Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ'

ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / ДИАГНОСТИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибатова Айгуль Зуфаровна, Волкова Екатерина Андреевна

Высшее образование заинтересовано не только в процессе обучения, но и формирования человека участника и созидателя развития общества. Поэтому изучение взаимоотношениям обучающихся высших учебных заведений является инструментом для совершенствования умений общения, развития профессиональных, личностных качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности. В этом контексте целью исследования являлось формирование характеристики межличностных отношений в учебных группах филиала ТИУ в г. Сургуте на предмет выявления конфликтов. Авторы использовали методы: наблюдение, социометрия, анкетирование, математическое моделирование, личностный тест. Методика Ф. Фидлера была применена для оценки психологической атмосферы в учебных группах. По результатам диагностики оказалось, что для студентов характерно доминирование таких признаков позитивной атмосферы в группе как: удовлетворенность, взаимоподдержка, согласие, теплота, сотрудничество. 98% студентов имеют высокий уровень оценки возможностей развития межличностных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF INTERPERSONAL RELATIONS IN THE STUDY GROUP

Higher education is interested not only in the learning process, but also in the formation of a human participant and creator of the development of society. Therefore, the study of the relationship between students of higher educational institutions is a tool for improving communication skills, developing professional, personal qualities necessary in future professional activities. In this context, the purpose of the study was to form the characteristics of interpersonal relations in the study groups of TIU branch in Surgut in order to identify conflicts. The authors used the following methods: observation, sociometry, questionnaire survey, mathematical modeling, personality test. F. Fiedler's methodology was applied to assess the psychological atmosphere in the study groups. According to the results of diagnostics, it turned out that students are characterized by the dominance of such signs of a positive atmosphere in the group as: satisfaction, mutual support, agreement, warmth, cooperation. 98% of students have a high level of assessment of the possibilities for the development of interpersonal relations.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ИБАТОВА Айгуль Зуфаровна и другие ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ...

V7TK" ^7? 881 1 I ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

•УД1^ J /Z.eei.l |(сс) (JJCS> Tfiis is an open access article under the СС BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0029 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ © Автор(ы) 2021 SPIN: 3638-1560 AuthorlD: 57191110632 ResearcherlD: E-2151-2016 ORCID: 0000-0003-0565-8533 ScopusID: 57191110632

ИБАТОВА Айгуль Зуфаровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Естественно-научных и гуманитарных дисциплин» Тюменский индустриальный университет (625000, Россия, Тюмень, улица Володарского, 38, e-mail: aigoul@rambler.ru) ВОЛКОВА Екатерина Андреевна, студентка 2 курса филиала ТИУ в г. Сургуте, направление «Нефтегазовое дело» Тюменский индустриальный университет (625000, Россия, Тюмень, улица Володарского, 38, e-mail: azshar2017@mail.ru) Аннотация. Высшее образование заинтересовано не только в процессе обучения, но и формирования человека участника и созидателя развития общества. Поэтому изучение взаимоотношениям обучающихся высших учебных заведений является инструментом для совершенствования умений общения, развития профессиональных, личностных качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности. В этом контексте целью исследования являлось формирование характеристики межличностных отношений в учебных группах филиала ТИУ в г. Сургуте на предмет выявления конфликтов. Авторы использовали методы: наблюдение, социометрия, анкетирование, математическое моделирование, личностный тест. Методика Ф. Фидлера была применена для оценки психологической атмосферы в учебных группах. По результатам диагностики оказалось, что для студентов характерно доминирование таких признаков позитивной атмосферы в группе как: удовлетворенность, взаимоподдержка, согласие, теплота, сотрудничество. 98% студентов имеют высокий уровень оценки возможностей развития межличностных отношений.

Ключевые слова: личность, межличностные отношения, студенты, диагностика, психологическая атмосфера.

