Научная статья на тему 'Влияние психологического климата в учебном коллективе на успешность обучения старшеклассников'

Влияние психологического климата в учебном коллективе на успешность обучения старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2158
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / PSYCHOLOGICAL CLIMATE / УЧЕБНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / SUCCESS OF TRAINING / СТАРШЕКЛАССНИК / HIGH SCHOOL STUDENTS / EDUCATIONAL GROUP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайфуллина Наталия Геннадиевна

Данное исследование ориентировано на выявление влияния психологического климата учебной группы старшеклассников на успешность их обучения. Как качественная сторона межличностных отношений, психологический климат проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. В результате исследования было выявлено, что психологический климат влияет положительно на успешность каждого члена группы, при условии, что она высокоорганизована и сплочена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гайфуллина Наталия Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN THE EDUCATIONAL GROUP, ON THE SUCCESS OF TRAINING HIGH SCHOOL STUDENTS

This study is aimed at identifying the impact of the psychological climate of the study group of high school students on the success of their training. As a qualitative aspect of interpersonal relations, the psychological climate is manifested in the form of a set of psychological conditions that promote or impede productive joint activities and comprehensive development of the individual in the group. The study revealed that the psychological climate has a positive effect on the success of each member of the group, if it is highly organized and cohesive.

Текст научной работы на тему «Влияние психологического климата в учебном коллективе на успешность обучения старшеклассников»

Психология

УДК: 37.015.3

старший преподаватель Гайфуллина Наталия Геннадиевна

Елабужский институт (филиал)

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ НА УСПЕШНОСТЬ

ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. Данное исследование ориентировано на выявление влияния психологического климата учебной группы старшеклассников на успешность их обучения. Как качественная сторона межличностных отношений, психологический климат проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. В результате исследования было выявлено, что психологический климат влияет положительно на успешность каждого члена группы, при условии, что она высокоорганизована и сплочена.

Ключевые слова: психологический климат, учебный коллектив, успешность обучения, старшеклассник.

Annotation. This study is aimed at identifying the impact of the psychological climate of the study group of high school students on the success of their training. As a qualitative aspect of interpersonal relations, the psychological climate is manifested in the form of a set of psychological conditions that promote or impede productive joint activities and comprehensive development of the individual in the group. The study revealed that the psychological climate has a positive effect on the success of each member of the group, if it is highly organized and cohesive.

Key words: psychological climate, educational group, success of training, high school students.

Введение. Современная система образования направлена на обеспечение активного развития творческих способностей детей и молодёжи и их включение в общественно-значимую деятельность. Именно на школьные годы приходится всестороннее развитие личности, когда формируются основные черты характера и мировоззрение ребенка в целом. Период перехода от детства к зрелости относят к старшему школьному возрасту. Для этого периода характерен рост личностных притязаний и требований к уровню включенности старшеклассника в учебно-трудовую деятельность. Происходит становление человека как субъекта собственного развития: возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути, формирование устойчивой системы ценностей и этических принципов, развитие внутренней автономии и самостоятельности. Этот процесс во многом зависит от социальной среды и благоприятного психологического климата, в котором обучающийся пребывает. Именно этим обусловлена актуальность нашего исследования, когда психологический климат коллектива является одним из наиболее существенных элементов в общей системе условий существования и благополучия человека, его работоспособности, эффективности его труда [2].

Целью нашего исследования стало выявление влияния психологического климата в учебной группе на успешность обучения старшеклассников. Объектом исследования выступили обучающиеся 10 классов («А» и «Б») в количестве 42 человека. Предмет изучения - психологический климат группы и успешность обучения. Данное исследование позволило проанализировать взаимосвязь успешности в учебной деятельности и ощущение комфорта в группе, а также выявить условия формирования школьного микроклимата.

Изложение основного материала статьи. Старший школьный возраст - это период, когда формируется личность обучающегося и проявляется его устремленность к самоопределению и самостоятельности. Перестраивается система межличностных отношений и развивается устойчивая система ценностей. Старшеклассник старается проявлять себя как самостоятельная зрелая личность [1]. При этом не всем школьникам удается обрести личностную свободу и решить задачу своего межличностного общения в группе и это проявляется в отношениях со сверстниками.

