa / N.V. Ermakova // Gigiena i sanitariya. - 2005. - № 3. - S. 48-52.

5. Kononov, V.A. Znachenie ozdorovitel'noi fizicheskoi kul'tury v sisteme zdorovogo obraza zhizni / V.A. Kononov // Fizicheskaya kul'tura v professional'nom obrazovanii uchaschihsya vysshei shkoly: materialy II Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferencii. - Stavropol': Krasno-darskii universitet MVD RF, 2017. - S. 134-138.

6. Namakanov, B.A. Zdorov'esozidayuschie tehnologii pri obuchenii studentov vysshih uchebnyh zavedenii / B.A. Namakanov, M.M. Rasulov // Zdorov'esberegayuschee obrazovanie. - 2011. - № 2. - S. 98-110.

7. Nikonova, V.G. Formirovanie motivacii zdorovogo obraza zhizni studentov v sisteme vysshego obra-zovaniya / V.G. Nikonova, V.L. Kalmanovich // Zdorov'esberegayuschee obrazovanie. - 2010. - № 3. -S. 116-118.

8. Ushakova, Ya.V. Zdorov'e studentov i faktory ego formirovaniya / Ya.V. Ushakova // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. - 2007. - № 4. -S. 197-202.

9. Chermit, K.D. Universitetskaya sreda i zdorov'e uchastnikov obrazovatel'nogo processa / K.D. Chermit // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2011. - № 2. - S. 60-65.

10. Yavroshenko, E.O. Fizicheskoe samosovershenstvovanie -osnova formirovaniya zdorovogo obraza zhizni / E.O. Yavroshenko // Aktual'nye problemy fizicheskoi kul'tury studentov medicinskih vuzov g. Sankt-Peterburga: materialy 1-i mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. - Sankt-Peterburg: SZGMU im. I.I. Mechnikova, 2015. - S. 83-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.