STUDY OF INTERPERSONAL RELATIONS IN THE STUDY GROUP

© The Author(s) 2021

IBATOVA Aygul Zufarovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of

Natural Science and Humanities Industrial University of Tyumen (625000, Russia, Tyumen, Volodarskogo street, 38, e-mail: aigoul@rambler.ru) VOLKOVA Ekaterina Andreevna, 2nd year student of the TIU branch in Surgut, direction "Oil and gas business" Industrial University of Tyumen (625000, Russia, Tyumen, Volodarskogo street, 38, e-mail: azshar2017@mail.ru) Abstract. Higher education is interested not only in the learning process, but also in the formation of a human participant and creator of the development of society. Therefore, the study of the relationship between students of higher educational institutions is a tool for improving communication skills, developing professional, personal qualities necessary in future professional activities. In this context, the purpose of the study was to form the characteristics of interpersonal relations in the study groups of TIU branch in Surgut in order to identify conflicts. The authors used the following methods: observation, sociometry, questionnaire survey, mathematical modeling, personality test. F. Fiedler's methodology was applied to assess the psychological atmosphere in the study groups. According to the results of diagnostics, it turned out that students are characterized by the dominance of such signs of a positive atmosphere in the group as: satisfaction, mutual support, agreement, warmth, cooperation. 98% of students have a high level of assessment of the possibilities for the development of interpersonal relations.

Keywords: personality, interpersonal relationships, students, diagnostics, psychological atmosphere.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В последние годы проблема развития межличностных отношений в учебных группах высших учебных заведениях актуальна в науке. Мы можем объяснить данную проблему несколькими причинами: рост количества конфликтов в российском обществе, психологические особенности обучающихся, неустойчивая психика молодежи, явление - конфликтность личности и другие [1; 2].

Высшее образование заинтересовано не только в процессе обучения, но и формирования человека с патриотическим потенциалом, участника и созидателя развития общества.

Поэтому целостный подход к взаимоотношениям обучающихся высших учебных заведений может стать мощным инструментом для совершенствования умений общения, развития профессиональных, личностных качеств, которые необходимы в будущей

профессиональной деятельности. В этом контексте нам было важно понять отношение студентов в учебных группах и выявить факторы, способствующие или препятствующие формированию положительных или отрицательных межличностных отношений.

В научных исследованиях за последние 10 лет мы отметили рост внимания к данной проблеме в отечественной и зарубежной науке.

Духновский С. В. и Овчарова Р. В. утверждают, что характер отношений между людьми является одним из важнейших факторов развития и формирования личности, условием, определяющим качество человеческого существования в целом. Авторы обосновали характеристики межличностных отношений между студентами образовательного процесса, главной из которых выступает социально-психологическая дистанция между ними. Авторы разработали комплекс методик для диагностики гармонии и дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса, что является необходимым элементом

IBATOVA Aygul Zufarovna and other STUDY OF INTERPERSONAL RELATIONS...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

профилактики межличностных отношений в вузе [3].

Богданова А. И. в своей диссертации описывает процесс формировании нового типа межличностных отношений на основе принципа толерантности, на основе которого возможно существование и развитие особого способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия. Автор утверждает «... формирование толерантности носит многоаспектный полидисциплинарный характер и в условиях полиэтнично-сти, многоязычия, поликультурности и полименталь-ности современного государства приобретает характер поликультурного образования, эффективность которого обеспечивается в первую очередь, сформи-рованностью условий толерантного отношения друг к другу участников образовательного процесса» [4].

Межличностные отношения изучены русскими и иностранными педагогами, психологами с разных позиций.

С позиции процесса педагогического взаимодействия, его коррекции, влияние межличностных отношений на личность обучающегося и эффективность образовательной деятельности изучали Картункова Т. С., Терехова Г. В. [5].

С позиции способов коррекции межличностного взаимодействия в образовательном процессе формирование межличностных отношений у молодежи изучали Гаджиева С. Ю. [6], Сергейчик Т. С. [7]. Авторы утверждают, важно при изучении взаимодействий и взаимоотношений в группе является углубленное изучение различных социальных проблем, а также межличностное взаимодействие между студентами, а также способы и люди, участвующие в этом общении. Студенческий коллектив играет важную роль в формировании и развитии будущих профессиональных навыков. Факторами, влияющими на социальное поведение учащихся, являются: отношение студентов, отношение студенческой группы, в которой они работают, отношения других организаций и уроков в образовательных учреждениях. Процесс развития и совершенствования данного процесса в студенческой среде и изменения в отношениях, распределении статуса группы - все это оказывает сильное влияние на успех учащихся в учебе и их отношениях [8]. Во время учебного процесса студенты также проявляют себя в различных сферах будущей карьеры, которая в их позитивной среде оказывает положительное влияние на личностное развитие.