Одним из условий всестороннего развития старшеклассника является его включение в многообразные отношения и взаимодействие в малых группах, особенно в той, в которой он находится большую часть времени, то есть в классе. Одним из показателей включенности обучающегося в группу является его эмоциональное отношение к школьному коллективу. Поэтому, успешность обучения старшеклассников будет зависеть от сложившегося в классе психологического климата.

К психологическому климату некоторые авторы подходят как к неофициальным отношениям, складывающимся между членами группы и значительно влияющих на ее работоспособность. В исследовании Ренато Тагиури был выделен целый комплекс параметров, определяющих психологический климат группы. Он определил, что это система межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба), основанных на таких психологических механизмах взаимодействия между людьми, как подражание, сопереживание, содействие и включающих систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива. Применительно к образовательной среде, это такой стиль общения между детьми и педагогами, который определяет отношение обучающихся к школе, удовлетворённость учителей своей работой и ожидания относительно успехов обучаемых [6].

Ряд ученых, исследуя проблему включенности школьника в микрогруппы школьного класса, рассматривали психологический климат в учебном коллективе через призму его влияния на успешность обучения (А.А. Реан, Д.Я. Райгородский, В.М. Шепель). Социально-психологический климат проявляется через стиль взаимоотношений учащихся, которые находятся в непосредственном контакте друг с другом. При этом особенности школьного микроклимата представляют собой качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе [4]. Результативность влияния коллектива на личность определяется самочувствием личности в коллективе, которое является обязательным условием развития школьника. Успешность в обучении, самочувствие обучающихся определяется, прежде всего, взаимоотношениями в первичном коллективе, классе. Категория высокой успеваемости обучения в школе обычно рассматривается как главный критерий интеллектуального уровня, социализации и общего развития [5].

С целью определения влияния психологического климата учебной группы старшеклассников на успешность их обучения нами было проведено исследование на базе средней общеобразовательной школы №8 г. Набережные Челны. Респондентами выступили обучающиеся «А» и «Б» классов в количестве 42 человека. Класс «А» является профильным по математике, класс «Б» - по русскому языку и литературе. Из беседы с учителями и обучающимися было выяснено, что в «А» класс набрали обучающихся, успешных в математике. Всем остальным школьникам, решившим продолжить обучение в 10-11 классах, рекомендовали обучаться в классе «Б», с углубленным изучением русского языка и литературы. Из четырех девятых классов образовались два. Состав класса «А» был новый, так как примерно в равном отношении в него попали обучающиеся из всей девятой параллели. Класс «Б» на 80% состоял из обучающихся одного бывшего девятого класса.

Исследование проходило в период первой половины 2017-2018 учебного года. Для изучения психологического климата нами использовались методики: А.Ф. Фидлера, направленная на выявление психологической атмосферы в группе; тест Сишора, определяющий индекс групповой сплоченности коллектива.

Для определения успешности в обучении нами был взят критерий «средние оценки успеваемости» по предметам школьников.

По результатам первичной обработки методики А.Ф. Фидлера были построены профили психологической атмосферы в каждом классе.

Таблица 1

Профиль психологической атмосферы в «А» классе (профиль: математика)

