Научная статья на тему 'Изучение мифов в условиях поликультурного образования'

Изучение мифов в условиях поликультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ / УГЛУБЛЕННОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МИФОВ / POLYCULTURAL FORMATION / FORMATION OF SKILLS OF INTERCULTURAL COMMUNICATION / PROFOUND TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES / COMPARATIVE STUDYING OF MYTHS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуляева В. Н.

В современных условиях поликультурного образования изучение мифов соответствует задачам воспитания. Мифология как выражение мировоззрения, картины мира народа, его отношения к действительности способствует формированию навыков межкультурного общения в процессе углубленного изучения иностранных языков. Изучение мифов в процессе углубленного преподавания иностранных языков должно основываться на сопоставительном анализе мифологических картин мира. Так, в процесс углубленного преподавания французского языка в специализированных языковых школах Якутии вводится сопоставительное изучение мифов галлов и якутов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING OF MYTHS IN TERMS OF THE POLYCULTURAL FORMATION

In modern terms of polycultural formation studying of myths corresponds to education problems. The mythology as an expression of worldoutlook, an image of the people world of the, its relation to the validity promotes formation of skills of intercultural communication in the course of profound studying of foreign languages. Studying of myths in the course of profound teaching of foreign languages should be based on the comparative analysis of mythological image of the world. So, comparative studying of myths of Gauls and Yakuts is entered into process of profound teaching of the French language at schools of Yakutia

Текст научной работы на тему «Изучение мифов в условиях поликультурного образования»

ИЗУЧЕНИЕ МИФОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.Н. ГУЛЯЕВА, аспирант Якутского государственного университета им. М.К. Амосова

Аннотация. В современных условиях поликультурного образования изучение мифов соответствует задачам воспитания. Мифология как выражение мировоззрения, картины мира народа, его отношения к действительности способствует формированию навыков межкультурного общения в процессе углубленного изучения иностранных языков. Изучение мифов в процессе углубленного преподавания иностранных языков должно основываться на сопоставительном анализе мифологических картин мира. Так, в процесс углубленного преподавания французского языка в специализированных языковых школах Якутии вводится сопоставительное изучение мифов галлов и якутов.

Ключевые слова: поликультурное образование, формирование навыков межкультурного общения, углубленное преподавание иностранных языков, сопоставительное изучение мифов.

STUDYING OF MYTHS IN TERMS OF THE POLYCULTURAL FORMATION

V.N. GULAEVA, aspirant of the Yakut State University

Annotation. In modern terms of polycultural formation studying of myths corresponds to education problems. The mythology as an expression of worldoutlook, an image of the people world of the, its relation to the validity promotes formation of skills of intercultural communication in the course of profound studying of foreign languages. Studying of myths in the course of profound teaching of foreign languages should be based on the comparative analysis of mythological image of the world. So, comparative studying of myths of Gauls and Yakuts is entered into process of profound teaching of the French language at schools of Yakutia.

Key words: polycultural formation, formation of skills of intercultural communication, profound teaching of foreign languages, comparative studying of myths.

Интенсивные интеграции, происходящие в процессе глобализации современного мира, развитие международных контактов, сотрудничества и взаимодействия во всех сферах жизни, будь то политика, экономика, культура, достижения информационных технологий, рост иммиграционного движения, результатом которого является полиэтническое общество, способствовали особенно пристальному вниманию к вопросам поликультурного образования.

Наряду с положительными сторонами открытого общества существуют и негативные последствия — такие глобальные проблемы, как обострение конфликта культур, рост национального экстремизма, расизма, шовинизма, фашизма. Имеется потребность не только в знании культуры, нормы общения, менталитета, этнопсихологии народов стран сотрудничества, а также совместного проживания, но и в воспитании у детей этнотолерантности, взаимопонимания, взаимоуважения, в обучении межкультурному общению, культуре такого общения, нормам диалога культур.