Актуальность темы, оценивается по социальной значимости рассматриваемой проблемы, которые обуславливается новыми информационно-коммуникативными процессами, происходящими в формировании межличностных отношений, возникающей благодаря развивающимся информационным системам, технологиям.

Такие аспекты образования как формирование и развитие межличностных отношений в учебных группах является важным аспектом всего педагогического процесса. Формирование человеческих отношений напрямую связано с диагностикой, интерпретацией и оценкой характера этих отношений.

Поэтому целью нашего исследования является формирование характеристики межличностных отношений в группе филиала ТИУ в г. Сургуте на предмет выявления конфликтов.

Задачи исследования:

1) изучить методы по диагностированию межличностных отношений в группе;

2) выбрать наиболее приемлемую методику для исследования;

3) провести диагностику; произвести интерпретацию результатов;

Объект исследования: конфликты межличностных отношений в группе.

Предмет исследования: методы изучения межлич-

ностных отношений в группе.

Результатом данного исследования является определение степени конфликтов в группе, не вникая в причину их возникновения. При этом внимание уделяется математическому методу, с помощью которого выявлен результат исследования.

МЕТОДОЛОГИЯ

Диагностика межличностных отношений в группе позволяет вам узнать о коммуникативном и личностном взаимодействии, обеспечить работу в команде, согласованность и влияние на обучение. От этих факторов зависит характер группы [9-13]. С другой стороны, разногласия внутри учебной группы могут быть поводом для разногласий, ведущих к конфликту. Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия

[14].

Для выявления конфликтов в группе широко используются различные методы, такие как наблюдение, социометрия, анкетирование, математическое моделирование, личностный тест.

Наблюдение - это способ изучения конфликтов путем изучения проблемных ситуаций. Например, стратегии взаимодействия в группе. Предмет поведение отдельного человека, группы в определенной среде и ситуации [15]. Речевые действия записываются во время наблюдения; движение, выразительное движение; движение и неподвижность людей, расстояние между ними, контакт; различные физические воздействия: прикосновение, толчок, удар [16].

Метод социометрии - это социальный тест, используемый для оценки межличностных отношений в группе, для описания отношений [17]. Общий процесс этого метода диагностики выглядит следующим образом. После определения исследовательской деятельности и выбора элементов измерения ключевые цели и задачи структурируются на основе возможных критериев интервьюирования представителей учебной группы. Когда выбраны стратегии, они вводятся на специальной карточке или представляются устно. Каждый студент должен ответить им, выбрав того или иного члена группы, в зависимости от предубеждений или предпочтений, превосходства над другими, чувств или разногласий, связанных с несогласием, одобрением или неодобрением [18].

В настоящее время метод опроса является наиболее распространенным в исследовании конфликтов и включает в себя различные шкалы исследования, экспериментальные методы, демонстрирующие наличие и серьезность конфликта. Например, вопросы межличностного общения с В. Шульцем [19]. То есть опрос состоит из шести шкал и состоит из 54 вопросов, ответы на которые субъекты вводят в специальную регистрационную форму и затем обрабатывают.

Математическое моделирование - это метод, предполагающий использование средства информатики, позволяющий перейти от простой базы знаний к прогнозированию и оценке событий в реальном времени и их развитию [20].

Гришина Н. В. предлагает использовать в своих исследованиях ситуационный метод, суть которого заключается в выборе окружающей среды в рамках исследования. Для проведения ситуационного анализа была разработана специальная схема, в которой очерчены все реалии конфликта [21]. Следует четко определить характер конфликта. Таким образом, контекст ситуационного анализа, в котором были проанализированы конфликты между более чем 3000 человек, включал следующие вопросы: характеристика начала конфликта; местонахождение и характеристики организации и организации, в которой произошел конфликт; источники информации о конфликтах; происхождение конфликта; причины конфликта.

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ИБАТОВА Айгуль Зуфаровна и другие ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ...

Форма содержит 60 вопросов, ответы на которые указывают более 80 параметров кризиса.