Признаки 1 2 3 4 5 6 7 8 Признаки

1 Дружелюбие * Враждебность

2 Согласие * Несогласие

3 Удовлетворённость * Неудовлетворенность

4 Продуктивность * Непродуктивность

5 Теплота * Холодность

6 Сотрудничество * Несогласованность

7 Взаимоподдержка * Недоброжелательность

8 Увлечённость * Равнодушие

9 Занимательность * Скука

10 Успешность * Безуспешность

По результатам объединенного профиля класса «А», можем наблюдать неудовлетворительную психологическую атмосферу в группе. Класс демонстрирует недовольство по таким параметрам как степень сотрудничества, удовлетворенности, взаимоподдержки. Испытуемые считают себя и членов своего класса вполне успешными. Степень согласия в группе и продуктивности находится на третьей позиции, школьники не ощущают свой класс сплоченным, но оценивают своих сверстников как дружелюбных и теплых людей. Вероятнее всего это связано с тем, что образовавшийся коллектив является новым, при том, что каждый является успешной личностью в обучении, чувствуют свою независимость, и каждый на данном этапе развития группы желает занять более высокую позицию, демонстрируя свои умения перед другими. Можем предположить существование высокой внутренней конкуренции, что препятствует созданию комфортной атмосферы, необходимый для решения проблемных заданий в группе.

Профиль психологической атмосферы класса «Б» получился следующий (таблица 2).

Таблица 2

Профиль психологической атмосферы в «Б» классе (профиль: русский язык и литература)

Признаки 1 2 3 4 5 6 7 8 Признаки

1 Дружелюбие * Враждебность

2 Согласие * Несогласие

3 Удовлетворённость * Неудовлетворенность

4 Продуктивность * Непродуктивность

5 Теплота * Холодность

6 Сотрудничество * Несогласованность

7 Взаимоподдержка * Недоброжелательность

8 Увлечённость * Равнодушие

9 Занимательность * Скука

10 Успешность * Безуспешность

Из профиля мы может отметить следующее: группа удовлетворена по параметрам дружелюбия, сотрудничества и взаимоподдержки. Как мы отмечали ранее, 80% обучающихся учатся вместе с первого класса, поэтому чувствуют себя расслаблено и комфортно.

Также респонденты этой группы отметили, что достаточно удовлетворены теплой атмосферой класса, способны высказывать свое мнение, так как не боятся критики со стороны сверстников, увлечены совместным взаимодействием.

Средние значения по всем представленным параметрам методики А.Ф. Фидлера были получены

следующие: класс «А» - 5,57, класс «Б» - 3,43.

Статистические различия по степени психологической атмосферы в двух классах были проверены при помощи критерия 1-Стьюдента [3]. Статистически достоверные различия ( р= 0,002) свидетельствует о том, что обучающиеся класса «Б» чувствуют более уютную атмосферу коллектива, чем обучающиеся класса «А».

Также нами был выявлены коэффициенты групповой сплоченности в обследуемых классах при помощи методики Сишора. Средние значения и стандартные отклонения получились следующие: класс «А» 9,14± 1,02 (средние значения); класс «Б» 11,25+0,35 (значения выше среднего). По первичным результатам исследования можем предположить о более сплоченном коллективе обучающийся по профилю «русский язык и литература», чем коллектив математического класса.

Полученные различия нами проверены при помощи статистического критерия Стьюдента. Были выявлены различия на уровне тенденции (р=0,038). Скорее всего, это связано с тем, что класс «А» как коллектив находится на стадии становления, поэтому еще нет слаженной работы, члены класса в большей степени заботятся о собственных результатах. Возможно, еще нет доверия из-за неуверенности быть принятым группой, опасения потерять свое лицо перед сверстниками.

Средние значения успеваемости классов были получены путем анализа классного журнала по всем изучаемым предметам. Были выведены средние значения оценок: у класса «А», обучающегося по профилю «математика» среднее значение и стандартное отклонение составило 4,38 ± 0,6; у класса «Б», обучающегося по профилю «русский язык и литература» среднее значение и стандартное отклонение составило 3,98 ± 1,12. По критерию 1-Стьюдента статистически достоверные различия были выявлены на уровне тенденции (р=0,043). Это можно объяснить тем, что в класс «А» отбирали обучающихся с высокими баллами успеваемости, поэтому они в учебе немного превосходят класс «Б».

Для выявления влияния психологического климата на успешность обучения нами был использован корреляционный критерий Пирсона. Взаимосвязь выявляли между успеваемостью и индексом групповой сплоченности и отдельными шкалами, отражающими психологический климат группы (дружелюбие, согласие, удовлетворённость, продуктивность, теплота, сотрудничество, взаимоподдержка, увлечённость, занимательность, успешность).