Идеи поликультурного образования в отечественной педагогике разрабатывались в исследованиях Г.В. Па-

латкиной, З.Т. Гасанова, А.Н. Джуринского, Д.И. Ла-тышиной, В.В. Макаева, Л.Л. Мальковой, Л.Л. Суп-руновойи др. Известно, что поликультурное образование — это воспитание и обучение разных этнических и социальных групп «с учетом их культурных и воспитательных интересов» (Палаткина Г.В., 2002. С. 41), предполагающее подготовку человека к жизни в поликультурной среде, обладающего чувством понимания и уважения к другим людям, умением жить в мире и согласии в условиях существования множества культур, с разными традициями, обычаями, взглядами, мироощущением и т.д.

Выделяются следующие цели и задачи поликультурного образования:

1) формирование способности к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, уважение и сохранение культурного многообразия, цель, которую А.Н. Джурин-ский назвал «Плюрализм»;

2) развитие чувства понимания и уважения, терпимости, солидарности к другим людям;

3) развитие умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований, ориентация на диалог культур;

4) формирование общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей, т.е. «Объединение»;

5) поддержка равных прав на образование и воспитание, удовлетворение образовательных запросов представителей всех этнических и социальных групп, «Равенство»;

6) формирование у детей национального самосознания, этнической идентичности (Макаев В.В., Малькова Л.Л., Супрунова Л.Л., 1999. С. 6; Джуринс-кий А.Н., 2002. С. 95; Палаткина Г.В., 2002. С. 41; Га-санов З.Т., 2001. С. 27)

Решение вышеуказанных целей успешно обеспечивает предмет «Иностранный язык», задачей которого выступает формирование навыков межкультурного общения. В своем исследовании под термином «межкультурное общение» мы подразумеваем общение как вербальное, так и невербальное, одним словом, взаимодействие представителей разных этнических культур.

Успешная реализация межкультурного общения может протекать только в том случае, когда коммуникант имеет представление о видении мира носителя языка, другими словами, о картине мира. В связи с этим, на наш взгляд, чтобы впитать детям сознание, дух народа, нужно изучать наряду с культурой и его мифологическую картину мира. Мифология выражает мировоззрение, картину мира народа, его отношение к действительности.

При формировании умений и навыков межкультурного общения по принципу «диалога культур» необходимо создать дидактические условия для сопоставительного гуманистически ориентированного соизучения иноязычной и родной культур (Сафонова В.В, С. 166) Следовательно, изучение мифов в процессе преподавания иностранных языков должно протекать на основе сопоставления мифов народов родного и изучаемого языков, которое предполагает не только освоение чужой культуры, но и осознание собственной универсальной сущности как культурно-исторического субъекта, а также формирование представления о культурном разнообразии как о норме сосуществования и взаимного развития культур, которое характерно современному полиэтническому обществу. Так, в процесс углубленного преподавания французского языка в специализированных языковых школах Якутии вводится сопоставительное изучение мифов галлов и якутов.

Важным принципом поликультурного образования является этнопедагогизация образовательного процесса. Этнопедагогический аспект поликультурного образования предполагает учет культурных и воспитательных традиций различных народов.

Исследования основывались на научных трудах по этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса Г.Н. Волкова, А.Д. Семеновой, А.П. Око-

нешниковой, И.С. Портягина. Основоположник теоретических основ этнопедагогики Г.Н. Волков, определил ее как науку об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, о педагогике быта, семьи, рода, племени и народов. (Семенова А.Д., С. 13). Эт-нопедагогика выступает как теоретическое осмысление народной педагогики. Народная педагогика — это опыт в воспитании народа, а этнопедагогика «исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий, сохраняющиеся благодаря национальной системе воспитания и претерпевающие эволюцию вместе с условиями жизни, вместе с педагогической культурой народа» (Волков Г.Н., 1999. С. 31). Средствами народного воспитания являются пословицы, поговорки, песни, предания, традиции, обычаи, обряды, праздники, также немаловажным средством мы считаем мифы.

Изучение мифов способствует формированию у детей национального самосознания, этнической идентичности. Национальное самосознание — осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности, осмысление своего положения в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими общностями (Кукушин В.С., 2002. С. 229). Оно достигается на основе представлений об истории и культуре не только своего народа, но и тех этнических общностей, с которыми он вступает во взаимоотношения. Этническая идентичность — это результат этнической социализации (включение индивида в многомерный и многоуровневый социум) или идентификации (интериоризация качеств этнической общности), сформировавшихся в процессе этногенеза.