Личностное тестирование - это метод диагностики основанный на тестовых программах, которые определяют степень частоты конфликта между людьми. Например, психогеометрический тест С. Деллингера [22]. Методика позволяет оценить личностные качества студента, подробно описать черты личности и поведение, создать естественную среду для каждого типа человека в учебной группе. Даны подробные характеристики каждой психогеометрической фигуры. Испытуемый должен выбрать наиболее привлекательную фигуру. Затем необходимо выбрать понравившуюся фигуру и записать ее название под соответствующими номерами, что определяет индивидуальные черты и личностные качества человека. Последняя цифра указывает на характер человека, с которым возможны конфликтные ситуации в будущем.

Изученные методы изучения межличностных отношений в группе изображены в таблице 1.

Таблица 1- Методы изучения межличностных отношений в группе

Название метода Цель метода Спо соб проведения метода Приема результатов

1 Метод социометрических измерений Дж. Морено Изучение проблем авторитета лидер ства; социально- дннамикн р азвнтия Опрос (социометрическая карточка) Социоыатрица. соцно1рамма

2 Психометрический метод Дюке Диагностика дистанции ос те кия и факторов определяющих ее Задатьвопросы в устной форме Матрицы взаимных оценок

3 Опросит: межличностных отношений В. Шультца Предугадать поведения индивида в ситуациях; предположить социальные взаимодействия Опр о с (оценочная шкала) Анализ оценок

4 Методика Ф. Фидлера Оценка атыосферыв группе Опр о с (о пр о сный днффер енцна л

5 М одульна я мет о дика диагностики межличностных конфликтов в группе А_Я. Анцупова Выявление и оценка конфликтов в группе Опр о с (опросный лист) Анализ ср еднего алгебр аического всех оценок

6 Ситуационный метод исследования конфликтов А_Я. Анцупова Исследование конфликтов в группе Шрамик* ситуационного анализа) Обработка и анализоценок

Для оценки психологической атмосферы в группе мы использовали методику Ф. Фидлера, Димиденко и Эркина [19], в основе которой лежит метод семантического дифференциала - метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств.

Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в группе, по мнению отвечающего. На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который характеризует психологическую атмосферу в группе. Методика интересна тем, что допускает анонимное исследование, а это повышает надежность.

По полученным данным вычисляется субъективная оценка психологической атмосферы для каждого опрошенного, средний коэффициент субъективных оценок. Итоговый показатель колеблется от 10 (наибольшая положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная оценка). Чем ниже коэффициент, тем благоприятнее оценка психологической атмосферы в коллективе.

На каждый из 10 баллов по шкале оценивали от 1 до 8 слева направо. По мнению участника, чем ниже значение, тем лучше атмосфера в группе. На основе индивидуальных профилей создаются промежуточные профили, отражающие индивидуальные черты личности в группе. Этот метод интересен тем, что обеспечивает анонимность, а это увеличивает надежность.

На основе полученных данных для каждого ре-

спондента рассчитывается восприятие индивидуального поведенческого статуса, среднее значение оценки. Конечный результат варьировался от 10 (максимальное значение) до 80 (максимальное значение). Чем ниже коэффициент, тем лучше атмосфера в группе.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Методика Ф. Фидлера требует внимательного прослушивания инструкции для заполнения опросного бланка и концентрации участников исследуемой группы. Чтобы не задерживать представителей группы, нами было принято решение создать упрощенный вариант бланка (таблица 1), а данные преобразовать в исходную версию бланка (таблица 2,3).

Таблица 2 - Упрощенная версия бланка

1. Дружелюбие 11. Враждебность

2. Согласие 12. Несогласие

3 Удовлетворённость 13. Неудовлетворённость

4. Продуктивность 14. Непр одукгивно сть

5. Теплота 15. Холодность

б. Сотрудничество 16. Конкуренция

7. Взаимоподдержка 17. Недоброжелательность

8. Увлечённость 1S. Равнодушие

9. Занимательность 19. Скука

10. Успешно сть 2 0. Б езу спешно сть

Таблица 3 - Исходная версия бланка

Параметры 1 2 4 э 6 7 8

1. Дружелюбие Враждебность

2. Согласие Несогласие

3. Удовлетворенность Неудовлетворенность

4. Продуктивность Непродуктивность

5. Топота Холодность

6. Сотрудничество Конкуренция

7. Взаимоподдержка Недоброжелательность

8. Увлеченность Равнодушие

9. Занимательность Скука

10. Успешность Безуспешность

Участникам опроса было предложены оценить 20 слов, характеризующие их атмосферу в группе от 1 до 4 баллов (1 - минимальный балл, 4 - максимальный балл).