Таблица 3

Корреляционная матрица психологического климата и успешности обучения класса «А» (профиль

подготовки: математика) 20)

Усп.об.

и б ю л е

еж

у

р

-0,12

0,26

о н н

ё р

о

л в

о д

-0,02

к

у

д

о р

п

0,56*

0,04

ч и

н

д

у р

т о

0,34

к

кж р

е

д

д

о п о

-0,4

л в

0,44

0,13

у

0,61*

0,21

Примечание: ** - р<0,01; * -р<0,05; усп.об. - успешность обучения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из таблицы 3 видно, что на успешность обучения класса «А» влияют такие факторы как продуктивность, успешность и увлеченность класса. Именно эти параметры стимулируют класс на успешное освоение новых знаний и стремление к саморазвитию. Отсутствие значимой корреляции между индексом сплоченности и успешностью в обучении (г= 0,21) у старшеклассников класса с углубленным изучении математики свидетельствует о том, что коллектив на данном этапе развития не стимулирует на личные достижения обучающихся.

Рассмотрим влияние психологического климата на успешность обучения в классе «Б» (Таблица 4).

Таблица 4

Корреляционная матрица психологического климата и успешности обучения класса «Б» (профиль подготовки: русский язык и литература) 22)

Усп.об.

я ю 2 ч

Л

_а_

0,46*

0,26

о

я я

Л

о

ч я

о «

0,59*

и

«

о а я

0,6*

0,42

ч я

я

«

Л

н

о

0,55*

и *

а

«

о п о

0,38

ч я

0,48*

0,35

0,57*

0,58*

Примечание: ** - p^0,01; * -p<0,05; усп.об. - успешность обучения

В группе с высоким уровнем сплочения можем наблюдать связь успешности в обучении с такими параметрами как: удовлетворенность (г=0,59), продуктивность (г=0,6), успешность (г=0,57), дружелюбие (г=0,46), увлеченность (г=0,48). Эти факторы свидетельствуют о том, что при взаимной поддержке, раскрепощённости и увлеченности, каждый член команды может достигнуть больших результатов в обучении, стать более успешным, что отразится на отметках обучающихся.

Выводы. Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что психологический климат в обучающейся группе старшеклассников влияет на успешность обучения членов коллектива.

В нашем исследовании приняли участие два десятых класса. По уровню успеваемости математический класс превосходит на уровне тенденции класс гуманитарный. Из беседы с педагогами выявлено, что математический класс создан из числа лучших учеников. Коллектив этого класса новый, поэтому группа находится лишь на стадии своего становления. Гуманитарный класс имеет высокую групповую сплоченность, поэтому групповые процессы благоприятно оказывают влияние на успехи каждого члена группы. При высокой сплоченности коллектива, старшеклассники легко могут обращаться за помощью класса, используя ресурс группы.

Таким образом, наше предположение о влиянии психологического климата на успешность в обучении старшеклассников нашло свое подтверждение частично, так как было выявлено, что при высокой сплоченности успешность членов группы повышается, при более низкой сплоченности влияние незначительно.

Литература:

1. Бисерова Г.К. Субъектная регуляция деятельности в профессиональном самоопределении старшеклассников / Г.К. Бисерова // Humanization of education and upbringing in the education system: theory and practice: materials of the VII international scientific conference on March 20-21, 2018 - Prague/ - p. 63-68

2. Васькевич М.Э., Саутина А.В. Формирование благоприятного психологического климата в ученическом коллективе // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4.pdf (дата обращения: 13.04.2018).

3. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. - СПб.: Речь, 2014. - 392 с.

4. Райгородский Д.Я. Хрестоматия по психологии / Д.Я. Райгородский // — М.: Наука, 2002. — с. 416

5. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан. - СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 2009. - 416 с.

6. Organizational Climate: Explorations of a Concept. Edited by Renato Tagiuri and George H. Litwin ... with the Assistance of Marilynn G. Burmeister. Harvard University (CAMBRIDGE, Mass.). Graduate School of Business Administration, 1968. - 246 р.