Мифы в качестве средства народной педагогики рассматривали А. Наговицын, М.Т. Гоголева, М. Вамсукас, П. Калогианакис и др. М. Вамсукас и П. Калогианакис полагают, что мифология способна внести важный вклад в поиск культурных связей между народами, в развитие всемирного универсального сознания, плодотворное международное сотрудничество и усиление солидарности. Центральным воздействием мифа они считают философский взгляд на мир посредством идеи комплексности и взаимозависимости языков, многообразия цивилизаций и поиска новой символики человеческого существования внутри международной структуры. Далее указывается, что миф как международно-глобальное явление расширяет географическое пространство и дает универсальное представление о человеке и том мире, в котором он живет. Помимо этого, по их мнению, необходимость международного понимания и сотрудни-

чества усиливает вышеназванную перспективу и стремление современного человека действовать в подлинно международном окружении, чему будут содействовать знания о различных цивилизациях, направленные на культурный подход к ним и, следовательно, на эволюцию всемирного сознания, а также на содействие эффективному международному сотрудничеству и солидарности (Вамсукас М., Калогианакис П., С.75)

Таким образом, сегодня мифология должна выступать в качестве компонента образования, и, несмотря на рационализм времени, в котором мы живем, мифы в качестве архетипического источника познания все еще обаятельны и трогательны, таят в себе некое символическое и аллегорическое послание, по-прежнему представляют собой назидательно-педагогическую ценность и приносят пользу.

При сопоставительном изучении мифов в условиях поликультурного образования мы основываемся на принципы личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). При личностно-деятельностном подходе личность рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Таким образом, данный подход предполагает учет возрастных особенностей обучающихся. А.П. Оконешникова в своей работе об этнической психологии народа саха определяет ранний школьный возраст (6—10, 7—11 лет) как период, когда у ребенка развивается мышление, навыки сравнения, анализа, творческого потенциала, когда ребенок выделяет себя как личность, как индивид определенного этноса. В этом возрасте ребенок осознает свою национальную культуру. В связи с этим, утверждает А.П. Оконешникова, в этот период нужно изучать пословицы, поговорки, загадки, мудрые высказывания народа, воспитывать любовь к природе средствами народных песен, формировать мировоззрение детей, знакомя их с якутскими сказками, мифами, эпосами о духах — иччи, о религиозных понятиях народа (Оконешникова, С. 49) Ведь «этническое самосознание... объективируется в его языке, системе народных обычаев и традиций, в преданиях, легендах, мифах, поверьях, приметах, предрассудках в явлениях народной мудрости и др.» (Чабыев, С. 31)

Основными психологическими новообразованиями в младшем школьном возрасте являются развитие и формирование всех познавательных процессов, как произвольных так и осознанных, их интеллектуализация и внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; развитие системы собственных отношений ребенка с окружающими (Сорокоумова, С. 133). Известно, что в этом возрасте у детей формируются основы ориента-

ции в теоретических формах отражения действительности (Фельдштейн, С. 60). У младшего школьника формируются познавательная активность, логическое мышление, логическая память. Значит, в этом возрасте ребенок способен воспринять мифологию как часть культуры, отличить миф от других жанров фольклора, устного творчества, классифицировать мифы, а также их систематизировать. Но у детей данного возраста абстрактное мышление еще нуждается в постоянной опоре на наглядные примеры. Также они еще не владеют своим вниманием. Если урок не возбуждает достаточного интереса, не сопровождается положительным эмоциональным переживанием, дети начинают быстро отвлекаться. «Чем труднее и серьезнее учебный материал, тем больше он должен опираться на наглядность» (Божович, 1995. С. 47).

Таким образом, нужно начать знакомить с мифами детей дошкольного возраста и целесообразно продолжать изучать мифы в младшем школьном возрасте как с отдельным жанром, формировать знание мифологической картины мира. А сопоставительное изучение мифов народов родного и преподаваемого языков следует вводить в подростковом возрасте для выработки толерантности к представителям другой национальности, веры, чувства сопричастности к мировой культуре.