Исходя из применяемых методик, мы перенесли данные в исходную версию опросного бланка. Для этого: каждому бланку испытуемого сопоставили бланк исходного варианта; из каждой пары противоположных слов выбираем больший балл.

Таблица 4 - Образцы бланков опроса

^йу:, {драктв>#тс! Мрсшу Нас принять участие в исследовании на лыявленис конфиннв а ноллсюивд. Ниже приставлены слова, с ношыиыи которых ы^ганпонисагтьдгыоофсру в Венки ии.ткитнт*. 1!|МДУЧ,1им11 ;цть оценку ттим слоган пт I до Л Нина |ГЖ 1 -мннинипьнынбилм.tjaiiC3iwi.il,IIийчдлл).

1. Дружелюбие 11. lip^UL-tinOCTb i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2, Согласие 4 / II, [[«пглщме i

3. Удошигйикп 13. Hcj'.HJBnciBtipfliiMCTi ^

4. Продукта ш гасть As M. ЕЕспро^стчвиостъ

5. Теплота 15> Хсиютиюстъ J

6- COIpJ'Allll'ttilTFW 1 l(i. Конкурент /

7. Втаимоподдсржиа У 17.1 IL'JOCX^W гтышссп

Увлеченность IS. P-jmiwijutiK J

9, Занимательиость -i

10. Успешность 20. Cciyc nfiuHixrb

ifw! Ilpuiüy Баи приютъ v4johl" в нпшдпшнп н из быякпснн!: конфликт j н

кшютнк. Ниже представлены слова, с поио1цыо которых hokhq описать яоикферу в Вашем имдтявс. Цсобвдлицс лэпрцгнкуттчмот] до4билоМгле 1 -минимальныйCa.li.4 максимальныйЁыл).

| ЬДруЖЯНбК J 11. Прожлобигчть i

Согласи? J 12. Мгсоглзснс V

3) У.товпстиччнносл. 't 1 i. 1 Icj.imcicTwpEniiocTb 1

J. Кролуктивнссп. { 14. Нопхщктивность ■f

i>. Теплота J livXomniom. л

6. С'в|р>Д||НЧ«ГЙй J №.Км|РП1 i

1. Нглнмошшфкха 3 1 HejwEfoiK лмслыюетъ *

я. VbieibÜMiiivib ч 19.1*3 si текшие j

Ъпнмагслыють / !9.Гкуиа 1

1(1. VciECUJJWCTfa Л 20. li£i)CiieuiHOCTb i

Преобразованные данные занесли в итоговую таблицу, по которой узнали средние значения атмосферы в группе по мнению каждого участника опроса и в группе в целом.

Таблица 5- Итоговая таблица полученных данных

IBATOVA Aygul Zufarovna and other STUDY OF INTERPERSONAL RELATIONS...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

Срмипе группы

1,111 J.4Î7

Средние значения каждого участника

а-Ч^ААМ

Рисунок 1 - График индивидуальных значений с использованием средних значений по каждой характеристике Таблица 6 - Состояние межличностных отношений в группе

2 в 4 5 6 7 S

1. Дружелюбие • Враждебность

2. Согласие • Несогласие

3. Удовлетворенность Неудовлетвор енно сть

4. Продуктивность • Н епр одуктибно сть

5. Теплота Холодность

б. Сотрудничество г Конкуренция

7. Взаимоподдержка « Недоброжелательность

8. Увлеченно сть Равнодушие

9. Занимательность Скука

10. Успешность • Безуспешность

Таким образом, по методу семантического дифференциала исследуемая группа характеризуется положительными характеристиками, что показывает график семантического дифференциала. Эти характеристики варьируются от 2 до 3 положительных баллов. Процентное соотношение представлены на рисунке 2.