Психология

УДК 37.075

кандидат психологических наук, доцент Герасимова Александра Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); кандидат педагогических наук, доцент Годовникова Лариса Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); кандидат социологических наук, доцент Зиборова Елена Игоревна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)

САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ КАК ВНУТРЕННИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена результатам исследования связи самосознания личности и мотивации профессиональной деятельности педагогов.

Ключевые слова: личностные особенности, самосознание, мотивация профессиональной деятельности.

Annatation. The article is devoted to the results of the study of the relationship of identity and motivation of professional activity of teachers.

Keywords: personal characteristics, self-consciousness, motivation of professional activity.

Введение. В современных условиях развития и совершенствования системы образования в России существует противоречие между общественным запросом к педагогу как высококвалифицированному специалисту, прежде всего с внутренней мотивацией профессиональной деятельности, и нередко доминирующей в реальных условиях педагогической деятельности утилитарно-прагматической мотивацией или даже отрицательной мотивацией избегания критики со стороны руководства.

В этой связи особое практическое значение приобретает поиск условий, внутренних резервов становления оптимальной профессиональной мотивации педагогов, одним из которых является самосознание его личности.

Проблема личностных составляющих профессиональной педагогической деятельности всегда была в центре внимания зарубежной и отечественной психолого-педагогической науки [1, 2, 3]. Так, вопросами, связанными с развитием самосознания, выявлением его особенностей и условий формирования занимались Л.И. Божович, А.В. Захарова, И.С. Кон, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др. Развитию мотивационной сферы в процессе профессиональнойдеятельности уделяется большое внимание в работах Б.Г. Ананьева, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, В.И. Ковалева, В.Э. Мильмана и др. Учеными были разработаны практические подходы и соответствующие диагностические методики, позволяющие выявить уровень профессиональной мотивации педагогов.

Вместе с тем, характер взаимосвязи профессионального самосознания педагогов и мотивацией их профессиональной деятельности не служил предметом специального анализа. До настоящего времени в науке и педагогической практике по-прежнему остался нерешенным вопрос: как связаны самосознание личности педагогов и мотивация их профессиональной деятельности?

Формулировка цели статьи. На кафедре возрастной и социальной психологии Педагогического института НИУ «БелГУ» в 2016-17 гг. было проведено исследование по изучению характера взаимосвязи между самосознанием личности педагогов и мотивацией их профессиональной деятельности, результаты которого и хотелось бы представить в данной статье.

Изложение основного материала статьи. Под нашим руководством на кафедре было проведено исследование, позволившее сделать вывод о самосознании личности педагогов как ресурсе развития мотивации профессиональной деятельности.

В качестве диагностических методик использовались:

1) опросник «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир (в модификации А. Реана), направленный на определение вида профессиональной мотивации с точки зрения влияния на эффективность педагогической деятельности;

2) методика «Психологический портрет учителя» Г. В. Резапкиной, выявляющая представления педагога о своих профессионально важных качествах;

3) «Методика исследования самоотношения» (В.В. Столина, С.Р. Пантилеева), позволяющая оценить глобальное и дифференцированное самоотношение педагогов;

4) методика «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросановой), направленная на оценку общего уровня саморегуляции и уровней развития отдельных процессов саморегуляции у педагогов.

Распределение педагогов по видам профессиональной мотивации представлено в таблицах 1 и 2. Из таблиц видно, что из всей совокупности испытуемых половина 50% имеют оптимальный вид мотивации, при котором внутренняя мотивация (ВМ) доминирует над внутренней положительной мотивацией (ВПМ) и внешней отрицательной мотивацией (ВОМ). Вторая половина испытуемых разделилась на 2 части и имеет либо неоптимальный либо промежуточный (переходный) вид мотивации. Напоминаем, что промежуточный мотивационный комплекс характеризуется тем что, внутренняя мотивация выражена больше или на одном уровне с внутренней отрицательной и внутренней положительной мотивации. При неоптимальном комплексе внутренняя отрицательная мотивация преобладает над внутренней мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.