В подростковом возрасте (11—14, 12—15 лет) формируется самосознание как осознание себя в обществе, членом общества, усиливается социальная активность. В этот период нужно воспитать положительное отношение к представителям другой национальности, толерантность, обучить правилам поведения и навыкам общения (Оконешникова, С. 45—54). Л.С. Выготский отмечал, что в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным более глубокое и широкое понимание других людей (Сорокоумова, С. 138). У подростков возникает интерес к внутреннему миру окружающих.

Известно, что в переходном возрасте пропадает интерес к фантастическим сказкам и рассказам (Выготский, 1967. С. 30). В подростковом возрасте имеют место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Поэтому изучение мифов следует прекратить после 6-го класса.

Согласно этапам формирования культуры межнационального общения (КМО) (Педагогика межнационального общения, с. 11) выводятся этапы изучения мифов галлов и якутов в школе с углубленным изучением французского языка, которые соответствуют трем уровням деятельностной модели обучения в общепсихологической теории деятельности.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таблица №1

о « Я 8

Й М

Ч о а ^

«ою

ЙЯ О

ч н

к О

я я о

¡2?

я

5

ч о

0

я О

1 2

-в « « 8

ей Я н

-с =

се Н

Я

о

3 я

3 о

2 £

я м

о « к

Я

Задачи изучения мифов галлов и якутов

Классы

о

ны

то

оо ^ я

ыв

& я ^ р

л уи

у

«

о

н дно

а е и н е о в с

О

я и

ида

а т

я

и а о ов тт сс и е е

у

к я и м

а ф

и м с о в т с м о к а н З

Сформировать понятие мифа в качестве части фольклора, отличие от сказки.

Охарактеризовать мифы о животных и птицах и якутов.

Развить почтительное отношение к братьям меньшим: животным и птицам. Охарактеризовать модель мира якутов Описать традиционные верования якутов Привить к общечеловеческим и народным ценностям (категории доброты, красоты, храбрости, гостеприимства, честности, ума и т.д.)._

2 класс

«

У

О

0 р

X

Б

¡г

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

О «

Я

н -

се

е в о н с о

«

о т

т

а н е и н а

и т с

о

д

вр оо р г а в т с

е

о р

а н х и г

уу

ут ь

р

д

е р

ур

р

о

е

оу нк

од к

р я к и

ть ен ст же

км я а вф ои ф м

з ё

* I

нс ем чо ук

Охарактеризовать мифы якутов и галлов. Описать традиционные верования якутов и галлов. Описать обычаи, традиции, ритуалы якутов. Охарактеризовать мифы о животных и птицах и якутов.

Развить почтительное отношение к братьям меньшим: животным и птицам. Охарактеризовать модель мира галлов Изучить лексический минимум по французскому языку на тему «Мифы галлов и якутов» Привить к общечеловеческим и народным ценностям (категории доброты, красоты, храбрости, гостеприимства, честности, ума и т.д.)._

3-4 классы

я «

о

и -

я

гО О

я

ю о

3

о,

Н Я

Й я

д о

I? Э й 9

я

_ я а я

н щ

0 о

5 8 §

1

се Я О

а я

2 а

о

о -

о О

0

1

О

е

§ *

я й „ я

3 й

& а

^ я

►А О

4 я

М се

о «

я 2

Ч 2

о

а

я

о £

к

я я о

ч -

о о о ^ Я ' -с

г-

я

я

се

го о я

о О

о й

1-4

се

а я 2 Я я

га

се

Сопоставление представлений о животных, растительном мире, природе галлов и якутов. Сопоставление моделей мира якутов и галлов Дать сравнительный анализ пантеона богов галлов и якутов.

Дать сравнительный анализ якутского шамана и галльского друида.

Изучить лексический минимум по французскому языку на тему «Мифы галлов и якутов». Представить географические и исторические особенности Якутии и Франции, отраженные в мифах галлов и якутов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Привить к общечеловеческим и народным ценностям (категории доброты, красоты, храбрости, гостеприимства, честности, ума и т.д.)._

5-6 классы

й

и щ

ср сИр

е

хи ык

вем

ав ра во ор

н п но

д в н о

вй

еи рн

еа П ан

8 |

к ен ыщ

в

ва б н о е и н а

о

ан вру т ь

о р

и

ул

рк ож е

3 я м

я ту иу

ен чу

зу

о ч ч со

1-ч

Я О

ф

е

Воспитание этнотолерантности на основе сопоставительного изучения мифов.