Дружелюбие

Успешность

Занимательность

Увлеченность

Взаимоподдержка

■ i ■ 4

Удовлетворенность

Продуктивность I 1 0

Сотрудничество Теплота

Рисунок 2 - Процентное соотношение положительных характеристик в группе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам диагностики межличностных отношений в учебной группе филиала ТИУ в г. Сургуте по направлению «Нефтегазовое дело» студентов второго курса мы выявили, что для студентов характерно доминирование таких признаков позитивной атмосферы в группе как: удовлетворенность, взаимоподдержка, согласие, теплота - 1 место, сотрудничество - 2 место. Необходимо отметить тот факт, что в будущем студенты еще более ориентированы на развитие позитивах показателей в межличностных отношениях (9%), т.е. большинство студентов считают, что дружелюбие, занимательность, увлеченность одной идеей являются главными факторами успешности обучения и межличностных отношений в коллективе.

Результаты диагностика уровня межличностных отношений в группе показали, что у 98% студентов высокий уровень оценки возможностей развития межличностных отношений.

Таким образом, формирование положительных отношений наиболее эффективно происходит при наличии у студентов определенных психологических предпосылок, развиваемых во время обучения в вузе, на основе комплексной диагностики и профилактики, предполагающей предупреждение, предотвращение и преодоление трудностей и проблем в отношениях, что приводит к психологическому здоровью и благополучию взаимодействующих субъектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — Издательский дом»Питер», 2013.

2. Собчик Л. Н. Диагностика межличностных отношений //М.: МКЦ. —1990.

3. Духновский С. В., Овчарова Р. В. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса: монография //Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та. — 2012.

4. Богданова А. И. Формирование толерантности студентов в поликультурной образовательной среде вуза : дис. — Красноярск, 2015, 2015.

5. Картункова Т. С., Терехова Г. В. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений в студенческой группе //Научно-методический электронный журнал «Концепт. — 2015. — Т. 18. — С. 86-90.

6. Гаджиева С. Ю. Особенности формирования межличностных отношений молодежи как важная педагогическая проблема //Вестник университета. — 2015. — №. 5.

7. Сергейчик Т. С. Формирование межличностных отношений в студенческом коллективе (на примере технического вуза) : дис. — Кемерово, 2004, 2004.

8. Сычева Т. Ю. Специфика межличностного взаимодействия в юношеском возрасте //Смальта. — 2014. — №. 2. — С. 57-61.

9. Красноплахтова Л. И. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах //Красноплахтова ЛИ—Краснодар: КГАУ. — 2015.

10. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Развитие межличностных отношений студентов в профессиональной учебной деятельности // Гуманитарные балканские исследования. 2020. Т. 4. № 2 (8). С. 23-26.

11. Лапшова А.В., Коростелев АА, Барабина И.Е. Развитие межличностных отношений студентов вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 114-117.

12. Мухина Ю.Р., Яковенко И.В. Личностные особенности подростков, характеризующихся разной степенью проявления комплекса неполноценности //Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 54-57.

13. Гагиева ЗА. Особенности успешной адаптации студентов к условиям вуза //Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 18-21.

14. Воронкова О. В. Проблема эволюции конфликта //Перспективы науки. — 2011. — №. 11. — С. 223-226.

15. Клецина И. С. Практикум по социальной психологии. — Издательский дом» Питер», 2013.

16. Водинчар Е. А., Орлик Л. А. Взаимосвязь суверенности психологического пространства человека и специфики его межличностных отношений //Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. — 2016. — №. 1 (27).

17. Донцов Д. А., Драчёва Н. Ю., Власова С. В. Методы и методики социально-психологического исследования учебных групп //Школьные технологии. — 2013. — №. 1.

18. Ковалёв В. В. Теоретико-прикладные основы социально-психологической оценки персонала //Акмеология. — 2015. — №. 1 (53).

19. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа //СПб.: Питер. — 2003. — Т. 560.

20. Гришина Н. В. Ситуационный подход к анализу и разрешению конфликтов //Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. — 2012. — №. 3.

21. Деллингер С. Психогеометрический тест //Психогеометрия для менеджеров/АА Алексеев, ЛА Громова. —1991.

22. Димиденко Т. М., Эркин А. Ф. Оценка психологической атмосферы в коллективе управления культуры администрации городского округа Химки по методике Ф. Фидлера//ББК 66.3 (2Рос) О-72. — 2019. — С. 316.

Статья поступила в редакцию 27.02.2021

Статья принята к публикации 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.