Дать характеристику психологических особенностей якутов и французов на основе анализа мифов галлов и якутов.

Развитие навыков межкультурного общения на основе сопоставительного изучения мифов. Привить к общечеловеческим и народным ценностям (категории доброты, красоты, храбрости, гостеприимства, честности, ума и т.д.)._

6 класс

Таким образом, делаем следующие выводы.

Ф В современных условиях сопоставительное изучение мифов народов родного и преподаваемого языков успешно может выполнять задачи поликультурного образования.

Ф Философский взгляд на мир в мифах посредством идеи комплексности и взаимозависимости языков, многообразия цивилизаций и поиска новой символики человеческого существования внутри международной структуры соответствует цели, которую А.Н Джуринский назвал «Плюрализм».

Ф Миф как международно-глобальное явление, расширяя географическое пространство и давая универсальное представление о человеке и том мире, в котором он живет, развивает чувства понимания и уважения, терпимости, солидарности к другим людям, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований, ориентируясь на диалог культур, формирует общенациональные, политические, экономические, духовные ценности.

Ф Миф как средство народной педагогики формирует у детей национальное самосознание, этническую идентичность, самоуважение.

Ф Мифология как выражение мировоззрения, картины мира народа, его отношения к действительности способствует формированию навыков межкультурного общения в процессе углубленного изучения иностранных языков.

Ф Основываясь на учете возрастных особенностей детей, необходимо начать знакомить их с мифами в дошкольном возрасте и целесообразно продолжать изучать мифы в младшем школьном возрасте как с отдельным жанром, формировать понятие мифологии. А сопоставительное изучение мифов народов родного и преподаваемого языков следует вводить в подростковом возрасте для выработки терпимости к представителям другой национальности, веры, осознания места собственной культуры в мировом культурном наследии.

Ф Согласно этапам формирования культуры межнационального общения (КМО) (Педагогика межнационального общения, с. 11) выводятся этапы изучения мифов галлов и якутов в школе с углубленным изучением французского языка, которые соответствуют трем уровням деятельностной модели обучения в общепсихологической теории деятельности: знакомство с мифами якутов (2 класс), изучение мифов якутов и знакомство с мифами галлов (3—4 классы), сопоставительное изучение мифологических картин мира галлов и якутов (5—6 классы), формирование навыков межкультурного общения на основе изучения мифов галлов и якутов.

Литература

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельд-штейна. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОЖЭК», 1995. 352 с.

2. Вамсукас М., Калогианакис П. Роль древнегреческой мифологии в европейском образовании // Педагогика. 2001. № 10. С. 75-78.

3. Волков Т.Н. Этнопедагогика. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 168 с.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 2-е изд. М.: Просвещение, 1967. 93 с.

5. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2001. № 4. С. 24-30.

6. Гоголева М.Т. Изучение устного народного творчества - один из факторов социализации подростков // Вестник Якутского Гос. университета им. М.К. Амосова. 2008. № 3. С. 39.

7. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. 2002. № 10. С. 93-96.

8. Кукушин В.С. Этнопедагогика: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. психолого-социолог. инс-та, 2002. 304 с.

9. Макаев В.В., Малькова Л.Л., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999.№ 4. С. 3—10.

10. Оконешникова А.П. Норуот уйул^ата — иитэр лэ ти-рэ^э. Якутск: Зд-во ИПКРО, 1996. 175 с.

11. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. 2002. № 5. С. 41—47.

12. Педагогика межнационального общения: Учеб. пособие / Под ред. Д.И. Латышиной. М.: Гардарики, 2004. 320 с.

13. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996. 237 с.

14. Семенова А.Д. Этнопедагогика: Уч-метод. комплекс / Объединен. Ин-т развития образования. Центр дистанц. образования. Педаг. Ин-т ЯГУ. Якутск: Изд-во Центра дистанц. образования ОИРОМО РС(Я), 1999. 88 с.

15. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология: Краткий курс. СПб.: Питер, 2007. 208 с.

16. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 368 с.

17. Чабыев И.П. Философско-психологический анализ феноменов этнического сознания и самосознания // Этнопедагогика Якутов. С. 29—31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.